Проектная деятельность в школах россии
Обновлено: 05.07.2024
В статье рассматривается круг вопросов, связанных с проектной деятельностью в системе современного российского образования, в рамках школьного обучения. Статья охватывает ряд ключевых вопросов по теме. Актуальность выбранной темы. Понятие проектной деятельности. Цели и задачи проектного обучения. Классификация (типология) и составляющие элементы (структура) учебно-образовательных проектов. Круг проблемных сложных (дискуссионных) вопросов, связанных с воплощением проектной деятельности.
В последние годы, в системе российского образования, стала широко востребована учебно-образовательная проектная деятельность. Об этом много говорят, еще больше пишут – проектирование широко применяется педагогами на всех уровнях (ступенях) образования. В тоже время, следует отметить, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования, что закономерно влечет за собой различную интерпретацию данных понятий. Вследствие этого, возникает определенно-качественная противоположная двойственность. С одной стороны, вариативность взглядов позволяет расширить границы понимания и реализации учебно-образовательных проектов. С другой стороны, такая ситуация создает специфику неопределенности, где, в отсутствие строгих общепринятых терминологических рамок, любой реферат, например, доклад, небольшое научное исследование, любую инсценировку и ролевую игру, можно выдать под видом проекта. В связи с этим, представляется актуальным и целесообразным, на основании ряда источников, выявить сбалансированную, но состоятельно-обоснованную точку зрения в понимании сути проектной деятельности, для успешной реализации учебных проектов в педагогическом и образовательном процессе.
Для наглядности, проектную деятельность можно сравнить с детским конструированием, где ребенок (дети), в целенаправленном и последовательном процессе соединения различных элементов конструктора, приходит к запланированному, но известному заранее результату – готовой модели. В отличие от детской развивающей игры, проектирование в разы сложней по своей структуре и содержанию, охватывает намного больше различных видов и способов познавательной деятельности. Например, индивидуальная познавательная деятельность и групповая, или, научная и художественная, или, теоретическая и эмпирическая, и т.д. В свою очередь, такое разнообразие позволяет ученику (учащимся), в процессе работы над проектом, применять различные формы, методы и приемы организации обучения, разумеется, в рамках конкретной рассматриваемой темы. Таким образом, проектную деятельность, можно представить как разновидность педагогической Технологии обучения – универсальный системно-комплексный метод создания оригинального/эксклюзивного учебно-образовательного продукта.
Приведенным выше определением можно не ограничиться, поскольку, существуют различные формулировки проектной деятельности. Например, Л.И. Палаева характеризует проект (проектный метод) следующим образом: “По содержанию – это учебная деятельность интеллектуально нагруженная; по форме предъявления материала – проблемная; по форме добывания знаний – самостоятельная” [3].
В целом, можно проследить общую тенденцию авторских взглядов на метод проектирования.
Проект – это комплексная деятельность временного коллектива в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направляет на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.п.).
Под методом проектов подразумевается способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, который ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Учебный проект – комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся (учащимися) комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [7, 8, 9, 10, 11].
Таким образом, большинство авторских мнений сводятся к тому, что проектный метод является одной из наиболее эффективных форм организации учебного процесса, построенного на принципах субъект-субъектного образования [4], и представляет собой активную самостоятельную творческую деятельность учащихся по решению проблемной задачи [2, 5, 6].
В продолжение, следует перейти к целям (цели) проектной деятельности, которая, в целом, может выражаться в следующем – прививать и развивать у учащихся системно-комплексный, научно-исследовательский и индивидуально-творческий подход к процессу обучения, с целью эффективного решения разносторонних учебно-образовательных задач.
Относительно задач проектной деятельности, отметим, что нет необходимости приводить подробную их классификацию. Главное – они должны соответствовать основным целям. Однако, следует заметить, что задачи отдельно взятых проектов, главным образом обусловлены тематическим содержанием и спецификой их реализации. В число главных (общих) задач могут входить следующие виды деятельности:
1. Индивидуальная и групповая работа с различными источниками.
2. Решение практических задач, на основе приобретенных знаний.
3. Развитие коммуникативных навыков, в контексте решения учебно-образовательных задач.
4. Выработка методик научно-исследовательской работы. Комплексный подход к проблеме. Систематизация полученных знаний.
5. Формирование практических навыков по научно-исследовательской работе (проблема, цель, задачи, источники, и так далее).
6. Развитие научного мышления. Формирование аналитического и критического мышления учащегося.
7. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала.
8. Самореализация учащихся, посредством решения учебно-образовательных задач.
9. Развитие интереса к учебному предмету и общешкольной жизни. И так далее.
В зависимости от типологических признаков исследователи выделяют различные виды проектов в зависимости от доминирующей деятельности, количество участников, содержание проекта, продолжительности выполнения, характера координации и т.п. В качестве примера, можно привести классификацию (типологию) Белякова Е.М., Воскресенской Н.М., Иоффе А.Н. [1].
Критерии | Виды образовательных проектов |
Направленность работы | Методические, инновационные, исследовательские, обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, нормотворческие, экологические, экономические, технические (информационные). |
Временные рамки | Краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. |
Масштаб | Международные (межгосударственные), национальные, межрегиональные, региональные, местные, общешкольные (проект образовательного учреждения), классные (на уроке класса), групповые (внутри класса), индивидуальные. |
Место в образовательном пространстве | Предметные и междисциплинарные. |
Результативность | Учебные (имитационные – реальные (научные, экономические, технические и т.п.). |
Новизна | Уникальные - универсальные |
Несмотря на выявление целей, задач и общую типологию проектной деятельности, остается открытым один, существенно-важный вопрос. Каким критериям (методическим требованиям) должна отвечать и соответствовать проектная деятельность? Надо признать, что наличие таких критериев необходимо, поскольку, практически любая учебная деятельность, может вполне подходить под одну из выделенных ранее обучающих задач. В свою очередь, проектная деятельность, подразумевает под собой системный и комплексный подход в создании учебно-образовательного продукта, с привлечением различных видов учебной деятельности. В силу этого, можно привести ряд основных критериев и методических требований к проекту. Проектная деятельность, является таковой, если основными элементами проектирования являются следующие компоненты, требующие разносторонней постановки и решения задач. Анализ ситуации, определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, формулирование задач и ожидаемых результатов, определение ресурсов, составление плана действий, выполнение плана, подведение итогов, оценивание полученных результатов (соотношение с ожидаемым результатом), рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы). В рамках перечисленных критериев (составных компонентов), примерно в той же последовательности, выстраивается и очередность (этапы проекта) выполнения проекта. Результаты работы, как правило, оформляются в виде презентации, печатного доклада и/или научной статьи.
Обычно проекты связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но все чаще обсуждается проектирование и на уроке. Здесь существует два полюса – оптимисты заявляют, что у них каждый урок является проектом, а пессимисты обращают внимание на плотность существующих программ и невозможность в условиях дефицита времени уделять внимание еще и проектированию. В любом случае, сквозь споры оппонентов можно увидеть один, вполне закономерный вывод. Несмотря на общепризнанный положительный эффект, к реализации проектной деятельности стоит подходить взвешено, обдуманно, сообразуясь с общим контекстом образовательного процесса в учебном учреждении.
В свете сказанного, следует напомнить, что в нашей стране на методе проектов была построена система обучения в 20-е годы, когда отменили школьные предметы, а учащиеся разрабатывали бригадами междисциплинарные проекты – “Осень”, “Труд крестьянина”, “Великая Октябрьская социалистическая революция” (школа стала называться Единой трудовой школой). Все это привело к тому, что резко упал уровень базовых знаний – школьники стали хуже считать, писать, читать. В 1936 году было окончательно восстановлена классно-урочная система [1].
Кроме того, существуют ряд проблемных (дискуссионных) вопросов, которые могут возникнуть непосредственно в ходе реализации проекта. К примеру, группа школьников создает проект. Одному из участников, в рамках распределения задач, поручено подготовить презентацию проекта, что он успешно и выполняет. Однако, возникает вопрос – в какой мере учащийся овладел содержанием проекта? Если признать, что в его обязанности входило только техническая поддержка проекта, то следом, возникает ряд других вопросов – например, насколько эффективна работа в группах для самих учащихся? - или, что считать эффективностью, в таком случае?
- Чем учебный проект отличается от других проектов?
- Насколько широкой должна быть тема проекта, чтобы он не превратился в несколько проектов?
- Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?
- Каким образом должна проводиться презентация проекта?
- Какова роль руководителя (учителя) в проекте?
- Можно ли проектным способом изучать весь урок?
- Может ли проект способствовать освоению полного объема знаний (с учетом современных требований)?
- Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?
- Является ли урок проектом для учителя? В каком случае? Все ли так относятся к уроку?
- Каковы критерии оценивания подготовленных проектов? [1]. И так далее.
Создание условий, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современной школы. Таким образом, отметим еще раз, что проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Проект побуждает и позволяет учащимся проявить свои разносторонние возможности в многообразии учебно-образовательного процесса, развивает в них учебные компетенции, интеллектуально-познавательные способности, нравственные и коммуникативные качества и навыки.
При этом, чтобы проектная деятельность действительно была эффективной формой обучения, не следует забывать о вдумчивом, взвешенном и сбалансированном подходе в решении проектных задач (моделирование, время и место, подготовка, реализация). В силу этого, проект, в соответствии своим целям и задачам, должен гармонично вписываться в общую канву образовательного процесса в школе.
2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2013. 175 с.
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение. 2011. 192 с.
В настоящее время новые стандарты образования ставят перед учителем начальной школы новые цели. Если ранее основной упор делался на овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, то на современном этапе основной целью образования становится научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность.
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что главная задача учителя не только дать ребёнку определённую сумму знаний, а научить его самостоятельно добывать новые знания, научить видеть проблему, выдвигать способы её решения, делать выводы.
Не менее важно сформировать у младших школьников умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать свое мнение, осмысливать собственную деятельность, осуществлять самооценку.
В процессе работы над проектом у учеников формируется большое количество умений (в новых образовательных стандартах называемых универсальными учебными умениями), а именно:
- осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности;
- самостоятельно находить источники информации, извлекать информацию, относящуюся к теме проекта;
- взаимодействовать с руководителем и участниками проекта, умение слушать и понимать других, объяснять и отстаивать свое мнение, задавать вопросы;
- осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Кроме этого дети расширяют свой кругозор, у них появляется познавательная потребность, что способствует повышению качества обучения.
Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.
Что такое проектная деятельность в школе
Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.
Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.
Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).
Кто участвует в проектной деятельности
В проекте есть три типа участников:
- школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
- педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
- родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.
Виды проектной деятельности в школе
По методу деятельности проекты могут быть:
- творческими,
- игровыми,
- информационными,
- предметно-ориентированными.
- исследовательскими,
По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).
Цели и результаты проектной деятельности в школе
Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:
- Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
- Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.
В чём ценность проектной деятельности детей в школе
Ответы на вопросы
В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.
Поиск проблем и постановка целей
В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.
Развитие soft skills
Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.
Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.
Профориентация
Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.
Структурность
Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.
Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ
Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:
- ФГОС начального общего образования (НОО).
- ФГОС основного общего образования (ООО).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).
Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.
В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.
По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.
Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;
В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.
Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:
– давать определения понятиям;
– делать выводы и умозаключения;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта.
Виды учебных исследований:
по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные или долговременные;
по теме: предметные, свободные.
Процесс реализации исследовательской деятельности.
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.
– анализ полученных результатов;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.
Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
В создании проекта ставятся следующие задачи :
• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ) ;
• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности , то есть перенос знаний и навыков на практику;
• развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
С помощью проектов можно обучить :
1) выявлять и формировать проблемы;
2) проводить анализ проблем;
3) находить пути решения;
4) работать с информацией;
5) находить необходимый источник;
Проектный метод направлен на :
• Развитие критического мышления
• Развитие творческого мышления
• Умения работать с информацией
• Умения работать в коллективе;
• Владеть культурой коммуникации.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. П роект – это “пять П” :
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Этапы работы над проектом :
1. Поисковый
-Определение тематического поля и темы проекта .
-Поиск и анализ проблемы.
-Постановка цели, задач проекта .
2. Аналитический
-Анализ имеющейся информации.
-Сбор и изучение информации.
-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности) .
-Составление плана реализации проекта : пошаговое планирование работ.
3. Практический
-Выполнение запланированных технологических операций.
-Текущий контроль качества.
-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный
-Подготовка презентационных материалов.
-Презентация проекта .
-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов , публикация).
5. Контрольный
-Анализ результатов выполнения проекта .
-Оценка качества выполнения проекта .
Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :
1. Постановка проблемы проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза( с 4 класса).
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
Виды проектов.
Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.
По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения: урочные и внеурочные.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ выступление -март-МО-2019.docx
В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.
Проектная деятельность - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования :
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательские умения — это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:
– давать определения понятиям;
– делать выводы и умозаключения;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Образовательная : активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая : развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; представлять результаты исследования.
Воспитательная : создание продукта.
Виды учебных исследований:
по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные или долговременные;
по теме: предметные, свободные.
Процесс реализации исследовательской деятельности.
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.
– анализ полученных результатов;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.
Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
В создании проекта ставятся следующие задачи:
• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
• развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
С помощью проектов можно обучить:
1) выявлять и формировать проблемы;
2) проводить анализ проблем;
3) находить пути решения;
4) работать с информацией;
5) находить необходимый источник;
Проектный метод направлен на:
• Развитие критического мышления
• Развитие творческого мышления
• Умения работать с информацией
• Умения работать в коллективе;
• Владеть культурой коммуникации.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проект – это “пять П”:
2.Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Этапы работы над проектом :
1. Поисковый
-Определение тематического поля и темы проекта.
-Поиск и анализ проблемы.
-Постановка цели, задач проекта.
2. Аналитический
-Анализ имеющейся информации.
-Сбор и изучение информации.
-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).
-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
3. Практический
-Выполнение запланированных технологических операций.
-Текущий контроль качества.
-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный
-Подготовка презентационных материалов.
-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
5. Контрольный
-Анализ результатов выполнения проекта.
-Оценка качества выполнения проекта.
Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :
1. Постановка проблемы проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза( с 4 класса).
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
Виды проектов.
Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными . Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.
По темам проекты делятся на монопроекты – проекты , выполняемые в рамках одного предмета, м ежпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения : урочные и внеурочные.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Читайте также: