Проект здоровьесберегающая среда школы

Обновлено: 04.07.2024

Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба

должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, переломным моментом, переходом от игровой деятельности к учебной (с элементами игры, заложенное в этом возрасте, имеет большое значение для дальнейшего становления и развития личности в среднем и старшем школьном возрасте. Именно поэтому, с самого раннего детства надо воспитывать уважительное отношение к своему здоровью. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Поэтому сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач каждого образовательного учреждения.

Деятельность школы должна быть направлена:

- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни

-создание здоровьесберегающей среды

В данном контексте, важнейшим условием для создания в учебном заведении здоровьесберегающей среды – это применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.

Здоровье Образование

Здоровьесберегающие технологии в образовании

Санитарно-гигиенические Педагогические Медико-профилактические

-соответствие кабинетов и школьного оборудования нормам СанПин

-освещенность, влажность, проветриваемость помещений

-наличие питьевой воды (куллеры)

-обеспечение горячим питанием

-соответствие расписанию нормам СанПин

-учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости. период высокой продуктивности, период средней продуктивности и период выработки)

-учет возрастных и физических особенностей детей (количество, дозировка и сменяемость видов деятельности на уроках)

-использование физкультурных пауз (на 15-20 минут урока по 1 минуте из 2-3х легких упражнений с несколькими повторами)

-использование динамических пауз (10 минут на третье перемене)

-проведение динамического часа (в первом классе организация занятий на улице три раза в неделю)

-использование зрительной и дыхательной гимнастики

-проведение ежегодного профилактического медицинского осмотра учащихся

-организация и проведение профилактических прививок

-проведение совместной работы с классными руководителями по предупреждению вредных привычек (курение, алкоголизм)

-анализ состояния здоровья учащихся в течение года

-проведение психолого-педагогического исследования по вопросам адаптации учащихся младшего школьного возраста

-выявление уровня тревожности у учащихся младшего школьного возраста

1. Организация и проведение ежедневной утренней гимнастики.

И. п. - ноги вместе, руки на поясе. На счет 1- поворот головы влево; 2- вправо; 3- влево; 4- вправо.

ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. на счет 1-2- рывки согнутыми руками назад; на 3-4- рывки назад прямыми руками; 5-6-руки опустить.

И. п. - ноги врозь, руки вверх. На счет 1- поворот туловища вправо; 2- исходное положение; 3- поворот туловища влево; 4- исходное положение.

2. Организация и проведение во время письменных уроков пальчиковой гимнастики, направленной на развитие у учащихся мелкой моторики.

Организация и проведение во время письменных уроков пальчиковой гимнастики, направленной на развитие у учащихся мелкой моторики.

4. Проведение комплексных упражнений по зрительной гимнастике.

В первые годы обучения в школе растет количество детей, страдающих близорукостью. Это связано с неправильной посадкой при чтении и письме.

Возрастные изменения рефракции глаза

Возраст Дальнозоркость Норма Близорукость

11-13 47.1 43,9 9,0

Задача школы выявление детей страдающих близорукостью и предупреждение ее развития, через занятия зрительной гимнастикой. Длительность занятий 3-5 минут. Упражнения способствуют усилению кровообращения, повышению тонуса глазных мышц, уменьшению утомляемости глаз. Упражнения выполняются сидя. откинувшись на спинку стула.

-смотреть прямо перед собой в течении 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустиь глаза вниз. Повторять упражнения в течении 30 секунд.

-поднять глаза вверх. сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторять 3-4 раза (длительность 25 секунд)

-крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. открыть на 3-5 секунд. повторить 4-5 раз (длительность 30-50 секунд)

-посмотреть вперед 3-4 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-4 секунды. Повторить 3-4 раза (длительность 30 секунд)

Также можно использовать зрительный тренажер.

5. Проведение на уроках стихотворных физкультминуток.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Взмахи руками интенсивнее)

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Ножки полностью сгибаем,

Чтобы мышцы упражнять.

1-2-3-4-5. (Приседаем)

Мы готовы для похода,

Но от парты не отходим.

Поднимаем выше ноги,

и не надо нам дороги. (Ходьба на месте)

6. Организация и проведение динамической паузы (динамический час)

Занятия проводятся на улице в соответствии с разработанным и утвержденным планом. (Три раза в неделю. третьим уроком) Занятия включают в себя работу по следующим направлениям:

-изучение комплекса утренней гимнастики

-изучение комплекса дыхательной гимнастики

-изучение простейших элементов акробатики

-изучение комплекса упражнений для осанки и профилактики плоскостопия

-изучение подвижных игр

-изучение комплекса упражнений с предметами (мяч, скакалка, гимнастическая палка)

1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. Москва. 2004г.

2. Махенева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Москва. 2000г.

4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО. 2007г.

5. Узорова О. В. Физкультурные минутки в школе. Москва. 2004г.

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении. Все здоровые.

Создание здоровьесберегающей среды в старшей группе детского сада Миссия проекта Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется.

Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Сопровождение и поддержка педагогов - основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Т. В. Воробьева, педагог-психолог.

Создание среды по оздоровлению детей Все научные исследования, представления, наблюдения детской педагогики и психологии склоняются к общему мнению об уникальности первых лет.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях перехода на работу по ФГОС 1Вашему вниманию предлагаю Инновационный проект Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях перехода работы по ФГОС ДО.

теоретическое обоснование и основные компоненты комплексной программы создания здоровьесберегающей среды в школе.

ВложениеРазмер
proekt_sozdaniya_zdorovesberegayushchey_sredy.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проект создания здоровьесберегающей среды

Ирина Алексеевна Никитина,

заместитель директора по УВР

МБОУ Лицея №6 г.Химки

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей не случайно привлекает в настоящее время пристальное внимание общества. Большинство специалистов отмечают, что в течение периода школьного обучения число детей с хроническими патологиями возрастает более чем в полтора раза. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. Наиболее часто встречаются отклонения в состоянии опорно-двигательной системы и органов зрения, однако немалую долю выявленных патологий составляют различные неврологические болезни. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается, по мнению исследователей, в образовательных организациях, учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов).

Комплексная программа создания в школе здоровьесберегающей среды должна предусматривать применение следующих трех групп технологий:

· организационно-педагогические технологии , определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

· психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

· учебно-воспитательные технологии , которые включают программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, а также просветительскую деятельность среди родителей.

В этот же блок следует включить организацию питания учащихся, для чего необходимо активизировать взаимодействие с комбинатом школьного питания для оптимизации меню школьной столовой с учетом запросов учащихся, родителей, но, безусловно, не в ущерб пищевой и энергетической ценности блюд. (В лицее было проведено анкетирование участников образовательного процесса об организации школьного питания, в результате которого стало очевидно, что значительная часть не только учащихся, но и родителей не имеет достаточно сформированного понятия о правильном питании).

Важной частью организационно-педагогических технологий является соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), поэтому Комплексная программа создания здоровьесберегающей среды должна включать обязательный мониторинг и коррекцию расписания учебных занятий и внеурочной деятельности, а также педагогических технологий, используемых на уроках и на внеурочных занятиях.

Мы считаем, что учитель — ключевая фигура в реализации всех здоровьесберегающих технологий. Конечно, правильно составленное расписание уроков, сбалансированный учебный план, хорошая организация питания учащихся являются неотъемлемой частью здоровьесберегающей среды, но, в конечном счете, влияние школы на здоровье учащихся определяется тем, насколько работа каждого учителя соответствует задачам здоровьесбережения. Учитель отвечает не только за реализацию содержания программы по предмету, но и за соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями санитарных правил. Учитель ведет урок с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся. Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) играют важную роль в предупреждении негативного влияния урока на здоровье ученика.

Надо признать, что не может воспитать культуру здоровья учитель, который сам не обладает такой культурой. Сформированность культуры здоровья педагогических работников лицея, наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий становятся объектом особого внимания при формировании здоровьесберегающей среды учреждения. Составляющими комплексной программы создания здоровьесберегающей среды будут психологические тренинги и лекции специалистов-медиков, которые помогают сформировать здоровьесберегающий стиль общения, здоровый образ жизни и ответственное отношение к собственному здоровью у учителя.

Третий блок технологий формирования здоровьесберегающей среды предполагает включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности; программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, а также просветительскую деятельность среди родителей. Вопросы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни, входят в учебные программы таких предметов, как биология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Однако, при желании и привлечении некоторой фантазии, любой учитель на любом предмете может касаться вопросов здоровья и здорового образа жизни, включая какие-то самим придуманные задания, ненавязчиво формируя у детей негативное отношение к вредным привычкам и позитивное отношение к здоровому образу жизни. Одним из обязательных направлений внеурочной деятельности, согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО, является спортивно-оздоровительное направление. Расширение спектра спортивных секций, реализация внеурочных курсов оздоровительной тематики являются одним из направлений создания здоровьесберегающей среды.

Важным элементом создания здоровьесберегающей среды является работа с родителями. Родители, как никто другой, заинтересованы в здоровье детей, однако, им самим порой не хватает знаний и навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье ребенка. Выступления специалистов разного профиля на родительских собраниях обычно вызывают интерес у родителей, но этого бывает недостаточно. В нашем лицее в рамках создания здоровьесберегающей среды разработан цикл лекций для родителей. В плане организация лектория на основе данного цикла лекций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социальный проект

1. Для реализации проекта необходимо привлечь к сотрудничеству следующих специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, работников детской поликлиники, работников правоохранительных органов, преподавателей, родителей обучающихся, преподавателей системы повышения квалификации, методистов, специалистов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности.

Приобрести новое оборудование, спортивный инвентарь, тренажеры и мебель для кабинетов. Обновить фонд учебников, методической литературы, цифровых ресурсов по решаемой проблеме. Разместить информационный стенд. На сайте техникума создать отдельную страницу по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.

2.Обрисуйте ваш взгляд на перспективу решения проблемы четко изложите взгляд, объясните, почему это важно

Основной идеей проекта является организация совместной деятельности преподавателей и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленная на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

3. Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить при реализации разрабатываемого проекта

4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта

5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их.

Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения.

6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения

1. Организация и осуществление учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса.

2. Создание условий для формирования навыков ЗОЖ у всех субъектов образовательного процесса во внеурочной деятельности.

3. Повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса.

7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи

- анализ нормативно-правовой базы ОУ;

- мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения при организации учебного процесса;

- создание школьного Совета по здоровью;

- обновление структуры и содержания образовательных программ с учетом внедрения новых здоровьесохраняющих технологий;

- создание условий для компенсации неблагоприятных условий для организации учебного процесса обучающихся в домашних условиях;

- грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др)

2. Создание условий для формирования навыков ЗОЖ у всех субъектов образовательного процесса во внеурочной деятельности.

- обновление единой системы воспитания и дополнительного образования, направленной на развитие навыков ЗОЖ;

- проведение на базе техникума спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей обучающихся и социальных партнеров;

- развитие сетевого взаимодействия с районной поликлиникой, правоохранительными органами, районной службой психолого-медико-социального сопровождения;

- в рамках дополнительного образования открытие новых спортивных секций;

- систематическая диагностика психофизического здоровья обучающихся, осуществление врачебно-педагогического контроля состоянием здоровья обучающихся;

- оказание помощи и социальной защиты детям, находящихся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающихся на дому;

- профилактическая работа по предупреждению правонарушений, потреблению алкогольной и табачной продукции;

- разработка программы психолого-педагогического медико-психологического сопровождения учащихся (в первую очередь, находящихся в группе риска).

3. Повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса.

- проведение семинаров и курсовой подготовки преподавателей по ознакомлению с системой комплексного обучения с здоровьесохраняющими технологиями и ее организацией на всех ступенях обучения;

- обновление фонда учебников, методической литературы, цифровых ресурсов по решаемой проблеме;

- создание системы диагностики, оценки и самооценки уровня развития, обучающихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью

- осуществление просветительской работы с обучающимися и их родителями по формированию культуры отношения к своему здоровью и навыков ЗОЖ: проведение консультаций, организация лектория, семинаров и тренингов;

- создание Дневника здоровья обучающихся (поэтапно на разных ступенях обучения)

8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач

- результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);

- не менее 50% обучающихся включены в деятельность спортивных секций;

- 100% выполнения требований СанПиНов;

- более 80% обучающихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;

- положительная динамика здоровья обучающихся;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество обучающихся, состоящих на учете;

- повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- уровень мотивации обучающихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;

- уровень взаимодействия образовательного учреждения с родителями и социальными партнерами по укреплению и сохранению здоровья;

- наличие программ, рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач:

1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

2. Грамотная организации учебно-воспитательного процесса;

3. Создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды;

4. Создание условий для формирования навыков ЗОЖ у всех субъектов образовательного процесса во внеурочной деятельности;

5. Реализация программы психолого-педагогического медико-психологического сопровождения обучающихся.

10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче):

1. Игнорирование предлагаемых дел со стороны обучающихся, родителей, администрации;

2. Болезнь участников проекта;

3. Нехватка времени;

4. Нехватка средств.

11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации

1. Педагоги техникума.

2. Заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам.

4. Социальный педагог.

5. Медицинский работник.

6. Работники детской поликлиники.

7. Работники правоохранительных органов.

8. Родители обучающихся.

9. Преподаватели системы повышения квалификации.

11. Специалисты по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности.

12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап.

Подготовительный и проектировочный этапы: (2017-2018 гг.):

1. Формирование рабочей группы и планирование работы;

2. Изучение соответствующей методической и учебно-методической литературы;

3. Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения и принятие решения о ее реализации;

4. Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся (2 раза в год (сентябрь, май));

5. Учёт заболеваемости обучающихся, контроль физической подготовленности;

6. Проведение мониторинга состояния образовательной среды образовательного учреждения и условий проживания обучающихся;

7. Осуществление комплексной профилактики, развивающей и диагностико-коррекционной работы, направленной на предупреждение и преодоление недостатков влияния социальной среды на физическое и психическое здоровье обучающихся;

8. Обеспечение непрерывности здоровьесберегающего образования и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся, их родителей;

10. Организация обмена опытом работы по сохранению здоровья обучающихся с педагогами техникума и педагогами других образовательных учреждений;

11. Организация работы Совета здоровья.

Ответственные:

1. Педагоги техникума.

2. Заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам.

4. Социальный педагог.

5. Медицинский работник

1. Апробация модели здоровье сберегающей среды;

2. Организация работы новых спортивных секций, кружков;

3. Вовлечение родителей в активный досуг ОУ;

4. Разработка и регулярное заполнение паспорта здоровья обучающихся;

5. Распространение опыта внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

6. Повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса: участие в конкурсах, конференциях, проектах, в грантах и др.;

8. Приведение в соответствие с санитарно-гигиенической оценкой обучения студентов: мебели; расписания - зарядка до уроков во всем техникуме; питьевого режима в каждом кабинете; воздушно-теплового режима во всех кабинетах; эстетического вида кабинетов и здания техникума;

9. Совершенствование системы организации и проведения работы по профилактике правонарушений и потребления алкогольной продукции;

10. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников реализации проекта.

Ответственные:

1. Педагоги техникума.

2. Заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам.

4. Социальный педагог.

5. Медицинский работник

Аналитический этап (2019г.):

1. Оценка и анализ результатов создания здоровьесберегающей образовательной среды;

2. Оценка эффективности и результативности используемых здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности;

3. Оценка эффективности системы оказания обучающимся (в первую очередь, входящим в группу риска) психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях обучения;

4. Оценка результативности разработанной системы профилактики различных заболеваний;

5. Выявление влияния созданных условий на снижение заболеваемости обучающихся;

6. Обобщение и презентация результатов реализации проекта на уровне района.

Ответственные:

1. Рабочая группа

Задание № 2. Разработайте паспорт социального проекта по приведенному ниже образцу.

Паспорт социального проекта.

Тип проекта . Информационный проект образовательного типа.

Поэтому основной идеей проекта является организация совместной деятельности преподавателей и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленная на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни.

Цель проекта : создание модели здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения.

Задачи проекта:

- формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников образовательного процесса;

- создать систему мониторинга и контроля за состоянием здоровья обучающихся;

- привести в систему оказание обучающимся (в первую очередь, входящим в группу риска) психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях обучения;

- выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с начальной школы;

- создать условия, обеспечивающие приобретение положительного опыта ЗОЖ через систему воспитательной работы и дополнительного образования

Структура управления проектом . Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимо привлечь к сотрудничеству следующих специалистов, выполняющих функции:

- для проведения диагностики, разработки и реализации программы психологического сопровождения участников проекта – психолога, социального педагога, медицинского работника;

- для создания системы профилактики и организации работы Совета по здоровью – психолога, социального педагога, работников детской поликлиники, работников правоохранительных органов, преподавателей, родителей обучающихся;

- для повышения квалификации педагогического коллектива – внешних специалистов: преподавателей системы повышения квалификации, методистов, специалистов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности.

Система мероприятий

Организационный этап реализации проекта:

1. Формирование рабочей группы и планирование работы;

2. Изучение соответствующей методической и учебно-методической литературы;

3. Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения и принятие решения о ее реализации;

4. Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся (2 раза в год (сентябрь, май));

5. Учёт заболеваемости обучающихся, контроль физической подготовленности;

6. Проведение мониторинга состояния образовательной среды образовательного учреждения и условий проживания обучающихся;

7. Осуществление комплексной профилактики, развивающей и диагностико-коррекционной работы, направленной на предупреждение и преодоление недостатков влияния социальной среды на физическое и психическое здоровье обучающихся;

8. Обеспечение непрерывности здоровьесберегающего образования и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся, их родителей;

10. Организация обмена опытом работы по сохранению здоровья обучающихся с педагогами техникума и педагогами других образовательных учреждений;

11. Организация работы Совета здоровья.

Возможное ресурсное обеспечение и источники финансирования.

П ри реализации проекта предусматривается:

- материально-техническое обеспечение работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения;

- приобретение нового оборудования, спортивного инвентаря тренажеров и мебели для классных помещений;

- средства, привлекаемые за счет развития платных услуг;

- средства, выделяемые муниципалитетом.

Ожидаемые результаты . Ожидается, что в результате реализации проекта удастся добиться:

- положительной динамики здоровья обучающихся;

- уменьшения количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количества обучающихся, состоящих на учете;

- наличия здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:

- выполнения санитарно-гигиенических нормативов;

- использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- отсутствия воздействий неблагоприятных для здоровья обучающихся факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).

- повышения уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- повышения уровня мотивации обучающихся к занятию физической культурой и участия в спортивных мероприятиях;

- взаимодействия образовательного учреждения с родителями и социальными партнерами по укреплению и сохранению здоровья;

- санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту;

- знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;

- знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа.

- помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
Четыре взаимосвязанных направлений представляют систему работы школы, направленную на охрану и укрепление здоровья школьников.
Деятельность школы по созданию в ней здоровьесберегающей среды как условия для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся мы разбили на такие сферы деятельности:
- условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе ( условия в соответствии с СанПиНом:
• расположение здания школы;

• участок образовательного учреждения;

• оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);

• водоснабжение и канализация;

• учебные кабинеты: площадь и оснащенность;

• наличие учебных мастерских;

• соблюдение размеров мебели;

• освещенность мест занятий;

• отличное санитарное состояние;

• наличие двух спортивных залов, раздевалок, подсобных помещений;

• спортивное оборудование и инвентарь;

• наличие зала для занятий ЛФК;

• медицинский кабинет и оборудование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта – формирование современного здоровьесберегающего образовательного пространства: создание среды, способствующей обучению и воспитанию личности, обладающей потребностью в здоровом образе жизни, сосуществующей в гармонии с собой, обществом, природным и техногенным окружением, а также способной научить учащихся сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье.

Респ. Татарстан, г. Казань,
ул. Мало-Московская д.12

Организация здоровьесберегающей образовательной

среды в условиях ФГОС

Актуальность исследования.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года одними из основополагающих принципов являются следующие:

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; а также разработка эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития.

Одними из главных стратегических целей образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, являются: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности.

Кроме того, социально-экономические изменения в обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли на духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. К сожалению, приходится констатировать, что размываются нравственные устои российской семьи, наблюдается иногда исчезновение народных традиций, все чаще на экране и в литературных произведениях культивируется сила, жестокость, равнодушие. Духовное, нравственное нездоровье наших детей тесно связано с физическими недугами, что подтверждается медицинской статистикой.

Данные ежегодных обследований подростков Республики Татарстан свидетельствую об уменьшении среди них общего процента здоровых детей. Проведенные профилактические мероприятия все больше выявляют заболевания детей дошкольного возраста, показывают ухудшение их здоровья в целом. Совместные исследования Министерств образования Республики Татарстан и здравоохранения последних пяти лет показали, что многие дети уже в первый класс приходят не совсем здоровыми и за время обучения состояние здоровья школьников значительно ухудшается.

Следуя за научно-техническим прогрессом, продолжая наращивать объем и интенсивность информации, современное образование не решает проблем самочувствия, психической и физической переносимости учебных и рабочих нагрузок как обучающимися, так и педагогами. В соответствии с этим в системе образования должны быть реализованы новые функции, связанные с подготовкой обучающихся к жизненной и трудовой деятельности, к обучению их здоровому образу жизни, развитию культуры здоровья.

Цель проекта – формирование современного здоровьесберегающего образовательного пространства: создание среды, способствующей обучению и воспитанию личности, обладающей потребностью в здоровом образе жизни, сосуществующей в гармонии с собой, обществом, природным и техногенным окружением, а также способной научить учащихся сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье.

Основные задачи для достижения данной цели по реализации приоритета здоровья в жизни человека:

- создание благоприятных социальных и материальных условий и оптимального психологического микроклимата, способствующих воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;

- проведение психокоррекции учителей, сотрудников и школьников в целях повышения самосознания в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни и формирования потребности в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий для поддержания и восстановления здоровья;

- реализация комплекса мероприятий для сдачи норм ГТО;

- повышение квалификации субъектов образовательного процесса по вопросам территории и практики формирования здорового образа жизни;

- создание и использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе;

- увеличение объема и повышение качества внеаудиторных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

- проведение прикладных научных исследований состояния здоровья субъектов образовательного процесса в системе начального и среднего образования и участие в реализации отраслевых программ регионального и федерального уровней, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения;

- расширение перспектив образования для людей с ограниченными возможностями здоровья;

- содействие распространению опыта формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в начальных и средних образовательных учреждениях.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательном учреждении основывается на следующих принципах:

- диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;

- единство личной психологической потребности в здоровом образе жизни и профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса;

- социальной ответственности за здоровье свое и окружающих;

- новизна и разнообразие используемых средств;

- моральное и материальное стимулирование здорового образа жизни.

Работа по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса включает три интегральных направления:

- создание научно-обоснованных санитарно-гигиенических условий и соответствующей материально-технической базы функционирования образовательного учреждения, способствующих сохранению, восстановлению и укреплению здоровья;

- формирование осознанного отношения каждого субъекта образовательного процесса к приоритету здоровья в жизни человека;

- осуществление мониторинга качества образовательной среды.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование здорового образа жизни.

Предмет исследования – комплекс организационно-педагогических условий обучения здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающего потенциала национальной и физической культуры.

Участники, с которыми осуществляется работа по проекту:

Руководство процессом формирования здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляет директор образовательного учреждения Харисов Фанит Фахразович:

- является лидером, влияющим на сознание субъектов образовательного процесса путем умелого применения методов психолого-педагогической коррекции личности;

- осуществляет связь с государственными органами управления и общественными организациями;

- осуществляет контроль за всеми видами деятельности в образовательном учреждении;

- активно использует методы материального и морального стимулирования.

Непосредственным организатором создания здоровьесберегающего образовательного пространства в соответствии с должностными обязанностями является заместитель директора по воспитательной работе, куратор ЗОЖ Габбасова Кадрия Анваровна, которая:

- активно участвует в создании условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышения работоспособности субъектов образовательного процесса;

- привлекает к работе сотрудников, педагогов, находящихся в должностном подчинении, а также инициативных, творчески настроенных школьников;

- руководит творческой, рабочей группой ГТО, созданными для выполнения определенного вида работ.

Также данный проект реализуется непосредственно учителем физкультуры и ОБЖ Ибрагимовым Амиром Магсумовичем:

Читайте также: