Проект здоровый дошкольник в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Целеполагание: Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, увеличение физической и умственной работоспособности.

Участники проекта: педагогический персонал, дети, посещающие ДОУ, родители воспитанников, медицинский персонал.

Цель: улучшить здоровье детей и родителей, совместными усилиями обеспечивая воспитание здорового ребенка в здоровых семьях на различных этапах его жизни.

Сроки реализации проекта: в течении год.

Условия реализации проекта:

1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием комплексной “Программы обучения и воспитания” под ред. Васильевой.

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.

4.Активное сотрудничество с семьей и социумом.

I этап: подготовительный (диагностическое и организационное направление)

Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей и педагогов и получение семейной поддержки:

1. Осмотр детей специалистами детской поликлиники, выявление группы здоровья детей.

2. Регулярный осмотр детей педиатром и старшей медсестрой ДОУ.

3. Обследование речевого развития детей логопедами ДОУ.

4. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.

5. Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по физо.

6. Анкетирование родителей.

7. Диагностика психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей педагогом -психологом.

II этап: внедренческий

  • внедрение здоровьесберегающих методик в педагогический процесс
  • тесное сотрудничество и взаимодействие медицинского и педагогического персонала, родителей

Направления работы во II этапе:

1. Рациональная организация двигательной деятельности детей.

2. Познавательная деятельность.

3. Оздоровительно–профилактическое направление.

4. Система закаливания.

5. Комплекс психологических мероприятий.

6. Работа с родителями.

7. Работа с педагогическим коллективом.

Формы работы по проекту

- анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа;
- наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, папки передвижки и др.);

- встречи со специалистами ДОУ (педагог-психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, ст. медсестрой и др.) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах – практикумах просмотр открытых занятий, индивидуально по запросу;

- диспансеризация специалистов детской поликлиники на базе МДОУ;

-диагностическая, консультативная, просветительская, профилактическая, коррекционная работа педагога-психолога;

-обследование и коррекция недостатков речевого развития – логопед;

- занятия с педагогом – психологом

- закаливающие мероприятия;
- самостоятельная двигательная активность;
- музыкальные занятия;
- динамические паузы;
- физкультминутки;
- логоритмика;
- пальчиковые игры,

- артикуляционная гимнастика;
- профилактическая гимнастика (самомассаж);
- дыхательная гимнастика;
- бег, ходьба, спортивные и

- подвижные игры на улице

контроль за качеством приготовления пищи;

- разработанное 10-дневное меню

III этап: контрольно-оценочный (подводятся итоги, выстраивается перспектива)

  • Диагностику осуществляют врачи, анализируя динамику заболеваний детей в течение года.
  • Проводится повторное анкетирование родителей.
  • Инструктор по физической культуре проводит тестирование по характеристике двигательной активности и сравнивает с результатами, показанными детьми в начале года.
  • Повторное обследование речевого развития детей проводят логопеды ДОУ, Диагностику психоэмоционального развития детей.
  • Психологического климата коллектива педагогов и детей проводит педагог - психолог.

V. Постановка новой задачи: Создание единого здоровьесберегающего пространства “Детский сад – семья”

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, заведующая, старший воспитатель.

Актуальность темы:

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом и безопасном образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.

Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Цель проекта:

Создание условий для формирования основ здорового образа жизни, осознанного отношения к собственному здоровью.

1. Формировать у детей чувство ответственности за сохранения и укрепления своего здоровья.

2. Развивать физические качества дошкольников.

3. Воспитывать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, занятиям спортом.

4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом, значении витаминов для здоровья человека, у детей повысится двигательная активность, физические качества, снизится заболеваемость, родители будут заинтересованы данной проблемой, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

Обеспечение проекта:

Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.

1. Проведение праздников и развлечений в детском саду:

Зимние олимпийские игры.

День защитников Отечества.

2. Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:

Смотр-конкурс спортивных уголков в группе.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе;

Атрибуты для утренней гимнастики.

Атрибуты для подвижных игр.

Пособия для развития ловкости.

Пособия для развития движения.

Оборудование для профилактики плоскостопия.

Картотеки утренних, артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик.

Работа с родителями.

Посещение организованной деятельности детей.

Родительские собрания, консультации, беседы, наглядная пропаганда.

Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада (во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий).

Взаимодействие с другими организациями:

Экскурсия в ЦОП.

Экскурсия в школу бокса им. О.Маскаева.

Посещение детьми бассейнов совместно с родителями.

Посещение секций по спортивной гимнастике.

1 этап – подготовительный.

Определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями.

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта.

Определение прогнозируемого результата.

Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 этап – практическая реализация проекта.

Составление перспективных планов, конспектов НОД, сценариев праздников.

3 этап – заключительный – подведение итогов.

Зимние олимпийские игры.

День защитников Отечества.

Проверка знаний воспитанников и оформление диагностических карт.

Предполагаемый результат.

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение уровня физической подготовленности.

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Перспектива на будущее.

Наши воспитанники, я думаю, будут и в дальнейшем в школе продолжать повышать полученные знания в вопросах здоровьесбережения и использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения психофизических способностей и общего развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 9

Тарасова Светлана Юрьевна

Первой квалификационной категории

Содержание проекта :

Цель и задачи проекта.

Принципы реализации проекта.

Модель реализации проекта.

Этапы реализации проекта.

Список используемой литературы.

Пояснительная записка

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

II. Актуальность проекта.

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.

Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Задачи, направленные на педколлектив:

Овладение здоровьесберегающими технологиями;

Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;

Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Задачи, направленные на воспитанников:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;

Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;

Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.

Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

Принципы реализации проекта

1. Доступность

учет возрастных особенностей детей

адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

постепенная подача материала от простого к сложному;

частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация

создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Динамичность

интеграция образовательных областей (Приложение 1)

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Участники проекта :

Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского сада, старшая медицинская сестра.

Ожидаемый результат:

Улучшение соматических показателей здоровья

Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей

Сформированность гигиенической культуры

Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения

Индивидуализация физического развития

Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях

Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.

VIII. Модель реализации проекта ( приложение 2)

IX. Этапы реализации проекта:

I этап - Информационно-подготовительный: (2012 – 2013г.)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проводимая работа:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

исследование состояния здоровья детей;

диагностика физической подготовленности дошкольников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:

новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;

анализ существующих инновационных форм работы методической службы;

подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

II этап - внедренческий: (2013 – 2014г.)

Цель : Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.

К основным характеристикам этой среды следует отнести:

экологию и гигиену

рациональный режим жизни, труда и отдыха

современные здоровьесберегающие методики

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

динамизм (возможность изменения, преобразования);

открытость (связь с социумом);

гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);

саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Проводимая работа:

Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике. (Приложение 3,4)

Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).

Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта

Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: ( Приложение 5)

Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), дыхательную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, закаливающие мероприятия.

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

III этап- заключительный, оценочный (2014-2015 г)

Цель : Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

исследование состояния здоровья детей за 3 года ;

мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;

мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года ;

проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

X. Результативность

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Методическое объединение:

спланирована система работы по физическому развитию детей;

с педагогами проведен анализ основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детского сада: определена система оздоровительных и закаливающих мероприятий;

проводился оперативный контроль по соблюдению культурно – гигиенических навыков и двигательного режима в группах;

педагогом-психологом детского сада проводилась консультативная работа с педагогами и родителями о сохранении эмоционального благополучия и психологического здоровья детей, развитии и формировании привычки к здоровому образу жизни;

педагоги использовали в работе разнообразные формы и методы формирования у детей и родителей привычки к ЗОЖ;

повысился уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование по тематике физического развития детей, оздоровительной работы с детьми и родителями.

недостаточное использование новых форм сотрудничества семьи и детского сада в вопросам ЗОЖ.

Пути решения:

продолжать знакомить педагогов с новыми формами работы с семьей по формированию единого здоровьесберегающего пространства.

провести анализ программы и доп. литературы по проблеме;

дооборудовать уголки физкультуры и здоровья в группах д/с нетрадиционным физ. оборудованием с привлечением родителей;

продолжить отбор, обновление, систематизацию и оформление в группах картотек подвижных игр, спортивных развлечений, правил и моделей, схем ЗОЖ.

Деловая игра для воспитателей разных возрастных групп

(методика Дrums Alive)

Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада

Тематический контроль:

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Проведение непосредственно-образовательной деятельности в форме занятий по познавательному развитию дошкольников с тематикой ЗОЖ во всех группах детского сада:

повысился уровень знаний детей о ЗОЖ;

повысился интерес у детей к участию в спортивных мероприятиях

дети ДЧБ (длительно часто болеющие) не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные мероприятия.

Пути решения:

активизировать аналитическую и организационную работу по выявлению, коррекционной поддержке и психолого-медико-педагогическому сопровождению детей уже начиная с раннего возраста.

воспитателям спланировать работу по данному направлению с детьми ДЧБ;

Регулярно проводились оздоровительные е мероприятия:

дыхательная гимнастика после сна;

оздоровительные пешие прогулки и и оздоровительный бег;

Акции здоровья в детском саду:

Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми старшего дошкольного возраста:

Физкультурные мероприятия для всех возрастных групп в соответствии с планированием инструктора по физической культуре и воспитателей.

Работа дополнительных образовательных услуг.

Таблица сравнительных данных общей физической подготовленности детей

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, применение здоровьесберегающих технологий, эффективных методов закаливания, формирование мотивации здорового образа жизни и культуры здоровья.

  1. Формировать доступные знания об основах здорового образа жизни.
  2. Повышать уровень физического развития детей дошкольного возраста.
  3. Систематизировать имеющийся практический опыт использования современных инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ, эффективных методов закаливания.
  4. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

1 этап: Подготовительный (сентябрь- октябрь 2012 г)

- Мониторинг уровня физического развития детей

- Разработка методических материалов

- Составление сеток занятий.

- Проведение планового осмотра состояния здоровья детей

2 этап: Практический (ноябрь- март 2017- 2018 гг)

- Организация рациональной двигательной активности

- Новые технологии закаливания

- Использование современных здоровьесберегающих технологий

- Система мероприятий по педагогическому и психологическому просвещению семьи

- Система взаимодействия ДОУ с социумом

3 этап: Итоговый (апрель- май 2018 гг)

- Мониторинг уровня физического развития детей

1. Повышение уровня образованности детей в области физической культуры и здорового образа жизни.

2. Формирование устойчивого интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой у детей дошкольного возраста. Увеличение организованной двигательной активности детей в течение дня.

3. Снижение заболеваемости, улучшение физического развития детей дошкольного возраста.

4. Тесная взаимосвязь семьи и педагогического коллектива дошкольного учреждения в формировании здорового образа жизни как показателе общечеловеческой культуры.

«…Здоровье детей – самый главный

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.Специалисты выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии и функциональном состоянии, причем он имеет свою специфику как у мальчиков, так и у девочек. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:

- дисгармоничное развитие имеют до 19% детей;

- уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%;

- тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Проведенный опрос родителей в нашем дошкольном учреждении показал, что:

- 100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми;

- 92% - всесторонне- развитыми, обладающими коммуникативными качествами.

Итак, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе дошкольного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении мы используем современные здоровьесберегающие технологии.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, применение здоровьесберегающих технологий, эффективных методов закаливания, формирование мотивации здорового образа жизни и культуры здоровья.

  1. Формировать доступные знания об основах здорового образа жизни.
  2. Повышать уровень физического развития детей дошкольного возраста.
  3. Систематизировать имеющийся практический опыт использования современных инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ, эффективных методов закаливания.
  4. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Этапы работы проекта

Деятельность проекта рассчитана на год (с сентября 2017г по май 2018г)

Реализация проекта осуществляется в три этапа.

1 этап: Подготовительный (сентябрь- октябрь 2017 года)

Работа на данном этапе предполагает:

- проведение мониторинга детей на начальном этапе реализации проекта;

- разработка методических материалов;

- проведение планового осмотра состояния здоровья детей. Контроль за состоянием здоровья детей проходит в двух направлениях:

1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма. Наблюдение проводит старшая медицинская сестра, фиксирует результаты в медицинских картах.

2. Врачами детской поликлиники проводится ежегодный плановый осмотр всех воспитанников. По результатам осмотра даются заключения о состоянии здоровья каждого ребенка. По результатам заключения, в случае необходимости, даются рекомендации на углубленный осмотр, делается вывод динамике состояния здоровья детей, составляется сводный анализ по заболеваемости.

2 этап: Практический (ноябрь- март 2017- 2018 годы)

сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Организация рациональной двигательной активности

Для сохранения и укрепления здоровья детей активно используются разнообразные формы двигательной активности в течение дня.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на свежем воздухе. Летом все формы занятий (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке или спортивной площадке.

Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры к простудным и инфекционным заболеваниям. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур. Взяв за основу общеизвестные средства закаливания, солнце, воздух и воду, используются и новые технологии закаливания. (Приложение 1)

Внедрение новой технологии закаливания и оздоровления детей – криомассаж. Методика криомассажа стоп ребенка – это новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Наблюдения за детьми показали, что криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшают аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Метод контрастного закаливания детей с комбинированной дорожкой. На наш взгляд, предложенный метод является более доступным, легко исполнимым и более эффективным. Помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Контрастные ножные ванны.

Можно сделать вывод, что методы закаливания улучшают физическое и нервно- психическое состояние детей, уменьшает вероятность их заболевания респираторными заболеваниями и вероятность осложнений после вирусных инфекций в случае наступления заболевания, улучшает адаптацию детей к новому дошкольному учреждению.

Использование современных здоровьесберегающих технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья. (Приложение 2)

Два раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста проводится стретчинг. Стретчинг - комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Ритмопластика – является музыкально- ритмическим психотренингом, развивающим у ребенка внимание, волю, память, подвижность и гибкость

мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Для всех детей в качестве профилактики утомления рекомендуются динамические паузы.

Релаксация – расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвижения. Проводим в зависимости от состояния детей, используем спокойную классическую музыку, звуки природы.

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы, в проветриваемом помещении используется дыхательная гимнастика. Детям напоминается об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Дорожки здоровья. Проводятся после сна ежедневно, начиная с младшего возраста. Цель - обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.

Эвритмическая гимнастика. Проводится 1раз в неделю. Цель - формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентировки, развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы, темпа и ритма речи.

Технологии обучения здоровому образу жизни. (Приложение 3)

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы проводится

самомассаж. Объясняется ребенку серьезность процедуры и даются элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Представленные здоровьесберегающие технологии можно использовать в детском саду любого вида. Опытом подтверждено, что предлагаемые методы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности – игры.

Профилактическая работа

Для профилактики простудных заболеваний необходимо формирование невосприимчивости организма к определенным инфекционным вирусам и стимуляция неспецифических факторов защиты организма. Работа по профилактике заболеваний ведется в тесном контакте воспитателей и старшей медицинской сестры.

Физическое и эмоциональное здоровье дошкольники оптимизируется через:

  • осуществление витаминизации пищи, поливитаминизации, организация второго завтрака (соков, фруктов);
  • проведение занятий в групповых комнатах и свежем воздухе;
  • проведение закаливающих процедур;
  • проведение воздушных ванн;
  • проведение занятий педагогом- психологом по эмоциональному благополучию детей.

Система мероприятий по педагогическому и психологическому просвещению семьи

Работа с родителями строится на основе анкетирования и бесед с родителями, которые позволяют определить социальный статус семьи, тактику работы с различными категориями. (Приложение 4) Система взаимодействия учреждений дошкольного образования и дополнительного образования спортивной направленности

3 этап: Итоговый (апрель- май 2018 год)

На этапе завершения подводятся итоги проделанной работы, что включает ряд мероприятий. Необходимо:

Читайте также: