План самообразования учителя швейного дела коррекционной школы

Обновлено: 18.05.2024

В ходе своего опыта работы, мною было замечено, что умственно отсталые дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес. Я неоднократно задавалась вопросом: как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию на уроках швейного дела.

Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении
задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т. е. у них отсутствует мотив. Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Создание устойчивой мотивации является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.

Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию.

В ходе своей работы я опираюсь на следующие этапы формирования мотивации у учащихся:

1 этап. Возникновение мотивации:

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

– чередование разных видов деятельности (вышивка, работа с бумагой, картоном, работа в технике лоскутного шитья, работа с природным материалом);

– здания различной трудности;

– отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.

– активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершена.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат . Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней графический рисунок, фигура).

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений.

В своей практике использую групповую работу и работу в паре. При этом снижается уровень тревожности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм.

Материал программ швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, он достаточно сложен для некоторых учащихся. Порой трудности в овладении ЗУН приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам швейного дела. Для создания ситуации успеха и побуждения к деятельности, формирование учебной мотивации я осуществляю через обучение новому видам декоративно-прикладного искусства.

Хотя умственная отсталость считается явлением необратимым, мои наблюдения показали, что у учащихся в процессе трудового обучения наблюдается небольшой рост в формировании побудительных мотивов учения, наблюдается значительная положительная динамика в формировании устойчивых побудительных мотивов обучения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мухамадеевой Эндже Василовны

учителя-дефектолога, учителя трудового обучения

I квалификационной категории

План индивидуальной самообразовательной работы

на 2016 -2020 г.г.

Мухамадеевой Эндже Василовны, учителя-дефектолога

Образование: «Высшее, Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, олигофренопедагогика, учитель-олигофренопедагог, 2004г.,

Подтверждающий документ: удостоверение о повышении квалификации КФУ УПК 055917, регистрационный номер УПК-20-027478/2017, дата выдачи 24 марта 2017г.

Период работы над темой: с 2014 по 2019г.

Цель самообразования: повышение педагогической компетентности.

Задачи самообразования:

изучить литературу о методах активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках трудового обучения;

создать условия для формирования позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;

посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

поиск оптимальных средств для активизации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ;

организовать работу с учащимися на уровне психолого-педагогических, дидактических и методических требований.

Источники самообразования

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

Медиа - информация на различных носителях;

Уроки и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.

Предполагаемый результат:

Овладение методами и приёмами активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках трудового обучения.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.

Участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей трудового обучения;

Умение оказать практическую помощь коллегам.

Пояснительная записка.

В школе для детей с ОВЗ обучаются дети с нарушением интеллекта. Для данной категории детей характерна сниженная познавательная активность, конкретность, инфантильность и стерео типичность, хаотичность, импульсивность или замедленность мыслительных действий, преобладание интуитивного компонента мышления, недостаточная сформированность основных мыслительных операций, пространственных представлений, познавательного интереса, неадекватная самооценка. У детей с нарушением интеллекта наблюдаются слабо развитые волевые качества, недостаток инициативы, слабость интеллектуальной регуляции чувств.

Мы знаем, что мелкая моторика рук — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей.
Уроки трудового обучения – не простое занятие для детей

с ОВЗ, зато очень увлекательное и полезное для развития воображения и мелкой моторики. Занятия декоративно-прикладным творчеством вырабатывают такие качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. У детей формируются навыки обращения с инструментами.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность. Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.

Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Этапы проработки материала.

Постановка целей и задач.

Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

Сбор информации, изучение материалов, обобщение своего опыта для составления авторской программы.

Посещение уроков учителей по данной теме.

Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

Составление авторской программы, получение рецензии на программу.

Курсы повышения квалификации учителей.

Создание современной предметно-развивающей среды.

Участие в семинарах, на конференциях.

Участие в семинарах, на конференциях.

Посещение семинаров, уроков учителей по данной теме.

Выступления с собственным опытом.

Проведение открытых уроков.

Апробация методов и приёмов активизации познавательной деятельности на практике.

Совершенствование творческой лаборатории и работа в кабинете.

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме самообразования.

В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к свободной, полноценной жизни.

Цель:повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя для развития способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности.

• изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

• овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

• проводить целенаправленную работу над развитием познавательной активности, самостоятельности, творческого отношения к делу;

• обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

• повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

• разработка уроков с применением ИКТ, новых технологий

• разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, учебных пособий, создание электронного комплекта педагогических разработок;

• разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,

• доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Период работы Содержание деятельности Результат

С 2011-2012уч. год Научно-методические аспекты темы.

Изучение учебно-методического комплекса и дополнительной литературы по курсу Технология для 6-8 классов.

Сбор информации в Интернете по данному вопросу и его анализ.

Внедрение ИКТ на уроках швейного дела. Прохождение курсов по компьютерной грамотности.

Ежегодный самоанализ профессиональной деятельности в конце года.

С 2012-2013уч. год 1. Разработка уроков с применением ИКТ технологий.

2. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов.

3. Создание электронного комплекта педагогических разработок. Проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме на уровне ШМО учителей трудового обучения.

С 2013-2014 уч. год Обобщение опыта, участие в Республиканском научно – практическом семинаре в п. Озоно – Чепца. Благодарственное письмо Министерства образования и науки УР.

В 2014 г. – Грамота за 2 место в Межрегиональной олимпиаде по профессионально – трудовому обучению среди коррекционных школ в г. Воткинске.

Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию.

Использование информационных технологий является одним из методов обучения учащихся коррекционной школы.

Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. У детей коррекционной школы VIII вида нарушены сложные формы познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, отклонениях в речевом развитии, сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. пМожно отметить, что с помощью использования ИКТ обучающиеся в школах VIII вида могут достигнуть следующих результатов:

– дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

– тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас;

– воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

– развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия, а так жевоображение и творческие способности

Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения процессов и объектов;

- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

- вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

- обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;

- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствовать развитию интереса учащихся к изучаемому предмету.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

• источник учебной информации;

• средство диагностики и контроля.

• средство подготовки текстов, их хранение;

• средство подготовки выступлений;

Задача учителяприменяющего ИКТ на уроках данной образовательной области состоит не в том, чтобы использовать их на каждом уроке, а найти такие уроки, где использование компьютера сокращает время объяснения материала.

Компьютерная поддержка уроков технологии применяется для организации и создания: презентаций, инструкционных карт, тестов, опросников, построения чертежей.

Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее опти-мально решать поставленные на уроке задачи. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов). Использование презентации возможно как фронтальнона большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня оснащенности класса и подготовки учащихся. Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.

При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

2. Инструкционные карты

Технологическая, инструкционная карта являются основным технологическим документом на уроке при выполнении практической работы. Инструкционные и инструкционно - технологические карты включают в себя графический и текстовый материал, где дается последовательность выполнения работы и графическое изображение данной операции.

Технологические карты, где присутствует только графическое изображение.

3. Тестирование, опросники

У учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

4. Построение чертежей.

Используя программу PowerPoint (слайд – презентации) позволяет строить чертежи на уроке тем самым дает возможность учителю не только видеть правильность выполнения чертежа, но и оказать индивидуальную помощь слабым учащимся.

Наличие компьютера в классе, позволяет самим учащимся в программе Paint создать эскиз модели швейного изделия, которое в будущем будет пошито.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся ме-тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Важно на уроке – чередовать работу на компьютере с другой учебной деятельностью.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями может привести к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

1. Архангельский С. И., Шестак Н. В. Теоретические основы учебного процесса с использованием универсальных технических средств обучения. - М., 2000. -Вып. 2.

3. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. - М., 2008.

4. Стадненко Н. М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология. 1984,№5.- с. 25

5. Кириллова А. Г. Некоторые вопросы профориентационной работы во вспомогательной школе// Дефектология: 1985.№6.- с. 38

Индивидуальный образовательный маршрут для детей первой младшей группы №п/п Фамилия, имя ребенка Основные направления развивающей, коррекционной работы Цели, задачи развивающей коррекционной работы Методы и.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника Возраст ребенка: 6 лет Пол: женский Проблема: слабо развито понятие о звуковой структуре слова Цель индивидуального маршрута: развитие.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР Калиничева В. В. Новикова И. В. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) Представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ Наше ДОУ общеобразовательного вида посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие заключение ГПМПК. В соответствии с Законом Российской.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ФИО ребенка Кирилл А. Дата рождения 18.05.2012г Фамилия имя отчество бабушки, возраст Е. Г. Дата начала ИОМ 1.10.2015г Проблема: Ребёнок.

Индивидуальный образовательный маршрут с одаренным ребенком Ф. И. воспитанника Пилипенко Марина Возраст ребенка 6 лет Направление одарённости: интеллектуально – речевое развитие Цель разработки.

Объем текста (без приложений: таблиц, графиков, рисун­ков, описаний и т. п.) составляет не менее 25 печатных стра­ниц. Работа может быть написана и от руки (в соответствии с требованиями к печатному тексту). Рекомендуемые темы работ:

Примерные темы по самообразованию для учителей технологии.

1. Применение проектного обучения на уроках трудового обучения.

2.Применение модульной технологии при изучении темы (на выбор учителя).

3. Проведение недели трудового обучения как условия развития познавательной активности учащихся.

4. Технологическое воспитание учащихся на уроках трудового обучения.

5. Применение элементов технологий КСО на уроках трудового обучения.

6. Формирование экологических знаний учащихся на уроках трудового обучения.

7. Групповая работа учащихся на уроках трудового обучения.

8. Использование приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках трудового обучения.

9. Проблемное обучение на уроках трудового обучения.

10. Использование творческих заданий на уроках трудового обучения.

11. Пути формирования познавательных интересов учащихся при изучении темы (на выбор учителя).

12. Текущий (поурочный и тематический ) контроль при изучении темы ( на выбор учителя).

13. История развития трудового обучения как учебного предмета.

14. Принципы трудового обучения и особенности их реализации в школе.

15. Методы трудового обучения.

16. Воспитательный аспект трудового обучения.

17. Профессиональная ориентация.

18. Инструктаж, его виды и методы проведения.

19. Организация и оборудование в школьных учебных мастерских (кабинетов) обслуживающего труда. Современные требования к ним.

20. Роль рисунка и чертежа на уроке труда.

21. Элементы конструирования и моделирования на уроках труда.

22. Межпредметные связи на примере уроков трудового обучения.

23. Методика проведения занятий по отдельным темам (электротехнические работы, изготовление деталей из тонколистового материала, работа на токарно-винторезном станке и т.д.).

24. Методика организации производственных экскурсий.

25. Освоение приемов чеканки.

26. Проблемы трудового обучения в сельской школе.

27. Внеклассная работа по труду.

28. Опыт работы с природными материалами.

29. Изделия народных художественных промыслов.

30. Технология плетения.

31. Приемы имитации витражей.

32. Лекторий для родителей по профессиональной ориентации молодежи.

33. Организация школьного кооператива.

34. Методика составления планирующей и учебной документации учителей трудового обучения.

35. Учет национальных и региональных особенностей при проведении занятий по труду.

36. От экономики семьи к экономике производственного предприятия.

37. Исследовательская работа на уроках трудового обучения.

38. Основные методические требования при проведении занятий по конструированию и раскрою изделий.

41. Элементы историзма на уроках труда.

43. Шьём для куклы Барби.

44. Индивидуальное творческое планирование учителей технического и обслуживающего труда.

46. Преподавание радиоэлектроники, автоматики и вычислительной техники на уроках трудового обучения.

47. Технология изготовления изделий с использованием горячей и холодной эмали.

50. Информационные технологии.

51. Культура нашего дома.

52. Роль тестов, профессионализм в профориентационной работе.

53. Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

Работа включает в себя несколько разделов: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключе­ние, список литературы, приложения.

Творческий отчет, понимаемый как комплекс компонен­ тов (мероприятий), направленных на создание условий для развития творческих способностей учащихся, является необ­ходимым как реализация творческой направленности обуче­ ния в рамках данной образовательной области. Учителя, участвующие в какой-либо опытно-эксперимен­ тальной или инновационной деятельности, могут представить в комиссию отчет по проводимой работе.

Оценка уровня профессиональной подготовки

Для оценки уровня профессиональной подготовленности учителя технологии используется общая диагностическая карта.

скачать с сервера

Оценка продуктивности деятельности учителя

Для оценки продуктивности деятельности учителя техно­ логии используются следующие укрупненные показатели:

Читайте также: