План урока по вождению трактора мтз 80

Обновлено: 15.05.2024

Время выполнения: 2 часа.

Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основного двигателей.

Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.

Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.

Тип урока: изучение трудовых приемов

Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный

Материально техническое оснащение урока:

Трактор МТЗ-82, трактородром, инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.

Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 15 мин

II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин

  • показ правильного расположения тракториста в кабине и правильного расположения рук на рулевом колесе;
  • ознакомление с органами управления трактора, педалями и контрольно-измерительными приборами, подробное разъяснение их назначения;
  • демонстрация приемов пользования рычагами гидросистемы;
  • демонстрация приемов пользования рычагом переключения передач;
  • показ расположения заправочных емкостей в тракторе;
  • объяснение и показ приемов пуска основного и пускового двигателей;
  • знакомство с ИТК выполнения упражнения.

III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 45 мин

Обучающийся самостоятельно, используя ИТК, знакомится с порядком поведения ЕТО, с расположением органов управления колесного трактора МТЗ-82, панелью контрольно-измерительных приборов, пуском двигателя.

После ознакомления мастер указкой показывает на органы управления и основные узлы трактора, а обучающийся называет правильное наименование и назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов, а также называет единицы измерения контрольных показаний (при необходимости заправочные емкости и контрольные показания). Обучающийся самостоятельно повторяет порядок поведения ЕТО. Затем отрабатывает упражнение по пуску двигателя.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин

Методические рекомендации к уроку производственного обучения

Инструкция по проведению ежедневного технического обслуживания колесного трактора

  • Проверить и по необходимости долить топливо в бак основного двигателя и пускового двигателя (уровень топлива в баке не должен быть выше 10-15 см, в баке пускового двигателя 3-5 см от верхней плоскости заливной горловины).
  • Проверить и при необходимости долить масло в картер основного двигателя, корпус топливного насоса и регулятора (нормальный уровень в картере должен быть до верхней метки щупа топливного насоса и регулятора-уровня контрольных приборов), в задний мост и КПП.
  • Проверить уровень воды в радиаторе, при необходимости долить до воздухоотводной трубы.
  • Проверить работоспособность рулевого управления, системы освещения и сигнализации.

Инструкционно-технологическая карта к уроку производственного обучения

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Колесные тракторы “Беларусь” с двигателем Д-240 мощностью 50 кВт выпускаются следующих моделей: MТЗ-82 – с двумя ведущими мостами электростартерным пуском; МТЗ-82Л – с двумя ведущими мостами и запуском от пускового двигателя.

Сиденья современных тракторов имеют регулировки по массе водителя от 60 до 120 кг.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82

1 – рычаг переключения понижающего редуктора; 2 – рукоятка включения переднего ведущего моста; 3 – рычаг стояночного тормоза; 4 – рукоятка управления подачей топлива; 5 – рукоятка силового регулятора; 6 – рычаг управления ВОМ; 7 – маховичок переключения силового регулятора; 8 – рукоятка управления механической фиксации навесной системы; 9 – регулятор сиденья по высоте; 10 – рычаг перемещения сидения вперед-назад; 11 – крышка люка; 12 – рукоятка коробки переключения передач; 13 – рукоятка управления захватами гидрокрюка; 14 и 15 – выключатели систем вентиляции и отопления; 16 – выключатель задних фар; 17 – указатель уровня топлива; 18 – выключатель стеклоочистителя; 19 – радиоприемник; 20 – воздухораспределитель; 21 – рукоятка управления левым выносным цилиндром; 22 – рукоятка управления правым выносным цилиндром; 23 – рукоятка управления задним выносным цилиндром; 24 – рукоятка фиксации рулевого колеса; 25 – педаль управления подачей топлива; 26 – педали тормозов; 27 – рукоятка аварийной остановки двигателя; 28 – рукоятка управления АПД; 29 – педаль сцепления; 30 – маховичок управления шторкой водяного радиатора.

Панель приборов трактора МТЗ-82

Указатель температуры охлаждающей жидкости дизеля с сигнальной лампой аварийной температуры (красного цвета).

  1. рабочая — 80-100 °С – зеленый цвет;
  2. нерабочие — 40-80 °С – желтый цвет;
  3. 100-120°С – красный цвет.

2. Указатель давления масла в дизеле (с сигнальной лампой аварийного падения давления)

  1. рабочая — 1-5 кгс/см 2 ;
  2. нерабочие — 0-1 и 5-6 кгс/см 2 . При запуске холодного двигателя возможно давление до 6 кгс/с 2 . Если лампа аварийного давления горит при работающем дизеле, немедленно остановите дизель и устраните неисправность.

3. Указатель давления воздуха в пневмосистеме с сигнальной лампой аварийного давления (красного цвета).

4. Указатель уровня топлива в баке с контрольной лампой резервного уровня (оранжевого цвета)

Прибор имеет деления: 0 — 1/4 — 1/2 — 3/4 -1.

Зоны шкал, отмеченных штриховкой, означают:

Не допускайте использования топлива до состояния “сухого бака”.

5. Указатель напряжения с сигнальной лампой зарядки АКБ (красного цвета)

  1. Стрелочный указатель частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Пуск двигателя трактора

Пуск двигателя электростартером

Пуск двигателя Д-240 следует проводить в следующей последовательности:

  • установить рычаг коробки передач в нейтральное положение, а рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи;
  • включить включатель “массы”;
  • повернуть включатель стартера на щитке приборов в положение 2 и через 15-20 сек., когда контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится до ярко-красного цвета, включить сцепление и поворотом включателя в положение 3 включить стартер. Если двигатель не запустится в течение 15 сек., то делают небольшой (30-40 сек.) перерыв и включают стартер вторично, но не более трех раз, после чего необходимо найти причину плохого запуска.

В случае кратковременной остановки двигатель запускают сразу поворотом ключа в положение 3, т.е. без подогрева. Как только двигатель начнет работать, следует выключить сцепление редуктора.

Стартер выключается автоматически.

После пуска двигателя проверить его работу на холостом ходу, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до средней, а затем максимальной. Двигатель должен работать без стуков. Он считается прогретым при температуре воды не ниже 50 °С, после чего его можно нагружать.

Пуск двигателя пусковым двигателем

Пусковым двигателем, редуктором и электростартером тракторов МТЗ-82Л управляют дистанционно из кабины.

Пуск следует проводить в следующем порядке:

  • потянуть рукояткой тягу управления топливным краником пускового двигателя на себя и зафиксировать на упорах рукояткой;
  • прикрыть воздушную заслонку карбюратора;
  • включить включатель “массы” и кнопкой включить магнето;
  • убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

После этого необходимо выполнить следующее:

  • рычагом ввести в зацепление шестерню включения редуктора с венцом маховика путем перемещения рычага на себя до тех пор пока рука не почувствует сопротивление внутренней пружины;
  • прикрыть воздушную заслонку карбюратора (при запуске прогретого двигателя воздушную можно не прикрывать);
  • повернуть ключ двухпозиционного выключателя стартера в положение 2 и запустить пусковой двигатель. Держать стартер включенным не более 5 сек. Если двигатель не начал работать после первой попытки, повторить запуск через 15-20 сек.

После 3-4 неудавшихся попыток запуска двигателя следует проверить систему питания, исправность стартера и аккумуляторной батареи.

Пуск пускового двигателя ручным способом

В случае если по каким-либо причинам электростартер не работает, то запускаем пусковой двигатель вручную.

При этом необходимо:

  • снять поочередно обе половины маховика вместе со стартером;
  • изолировать наконечник провода и подвязать его к трактору;
  • завести узел пускового шнура в один из пазов на маховике и намотать шнур на маховик по часовой стрелке (если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика);
  • пропустить, второй конец шнура между пальцами, охватывающими рукоятку шнура, и рывком
  • потянуть на себя конец шнура; при этом пусковой двигатель должен заработать.

Для того чтобы пустить основной двигатель, необходимо проделать следующие операции:

Учебная цель: Изучить и закрепить навыки правильного использования рычагов и педалей управления трактора, контрольно – измерительных приборов.

Воспитательная цель: Способствовать воспитанию самостоятельности,общительности при изучении материала урока, привитию любви к технике и избранной профессии.

Развивающая цель: Способствовать развитию умения делать выводы, развитиюзрительной памяти, технического мышления, интереса к материалу темы. Стимулировать мыслительную деятельность.

Методическая цель: Внедрение личностно-ориентированного подхода впроцессе производственного обучения

Оборудование:МТЗ-80, комплект инструмента, аптечка,огнетушитель, обтирочный материал.

Место проведения: трактородром

Время:1 час.

Ход урока производственного обучения

Индивидуальное практическое вождение МТЗ-80

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающегося (студента)

1-Проверяет внешний вид обучающегося

Готовится к занятию (застёгивает и заправляет

торчащие края одежды, при необходимости

2-Оформляет учебную документацию.

переодевается). Представляется мастеру п/о.

Знакомит обучающегося (студента) с темой

Внимательно слушает и наблюдает за мастером п/о

если что непонятно задаёт вопросы, с разрешения

Демонстрирует правильные приёмы

посадки в кабине трактора, положение рук

и ног при работе на тракторе.

Знакомит обучающегося (студента) с КИП

и органами управления в кабине трактора.

Знакомит обучающегося (студента) с

правилами ТБ при пуске ДВС и вождении

трактора c навесными и прицепными

машинами и без них.

Объясняет порядок проведения ЕТО

Внимательно слушает и наблюдает за мастером п/о

если что непонятно задаёт вопросы.

Контролирует деятельность обучающегося

Проводит ЕТО трактора МТЗ-80.

(студента). При необходимости

вмешивается в деятельность.

Объясняет порядок работы со сцеплением,

Осваивает порядок работы со сцеплением, рычагом

рычагом КПП и понижающим редуктором

КПП и понижающим редуктором трактора МТЗ-80.

Объясняет порядок подготовки к запуску и

Внимательно слушает и наблюдает за мастером п/о

порядок запуска ДВС трактора МТЗ-80.

если что непонятно задаёт вопросы.

Контролирует деятельность обучающегося

Запускает и прогревает ДВС.

(студента). При необходимости

вмешивается в деятельность.

Объясняет правильные приёмы начала

Внимательно слушает и наблюдает за мастером п/о

движения и остановки трактора МТЗ-80.

если что непонятно задаёт вопросы.

Контролирует деятельность обучающегося

Осваивает правильные приёмы начала движения и

(студента). При необходимости

остановки трактора МТЗ-80.

вмешивается в деятельность.

Объясняет правильные приёмы движения

Внимательно слушает и наблюдает за мастером п/о

на тракторе МТЗ-80 вперёд прямо и с

если что непонятно задаёт вопросы, с разрешения

поворотами вправо и влево, а также с

разворотами без применения заднего хода и

с применением заднего хода. Движения

задним ходом прямо и с поворотами

Контролирует деятельность обучающегося

Осваивает правильные приёмы движения на тракторе

(студента). При необходимости

МТЗ-80 вперёд прямо и с поворотами вправо и влево,

вмешивается в деятельность.

а также с разворотами без применения заднего хода и

с применением заднего хода; движения задним ходом

прямо и с поворотами вправо и влево.

Объясняет правильные приёмы

Внимательно слушает и наблюдает за мастером п/о

выполнения упражнений на тракторе МТЗ-

если что непонятно задаёт вопросы, с разрешения

80 согласно методическим рекомендациям

по проведению экзаменов на получение

допуска к управлению самоходными

машинами и выдаче удостоверения

Контролирует деятельность обучающегося

Осваивает правильные приёмы выполнения

(студента). При необходимости

упражнений на тракторе МТЗ-80 согласно

вмешивается в деятельность.

методическим рекомендациям по проведению

экзаменов на получение допуска к управлению

самоходными машинами и выдаче удостоверения

Контролирует деятельность обучающегося

Самостоятельно управляет трактором МТЗ-80

(студента) при его самостоятельном

передним и задним ходом прямо и с поворотами влево

вождении трактора. При необходимости

и вправо, выполняет упражнения на тракторе

вмешивается в деятельность.

согласно методическим рекомендациям по

проведению экзаменов на получение допуска к

управлению самоходными машинами и выдаче

удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

Кратко анализирует полученные навыки,

обучающегося (студента), при

самостоятельном вождении трактора

МТЗ-80, разбирает ошибки при

выполнении заданий, сообщает оценку.

1.Организационная часть:(1--2 мин.)

1.1 Проверка внешнего вида учащихся (соответствие требованиям ТБ).

1.2, Занесение фамилии учащихся в путевой лист

2.Вводный инструктаж:(25-30 мин.)

2.1.Ознакомление с темой урока, его учебной целью и критериями оценки.

2.2.Постановка проблемного вопроса:

2.2.1.МТЗ – 80 стоит на площадке, температура воздуха –

-10 С, как облегчить запуск двигателя при помощи органов управления?

Решение:Обогатить горючую смесь, разъединить двигатель и

трансмиссию (рукоятка привода воздушной заслонки, педаль муфты сцепления).

2.3.Контрольные приборы (расположение, назначение, предельно допустимые показания).

2.4.Вспомогательные органы управления (расположение, назначение, приемы пользования).

2.5.Основные органы управления (расположение, назначение).

2.6.Приемы пользования основными органами управления (с указанием типичных ошибок).

2.7.Посадка на место водителя, положение за рулем и выход из кабины.

2.8.Т.Б. при выполнении задании.

3.Текущий инструктаж (10- 15 мин.) 3.1.Посадка на место водителя, положение за рулем, выход из кабины.

3.2.Приемы переключения передач в восходящем порядке.

3.3.Приемы переключения передач в нисходящем порядке.

3.4.Контрольные вопросы:

3.4.1.Где находится и для чего предназначена рукоятка управления воздушной заслонки карбюратора?

3.4.2. Что нужно сделать, если при движении сработал сигнализатор давления масла?

3.4.3. Т.Б. при проверке уровня охлаждающей жидкости.

3.5.Следить за соблюдением Т.Б. при выполнении задании

4. Заключительный инструктаж: (2-3 мин.)

4.1.Указать положительные моменты, отметить и разобрать допущенные

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА.

ТЕМА:Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-80 иосновные приемы пользования органами управления.

ЦЕЛЬ:Изучить органы управления и контрольные приборы трактора- МТЗ 80 , научиться пользоваться органами управления трактора, правильно садиться на место водителя и выходить из кабины трактора.

I. Ознакомление с контрольными приборами.

1.1.Указатель температуры охлаждающей жидкости (рабочая температура, предельно допустимая температуря)

1.2.Сигнализатор температуры охлаждающей жидкости (температура срабатывания)

1.2.1.Действия водители при срабатывании сигнализатора

температуры охлаждающей жидкости (последствия повышения температуры).

1.2.2. Т.Б. при проверке охлаждающей жидкости.

1.3.Указатель давления масла в системе смазки двигателя (рабочее давления, предельно допустимое давление).

1.4.Сигнализатор давления масла в системе смазки двигателя (давление, при котором срабатывает сигнализатор)

1.4.1.Действия водителя при срабатывании сигнализатора давления масла.

1.4.2.Последствия, к которым может привести падение давления масла в системе.

1.5.1. Назначение счетчика суммарного пробега.

1.6.Указатель уровня топлива (назначение).

1.6.1.Вместимость топливного бака и показания уровня топлива.

1.7.Указатель тока (назначение, показания).

1.7.1. Характерные неисправности.

1.8.Сигнализатор тормозной системы.

1.8.1. Особенности тормозной системы МТЗ-80

1.9.Резервный сигнализатор (назначение)

1.10.Центральный переключатель света (назначение, рабочее положение).

1.11.Сигнализатор дальнего света (расположение, назначение)

1.12. Сигнализатор указателей поворотов для трактора.

2.Вспомогательные органы управления.

2.1. Кнопка аварийной сигнализации (расположение, назначение).

2.1.1. В каких случаях используется кнопка аварийной сигнализации.

2.2.Рукоятка управления воздушной заслонкой дизеля (расположение, назначение).

2.3.Рукоятка управления дроссельной заслонкой дизеля (расположение назначение).

2.4.Рукоятка управления стеклоочистителем лобового стекла (назначение,

2.5.Рукоятка управления отопителем кабины трактора

2.5.1Рукоятки управления воздушными потоками отопителя(расположение,

2.6.Омыватель ветрового стекла.

2.6.1.Правила пользования омывателем.

2.8. Переключатель указателей поворотов (расположение,назначение).

2.8.Правила пользования указателем поворотов.

3.Основные органы управления.

3.1Педаль муфты сцеплении (расположение, назначение, правила пользования).

3.2Педаль рабочего тормоза (расположение, назначение, правила пользования).

3.3Педаль дросселя (расположение, назначение, правила пользования).

3.4Рулевое колесо (назначение, правила пользования).

3.5.Рычаг стояночного тормоза (назначение, правила пользования).

3.6. Рычаг переключения передач (назначение, правила пользования).

3.6.1. Схема переключения передач.

4. Пользование педалью муфты сцепления

4.1Приемы пользования педалью муфты сцепления.

4.1.1. Характерные ошибки в приемах пользования педалью муфты сцепления.

4.2.Приемы пользования педалью рабочего гормона.

4.2.1. Характерные ошибки и приемах пользования.

4.3.Приемы пользования педалью дросселя.

4.3.1. Характерные ошибки в приемах пользовании.

4.4.Приемы пользования рычагом переключения передач.

4.4.1.Переключение в восходящем порядке.

4.4.2Переключение в нисходящем порядке.

4.4. 3. Характерные ошибки при переключении передач.

Посадка на место водителя, положение за рулем и выход из кабины.

Посадка па место водителя.

.5.1.1. Объяснение и показ правильной посадки на место водителя.

Положение за рулем трактора. 5.2.1.Правильное положение рук на рулевом колесе.

5.2.2.Последствия неправильного положения водителя за рулем.

Выход из кабины трактора.

Возможные последствия неправильного выхода из кабины.

Т.Б. при выполнении задания (под роспись).

Инструкция по ТБ № 21

Общие требования безопасности

Занятия проводятся на тракторе без запуска двигателя.

К занятиям по вождению трактора допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

Строго и неукоснительно соблюдать все требования Техники Безопасности при выполнении учебного задания.

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в

соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

соблюдать правила и требования по эксплуатации трактора;

Требования безопасности перед началом занятий

Во время выполнения учебного задания запрещается:

отвлекаться посторонними разговорами;

пользоваться, отвлекающими внимание, посторонними предметами, не связанными с выполнением задания;

пользоваться мобильным телефоном (при наличии телефона он должен быть отключен);

Все упражнения выполнять только по команде обучающего (мастера п/о, инструктора по вождению автомобиля), в строгой последовательности, изложенной в плане урока, или инструкционной карте.

Внимание обучаемого должно быть сосредоточено только на выполнении упражнения.

Строго выполнять все требования обучающего (мастера п/о, инструктора по вождению автомобиля)

Требования безопасности во время занятий

Обращаться к обучающему (мастеру п/о, инструктору по вождению автомобиля) за разъяснениями, если возникают сомнения в правильности выполнения упражнения.

При возникновении нестандартных опасных ситуаций, обучаемый (учащийся, курсант) обязан прекратить выполнение задания, принять меры безопасности и немедленно доложить об этом обучающему (мастеру п/о, инструктору по вождению автомобиля).

Верхняя одежда водителя должна быть удобной, просторной, чтобы не стеснять движений, полы и рукава застегнутыми. Сковывающая движения верхняя одежда зачастую является одной из причин аварии. Туфли на

высоком каблуке (шпильке) или ботинки на высокой платформе не позволят правильно работать педалями.

Учебный трактор должен быть в технически исправном состоянии,

полностью укомплектован необходимым шанцевым инструментом, противооткатными клиньями, знаком аварийной остановки, средством пожаротушения, медицинской аптечкой и средствами личной гигиены.

Запрещается выпрыгивать из кабины трактора на ходу. Для посадки и высадки из кабины трактора, пользуйтесь только, специально предназначенные для этого, поручнями и подножками. Строго запрещено выпрыгивать или соскакивать из кабины трактора, а так же производить выход из кабины трактора передом (грудью в

10.Покидая кабину трактора, нужно обезопасить трактор отсамопроизвольного движения — выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.

Открывать дверь кабины, производить высадку и посадку только при полной остановке трактора и установки его на стояночный тормоз. Выходя из кабины трактора на проезжую часть дороги, нужно предварительно

убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

12.Лица, находящиеся в кабине трактора, обязаны выполнять требованияводителя.

13.Рабочее место водителя должно соответствовать нормам Охраны Труда. Правильное положение водителя за рулем достигается путем регулировок положения сидения, руля и зеркал заднего вила, исходя из индивидуальных габаритных данных водителя.

14.Неукоснительно соблюдать технику и правила пользования органамиуправления трактора.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

15.При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом (мастеруп/о, инструктору по вождению автомобиля)

16.При получении травмы немедленно сообщить о случившемся (мастеру п/о,инструктору по вождению автомобиля).

17.В с е обучаемые должны знать о профилактике травм, уметь пользоватьсяавтомобильной медицинской аптечкой и оказывать первую доврачебную помощь.

Требования безопасности по окончании занятий

18.После окончания урока производственного обучения, привести в порядоктрактора и место стоянки.

19.После окончания урока, тщательно вымыть руки с мылом воспользовавшисьсредствами личной гигиены, привести свой внешний вид в порядок.

Учащийся обязан знать и строго выполнять правила дорожного движения

Карта типичных ошибок

Резкое нажатие на педаль рабочего тормоза.

Неплавное включение муфты сцепления.

Нарушение последовательности включения передач.

при переключении передач.

Неправильное положение ног на педалях.

Попытка нажатия педали тормоза левой ногой.

Резкие движения при пользовании рычагами и педалями.

Нахождение левой ноги на педали муфты сцепления после его полного включения.

Неправильное положение рук на рулевом колесе.

Замок зажигания и схема переключения передач.

0 – все выключено, 1- включено зажигание, 11- включен стартер,

111- противоугонное устройство включено.

Положение рук на рулевом колесе

( правильно )

Положение рук на рулевом колесе

( не правильно )

Положение ног на педалях.

Положение руки на рычаге переключения передач.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРА ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ В ВОСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ

РАЗОГНАТЬ ТРАКТОР.

ВЫКЛЮЧИТЬ ПЕРВУЮ ПЕРЕДАЧУ . (ВЫВЕСТИ РЫЧАГ КПП В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ).

ОТПУСТИТЬ ПЕДАЛЬ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ.

ВНОВЬ ВЫЖАТЬ ПЕДАЛЬ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ , ВКЛЮЧИТЬ ВТОРУЮ ПЕРЕДАЧУ КПП.

ПЛАВНО ОТПУСТИТЬ ПЕДАЛЬ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ, ОДНОВРЕМЕННО ДОБАВЛЯЯ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ.

Список литературы

Организация и технология механизированных работ, Верещагин, 2009

Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины (12-е изд., стер.) учеб. пособие 2014

Двигатели тракторов, Нерсесян; 2007

Справочник слесаря, Покровский

Справочник автослесаря, Круглов

Слесарь по ремонту автомобилей, Кузнецов

Тракторы, Родичев, 2007

Тип урока: урок приобретения умений и навыков.

познавательная – научить учащихся проводить ЕТО, пользоваться органами управления и контрольно-измерительными приборами;

воспитательная – привить любовь к профессии и бережному отношению к технике, культуре труда, организации рабочего места;

развивающая – развивать память, наблюдательность, внимание, способность логического мышления, умение контролировать и оценивать ситуацию в различных обстоятельствах.

Метод обучения: рассказ, объяснение, показ трудовых приемов, самостоятельная работа учащихся.

Материально-техническое оснащение:

Организационная часть (3 мин).

Проверить внешний вид и готовность учащихся к занятию.

Проверить готовность рабочего места.

Вводный инструктаж (20 мин).

Сообщить тему и цель занятия.

Провести беседу по пройденному материалу.

а) Что такое ЕТО и для чего это необходимо?

б) Что это за марка трактора и для чего он предназначен?

в) Какие меры безопасности вы знаете при запуске двигателя?

а) Правила проведения ЕТО и пользования инструментом.

б) Общее устройство трактора (основные части).

в) Правила посадки за руль.

г) Ознакомление с органами управления и КПП, правила пользования.

Правила ТБ при выполнении задания.

Закрепление материала вводного инструктажа.

а) В чем измеряется давление?

б) Рассказать о назначении муфты сцепления.

в) На что влияет неправильная посадка за рулем?

Инструктирование по материалу нового урока.

А) Способы пуска двигателя.

Б) Порядок пуска основного двигателя.

В) Схема КПП, трогание с места, остановка трактора.

Г) Повороты трактора.

Д) Контроль за КПП.

Правила ТБ при выполнении задания.

Закрепление материала вводного инструктажа.

А) МБ при запуске двигателя.

Б) Рассказать порядок запуска и остановки двигателя.

В) Как правильно тронуть и остановить трактор?

Г) Меры предосторожности при трогании с места.

Сообщить критерии оценок.

Дать команду к началу выполнения задания.

Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

Организация рабочего места.

Изучение выполнения тренировочных упражнений.

Соблюдение безопасности приемов труда.

Выполнение контрольных упражнений.

Сдача рабочего места.

Оценивать работу, делать выводы для заключительного инструктажа.

Принять рабочее место и трактор.

Дополнительный инструктаж (провести при необходимости).

а) обратить внимание на ошибки учащихся при запуске двигателя, трогании с места, движении с поворотами, действиях с органами управления.

б) проинструктировать только по тем приемам действия, где допускались ошибки.

в) повторно показать правильность выполнения.

Проанализировать качество выполнения упражнений и контрольного задания.

Разобрать ошибки и указать методы их устранения.

Сообщить оценки учащимся.

Заключительная часть, итоги и выводы.

Таким образом, я считаю, что проведение таких уроков и ведение тетрадей с записями конспектов дает положительные результаты. Знания, полученные на теоретических уроках, систематизируются и обобщаются, повышается успеваемость, реализуется взаимосвязь теории и практики обучения. Такая методика работы помогает достигать главной цели – повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся, чего я ежегодно добиваюсь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Остановка в заданном месте, выполнение разворотов. Движение задним ходом и заезд в бокс.

Повторить с обучающимися рычаги управления, педали и контрольно-измерительные приборы трактора.

Повторение операции по ЕТО, а так же упражнения по запуску пускового и основного двигателей, порядок трогания трактора с места и его остановки, порядок управления трактором при движении передним ходом по прямой и с поворотами на пониженных передачах. Изучение операций по остановке на тракторе в заданном месте, выполнение разворотов, движение задним ходом при заезде в бокс.

Способствовать воспитанию бережного отношения к технике, ответственности за качество работы. Способствовать формированию аккуратности, внимательности; развитию наблюдательности

____________ Иванютина Н.А.

________ Башкин А.В.

мастер п/о: Данилов А.А.

Тема: Остановка в заданном месте, выполнение разворотов. Движение задним ходом и заезд в бокс.

Повторить с обучающимися рычаги управления, педали и контрольно-измерительные приборы трактора.

Повторение операции по ЕТО, а так же упражнения по запуску пускового и основного двигателей, порядок трогания трактора с места и его остановки, порядок управления трактором при движении передним ходом по прямой и с поворотами на пониженных передачах. Изучение операций по остановке на тракторе в заданном месте, выполнение разворотов, движение задним ходом при заезде в бокс.

Способствовать воспитанию бережного отношения к технике, ответственности за качество работы. Способствовать формированию аккуратности, внимательности; развитию наблюдательности.

Тип урока: урок совершенствования навыков и умений.

Трактор МТЗ - 80, набор инструментов, ветошь, шнур, аптечка, огнетушитель, инструкционная карта по ЕТО, практический тест.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная

Методы, используемые при проведении урока: информационно-рецептивный, репродуктивный.

Осмотр внешнего вида обучающихся. Спецодежда должна соответствовать времени года и погоде, быть пригнанной по росту, исправной и чистой, а ботинки - зашнурованными. Для предотвращения захвата одежды вращающимися частями машин и механизмов куртки должны быть заправлены в брюки, брюки в сапоги, обшлага рукавов застёгнуты, волосы убраны под головной убор.

2. Вводный инструктаж (см приложение 1)

2.2 Актуализация опорных знаний:

Опрос обучающихся по теме. Вопросы:

Вопрос: Назначение и расположение органов управления.

Ответ обучающегося: Все органы управления можно разделить на следующие группы:

Для подготовки пускового двигателя к работе и управление его работой.

Для подготовки основного двигателя к работе.

Для управления трактором в кабине размещены следующие рычаги и педали: рулевое управление, рычаг подачи топлива, рычаг переключения передач, педаль сцепления, педали управления остановочными тормозами, рычаг стояночного тормоза, рычаги включения гидроцилиндрами.

Для контроля за работой двигателя используют контрольно-измерительные и сигнальные приборы: указатель температуры, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, указатель давления масла в смазочной системе двигателя, контрольные фонари, сигнализирующие о включении аккумуляторной батареи и перегрева масла дизеля, указатель уровня топлива.

Вопрос: Охрана труда при работе на тракторе.

Обучающийся отвечает: Перед тем, как сесть в кабину, надо очистить обувь от грязи, чтобы ноги не скользили по полу и педалям управления. Перед началом движения обучающийся должен предупредить звуковым сигналом людей, находящихся в опасной близи машины. Запрещается на ходу сходить с трактора и садится в кабину.

Вопрос: Проведение ЕТО. (см приложение 2)

Самостоятельная работа обучающегося по тесту: Ежесменное техническое обслуживание проводят в начале или конце смены. При его проведении обучающийся выполняет следующие операции: Письменное решение теста по теме ежесменное техническое обслуживание. Показ узлов и агрегатов на тракторе подлежащих проверке при проведении ЕТО. (если возникли затруднения при объяснении и показе использовать инструкцию про проведению ЕТО)

Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

Проверить на наличие течи топлива, масла, Охлаждающей жидкости и электролита.

Проверить и по необходимости долить топливо в бак основного двигателя и пускового двигателя (уровень топлива в баке не должен быть выше 10-15см, в баке пускового двигателя 3-5см от верхней плоскости заливной горловины).

Проверить и при необходимости долить масло в картер основного двигателя, (нормальный уровень в картере должен быть до верхней метки щупа) в редукторе пускового двигателя, и регуляторе топливного насоса.

Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, при необходимости добавить.

После ЕТО запустить двигатель и по КИП проконтролировать его работу.

2.3 Объяснение нового материала и показ.

2.3.1 Посадка в трактор и приемы управления трактором.

2.3.2 Подготовка к выезду. Запуск двигателя.

Раздача карточек с иллюстративным материалом для проверки общих знаний обучающегося по технике безопасности при подготовке к выезду и запуске двигателя. Проанализировать иллюстрации и указать ошибки, если таковые имеются (см приложение 3)

2.3.3 Трогание с места и остановка трактора.

2.3.4 Движение трактора передним ходом по прямой и с поворотами на пониженных передачах

Меры безопасности при выполнении приемов и вождении трактора.

Мастер п/о садится на место водителя и показывает приёмы управления трактором на наиболее характерных участках маршрута. Обучающийся должен вести трактор в заданном направлении без жёстких ограничений полосы движения.

Затем объясняет, как контролировать движение по заданному маршруту и соотносить габариты трактора с размерами ограниченных проездов. В конце вводного инструктажа дает указания пустить дизель и при необходимости его повторить.

3.Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

Мастер п/о знакомит обучающегося со схемой маршрута движения, показывает на местности расположение его отдельных элементов и предупреждает о постепенно усложняющихся условиях вождения.

движение с изменением направления, постановка трактора в бокс (гараж) задним ходом.

-Движение передним ходом (змейка) 1 часть.

-Прямолинейное движение задним ходом 2 часть.

-Заезд в бокс с угла 90 градусов 3 часть.

-Остановка у стоп - линии.

3.2 Целевые инструктирования:

3.2.1 Возможность обучающихся самостоятельно приступить к работе.

3.2.2 Соблюдение обучающихся правил безопасных условий труда.

3.2.3 Правильность выполнения упражнений.

3.2.4 Дополнительный инструктаж (по необходимости)

4. Заключительный инструктаж

4.1 Итог работы обучающихся, степень достижения поставленной на уроке цели.

4.2 Анализ работы обучающихся: типичные ошибки и недостатки, затруднения обучающихся при выполнении приемов, их причина и пути предупреждения в дальнейшем.

4.4 Выдача домашнего задания: повторение назначений рычагов трактора, техника безопасности при запуске и вождении трактора.

Читайте также: