Проектная деятельность в школах казахстана

Обновлено: 02.07.2024

Кафизова Марал Темирбековна

Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования. Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:

1) оптимизация образовательных учреждений;

2) модернизация учебно-воспитательного процесса;

3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг.

Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

В настоящее время широкую популярность приобрели проектные методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают их от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования:

ü Выбор темы проекта.

ü Постановка целей и задач.

ü Планирование проектной деятельности.

ü Реализация проекта.

ü Оценка и самооценка проекта.

Данные этапы отражают всю работу учащихся от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих поставленные задачи.

Планирование проектной деятельности предполагает:

ü определение источников информации;

ü определение способов сбора и анализа информации;

ü итоговый продукт (формы представления результата);

ü выработку критериев оценки результатов работы;

ü распределение обязанностей среди членов команды.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта. [4, с. 59]

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций, которые делятся на:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.

Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; информационные проекты схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

Ролевые проекты предполагают, что участники литературных и исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания: Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

По количеству участников проекты бывают:

- мини-проекты (укладываются в 1 урок);

- краткосрочные (4-6 уроков);

- долгосрочные. [2, с. 31]

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, поэтому проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

На основе предложенного материала учитель с учениками формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между ее членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется учащимися самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Итог проектной работы – это альбомы с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями, а также газеты, плакаты, рисунки, стендовые доклады и презентации, с которыми ученики выступали перед одноклассниками и учащимися школы.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определенную роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и развитие коммуникативных навыков, т.е. учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Младшие школьники учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это и исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности; формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества – это создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. [3, с. 6]

Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Поэтому мы должны стремиться дать нашим детям лучшее образование, а это не возможно без интенсивного внедрения инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему образования. [5]

Список использованной литературы:

, Ткаченко О – 3 место .

15. В международном литературном конкурсе имени Н. Ф. Корсунова Шохина Злата заняла 1 место, Костырев Артём - 3 место. Застёба Кирилл получил благодарственное письмо за участие.

Тагберлиевой Г. К., как учителю и руководителю, были вручены грамоты и благодарственные письма:

-почётная грамота ОблОО (2012г.)

- благодарственные письма от ЦДЮиЭТ села Перемётное (2012, 2013,

- благодарственные письма от директора мемориального музея

М. А. Шолохова села Дарьинское (2013, 2014, 2015 годы)

- почётная грамота акима Дарьинского аульного округа( 2012г.)

- акима Зелёновского района (2013).

- благодарственное письмо от Государственного Мемориального музея-заповедника М.Шолохова в станице Вёшенская (Россия-2014г., 2015 год)),

- модельной сельской детской библиотеки села Дарьинское (2013, 2014, 2015)

- директора республиканского учебно - методического центра дополнительного образования г. Астаны – Шер Р. П.,

Приложение №3.

2. В работах каких виднейших российских ученых-географов 19 века есть

упоминания о нашем селе? (должно быть три фамилии)

3. Какой ученый утверждал, что, проходя через окрестности Дарьинского и озера Большое, в урочище Белые берега останавливались Е. И. Пугачев и его воинство?

4. Какой великий русский поэт и писатель проезжал через нашу местность в 1833 году для сбора материалов о Пугачевщине?

6.В какой район входило село Дарьинское до 1934 года?

7.В каком году образовался Приуральский (в дальнейшем – Приуральный) район, и Дарьинск стал его райцентром?

8. В каком году Указом народного комиссариата КазССР Дарьинская школа официально стала средней?

9. Кто был самым первым директором школы?

10. На какой год пришелся первый выпуск Дарьинской десятилетки?

11. За время своего существования, сколько адресов сменила наша школа? (перечислите старые адреса)

12. Кто была первая выпускница, которая окончила нашу школу с золотой медалью (с одними пятерками) и получила право поступления без экзаменов в вуз – Московский государственный университет?

13. Кто из директоров Дарьинской школы начал работу с 1 сентября 1945 года, проработав на этой должности 15 лет?

14.Кто внес огромный вклад в успехи юных дарьинских спортсменов с 1946-го по 1952г., затем с 1956 го по 1983 год, ветеран Великой Отечественной войны, гвардии лейтенант, учитель физкультуры и допризывной подготовки?

17. Директор школы в течение 20 лет, с 1985 по 2006 год, (в это время в ней обучается 1050 детей и работает около 100 учителей), выпускник этой же школы 1958 года, отличник просвещения Казахской ССР. Именно во время его руководства выпускники получили наибольшее количество медалей за отличную учебу разных достоинств.

18. В каком году был начат эксперимент по 12-летнему образованию в ДСОШ?

19.В каком году, в честь какого события был возведен в нашем селе Монумент Славы?

20. Какова численность населения нашего поселка на сегодняшний день?

21. Какова территориальная протяженность нашей местности?

22. Назовите дату открытия музея имени М. А. Шолохова.

23. Кто был первым директором ЦБС (библиотеки) нашего села?

24.Сколько имеет отделов библиотека на сегодняшний день?

27. В каком году Дарьинская школа за успехи в деле обучения и воспитания была награждена дипломом и сертификатом за 3 место в областном конкурсе «Лучшая сельская школа?

28. В каком году был основан школьный музей, кто его основатель?

30. Какова численность учащихся Дарьинской СОШ на сегодняшний день

Приложение № 4

2. Легенда и история

3. Казахские батыры и их роль в борьбе против джунгарского нашествия

4.Тема природы в романе

5. Жырау – певец героического сознания

6.Образование казахского ханства

7.Пословицы и поговорки как зёрна мудрости

9. Ильяс Есенберлин – признанный знаток устной казахской летописи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового”понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.

 ГОСО 12-летнего образования в РК (2006 г.) - Компетентность разрешения проблем и самоменеджмента; - Информационная компетентность; - Информационная компетентность; - Коммуникативная компетентность

ГОСО 12-летнего образования в РК (2006 г.)

- Компетентность

разрешения проблем

и самоменеджмента;

- Информационная компетентность;

- Коммуникативная компетентность

В структуре ключевых компетентностей. должны быть представлены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности , (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

В структуре ключевых компетентностей.

должны быть представлены:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Исходя из поставленных целей, школа должна способствовать решению следующих методических задач:

“ . личностно-ориентированное образование — такое образование,

  • в центре внимания педагога - личность ученика, студента
  • ведущая в тандеме учитель—ученик - познавательная деятельность учащихся, а не преподавание
  • традиционная парадигма образованияучитель—учебник—ученикзаменена на новую:ученик—учебник—учитель.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового”понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.

Личностно-ориентированное образование:

"Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи"

"Человек образованный - тот, кто знает,

где найти то, чего он не знает".

«Научить не усваивать и не впитывать в себя

определенные факты и правила, а действовать;

упражнять ребенка в умении ставить себе

задачи, выполнять, доводить до конца

намеченные проекты, - вот главное задание

«Все, что я познаю, я знаю,

для чего мне это надо и где и как

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учеником комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта . МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учеником комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта .

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося

Терминологический словарик: Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.

Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.

Цель проектного обучения

создать условия, при которых учащиеся:

недостающие знания из разных источников;

  • Учатся пользоваться знаниями для решения

познавательных и практических задач;

  • Развивают у себя исследовательские умения;
  • Развивают системное мышление;
  • Приобретают и совершенствуют

ключевые компетентности

 Исходные теоретические позиции метода проектов:

Исходные теоретические позиции метода проектов:

 Основные требования к использованию метода проектов _____________________________________ Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, поиска, размышлений для её решения; Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) работа учащихся; Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, анализ, оформление результатов.

Основные требования к использованию метода проектов _____________________________________

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, поиска, размышлений для её решения;
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) работа учащихся;
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, анализ, оформление результатов.

Достижение положительного результата при использовании метода проектов возможно при:

Какие общеучебные навыки и умения формирует метод проектов? _____________________________________

ОЦЕНКА УЧАЩЕГОСЯ:

МЕТОД ПРОЕКТОВ – ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

ОЦЕНКА НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТ-НОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ДОЛЖНЫ ВСТУПАТЬ С НИМИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ НАЧАЛА ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ – НАЧАЛО РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.

ОТМЕТКА ФИКСИРУЕТ ПРИРАЩЕНИЕ В УРОВНЕ СФОРМИРО-ВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСТАВЛЕНА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА.

КРИТЕРИИ И ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫ УЧЕНИКУ

 ПРОДУКТ (произведенный учеником) Оценка Требования РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ПОРТФОЛИО (побочный продукт проектной деятельности) РЕЗУЛЬТАТ (в ученике) НАБЛЮДЕНИЕ (за деятельностью ученика: РАБОТА В ГРУППЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, КОНСУЛЬТАЦИЯ)

(произведенный учеником)

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ПОРТФОЛИО

(побочный продукт проектной деятельности)

(за деятельностью ученика:

Типология проектов _____________________________________

По доминирующему методу:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Приключенческие, игровые;
  • Информационные проекты;
  • Практико-ориентированные

По характеру контактов:

По количеству участников:

По комплексности предметно-

содержательной области:

По продолжительности проведения:

это проекты, для выполнения которых используются возможности различных

информационных технологий и

телекоммуникационных средств

(Интернет, интерактивное

телевидение, телефон, факс,

радиосвязь и др.)

Планирование учебного проекта: Продумывание учителем темы проекта; Выбор возрастной категории учащихся; Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы; Формулирование дидактических целей проекта; Формулирование методических задач; Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся); Выдвижение гипотез решения проблем; Определение творческого названия проекта;

Планирование учебного проекта:

Планирование учебного проекта:

Возможные формы продуктов проектной деятельности:

Виды презентаций проекта:

  • Демонстрация эл\продукта, видеофильма;
  • Деловая игра;
  • Инсценировка события;
  • Театрализация;
  • Отчет исследовательской экспедиции;
  • Научная конференция;
  • Доклад;
  • Реклама, спектакль;
  • Пресс-конференция;
  • Путешествие, экскурсия


-80%

Проектная деятельность в школе как фактор повышения педагогической компетенции учителя

повышение мотивации участников форума к овладению методом проектов

применение участниками форума проектной деятельности в своей практике

Повышение мотивации к учебе через участие в проектной деятельности

Материалы и оборудование

флипчарты, маркеры, стикеры,раздаточный материал,презентация

Ход занятия

Этапы занятия

Время оценку

Действия преподавателя и действия участников коучинга

Цель: вхождение в контакт

Работа ведется в режиме большого и внутреннего круга

Слайд презентации темы занятия

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной задачи. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата. Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы и которая должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Работа над проектом осуществляется по алгоритму:
1. Постановка проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса.
4. Формулировка проблемных вопросов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Постановка цели исследования.
7. Составление плана работы и выбор методов.
8. Проведение исследования.
9. Оформление результатов.
10. Защита проекта.

Работа в группах

Для работы я прошу вас объединиться в группы по 4-5 человек и выбрать руководителя группы. В работе над групповым проектом вам тоже придется разбивать детей на группы. Скажите, по какому принципу вы будете это делать? Действительно, формировать группы нужно по симпатиям. Проект может быть и индивидуальным, и групповым. Призываю вас работать в группах. Мы должны учить детей общению, учить слушать друг друга, учить отстаивать свое собственное мнение, учить быть терпимыми. Поэтому, прежде всего, необходимо выполнить распределение ролей в проектной группе. Каким оно может быть? Руководитель группы: несет ответственность за ход внутригрупповой работы, всегда готов взять инициативу на себя, отвечает за результат работы группы. Хронометрист: следит за соблюдением времени, контролирует рациональность использования времени. Секретарь: ведет необходимые записи, оформляет результаты работы. Генератор идей: высказывает идеи, предлагает различные способы решения проблемы. Критик: подвергает сомнению решения группы, находит препятствие на пути к цели. В то же время, вся группа ведет поиск информации, проводит исследования.

Читайте также: