Каким должен быть учитель физкультуры в школе

Обновлено: 07.07.2024

Профессия учителя физкультуры только на первый взгляд кажется простой и не требующей специальной педагогической подготовки.

На деле учителю физкультуры надо не только любить спорт и детей, но и быть первоклассным преподавателем-воспитателем, главная задача которого заключается в формировании у школьников интереса к здоровому образу жизни.

Учитель физкультуры – это педагог, который преподает школьникам физическую культуру и формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом и здорового способа жизни.

История профессии

Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.

Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.

В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.

Описание профессии

На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:

  • общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
  • гармоничное развитие психических и физических качеств;
  • обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
  • повышение работоспособности детей.

Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:

  • легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания);
  • гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика);
  • командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол);
  • лыжный спорт.

Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.

На каких специальностях лучше учиться

На учителя физкультуры можно учиться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении. В ссузах предлагаются такие специальности:

  • физическая культура;
  • спортивная тренировка;
  • педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

В вузах готовят педагогов по таким направлениям:

  • физическая культура;
  • физическая культура и безопасность жизнедеятельности;
  • физкультурно-оздоровительная работа;
  • лечебная физкультура;
  • технологии спортивной подготовки и др.

Многие вузы предлагают получить диплом учителя физкультуры в сочетании с дополнительной специальностью по выбору.

Поступить в колледж или техникум можно без экзаменов, достаточно пройти по конкурсу аттестатов и сдать нормативы по физподготовке непосредственно в ссузе. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения, надо представить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике или обществознанию (в зависимости от условий вуза), а также сдать на месте экзамен по общей физической подготовке, иногда по основам здорового образа жизни.

Учебные заведения

Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:

  • Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Приморское государственное училище (техникум) олимпийского резерва (г. Владивосток);
  • Колледж олимпийского резерва им. дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева (г. Волгоград);
  • Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (г. Оренбург);
  • Спортивно-педагогический колледж Департамента спорта и туризма города Москвы.

Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе:

Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.

Обязанности на работе

Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей:

  • выбор программы и учебно-методического обеспечения;
  • проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей;
  • использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача;
  • планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок);
  • поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося;
  • контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание;
  • заполнение журнала (в т. ч. электронного);
  • обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока.

Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении.

Что нужно знать преподавателю физической культуры:

  • возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек;
  • утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету;
  • основы школьной гигиены;
  • возрастную психологию ребенка;
  • методики преподавания каждой темы;
  • спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража;
  • требования к оснащению инвентарем спортивного зала;
  • технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников;
  • способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций;
  • навыки оказания первой медицинской помощи;
  • правила пожарной безопасности и охраны труда.

Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).

Также преподаватель обязан распознавать способности ученика к разным видам физической активности и мотивировать его заниматься спортом на более высоком уровне в ДЮСШ.

Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).

Кому подходит

Профессия учитель физкультуры в равной мере подходит мужчинам и женщинам. В нее можно прийти, получив специальное педагогическое образование или завершив спортивную карьеру и дополнительно обучившись тонкостям профессии.

Что касается личных качеств учителя физкультуры, то их перечень довольно обширен:

  • любовь к детям и подросткам, умение ладить с ними;
  • общительность, искренность и доброжелательность;
  • трудолюбие и ответственность;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • устойчивое внимание и умение контролировать несколько процессов одновременно;
  • наблюдательность, интуиция и умение рассмотреть скрытые способности в ребенке;
  • честность и справедливость;
  • требовательность и принципиальность;
  • умение превратить обычный урок в интересный процесс.

К плюсам профессии можно отнести интересную работу с детьми, часто на свежем воздухе, возможность развиваться и постоянно повышать свою квалификацию. Немаловажная деталь – это социальный пакет и длительный отпуск в летние месяцы.

Главный недостаток – повышенная ответственность за жизнь и здоровье учеников, поскольку уроки физкультуры считаются самыми травмоопасными, а в последнее время участились факты смерти школьников на занятиях из-за ослабленного здоровья. Также можно вспомнить невысокую зарплату, сложности работы в педагогическом коллективе и психоэмоциональные перегрузки.

Сколько получают

Средняя зарплата физрука по стране колеблется в пределах 15–25 тысяч рублей в месяц. Выслуга лет, уровень квалификации, дополнительные часы, классное руководство и премия могут несколько увеличить эти суммы. Размер дохода зависит также от региона проживания. Так, в Москве средний уровень заработной платы педагога превышает 50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 40 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ямало-Ненецкий округ, Чукотка, Ханты-Мансийский округ, Магаданская область могут платить более 70 тысяч рублей. Однако в селах, маленьких городах и райцентрах физрук получает около 15–20 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Учитывая специфику работы, непосредственно в общеобразовательной школе у преподавателя физической культуры больших перспектив нет, стать завучем или директором шансов мало. Однако наличие хорошего образования, развитые профессиональные умения и личные качества могут поспособствовать в поиске дополнительного заработка или перехода на более перспективное место работы.

Можно перейти на свободную должность в детско-юношескую спортивную или частную школу. Перспективный вариант – трудоустройство на тренерское место в спортклубе или тренажерном зале, плавательном бассейне, оздоровительном центре или санатории. Всегда актуальной остается возможность сделать управленческую карьеру в подразделениях физической культуры и спорта или образования в местных, областных или краевых администрациях, а также муниципалитетах.

Если учитель физкультуры не поленился пройти дополнительные курсы по одному из современных популярных видов фитнеса (зумба, стретчинг, аэробика, йога), то он может набрать группу и заниматься в частном порядке. Еще одно направление для приложения своих усилий – это индивидуальные уроки с детьми, которые отстают в физическом развитии и требуют особых программ подготовки.

Перспективы профессии

Несмотря на то что педагогические вузы выпускают ежегодно тысячи учителей физической культуры, спрос на рынке труда на представителей этой профессии остается неизменно высоким. Таким образом, если человек любит спорт и имеет склонность возиться с детьми, то ему стоит посвятить себя этой работе, несмотря на все ее недостатки. Кроме того, для него откроются неплохие и более доходные перспективы в смежных специальностях.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия учитель физкультуры подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

В одной из статей на канале писал о том, кому легче всего работать в школе, точнее учителю какого предмета легче всего. Статья наделала много шума, много комментариев, не всегда адекватных. Учителя защищали свой родной предмет, спорили, называли всякими словами. Но в статье своей я назвал самым простым предметом - физкультуру.

Какие же бывают учителя физической культуры? Рассмотрим типажи. Правда ли, что им проще всего работается в школе? Почему они так не считают? Почему в учебном плане 3 физкультуры, но, например, в век информационных технологий всего 1 информатика, 1 география и т.д?

Попробуем по порядку логически помыслить. Смотрю на своих физруков в школе: уже не молоды, уже "не те". Но все равно своим задором, примером и ЗОЖ мотивируют молодежь не только на свершения в области олимпиадной, но и в целом на занятия спортом и ведение здорового образа жизни.

Однако давайте проанализируем их работу. Все переоделись, построились. Пару раз свистнул, все побежали, делают то, что говорят. Все бегают, никто умственно не напрягается, "дурь выбивают". Иногда видим, что учителя физкультуры играют вместе с ребятами: в волейбол, баскетбол, катаются на лыжах: счастье, а не работа.

Никаких тебе экзаменов, "вэпээров", срезов и контрольных. Дети любят физкультуру (за исключением некоторых девочек), особенно замечаю любовь эту у детей ФГОС (1-9 классы). Может, конечно, совпадение, но у нас все без исключения любят физкультуру: "тут не напрягают".

Конечно , у каждой профессии и у каждого предмета своя специфика. так и у физруков свои сложности:

  • дисциплина и травматизм на уроке - нужно быть всегда готовым
  • работа со снарядами, мячами, формой - за все надо отвечать
  • конкурсы, состязания, соревнования, олимпиада - не так уж и редко
  • умные, но неспортивные мальчики и девочки, которым надо как-то просто так нарисовать "пять", ведь по всем остальным пятерки.
  • общие учительские семинары, посещение бесполезных педсоветов (ФГОСы и стандарты у физруков пробегают мимо), и программу рабочую осилить может не каждый физрук: с компьютером дружат не все.

Вот видите, не такая уж и простая работенка!

Но какие типы физруков мне лично встречались?

  1. Физрук-полковник . Серьезный, постоянно бдящий, чтящий дисциплину, устав, правила. Шаг вправо, влево - расстрел. Иногда кажется - идеальный учитель физкультуры в современном детском коллективе.
  2. Молодой, горячий . Молодой, сильный, смелый. Все девчонки "повлюблялись", даже стали ходить на физкультуру и делать вид, что бегают и прыгают. Дисциплина обычно хромает, но в целом молодой задор делает успехи, ребята занимаются с удовольствием.
  3. " Старый бык борозды не испортит ". Никого не хочу обидеть. Опыт в школе очень важен, особенно на "основных предметах". Но как может учитель физкультуры, которому уже лет 80, который подтянуться не может ни разу, который свистит через раз, забывает норматив записать у половины класса быть авторитетом у современной молодежи? Только, если у этого учителя очень авторитетное прошлое, его знают в городе и родители этих детей учились у него. На пенсию нужно уходить вовремя.
  4. Лентяй. Как ни хотелось бы не писать о таком типе, нельзя: есть такие учителя. Свистнут в начале урока - дадут мячик: "Играйте!", в конце урока мяч им принесут, все отлично: и так весь день. Разве это урок? Немного таких учителей, но видел и таких, что уж поделать.
  5. " Нормостеник ". Не знал как назвать среднестатистического физрука. Советская школа спорта сильная. Кто постарше (от 30 и выше), часто являются абсолютно нормальными учителями, занимавшимися в свое время каким-либо видом спорта профессионально (гимнастика, легкая атлетика, футбол, баскетбол, волейбол). Хочется верить, что минимум половина физруков вот такая.

Расскажите , к какому типу относится Ваш физрук (1 - 5), предложите свой вариант. Согласны ли Вы, что эта работа простая? нужна ли вообще физкультура? В одной из статей у меня на канале многие предлагали вообще физру унести во внеурочку. Подписывайтесь , буду рад!

Преподаватель физкультуры занимается спортивной подготовкой школьников. Уроки физической культуры направлены не только на физическое развитие ребенка, но и на раскрытие его способностей. Спортивные инструкторы остро требуются в государственных и частных школах. Учителя этого предмета должны поощрять учащихся к вырабатыванию полезных привычек, тем самым мотивируя и продолжению физических нагрузок.

Любого учитель физкультуры должен иметь хорошие ораторские данные и лидерские навыки, чтобы контролировать происходящее в классе и иметь возможность объяснить ученикам, как правильнее выполнять те или иные упражнения. Однако всем хорошим специалистам со временем нужно повысить свою квалификацию. Как это лучше всего сделать?

Учитель физкультуры переподготовка в дистанционном режиме позволит сэкономить массу времени и сил, связанных с получением профессии.

Благодаря практически безграничным возможностям, которые нам сегодня предоставляет Интернет, получить заветный документ без изнурительных поездок и прочих, стало вполне реальным. Обучение с задействованием дистанционных технологий обладает массой достоинств, среди которых:

возможность проходить обучение в любом городе страны и мира;

самостоятельно подходить к планированию изучения предметов, также сдаче зачетов и экзаменов;

иметь круглосуточный доступ к учебным пособиям.

Обязанности учителя по физподготовке

Как правило, отношение учащихся к любому предмету очень сильно зависит от самого преподавателя. Дети с огромным удовольствием станут посещать занятия такого педагога, который со всей ответственностью будет отдавать им свои знания. Умение вовремя сказать умное слово, найти правильный подход, поговорить с детьми и душам, все это поднимет авторитет преподавателя.

Учитель не должен использовать в своей работе привычные и не совсем эффективные приемы. Каждый предстоящий урок для школьников должен быть новым и интересным.

Не стоит забывать о том, что работа педагога на уроке физкультуры связана с огромными затратами энергии, поэтому нему нужно научиться правильно расходовать свои силы и возможности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель физкультуры учит правильно выполнять физические упражнения, помогает ребенку лучше заботиться о своем физическом здоровье. Ответственная работа с детьми, подразумевает психологические нагрузки.

Профессиональные: профильные навыки, физическая форма, знание основных методик преподавания, умение оказать первую помощь. Личностные: ответственность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Способности учителя физической культуры

1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.

Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;

2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;

3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;

4) речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;

5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

6) авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;

Умение учителя физической культуры

Умение - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на:

коммуникативные (включая дидактические и ораторские),

гностические (включая перцептивные)

двигательные (включая прикладные)

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Читайте также: