Прокофьев сказочка о чем это произведение кратко

Обновлено: 30.06.2024

В данной работе анализируется содержание всех пьес фортепианного цикла С. Прокофьева " Детская музыка", их форма , исполнительские трудности и пути их преодоления. Особенно полезна молодым педагогам.

ВложениеРазмер
analiz_fortepiannyh_pes_s._prokofeva.docx 30.73 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ГДД(Ю)Т им. Н. К. Крупской

Анализ фортепианных пьес С. Прокофьева

Выполнила Тихонова И. М.,

Фортепианные произведения С. Прокофьева – одна из наиболее интересных страниц его творчества. Им присущи свет и радость, юношеский задор и энергия, а также глубоко лирические черты.

С. Прокофьев весьма изобретателен в создании фортепианного изложения. Он использует скачки, перекрещивания, кластеры, органный пункт, остинатные ритмические фигуры.

Весь цикл пронизан русским песенным колоритом, народными интонационными оборотами.

Мировая фортепианная детская музыка имеет богатые давние традиции, поэтому перед Прокофьевым стояли задачи большой художественной сложности. Он блестяще справился с ними. С. Прокофьеву удалось передать мироощущение самого ребенка, а не создать музыку о нем или для него самого.

Ощущение звуковой перспективы достигается здесь путем использования крайних регистров фортепиано. Важную роль при этом играет правая педаль. Необходимо помнить, что нажимать педаль следует после того, как услышан звук или аккорд, снимать же педаль надо точно вместе со снятием звука или аккорда.

До-мажорные трезвучия в обеих руках должны звучать мягко, но глубоко; в басу подчеркивается нижний звук, в партии правой руки – верхний.

Выразительные реплики во второй половине 1, 3, 5, 7-го тактов испол-няются строго legato.

Средний эпизод делится на две части. Первая построена на колорис-тическом сопоставлении полнозвучной, медлительно льющейся мелодии gravemente в басу и мягко колышащегося фона нежных восьмых в среднем и высоком регистрах. Эти восьмые можно представить как бы в скрипичном звучании. Лиги по две ноты не должны разрывать непрерывную мелодическую нить аккомпанемента: создание волнообразного и мерного движения является целью исполнения.

Во второй части середины правая и левая рука меняются ролями. Несмотря на низкий регистр и постоянную педализацию следует избегать грузного звучания.

Как замечательно погулять теплым солнечным утром! Можно долго-долго идти по дорожкам, увидеть много чего нового и интересного, можно даже немного заблудиться и поплутать в незнакомых местах, но потом благо-получно возвратиться домой и со смехом рассказать о своих приключениях.

Произведение пронизано живым ритмом, создающим ощущение движения.

Все четвертные ноты, не объединенные лигой, исполняются певучим non legato, а триоли восьмых, под которыми не стоит лига, исполняются тем не менее legato.

Важным условием хорошего исполнения этой пьесы является ощущение двутактной природы музыкального материала. Конкретно это означает, что первая доля в 1, 3, 5-м и других тактах слегка акцентируется, а во 2, 4, 6-м и подобных тактах исполняется легко. Подчеркнутые длинные ноты в правой руке следует пропевать. С 20-го такта в правой руке появляется двухголосие; первое изложение темы, звучащей piano, перебивается в 24-м такте вступле-нием имитирующего голоса, звучащего mezzo forte. Оба голоса исполняются предельно legato с точным соблюдением динамических указаний.

Следует обратить внимание ученика на то, что по-настоящему оркест-рально звучит эпизод a tempo (32-33-й такты), где напевным выразительным фразам альтов отвечают мягкие реплики виолончелей.

Звучность партии левой руки в первой части произведения мягкая, полетная, пальцы исполнителя легко играют на поверхности клавиш. Совсем иное ощущение надо выработать для исполнения мелодической линии в партии правой руки. Подушечки должны сливаться с клавишами и не ударять, а погру-жаться вместе с клавишами до возможно глубокого нажатия.

Одно из любимых детских увлечений – слушать сказки. Как хорошо присесть рядом с бабушкой и унестись в мечтах в иной, волшебный мир, словно наяву переживать удивительные события, стать одним из сказочных героев!

При работе над произведением нужно добиться правильного исполнения ритмической фигуры две шестнадцатые и восьмая. Она должна быть четкой по ритму, но мягкой, неназойливой. Каждая группа должна отделяться почти неза-метным снятием руки. В 9, 10, 14, 22, 26, 27-м тактах указание legato относится ко всем нотам. Рука здесь нигде не снимается.

В 15-м и 16-м тактах секунды в партиях обеих рук исполняются мягко и на педали. Особенно глубоко и полно звучат ноты, отмеченные черточкой.

Два последние аккорда, завершающие пьесу исполняются non legato и piano.

Энергичный, солнечный, жизнерадостный характер этого номера переда-ется упругой ритмической пульсацией триолей восьмых и быстрым темпом.

Акцентировка везде принадлежит автору; следует избегать лишних, дополнительных акцентов. После акцентируемого звука следует сразу уменьшить силу звука и исполнять остальные звуки легко. Акценты часто не совпадают в партиях обеих рук, что составляет некоторую трудность для исполнителя. Восьмые, отмеченные знаком staccato, снимаются остро, но легко.

Значительную трудность представляют фигуры в партии левой руки, когда в правой руке идет непрерывная триольная фигурация (в тактах 6, 18, 22, 26-м и других). Эти места надо учить отдельно, следя за точным совпадением восьмых в обеих руках.

Средняя часть ни в коем случае не должна быть замедлена, во всей пьесе следует сохранять единый темп.

Заключительная часть – торжественный финал народного праздника; радостно звучат ликующие фанфары.

Следует предостеречь от увлечения излишне медленным темпом. Выразительное, согретое теплым чувством исполнение этой пьесы не предполагает сентиментальности или растянутости движения. В 9-12-м тактах мелодия звучит в октавном удвоении на расстоянии двух октав. Этот прием любил Шуман. В таких случаях красиво звучит выделение нижнего голоса.

Реприза несколько варьирована. Сквозь движение восьмых должна ясно проступать тема.

Последние восемь тактов выражают покой. Арфообразные ходы в партии левой руки чередуются с выразительными репликами в партии правой руки.

Этот пленительный, лирический вальс весь проникнут необычайной гра-цией и свободой. Это высокая лирика. Удивительная по красоте мелодия пора-жает огромным диапазоном. Средняя часть отличается большей напряжен-ностью, взволнованностью, мелодия в ней становится более дробной, в виде секвенций на фоне активных восьмых сопровождения.

Перед учеником ставятся не только звуковые, но и технические задачи. Вальсовая характерная формула акккомпанемента должна быть тщательно проработана: басовый звук всегда берется движением руки сверху вниз и как бы придерживается пальцем, а аккорды берутся легким движением руки от клавиатуры вверх.

Ощущение мелодической фразировки заставляет считать окончанием первой фразы первый звук шестого такта, а окончанием второй фразы – второй звук двенадцатого такта. Звуки мелодии, отмеченные черточкой должны быть особенно певучими и протяжными.

Большое внимание следует уделять цезурам. В средней части желательно фразировать большими отрезками, ощущая восьмитактовую протяженность фраз.

Композитор рисует картину сказочного шествия кузнечиков. Крайние части подобны быстрому массовому маршу; в середине общее стремительное движение переходит в торжественное шествие.

Яркость, блеск, энергия, юмор – все эти качества, характерные для Прокофьева, представлены здесь в полном объеме.

При исполнении первой темы необходимо ощущать тяготение к четвертому такту каждой фразы и не акцентировать предыдущие сильные доли.

В поле внимания педагога должно входить также наблюдение за точной передачей учеником острого ритмического рисунка музыкальной ткани; осо-бенно важно коротко исполнять шестнадцатые в 1-2-м, 9-10-м и других подобных тактах.

Для создания четкого и легкого характера в крайних частях необходима короткая прямая педаль.

В этой музыкальной картине нет ничего от традиционных приемов изображения в музыке дождя; нет потока чередующихся в обеих руках восьмых staccato, нет бурных пассажей по всей клавиатуре и других нехитрых атрибутов натуралистической школы. Здесь автор скорее передает душевное состояние ребенка в унылую, дождливую погоду и радостную детскую улыбку, с которой ребенок встречает появление красивой радуги, опоясывающей небосвод.

Эта пьеса очень своеобразна с ее фоническими эффектами и смелыми наслоениями пятен. Многочисленные случаи употребления композитором диссонирующих аккордов, интервалов должны восприниматься как средство колористического воздействия на слушателя. Эти созвучия следует брать не резко, а певучим туше.

Пьеса раскрывает перед исполнителем интересные колористические возможности инструмента.

Пятнашки – это веселая детская игра. Много радости приносит она ребятишкам, всюду смех, суета, беготня.

Для удовлетворительного решения обеих задач обязательным условием является ритмическая выдержка. Темп пьесы определяется соответственно возможности ученика исполнить произведение, услышав каждый звук доста-точно отчетливо и внятно.

Для передачи характера этой пьесы необходимо достигнуть предельной точности в выполнении всех, даже самых незначительных подробностей нотного текста. Ученику должны быть понятными все аппликатурные указания, распределение больших и малых акцентов, особенности динамики.

Срединный эпизод делится на две фразы по 4 такта в каждой. Жела-тельно, чтобы подчеркнутые ноты не акцентировались преувеличенно, а соста-вили бы мелодическую линию.

Для того, чтобы задумчивая, нежная тема прозвучала красиво, надо позаботиться о втором звуковом плане. Ученику предстоит серьезно заняться партией левой руки, которая в первых двенадцати тактах должна напоминать по звучности хор, поющий тихо за сценой.

Маленькая интермедия с имитирующимим друг друга репликами (следу-ющий восьмитакт) подготавливает более яркое проведение основной мелодии, причем партия левой руки дается в несколько варьированном виде.

Средняя часть построена на длительных органных пунктах, которые не должны быть назойливыми, но в то же время должны постоянно ощущаться, создавая впечатление широкого простора и спокойной созерцательности.

Первый такт пьесы – небольшое вступление. Здесь дается начало мерному, колышащемуся движению, которое переходит в партию левой руки.

Синкопированное проведение темы в 22-15-м тактах от конца очень трудно для исполнения. При соблюдении максимального legato надо быть внимательным к плавности мелодической линии и избегать толчков на отдельных аккордах.

Пьеса начинается с тихого вступления, звучащего на протяжении всего произведения. Главная мелодия спокойная, без резких скачков и акцентов. Вместе с монотонным звучанием аккомпанемента и темпом — адажио — пьеса создает впечатление сказки на ночь: спокойной, укачивающей, убаюкивающей. Ближе к концу пьеса оживляется: появляются изменения в динамике — от пиано через крещендо к меццо-форте — словно произошло какое-то чудо. Затем при помощи диминуэндо мелодия становится тише и совсем затихает.

Пьеса начинается с тихого вступления, звучащего на протяжении всего произведения. Главная мелодия спокойная, без резких скачков и акцентов. Вместе с монотонным звучанием аккомпанемента и темпом - адажио - пьеса создает впечатление сказки на ночь: спокойной, укачивающей, убаюкивающей. Ближе к концу пьеса оживляется: появляются изменения в динамике - от пиано через крещендо к меццо-форте - словно произошло какое-то чудо. Затем при помощи диминуэндо мелодия становится тише и совсем затихает.

1. G-dur (при ключе фа♯)
терции: соль-си (б.3) и соль-си♭ (м.3)
сексты: соль-ми (б.6) и соль-ми♭ (м.6)

2. B-dur (при ключе си♭ми♭)
ув.4(IV): ми♭-ля♭⇒ре-си♭ (м.6)
ум.5(VII): ля♭-ми♭⇒си♭-ре (б.3)

3. g-moll (при ключе си♭ми♭)
t53: соль-си♭-ре
t6: си♭-ре-соль
t64:ре-соль-си♭
s53: до-ми♭-соль
s6: ми♭-соль-до
s64: соль-до-ми♭
d53: ре-фа♯-ля
d6: фа♯-ля-ре
d64:ля-ре-фа♯
(доминантовые трезвучия построены в гарм. миноре (VII♯=фа♯))

4. Б53: си-ре♯-фа♯
М53: си-ре-фа♯
ув.53: си-ре♯-фа♯♯
ум.53: си-ре-фа
Б6: си-ре-соль
М6: си-ре♯-соль♯
Б64: си-ми-соль♯
М64: си-ми-соль

ДОЖДЬ В ЛАДОШКАХ

1. Я подставлю ладошки дождю
И наполню небесной водой,
Из ладошек воды отопью,
К небесам, прикоснувшись душой. Припев:
Дождь в ладошках, луч в ладошках,
Ловят Павлик и Серёжка,
Вероника и Алёнка,
Под дождём смеются звонко!
Дождь в ладошках, луч в ладошках,
Разливает небо ложкой,
Для сердец вода живая,
Загляни в неё, мечтая. 2. Я подставлю ладошки дождю,
В них купается луч озорной,
В отраженье своё посмотрю
И умоюсь чудесной водой. Припев: 3. Тёплый дождик щекочет мне нос,
Я промокнуть, совсем не боюсь,
Он мне светлую сказку принёс,
Он хороший, я с ним подружусь. Припев:

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Интересные факты из жизни Моцарта:

-Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.

-Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.

-Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.

-По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.

-Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.

Неповторимые произведения Моцарта:

1). Церковная музык. - 15 месс, 4 литании, 4 кирие, 1 мадригал, 1 мизерере, 1 Te Deum, 9 офферторий, 1 De profundis, l мотет для сопрано соло, 1 четырехголосный мотет и пр.

3). Концертная вокальная музыка.- 27 арий, дуэты, терцеты, квартеты и пр.

4). Песни (Lieder). - 34 песни с сопровождением фортепиано, 20 двух и многоголосных канонов и пр.

5). Оркестровые произведения. - 41 симфония, 31 дивертисмент, серенады, 9 маршей, 25 танцев, несколько пьес для духовых и деревянных инструментов и пр.

6). Концерты и сольные пьесы с оркестром. - 6 скрипичных концертов, концерты для различных отдельных инструментов, 25 фортепианных концертов и пр.

7). Камерная музыка. - 7 смычковых квинтетов, два квинтета для разных инструментов, 26 смычковых квартетов, 7 фортепианных трио, 42 скрипичные сонаты.

8). Для фортепиано. - В 4 руки: 5 сонат и Andante с вариациями, для двух фортепиано одна фуга и 1 соната. В две руки: 17 сонат, фантазия и фуга, 3 фантазии, 15 вариационных пьес, 35 каденций, несколько менуэтов, 3 рондо и пр.

9). Для органа. - 17 сонат, большей частью с двумя скрипками и виолончелью и пр.

Моцарт на мой взгляд был очень талантливым человеком и нету подобных его музыке. Я сам музыкант, я знаю о чем говорю)

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш

Пьеса начинается с тихого вступления, звучащего на протяжении всего произведения. Главная мелодия спокойная, без резких скачков и акцентов. Вместе с монотонным звучанием аккомпанемента и темпом - адажио - пьеса создает впечатление сказки на ночь: спокойной, укачивающей, убаюкивающей. Ближе к концу пьеса оживляется: появляются изменения в динамике - от пиано через крещендо к меццо-форте - словно произошло какое-то чудо. Затем при помощи диминуэндо мелодия становится тише и совсем затихает.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: