Проектная деятельность в работе педагога психолога школы

Обновлено: 04.07.2024

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности - Проектная деятельность психолога

Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности - Проектная деятельность психолога
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности
1.2. Содержание профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Психологическое консультирование
Психологическая диагностика.
Психологическая коррекция и развитие ребенка
Проектная деятельность психолога
Сопровождение школьников в процессе школьного обучения
Все страницы

Содержание организационно-методической работы в условиях образовательного учреждения включает в себя: 1) организацию пространства и планирование деятельности; 2) повышение квалификации; 3) профессиональное взаимодействие. Е.И. Изотова следующим образом определяет задачи организационно-методической деятельности психолога образовательного учреждения:
– организация профессионального пространства (оборудование психологического кабинета и других специальных помещений, определение структуры психологической службы; создание пакета документации и пр.);
– планирование профессиональной деятельности (соотнесение объема психологической работы с возможностями ее реализации, распределение ее в соответствии с рабочим временем);
– организация профессионального взаимодействия (сотрудничество с педагогами, специалистами в области образования и смежных специальностей; коллегиальное взаимодействие в рамках психологического сообщества);
– повышение профессиональной компетентности и профессиональный рост (повышение образовательного уровня, освоение новых профессиональных технологий, участие в исследовательских программах и пр.).
Представляется необходимым подробнее остановиться на вопросах профессионального роста и повышения профессиональной компетентности психолога, работающего в образовательном учреждении. Повышение профессиональной компетентности психолога образования является необходимым условием профессионализма, эффективности психологической работы в целом. Профессиональный рост специалиста определяется совокупностью целенаправленных действий – его профессиональной рефлексии, самообразования и саморазвития, научно-исследовательской деятельности.
Профессиональная рефлексия – это способность специалиста к рефлексивному отражению, самоанализу и самооценке собственной профессиональной деятельности, ее положительной и отрицательной сторон. Специфика психологической деятельности состоит в ее высокой субъек-тивизации, поэтому личность психолога, ее зрелость, позитивность, стабильность имеют первостепенное значение для эффективности психологических воздействий, особенно в работе с детьми. Без систематического рационального самоанализа, рефлексии профессионализм психолога может быть подвергнут сомнению.
Научно-исследовательская деятельность понимается как совокупность целенаправленных действий по постановке научной проблемы, разработке исследовательской программы, а также дальнейшей ее реализации методом эксперимента. При достаточной высокой квалификации психолог с научной степенью может самостоятельно осуществлять научный эксперимент в условиях образовательного учреждения. В остальных случаях психолог включается в исследовательскую программу научного коллектива (работа экспериментальной площадки).
Самообразование и саморазвитие следует рассматривать как постоянное совершенствование профессиональной компетентности специалиста, которое обеспечивает потенциал его профессионального и личностного роста. Формы самообразования психолога в сфере образования:
– анализ психологических первоисточников и периодических изданий;
– профессиональное общение в психологических сообществах и на интернет-сайтах;
– активное и пассивное участие в научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях;
– участие в научно-исследовательских программах, консультирование у специалистов профильных центров, кафедр вузов, лабораторий НИИ;
– творческая работа по созданию или апробации диагностических и коррекционно-развивающих программ;
– научное соискательство с последующим написанием диссертационного исследования.
В ряде случаев принято говорить о таких видах профессиональной деятельности психолога в образовании как: экспертная, проектировочная, диспетчерская и преподавательская функции педагога-психолога в образовательных учреждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Совместная исследовательская проектная деятельность педагога-психолога и учащихся как инновационная форма работы по здоровьесбережению

Одним из инновационных направлений работы педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС является сопровождение проектной деятельности. Тем не менее, участие психолога в разработке и осуществлении социальных проектов всегда было не просто желательным, но и необходимым в связи с требованиями психологической безопасности воспитательной работы. Что же новое вносит в психолого-педагогическое сопровождение ФГОС?

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают мониторинги психического здоровья учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Все эти достаточно объёмные по временным и ресурсным затратам направления могут быть интегрированы в проекты, которые осуществляются учащимися под руководством педагога-психолога. Особенностью такой работы является сочетание психологического просвещения с диагностикой и коррекционно-развивающей работой.

Руководство проектной деятельностью учащихся требует от психолога не только глубоких знаний по исследуемому вопросу, но и чёткой постановки целей на каждом этапе проекта.

1-и этап - исследовательский : в результате анализа мониторинга педагог-психолог совместно с инициативной группой учащихся (обычно – волонтёрами или советом лидеров) выделяет актуальную проблему и составляет предварительный план разработки проекта. На данном этапе осуществляется мини-исследование проблемы, намечаются этапы работы и распределение обязанностей среди членов группы.

2-и этап - технологический : на основе анализа научной литературы по теме, проведенного исследования данной проблемы составляется программа, в которой будут определены направления, формы и методы работы, разработаны основные обязанности каждого участника проекта. На данном этапе важным является: осознание цели, задач проекта; выбор средств достижения цели; понимание возможных трудностей при реализации проекта; соотнесение собственных знаний, умений и возможностей с выдвинутой проблемой; осознание реальности проекта; понимание важности соблюдения этических принципов в ходе проектной деятельности.
Количество времени, отводимого на реализацию творческого проекта, можно обозначить лишь приблизительно: сроки и продолжительность проекта намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Это зависит от тех целей и задач, которые поставлены в проекте; от особенностей образовательного учреждения, где проходит свою реализацию проект; от активности участников проекта и других факторов, влияющих на данный проект.
В ходе реализации проекта педагог-психолог ведет необходимую документацию, которая отражает особенности прохождения различных этапов проекта. Анализ документации поможет увидеть позитивные и проблемные стороны выполнения проекта, скорректировать дальнейшую работу по данной проблеме.

3-й этап - защита творческих проектов: презентация творческих проектов, обсуждение положительных и проблемных моментов в разработке и реализации творческого проекта, дальнейшие перспективы по использованию проектной деятельности.
Для оценки выполненного творческого проекта можно создать экспертную группу и предложить оценить проект по следующим критериям: проект создан на научной основе; проект отражает заданную тему; проект не противоречит этическим принципам деятельности педагога-психолога; проект эффективен с точки зрения его реализации. На этом этапе разрабатываются и принимаются к реализации практические рекомендации по теме проекта для всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов). Ценно то, что рекомендации эти вырабатываются учащимися на основании научных подходов и имеющейся литературы, но адаптируются к конкретным условиям и определённому контингенту.

После обучения работе с тестом волонтёры (ученики десятых классов) провели тестирование в пяти пятых классах (156 человек). Затем совместно с психологом сделали полный анализ результатов, составив таблицы и диаграммы выраженности различных форм агрессии в каждом классе и в параллели.

Волонтёры под руководством психологов разработали рекомендации для учащихся, родителей и педагогов по снижению уровня агрессии в образовательной среде, освоили упражнения для снижения тревожности и повышения стрессоустойчивости. Третий этап реализации проекта включал в себя обучение методам коррекции психоэмоционального состояния и контроль над ситуацией в классных коллективах. В конце учебного года мониторинг показал значительное снижение уровня школьной тревожности и агрессии у учащихся не только пятых, но и десятых классов. В планах волонтёрского отряда – продолжить реализацию проекта в седьмых классах.

Таким образом, при реализации данного проекта были достигнуты следующие цели:

учащиеся, педагоги и родители получили большой объём научно-обоснованной и практически-адаптированной психологической информации;

учащиеся и педагоги провели исследование степени выраженности различных форм агрессивного поведения, проанализировали причины и последствия агрессии;

в ходе объективного анализа ситуации, самоанализа и анализа литературы были выработаны конкретные рекомендации для коррекции собственного психоэмоционального состояния, так и психологического климата в классах и школе в целом ( так как именно пятиклассники чаще всего нарушали дисциплину на переменах и при проведении внеклассных мероприятий);

закрепление неагрессивного поведения осуществлялось с привлечением родителей и всех работающих в пятых классах педагогов;

укрепились взаимоотношения между пятыми и десятыми классами, что проявилось в оказании шефской помощи и увеличения времени неформального общения;

десятиклассники не только научились самостоятельно проводить исследования и анализировать результаты, но и по ходу работы формулировали новые проблемы и направления работы (например: у всех пятиклассников оказался достаточно высокий уровень аутоагрессии, что и явилось следующим направлением исследования, особенно актуального в связи с профилактикой суицидального поведения подростков);

в ходе реализации проекта каждый учащийся мог проявить себя в творческой деятельности ( создание эмблемы проекта и неагрессивного класса, разработка листовок по теме, участие в ролевых играх и интерактивных спектаклях);

произошло объединение учащихся, педагогов и родителей с целью созданию безопасной образовательной среды и благоприятного психологического климата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о пагубности вредных привычек для здоровья.

Проектная деятельность педагога-психолога

МАОУ СОШ №1 г.Когалыма Тюменской области

Орловой Н.Т. ( напечатана на сайте ММЦ 2013 г.)

Одной из современных технологий в образовании является проектная деятельность. Как может педагог-психолог работать в этом направлении. Эта информация для тех, кто желает изучить психологические основы подготовки и проведения проектной деятельности учащихся. В каждом этапе психологической подготовки проекта есть возможность и самому педагогу-психологу самостоятельно выполнить некоторые действия.

Тема: Совместная исследовательская проектная деятельность педагога-психолога, учащихся и учителя как инновационная форма психолого-педагогического сопровождения в школе (система психологического сопровождения проектно-исследовательской деятельности, способствующей творческому самовыражению, личностному и профессиональному развитию учащихся и сохранению их здоровья).

Цели:

Психологическое сопровождение основных этапов научно-исследовательской деятельности учащихся.

Изучение психологических особенностей учеников, участвующих в проектной деятельности.

Составление психологического портрета учащегося, успешно справляющегося с научно-исследовательской работой.

Задачи:

Повышение уровня учебной мотивации.

Популяризация научно-исследовательской деятельности среди учащихся.

Формирование научного мировоззрения и расширение кругозора учащихся.

Профилактика учебных перегрузок.

Создание условий для профессионального и личностного самоопределения всех участников образовательного процесса в школе.

Психологическая поддержка преподавателей, работающих в рамках научно-исследовательской деятельности.

Обучение учеников навыкам работы с текстом и приемам переработки большого количества информации

Развитие навыков публичного выступления и совладания со стрессовыми ситуациями.

Создание условий для самопознания и саморазвития в контексте написания проектной работы.

Психологическое сопровождение в школе — это целостный процесс изучения, формирования и развития всех участников образовательного процесса.

Идея психологического сопровождения научно-исследовательской работы в школе реализуется в процессе целостной работы психологической службы. Она включает в себя систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ученика и динамики его психического, личностного и профессионального становления в процессе написания проекта; создание социально-психологических условий для развития и самореализации личности всех участников научно-исследовательской деятельности и оказание помощи в процессе написания проектов всем участникам научно-исследовательской работы.

Этапы психологического сопровождения создания исследовательских проектов:

Подготовительный

создание условий для формирования у учащихся мотивации для участия в научно-исследовательской работе;

оказание помощи при выборе темы работы с учетом интересов, склонностей и личностных особенностей учеников.

Сопровождение учеников и педагогов школы на основных этапах работы над проектом.

Завершающий

Подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение данных для создания психологического портрета учащегося, успешно справляющегося с научно-исследовательской работой.

Подготовительный этап

Задачи психологического сопровождения

Методы и формы работы психологов с учениками

Методы и формы работы психологов с педагогами

Создание условий для формирования у учащихся мотивации для участия в научно-исследовательской работе

Просвещение:

определение уровня информи­рованности учащихся о возможности участия в проектной деятельности;

Консультирование:

оказание поддержки на этапе планирования хода обучения в старших классах и создания потрфолио своих успехов (построение планов в рамках ближней и дальней перспективы; осознание плюсов и минусов участия в проектной деятельности и т.п.)

Консультирование:

Совместное с педагогом обсуждение возможных кандидатов на участие в научно-исследовательской работе

Индивидуальные консультации по запросам

Просвещение:

Оказание помощи в популяризации научно-исследовательской работы (реклама, наглядная информация)

Организации и размещении информации о темах проектных работах на сайте школы

Оказание помощи при выборе темы работы с учетом интересов, склонностей и личностных особенностей учеников

Диагностика:

выявление интересов и склонностей учащихся;

выявление профессиональной направленности личности (тест Голлонда, ДДО)

выявление типа мышления (Тест Кейрси)

Консультирование:

эмоциональная поддержка на этапе выбора

Основной этап

Сопровождение учеников и педагогов на основных этапах работы над проектом

Этапы работы над проектом

Задачи психологического сопровождения

Методы и формы работы психологов с учениками

Методы и формы работы психологов с педагогами

Подготовительный

Эмоциональная поддержка и помощь в организации и планировании времени на работу по проекту

Помощь при распределении учеников по группам, если проект предполагает нескольких участников

Диагностика (социометрия, выявление личностных особенностей для составления психологически совместимых групп)

Развивающая работа (тренинговая форма) для оптимального распределения ролей и обязанностей в рабочей группе

Консультирование по вопросам социально-психологических особенностей учеников

Планирование

Обучение способам работы с различными источниками информации (реферирование, конспектирование, составление плана)

Развитие (индивидуальные и групповые занятия, формирующие навыки эффективного анализа информации)

Консультирование (расширение представлений о роли личностных особенностей в процессе обучения)

Диагностика (определение личностных и когнитивных особенностей учеников, влияющих на процесс усвоения и переработки большого количества информации)

1. Консультирование по вопросам социально-

психологических особенностей учеников

2.Просвещение (расширение круга психологических знаний о целеполагании, самоорганизации и планировании)

Обучение алгоритму целеполагания

Развитие (отработка способов построения планов и типичных ошибок)

Поддержание позитивного отношения к выполнению проектной работы, поиск возможных путей профессиональной и личностной самореализации через проектную работу

Консультирование (смыслообразование, способы самореализации, роль творчества в собственном развитии)

Диагностика ценностно-мотивационной сферы личности

Анкетирование с целью выявления особенностей отношения к исследовательской работе

Консультирование по индивидуальным запросам

Исследование

Обучение способам эффективной организации времени и саморегуляции

Консультирование с целью повысить стрессоустойчивость при учебных и эмоциональных перегрузках

Формулирование результатов и выводов

Помощь в написании структуры проектной работы

Развитие навыков доступного изложения текстового материала

Просвещение (знакомство с психологическими механизмами понимания текста различными целевыми аудиториями)

Просвещение (знакомство с психологическими механизмами понимания текста различными целевыми аудиториями)

Консультирование по индивидуальным запросам

Обучение логике построения и выстраивания содержания презентации к выступлению

Развитие (обучение принципам построения презентации: наглядность, доступность и удобство для восприятия, баланс текста на слайде и речи докладчика).

Просвещение о психологических особенностях восприятия информации разными целевыми аудиториями

Развитие навыков публичного выступления

Развитие (тренинговая форма для создания условий моделирования ситуаций публичного выступления с последующим анализом результатов)

Просвещение (информирование о стилях одежды, внешнем виде выступающего, мимике и пантомимике при защите проектов.

Консультирование с целью отработки страхов перед публичными выступлениями

Консультирование по индивидуальным запросам

Защита проекта

Моральная поддержка участников конференции

Профилактика эмоциональных срывов (создание условий для формирования положительного психологического климата на конференции)

Индивидуальные беседы с участниками конференции

Создание условий для снятия ситуативной тревоги

Участие в экспертных комиссиях

Экспертная деятельность в форме разработки критериев оценки выступлений на защите проектов

Оценка результатов проектной деятельности

Развитие навыков самоанализа, рефлексии, помощь в исправлении ошибок.

Консультирование (анализ работы, этапов написания, планирование на будущее)

Мотивация учащихся на дальнейшее участие в научно-исследовательской деятельности

Анкетирование с целью выявления особенностей отношения к исследовательской работе (отслеживание динамики изменений)

Завершающий этап

Подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение данных для создания психологического портрета учащегося, успешно справляющегося с научно-исследовательской работой

Задачи психологического сопровождения

Методы и формы работы

Создание психологического портрета успешного ученика, занимающегося научно-исследовательской работой

Организационно-методическая работа:

Анализ данных диагностики, анкетирования

Определение особенностей изменений, произошедших в течение времени работы над проектом

Поиск факторов, определяющих успешность реализации проектной работы

Просвещение:

Выступления на педагогических советах и родительских собраниях с итогами психологического сопровождения научно-исследовательской работы

Подведение итогов, анализ полученных результатов

Организационно-методическая работа:

Анализ полученных результатов диагностики, развивающей, профилактической работы для создания психологического портрета успешного ученика, занимающегося научно-исследовательской работой

Корректировка планов работы на следующий год

Экспертная работа:

Создание методической копилки для педагогов, администрации с рекомендациями по проведению научно-исследовательской работы в школе

Примечание. Успех работы педагога- психолога зависит от заинтересованности администрации и оснащения психолога диагностическим материалом и техническим оборудованием.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная познавательная, творческая, игровая деятельность взрослых и детей в рамках определённой темы, имеющая социально значимый результат.

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

  1. Проблема
  2. Проектирование или планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Реализация проекта с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой форме через включение детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Цель проектной деятельности

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проектной деятельности

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Этапы реализации проектной деятельности

Наименование этапаОписание этапа
Подготовительный этапДанный этап включает в себя: выбор темы, определение целей, задач, сроков реализации проекта, составление плана работы над проектом.
Поисковый этапДанный этап прежде всего направлен на поиск и сбор информации по заявленной теме. Изучение профессиональной литературы по теме проекта.
Практический этапНаправлен на непосредственную реализацию проекта. Проведение запланированных мероприятий.
Аналитический этапАналитический этап включает в себя подведение итогов проекта и его презентация.

Виды проектной деятельности

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Творческие.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Ролево-игровые.

Далее я предлагаю Вам ознакомиться с теми проектами, которые я использую в своей работе.

Проектная деятельность педагога-психолога

Целью проекта является развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста.

Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.

Проектная деятельность педагога-психолога

Основной целью данного проекта является гармонизация детско-родительских отношений через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Об актуальности: Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.

Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир — своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.

Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.

Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.

Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.

Надеюсь мои наработки пригодятся вам в работе. Вы можете скачать проекты и использовать в своей работ. Размещение на других сайтах и в социальных сетях разрешено только с указанием автора и ссылки на мой сайт.

Читайте также: