Проектная деятельность в лагере кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель воспитательной работы нашей школы: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Одной из задач является: включение обучающихся в разнообразную (соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям) деятельность, направленную на формирование у детей:

  • Трудолюбия, готовности к выбору профессии;
  • Экологической культуры;
  • Эстетического отношения к окружающему миру;
  • Физической культуры, навыков здорового образа жизни;
  • Организационной культуры, активной жизненной позиции.

Как показали комплексные исследования, современный подросток нуждается:

  • В получении навыков демократического проживания в детском коллективе;
  • В достижении успеха в различных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • В приобретении опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
  • В получении организаторского опыта и опыта самоорганизации;
  • В собственном оздоровлении и физической закалке.

На удовлетворение этих потребностей и направлены усилия всего педагогического коллектива. А проблемы, названные выше, только лишь ещё раз подтверждают необходимость серьёзной воспитательной деятельности.

Огромная роль у нас отводится организации каникулярного отдыха детей и подростков, т.е. каникулам. Ведь именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Следует отметить, что в школе 100% учащихся охвачены в каникулярный период в течение года (осень, зима, весна) и 80% в летний период. Для ребёнка главное: расти, набираться опыта, приобрести новые интересы, расширить круг знакомых и взрослеть, самостоятельно осваивая мир. Именно каникулы – суть альтернативное школе, но столь же важное пространство образования. Для нашего педагогического коллектива каникулы это, прежде всего, возможность формирования непрерывного единого образовательно-воспитательного пространства, это создание благоприятных условий для заполнения свободного времени ребят интересной, разнообразной, привлекательной для них деятельностью. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения. Традиционно каникулы рассматриваются как период рекреации и как некоторое дополнение к базовому образованию. Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей. Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе в пространстве каникул способствует соблюдение в учебном учреждении ряда принципов воспитания: природосообразности воспитания, равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы, принцип центрации воспитания на развитии личности.

Эти задачи мы решаем в летнем трудовом лагере, деятельность которого мы стараемся сделать максимально разнообразной и интересной, соответствующей запросам современных подростков. Традиционно перед началом каникулярного периода мы составляем программу ЛТО, которая посвящена направлению года, принятому в общегосударственном плане.

Последние три года соответственно были посвящены Году кино, Году экологии и Году волонтера.

В связи с этим возникает потребность по-новому организовывать учебно-воспитательный процесс, применяя современные педагогические технологии. К таким технологиям мы относим метод проектов, который получил широкое распространение в деятельности воспитателей и учителей нашей школы и является одним из универсальных средств воспитания, обучения, развития детей. Метод проектов не является принципиально новым изобретением в педагогике. Это несколько переосмысленный, усовершенствованный в соответствии со временем метод. Именно он, на наш взгляд, помогает решить многие проблемы, связанные с воспитанием и обучением подростков. Благодаря методу проектов создаются условия гуманистического воспитания:

2) меняется стиль общения между педагогами и детьми, между детьми. Отношения между ними носят характер сотрудничества, партнерства.

Однако, очень значимо, что помимо текущих мероприятий и акции вся деятельность лагеря строится на реализации сквозных проектов, которых в нашем лагере пять:

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.

Мы знакомимся с народными играми как в ЛТО, так и отправляемся с мастер-классами в отряды ЛДП.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В проект «Жизнь играми полна” вошли народные игры, распространенные в России. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их гражданского сознания. Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную.

Наш лагерь – это лагерь труда и отдыха. Поэтому благоустройство школьной территории имеет большое значение. Труд является одним из средств гармоничного развития человека.

Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, т. е. труд является средством восстановления нервной системы.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

Школьный двор – это территория и духовно-нравственного воспитания, и гражданско-патриотического.

Большое значение имеет работа по благоустройству территории возле нашего памятника-обелиска и знакомство с его историей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. А это и есть врождённые исследовательские качества! В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс качеств личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в лагере очень актуально в наши дни.

Организация проектно-творческой деятельности

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни и является актуальным направлением деятельности школы.

Актуальность данной программы заключается в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности.

Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и физического потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. А это и есть врождённые исследовательские качества!
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс качеств личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Введение проектной деятельности в лагере очень актуально в наши дни.

Проектная деятельность воспитанников – это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проект это не доклад, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, печатный альманах, выставка поделок, рисунков, детская конференция и т.д.

Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции воспитателя. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать культурные способы действий (умения, универсальные компетентности), помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в лагере отличает следующее:

- практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;

- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество ребят;

- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Какие проекты мы реализуем в нашем лагере:

Гражданско-патриотическое воспитание детей.

- Расширять и укреплять знания детей о своей стране, о родном городе

- Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, свой город

- Учить детей быть достойными гражданами своей страны.

Конечный результат: выставки рисунков, поделок, песен, газета, КТД,

Цель проекта:

воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;

3. Привлечение родителей;

4. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию; формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

5. Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Конечный результат: выставки рисунков, поделок, песен, газета, КТД,

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (1 – 10 июня)

Участники: дети отрядов, воспитатели.

Конечный результат: выставки рисунков, конкурс инсценированной сказки, газета

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие.

Актуальность: хочется познакомить подрастающее поколение с миром пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо формировать умение переносить образы сказочных героев на лист бумаги, на сцену (спектакль)

Цель: создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Познавательное развитие:

-Способствовать формированию интереса к книгам, литературным

-познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя

-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,

эмоционально откликаться на них;

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта в Дневнике вожатого – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

В конце смены дети заполняют на лепесточках ромашки (в следующей смене на обведенных ладошках) свои пожелания, своё отношение к лагерной смене.

Разработка проекта организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей на базе детской художественной школы была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
  • потребностью оздоровления младших школьников;
  • повышением значимости нравственного, культурного развития населения;
  • закреплением опыта, полученного в процессе внеурочной деятельности.

Проектирование профильной (тематической) смены, как важного компонента воспитательной системы школы, предполагает осознание её миссии в воспитательном пространстве школы или определённой территории. Профильность смен определяется квалификацией педагогического коллектива, концептуальной проработкой замысла конкретной смены и кропотливой предварительной работой по ресурсному обеспечению именно этого замысла.

В связи с этим в ДХШ разработана программа летнего лагеря с дневным пребыванием по художественно-эстетическому профилю. Актуальность программы заключается в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности.

Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и физического потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

  1. Организовать интересный, полноценный отдых ребёнка.
  2. Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
  3. Организовать совместную деятельность лагеря и социума.
  4. Оказать методическую и практическую помощь в организации и проведении мероприятий.

Анализ деятельности художественной школы показывает, что именно на уроках искусства обучающиеся могут раскрыть творческий потенциал, воплотить самые смелые идеи в создании различных творческих продуктов средствами изобразительной деятельности. Процесс обучения в ДХШ построен непосредственно на принципах метода проектов, в которых отслеживаются потребности людей, вырабатываются пути решения того или иного вопроса, прогнозируются результаты и т.д.

Смена рассчитана на 15 дней. Каждый день в летнем лагере – тематический, он включает содержание деятельности детей и взрослых, связанное с определённой темой. Тематические дни имеют название, точно указывая содержание дня: Единый День здоровья, Единый День безопасности, Пушкинский день, День России, и др. Программа дня включает различные направления деятельности:

-интеллектуальное (викторины, конкурсные программы)

-трудовое (трудовой десант, работа по благоустройству лагеря, акции чистоты.)

-творческое (конкурсы, концерты, час творчества по теме дня)

спортивное (соревнования, праздники)

Ежедневно - творческая гостиная с обсуждением прошедшего дня, ознакомление с планом работы на следующий день. В конце каждого дня заполняется экран настроения, и радуга отношения к делу. Данные являются одним из показателей успешности (или наоборот) работы отряда и лагеря в целом.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Поэтому коллектив педагогов нашего лагеря рассматривает здоровье детей в разных аспектах:

Социальный аспект здоровья – способность ребенка оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.

Творческий аспект здоровья – способность ребенка к созидающей активности, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.

Эмоциональный аспект здоровья – способность ребенка адекватно выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других.

Физический аспект здоровья – способность развивать физическую составляющую здоровья.

Личностный аспект здоровья – способность ребенка к самореализации, умение ставить цели и достигать их, выбирая приемлемые средства.

Духовный аспект здоровья – способность развивать духовную природу, выражать высшие ценности в жизни.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей и подростков мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Проект это не доклад, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Особенностью реализации творческих проектов является наличие оформленных результатов. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, печатный альманах, выставка поделок, рисунков, детская конференция и т.д.

Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции преподавателя. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать культурные способы действий (умения, универсальные компетентности), помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в лагере отличает следующее:

- практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;

- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество ребят;

- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Содержание проектной деятельности в летнем лагере ДХШ

Для определения эффективности применения методов проектной деятельности мы представим тематику и содержание некоторых проектов, реализованных за одну смену в летнем лагере

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: тематический, творческий

Направленность проекта: развитие художественной культуры обучающихся, воспитание нравственности и патриотизма.

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, бабушка и дедушка. Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. И в ярком многообразном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту родной природы, живописи, музыки. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у обучающихся - процесс сложный и длительный. Искусство – сильное и незаменимое средство патриотического воспитания. Искусство помогает обучающемуся приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира.

Приобщить ребенка к миру художественной культуры, передать ему способы и средства овладения этой культурой, развить его художественно-творческий потенциал, воспитать в нем потребность в постоянном общении с искусством в разных его видах, формах, жанрах. Формировать нравственно – патриотическое отношение и чувство сопричастности к семье на примере святых Петра и Февронии. Воспитать чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Формировать умение понимать и ценить произведения искусства наших традиционных и различных декоративных росписей страны.

Большинство детей не имеют глубоких знаний о культурно-историческом наследии родного города, традиционном укладе семьи.

- Формировать нравственно – патриотические чувства путем ознакомления обучающихся с произведениями пейзажной живописи, народно декоративно – прикладного искусства и архитектуры.

- Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественном творчестве.

- Развивать умение обобщать, делать выводы.

- Воспитывать у обучающегося любовь к своей семье, городу, стране. Чувства собственного достоинства как представителя своего народа, патриотические чувства, гордость за свою малую Родину и ее историческое прошлое.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение

Материально-техническое – аудио, видео системы, медиапроектор, компьютер, материалы продуктивной деятельности

Механизм реализации проекта

1 этап – подготовительный, моделирование ситуации.

  • обучающиеся вживаются в рассказы и интересные истории
  • осознают и личностно воспринимают проблему
  • принимают задачи проекта.

2 этап – основной.

Формы и виды деятельности:

  • организация работы над проектом – систематизация знаний детей и планирование работы преподавателя.
  • исследовательская работа, работа с традиционным и нетрадиционным материалом, совместное обсуждение поэтапности выполнения проекта.
  • знакомство детей с фильмами, рассказами, историями, приобщение обучающихся к общечеловеческим и нравственным ценностям.

3 этап – практическая деятельность.

Содержание гражданско-патриотического творческого проекта

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно- исследовательский, творческий

Направленность проекта: развитие художественной культуры и художественного творчества у обучающихся, воспитание основ социализации, коммуникации, нравственности и патриотизма.

Возраст обучающихся: 7-14 лет.

Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходима целенаправленная, систематическая работа, которую позволяет осуществить проектная деятельность.

Цель проекта: формированию картины мира средствами моделирования (макетирования) пространства родного города, воспитание нравственно-патриотических качеств у обучающихся ДШИ.

Познакомить обучающихся с основами макетирования;

Формировать представление об основных центрах промышленности, науки и культуры г.Щёлково (подготовить презентации, провести экскурсии);

Гипотеза проекта: моделирование городской среды будет способствовать развитию эстетического отношения к окружающему миру, обращение к истории родного края поможет формированию картины мира, историческом месте в нем родного города.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.

Учебно-методическое – программа лагеря, план работы лагеря, план-сетка мероприятий, детская художественная литература, методическая литература, конспекты занятий и бесед «о достопримечательностях нашего города.

Материально-техническое – аудио, видео системы, медиапроектор, компьютер, материалы продуктивной деятельности.

Формы работы с детьми

Данная работа проекта поможет воспитать чувство гражданско-патриотической гордости, стремление преодолевать невозможное, превосходить самих себя. Проекты помогают раскрыть и увидеть всю красоту в искусстве, понять, что совместное и коллективное выполнение обязывает и накладывает ответственность друг на друга, и повышает результативность рисования, вследствие чего, обучающиеся понимают насколько они вместе погрузились и выполнили все творческие задачи и видят свой результат в виде проекта.

Механизм реализации проекта

1 этап – подготовительный, моделирование ситуации.

- подбор исторической литературы

- подбор исторических фильмов

- подбор наглядного материала

- подготовка разного вида материала для изодеятельности и макетирования

- создание условий для проведения открытых мероприятий и оформления групповой комнаты

- формулирует проблему – помочь найти пошаговые инструкции выполнения задач – для качественного выполнения творческих проектов

- обучающиеся вживаются в рассказы и интересные истории

- осознают и личностно воспринимают проблему

2 этап – основной.

Организация работы над проектом – систематизация знаний детей и планирование работы преподавателя.

Знакомство детей с фильмами, рассказами, историями, приобщить обучающихся к общечеловеческим и нравственным ценностям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

При планировании работы в лагере педагогический состав каждый год выбирает одно или два лидирующих направлений программы. И для каждого направления разрабатывается проект.

Теоретическая часть данного проекта была посвящена знакомству ребят с историей олимпийского движения, видами спорта, великими спортсменами. Затем дети принимали участие в разных спортивных соревнованиях и конкурсах.

Проекты имели духовную направленность. Ребята познакомились с судьбами Апостолов, их жизненной ролью. Также дети узнали о великих иконах, которые почитаются в июне христианами.

Был построен на базе книги с одноимённым названием. В ней рассказывалось о продуктах, их пользе и вреде. С помощью Интернета дети узнали много нового об их любимых чипсах и сухариках, картошке-фри и шоколаде, о том, чем вреден лимонад и чем полезен хлеб. Шеф-повар школы провела для ребят мастер-класс по приготовлению полезных и оригинальных бутербродов.

Читайте также: