Проект в доу по лепке

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 2070 0

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

и познавательное развитие

(старшая группа)

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Павловский Посад

2015-2016 учебный год

Автор-разработчик: Заглодина Галина Алексеевна

Воспитатель 1 кв. категории.

Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Место реализации; группа № 4 МДОУ детский сад № 17, г. Павловский Посад.

Проблема: В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель проекта:

Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста, создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.

Задачи проекта:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Предполагаемые результаты:

- обретение дошкольниками опыта социально активной деятельности;

- обретение опыта совместной деятельности в использовании метода

- овладение навыками и умениями и применение их в практической

- создание собственных картин методом пластилинографии

Условия реализации проекта:

❖ интерес детей и родителей;

❖ взаимодействие со специалистами детского сада;

Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.

Актуальность:

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Направление деятельности проекта:

- творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных

- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах

деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной,

- организация непосредственно образовательной деятельности и

- обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

Форма проведения:

- наблюдения на прогулке;

- работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

- овладение детьми различными приемами лепки (шарики, мазки, растирание,

размазывание) и активное использование лепных навыков самостоятельной

продуктивной деятельности детей;

- умение воспринимать, сопереживать, общаться в коллективе;

- умение передавать формы, цвет, настроение;

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление

заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов

- Составление перспективного плана, предварительная работа с педагогами,

детьми и их родителями

- Выбор оборудования и материалов;

Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы, беседы, наблюдения.

Дидактические игры, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, подвижные игры.

Выставка детских работ.

Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Заключительный этап.

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Работа с родителями.

Формы и методы работы с родителями:

Беседы с родителями о важности данной проблемы:

Участие родителей в изготовлении поделок из пластилина;

Участие родителей в субботниках;

Результативность проекта.

❖ У детей проявился ярко выраженный интерес к работе с пластилином;

❖ Дети свободно экспериментируют с художественными

материалами и инструментами;

❖ У детей хорошо развиты сенсорные способности,

композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

❖ Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою

работу, выбирают выразительные средства изображения,

доводят начатое дело до конца.

❖ У детей сформировались прочные изобразительные навыки и

развились творческие способности.

Список использованной литературы

Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010

Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009

Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка животных из пластилина, глины – это предметная лепка. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

Тип проекта: творческий проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 неделя).

Участники проекта: дети средней группы 4 - 5 лет, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

Лепка — это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развить личность ребёнка она открывает простор для его фантазии.

- во время занятий по замыслу, образы, формы создаваемые детьми средней группы остаются неопределенными, дети часто не знают, как изобразить задуманное.

Цель проекта: развивать конструктивный способ лепки животных.

  • развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • развивать мелкую моторику рук.
  • учить рассматривать скульптуру малой формы, иллюстрации, выделять
  • основную форму, характерные признаки (маленький хвост, длинные уши, пушистый);
  • соединять образ зайца с художественным словом;
  • лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и
  • голова), характерные признаки — длинные уши, делить столбик пополам и сплющивать:
  • передавать движения (слушает — поднял уши, испугался — прижал уши и пр.).
  • Закреплять умение работать со стеком для пластилина.
  • воспитывать интерес к пластической деятельности, самостоятельность в изображении животного.

Методы и приёмы реализации проекта

  • наглядные - наблюдение, показ, образец;
  • словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
  • практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
  • игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Приёмы лепки пластилином:

  • прием скатывание;
  • прием раскатывания и доработка пальцами для получения более точной формы;
  • прием сплющивания;
  • прием присоединения и примазывания;

По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы лепки, создавая выразительные образы четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

Материально – техническое обеспечение: скульптура малой формы зайчик (или игрушка), иллюстрации с изображением зайцев в разных позах; загадки, стихотворения; пластилин, стеки, влажные салфетки, доски, пластина на каждого ребенка, ИКТ

1.2. Актуальность и новизна проекта.
Мы знаем, что развитие интеллектуальных способностей и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения пальцев кистей рук. Именно мелкая моторика рук играет важную роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении речи. Значит развитие навыков мелкой моторики даёт ребёнку возможность легко обучаться новому.
Новизна проекта заключается в возможности интеграции пластилинографии с технологией сторителлинга.

1.3. Цели и задачи проекта.
Цель: развитие мелкой моторики руки, активизация творческих способностей детей, поиск новых способов художественного выражения.
Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года обучения детей 4-6 лет.
Задачи:
Образовательные: учить различным приемам работы с пластилином; учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность; учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, укреплять их силу; развивать координацию и согласованность руки и глаза; развивать умение создавать яркие и выразительные образы окружающей действительности.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца; прививать чувство прекрасного; расширять представления о природе, праздниках и традициях своего народа.

1.4. Планируемые результаты.
Дети освоят основные приемы пластилинографии (отщипывание, раскатывание, вдавливание, надавливание, размазывание), научатся создавать при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, у детей сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

1.5. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в месяц с сентября по май (6 часов), длительностью 15-20 минут. Занятия проводятся в игровой форме.

1.6. Структура занятий:
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (совместное сочинение истории, пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов - похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

Читайте также: