Проект я и природа для детского сада

Обновлено: 06.07.2024

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1.Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Организованная деятельность:

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Предлагаемый материал покажет, как я организовывала экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, а также способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Введение в проект

Актуальность проекта

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления природы, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время прогулок, наблюдений по маршруту тропы.

Организация тропы силами дошкольников дала мне возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требовало от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждало детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляла взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Участники проекта. Реализация проекта проводилась с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.

Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

• Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.

• Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды

• Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.

• Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

o Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

o Содействовать развитию представлений о окружающем мире.

o Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового характера.

o Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

o Презентация проекта на методическом объединении (педсовет)

o Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе :

- исследования на тропе;

- фенологические наблюдения за растениями, птицами, насекомыми в природе (по сезонам) ;

- решение экологических ситуативных задач;

- чтение художественной литературы;

- детские проекты;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- труд в природе.

Этапы реализации проекта

1. Изучить особенности окружающего природного окружения

2. Сформировать цели и задачи проекта

3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников

4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания.

1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп

Презентация проекта

Организация экологической тропинки.

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудомнаходят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях деревянных домов и заборов, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, как поползни и синицы отыскивают запасы, которые спрятали осенью. Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Наблюдая за птицами можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив перышки и нахохлившись- значит на улице мороз. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева- к морозу. Воробьи громко чирикают- к оттепели. Вороны и галки садятся на низко растущие ветки- к ветру.

Воробей. На первый взгляд, я весь серенький: головка и грудка, и брюшко. Только спинка и крылья коричневые. На крыльях- белая полоска. Зато на шейке у меня большое черное пятно. Похоже на бант или широкий галстук. Вот я какой франт!

Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мира

Цель: представление возможности для психологической разгрузки.

Расширить знания о значении и свойствах воды.

Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

Вода- это жидкость. Она течёт, её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кастрюлю.

Воду можно вылить или перелить из одной посуды в другую. :

Она бывает тёплая, горячая, мокрая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. д.

Вода может течь, литься, журчать, растекаться, капать, замерзать, таить. :

С помощью воды мы готовим еду. При помощи воды мы стираем, моем посуду.

Водой мы моемся в бане, умываемся. В воде мы купаемся. Воду мы пьём.

О свойствах воды

Вода- это жидкость,

Вода не имеет вкуса

Вода без цвета, прозрачная

Вода может менять цвет от того что в неё добавили.

Вода не имеет запаха

Воду нужно беречь (Никита В)

Цель: знакомить детей с разновидностью деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.

Рябина красная - гордость нашего детского сада!

Рябина- неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Исследуя листья и ягоды, выясняем, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматриваем ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.

Рябина воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

На нашем участке растут деревья. Они дарят положительную энергию и бодрость людям. И вот об одном я хочу вам рассказать. Его вы узнаете по простой примете: нет дерева белей на белом свете. Береза самая нарядное дерево. Ее не зря называют белоствольной русской красавицей. Этому дереву посвящено много песен, стихов, загадок. Внизу ствол березы покрыт темной грубой корой, а выше белой с черными отметинами. Листья березы похожи на треугольники с зазубринами по краям, на сердечки. Березка – кокетка каждую весну надевает она сережки. Сережки – это цветы березы. Когда они отцветут, образуются семена. Ветер и птицы разнесут их по лесу, там, где они упадут, вырастут маленькие березы. В лекарственных целях используют березовые почки. Из древесины березы делают деготь, активированный уголь. По русскому обычаю вокруг березы всегда водили хороводы. Березу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии. Наша красавица береза может предсказывать погоду. Если из березы весной течет много сока- к дождливому лету. Если осенью листья начнут желтеть с верхушки- весна будет ранняя, начнут желтеть снизу- поздняя. Береза перед ольхой лист распустит- лето будет сухое, ольха перед березой – мокрое. Вот сколько многого и поучительного я узнала. (Настя Е)

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

Я хочу поговорить об удивительном цветке- ромашке. Она самый распространенный в нашей полосе цветок. Это царица цветущего луга, национальный символ нашей страны, она по происхождению иностранка. Приплыла к нам вместе с зерном из далекой Америки (там ее считают злостным сорняком). Сначала этот цветок как и все ромашковидные, назывался римской купавой, чуть позже- романовой травой. А лишь в потом русский агроном А. Т. Болотов впервые употребил слово ромашка, которое не только прочно вошло в наш язык, но и стало восприниматься как исконно русское. Впрочем, в разных уголках России, у этого цветка сохранились свои прозвища: девичник, невесточка, марьяша, солнешник, беленица. В старину на Руси устраивали праздник белой ромашки. Молодые люди в этот день, объединившись попарно, собирали пожертвования в пользу больных чахоткой, у которых на ромашку аптечную была последняя надежда. Теплое, благодарственное отношение к этому цветку выразили и наши современники, сделав его символом Дня семьи и супружеской верности. Впервые этот праздник отмечался 8 июля 2008 году. Именно в этот день вот уже 750 лет православная церковь вспоминает чету чудотворцев- Петра и Февронию Муромских, проживших в любви и согласии всю жизнь и завершивших свой путь, по преданию, в один день. Вот какая чудная наша ромашка (Алла Я)

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.

В экологическую тропу включен муравейник.

Наблюдая за муравьями, я узнал: жизнь муравьев во многом похожа на жизнь людей. Как и мы, муравьи живут в домах, причем в многоэтажных, которые строят сами из мелких веточек, кусков коры, сосновых и еловых иголок. Они склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем, делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении- сверху вниз. А так делают для того, чтобы во время дождя вода стекала вниз, и в муравейнике всегда было сухо. А еще я узнал, что муравьи живут большой дружной семьёй, где у каждого есть свои обязанности. Главная в семье муравьев- самка. У нее одна обязанность- откладывать яйца. Муравьи- няньки сразу же уносят отложенные яйца и ухаживают за будущим потомством. Муравьи- воины смело защищают муравейник от непрошеных гостей: сверчков, кузнечиков и больших жуков. Иногда муравьи ссорятся со своими соседями- муравьями из-за участков, на которых они охотятся, и тогда начинаются настоящие муравьиные войны. Муравьи- победители уносят из другого муравейника всю добычу и даже забирают яйца, когда из них появятся маленькие муравьишки, они станут у победителей рабами- рабочими. Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи- фуражиры. Фуражем, т. е. едой, для муравьев становятся семена трав, грибы и такие насекомые: как жучки, гусеницы, мушки. Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Недаром муравьев называют санитарами леса. Где много муравьев, лес здоровый и чистый. А еще у муравьев действует своя система наказаний. Если здоровый муравей- фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его убивают и самого пускают на фураж- съедают. А если муравей не может трудиться: стал старым или повредил лапку или еще что- нибудь, то больного кормят до тех пор, пока он не выздоровеет и не сможет сам приносить еду другим. А еще у муравьев, как и у людей, в доме живут любимые питомцы- тля. Это крошечное насекомое, которое вырабатывает любимую муравьям жидкость- молочко. Поэтому тлю называют муравьиной коровой. Весной муравьи- пастухи выводят из муравейника целые стада этих коров на пастбища- веточки растений. Тля пьет сок молодых листочков. Муравей подбегает к ней, щекочет усиками ее брюшко, и тля тут же выделяет капельку ароматной жидкости. Муравей- пастух собирает эти капельки и несет голодным братьям в муравейник, а те в свою очередь кормят других. Делится едой – закон муравьиной семьи. А еще у муравьев есть строгие правила. В свой муравейник жильцы должны попасть обязательно до захода солнца. Иначе муравьи- охранники закроют все входы- выходы, и придется опоздавшему ночевать вне дома. А еще муравьи, хоть и маленькие, но могут поднять груз в 100раз тяжелее собственного веса. А еще муравьи выносливые. А еще ученые выяснили, что муравьи легко поддаются обучению, научившись чему- то новенькому, могут тут же передать свои знания двум- трем младшим собратьям- они, оказываются, умные насекомые. Ведь среди всех насекомых у муравьев самый большой оббьем мозга по отношению к телу. Вот сколько нового и познавательного я узнал про насекомых. (Илья Ч)

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта :

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981

4. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

5. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

9. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

10. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.

11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.

12. Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996.

13. Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С. М. – М., 2003.

В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.

Тип: исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.

• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.

• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.

• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.

• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Ожидаемый результат для детей:

• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.

• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.

• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.

• Создание пособий и методического материала.

Сроки реализации:

1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;

2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;

3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.

I этап. Подготовительный

• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

• Чтение произведений художественной литературы по теме:

сказки о животных.

• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.

• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.

• Экскурсии, наблюдения в природе.

II этап. Внедренческий

План реализации проекта:

t1585074578aa.jpg

t1585074578ab.jpg

t1585074578ac.jpg
t1585074578ad.jpg

t1585074578ae.jpg
t1585074578af.jpg

t1585074578ag.jpg

- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.

t1585074578ah.jpg

t1585074578ai.jpg

- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.

t1585074578al.jpg

t1585074578am.jpg
t1585074578an.jpg

- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.

t1585074578ao.jpg

t1585074578ap.jpg

t1585074578aq.jpg

t1585074578ar.jpg

t1585074578as.jpg

t1585074578at.jpg

t1585074578au.jpg

t1585074578av.jpg

- Наблюдение за развитием и цветением растений

t1585074578aw.jpg
t1585074578ax.jpg

III этап. Итог

Продукт проектной деятельности:

-

t1585074578ba.jpg

- огород на подоконнике;

t1585074578bb.jpg

- дидактические игры и пособия о природе родного края;

t1585074578bc.jpg

t1585074578bd.jpg

t1585074578be.jpg

t1585074578bf.jpg

t1585074578bg.jpg
t1585074578bh.jpg

- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.

t1585074578bi.jpg

t1585074578bj.jpg

t1585074578bk.jpg

t1585074578bl.jpg
t1585074578bm.jpg

t1585074578bn.jpg
t1585074578bo.jpg

t1585074578bp.jpg
t1585074578bq.jpg

- Разметка и посадка фруктового сада

t1585074578br.jpg
t1585074578bs.jpg

t1585074578bt.jpg
t1585074578bu.jpg

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Список литературы

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004

8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005

9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;

в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания у дошкольников. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания, поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Экологическое воспитание необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.

АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Тип проекта:
Краткосрочный (ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.) - исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Ожидаемые результаты:
1. у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
2. у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
3. повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
4. создано единое воспитательное пространство в объединении дополнительного образования детей и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный – ноябрь 2020 г.
2 этап – Основной – декабрь 2020 г.
3 этап –Заключительный – февраль 2021 г.

- Сбор и анализ литературы по данной теме.

- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Насыщение предметно-развивающим, тематическим содержанием.

Дидактические игры:

Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.

Чтение художественной литературы.
Заключительный этап
1. Подведение итогов
2. Презентация проекта.
Принципы реализации проекта:

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности, достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Уголок экологии и экспериментирования в группе.

Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений ).

Библиотечка юного эколога.

Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

Ожидаемые результаты:
- У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
- Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Определение уровня экологической воспитанности детей:

Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Самостоятельная работа с календарем природе. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям.

Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек у себя дома.

Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.

Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы.

Последовательность деятельностных шагов по введению экологических знаний дошкольнику:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство экологической деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе предлагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации по экологии, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Педагог организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаков в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, педагог подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог занятия).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Использование деятельностного подхода на экологических занятиях:

у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

интерес к предмету побуждает к чтению литературы о природе, что расширяет их познания в области данной науки.

Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.

Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.

Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.

Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.

Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.

Материалы Маура О, Коннора – старший вица-президент Национального Одюбоновского Общества Охраны природы.

Читайте также: