Проектная деятельность в начальной школе икт в

Обновлено: 04.07.2024

Понимая требования ФГОС НОО, свою педагогическую деятельность осуществляю в рамках системно-деятельностного подхода в обучении, который позволяет обучающимся саморазвиваться и самосовершенствоваться . В качестве одного из эффективных механизмов системно-деятельностного подхода считаю применение исследовательского и проектного методов, которые наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным задачам обучения.

Целью моей педагогической деятельности является формирование ключевых универсальных учебных действий (составляющих основу метапредметных результатов) через организацию проектной и исследовательской деятельности средствами ИКТ.

Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:

адаптировать технологию организации проектно-исследовательской деятельности для организации образовательного процесса в классе;

организовать исследовательскую деятельность обучающихся с использованием информационнно-коммуникативных технологий;

провести анализ результативности включения проектно-исследовательской деятельности через анализ динамики метапредметных результатов.

С моей точки зрения, сложностью организации исследовательской деятельности является её включение в процесс освоения младшим школьником базовых программ начального общего образования (ограниченность темами и временными рамками).

Для организации проектно-исследовательской деятельности на уроках я определила приоритетные предметные области, а в каждой предметной области - темы, в которые наиболее эффективно можно включить исследовательскую деятельность.

Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса. Для этого я использовала специальные игры, задания и приемы, помогающие формировать умения в решении исследовательских задач (умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и т.д.)

Для того, чтобы провести урок-исследование, нужно четко представлять основные элементы исследования (выделение и постановка проблемы, выбор гипотез, поиск возможных вариантов решения, сбор материала) и последовательность действий при проведении самого исследования (мотивация или создание проблемной ситуации, исследование, обмен информацией, организация информации, связывание информации, подведение итогов, рефлексия, применение).

Формулирую обобщение урока (осознаю, какое правило, закономерность должны быть выявлены или обоснованы)

У деревьев, трав и кустарников схожие части растений (органы растений).

Определяю материал для изучения (объем, характер, сложность, форму предъявления информации не отступая от программных требований).

Изображения деревьев, кустарников, трав

Определяю тип учебного исследования (учитывая особенности материала, задачи)

Исследование дедуктивного типа

Конструирую проблемную ситуацию для учеников (обеспечиваю возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного)

Как называются изображения одним словом?

Действительно, я положила в каждый конверт изображения растений. Только я не могу понять, одинаково ли строение всех этих растений или нет? Как вы думаете?

Дети высказывают предположения. Мнения расходятся. Формулируется проблема: мы не можем точно сказать, одинаково ли строение трав, деревьев и кустарников.

Продумываю состав групп, распределение материала, форму представления работы

Исследование в малых группах. Каждая группа получает иллюстрацию, инструкционную карту, схему строения каждого вида растений.

Применение методики проблемного исследования позволяет мне организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у обучающихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.

Превратить каждый урок в исследование – объективно трудно. Поэтому я применяю технологию проектного обучения, который помогает ребятам стать творческими, уверенными в себе людьми. Деятельность в учебном проекте подчинена более строгой логике, которая реализуется в последовательности ее этапов: погружение в проект, планирование деятельности, выполнение проекта, презентация, оценка, результатов выполнения проекта.

Уроки, проведенные мною с использованием проектов площадки ГлобалЛаб

Растения – часть живой природы

Жизнь растений осенью

Как помочь птицам зимой

На занятиях используются разнообразные формы организации исследовательской деятельности: групповая и коллективная (коллективное выполнение проекта и совместное заполнение одной анкеты от имени группы в данном проекте); коллективная и индивидуальная (проводится коллективный анализ опубликованного проекта в соответствии с темой занятия и заполняется одна анкета от собственного имени ребенка); индивидуальная работа над проектом и индивидуальное заполнение анкет проектов.

Систематическое применение проектно-исследовательских методов в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. Включение ИКТ в организацию проектно-исследовательской деятельности поддерживает познавательную активность младшего школьника, позволяет не только визуализировать результаты, но и строить работу на более высоком уровне. Благодаря этому большинство обучающихся начальных классов имеют повышенный уровень сформированности метапредметных результатов (умение учиться, учебное сотрудничество, грамотность чтения информационных текстов). В таблице 3 представлены результаты мониторинга за 2 года, поскольку актуальность данной темы для меня возникла с момента начала работы по новым ФГОС НОО с первого класса).

Динамика уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся

При написании данной статьи, мы отдавали себе отчёт в том, что на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы понимаем, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.

Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка, реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.

С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование новую информацию или ребёнок открывает уже известное. И у учёного, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребёнка, который нашёл самостоятельно много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но для учёного главное – само новое знание, а для юного исследователя самое ценное – исследовательский опыт.

Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом, важным приобретением ребёнка.

Мы будем опираться на имеющийся личный опыт по организации проектной деятельности в начальных классах и опыт коллег, методистов, опубликованный в педагогической литературе, Интернете (Приложение 1).

Мы предположили, что теперь учащиеся могут осваивать технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом обучение будет носить активно – деятельностный, проектный характер.

  • осваивает модели учебной деятельности;
  • приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);
  • получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;
  • развивает навыки общения.

Как известно, технология организации проектной деятельности состоит из следующих этапов: подготовительного или вводного,. поисково-исследовательского..Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно-оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации и формулируются выводы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека.

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Последний этап работы над проектом – заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации PowerPoint в этом случае помогают оптимизировать данный этап.

Данная программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины, поэтому интересна для ознакомления и применения она будет и педагогам.

В основу обучения детей положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащённом современными персональными компьютерами, подключёнными к локальной сети. Продолжительность занятия – 30 мин, в том числе на компьютере не более 20 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. Идёт освоение детьми первоначальных навыков работы на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого, они учатся работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, обучаются основам алгоритмизации и программирования, приобщаются к проектно-творческой деятельности.

По результатам диагностики, проведённой психологом в классах, где дети занимаются проектной деятельностью, уровень школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой) имеет положительную динамику, что отражено на графике (рис.1).

Сокращённый вариант теста Амтхауэра (А.Н. Воронин, С.Д. Бирюков) показал, что в результате работы по созданию собственных проектов, значительно возросло количество детей, умеющих работать с информацией различного уровня (рис.2)

Уровень развития креативности у младших школьников в наших классах был определён с помощью тестов креативного мышления П. Торренса (обработка Е.Е. Туник). На графике показано отсутствие отрицательной динамики данного качества (рис.3).

Таким образом, мы имеем возможность формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий, различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ведёт к освоению метапредметных результатов.

В заключение, хочется сказать, что использование метода проектов действительно является средством формирования и развития личности младших школьников, готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.

для проверки домашнего задания;

объяснения нового материала;

закрепления темы, контроля за усвоением изученного;

обобщения и систематизации пройденных тем;

для уроков развития речи и т.д.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет нам, как учителям, не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, который каждый открывает для себя ежедневным кропотливым трудом.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы понимаем, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании.

Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка, реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.

С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование новую информацию или ребёнок открывает уже известное. И у учёного, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребёнка, который нашёл самостоятельно много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но для учёного главное – само новое знание, а для юного исследователя самое ценное – исследовательский опыт.Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом, важным приобретением ребёнка.

Мы предположили, что теперь учащиеся могут осваивать технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом обучение будет носить активно – деятельностный, проектный характер. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

осваивает модели учебной деятельности;

приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);

получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;

развивает навыки общения.

Как известно, технология организации проектной деятельности состоит из следующих этапов: подготовительного или вводного, поисково-исследовательского. Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно-оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации и формулируются выводы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность ученику самостоятельно скомпоновать собранный материал исходя из особенностей конкретного проекта. При разработке презентации учитывается, что она:

быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

усиливает воздействие выступления.

Последний этап работы над проектом – заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Само презентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации Power Point в этом случае помогают оптимизировать данный этап.

Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формулирует тему нового проекта.

Организуя проектную деятельность детей, таким образом, мы имеем возможность формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий, различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ведёт к освоению метапредметных результатов.

Библиографический список:

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа была разработана на основе собранных материалов по методической работе учителей начальных классов МБОУ "СОШ №1"города Заинска.Актуальность данной работы не вызывает сомнений. В условиях введения ФГОС НОО перед учителями встаёт ряд новых сложных задач в образовательном процессе .Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры .Меняется и роль учителя в информационной культуре .Следовательно ,учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями ,чтобы общаться с ребёнком на одном языке.

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Проектная работа

Руководитель проектных работ:

Абзалова Дания Гумерзяновна к. п. н., ведущий специалист лаборатории стандартов и управления качеством образования

Глава I.Теоретический раздел

1.1Нормативно – правовая база

1.2Общий подход к организации методической службы образовательной организации в условиях введения ФГОС НОО.

Глава II. Проектный раздел

Ожидаемые результаты проекта

Основные направления проекта

Требование к выполнению проекта

Список литературы.

Актуальность.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательное учреждение должно стать основной площадкой проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, научно-методическое сопровождение и обеспечение.

В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то. Значит, научно-методическое сопровождение - это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Научно-методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализации плана. Методическое обеспечение: -необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности; -это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров. Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы школы. Что значит правильно организованная работа методической службы школы? Методическая работа в школе это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.

Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - это:

Цель проектной работы – совершенствование организации процесса управления образовательным учреждением в условиях перехода к ФГОС НОО (образовательный стандарт второго поколения)

Задачи проектной работы:

1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы исследуемой проблемы;

2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности программу методического объединения школьного методического объединения;

3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС НОО.

Практическая значимость работы

Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.

Читайте также: