Может ли директор школы получать стимулирующие выплаты как учитель

Обновлено: 05.07.2024

Может ли зам.директора по учебной работе, который работает ещё и на ставку учителем, получать стимулирующие выплаты как учитель. Какие документы можно использовать для данных выплат?

Вопрос относится к городу Томск

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Вопрос выплаты стимулирующих надбавок при совмещении должностей, либо при работе по совместительству должен быть прописан либо в коллективном договоре, либо в Положении об оплате труда Вашего образовательного учреждения.

Может ли заместитель директора, преподающий предмет, получать стимулирующие выплаты, как учитель (из стимулирующего фонда учителей)?

Однозначно ответить на данный вопрос затруднительно. Можно использовать такую формулировку для ответа: " Как правило, "да", поскольку в РФ не допускается дискриминация в зависимости от наличия каких-либо особенностей социальном статусе гражданина, если он выполняет в том числе те же как и остальные".Но в настоящее время положение об оплате труда работников образования образовательных учреждений общего образования принимают органы местного самоуправления, которые и устанавливают условия выплаты стимулирующих надбавок. Кроме того, правом устанавливать дополнительные случаи предоставления стимулирующих выплат обладают и сами ОУ, например в рамках коллективного договора. Как правило, в этих документах устанавливается, что стимулирующие выплаты предоставляется в зависимости от осуществления определенной деятельности и отсутствуют ограничения на то, что условия предоставления стимулирующих могут быть связаны с дополнительными трудовыми функциями педагога.

Поэтому для однозначного ответа на этот вопрос следует познакомится с положением об оплате труда работников, действующим в муниципальном образовании и локальными документами школы. Если педагог уже получает стимулирующие выплаты (например за напряженность работы) как заместитель директора, тогда выплата или невыплата стимулирующей выплаты как педагогу будет зависеть от того является ли педагогическая нагрузка дополнительной трудовой функцией или входит составной частью в выполнении обязанностей заместителя директора.

При этом выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда, как отмечается в Рекомендациях Минобрнауки РФ, должны осуществляться с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций. Информация о результатах должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Образовательной организацией с участием представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций разрабатываются показатели эффективности деятельности педагогических работников и индикаторы, на основании которых будет осуществляться учет результатов их деятельности.

Доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, полагающиеся учителю, должны быть прямо указаны в его трудовом договоре в цифровом выражении либо в формате отсылки к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты.

Примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений приведены в рекомендациях Минобрнауки РФ. Их 10:

Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, др.).

Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся.

Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации).

Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся.

Участие и результаты участия учеников на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др.

Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Работа с детьми из социально неблагополучных семей.

Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.).

Для распределения между работниками стимулирующей части фонда оплаты труда, как правило, применяется балльная система. Основанием для начисления стимулирующих надбавок служат оценочные листы, где содержатся результаты работы педагога и объём вознаграждения.

Стимулирующие выплаты педагогам устанавливаются на основе следующих расчётов:

определяется сумма баллов, полученных каждым педагогом по всем показателям;

определяется стоимость одного балла, для чего фонд оплаты труда, выделенный на стимулирующую часть педагогов, делится на количество баллов, набранных всеми педагогами организации;

стоимость одного балла умножается на количество баллов, набранных педагогом.

Выплаты могут устанавливаться на определенный срок: месяц, квартал, полугодие, учебный год.

Механизм распределения стимулирующих выплат

Как было отмечено, порядок распределения стимулирующих выплат педагогам с использованием данных оценки качества их труда определяется локальным актом образовательной организации, например, Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, и регламентом участия органа государственно-общественного управления – Управляющего совета (далее – Совет), профсоюза в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Возможны следующие варианты:

1.Директор школы предоставляет Совету, профсоюзному комитету на согласование предложения о распределении стимулирующей части. Совет, профсоюзный комитет согласовывает предложения директора или вносит рекомендации по их изменению/дополнению.

2.Создается специальная комиссия, в которую входит руководитель общеобразовательного учреждения, члены Совета по его решению, представители методического (научно-методического) совета (иного аналогичного органа общеобразовательного учреждения), совета трудового коллектива и (или) профсоюзной организации.

Результаты оценки деятельности педагога по показателям оценки качества, используемым для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, представляются в данную комиссию. Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов оценки в части установленных положением о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников критериев, показателей, формы, порядка и процедур оценки профессиональной деятельности и обобщает данные для подготовки предложений.

Комиссия вносит в Совет предложения по денежному весу одного балла оценки профессиональной деятельности работника и персональным стимулирующим выплатам на основе данных оценки.

Совет согласовывает или утверждает решение о распределении стимулирующих выплат.

Директор общеобразовательной организации издает распорядительный акт (приказ) о стимулирующих выплатах.

Возможно ли изменить величину стимулирующих выплат?

Если фиксированный размер надбавки указан в трудовом договоре, а работодатель считает необходимым уменьшить ее размер, необходимо не менее чем за два месяца уведомить работника под роспись об изменении условий трудового договора (части 1, 2 ст. 74 ТК РФ) и оформить дополнительное соглашение к трудовому договору с работником.

При этом придется вносить изменения в коллективный договор и соответствующие локальные акты. Коллективный договор руководитель не может изменить в одностороннем порядке — только через общее собрание организации путем голосования.

Если надбавки определены колдоговором, Положением об оплате труда — нужно вносить изменения в эти документы, которые обсуждать также на общем собрании школы, где каждый работник вправе выразить свое несогласие путем голосования. Как видим, так просто изменить величину стимулирующей выплаты нельзя.

Если администрация решила обойтись без этапа обсуждения и согласования положений об оплате труда, они не могут считаться законными.

Примечание. Начисление работникам премий и других стимулирующих выплат относится к категории прав, а не обязанностей работодателя.

Письма, рекомендации носят только рекомендательный характер.

В локальном акте (положении о стимулирующей части оплаты труда) указываются:

критерии оценки результативности деятельности для различных категорий работников;

порядок и сроки подведения итогов результативности;

порядок создания и работы экспертной комиссии;

порядок установления стимулирующих выплат и их виды (премии, надбавки, единовременные или разовые по результатам, на определенный период).

Рекомендация эксперта
На основании изложенного, при правильном оформлении документов препятствий для выплаты стимулирующих выплат совместителю я не вижу.

В пункте 2. Постановления говорится, что преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений без занятия штатной должности в том же учреждении не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора (то есть считается совмещением должностей) мне как ПЕДАГОГУ по протоколу комиссии по распределению средств стимулирующего фонда оплаты труда было выплачено 14.000руб с сентября 2013 по январь 2014г..По акту проведённой контрольно-ревизионной проверки данные выплаты признаны неправомерными.Кто прав?Имею ли я право на это или нет? спасибо заранее.

Виктория Сергеевна! Ваша ситуация регулируется Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, (в редакции от 10.03.2009 N 219, от 04.09.2012 N 882) и Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41. Если исходить из положений вышеуказанных нормативных актов(пункт 2 подп. Е и Ж Постановления № 41), то правы Вы.

Хотелось бы знать, на какой нормативный акт сослались должностные лица, которые делали проверку в вашем
учреждении Если у Вас есть возможность перешлите на Правовед.ру выписку из акта проверки с обоснова нием позиции проверяющих.

Текст вышеуказанных нормативных актов прилагаю.

Удачи Вам! Ваш отзыв желателен. С уважением, Виктор Богаченков

Уважаемый Виктор! Благодарю вас за ответ на мой вопрос,обоснование позиции проверяющих выражено на мой взгляд неверном обосновании формулировки данных стимулирующих выплат не как преподавателю, а как руководителю.Идёт спор о правомерности наличия у руководителя ДМШ 1,61 ставки педагогических часов и неправомерности начисления стимулирующих выплат.Моя позиция - обосновать правомерность пед.нагрузки на основании документа указанного Вами и в соответствии со ст. 60.2 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания и увеличения объема работ.

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания и увеличении объема работы работнику производится доплата. Доплата при совмещении профессий производится работнику в том размере, который установлен соглашением сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). А в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ стимулирующие выплаты доплаты и надбавки являются частью заработной платы за совмещение.

Выписка акта ревизии не очень хорошего качества - это сканы факса, оригинал на работе.

Поскольку законодательством допускается возможность совмещения руководителем образовательного учреждения трудовой функции, связанной с выполнением педагогической нагрузки, то в случае занятия им отдельной ставки педагога оплата труда по ставке педагога должна производиться в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ.

А именно, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом руководитель также вправе подписывать приказы о выплате себе оклада и установленных надбавок при выполнении трудовой функции педагога, как и любому другому педагогу, поскольку законодательство не устанавливает ограничений на оформление приказов при персонала при выполнении руководителем нескольких трудовых функций в организации.


Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.

1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?

Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.

Бывает, что в учреждении принято положение о стимулирующих (или другой нормативный акт), по которому педагог имеет право на определенную сумму выплат ежемесячно вне зависимости от успехов (например, если нет взысканий — автоматически начисляется 3000 руб.), или за определенные виды работ установлена конкретная сумма. Такие выплаты по сути уже не являются стимулирующими, но иногда их так называют. Тогда педагог вполне может рассматривать эту выплату как обязательную часть зарплаты (невыплата которой позволяет ему приостанавливать работу через две недели или обращаться в суд, прокуратуру).

Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то по умолчанию выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами на этот счет и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).

Начисление стимулирующих должно быть поощрением за достижения педагога или его значительный вклад в работу коллектива. Поэтому можно требовать от работодателя, чтобы штрафных санкций среди критериев не было. Вместе с тем, в локальном нормативном акте организации может быть установлено, что стимулирующие баллы предусмотрены только для работников, добросовестно выполняющих свои обязанности (не имеющих дисциплинарных взысканий). В таком случае работодатель вправе не начислять стимулирующих баллов до погашения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание автоматически погашается по истечении года с момента его применения. Это происходит без издания дополнительного акта со стороны работодателя. Работодатель вправе досрочно снять взыскание самостоятельно, по ходатайству работника, представительного органа работников или вышестоящего руководителя.

3. Что делать, если критерии начисления баллов ущемляют права работников, несправедливы?

Стимулирующие устанавливаются локальными нормативными актами учреждения — формально по согласованию руководства и работников. Если вы недовольны именно критериями их начисления или, например, тем, что нормативные акты меняются слишком часто, вам нужно инициировать процедуру коллективного трудового спора (глава 61 ТК РФ описывает эту процедуру) либо найти другие пути давления на работодателя, чтобы он поменял нормативный акт в вашу пользу. Обжаловать в суде незаконность положений об оплате труда, премировании, стимулирующих (названия могут быть разные) можно только в том случае, если они ухудшают положение работника по сравнению с правами: 1) закрепленными в Трудовом кодексе, 2) закрепленными в коллективном договоре учреждения.

4. Что можно сделать, чтобы стимулирующие выплачивались регулярно и в полном объеме?

Мы предлагаем бороться за то, чтобы дополнительные виды работ педагога оплачивались не в баллах (размер которых никем не гарантирован), а в денежном эквиваленте или % от оклада сотрудника. Если работа выполнена, она должна быть оплачена и по известному заранее тарифу.

Также мы советуем настаивать на включении в нормативный акт срока действия положения о стимулирующих, например, 1 год без права изменения без согласия представительного органа работников. Еще лучше, если это положение будет оформлено как приложение к коллективному договору. Колдоговор менять сложно, действовать оно будет весь срок действия колдоговора. Третий вариант — потребовать выплату стимулирующих оформить в виде дополнительных соглашений к трудовому договору (то есть, для каждого сотрудника отдельно) и именно в этом соглашении прописать условия выплаты, размер в % от оклада и периодичность.

Читайте также: