Проект внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Белова Людмила Валерьевна

Организация: МБОУ СШ№41

Населенный пункт: г. Ульяновск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новая парадигма образования 21 века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно – коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное вооружить такими важным умением, как умение учиться.

  • Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентоспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-де-ятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Гипотеза работы: систематическая работа по развитию проектной деятельности школьников, учитывающая ряд критериев выполнения проекта, способна в значительной степени повысить качество ЗУН по изучаемому предмету.

В основе построения данного курса лежат следующие принципы:

  • Принцип развития, т.е. обучение от простого к сложному, сопровождаемое многократными повторениями.
  • Принцип природосообразности, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Так, в 5-7 классах ребята работают над созданием творческих проектов (изучение технологии творческих и проектов). При создании игровых и творческих проектов используются технологии коллективной творческой деятельности, когда каждый получает свой посильный объем работы. Кто-то учится управлять, кто-то подчиняться, развивается уверенность в себе и формируются навыки самоуправления.
  • Принцип нацеленности на завтрашний день учащихся, т.к. главное назначение курса – развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности, дополняет содержание школьного курса русского языка, предназначена учителям русского языка общеобразовательных учреждений.

Структура курса. Цели и задачи.

Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Занятия построены на основе системы заданий для учащихся, при выполнении которых формируются проектные умения. Урок состоит из фронтального диалога учителя с классом для обсуждения заданной ситуации, практической самостоятельной работы в группах и презентации результатов и хода работы

Структура курса

1 часть - вводная – направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проекта, проектной деятельности, проектной культуры.

2 часть - ориентирована на ознакомление с типами проектов, основными этапами выполнения проекта, формирование навыков их распознавания .

3 часть - проработка структуры совместной деятельности участников проекта, отработка практических навыков.

Цели программы:

– формирование у учащихся умения проектной и исследовательской работы;

– повышение мотивации к учению;

– содействие развитию личности ученика, помощь в самоопределении;

– расширение кругозора учащихся.

Задачи программы:

• познакомить с различными методами исследования;

• научить определять цель и формулировать проблему, выбирать конкретные методы, необходимые для проведения собственного исследования;

• познакомить с различными формами организации исследовательской работы;

• научить умению работать с первоисточниками;

• грамотно и логически излагать собранный материал;

• привить навыки публичного выступления.

• развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению;

• развить способности и задатки ребёнка, направленные на раскрытие познавательного интереса к исследовательской работе.

• интерес к исследовательской работе;

• творческую активность ребёнка.

Методика работы:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Формы работ:

-индивидуальная работа учащихся в тетрадях,

- работа учителя с классом,

-выполнение заданий у доски,

-обсуждение проблемной ситуации в микрогруппах в условиях класса,

-работа учащихся в подгруппах,

-групповое обсуждение проблемной ситуации,

-практическая работа по определению типов проблем,

-разделение на рабочие группы для решения поставленных задач.

Формы подведения итогов реализации программы.

• Мини-проект или письменный отчёт исследовательского характера, презентация по теме;

• выставка творческих работ;

• выступление на школьной конференции;

Техническое обеспечение образовательного процесса

• Материальное обеспечение кабинетов:

• Операционная система Windows 10

• Текстовый редактор MS Word

• Графический редактор Paint

• Программа MS Power Point

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнёром;
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс;
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решение и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 ч.)

Предмет, задачи, структура курса. Условия успешности проектной деятельности. Правила и принципы успешности работы над проектом.

Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления проектной деятельности.

Основные теоретические сведения

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных, творческих проектов. Критерии оценивания проекта.

Работа с источниками информации (2 ч.)

Система научной информации и ее поиск. Способы чтения. Отбор литературы у книжной полки, по предисловию и послесловию, каталогу. Аннотация на книгу. Эссе. Работа с текстом книги. Способы фиксирования информации. Библиографическое описание книги, статьи из книги, статьи из журнала.

Этапы проектной деятельности (9 ч.)

Планирование работы и сбор информации. Оформление проекта.

Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.); постановка задач, выдвижение гипотезы; определение количества участников проекта, состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результатов):

-отчёт (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);

-издание сборника, фильма, макета и т.д.;

установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

распределение обязанностей среди членов команды.

Основные теоретические сведения

Понятие творческого, учебного проектов, их особенности. Основные этапы выполнения проекта. Подбор информации для реализации проекта. Проработка структуры совместной деятельности участников творческого проекта.

Исследовательская деятельность (11 ч.)

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

Интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов.

Основные теоретические сведения

Обработка результатов (10 ч.)

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ и синтез лучших идей. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оформление списка литературы и приложений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н. Красовского

города Галича Костромской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для 1-4 классов

Направление: интеллектуальное

Составитель :

Смирнова М.А., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2015-16 учебный год

… открыть для детей прекрасный мир слова,

научить их любить и чувствовать родной язык.

Пояснительная записка

Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

развитие внимания (объем, переключение, концентрация);

развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).

Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Новизна. Сегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане. Поэтому школа должна попытаться помочь молодому поколению сформировать навыки культуры деловых отношений. Наиболее значимыми в деловых отношениях являются такие качества, как компетентность. Овладеть таким качеством сможет только культурный человек. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека.

Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации.

В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностнодеятельностный, компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационноденностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры.

Системный подход предполагает анализ и проектироание образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социальнопсихологических и других характеристиках.

Личностнодеятельностны й подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.

Данная программа педагогически целесообразна , т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач :

Образовательные:

• расширение и углубление программного материала;

• совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

• пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

• формирование установки на осознание важности владения речью в жизни каждого человека.

Развивающие:

• развитие интереса к языку как учебному предмету;

• совершенствование общего языкового развития младших школьников;

• развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Воспитательные:

• воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

• воспитание чувства патриотизма;

• повышение общей языковой культуры учащихся;

• выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Принципы обучения

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

• сознательность и активность;

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к учащимся;

• успешности и социальной значимости.

Общая характеристика курса.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания:

об истории русского языка,

рассматривают памятники древней письменности,

знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,

осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Особенности организации внеурочных занятий.

Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).

Курс рассчитан на 135 занятий в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.

Для обучающихся 1-х классов продолжительность учебного года составляет 33 недели. Ступенчатый характер постепенного наращивания внеурочной деятельности согласно нормам СанПиНа: в сентябре – в декабре по 35 минут, в январе – в мае – по 45 минут.

Для обучающихся 2-4 классов продолжительность учебного года во 2-4 классах составляет 34 недели, а занятий внеурочной деятельности – 45 минут.

Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности

Программа предусматривает использование методов обучения :

словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

практические (устные, письменные, графические упражнения);

проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Основные технологии

технология разноуровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:

индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);

групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий :

Личностные универсальные учебные действия:

проявление познавательных мотивов;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Регулятивные универсальные учебные действия:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать правильность выполнения действия по результату;

выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия:

осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

строить речевое высказывание в устной форме;

оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;

формулировать проблемы с помощью учителя;

знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;

узнавать сюжет по иллюстрациям;

отличать поэтический текст от прозаического;

включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Способы проверки результатов обучения .

Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:

текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);

итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей.

Этапы педагогического контроля

В структуре изучаемой программы в каждом классе выделяют следующие основные разделы по классам:


Ирина Николаевна, огромное спасибо Вам за труд и желание делиться с коллегами. Замечательный комплекс получился! Новых Вам идей.

Ирина Николаевна, спасибо за такую огромную работу. Материал нужный в работе, пригодится при подготовке к олимпиадам. Здорово, что теперь все находится в одном месте.

Татьяна Григорьевна, спасибо Вам большое за внимание к работе и отзыв. Согласна, очень удобно искать разработки по теме в одном месте, понятие "комплекс", внедрённое на СУП, - замечательная идея.

Ирина Николаевна, спасибо Вам за такую замечательную подборку ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ работ по языку. Детям такие ресурсы всегда нравятся. Что-то беру для себя, что-то коллегам рекомендую. Очень полезная подборка! Спасибо Вам за ВЕЛИКОЛЕПНУЮ серию!

Наталья Николаевна, спасибо за добрые слова и щедрую оценку моей работы, очень приятно узнать Ваше мнение.

Ирина Николаевна! Большое спасибо за комплекс работ по русскому языку. вами проделана очень большая работа по их созданию и это большая помощь для коллег. Беру в свою копилочку. Творческих Вам идей.

Ирина Николаевна! Спасибо Вам за подборку материала по русскому языку! Комплекс разработок пригодится и в работе с учениками 5 класса!






Занятия по внеурочной деятельности "Занимательный русский" для 3 - 4 классов направлены на развитие творческого потенциала учащихся, воспитание любви к русскому языку. Презентации к занятиям выполнены для активизации познавательной деятельности, популяризации занимательных игр.
Занятия включают шарады, ребусы, метаграммы, упражнения "Игра словами", игры на угадывание смысла заимствованных слов, - что позволяет формировать интеллектуальные умения, обогащает словарный запас, воспитывает интерес к получению знаний.
На занятиях проводится знакомство со словарями, новыми понятиями, проводится исследовательская деятельность.

Кружок Занимательный русский. Программа + КТП

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “занимательной грамматике” побуждает учащихся расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому система занимательных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, создает условия для реализации воспитательных возможностей русского языка, усвоения этических норм речевого поведения. Таким образом, данная программа имеет ярко выраженную культурологическую направленность.

Включение элементов занимательности, широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данной программе. В отборе материала к занятиям предполагается ориентация на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между ступенями обучения.

Для воспитания этики общения целесообразно использовать ролевые игры. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Поскольку основным содержанием деятельности учащихся является освоение такого социального опыта, как лингвистические способы ориентации в действительности (понятия способы действия, модели и пр.), позволяющие выполнять занимательные (нестандартные) задания, участвовать в различного рода олимпиадах, программа относится к общеинтеллектуальному направлению.

1.2.Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

· развитие мотивации к изучению русского языка;

· развитие творчества и обогащение словарного запаса;

· совершенствование общего языкового развития учащихся;

· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

· воспитание культуры обращения с книгой;

· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие :

· развивать смекалку и сообразительность;

· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

1.3.Организация образовательного процесса

Программа предназначена для работы с учащимися 2-4 классов. Срок реализации программы – 3 года.

Читайте также: