Прозорливость что это такое кратко

Обновлено: 30.06.2024

прозорливость ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: прозорливый.

прозорливость
ж.
sagacity, perspicacity, insight

прозорливость См. дальновидность, суждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. прозорливость дальновидность, суждение; проницательность, предвидение, прозрение, догадливость, зоркость, провидчество, сметливость, сообразительность, ясновидение, проникновенность Словарь русских синонимов. прозорливость 1. см. проницательность. 2. см. предвидение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. прозорливость сущ. • проницательность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. прозорливость сущ., кол-во синонимов: 13 • дальновидность (6) • дальнозоркость (8) • догадливость (14) • зоркость (11) • предвидение (22) • провидчество (3) • прозорливство (1) • прозрение (17) • проникновенность (9) • проницательность (17) • сметливость (13) • сообразительность (17) • ясновидение (17) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дальновидность, дальнозоркость, догадливость, зоркость, предвидение, провидчество, прозрение, проникновенность, проницательность, сметливость, сообразительность, ясновидение

Тирс Тироль Тир Тип Тиосоль Тиволь Творило Стропило Строп Стр Стопор Столь Столп Стол Стирол Стипль Стиль Стило Створ Ствол Спот Спорт Споро Сползти Сплит Спиртовоз Спирт Спил Сотр Сортир Сорт Сорит Сор Сопр Сопот Сопор Сопль Сопло Соотво Соль Соло Совр Слот Слово Слить Слип Слизь Слив Ситро Сито Сироп Сипло Сип Сило Сворот Своп Своз Свить Свирь Свиль Ротор Рот Рось Ростр Ростов Рост Ропот Роп Рол Розовость Розлив Ров Ритор Рис Рипост Рио Птр Птоз Протори Против Простор Просто Простиль Просол Просо Просить Прорость Пророст Пролить Пролив Прол Произвол Прозорливость Прозорливо Провоз Прово Провис Провизор Притвор Прирост Приорство Приор Прилов Призор Приз Приворот Привоз Потир Поти Пот Пост Посол Пос Порто Порт Поросль Пороизол Пороз Поль Полть Полсть Полоть Полость Полоз Политов Полит Полис Полир Полиз Полив Ползти Пол Поить Позор Повтор Поврозь Поворот Повоз Плоть Плот Плов Плис Пить Пистоль Пирс Пиррол Пирров Пир Пилот Пиво Пво Отпор Оторопь Оторв Отлов Отлив Отзол Отвоз Отво Ось Ость Остров Остро Остолоп Остол Ост Осот Осов Осло Осип Орь Орт Орс Орлов Оптоль Опт Опрос Опорос Опор Оползти Оплот Опись Ооо Оолит Олово Озорство Овить Овист Овир Лотос Лото Лот Лось Лоро Лори Лор Лов Лить Литр Лист Лис Ливр Итр Итл Ипс Иол Иов Илот Изотоп Изот Изол Изворот Зот Золь Золотов Золото Зоил Зов Злость Зло Зилот Зил Врозь Врио Впрост Вползти Впол Вплоть Впить Востро Ворсит Ворс Ворот Вор Вопрос Вопль Волость Волос Вол Воз Влить Вить Тис Тоз Тол Толь Вит Вист Топь Тор Вилт Вилор Торс Трип Трипс Взор Троп Трос Триоль Взрослить Триоз Трио Торос Торопливо Тори Вип Топор Вис Тополь Топливо Топ Тоо


1) Орфографическая запись слова: прозорливость
2) Ударение в слове: прозорл`ивость
3) Деление слова на слоги (перенос слова): прозорливость
4) Фонетическая транскрипция слова прозорливость : [бразарл'`иваст']
5) Характеристика всех звуков:
п [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
з [з] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [`и] - гласный, ударный
в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
т [т'] - согласный, мягкий, глухой, парный
ь [] 13 букв, 11 звук

Прозорливость — это дарованная Божественной благодатью Святого Духа способность видеть внутреннее состояние человеческих душ и ожидающих в будущем событий. Такое умение дается христианским подвижникам, достигшим святости в настоящей жизни. Они предсказывают не только будущее, но и раскрывают тайны настоящего и прошлого.

Этот дар следует отличать от ясновидения, экстрасенсорных способностей , общения с умершими. Прозорливость — есть благодатный дар отражающий высшую степень единения человека с Богом.


Что значит прозорливый

Прозорливыми называют людей, через которых Бог открывает живущим на земле будущие события с целью спасения души. Они не гадают и не предсказывают, а опираются на свой богатейший духовный опыт.

В ходе короткой беседы святые старцы могли определить некоторые индивидуальные черты человека и предупредить об опасности или несчастье, которое его постигнет, если он не избавится от греховных страстей.

Иногда сам Бог по Своему особому Промыслу извещал прозорливого о чем-то в отношении посетителя. Тогда старец передавал слова Господа пришедшему за помощью. Сведения служили для укрепления веры у человека или содействовали его спасению.

Происхождение слова

Значение понятия

В христианстве п розорливыми называют людей, которым Бог показывает события будущего в целях спасения. Святые старцы получали этот Божий дар за смирение и стремление очистить свою душу от грехов.

Синонимами слова являются — дальновидность, проницательность.


Упоминание в Библии

Лжепророк также может обличать, имея знания от бесов (или из собственных разведданных). Умение пророчествовать, полученное от Бога, — это результат покаяния человека, видения им своих грехов и стремление к исправлению своей жизни, причем именно в Церкви.

Еще одно явное отличие Пророка Божьего — откровение не лишает этого человека разума, не завладевает его личностью. Человек–пророк находится в полном рассудке, а не в трансе.

Пророк должен открывать другим полученные от Бога сведения о том, что питает и утверждает общую веру.

Великими библейскими пророками являются Авраам, Исаак и Иаков, он же Израиль. Они пребывали в богообщении и открывали волю Божию людям.

что значит прозорливый

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что соседние города Содом и Гоморра будут уничтожены, так как являются самыми нечестивыми на земле. В Содоме жил праведный Лот, племянник Авраама. Пророк стал умолять, чтобы Господь помиловал города, если в них найдется хотя бы 10 праведников. Однако даже столько благочестивых жителей не нашлось. Ангелы спасли только Лота и его жену, которая все же проявила непослушание Богу (обернулась на разрушающийся город, значит, пожалела о прошлой греховной жизни) и превратилась в соляной столб.

Потомком или семенем Иакова являлся сам Спаситель, лестница была прообразом девы Марии, через которую Сын Божий придет на землю.

прозорливость в православии

Иаков перед смертью предсказал судьбу двенадцати колен израилевых, которые произойдут от его сыновей. (Быт 49:1—29).

Было множество других пророков, о которых повествует Библия: Илия, Исаия, Самуил, Моисей и другие. Примечательно, что многие из них сами себя пророками не считали. Некоторые оставили после себя наследие в виде книг, вошедших в состав Библии.

В христианстве великими пророками считаются Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль. Малые пророки: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.


Что такое прозорливость

Прозорливость имеет несколько трактовок: с точки зрения православного христианства и науки.

В религии

Прозорливость в православии используется в положительном контексте, то есть как дарованная Богом или обретенная благодаря духовному опыту способность. Будучи Творцом всех, Господь знает все события человеческой жизни и истории, мысли и сердечные намерения людей. Пребывая в душе Своих угодников, он сообщает им новые знания, приобщая к полноте Своей Божественной жизни, превращая их в духовных наставников человеческого рода.

Вид прозорливости, который возникает из опыта, называют даром рассуждения. Он считается высшим аскетическим достижением. Сущность его состоит в способности определить причины духовного явления: происходит ли оно от благодати, демонических влияний или в порядке естественного человеческого развития.

С другой стороны, за возможность познать порядок духовной жизни, последовательность душевных состояний и их относительную ценность или достоинство, этот дар высоко ценится подвижниками. Ведь он всегда является результатом долгого опыта борьбы со страстями, больших благодатных Божьих заступлений и посещений, многих искушений и вражеских нападений.

Возможна также и некоторая способность духовного видения через внешние научения. Это наблюдается у людей с большим интеллектуальным опытом. Понимать учение святых отцов может только тот, кто сам многое выстрадал, кому дано было свыше опытное познание тайн духовного мира.

Такой человек из борьбы вышел обладателем глубокого знания, методов и средств подвижничества. Познания сделали его, с одной стороны, внутренне свободным от рабства форме, с другой — избавили от блуждания по чужим дорогам с недоумением и непониманием происходящего.

В психологии

Отец сделал вид, что сердится на сыновей, и прогнал их из страны. Принцы путешествовали по Земле в бесплодных поисках определенных вещей, но им удавалось делать другие, непредвиденные, но волнующие открытия. Это было возможно благодаря тщательным наблюдениям и тонкому логическому рассуждению.

прозорливый человек

Серендипные открытия — следствие не только стечения обстоятельств и счастливой случайности. Для них требуются проницательность и находчивость, а также умение понять значение того или иного события.

Термин ввел в 1925 году американский психолог немецкого происхождения Вольфганг Келер. Инсайт он объяснял как внезапное разрешение проблемы путем постижения ситуации в целом, а не в результате анализа отдельных деталей.

Понятием инсайта занимается гештальтпсихология. Согласно этому учению, нерешенная задача не позволяет гештальту (перевод с нем. gestalt — целостность, образ) человека закрыться. Любая система стремится к завершенности, и это заставляет человека искать выход из ситуации.

Принцип простой. Если, например, по каким-то причинам не удается досмотреть захватывающий фильм до конца, то желание узнать, чем же завершилась история главного героя, будет мучить очень долго. Тяга к завершенности не дает забыть это кино, потому что гештальт не закрыт.

Еще пример: человеку угрожает опасность, но он не понимает, откуда она исходит. Объяснить причину такой ситуации не получается. Незавершенность и неясность пугают и приводят человека в стрессовое состояние. Гештальт жаждет закрыться. И тут приходит неожиданное озарение, при этом человек видит не отдельные элементы проблемы, а ее общую картину и находит решение.

Известные прозорливые

Среди прозорливых людей есть и великие политические деятели, и духовные подвижники.

Прозорливость преподобного Серафима Саровского была, поистине, необычайна. Получая письма, он мог пересказать их содержание, даже не раскрывая конверта. Преподобный постигал других людей своим утонченным духовным зрением.

прозорливый человек


Святой Иоанн Максимович обладал прозорливостью и даром сильной молитвы. Известно множество случаев чудесной помощи по молитвам Владыки Иоанна.

прозорливый человек

Многим известны такие предсказатели, как Кассандра, Нострадамус, Ванга, Жанна д’Арк и другие.

Самые древние случаи ясновидения сохранились в виде мифов. Кассандра была возлюбленной Аполлона и получила от него пророческий дар, но обманула ожидания, не ответив Олимпийскому Богу взаимностью. За это златокудрый Аполлон наказал Кассандру, сделав так, что предсказания ее всегда были правдивыми, но в них никто не верил. Это имя стало нарицательным: обозначает человека , который предостерегает других об опасности , но его не слушают .


Дельфийский оракул – место в Древней Греции, где, согласно легенде, особо посвященным жрецам открывались картины будущего.


Ванга одинаково хорошо видела прошлое, недоступное для обычного восприятия, настоящее и будущее.

прозорливый человек

Прозорливость – это тщательный анализ фактов прошлого, сопоставление их с реальностью и способность видеть, как они будут далее развиваться.


Прозорливым человеком был Уинстон Черчилль. Еще в середине 30-х годов он предсказал войну в Европе. В биографии Черчилля было много моментов, когда он удивительным образом был проницателен. Так, однажды Уинстон отправился в рейд для проверки зенитных войск. Завершив осмотр, он подошел к своему автомобилю и сел не на свое привычное место, а с другой стороны.

прозорливость ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: прозорливый.

прозорливость
ж.
sagacity, perspicacity, insight

прозорливость См. дальновидность, суждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. прозорливость дальновидность, суждение; проницательность, предвидение, прозрение, догадливость, зоркость, провидчество, сметливость, сообразительность, ясновидение, проникновенность Словарь русских синонимов. прозорливость 1. см. проницательность. 2. см. предвидение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. прозорливость сущ. • проницательность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. прозорливость сущ., кол-во синонимов: 13 • дальновидность (6) • дальнозоркость (8) • догадливость (14) • зоркость (11) • предвидение (22) • провидчество (3) • прозорливство (1) • прозрение (17) • проникновенность (9) • проницательность (17) • сметливость (13) • сообразительность (17) • ясновидение (17) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дальновидность, дальнозоркость, догадливость, зоркость, предвидение, провидчество, прозрение, проникновенность, проницательность, сметливость, сообразительность, ясновидение

Тирс Тироль Тир Тип Тиосоль Тиволь Творило Стропило Строп Стр Стопор Столь Столп Стол Стирол Стипль Стиль Стило Створ Ствол Спот Спорт Споро Сползти Сплит Спиртовоз Спирт Спил Сотр Сортир Сорт Сорит Сор Сопр Сопот Сопор Сопль Сопло Соотво Соль Соло Совр Слот Слово Слить Слип Слизь Слив Ситро Сито Сироп Сипло Сип Сило Сворот Своп Своз Свить Свирь Свиль Ротор Рот Рось Ростр Ростов Рост Ропот Роп Рол Розовость Розлив Ров Ритор Рис Рипост Рио Птр Птоз Протори Против Простор Просто Простиль Просол Просо Просить Прорость Пророст Пролить Пролив Прол Произвол Прозорливость Прозорливо Провоз Прово Провис Провизор Притвор Прирост Приорство Приор Прилов Призор Приз Приворот Привоз Потир Поти Пот Пост Посол Пос Порто Порт Поросль Пороизол Пороз Поль Полть Полсть Полоть Полость Полоз Политов Полит Полис Полир Полиз Полив Ползти Пол Поить Позор Повтор Поврозь Поворот Повоз Плоть Плот Плов Плис Пить Пистоль Пирс Пиррол Пирров Пир Пилот Пиво Пво Отпор Оторопь Оторв Отлов Отлив Отзол Отвоз Отво Ось Ость Остров Остро Остолоп Остол Ост Осот Осов Осло Осип Орь Орт Орс Орлов Оптоль Опт Опрос Опорос Опор Оползти Оплот Опись Ооо Оолит Олово Озорство Овить Овист Овир Лотос Лото Лот Лось Лоро Лори Лор Лов Лить Литр Лист Лис Ливр Итр Итл Ипс Иол Иов Илот Изотоп Изот Изол Изворот Зот Золь Золотов Золото Зоил Зов Злость Зло Зилот Зил Врозь Врио Впрост Вползти Впол Вплоть Впить Востро Ворсит Ворс Ворот Вор Вопрос Вопль Волость Волос Вол Воз Влить Вить Тис Тоз Тол Толь Вит Вист Топь Тор Вилт Вилор Торс Трип Трипс Взор Троп Трос Триоль Взрослить Триоз Трио Торос Торопливо Тори Вип Топор Вис Тополь Топливо Топ Тоо


1) Орфографическая запись слова: прозорливость
2) Ударение в слове: прозорл`ивость
3) Деление слова на слоги (перенос слова): прозорливость
4) Фонетическая транскрипция слова прозорливость : [бразарл'`иваст']
5) Характеристика всех звуков:
п [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
з [з] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [`и] - гласный, ударный
в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
т [т'] - согласный, мягкий, глухой, парный
ь [] 13 букв, 11 звук

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Агафия, мученица. Житие
  • Православная семья — вопросы и ответы
  • Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?
  • Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие
  • Без любви не может быть Церкви
  • Курение — Святые отцы о курении
  • Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
  • Крещение — 33 вопроса о крещении
  • Любовь и справедливость
  • Феофан Затворник, святитель. Житие
  • Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
  • Анатолий Баданов — Чтение молитвенного правила по Феофану Затворнику
  • Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?
  • Борется ли дьявол с Богом?
  • Протестантам об иконах
  • Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
  • В чем смысл Петрова поста?
  • Сердце чисто созижди во мне Боже…
  • Таланты и богатство — как ими пользоваться?
  • Исповедь — 20 вопросов об исповеди и покаянии
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?
  • Василий Великий. Житие
  • Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
  • Православное воспитание детей. Тайна воспитания

Наши друзья

Прозорливость - что чувствует человек с этим даром?
Прозорливость — что чувствует человек с этим даром?

Прозорливость – даруемая Божественной благодатью Святого Духа способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий, присущая христианским подвижникам достигшим святости.

Прозорливость есть благодатный дар отражающий высшую степень единения человека с Богом. Будучи Творцом всех, Господь ведает человеческие мысли и сердечные намерения, знает все события отдельной человеческой жизни и всей человеческой истории.

Пребывая в душе Своих угодников Своей благодатью Он сообщает им эти знания, приобщая их к полноте Своей Божественной жизни, превращая их в духовных наставников человеческого рода.

Дар прозорливости также именуется пророческим даром.

Вот как пространно об этом даре пишет Архимандрит Софроний (Сахаров): Закрывая входы в сердце, поставив там стражем обнаженный от воображения и размышления, но вооруженный молитвою и именем Иисуса Христа ум, подвижник вступает в борьбу со всяким влиянием и всяким помыслом, исходящим извне. В этом сущность умного трезвения. Цель его — борьба со страстями. В более широком и всеобъемлющем смысле победа над страстями достигается хранением заповедей Христа; но в данном случае мы говорим о специальном образе аскетического трезвения, которое начинается после того, как подвижник, пройдя известные этапы духовного развития, оставит воображательную молитву по первому образу, а затем и по второму, осознав на опыте и его несовершенство.

Хранение ума и сердца от всяких помыслов сопряжено с длительной борьбою, чрезвычайно трудною и тонкою. Человек, живущий среди бесконечного множества самых разнообразных влияний и впечатлений, вследствие постоянной смены этих влияний и впечатлений, не постигает ни рода их, ни силы. Но подвижник, делатель умного безмолвия, в своем отвлечении от всего внешнего, в стремлении в течение дня и ночи довести число приходящих извне впечатлений до последнего возможного минимума, удаляясь для этого от любопытного смотрения на внешний мир, от слышания посторонних бесед, от чтения книг, всею силою сосредотачивается на своем внутреннем бытии, и там вступает в единоборство с помыслом. Только при этом условии можно познать его род и силу, иногда колоссальную. Недостаточно внимательный внутренне человек весьма легко подпадает влиянию помысла и становится его рабом. Чрез склонение своей воли к помыслу человек уподобляется духовно и даже отождествляется с тем духом, энергия которого заключена в помысле. Принимая душою страстный помысл, который очень часто есть результат демонического влияния, человек чрез то становится орудием демонического действия.

Глубоко молящийся ум иногда чувствует приближение извне какого-нибудь духа, но если молитвенное внимание не нарушилось, то он отходит не воспринятым, так что не может после молитвы сказать человек — кто, зачем и с чем приходил.

Борясь за свою свободу, подвижник ведет брань с помыслом настолько напряженную, что не испытавший сего на опыте не может себе представить. В этой внутренней брани с помыслом, в этом прямом противостоянии ему, при котором душа новоначального нередко претерпевает частичное поражение, а иногда одерживает и победу, подвижник имеет возможность изучить характер помысла до изумительной тонкости, так что хотя он и не совершает делом предложенного ему греха, однако, знает действие (энергию) всякой страсти значительно глубже и тоньше, чем одержимый ею. Последний может в себе и в других, на себе и на других наблюдать выявление энергии той или иной страсти, но чтобы достигнуть более глубокого познания ее, необходимо дойти до того духовного места, в котором пребывает молящийся по третьему образу и видящий всякую страсть в ее зарождении.

Знание страстей, приобретенное чрез преодоление их, приводит к прозорливости от опыта. Но надо заметить, что прозорливость, являющаяся следствием опыта долгой борьбы со страстями, не достигает того совершенства, которое имеет дар прозорливости по особому действию благодати. Первая — по некоторым движениям, по лицу, по отдельным словам, по роду молчания или беседы, по психической атмосфере, создаваемой человеком, узнает о его духовном состоянии; однако, наиболее верным основанием для суждения о человеке имеет беседу с ним, так как в слове его выявится мера подлинного духовного опыта и то, что является следствием лишь внешнего научения. Вторая же, т.е. благодатная прозорливость, все познает чрез молитву и не имеет нужды в присутствии человека.

В процессе продолжительной внутренней брани подвижник встречается, кроме указанного выше, с тремя видами прозорливости: первый — в силу естественной некоторым людям интуиции, повышающейся от постнического жития; второй — по действию демоническому, и третий — по дару благодати.

Первый вид для благочестиво настроенного и смиренного человека может быть полезен и добрым образом использован, так как содействует более тонкому хранению заповедей Христа в отношении к ближнему. Гордому и страстному он повредит, ибо умножает поводы к страстям и открывает большие возможности их удовлетворения.

Второй вид чрезвычайно опасен для тех, кто его принимает, ибо рано или поздно приведет к болезненному нарушению всех душевных и духовных сил человека, исказив и самый облик его.

Третий вид сопряжен с величайшею ответственностью и является источником многих духовных страданий для своего обладателя. Гордому он вообще не дается.

Выше, в предыдущем слове, мы несколько особое место уделили тому виду прозорливости, которая истекает из опыта. Святые отцы называют его — даром рассуждения и считают высшим аскетическим достижением. Сущность его состоит, с одной стороны, в способности опознать причины того или иного духовного явления, т.е. происходит ли оно от благодати, или от демонических влияний, или в порядке естественного человеческого развития; с другой — в том, чтобы знать порядок духовной жизни, последовательность духовных состояний и их относительную ценность или достоинство.

Дар сей чрезвычайно высоко ценится подвижниками потому, что он всегда является не иначе, как результат долгого опыта борьбы со страстями, опыта больших благодатных заступлений и посещений, опыта многих искушений и вражеских нападений. Он драгоценен в наставниках, потому что враг любит облекаться в образ ангела светла, и редки могущие распознавать его ясно.

Он знал иерархию духовных состояний, т.е. последовательность духовного возрастания, что так важно, а подчас даже и необходимо для обеспечения непреткновенного преуспевания. Совсем нередкое явление в духовной жизни и монахов и не-монахов — нарушение или извращение этой иерархии, которое состоит в том, что известное духовное состояние или делание аскетическое удовлетворяет человека, и он отказывается от того, что лежит на пути, как дальнейшая ступень, почитая это новое состояние низшим прежнего, и тем полагает предел своему преуспеванию.

Старец обладал опытным знанием духовного пути. Он указывал на три существенных этапа этого пути: первый — получение благодати; второй — потеря ее, и третий — возвращение благодати или новое стяжание ее чрез подвиг смирения. Многие получили благодать, и не только из пребывающих в Церкви, но и вне Ее сущих, ибо у Господа нет лицеприятия, но никто не сохранил первой благодати, и лишь очень немногие снова стяжали ее. Кто не знает этого вторичного периода, кто опытом не прошел подвига за возвращение благодати, тот, в сущности, не имеет подлинного духовного ведения.

Старец Силуан был богат не только личным внутренним опытом, но и теоретически он был хорошо осведомлен в аскетической письменности отцов Церкви, и по дару Божию он был не только верен преданию Церкви, но и в нем самом повторился опыт великих отцов.

Много чужих дорог лежит на параллелях единого истинного пути. Много замкнутых, чуждых христианству сфер представляется умному взору подвижника, и не может он в них разобраться, если нет с ним Божественного света. Старец, который в Духе Святом удостоился узреть Христа, который Духом Святым был возведен в видение несозданного света, носил в себе этот свет, и потому с поражающею проницательностью мог распознавать подлинную истину от тех масок и призраков истины, которые неизбежно встречают человека на его духовных путях.

Читайте также: