Проектная деятельность в школе как средство

Обновлено: 05.07.2024

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.

По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.

Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

  • соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире;
  • совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
  • пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;
  • развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир;
  • обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.

Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills

  1. Проект — это всегда что-то новое.
  2. Проект решает чью-то проблему.
  3. У проекта всегда есть социально востребованный результат.
  4. У проекта есть временные рамки.

Типы школьных проектов и их результаты

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.

  • новые знания, оформленные в статью;
  • устройство или прототип;
  • художественный объект;
  • технология или инновации.
  • вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
  • hard skills;
  • soft skills;
  • внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.

Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?

В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.

  • школьники (обучаются проектной деятельности, в рамках собственного проекта совершают профессиональную пробу);
  • педагоги (обучаются проектной деятельности, а также овладевают навыками тьюторского сопровождения школьных проектных команд);
  • наставники (обучаются навыкам сопровождения школьных проектов).

Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.

Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.

Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ирбитское муниципальное образование

муниципальное общеобразовательное учреждение

(методическое пособие)

hello_html_298fa60c.jpg

д. Бердюгина

Эффективный метод, формирующий умение учащихся самостоятельно добывать новые знания

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работе

А. Н. Колмогоров

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД) ;

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход ;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность .

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

Уметь работать в команде и обладать навыками общения

Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

Эффективно использовать знания реальной жизни

Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Краткая историческая справка

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала первая станция по народному образованию. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение ( и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединять академические знания с практическим опытом их применения, что и предполагают ФГОС

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:

формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),

оценочных (личностных), коммуникативных.

Что такое проект? Проект – это работа , направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты - научные, социальные, учебные.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Тема проекта

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая- то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся :

-практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении .Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

-исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

- информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

- творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

ролево – игровые (создание спектакля, сценария, игры);

2.) По продолжительности:

- мини – проекты (один урок), краткосрочные ( несколько уроков),

- средней продолжительности( от недели до года) ,

3) По количеству участников:

- индивидуальные (личностные -проект, выполняемый одним учащимся),

- парные( выполняется двумя учащимися ),

- групповые- проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

4) 4) По охвату предметов:

- - монопроект (монопредметный,- проект по одному учебному предмету);

- межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей,

- свободный – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

5) По форме продукта ( проектный продукт)

1.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь.тесты , учебное пособие

2. Публицистические материалы: настенная газета ,школьная тиражная газета,журнал, заметка, интервью, обзор и др.

3.Творческий продукт: сборник стихотворений ,литературный альманах, альбом с иллюстрациями ,картина театральная постановка (ПРИМЕРЫ)

4. Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, Что? Где? Когда? выставка, пресс-конференция, литературное кафе

5.Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация, видеоклип ,видеофильм, гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно- музыкальными материалами) компьютерная графика, веб- сай

Этапы проектной деятельности : подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация, осмысление и оценка.

Этап 1. Подготовительный . Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)

Этап 2. Планирование . Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Вопрос – Ответ. Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Вопрос. Ответ. Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)? Развёрнутый план работы. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? Индивидуальный график проектной работы.

Лист планирования

Этап 3. Реализация проекта . Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков

Этап 5. Осмысление и оценка проекта Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

При использовании метода проекта ученик…

Определяет цель деятельности

Открывает новые знания

Выбирает пути решения

Несёт ответственность за свою деятельность

Рекомендует источники информации

Раскрывает возможные формы работы

Содействует прогнозированию результатов

Создаёт условия для активности школьника

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает: паспорт проекта; планы и графики выполнения этапов проекта; отчёты рабочих групп; рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта; материалы к презентации; результаты экспертизы.

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины

Руководитель и консультанты проекта

Возраст участников проекта

Состав проектной группы (имена и фамилии участников)

Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).

Предполагаемые продукты проекта

Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)

Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проекта

Любая проектная работа должна иметь:

При написании введения учащийся должен:

- указать цель работы (в соответствии с названием темы);

- привести задачи (раскрывающие пункты плана, т.е. пути достижения цели);

- описать структуру работы;

Объем введения должен составлять 1-2 страницы.

Далее следует основная часть работы, которая делится на 2 части.

1 часть – теоретическая, включает анализ теории, в ней целесообразно дать самое общее описание рассматриваемой проблемы, определить основные положения и понятия, далее следует сосредоточиться уже на частных характеристиках описываемого объекта, опираясь на уже существующие исследования. Однако здесь можно высказать и собственные суждения относительно исследуемого объекта. Таким образом, эта часть работы имеет по преимуществу реферативный характер. Должна содержать 1-2 параграфа. В каждом из параграфов решается конкретный вопрос, имеющий значение для целого.

2 часть – практическая (исследовательская), содержит описание уже собственного материала учащегося, с привлечением лишь по необходимости данных других исследований (привлечение таких данных весьма желательно), включает анализ текущей ситуации на основе данных и/или описание выявленных проблем в рассматриваемой области, описание путей совершенствования рассматриваемого вопроса (путей решения проблем). Глава должна включать 1-2 параграфа. Необходимость разделения параграфов на подпараграфы определяется учащимся по согласованию с научным руководителем. Каждый параграф работы составляет не менее 2 страниц.

В заключении дается обобщенное (суммарное) изложение идей, выявленных в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено, приводятся основные выводы по итогам проведенного исследования, результаты, которые были достигнуты. Это выводы по всей работе, а не повторение фраз, завершающих части работы. Объем заключения – 1-2 страницы.

Список литературы должен содержать не менее 5 источников. В это число должны входить учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, материалы сети Internet.

Требования к оформлению проекта

1.Поля: - правое – 10 мм; - верхнее, нижнее, левое – 20 мм.

2.Размер шрифта – 14, интервал – 1,5. Разрешается использовать шрифты различной гарнитуры ТОЛЬКО для акцентирования внимания на определениях и формулах.

3.Названия глав и параграфов: - в содержании пишутся с ПРОПИСНОЙ БУКВЫ, остальные буквы – строчные. После номера раздела, подраздела (главы, параграфа) точку не ставят.

Заголовок должен быть отделен от текста интервалом 10 – 15 мм.

5.Список использованной литературы Дается строго в алфавитном порядке. Порядок оформления библиографического описания источника: фамилия автора и его инициалы - название статьи или монографии - если статья, то название сборника - место издания - издательство - год издания работы - если статья или реферат, то начальная и последняя страницы публикации, если монография, то количество страниц.

 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 2017. - 280 с.

статья в журнале:

статья из сборника:

 Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ, и нем. - М.: Прогресс, 2018. - С. 143-184.

Порядок расположения источников: книги и статьи по алфавиту, учебники, монографии; газетные и журнальные публикации; Интернет-сайты

Примерная схема защиты проекта

Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта (сценарист, докладчик, оформитель, содокладчик, демонстратор, ассистент), определен перечень материалов для защиты (папка работы над проектом (дизайн-папка), рисунки, схемы, плакаты, видеофильм, мультимедийные средства и т.д).

Цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Накопив опыт использования данного метода ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя.

По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование.

Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи,

ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично.

Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных .
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный
лось , который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?

Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных , забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?
Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.


В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность вреализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться. Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе. Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации. Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления и умения научно-исследовательской деятельности. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы: научно- исследовательский, практический, поисковый. Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.

Метод проектов включает наличие и решение поставленной проблемы, предусматривающей применение разнообразных методов и средств обучения, и соединение воедино знаний и умений из различных областей науки и техники.

В результате научно-исследовательской работы учащиеся сами выдвигают гипотезы и в ходе работы над проектом доказывают либо их правомерность, либо ошибочность, подтверждая свои высказывания фактами, расчетами и опытами, четко аргументируя свои высказывания.

Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности. Итоги выполненного проекта должны быть материальны. При выполнении проекта учащиеся, владеющие современными компьютерными технологиями, могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности. Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Применение метода проектов весьма перспективно при изучении математики. Работа над проектом стимулирует учащихся к научно-исследовательской и творческой деятельности. В ходе работы над проектом у учащихся формируется новые учебные умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга и новых личностных качеств. Метод проектов используется при решении городских проблем, проблем экологии района, он приучает учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

  1. Величко В. М. Проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2007
  2. Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, знание, учащийся, умение, широкий круг, решение задач, участник группы, ходя работы, выполненный проект.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося.

Метод проектов как средство формирования исследовательских.

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.

русский язык, учебный материал, проект, метод проектов, литература, проектная деятельность, учащийся, Бородинское сражение.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Метод проектов как эффективное средство развития УУД.

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

- исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации. Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Цели и задачи проектной деятельности: − контроль знаний и умений по предмету

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей

Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников.

«Развитие и образование ни одному

человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к нему приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

В соответствии с требованиями современной перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. Содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусств должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Художественно-эстетическое образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

Искусство - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание, ненавязчивого ввода ребенка в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы.

Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека. Воспитание творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности самоизменения, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, способной на практическое применение полученных знаний и умений является одной из важнейших задач современного отечественного образования. Умение контактировать и сотрудничать с другими людьми является одним из ведущих показателей социально-активной личности. Именно общение способствует полноценному развитию человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности, являясь одним из необходимейших условий социализации, развития и формирования каждого человека.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что в современных условиях учащимся нужны иные формы и методы обучения. Старшеклассники имеют возможность с помощью Интернет находить любую информацию, но это не приводит к системности знаний. Такими формами и методами могут стать деятельностные, групповые, практико-ориентационные, проблемные. Ученик должен быть не только вооружен знаниями, но и уметь сам их добывать, приобретать, применять эти знания в любой ситуации. Причем делать это не хаотично, а целенаправленно, по мере возникновения перед ним проблем.

Широкое распространение в системе образования получил метод учебных проектов, который должен рассматриваться как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Вопросы и сущность проектной деятельности, проектного метода обучения раскрыта в работах О.С. Анисимова, П.И. Балабановой, В.П. Беспалько, В. Гаспарского, Э.П. Григорьевой, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеева, М.Э. Гузич, Г.Л. Ильина, П.С. Лернера, В.Д. Симоненко, В.Д. Шапиро и др.

Для ученика это возможность попробовать свои силы, применить знания на практике, решить интересную проблему, поставленную не учителем, а сформулированную самими учащимися.

С точки зрения учителя, это обучение целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Степень самостоятельности детей в ходе работы над проектом зависит не от возраста (даже в начальных классах учащиеся могут работать самостоятельно, если они уже выполняли несколько проектов), а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Если она начинается с побудительных мотивов, то эта деятельность всегда будет эффективна. Перед учащимися ставится актуальная проблема, решение которой имеет общественную и практическую значимость.

Роль учителя, несомненно, велика на первом (погружение в проект) и последнем (презентация) этапах работы над проектом, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.

Завершается осуществление проекта презентацией полученных результатов. Продуктом проектной работы может быть чертеж, эскиз, альбом эссе на темы проекта, стенгазета, спектакль, тематический вечер и т.д. Параметры оценки творческого проекта:

Выбор темы, точность ее формулировки.

Творческая самостоятельность авторов проекта.

Жанр проекта, обоснованность его выбора, четкость соблюдения формы избранного жанра.

Поисковый этап работы (исследование).

Умение проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Насколько удачно выбрана и реализована форма презентации проекта, речевая культура.

Презентация проекта имеет важное учебно-воспитательное значение. Учащиеся рассказывают о ходе работы: об идеях и найденном пути реализации, какие трудности возникали и как они преодолевались.

Метод проектов - это эффективное средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и активную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Проект от projectus(лат.) – брошенный вперед.

Метод проектов – это способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

Учебные проекты подразделяются на исследовательские, творческие, игро­вые, информационные, проектно-ориентированные (по методу, доминирующему в проекте); проекты с открытой, явной координацией (по характе­ру координации проекта); внутренние, региональные, международные проекты (по числу участников проекта); личностные, парные, групповые (по числу участников проекта); краткосрочные, средней продолжительности, долго­срочные проекты (по продолжительности проекта); на монопредметные, межпредметные и внепредметные; на интеллектуальные, ма­териальные, экологические, сервисные, комплексные проекты.

Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета.

Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам.

Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов.

В полной форме работа над проектом проходит несколько стадий:

1. Подготовка. Основным содержанием работы на этой стадии является определение темы и целей проекта.

2.Планирование. Планирование включает в себя ряд этапов: а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (форма отчета); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разраба­тывают соответствующий план действий. Формулируют задачи, выдвигают гипоте­зы, требующие подтверждения или опровержения на следующем этапе работы.

3. Исследование. Стадия сбора информации, решение промежуточных за­дач.

4. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную). Учитель наблюдает и советует. Происходит оформление проведенного исследования и формулирование выводов.

5. Представление или отчет. Учащиеся предоставляют для отчета проделанную ими работу. Учитель слушает и задает целесообразные вопросы в ро­ли рядового участника.

6. Оценка результата и процесса. Ученики участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Учитель помогает оценивать усилия учени­ков, качество использования источников, неиспользованные возможности, потен­циал продолжения, качество отчета.

В проектной деятельности формируются и развиваются различные способности учащихся:

коммуникативные (речь, умение слушать и убеждать, жесты, мимика), социальные (коллективизм, самодисциплина; толерантность)

литературно-лингвистические способности (описание идеи, разработка рекламно­го прайс-листа);

импровизация в процессе защиты (речь, мимика, жесты и т.д.);

математические способности (расчет затрат, сочетание формы и объема, про­странства и времени и т.д.);

художественные способности (дизайн изделий и др.);

мыслительные способности (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.);

двигательные способности (координация движений, чувство силовых приемов, умение пользоваться инструментами);

технологические способности (умение составлять и читать простейшие чертежи, разбираться в технических устройствах, решать простейшие технологические задачи).

«Скажи мне – и я забуду,

Китайская мудрость

Проектная дея­тельность ведет к активизации интеллектуальной инициативы школьников вне зависимости от их успеваемости, поскольку главным ее критерием является наличие самостоятельного творческого результата деятельности учени­ков.

Проектная деятельность – целенаправленная, творческая, результативная, групповая, ограниченная временем деятельность.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективный или объективной новизной выполнения под контролем и консультированием учителя. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, критическое мышление. При защите проекта развивается устная речь учащихся. Метод проектов предоставляет ребенку уникальную возможность развивать свои фантазии. Этот проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую работу, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные компоненты проектной деятельности учащихся.

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

В основе проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

целеполаганию и планированию деятельности;

самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

презентации хода своей деятельности и результатов;

умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях;

выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвующие в нём берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Примерная структура проекта.

Титульный лист (название учебного заведения, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).


В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность вреализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться. Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе. Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации. Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления и умения научно-исследовательской деятельности. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы: научно- исследовательский, практический, поисковый. Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.

Метод проектов включает наличие и решение поставленной проблемы, предусматривающей применение разнообразных методов и средств обучения, и соединение воедино знаний и умений из различных областей науки и техники.

В результате научно-исследовательской работы учащиеся сами выдвигают гипотезы и в ходе работы над проектом доказывают либо их правомерность, либо ошибочность, подтверждая свои высказывания фактами, расчетами и опытами, четко аргументируя свои высказывания.

Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности. Итоги выполненного проекта должны быть материальны. При выполнении проекта учащиеся, владеющие современными компьютерными технологиями, могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности. Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Применение метода проектов весьма перспективно при изучении математики. Работа над проектом стимулирует учащихся к научно-исследовательской и творческой деятельности. В ходе работы над проектом у учащихся формируется новые учебные умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга и новых личностных качеств. Метод проектов используется при решении городских проблем, проблем экологии района, он приучает учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

  1. Величко В. М. Проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2007
  2. Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, знание, учащийся, умение, широкий круг, решение задач, участник группы, ходя работы, выполненный проект.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося.

Метод проектов как средство формирования исследовательских.

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.

русский язык, учебный материал, проект, метод проектов, литература, проектная деятельность, учащийся, Бородинское сражение.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Метод проектов как эффективное средство развития УУД.

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

- исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации. Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Цели и задачи проектной деятельности: − контроль знаний и умений по предмету

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей

Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса.

Читайте также: