Проектная деятельность с детьми с овз в школе

Обновлено: 05.07.2024

Особенности реализации метода проектов с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение имеющегося опыта и приобретения новых знаний.

Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения.

А восприятие ребенка с ОВЗ иное! Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т. д.

Остановимся подробнее на том, с какими особенности существуют в реализации проектной деятельности с детьми с ОВЗ по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Параметры Нормально развивающиеся дети Дети с ОВЗ

Мотивация на проектную деятельность Более мотивированы Менее мотивированы

В большей степени ведомы педагогом

Целеполагание При помощи взрослого могут сами формулировать, прогнозировать результат Прогнозирование затруднено, но при условии устойчивой мотивации могут предвосхитить результат

Сроки проведения проекта Могут реализовывать как краткосрочные проекты, так и долгосрочные Могут реализовывать в основном краткосрочные проекты

Характер проектов Могут реализовывать творческие, познавательные, исследовательские проекты Могут реализовывать в основном творческие, познавательные проекты

Участие в групповых проектах Стремятся занять ключевые позиции Занимают пассивную позицию. Демонстрируют псевдолидерство.

Характер мышления Наглядно- действенный, наглядно-образный, словесно- логический способ мышления Наглядно- действенный способ мышления

действий Способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта В наименьшей степени способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта

Самоконтроль Присутствует Практически отсутствует

Самооценка деятельности Адекватная, положительная.

Переживают неудачи В большинстве случаев положительная

Использование в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т. к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию, речь (устную и письменную, память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и. т. д.

Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ, он развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе.

Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде.

Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.

Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна.

Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в последствии позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных и уникальных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.

Примерный план проектной деятельности на учебный год

(из опыта работы)

№ Название проекта Тип проекта Целевая категория воспитанников Участники Срок Ожидаемый результат

Дети. Октябрь и последующие месяцы в соответствии с потребностью Самостоятельно изготовленное пособие способствует более качественной автоматизации звуков.

. Мини проект Дети с ОВЗ Учитель-логопед.

Дети. Родители. Декабрь В экспресс - режиме дети и родители мастерят елочные шары в виде аппликаций на заданные звуки. Украшают елку. Дети закрепляют навыки звукопроизношения, декламируют чистоговорки и стихи.

Дети с общим недоразвитием речи, не резко выраженным недоразвитием речи Учитель-логопед.

Дети. Январь Лексическая экскурсия на территории детского сада. Поиск родственных и однокоренных слов. Привлечение внимания детей к повторяющейся основе слова, к словоизменению.

Рисунки детей по итогам проекта.

5 Где живёт звук ш Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.

Дети. Родители. Февраль Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.

6 Где живёт звук л Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.

Дети. Родители. Март Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.

7 Где живёт звук р Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.

Дети. Родители. Апрель Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.

8 Пластилиновые истории Исследовательский проект Дети с общим недоразвитием речи, нерезко выраженным недоразвитием речи Учитель-логопед.

Дети. Родители. Май Развитие речи. Фонематического слуха.

Логопед-дефектолог Шмакова Людмила Германовна

Организация проектной деятельности в детском саду в работе с родителями и детьми Подготовила воспитатель МДОАУ № 10 "Казачок" г. Новокубанска Краснодарского края Шунькова Н. В. O Связи между семьей и детским садом строятся.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в совместной деятельности педагога с детьми с нарушением речи и ОВЗ «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в совместной деятельности педагога с детьми, в группе компенсирующей направленности для детей.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ на основе реализации требований ФГОС ДО Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности.

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.

Разработка содержания и форм организации образовательной деятельности с детьми, имеющими особенности речевого развития "Разработка содержания и форм организации образовательной деятельности с детьми, имеющими особенности речевого развития" Воспитатель Майор.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, на примере проектной деятельности Обучение детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении охватывает сотрудничество большого числа людей, когда требуется взаимодействие различных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к окружающему социуму и самая благоприятная сфера для этого – детское творчество.

В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем. Следовательно, современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Главная задача коррекционной щколы состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У наших детей наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств.

Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.

Метод учебного проекта - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта проектной деятельности результат всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности. Возможными продуктами проекта могут быть:

видеофильм, сценарий, газета, чертеж, модель, коллекция, анализ социального опроса, макет, доклад, пакет рекомендаций, экскурсия.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века.

Существуют различные подходы к понятию метода проекта:

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;

совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.

Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям:

способность обнаружить, понять проблему;

способность ставить задачу;

способность планировать свои действия;

способность оценивать ситуацию;

способность находить решение.

Значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта.

Использование проектной деятельности в работе с нашими детьми возможно с корректирующей помощью педагога. Метод проектов в коррекционной школе – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. В коррекционной школе метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса.

Использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.

Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, он развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе.

Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде.

Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.

Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Проектный продукт: учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации.

По характеру контактов проекты могут быть:

 региональными (в пределах одной страны).

По форме организации проекты бывают индивидуальными и групповыми.

По продолжительности выделяют следующие проекты:

 Мини-проекты могут укладываться в одно занятие или часть. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

 Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности. 1 занятие: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2 занятие: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3 и 4 занятия: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

 Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

 Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Можно выделить основные этапы работы над проектом:

Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).

Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).

Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).

Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).

Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

планы выполнения проекта, краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения. эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к презентациям (сценарий).

другие рабочие материалы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.

Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

Литература:

1. Брунов, Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск, - 2006

4. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000. – 1244.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Пахомова, Н.Ю. - М.: [б.и.], 2005.

5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.

В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗ

Выявлены особенности использования проектной деятельности в коррекционно-образовательном процессе

Представлены современные психолого-педагогические исследования

ВложениеРазмер
kursovaya.doc 214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

Глава 1. Теоретические аспекты использования проектной деятельности в коррекционно - образовательном процессе

1.1. Использование метода проектов в образовательном процессе: история и современность

1.2. Особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью

1.3. Особенности использования проектной деятельности в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

Глава 2. Организация проектной деятельности в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

2.1 Психолого-педагогическая диагностика развития детей с умеренной умственной отсталостью

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных преобразований.

Основными документами, регламентирующими деятельность современного образовательного учреждения, являются:

1. Закон Российской Федерации об образовании.

2. Концепция модернизации российского образования на период

3. Федеральная целевая программа развития образования 2006-2010г.

Образовательный процесс направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.

Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то перечень таковых во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

- Компетенции личностного самосовершенствования.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектная методика как новая педагогическая личностно - ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Объект исследования: коррекционно-образовательный процесс в классах для детей с умеренной умственной отсталостью.

Предмет исследования: проектная деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью на уроках и во внеурочное время.

Глава 1. Теоретические аспекты использования проектной деятельности в коррекционно - образовательном процессе

1.1. Использование метода проектов в образовательном процессе: история и современность

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе)

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее;

- Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление);

-Развитие внимания, памяти, речи;

-Формирование позитивного отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Содержание проектной деятельности:

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

Для типологии проектов выделяют следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Различают несколько видов проектов:

Игровые в нем дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Исследовательские в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.

Практические в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы

( создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

Творческие результат – спектакль, сказка, постановка.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные ( между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран,т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

И здесь очень важна работа педагога.

- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,

- донести ее до детей,

- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

- заинтересовать каждого ребенка,

- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,

- использовать индивидуальный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

Деятельность на различных этапах проектирования.

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при выполнении учебных проектов различных типов. Ниже в таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя, учащихся и родителей:


Ключевые слова: проектная технология, сотрудничество, социализация, агенты социализации, институты социализации, мотивация, самооценка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — наша боль и наша радость. Не скрою, тяжело морально заниматься с ребенком, который сидит в инвалидном кресле. Но когда видишь улыбку на лице ребенка и его открытое желание заниматься английским языком, забываешь о том, что ведешь урок у ученика с ограниченными возможностями.

В условиях реализации ФГОС важной задачей является социализация детей с ОВЗ.

Цель социализации — приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.

Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих становление личности человека.


Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Методы обучения школьников проектной деятельности

традиционные:

нетрадиционные:

наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения

метод мозговой атаки, информационной поддержки, временных ограничений, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов

цели:

продолжительность:

диагностические, изыскательные, преобразующие;

долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8–10 часов), кратковременные (тема 2–4 часа)

по структуре содержания:

по технологической направленности:

мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные);

предмету труда: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знаковая система;

материальному воплощению:

интересам:

интеллектуальные, информационные, комплексные.

познавательные, игровые, комплексные

Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ. Во-первых, во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.

Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.

Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.

Вместе с родителями мы разрабатываем пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Проведены концерты и викторина на дому с программой из русских и английских песен. Учащиеся подарили Даше А. приз за участие в викторине на английском языке — символ 2018 г. собачку.

Из анкетирования родителей:


Рис. 1. Этап рефлексии. Синквейн выполнен Дашей А. учащейся 4 класса.


C:\Users\Natalia Chicago\Downloads\IMG_2504.JPG

Цель проекта: развитие любознательности как основы познавательной активности у детей в начальной школе.

  • привлечение внимания детей к художественной литературе, устному народному творчеству;
  • возрождение и поддержание традиций семейного чтения;
  • воспитание бережного отношения к книге.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Межпредметные связи: Литература, Биология, История, Физическая культура

Результат работы — возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, повышение социальной уверенности у детей.

‒ формирует у младших школьников способность к общению на английском языке в рамках диалога культур,

‒ формирует мотивацию к учебной деятельности,

Содержание проектов понятно ученикам и направлено на воспитание нравственных качеств: патриотизма, доброты, уважения к старшим, толерантности и уважения к людям другой культуры.

Данная диаграмма показывает положительную динамику в использовании проектной технологии на уроках английского языка за последние 3 года.


Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, английский язык, ребенок, проект, проектная технология, начальная школа, образовательный процесс, результат работы, социализация детей, Физическая культура.

Ключевые слова

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале.

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Представляя проект своей деятельности, дети рассказывают о своих идеях, о ходе работы над проектом, о трудностях, которые им удалось преодолеть.

Проектная деятельность как средство социализации младшего.

Специалистами доказано, что процесс социализации человека, то есть получение ребёнком навыков, необходимых для.

Проектная деятельность как средство развития.

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная

Задача современной начальной школы заключается в обеспечении успешной социализации ребенка в процессе обучения, в создании условий.

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

– технология проблемного обучения, – проектная деятельность

Проектные работы презентуются в классе в виде выступлений, выставок рисунков, поделок.

Особое внимание в начальной школе уделяется проектной деятельности.

Использование метода проектов на уроках физической.

Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога.

Проектная методика на уроке английского языка

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

английский язык, учебный процесс, урок, ребенок, внеурочная деятельность, итоговый контроль, мультисенсорный подход, образовательный процесс, проектная деятельность, языковой материал.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на.

проект, проектная технология, знание, значимая проблема, проектная деятельность, область изучения, критическое мышление, иностранный язык, вид проектов, английский язык.

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

Читайте также: