Проект в доу путешествие в страну математики

Обновлено: 03.07.2024

1. Формир ование у детей элеме нтарные математические представления .

2.Совершенств овать навыки к оличественн ого и порядк ового счета в

5. Закреплять вре менные п редставления о частях суток, днях не дели,

6.Упражнять дете й в реше нии примеро в и задач в предела х десяти.

7.Продолжать у чить детей отвеч ать на вопр осы полными пр едложениями.

8.Воспитывать интерес к математ ическим зан ятиям, желание п омочь дру г

- Закрепить у мение рисовать п о точкам, название геомет рических фигу р,

- Продолжить р аботу по активиза ции и у точнению словаря детей.

- Воспитывать у мение добиватьс я поставл енных целей, сам остоятельн ость.

На каждого ребе нка листы бумаги с геометричес кими фигу рами

(нарисованн ые точками); с о братной стороны - цифра; кар андаши; мел ;

математические наборы ; конфеты ; мультимедийна я установ ка.

- Дидактические иг ры с циф рами, числами, гео метрическим и фигурами,

Методы: наглядн ые, словесные, практич еские.Приемы: ф ронтальная бес еда,

рассказ воспитател я, демонст рация и подб ор картинок, о бъяснение,

слушание, воспр оизведение, у казания, оценка д етской речи, вопро с, игровые

приемы,сюрприз ный момент; р исование по т очкам; индиви дуальная ра бота;

Проверка гот овности детей к за нятию (внешн ий вид, собран ность вниман ия).

Ребята! Сегодня м ы с вами от правимся в путешествие в одну загадочну ю

страну. Но для начала давайте у лыбнемся дру г другу – в путь ведь

отправляются в хорошем наст роении. Х отите знать, ку да мы отправимся ?

Сегодня у нас необычное занят ие. Я пригот овила для вас с юрприз, но вы

сможете его на йти, если пройдете в се испытания. За дания бу дут сложными,

но интересн ыми. Выполнив все заданияна всех станц иях, вы узнаете какой

У вас на стола х у каждого лежит цифра откройте св ои набо ры найдите и

А сейчас дава йте посчитаем п овернитесь друг к другу все кто справа считают

- Порядковый сч ет и обратный с чет (от 1 до 10 ; от 10 до 1). 1 ребенок –

- А чтобы точно у знать давайте со единим точк и по цифрам по порядку

Следующее з адание вам ну жно решить задачи. Слу шайте и смот рите

Пододвиньте к себе листы для ре шения задач. Целая ч асть задачи ск олько

гусей пу стилось в путь? Прав ильно 7 . Знач ит нам ну жно сколько кру жков

Вторая часть задачи Сколько гу сей решили отдо хнуть? 2 Значим с колько вы

Целая часть 7 гу сей, во второ й части два гуся решили от дохнуть какой знак

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

для детей старшей группы № 11 "Звездочки"

Подготовила и провела воспитатель:

Брякотнина Елена Викторовна

г. Бердск 2016 - 2017гг.

  • воспитанники старшей группы;
  • воспитатель;
  • родители.
  1. Проблема: недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста.

Краткое содержание проекта

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Актуальность данного проекта вытекает из задач ФГОС. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте, способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

Недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста. Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Цель проекта – повышение уровня логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

  • обучать детей операциям: анализа, синтеза, сравнения, классификации, формировать навыки упорядоченности действий;
  • развивать у детей умение рассуждать логически, излагая свои мысли;
  • развивать произвольное внимание, познавательный интерес и творческое воображение;
  • воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе;
  • развивать простейшие и логические структуры мышления и математические представления;
  • повышение уровня логического мышления старших дошкольников, с помощью увеличения объема знаний детей играми занимательной математики и логики;
  • использование в работе логических игровых заданий, логико-математических, развивающих игр;
  • создание в группе логико-математического уголка;
  • способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их);
  • повышение уровня логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – начальный

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ.

Существуют настольно-печатные игры

Что хотим узнать?

Как составлять фигуры из счетных палочек

Как составить и решить кроссворд, ребус

Как мы это узнаем?

Спрошу у бабушки/ родителей.

Узнаем из энциклопедии/интернета.

Узнаем из познавательного фильма/передачи

В уголок я поместила логические, различные настольно-печатные игры, головоломки, дидактические игры и упражнения. Отмечу некоторые из них:

игры на объемное моделирование:

игры на плоскостное моделирование:

Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу. В вечернее время дети с удовольствием играли в геометрический конструктор. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.

2 этап – основной (формирующий)

В ходе основного практического этапа проекта нами были реализованы следующие задачи:

3 этап – заключительный (контрольный)

- Тематическое развлечение. Тема – состязание между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);

- Проведение графических диктантов и решение ребусов, представленных в Приложении № 4 .

Результаты проектной деятельности

В ходе реализации проекта была создана:

- Картотека дидактических игр

- Тематическое развлечение. Тема – состязание между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);

В результате проведённой развивающей работы, мной было выявлено, что при системном использовании дидактических игр и упражнений на занятиях по математике и в свободной деятельности уровень логического мышления у детей старшей группы значительно повысился.

Также у старших дошкольников повысилось качество математической подготовленности, что позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование системы работы по развитию логико-математических представлений и методики развивающего обучения позволило активизировать мышление, память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.

В ходе работы я стремились к активизации интереса родителей к использованию логических игр и упражнений, что в свою очередь поспособствовало формированию активной родительской позиции.

  • развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, речь, расширять словарный запас и кругозор;
  • развивать зрительно – пространственное восприятие, наблюдательность, навыки самопроверки.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

-Я буду называть несколько слов, а вы называете одно слово (даю мяч одному из детей)

- платье, рубашка, пальто, свитер как можно назвать все одним словом (одежда)

- Медведь, волк, заяц, лиса, (Дикие животные)

- Чашка, кастрюля, чайник, тарелка (посуда)

- Стул, стол, шкаф, кровать (мебель)

-одуванчик, ромашка, василек, колокольчик (цветы)

-кошка, собака, корова, лошадь (Домашние животные)

-карандаш, линейка, ручка, фломастер (письменные принадлежности)

- автомобиль, поезд, вертолет, самолет (транспорт)

- Яблоко, груша, слива, банан (фрукты)

- помидор, огурец, свекла, капуста (овощи)

-А теперь поиграем наоборот, я называю одно слово, а вы называете несколько слов.

- Транспорт (машина, поезд, вертолет, самолет)

- Обувь (сапоги, тапки, кроссовки, туфли)

- Ягоды (малина, клубника, смородина, земляника)

- насекомые (жук, муравей, бабочка, оса)

- Птицы (ласточка, голубь, ворона, воробей)

- овощи (капуста, морковь, картофель, лук)

- фрукты ( яблоко, банан, апельсин, лимон)

- посуда ( тарелка, чашка, ложка, кастрюля)

-мебель ( диван, кресло, кровать, стол)

-домашние животные ( курица, корова, баран, коза)

Воспитатель: Молодцы вы все справились с заданием

Работа с кругами Эйлера.

Воспитатель: Ребята, я хотела показать вам картинки, а они упали и перепутались. Помогите мне разобраться.

Разделите картинки на две группы

- На какие группы можно разделить (цветы и животные)

- А группу животных на какие еще группы можно разделить?

:домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, рыбы.

Воспитатель: Молодцы справились вы и с этим заданием. Но нам пора отправляться в путь.

Воспитатель: Ребята, вот мы и подошли к академии логических задач, но прежде, чем нам туда попасть, вы должны пройти через ворота знаний ответить на вопросы, - кто правильно ответит получить билет, а билеты помогут найти место за столом

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) .

Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным?

- Что бывает коротким?

- Что бывает широким?

- Что бывает узким?

- Что бывает круглым?

- Что бывает квадратным?

- Что бывает твердым?

- Что бывает мягким?

В игру можно включать самые разные понятия : что бывает пушистым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

- А сейчас я произнесу волшебные слова и мы с вами превратимся в ученных.

-Ребята посмотрите для вас здесь задание

- скажите все, что изображено на картинках, как можно назвать одним словом (одежда)

- В какое время года мы одеваем эту одежду? (эту одежду мы одеваем зимой и летом)

-Разделите эту одежду на две группы и с помощью кругов на листах бумаги нарисуйте свой ответ.

(Дети графически отображают отношения)

Что обозначает большой круг? (вся одежда)

Что обозначают маленькие круги (Зимняя и летняя одежда)

Как можно обозначить круги с зимней и летней одеждой (зимняя одежда нарисовать снежинку, а летняя нарисовать цветок)

На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок.

- Вам Нужно определить, какой предмет лишний и почему?

- Ребята, а сейчас давайте вернемся

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

Крылья, хвост, лапы

1. У кого из девочек самые длинные косички, если у Кати косички короче, чем у Маши? (у Маши)

2. Кто из мальчиков быстрее бегает, если Костя бегает медленнее Бори (Боря)

3. Кто из детей самый высокий, если Женя выше Тани, а Таня выше Кирилла (Женя)

4. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).

5. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

6. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

7. Кто громче замычит петух или корова?

Проводится викторина на решение логических задач, та команда, которая отгадает правильно больше задач – получает медаль.

( открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ)

Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда, получении следующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать числа с использованием знака сравнения.

Закрепить знание цифр.

Продолжать формирование представлений о порядковом счете.

Закрепить практическое измерение длины с помощью условной мерки.

Закрепить у детей представления о геометрических фигурах.

Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ.

На каждого ребенка – условная мерка – счетная палочка, альбомный лист с нарисованными двумя дорожками (красной и зеленой) для измерения, простой карандаш.

Воспитатель: - Ребята, к нам в гости сегодня пришли гномики. Отгадайте загадку и вы узнаете, как их зовут:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

- Догадались, как зовут гномиков? Имена гномов – это названия дней недели.

На экране появляются гномы с числами от 1 до 7. Дети называют гномов по именам.

- Какой сегодня день недели? – четверг.

Почему он получил такое название? – Он четвертый по порядку

- Какой день был вчера? – среда.

- Какой день будет завтра? – пятница.

- Почему он так называется? – Потому что пятый по порядку.

-А как называется первый день недели? А как называются выходные дни?

Воспитатель загадывает задачу про гномика. Какой номер у гнома, который находится между гномами 2 и 4?

- Дети, попробуйте и вы загадать задачу про своего гномика, а ребята отгадают ваш номер.

Вызываются 2-3 ребенка

- Ребята, гномики приглашают вас в гости и сказали, что к их домику ведут длинные дорожки.

- Перед нами две дорожки – красная и зеленая. Как узнать, какая дорожка длиннее? – Надо их измерить и сравнить количественные результаты измерения.

Практическое измерение длины дорожек с помощью условной мерки. Индивидуальная работа детей на альбомных листах.

- Сколько раз ваша мерочка укладывается на красной дорожке? – 4; на зеленой? – 3.

- Как вы считаете, какая дорожка длиннее? – Красная дорожка длиннее, потому что на ней мерочка укладывается 4 раза, а на зеленой 3 раза, а 4>3.

Задание. Покажи: высоко, низко, слева, справа, широко, узко.

- Итак, ребята, мы пришли к домику гномов.

На экране появляется картинка с изображением домика гномов. Гномы уходят на работу, а Белоснежка их провожает.

- Кто живет в домике с гномами? – Белоснежка.

- Ребята, вы знаете, что гномы очень трудолюбивые. Каждый день они ходят на работу, добывают под землей драгоценные камни, а Белоснежка прибирает в доме и готовит обед. Вот однажды, когда гномов не было дома, пришла ведьма, которую послала злая королева, чтобы та отравила Белоснежку яблоком.

На экране появляется картинка с изображением ведьмы с яблоками в корзине, в руке держит большое красное яблоко.

Яблоки зашифрованы под геометрические фигуры. Чтобы спасти Белоснежку, надо найти геометрическую фигуру, которая больше всего похожа на яблоко, и обезвредить его.

Вниманию детей предлагаются четыре кодов, представленных с помощью символов величины, цвета и формы. Один из кодов – большой красный круг. Дети догадываются, что это код отравленного яблока.

- Молодцы, ребята! Вы спасли Белоснежку. Коснемся волшебной палочкой до отравленного яблока. Теперь она не отравится, а только заснет, и ее разбудит прекрасный принц.

- Гномики нашли много драгоценных камней и решили сделать Белоснежке подарок, но не знают какой.

Дети высказываются. Предлагают сделать для Белоснежки ожерелье или браслет или диадему из драгоценных камней. Воспитатель предлагает сделать ожерелье и научить гномов правильно составлять закономерность расположения камней в ряду.

Дети самостоятельно составляют из геометрических фигур логический ряд. Индивидуальная работа в тетрадях. Продолжить логический ряд из геометрических фигур.

- Ребята, вы сегодня трудились, как настоящие гномики. Молодцы!

Графический диктант № 1:

«Ставим маркер на жёлтый крестик: Сложное движение – 3 клетки вверх, 3 влево. 4 клетки влево. Сложное движение – 3 клетки влево, 3 клетки вниз, маркер на красном крестике. Сложное движение – 1 клетка вниз, 1 вправо, 8 клеток вправо. Сложное движение – 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, вернулись к жёлтому крестику.

Ставим маркер на красный крестик. 1 клетка влево. Сложное движение – 2 клетки влево, 2 клетки вверх. 1 клетка вверх. Сложное движение – 3 клетки вправо, 3 клетки вниз. Вернулись к красному крестику. Сложное движение – 3 клетки вниз, 3 клетки влево. 1 клетка вверх. Сложное движение – 2 клетки вверх, 2 вправо. Вернулись к красному крестику.

Получился Китёнок Тимошка .

Г рафический диктант № 2:

Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте (содержание, методы, ориентирована в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счётом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку детей к усвоению абстрактных математических понятий в школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а, те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Интересные путешествия и необыкновенные приключения, встречи с чем-то непознанным и удивительным, стремление разгадать тайны и проверить свои силы и способности – разве не об этом мечтают дети?

Дети не только самые талантливые и благодарные игроки, игра для них образ жизни. Иногда им достаточно подсказать тему, и вот уже богатая фантазия уносит их далеко за рамки действительности, они могут участвовать в одной и той же игре не только часами, но даже днями, с перерывами на сон и еду.

Формирование познавательного интереса и позитивного отношения к

окружающему миру дошкольников, средствами занимательной математики.

Задачи для детей:

1. Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных интересов.

2. Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

3. Развитие воображения, внимания и памяти.

4. Развитие наглядно – действенного и наглядно- образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно- следственных связей).

5. Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

6. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

7. Обучение способам взаимодействия со сверстниками в командных играх.

8. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка.

9. Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности детей путем решения проблемных ситуаций.

Задачи для родителей:

1. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их.

2. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.

Задачи для педагога:

1. Развития интереса у детей к игре и к математике в соответствии с ФГОС.

2. Построение ознакомления дошкольников с математическими понятиями на основе продуктивного взаимодействия воспитанников с педагогами и родителями.

3. Осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка используя полученные знания о математических понятиях.

Предполагаемый результат:

-Привлечение родителей к построению развивающей среды математического центра;

- Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения;

- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

- Расширение математических знаний, умений и представлений за счет универсального использования этих знаний в разных игровых обучающих ситуациях, игре, при помощи мультимедиа, в самостоятельной и продуктивной деятельности ;

- Опираясь на основную естественную деятельность ребёнка – игру – сформировать у него коммуникативные навыки и умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее.)

- Развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

- У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители воспитанников.

Тип проекта:

, Долгосрочный, информационно- творческий (по Л. В. Киселевой) Интегративный (задействованы несколько разделов программы: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, ИЗО-деятельность, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, игровая деятельность.) Включена работа с родителями.

Этапы проекта:

1 этап: Информационно – проектировочный

разработка системной паутинки по проекту

подбор литературного материала

подбор и разработка дидактического и методического оснащения проекта

проектирование взаимодействия воспитателя и родителей

2 этап: Организационно – исполнительный

Выполнение совместной деятельности с детьми по плану системной паутинки по проекту, проведение квест-путешествий.

Мероприятия с родителями.

3 этап: Обобщающий

рефлексия участников проекта.

оформление полученного материала по проекту.

Взаимодействие с родителями:

1. Изготовление мини-книжек с загадками, пословицами…. О цифрах.

2. Изготовление персонажей страны математики: Королева Математики, Принцесса Циферка, Геометрик, Мудрая Сова, Кит, Палочкин-считалочкин.

Продолжительность проекта (время проведения проектной работы): 7 недель.

Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста (1 мл. группа), воспитатели, родители.

Образовательная область: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Актуальность: В рамках ФГОС прописано, что большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Задача воспитания и обучения в раннем возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

В ходе наблюдений было выявлено, что не у всех детей развито восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета.

Гипотеза: Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создает необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.

  1. Пополнение развивающей среды математического центра играми и пособиями, созданными совместно с родителями;
  2. Привить детям интерес к знаниям по математике;
  3. Закрепление понятий один, много, большой, маленький;
  4. Формирование представлений о понятии ни одного;
  5. Формирование представлений о форме предмета (круг, квадрат, треугольник);
  6. Формирование восприятия пространственных отношений;
  7. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
  8. Расширение пассивного словаря, активизирование речи;
  9. Развитие речевого дыхания;
  10. Создание дружного коллектива детей и родителей.

Диагностико-дидактическое: Художественная литература, иллюстрации.

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями.

Дети повторяют за воспитателем:

Здравствуйте, гости!
В детский сад мы все придем,
Весело мы здесь живем,
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать начнем.

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Я хочу пригласить вас в путешествие в страну Математики.

Под музыку дети топающим шагом идут к столам.

2. Основная часть

Воспитатель: Посмотрите на стол, на нем лежат разноцветные конверты.

Как узнать сколько их? (Сосчитать. 3 конверта.)

Эти конверты непростые, их прислала Царица математики и если мы выполним все задания, которые находятся в этих конвертах, мы узнаем, кто же живет в этой волшебной стране Математики. Садитесь на свои места.

Воспитатель берет первый конверт. Какого он цвета? (Синего.) Достает задание – это загадка:

Папа Карло удивлён:
Стукнул по полену он –
И сучок стал носом длинным…
Так родился …
(Буратино)

Воспитатель на доску прикрепляет изображение Буратино.

Это первый житель волшебной страны. Он приготовил нам задание.

На столах у детей на подносе лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)

В конверте есть загадки от Буратино. Я буду вам их читать, а вы мне показывать ответ.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
(Круг)

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
(Квадрат)

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
(Треугольник)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы …
(Овал)

У меня углы прямые
Как и у квадрата
Но длина у двух сторон
Разная ребята
Знает меня каждый школьник
Называют…
(Прямоугольник)

Воспитатель помещает на доску геометрические фигуры. Дети после каждой загадки показывают правильную геометрическую фигуру.

  • Как одним словом называются все эти фигуры?
  • У каких фигур нет углов? Сколько фигур без углов?
  • У каких фигур есть углы? Сколько фигур с углами?

Геометрический диктант

Давайте расположим все эти фигуры на доске. Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.

В центр доскиположите круг, квадрат положите в правый верхний угол, прямоугольник - в левый верхний угол, овал - в правый нижний угол, треугольник - в левый нижний угол.

Дети рассказывают, где какая фигура лежит.

Вы справились с заданиями. Молодцы!

Воспитатель берёт второй конверт:

Какого цвета конверт? (желтого)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

Ответ: Красная шапочка.

Второй житель волшебной страны Математики - Красная Шапочка.

На доску прикрепляет изображение Красной Шапочки.

Скажите, пожалуйста, куда пошла Красная Шапочка и что понесла в подарок? (к бабушке; пирожки, горшочек масла).

Правильно, но Красная Шапочка так любит свою бабушку, что принесла ей еще одно угощение – конфеты.

Образование числа 6:

Красная Шапочка достала из корзинки 5 красных конфет и 5 зелёных конфет.

Воспитатель располагает на магнитной доске на двухполосной карточке 5 красных конфет на верхней полоске, а затем выкладывает столько же зелёных конфет на нижней полоске.

  • Сколько красных конфет? (5)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Что можно сказать о количестве красных и зелёных конфет? (Поровну)

Красная Шапочка достала ещё одну красную конфету.

Воспитатель выкладывает красную конфету в верхний ряд на доске.

  • К пяти красным конфетам я добавила ещё одну конфету.
  • Больше или меньше стало красных конфет? (Больше)
  • Сколькокрасных конфетдостала Красная Шапочка сначала? (5)
  • Сколько добавила потом? (1)
  • Сколько красных конфет всего было у Красной Шапочки?(6)
  • Как мы получили 6 конфет? (к 5 прибавили 1)
  • Сколько всего красных конфет взяла Красная Шапочка? Давайте посчитаем. (Одна, две, три, четыре и т.д.) Всего 6 конфет.
  • Сколько красных конфет? (6)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Какое число больше: 6 или 5?
  • На сколько больше? (на одну)
  • Какое число меньше : 5 или 6?
  • На сколько меньше? (на одну)
  • Как сделать так чтобы красных и зелёных конфет стало поровну?

Дети дают ответы и объясняют какое число получили и каким образом.

Воспитатель:теперь выполните такое же задание с материалом, который у вас на столе. У вас у всех есть двухполосные карточки, на верхней полоске выкладываем 5 красных конфет, на нижней полоске такое же количество зелёных конфет.

  • Сколько красных конфет? (5)
  • Сколько зеленых конфет? (5)
  • Что можно сказать о количестве красных и зелёных конфет? (Поровну)

Сейчас добавляем к пяти красным конфетам еще одну красную конфету.

  • Сколькокрасных конфет было сначала? (5)
  • Сколько добавила потом? (1)
  • Сколько красных конфет стало всего? (6)
  • Как мы получили 6 конфет? (к 5 прибавили 1)
  • Сколько красных конфет? (6)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Какое число больше: 6 или 5?
  • На сколько больше? (на одну)
  • Какое число меньше: 5 или 6?
  • На сколько меньше? (на одну)
  • Как сделать так чтобы красных и зелёных конфет стало поровну?

Дети дают ответы и объясняют какое число получили и каким образом.

И с этим заданием вы справились.

Воспитатель берёт третий конверт. Какого он цвета? (красного)

Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полет
Человечек-вертолёт.

Ответ: Карлсон.

Третий житель волшебной страны Математики – Карлсон.

Воспитатель прикрепляет изображение персонажа на доске.

Физкультминутка под музыку.

Карлсон – озорник и шалун предлагает нам немного отдохнуть.

Карлсон проснулся
Сонно потянулся
Руки в стороны развел
Он варенье не нашёл
Чтобы нам его достать
Нужно на носочки встать
Два хлопка над головой, раз, два
Два хлопка перед собой, раз, два
Руки мы за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Вот какой Карлсон шалунишка.

Карлсон приготовил нам задания.

Читайте также: