Проектная деятельность в начальной школе темы выступлений

Обновлено: 05.07.2024

Я работаю в общеобразовательном классе по программе Школа России. В начальной школе мы с ребятами делаем первые шаги по дороге стандартов 2 поколения. Начиная с 1 класса по школьной программе дети сталкиваются с проектной деятельностью.

Далее осуществлялся показ проектных работ учеников.

Выполнение учащимися творческих и исследовательских проектов предметного и межпредметного характера

Выполнение учащимися творческих и исследовательских проектов предметного и межпредметного характера за 2012-2017г.

Перечень тем

Количество участников

2012-2015 уч. г 2015-2018 уч.г

Математика 1 класс

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Медведева Проектная деятельность на уроках в начальной школе.docx

Выступление на тему:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 7г Ртищево

Медведева Юлия Александровна

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Это может быть: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока, проблемных вопросов совместно с учащимися.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся .

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Напоминаем, что работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен.

5. Создавать группу не более 5- 8 человек.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. Основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Этапы проектной деятельности

Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.

Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.

Поиск информации по выбранным детьми темам.

Работа над выбранными проектами.

Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.

Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов:

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• . Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. В 1 классе это лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании, мини-проекты не такие информационно насыщенные и т.п., как у учеников старших классов. Но даже такие мини-проекты с первого класса приучают ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны.

Начиная работу с первоклассниками в 2012-2013 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

План реализации проекта работали все вместе. Каждый внёс своё предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что оформительскую часть выполнят самостоятельно. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось, приходилось помогать и обучать. Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом.

Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. В ходе работы класс разделился на группы, каждая выполняла свою часть работы: рисовали веточки ели, выясняли, как можно украсить ёлку, как раньше украшали елку, рисовали украшения. Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

развить творческие и коммуникативные способности ребенка;

привить навыки сотрудничества с другими людьми;

привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.

Затем класс разделился на творческие группы. Каждая группа самостоятельно распределила роли. На этом этапе я выполняла роль координатора.

Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


В выступлении показана огромная роль проектной деятельности в начальной школе как одной из форм системно-деятельностного подхода при обучении в начальной школе. Выделены виды проектной деятельности, этапы подготовки проекта.

Содержимое разработки


Проектирование как элемент урочной деятельности в работе по новым стандартам в начальной школе

Из опыта работы по развивающей системе Л.В.Занкова. Выступление на районном семинаре.

Лаврухина Любовь Владимировна

Цель работы: показать проектную деятельность в начальной школе, как с одну из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации системно-деятельностного подхода в обучении в начальной школе

1. Определить место проектной деятельности в учебном процессе.

2. Выделить виды проектной деятельности.

3. Рассмотреть этапы работы над проектами.

4. Познакомить с опытом работы над некоторыми проектами.

Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками.

Л. В. Занков

В современном информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. Именно это является главной задачей, сформулированной в Новых образовательных стандартах.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей деятельность учителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в обучении.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает организация проектно-исследовательской деятельности.

Так что же такое проект?

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Под учебным проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для ученика?

Проект – это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Что такое проект для учителя?

Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у учащихся умение проектирования. Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков.

Социальных - умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.

Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение,

высказывать свое мнение, презентовать результат работы.

Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.

по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.

Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.

Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

Работая по развивающей системе Л.В.Занкова и используя системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, мы широко используем проектирование.

Работу над проектами на уроках мы начали ещё в первом классе. Это были простые, краткосрочные коллективные и групповые творческие проекты. Их мы выполняли на уроках технологии и изобразительного искусства (осеннее дерево, домашние животные и др.). Знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно переходили к более сложным, не только коллективным, но и индивидуальным, проектам.

Проектирование в урочной деятельности сейчас используем практически на любых уроках, в том числе, как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

В нашем учебнике русского языка А.В.Поляковой, как и в других учебниках по системе Л.В.Занкова, значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Для каждого урока есть вопросы, на которые пытаемся сначала ответить с учащимися, выдвинуть гипотезы, а потом по ходу выполнения заданий наблюдаем, подтверждаем или опровергаем предположения, и отвечаем на поставленный вопрос, обобщая и делая выводы. Следовательно, каждое выполненное так задание - это проект.

Таким образом, в процессе открытия нового знания проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

потом занимались поиском информации: наблюдали, выполняя задания, обращались к уже имеющимся знаниям о других частях речи;

представили результат проекта, сформулировав правило о новой части речи и сравнив его с правилом в учебнике, для лучшего запоминания зарифмовали вопросы, на которые отвечает наречие.

В данном случае получился краткосрочный коллективный исследовательский монопроект (в рамках одного предмета).

Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования. Методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты, обсуждение результатов, выводы. Это практические и лабораторные работы, выступления, дневники наблюдения и т.д.

В нашем учебнике Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова предполагаются исследования, как частных вопросов, так и по проблематике, требующей длительного сбора материала и времени его оформления.

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить системно-деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

( Выступление на педсовете.)

МОУ Кременкульская СОШ

учитель начальных классов

Шелехова О.М.

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог;

координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

Коммуникативные умения:

Регулятивные умения:

Поисковые (исследовательские) умения:

Презентационные умения и навыки:

Рефлексивные умения:

В учебном процессе можно использовать различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

Классификация по числу участников:

По продолжительности проекты могут быть:

краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);

среднесрочные (1-2 месяца);

долговременные (до года).

При работе над проектом используются следующие этапы:

Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

Организационный этап.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Информационно-операционный этап.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект это “пять П”;

Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

2 этап: Организация деятельности:
Учитель распределяет учеников на группы.
Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.

После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению.

В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает.

3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению.
Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны.

Читайте также: