На что похож русский пейзаж кратко
Обновлено: 07.07.2024
Картины русских художников о природе — драгоценный ларец в мировой сокровищнице живописи. Россия дала планете плеяду великих пейзажистов. Всемирно известны имена Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитана, Ивана Константиновича Айвазовского, Архипа Ивановича Куинджи, Виктора Михайловича Васнецова и многих других мастеров, запечатлевших в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. Эти картины великих русских художников отображают природу через призму творческого взгляда, передавая чувства и настроение.
Картины знаменитых русских художников о природе раскрывают многоликую красоту огромной России. Мы видим на них прозрачные берёзовые рощи и суровую тайгу, сдержанную поэзию северных земель и сочные краски южных краёв, разливы рек и буйство морей, таинственную глубину омутов и затерянные лесные тропинки. Зимние снега, весенняя оттепель, солнечный летний жар, осенняя печаль — всё это есть в работах мастеров-пейзажистов.
Картин известных русских художников о природе так много, что ими можно наполнить огромный музей. Можно назвать десятки работ мирового значения, ставших хрестоматийными, и часами рассматривать сотни других шедевров, не чувствуя пресыщения.
У каждого великого живописца — свой почерк, поэтому пейзажи у них так разнообразны и оригинальны:
- кто-то выхватывал из реальности очаровательные природные уголки и наполнял пейзажи лиризмом;
- кто-то создавал эпические панорамы;
- кто-то передавал трепетание лёгкого ветерка или сияние радуги в небесах;
- а кого-то привлекали штормы и бури.
Давайте же взглянем, как поэтическая красота русской земли отражена в пейзажах великих живописцев. Какой видели русскую природу люди, осенённые божьей искрой чудесного таланта?
… Величественной
Пожалуй, лучше всех могучую мощь и торжественное величие русской природы передавал в своих картинах Иван Шишкин.
Но что удивительно: в его работах нет тяжёлого пафоса, они светлы и легки. Глядя на пейзажи Шишкина, ощущаешь чувство трепетного преклонения перед удивительной красотой.
Рисуя могучие деревья и колосящиеся нивы, Шишкин не забывал прописать листок, былинку, колосок. Для его творчества характерны монументальность и способность передать грандиозное, сочетающиеся с вниманием к каждой травинке.
… Бескрайней
Россия — это огромные просторы, бесконечное раздолье лугов, уходящие за горизонт поля, длинные ленты великих рек.
У многих мастеров-пейзажистов отражён этот размах, подобный размаху русской души. Например, именно такие акценты доминируют в творчестве Архипа Куинджи.
Эпичны и необозримы просторы России у Михаила Константиновича Клодта.
Далёкие дали часто становились фоном для картин Михаила Васильевича Нестерова.
Даже свой автопортрет, созданный в постимпрессионистской и даже несколько фовической манере, Нестеров написал на фоне безбрежной родной земли.
… Радостной
Ноты радостного восторга звучат во множестве пейзажей, на которых русская природа предстаёт то заснеженной, то пробуждающейся, то залитой летним солнцем, то одетой в драгоценные наряды осени.
… Задумчивой
Нередко природа на картинах великих мастеров затихает, становится задумчивой, лиричной. В воздухе разливается нежная грусть.
Поразительная способность тонко передавать это настроение была у Исаака Левитана. В его произведениях разлита чарующая тишина, им свойственен тонкий лиризм и музыкальность.
… Печальной
Бывают природные виды Руси и печальны. По-лермонтовски одинока сосна у Шишкина.
Оголился лес и одиноко грустит забытая лодочка у Ивана Августовича Вельца.
Без прикрас предстаёт природа в работах Алексея Кондратьевича Саврасова.
… Таинственной
А в некоторых шедеврах заключена тайна. Что спрятано в тёмной глубине омута? Куда бежит лесная тропинка? Что там, в густой лесной чаще?
… Сказочной
Иногда пейзажи открывают двери в сказочный мир. Легенды и сказки — главная тема творчества художника-романтика Виктор Михайлович Васнецова.
А иногда у живописцев сказка вторгается в реальность, делая её волшебной. Так преображает мир волшебница-зима у Николая Дубовского.
… Легендарной
… Грозной
Штормовые порывы грозны и прекрасны, вздымающиеся волны и гнев стихии вселяют в душу трепет и восторг. Таково Чёрное море у выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.
… Непокорной
… Умиротворённой
Но природа умеет быть и тихой, дремлющей, умиротворённой.
Разливается вместе с красками заката неслышимая нежная мелодия, призывая замереть и прислушаться.
Часто, глядя на выдающиеся произведения пейзажистов, мы ощущаем философское настроение и чувствуем светлое спокойствие, разлитое над просторами есенинской Руси.
Русские пейзажи — бессмертная классика, которой стремятся обладать коллекционеры всего мира. Возможно, рассматривая картины с природными видами России на сайте VeryImportantLot, и вы захотите приобрести для своего дома кусочек берёзовой рощи или величественной дубравы. Следите за текущими аукционами онлайн-платформы: на них регулярно появляются лоты, интересующие коллекционеров живописи. Не исключено, что в один прекрасный момент здесь может появиться шедевр, который станет гордостью вашей коллекции.
Пейзаж – это один из жанров живописи. Русский пейзаж -жанр очень важный как для русского искусства, так и для русской культуры в целом. Пейзаж изображает природу. Природные ландшафты, природные пространства. Пейзаж отображает восприятие природы человеком.
Святой Иоанн Предтеча в пустыне
Ф.Я. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве
Ф.М. Матвеев. Итальянский пейзаж
С.Ф. Щедрин. Малая гавань в Сорренто с видом на острова Искья и Прочидо
И.Г. Давыдов. Предместье Рима
С.Ф. Щедрин. Грот Матроманио на острове Капри
В середине 19-го века, русская интеллигенция и художники в частности начинают задумываться о недооцененности русской культуры. В русском обществе появляются два противоположных направления: западники и славянофилы. Западники считали, что Россия это часть общемировой истории и исключали ее народную самобытность, в то время как славянофилы считали, что Россия – особенная страна, с богатой культурой и историей. Славянофилы считали, что путь развития России должен коренным образом отличаться от европейского, что русская культура и русская природа достойны того, чтобы описывать ее в литературе, изображать на полотнах, и запечатлевать в музыкальных произведениях.
Ниже будут представлены картины, на которых будут изображены пейзажи Русской земли. Для удобства восприятия картины будут перечислены не в хронологическом порядке и не по авторам, а по временам года, к которым можно отнести картины.
Саврасов. Грачи прилетели
Весна в России часто начинается робкими шагами. Тает снег, и в лужах отражается небо и деревья. Грачи заняты своим грачиным делом – строят гнезда. Корявые и голые стволы берез утончаются, поднимаясь к небу, как буд-то тянутся к нему постепенно оживая. Небо, на первый взгляд серое, наполнено оттенками синего, а края облаков немного осветлены, как будто проглядывают лучи солнца.
Именно эта картина начинает утверждение пейзажной живописи как равноправного, а в каких-то периодах ведущего жанра русской живописи.
Русский пейзаж. И. Левитан. Март
Март это очень опасный месяц – с одной стороны вроде бы как светит солнце, ну а с другой бывает очень холодно и промозгло.
Эта весна воздуха напоенного светом. Здесь уже более отчетливо чувствуется радость от прихода весны. Её еще пока как буд-то не видно, она только в названии картины. Но, если присмотреться повнимательнее, то можно почувствовать теплоту стены, согретую солнцем.
Синие, насыщенные, звонкие тени не только от деревьев и их стволов, но и тени в снеговых рытвинах, по которым прошел человек
М. Клод. На пашне
Русский пейзаж. М. Клод. На пашне
На картине Михаила Клода человек (в отличие от современного городского жителя) живет в едином ритме с природой. Природа задает ритм жизни человеку, который живет на земле. Весной человек вспахивает эту землю, осенью –убирает урожай. Жеребенок на картине, как продолжение жизни.
Паленов. Московский дворик
Резиденция американского посла Спасс-хаус
Сегодня, на Спасо-песковском переулке, на месте дворика, изображенного Паленовым находится резиденция американского посла Спасс-хаус.
Русский пейзаж. И.Шишкин. Рожь
Жизнь русского человека в 19 в была тесно связана с ритмами жизни природы: посев хлеба, взращивание, сбор урожая. В русской природе есть широта и пространство. Художники в своих картинах стараются это передать.
Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
И. Левитан. Осень золотая
Гимн осени. Игра цвета и света в маленькой речушке. Тверская губерния, имение Турчаниновых. Горка. Изменчивость цвета, разнообразие оттенков золотого цвета. Он то густой, то более мягкий и тонкий, то совсем прозрачный. И вот это движение и жизнь цвета заставляет нас ощутить жизнь самой природы.
Л. Каменев. Зимняя дорога
На картине художник изобразил безкрайний снежный простор, зимнюю дорогу, по которой лошадь с трудом тащит дровни. Вдали виднеются деревня и лес. Ни солнца, ни луны, только унылые сумерки. В изображении Л. Каменева дорога занесена снегом, по ней мало кто ездит, она ведет в занесенную снегом деревню, где нет света ни в одном окне. Картина создает тоскливое и печальноенастроение.
И. Шишкин. На севере диком
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики .
Провела урок по этой статье в средней школе. Дети угадывали авторов стихотворений и названия картин. Судя по их ответам, литературу школьники знают намного лучше чем искусство)))
До середины XIX века русской провинции как темы для искусства практически не существует. И в целом русское не слишком попадает в фокус видения. Считается, что натура должна быть репрезентативной, должна возбуждать высокие ассоциации — героического или романтического толка, — а свое, привычное, таких ассоциаций не возбуждает. Тем более что большинство русских пейзажистов по окончании Академии художеств отправляются в Италию на стажировку — так называемое пенсионерство — и пишут итальянскую природу: она красива, в ней живет история. Конечно, знаковые памятники архитектуры Москвы и Петербурга время от времени запечатлеваются — но и только. А выход за пределы столиц осуществляют лишь те художники, которые не укоренены в столичной жизни или вовсе к ней не причастны. И с Академией и ее правилами тоже никак не связаны.
Никифор Крылов. Русская зима. 1827 год Государственный Русский музей / Wikimedia Commons
Григорий Сорока. Рыбаки. Вид в Спасском. 1840-е годы Государственный Русский музей / Wikimedia Commons
Иван Шишкин. Дубовая роща. 1884 год Wikimedia Commons
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
Между тем такой метод работы вовсе не пользовался популярностью у живописцев 1890-х годов. Они в основном как раз дорожили непосредственностью натурных впечатлений, тут же и зафиксированных. Саврасовская линия, которой большинство следовало, сводилась к культивированию этюдной свежести и открытой манеры письма. Разница между этюдом и картиной у многих почти исчезала. Этюд мыслился более свободным, а жажда свободы хотела осуществиться хотя бы в свободе цвета и кистевой техники. Всеобщее увлечение импрессионизмом этому способствовало. Импрессионизм понимался просто: как способность реагировать на моментальные состояния природы, на случайный свет и внезапную перемену погоды. И эта острота и скорость реакции выражались в обнажении приемов, в том, как сквозь сюжет и поверх сюжета становился внятен сам процесс создания картины и воля художника, выбирающего те или иные выразительные средства.
Константин Коровин. Зимой. 1894 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
Федор Васильев. Оттепель. 1871 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
Коровин пишет все это широкой кистью, с размахом, едва ли не чрезмерным для камерных сцен (а они всегда камерные и сохраняют этюдную непредумышленность). Это еще не тот импрессионизм, который возникнет в более поздних парижских работах художника, но нарочитая скорость письма уже его предвещает. И вот в 1894 году Коровину предлагается новая натура. Савва Мамонтов, известный предприниматель и меценат, задумывает связать железной дорогой Архангельск и Вологду. В связи с этим ему необходимо закрепить тему Севера в общественном сознании. Он устраивает Коровину и его другу Валентину Серову своего рода командировку: от Ярославля в Архангельск, Мурманск, по побережью Белого моря и Северного Ледовитого океана и обратно через Норвегию и Швецию. Северные провинции России, не слишком известные и оттого экзотические; здесь живет русский народ, однако, в отличие от народа центральных губерний, не знавший крепостного права, — это важно. В 1890-е годы расширение художественной географии происходит как раз в этом направлении: в Архангельской губернии побывал Василий Верещагин (позже эти места будет активно писать Василий Переплетчиков), несколько героических по настроению пейзажей Урала и Сибири создаст Аполлинарий Васнецов. И образ живописца, путешествующего по стране в поисках впечатлений, становится еще более актуален, чем прежде.
До рубежа веков эти жанры расходились. Если в пейзаже и присутствовали люди, то в качестве стаффажа — для масштаба, для разметки и оживления пространства. А в бытовом жанре они выступали крупным планом в повествовательных сюжетах, демонстрирующих некий случай, социально отчетливую ситуацию. Такое положение дел установилось как раз во второй половине XIX столетия, когда подробный рассказ с моралью занял в русской живописи доминирующую позицию. Прежде (например, в живописи венециановцев) пейзаж более активно включал в себя обитателей и жанровое начало в целом. И вот спустя много лет сближение происходит вновь.
Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
Первозданная природная красота, переданная на холсте рукой художника – обычно так звучит определение пейзажа в художественной живописи. Пейзаж относительно молодой вид искусства, но, несмотря на это, он является одним из самых популярных. Множество самых ценных и знаменитых картин мировой живописи как современных художников, так и художников прошлого представляют собой именно пейзажи.
Расцветом пейзажной живописи принято считать момент изобретения тюбиковых красок. С ними у живописцев появилась возможность выезжать на плэнеры – сеансы живописи на натуре. На пленэре художнику удавалось ухватить всё богатство красок окружающего мира в естественном освещении и на открытом воздухе. Именно натура позволила художникам создавать пейзажную живопись максимально реалистично и живо.
Пейзаж обычно представляет собой изображение открытого пространства. Основой его могут служить вода, горная или равнинная местность, растительность, строения и даже звёзды и космос, опционально современный художник может включать туда изображения животных, людей, но они не становятся основными элементами.
В зависимости от мотива пейзажная живопись подразделяется на виды и подвиды.
Виды пейзажей.
2. Сельский (деревенский, пастораль). На нём изображается крестьянский быт, сбор урожая, домашний скот, бескрайние поля и луга, церкви и сельские избы, мельницы, кузни, пасека. Покой, безмятежность и простота сельского быта являются неотъемлемой частью живописи русских художников-пейзажистов конца XIX - начала XX века. Вдохновлённые простой и лирической красотой русской деревни, такие великие художники пейзажной живописи, как Саврасов, Шишкин, Левитан, Рерих создали свои самые знаменитые шедевры.
4. Архитектурный. Архитектурный пейзаж изображает здания и сооружения различного типа: дома, мосты, дворцы, храмы, крепости, колоннады – в целом, все виды монументальных строений (кроме индустриальных), созданных руками человека. На картинах этого жанра могут быть изображены как отдельные здания, так и целые улицы. Чаще всего художники писали памятники архитектуры.
5. Ведута. Подвид архитектурного пейзажа, при котором на картинах выписывается городской пейзаж в виде панорамы с тщательным соблюдением пропорций и масштаба. Был популярен в Венеции в начале XVIII века, потому огромное количество картин представляли собой изображения каналов и улочек Города, стоящего на воде.
11. Интерьерный. Изображает внутреннее убранство интерьеров.
13. Исторический. Описывает знаковые события, произошедшие в прошлом, знаменитые природные явления и катастрофы, архитектурные памятники, характерные периоду, передаёт эмоциональное состояние участников события и автора картины.
14. Каприччо (буквально – каприз, прихоть). Пейзаж-фантазия. На нём изображаются архитектурные здания, которых не существует.
15. Космический. Изображает просторы космоса, планеты, звёзды, миры будущего.
16. Космополитический. Пользовались большой популярностью в Голландии. На картинах изображались вымышленные пейзажи в итальянском стиле.
Стили пейзажей и знаменитые художники пейзажной живописи России
Пейзажная живопись русских художников известна во всём мире. Русская земля подарила миру множество великих имён: Василий Поленов, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Архип Куинджи – это лишь крохотный список художников, воспевших красоту родной страны в своих пейзажах.
Читайте также:
- Детский сад проект архикад
- С какой целью аркадий рассказывает базарову историю жизни дяди в романе отцы и дети кратко
- Что приобретает человек для своего развития уделяя время увлечениям обществознание 5 класс кратко
- Работа логопеда с аутистами с чего начать в доу
- Положение о распределении педагогической нагрузки в доу