Что такое территориальная оборона кратко

Обновлено: 07.07.2024

В последнее время в большинстве стран мира идет большая работа по созданию и развитию территориальной обороны. Что скрывается за этими словами? И как территориалы учатся своему делу? Это было показано на полигоне под Осиповичами.

Организационно территориальные войска включают отдельные стрелковые батальоны и роты. Они комплектуются жителями административных единиц старшего возраста, годными к военной службе. Вооружение у них легкое — автоматы, минометы, гранатометы, пулеметы и снайперские винтовки. Но это вовсе не означает того, что оружие будет роздано каждому желающему. Боеприпасы, инженерное вооружение и средства связи территориалы получают от Вооруженных Сил. А вот материальные средства вроде того же автотранспорта, питания, обмундирования поступают за счет местных бюджетов.

Территориальные войска имеют большое преимущество в том, что они очень мобильны, прекрасно знают местность и жителей населенных пунктов. Но это не означает того, что они при необходимости будут действовать полностью автономно. Напротив, концепция таких войск по умолчанию предусматривает плотное взаимодействие не только с Вооруженными Силами, но и с подразделениями пограничных и внутренних войск, КГБ, милиции и МЧС. Самый яркий пример, известный из истории Беларуси, — это партизаны. На основании этого и мирового опыта и действует в нашей стране территориальная оборона вот уже два десятка лет.

Вернемся же, однако, в Беларусь. Накануне Дня защитников Отечества на базе 51-й артиллерийской бригады состоялся сбор с председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов, посвященный вопросам военной безопасности и обороны страны под руководством министра обороны Андрея Равкова . Губернаторам показали основные средства огневого поражения, которые стоят в белорусской армии на вооружении, и их возможности.

— Современное развитие военно-политической обстановки в мире и непосредственно вокруг Беларуси требует от нас повышенного внимания к вопросам обороноспособности нашей страны, — отметил Андрей Равков. — Неоднократно это подчеркивал Президент. Приоритет отдается вопросу повышения обороноспособности страны. Этот аспект и определяет значимость территориальной обороны. Сбор имеет свою индивидуальную направленность и скоординирован с общей задумкой подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Подобные сборы проходят ежегодно. Но если в прошлые годы они были посвящены вопросам стратегии, то сейчас в ход пошла составляющая непосредственного ведения боя.

Министр обороны Андрей Равков благодарит призванных из запаса.

На другом полигоне в это время практические занятия у роты огневой поддержки и противотанковой батареи. Они комплектуются из призванных из запаса на сборы военнообязанных. По легенде, на наши позиции наступает пехота противника при поддержке танков. Звучит команда — и минометы извергают огонь и снаряды по условному противнику. После наступает очередь противотанковых управляемых реактивных снарядов.

— Каждый сбор имеет свою индивидуальную направленность, — говорит начальник управления территориальной обороны — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь Андрей Пасека . — С 2016 года мы ежегодно проводим сборы с руководящим составом областных исполнительных комитетов и города Минска. За это время мы отработали вопросы формирования территориальных войск, проведения боевого слаживания, поддержания военного положения, охраны и защиты объектов территориальной обороны. А еще показали особенности боевого применения войск совместно с территориальными войсками, сделав акцент на защите городов. На этом сборе мы продолжаем тематику боевого применения войск и совместного выполнения с ними задач территориальных войск. В течение двадцати пяти суток практически с нуля был обучен личный состав. Могу отметить, что все задачи успешно выполнены. А это, в свою очередь, доказывает, что люди у нас надежные.

— В прошлом году в Брестской области мы знакомились с опытом организации защиты населенных пунктов, в этом году познакомились с артиллерийским вооружением, которое стоит в Вооруженных Силах, — отметил председатель Могилевского облисполкома Владимир Доманевский . — Мы видим, насколько сегодня важно заниматься вопросами территориальной обороны, понимаем условия организации управления территориальных войск. Мы же получаем не только теоретические знания, но и проводим практические занятия. Вот и сами лично попытались сделать выстрелы из артиллерийских орудий. Конечно, нужно сделать все, чтобы эта наука никогда не пригодилось в жизни, но знать ее следует.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Территориальная оборона - система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.

2. Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.

3. Порядок организации, развертывания и ведения территориальной обороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области территориальной обороны определяются Положением о территориальной обороне Российской Федерации.

4. В субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы (далее - штабы территориальной обороны).

(п. 4 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)

5. Деятельность штабов территориальной обороны регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения федерального законодательства в области обороны.

(п. 5 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)

6. Руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны.

(п. 6 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 519-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Задачами штабов территориальной обороны являются:

1) обеспечение согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

2) обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, проводимыми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

(п. 7 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)

8. Штабы территориальной обороны осуществляют следующие основные полномочия:

1) разрабатывают проекты нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, проекты муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по территориальной обороне;

2) обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

3) контролируют состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим муниципальным образованием.

(п. 8 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)

9. Штабы территориальной обороны также осуществляют другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)

10. Штабы территориальной обороны в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, и осуществляют руководство указанными силами и средствами.

1. Территориальная оборона - система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.

2. Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.

3. Порядок организации, развертывания и ведения территориальной обороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области территориальной обороны определяются Положением о территориальной обороне Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 4 с 26 июля 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 195-ФЗ

4. В субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы (далее - штабы территориальной обороны).

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 5 с 26 июля 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 195-ФЗ

5. Деятельность штабов территориальной обороны регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения федерального законодательства в области обороны.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 519-ФЗ

6. Руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 7 с 26 июля 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 195-ФЗ

7. Задачами штабов территориальной обороны являются:

1) обеспечение согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

2) обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, проводимыми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 8 с 26 июля 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 195-ФЗ

8. Штабы территориальной обороны осуществляют следующие основные полномочия:

1) разрабатывают проекты нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, проекты муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по территориальной обороне;

2) обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

3) контролируют состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим муниципальным образованием.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 9 с 26 июля 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 195-ФЗ

9. Штабы территориальной обороны также осуществляют другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 10 с 26 июля 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 195-ФЗ

10. Штабы территориальной обороны в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, и осуществляют руководство указанными силами и средствами.

Территориальная оборона – это система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований. Т.о. ведется на территории РФ или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения. Порядок организации, развертывания и ведения Т.о., функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области Т.о. определяются Положением о территориальной обороне РФ, утверждаемым Президентом РФ. Президент РФ утверждает и План территориальной обороны РФ, которым устанавливается, что Т.о. ведется органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом мер, принимаемых в период действия военного положения. Основой для планирования Т.о., в соответствии с Положением о военном планировании в РФ, является утвержденный План обороны РФ, предусматривающий также планирование и осуществление мероприятий по ГО и Т.о. Участие спасательных воинских формирований МЧС России в осуществлении мероприятий Т.о. предусматривается планами взаимодействия в области ГО и защиты населения региональных центров МЧС России с военными округами. Т.о. осуществляется по территориальному принципу: в каждом военном округе создаются зоны Т.о., которые, в свою очередь, подразделяются на районы Т.о. Начальниками зон Т.о., как правило, назначаются военные комиссары соответствующих республик, краев и областей, а начальниками районов Т.о. – районные (городские) военные комиссары, в некоторых случаях – командиры соединений, частей, начальники военно-учебных заведений. Важная роль отводится и органам власти субъектов государства и местного самоуправления, которым предписывается совместно с органами военного управления участвовать в планировании и обеспечении выполнения мероприятий Т.о. на своей территории. Подготовка Т.о. осуществляется заблаговременно в мирное время. Развертывание ее в полном объеме или частично проводится по решению Президента РФ.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

1. Территориальная оборона - система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.

2. Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.

3. Порядок организации, развертывания и ведения территориальной обороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области территориальной обороны определяются Положением о территориальной обороне Российской Федерации.

4. В субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы (далее - штабы территориальной обороны).

5. Деятельность штабов территориальной обороны регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения федерального законодательства в области обороны.

6. Руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны.

7. Задачами штабов территориальной обороны являются:

1) обеспечение согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

2) обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, проводимыми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

8. Штабы территориальной обороны осуществляют следующие основные полномочия:

1) разрабатывают проекты нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, проекты муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по территориальной обороне;

2) обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

3) контролируют состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим муниципальным образованием.

9. Штабы территориальной обороны также осуществляют другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Штабы территориальной обороны в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, и осуществляют руководство указанными силами и средствами.

Читайте также: