Проектная деятельность в школе теория

Обновлено: 04.07.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Парфенова Анжелика Николаевна

Населенный пункт: Саратовская область, с. Раздольное

Самостоятельность головы
учащегося - единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения
К..Д. Ушинский

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Поэтому сегодня необходимо научить школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

Основная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному государственному стандарту основного общего образования. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода, где проектной деятельности отводится ведущее место.

В нашей школе с 2008 года действовала муниципальная экспериментальная площадка по внедрении проектных технологий в учебно-образовательный процесс, где мы впервые подробно изучали данную технологию.

Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Однако проектный подход сложнее для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный для ученика. Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении основного общего, среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Все мы знаем о наших проблемах, возникающих в процессе педагогической деятельности:

  • отсутствие внутренней мотивации к деятельности;
  • ребенок не может применить теорию на практике;
  • испытывает страх перед практической деятельностью.

Тем не менее, метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.

Что же такое проект?

Сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Научное обоснование теории проектирования даны и в работах С.Т.Шацкого, В.В.Гузеева, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат.

  • самостоятельность,
  • деятельность,
  • результативность.

Метод проектов – набор приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

  • проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
  • целеполагание — умение формулировать цель деятельности;
  • планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
  • анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
  • презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет 6 этапов, Пахомова Н.Ю.-4 этапа

Основные этапы работы над программным проектом:

  • формулирование темы проекта;
  • разработка проектного задания;
  • планирование работы;
  • подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности;
  • собственно разработка проекта;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление результатов исследования;
  • презентация и защита проекта.

Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы;
  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Как показала практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин.

Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода.

Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего.

В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы.

В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.

Школьники часто путают исследовательскую деятельность и проектную. Эта таблица четко дает представление о возможностях и сравнительных характеристиках двух видах деятельности.

(Процесс выработки новых знаний)

1.Бесконечное движение вглубь

2.Свободно, не регламентировано

3.Возможны "безумные идеи"

2.Реальные гипотезы и их проверка

3.Ориентация на практику

4.Заданы границы решения проблем

Творчество по плану

Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая. Однако проект более четкий и чаще реализуемый

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.

Поэтому, проект, изготовленный учениками 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

Проекты на уроках истории могут быть краткосрочными ( в рамках одного урока), среднесрочными ( в рамках изучения раздела) и долгосрочные ( в рамках одного курса).

В новых учебниках по истории Древнего мира уже предусмотрены разнообразные темы информационно - творческих проектов для учащихся, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе.

Принесенные мною на этот урок орудия труда археолога (лопата, кисточка, сито, пинцет и др.), заставляют детей задумать о назначении данных предметов, привлекают к себе внимание.

Проблема: у истории очень много наук-помощниц: геральдика, нумизматика, топонимика, хронология, этнография и среди них археология

- чем занимаются археологи;

- с какой целью ведут раскопки и как правильно вести раскопки;

-что археологи могут найти в земле;

-зачем археологу лопата, нож, кисточка, пинцет, сито, ручка.

Вместе выводим правила раскопок.

1. Определение места раскопок.

2. Разрешение на раскопки.

3. Описать, обмерить, разделить на квадраты.

4. Не торопиться, вскрытие вести пластами.

5. При появлении культурного слоя вскрытие вести ножами, кисточкой, пинцетом.

6. Постоянно вести съемку и записи.

Информативный этап. На данном этапе рассказываю о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага ещё не были изобретены, и главным материалом выступала глина.

Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог учащимися об удобстве клинописания.

Таким образом, урок получился интересным, информативным.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала на многих уроках. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.

При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.

Очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Вывод

Проекты сегодня используются как в рамках учебного процесса в школе, так и в дополнительном образовании. И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? и т.п.

Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя.

Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому

Список используемой литературы

2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

3. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.

4. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9.

5. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7.

6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность в школе.

Развитие интеллектуального потенциала, поиски отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Главная идея методов проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально доминирующей проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, аккумулировать творческий потенциал.

Проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся.

Понятие о проектной деятельности.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социально-культурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции..

- конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

- форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

- дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

· обучение планированию (ученик должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

· формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

· умение анализировать (креативность и критическое мышление);

· умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, предоставлять четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

· формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

· проект должен быть посильным для выполнения;

· создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

· вести подготовку обучающихся к выполнению проектов;

· обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения);

· в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;

· обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

· повышение мотивации учащихся при решении задач;

· развитие творческих способностей;

· формирование чувства ответственности;

· создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Оформление учебного проекта

Любой проект состоит из:

Ø пояснительной записки , в которой Вы показываете свой путь от замысла, через поиски идей и решений, через схемы, рисунки, быть может чертежи к окончательному проектному решению;

Ø материального воплощения проекта (изделие, опытный образец, макет или другое, а так же тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др.);

Ø публичной защиты выполненного проекта и его результатов.

В пояснительной записке должно быть отражено:

1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование идей.

2. Описание этапов конструирования объекта.

3. Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.

4. Процесс изготовления изделия, графические материалы.

5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

6. Техника безопасности при выполнении работ.

7. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.

8. Использованная литература.

9. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

Выделяются три этапа выполнения проекта:

1.Подготовительный этап:

- поиск и обоснование проблемы,

- выбор оптимального варианта решения,

- анализ предстоящей работы.

2.Технологический этап:

- планирование технологических процессов,

- разработка технологической документации,

- организация рабочего места,

- выполнение технологических операций,

3.Заключительный этап:

- корректировка объекта деятельности,

- контроль и испытание,

Алгоритм выполнения проекта

Через проблему – к практическому результату

Метод проектов в руках педагога дополнительного образования есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого осуществляется лично-деятельностный подход в дополнительном образовании детей и взрослых. Проблема формирования проектного мышления в контексте целостного развития неадаптивной личности при профильном обучении в учреждениях дополнительного образования приобретает особую актуальность. Превращение проектирования в предмет обучения и в основу содержания образования предполагает:

· включение учеников в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах;

· обучение школьников соответствующим способом – целепологанию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т.д.

При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения педагог-учащийся.

определяет цель деятельности

помогает ему в этом

открывает новые знания

рекомендует источники знаний

раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавателно-трудовую деятельность

содействует прогнозированию результатов выбора

создает условия для проявления активности

несет ответственность за результаты своей деятельности

помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности

Одним из условий оптимизации проектной и исследовательской деятельности учащихся является возможность грамотного руководства проектом. Работа по методу проектов требует от педагога не столько преподавания, сколько создания условий для активной деятельности учащихся: он должен стать инициатором, координатором, менеджером, консультантом, экспертом. Ему самому нужно владеть навыками проектирования, чтобы научить этим навыкам учащихся.

Дополнительное образование по своей изначальной сути является вариативным образованием, ориентированным на свободный выбор многообразия видов и форм деятельности, как со стороны педагогов, так и со стороны ученика. А это в свою очередь подводит к тому, что сама сфера дополнительного образования выступает как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. При этом, вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей получения более глубоких, в том числе специальных знаний, профессиональной ориентации в целом саморазвития человека.

В проектной деятельности учащиеся:

- овладевают навыками работы с источником информации, технологиями, овладевают навыками самоорганизации;

- учатся ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность;

- учатся принимать решения, моделировать, проектировать.

В ходе работы над проектом у учащихся развиваются навыки работы в группе, формируется культура публичного выступления и т.д.

Проектное и учебно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех уровнях, так и в рамках дополнительного образования).

Преимущества проектной деятельности в дополнительном образовании – нет жесткого регламентирования предмета, приветствуется инициативность, фантазия, творчество, креативность, есть возможность обучающимся проживать различные роли и самим преобразовывать окружающую действительность.

1. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004.

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

10. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности : Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №2.

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.

По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.

Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

  • соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире;
  • совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
  • пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;
  • развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир;
  • обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.

Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills

  1. Проект — это всегда что-то новое.
  2. Проект решает чью-то проблему.
  3. У проекта всегда есть социально востребованный результат.
  4. У проекта есть временные рамки.

Типы школьных проектов и их результаты

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.

  • новые знания, оформленные в статью;
  • устройство или прототип;
  • художественный объект;
  • технология или инновации.
  • вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
  • hard skills;
  • soft skills;
  • внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.

Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?

В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.

  • школьники (обучаются проектной деятельности, в рамках собственного проекта совершают профессиональную пробу);
  • педагоги (обучаются проектной деятельности, а также овладевают навыками тьюторского сопровождения школьных проектных команд);
  • наставники (обучаются навыкам сопровождения школьных проектов).

Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.

Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.

Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.

Читайте также: