План фрагмента урока по обучению грамматической стороне речи

Обновлено: 04.07.2024

Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без этой системы невозможно понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил. Понятие – это основная форма познания, а система понятий – основа любого систематического знания.

В методике обычно говорится о формировании грамматических понятий, хотя более точный термин “формирование языковых понятий у учащихся”.

Согласно программе “Начальная школа XXI века” школьники должны усвоить более ста языковых понятий. Среди них грамматические, понятия из области фонетики, из орфографии, из теории речи.

Конечно, научные понятия формируются у учащихся не изолировано, а в системе, в процессе постоянного последовательного изучения русского языка.

Понятия сопоставляются, противопоставляются, группируются, подчиняются одно другому. Понятие – это совокупность суждений, в которой указаны отличительные признаки изучаемого объекта. Понятие – это мысль, в которой подтверждаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Определить понятие – значит, установить его границы, позволяющие отличить его от других понятий. Важно выделять в понятии существенные признаки и применять их в практической деятельности, например: “глаголами называются слова, которые называют действие и состояние предметов. Глаголы отвечают на вопросы “Что делает?” и “Что делают?” В этом примере указаны лишь два признака глагола, по которым его можно отличить от других слов. При дальнейшем изучении глаголов ученики узнают и другие признаки : изменение по временам, лицам, числам, имеют неопределенную форму, вид и наклонение.

Для обозначения понятий может быть использовано не только слово, но и словосочетание: “имя прилагательное”, “части речи”. Слова и словосочетания, обозначающие научные понятия, называются терминами. Не все слова обозначают понятия, т.к. не содержат обобщения, например, фамилии людей, названия животных.

Понятия могут обладать системой подчинения. Понятие “слово” является родовым по отношению к частям речи. В свою очередь, имена существительные выступают как родовое понятие по отношению к таким, как одушевленные и неодушевленные существительные.

При формировании понятия можно выделить три этапа: первый, подготовительный этап, предполагает накопление материала - наблюдение изучаемого явления, выделение и называние важных существенных признаков, первичное обобщение накопленного материала.

второй этап – введение термина, вывод определения, составление схем, моделей. вывод определения состоит в подведении формируемого понятия под родовое понятие и выделении нескольких важнейших признаков. например, суффикс – это часть слова (родовое понятие); стоит после корня, служит для образования новых слов, вносит в слово новое значение (отличительные признаки).

Третий этап – это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков и свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия. Однако не все грамматические понятия, входящие в курс русского языка 1 - 4 классов, проходят в своем формировании все три этапа при обучении в начальных классах. При формировании понятия глагол на первом этапе в 1 классе и в I четверти 2 класса дети учатся ставить вопросы к словам, в том числе и к глаголам: “что делает? что делают?”. В дальнейшем, при выполнении практических упражнений дети учатся ставить и другие вопросы: “что делал? Что делать?” и т.д.

В процессе организованной целенаправленной деятельности накапливаются наблюдения, дети начинают выделять слова, действия предметов, связывать значения слов со способностью отвечать на вопросы “Что делать?”, “Что сделать?”. Они учатся, пользуясь простейшими обобщенными признаками, отличать слова – названия действий от других слов, но еще не знают термина “глагол”. Вместо него они используют слова: “действие предмета”.

Таким образом, к концу первого этапа дети уже подготовлены к выводу определения понятия “ глагол”: они уже знают два основных признака глаголов - называть действие предмета и отвечать на вопросы “Что делает?”, “Что сделает?”. Второй этап формирования понятия “глагол” начинается во 2 классе, когда дети приступают к изучению раздела “части речи”. на основе подбора и анализа примеров дети подводятся к определению понятия. Очень важно, чтобы они сами, подготовленные и руководимые учителем, сумели выделить и назвать признаки глагола, и таким образом, построить определение. На втором этапе знания учащихся приобретают строгий научный характер. Школьники учатся четко мыслить, овладевают логическими отношениями, однако знания учащихся все время расширяются.

В учебнике “Русский язык” 4 класс, часть 1, авторы: С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова, программа “Начальная школа XXI века”, предлагают рассмотреть глаголы, называющие разные действия и состояния предметов. Рассмотрим фрагмент урока, по теме “Неопределенная форма глагола”, проведенного мною в 4 “Б” классе:

(на доске написаны слова: строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мерзнуть, смотреть, спать, ждать)

Уч.: Прочитайте слова, которые называют действие.

Д.: строить, кидать, убираться.

Уч.: Прочитайте остальные слова.

Д.: думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать.

Уч.: Чем эти слова не похожи на слова: строить, кидать, убираться?

Д.: Эти слова отвечают на вопрос “ что делать?”, но не называют действие (трудовую деятельность, передвижение предмета).

Уч.: Какой возникает вопрос?

Д.: Являются ли эти слова глаголами?

Уч.: В 3 классе мы говорили, как изменяются слова, выраженные разными частями речи. прочитайте слова.

Д.: - существительное: медведь, медведем, медведя, медведь, медведи.

Вывод: существительное изменяется по падежам и числам.

- прилагательное: бурый медведь – бурые медведи, бурая краска, бурое животное, бурым медведем, бурому медведю, бурого медведя.

Вывод: прилагательное изменяется по числам, родам и падежам.

  • прошедшее время (вчера) что делал? Работал.
  • будущее время (завтра) что буду делать? Буду работать.

Вывод: глагол изменяется по временам.

Открытие нового знания

1) Уч.: Как изменяются слова? думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать?

  • прошедшее время (вчера) “что делал?”. думал, мечтал, мерз, спал, смотрел, ждал.
  • будущее время (завтра) “что буду делать?”. буду думать, буду мечтать, буду мерзнуть, буду спать, буду смотреть, буду ждать.

Все эти слова изменяются по временам, значит это глаголы.

  • мыслительные процессы – знать, думать, рассуждать,
  • чувства - слышать, смотреть, нюхать, мерзнуть,
  • физическое состояние – спать, лежать, сидеть.

Все что не относится к действию, объединили под понятием “состояние”.

Значит, глагол называет действие предмета и его состояние.

(учитель дополняет карточку “состояние предмета” в строку “глагол называет действие предмета и его состояние”).

2) Чтение правила по учебнику (стр. 63).

Уч.: Прочитайте правило на странице 63 учебника.

Что важно запомнить о глаголах?

Д.: глагол называет действие предмета и его состояние.

Глаголы отвечают на вопросы: “что делать? что сделать?” и т.д.

Глаголы изменяются по временам.

Кроме разнообразных лексических значений глагол имеет разнообразные грамматические признаки и формы. Ученики в 3 классе узнают, что глагол изменяется по временам и числам, в 4 классе, детям предстоит узнать об изменении глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени), по родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма.

Рассмотрим фрагмент урока, по теме “Неопределенная форма глагола” проведенного мною в 4 “Б” классе:

Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)

Определите время и число глаголов. (один ученик работает за доской.)

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

Проверка, используя схему:
Настоящее время (сейчас): что делаю? Говорю.
Прошедшее время (вчера): что делал? говорил.
Будущее время (завтра): что буду делать, Буду говорить.

что сделаю?

Заговорю.

Увидеть Что сделать? глагол
Узнать Что сделать? глагол
Читать Что делать? глагол
Спутать Что сделать? глагол

Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?

Уч.: В чем было затруднение?

Д.: Эти глаголы не изменяются по временам.

Поиск решения. Организация наблюдения над глаголами.

Уч.: Можно ли определить действующее лицо?

Д.: нельзя. Потому что нельзя сказать:

Я увидеть, узнать, читать, спутать

Ты увидеть, узнать, читать, спутать

Он увидеть, узнать, читать, спутать

Уч.: Чем похожи глаголы?

Уч.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на “– ть”.

Уч.: Определите число у глаголов.

Д.: Нельзя определить число у этих глаголов.

Открытие нового знания

1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)

Уч.: назовите тему урока.

Д.: Неопределенная форма глагола.

В традиционном школьном курсе есть такие понятия, которые не называются, но приемы работы подготавливают детей к усвоению этих понятий в старших классах, примером могут служить виды глагола. Учащиеся выполняют 2 вида упражнений на усвоение видовых пар и видовых различий: 1) постановка к глаголам вопросов “ Что делал?”, “Что сделал?”, “Что делать?” и “Что сделать?” (эта работа начинается с 1 класса); 2) Образование неопределенной формы глагола от форм настоящего и будущего времени: несу - нести; ношу – носит. Известно, что учащиеся соотносят эти формы, путая виды глаголов: бежит – бегать (надо: бежать). Учебной программой “Начальная школа XXI века” предусмотрено изучение понятия вида глагола.

Рассмотрим фрагмент урока, проведенного мною в 4 “Б” классе:

Уч.: Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д.: Коля делал домашнее задание. Коля сделал домашнее задание

Уч.: что интересного вы заметили?

Д.: В первом предложении глагол отвечает на вопрос: “что делал?” Во втором предложении глагол отвечает на вопрос: “что сделал?”

Уч.: чем еще различаются эти глаголы?

Д.: Эти глаголы отличаются значением. В первом предложении коля еще не закончил выполнять домашнее задание, а во втором предложении - закончил выполнять.

Уч.: определите время и число этих глаголов.

Д.: делал, (что делал?) - прошедшее время, единственное число. сделал, (что сделал?) - прошедшее время, единственное число.

Уч.: Сравните грамматические признаки этих глаголов.

Д.: время и число у этих глаголов одинаковое. У глаголов “делал” и “сделал” форма прошедшего времени, единственного числа. А различаются они каким – то другим грамматическим признаком. Мы его еще пока не знаем.

Уч.: Этот грамматический признак – вид глагола. Совершенный и несовершенный.

Работа над определением. На странице 66 - 67 в учебнике.

Первичное закрепление.

Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

Д.: Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать?

Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

Д.: Что сделать? Что сделал? Что сделает?

Уч.: Чем еще различаются глаголы совершенного и несовершенного вида?

Запись слов под диктовку

(два ученика работают за доской)

Запишите слова в два столбика:

Несовершенный вид Совершенный вид
что делать? что сделать?
писать убрать
верить написать
петь вылететь
лететь поверить
убирать запеть

Уч.: Чем отличаются глаголы, записанные в 1 и 2 столбике?

Д.: 1 уч.: Глаголы, записанные в 1 столбике несовершенного вида, они отвечают на вопрос: “что делать?” И обозначают действие или состояние, которое еще не свершилось.

2 уч.: Глаголы, записанные в 2 столбике совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что сделать?” И обозначают действие или состояние, которое свершилось.

Таковы общие вопросы формирования грамматических и других языковых понятий. Они составляют основу школьного учебного предмета “Русский язык” и без хорошего усвоения каждого понятия и всей системы невозможно дать учащимся глубокие, осознанные прочные знания и умения по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепление умений выделять звуки из слов и обозначать звуки на письме.

Задачи урока:

образовательная: повторить и закрепить выделение звуков из слов;

развивающая: развивать фонематический слух учащихся и правильную устную речь;

воспитывающая: воспитывать готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

Метапредметные:

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, анализ звуков;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем; договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

Предметные: умение выделять звуки в речи.

Нормативно-методическое обеспечение урока:

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса, составленное на основе рабочей программы по обучению грамоте;

Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А Виноградская, М.В. Бойкина]. – 3-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2012. – 127 с.

Дозировка времени

Самоопределение к деятельности

Закрепление ранее изученного материала

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Структурный элемент урока

Деятельность учителя и учащихся

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Способ деятельности: установка на успех, беседа.

- Урок обучения грамоте.

- Тихо сядет первый ряд, еще тише второй и совсем тихо сядет третий ряд.

личностные: самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Повторение ранее изученного.

Способ деятельности: опрос, беседа, групповая работа.

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения

- Перед тем, как начать предлагаю придумать название команды, но чтобы оно было связано с предметом обучение грамоте.

- Молодцы! Предлагаю начать нашу игру.

- Начинаем первый раунд.

1). Что такое речь? (Речь – это то, что мы говорим, слышим, пишем)

2). Какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная)

3). Какую речь называют устной? (Речь называется устной, когда мы говорим и слышим)

1). Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

2). Из чего состоят предложения? (Из слов)

3). На что делятся слова? (Слова делятся на слоги)

1). Что такое звук? (Звук – это то что мы слышим и говорим)

2). Какие звуки мы называем гласными? (Гласные звуки мы можем пропеть, протянуть, и при произношении они не встречают преград)

2). Какие преграды при произношении могут встречать согласные звуки? (Согласные звуки могут встречать преграды: губы, зубы, язык)

- Молодцы! Вы, верно, ответили на вопросы.

А сейчас предлагаю вам немного размяться.

личностные: умение выделять свои ошибки;

коммуникативные: слушать и понять речь других;

предметные: орфографические и грамматические умения

III. Закрепление изученного материала.

Цель: повторение звуков, обозначение звуков, выделение звуков в словах.

Способ деятельности: объяснение, практическая работа, работа в парах.

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения

- Молодцы, отдохнули, тогда продолжим.

(Окно, дерево, машина, дом, тень, Оля).

- Хорошо, а сейчас игра наоборот, я называю количество слогов, а вы говорите слово.

- Я вам сейчас раздам слоги. Ваша задача дать звуковой анализ этого слога.

1). ПИ ( в слоге пи два звука: первый звук [п] – согл.,глух.,мягк., второй звук [и] – гл.)

2). СА ( в слоге са два звука: первый звук [с] – согл.,глух.,тверд., второй звук [а] – гл.)

3). ЛЕ ( в слоге ле два звука: первый звук [л] – согл.,зв.,мягк., второй звук [э] – гл.)

- Хорошо, закончили. И переходим к последнему, завершающему раунду. У меня есть три конверта. В этом конверте пословица, но слова в ней перемешались. Для начала вам нужно восстановить из этих слов пословицу, объяснить ее значение.

После этого вы должны нарисовать схему слова друг.

коммуникативные: умение слушать и понимать других.

IV. Итог урока.

Цель: подведение итогов, устранение затруднений.

Способ деятельности: беседа.

- Давайте вспомним, какие задания мы выполняли на уроке.

- А сейчас подведем итог нашей игры. Сосчитайте сколько жетонов вы сегодня заработали (определение победителей)

регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

V. Рефлексия.

Цель: оценка своей деятельности.

Способ деятельности: беседа.

- Поднимите руку, кому на уроке было все понятно.

- У кого возникли трудности?

- В чем заключаются трудности?

- Урок окончен, спасибо за работу!

личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оценить 825 0

Цель: учить детей находить в предложении подлежащее

- учить учащихся составлять предложения по вопросным схемам,

- накопление в речи предложений с разными способами выражения

подлежащего и сказуемого;

- находить и подчеркивать в предложении подлежащее и сказуемое.

- развивать логическое мышление;

- закреплять навыки самостоятельной работы.

- воспитывать вежливое отношение друг к другу,

чувство взаимопомощи и ответственности.

- обогащение словарного запаса;

- активно включать слуховой анализатор.

Материалы и оборудование:

наборное полотно, опорные вопросные схемы, серия картин,

таблички, учебники, карточки с заданиями.

1) Проверка аппаратуры.

2) Речевая зарядка.

II. Основная часть.

1) Ответы на вопросы.

2) Составление предложений по схеме, по картинкам.

4) Самостоятельная работа с учебником.

III . Подведение итогов урока.

- Вы слышите? - Я слышу … .

- Вы готовы к уроку? (на слух) - Я готов(-а) к уроку.

- Какой урок будет сейчас? (на слух) - Грамматика.

- Послушайте, что будем делать - Будем отвечать на вопросы.

сначала? Говорите хорошо.

Будем отвечать на вопросы.

Будем составлять предложения по вопросной схеме, по картинкам.

Будем выполнять упражнения.

Ответы на вопросы.

- На какие вопросы отвечает подлежащее? - Кто? Что?

- На какие вопросы отвечает сказуемое? - Что делает?

Что будет делать?

Что будут делать?

- Как нужно подчеркивать подлежащее? - Подлежащее нужно

подчеркивать одной чертой

- Как нужно подчеркивать сказуемое? - сказуемое нужно подчерки-

вать двумя чертами.

- Что мы делали? (на слух) - Отвечали на вопросы.

2) Составление предложений.

- Что будем делать? - Будем составлять

- Составьте предложения по вопросной схеме. – Я составил(-а) предложение

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? по вопросной схеме.

(Дети у доски составляют предложения по схеме.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Я подчеркнул(-а).

- Сядьте на место. (на слух)

- Откройте тетради. (на слух) - Я открыл(-а) тетрадь.

- Напишите число, день недели, - Я написал(-а).

- Составьте предложения по картинке.

(Картинки раздаются учащимся и они самостоятельно составляют предложения.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Я выполнил(-а) задание.

- Кто сегодня дежурный? (на слух) - Я сегодня дежурный.

- Сделай зарядку с ребятами. – Ребята, встаньте. Будем

(Дети выполняют физические упражнения под музыку.)

Самостоятельная работа с учебником.

- Откройте книгу на странице 27, выполните

упражнение № 96. – Я открыл книгу.

- Выполните задание самостоятельно.

- Сидите правильно. Пишите красиво и - Я написала упражнение.

- Давид, проверь работу у Вани. Ваня, проверь - Ваня (Давид), дай мне

работу у Давида. твою работу.

- Саша и Влад, поменяйтесь работами. – З.И. сказала, чтобы мы

- Поставьте оценку. – Я проверил работу …

- Почему ты поставил(-а) …. – Я поставил(-а)…,потому

что нет ошибок (есть

- Что мы делали? - Выполняли упражнение.

III . Итог урока.

- Сегодня на уроке хорошо работали.

Николаева … (на слух).

IV . Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите задание

на завтра: страница 28, упражнение 98.

- Был звонок. Идите на перемену.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

воспитательная : способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.

Тип урока. Урок развития речи

Задачи урока:

Образовательные : 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.

2.Формировать язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

3. Развивать память и внимание.

4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Умения определять и исправлять ошибки

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая

3.Проверка домашнего задания

4. Актуализация опорных знаний.

5. Постановка цели и задач урока.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия. Итоги.

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

2. Мотивационный этап. На доске эпиграф:

Заговори, чтоб я тебя узнал

- Слово учителя. Беседа:

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры

Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:

Говорил он, между прочим,

- Скажите, какие нормы нарушил герой?

3. Проверка домашнего задания

Кроме прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?

(реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

4. Актуализация опорных знаний

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

5. Постановка целей и задач урока.

А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)

А какие из названных вами мы уже изучили?

Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

(ответы учеников).

(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, их виды).

6. Усвоение новых знаний.

Итак, грамматические нормы

Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).

Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.

А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях . ( на доске)

Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).

Учитель читает. Устная работа.

Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

7. Первичное закрепление

А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

Конечно, это глагол.

Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).

Расставьте ударение:

звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

1 л звонЮ включУ вручУ

2 л. звонИшь включИшь вручИшь

3 л. звонИм включИт вручИт

1 л звонИм включИм вручИм

2 л. звонИте включИте вручИте

3 л. звонЯт включАт вручАт

В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы ( победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).

Г) -Ребята, скоро будут каникулы, планирую пойти в театр, а не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть КОГО-ТО

Надеть ЧТО-ТО

Физкультминутка

Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

4) - Я надела платье

Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

8. Самостоятельная работа

А) ЗАДАНИЯ (устно)

1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

2.Кто сказал правильно?

3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

Ребята, как правильно нужно было сказать?

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

Читайте также: