Как помочь первокласснику адаптироваться к школе беседа с родителями

Обновлено: 05.07.2024

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д.

Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Что же такое готовность к школе?

ОБЫЧНО, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.

Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребёнка к школе.

Желание учиться

Развитие речи

Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из детского журнала.

Фонематический слух

Словесно-логическое мышление

Уровень самоконтроля

Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)

Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги.

На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.

Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Как помочь ребёнку?

Организация режима дня

Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни! Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы "уложить новые знания на нужные полочки". Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Контроль за выполнением д/з

Контроль за выполнением домашних заданий должен быть систематическим,

помощь детям должна оказываться своевременно;

важно контролировать не конечный продукт труда детей, а сам процесс.

Приучение детей к самостоятельности

-не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам,

-не выполняйте работу за ребенка;

-важно дать возможность ребенку самостоятельно преодолевать трудности

- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

- Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь : Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.

- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило :

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

- Если бы Вам предложили раскрасить по цветку , то после того как вы раскрасили цветок, можно было бы найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда второе наше правило:

- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ . Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Копилка школьных УСПЕХОВ

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней.

Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за замечания или грязно выполненную работу. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;

Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;

Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: профилактика школьной дезадаптации.

- психолого-педагогическое просвещение родителей,

- анализ причин возникновения дезадаптации и способов её преодоления.

Форма проведения: тренинг.

Участники: родители первоклассников.

Материалы: мягкая игрушка, музыка, детские фотографии родителей, ручки.

ХОД СОБРАНИЯ

Звучит мелодия, родители располагаются по кругу.

Вступление. Знакомство.

Но, прежде чем начать наш разговор, мне бы хотелось с вами познакомиться. Давайте сейчас каждый из вас, передавая игрушку, представится, сообщит, чей он родитель и скажет что-нибудь положительное о своём ребёнке (психолог начинает с себя). …Спасибо всем за участие!

Основная часть.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере мы с вами и поговорим об адаптационном периоде первоклассников к обучению в начальной школе.

Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление к новым условиям.

Почему именно в этот период мы говорим о том, что необходимо быть очень внимательным к тому, как протекает данный процесс? Начало обучения в школе – это очень напряженный период, который требует максимальной мобилизации интеллектуальных способностей и физических сил. Школа кардинально изменяет образ жизни ребёнка. Процесс знакомства со школой, её правилами, учителем и сверстниками очень труден для ребёнка своей новизной. А ситуация новизны для каждого человека является тревожной, вызывающей беспокойство. Это характерно и для взрослых, а уж тем более, для ребёнка, который недавно покинул знакомые и родные стены детского сада, где были такие знакомые воспитатели, друзья, все правила поведения. Попадая в школу, ребёнок начинает ощущать эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за того, что в его жизни появляется новый взрослый — учитель, которого он ещё не знает, он знакомится сразу с большим количеством детей. Для него все школьные правила — новые, всякое дело для первоклассника ново, и трудности могут возникнуть там, где взрослый их и не предполагает.

Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от сформированности положительных эмоциональных установок по отношению к школе.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Теперь давайте поговорим о том, как вы родители можете помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни.

1. В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:

будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;

встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности?

будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок.

ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе;

серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое поведение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома). Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.

Цель: способствовать рефлексии, раскрытию собственной индивидуальности, осознанию многообразия своих социальных ролей.

Цель: актуализация детских впечатлений, осмысление своего детского опыта.

Вы принесли с собой свои детские фотографии. Посмотрите внимательно на них. Постарайтесь вспомнить этот период вашей жизни, ваших родителей, то, какими они были. Вашу первую учительницу, ваше самое первое сентября. За какой партой вы сидели, с кем дружили? Припомните, чего вы ждали от школы, с чем были связаны ваши надежды и страхи. Важно ли было для вас, гордятся ли вами ваши родители? Какой поддержки вы ждали от них? Что делало вас счастливыми и что вас огорчало? Вспомните ваши первые победы и разочарования. Погрузитесь на время в ваше детство. Можете закрыть глаза.

Включается спокойная музыка на 5 – 8 минут.

Итак, вы пережили вновь ваши детские впечатления. Подумайте, похожи ли на вас ваши дети? Вы знаете, все мы давно выросли, но порою очень важно ощущать то, что внутри нас продолжает жить маленький ребенок со своими страхами и обидами, счастливыми моментами и трагедиями. Вспоминайте чаще себя в детстве. Это поможет вам лучше понимать своих детей. У них ролевой репертуар тоже достаточно широк (они дочери или сыновья, внуки, ученики, друзья и т.д.), но у многих еще не установилась самооценка. Мы можем помочь детям в формировании и того и другого. Давайте им обратную связь, не оставляйте без ответа их вербальные или невербальные запросы, оказывайте им поддержку и помощь.

Заключительная часть.

Учитель раздает родителям приготовленные памятки и отвечает на возникшие вопросы.

Приложение 1

Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности, повысить его самооценку, придаст ему больше уверенности.

Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

Терпеливо обучайте детей реагировать на требования окружающих, ребенок должен понять, что требования взрослых необходимо выполнять обязательно. Доброжелательно, не ругая и не читая нотации, обсуждайте с ребенком причины ссор и конфликтов, учите принимать во внимание настроение и желание другого человека.

Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

Не сравнивайте своего ребенка с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример, он сам выберет себе пример для подражания. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.

Взвесьте дополнительные интеллектуальные нагрузки. По силам ли ему ещё музыкальная или художественная школа? А может его лучше записать в бассейн – два занятия в неделю снимут и статистическую, и психическую усталость.

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Общаясь с ним – радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.


Что такое школьная адаптация?

Родителям стоит знать, что на этом этапе очень важно помочь первокласснику адаптироваться к новым для него условиям, объяснять, поддерживать и направлять малыша. Внимание и забота сделают процесс привыкания к школе максимально быстрым, комфортным. Это станет залогом будущих школьных успехов вашего любимого ученика.

С чем предстоит столкнуться?

В процессе адаптации первокласснику предстоит приспосабливаться сразу к нескольким важным изменениям в своей жизни.

Новая социальная ситуация. Ребёнок, который ещё недавно был дошкольником, теперь находится в статусе школьника. Ему предстоит ответить на вопросы: какой я теперь? Чем отличаюсь от себя предыдущего? Что у меня есть на данный момент такого, чем я могу гордиться?

И только после того, как ребёнок:

  • освоил пространство физически,
  • осознал себя в новом статусе,
  • понял и принял правила поведения в школе,

можно говорить о том, что он изменился психологически, приспособился к новым обстоятельствам. Отныне школьная среда будет казаться ему безопасной: он уже знает, чего от неё ждать и как себя вести, а значит, адаптировался к школе. Так сколько времени это займёт?

Этапы школьной адаптации

Школьная адаптация делится условно на три этапа (или фазы).

Фаза относительно устойчивой адаптации начинается после фазы неустойчивого приспособления и может длиться от 5–6 недель до года. Достаточно распространены случаи, при которых ребёнок весь первый класс привыкает к школе, к усилившимся физическим, психологическим и интеллектуальным нагрузкам. Это – вариант нормы.

Родителям стоит учесть, что, даже если у ребёнка наблюдается высокая степень готовности к школьному обучению (то есть всё говорит о личностной и эмоционально-волевой готовности, хорошем интеллектуальном развитии), он всё равно будет проходить все фазы школьной адаптации. Это неизбежно. Просто тот первоклассник, чью школьную зрелость психологи оценили как высокую, пройдёт этот период легче, нежели дети со средним или низким уровнем школьной готовности.

Из чего состоит адаптация?

Адаптация первоклассника – комплекс из трёх равнозначных по важности компонентов.

Физиологическая адаптация подразумевает, что ребёнок постепенно привыкает справляться со школьными нагрузками. Большинству первоклассников непросто даётся переход от динамической нагрузки к статической. Перед учеником ставится задача сидеть неподвижно 30–45 минут урока, держать спину ровно, слушать учителя, выполнять задания. Всё это требует высокого уровня физиологической готовности. Детскому организму нужно время, чтобы он перестроился. Очень часто в самом начале учебного года первоклассники болеют, потому что их организм попросту не справляется с непростой задачей физиологической адаптации.

Социальная адаптация предполагает наличие у ребёнка умений слушать, адекватно реагировать на слова учителя, самостоятельно выполнять задания. Он учится понимать требования и правила школьной жизни, признавать авторитет учителя, налаживать отношения со сверстниками.

Психологическая адаптация. Сюда относится желание ребёнка учиться, принятие своей позиции школьника, высокий уровень психологической зрелости. Настроенность на учёбу, школьная мотивация, готовность к обучению, стрессоустойчивость – всё это малыш будет приобретать в ходе психологической адаптации.

Помощь родителей очень важна

Что могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к физиологическим, психологическим, интеллектуальным нагрузкам и избежать школьных стрессов?

Самое главное для мам и пап – не впадать в крайности, не пытаться сделать всё сразу и соблюдать баланс между школьными нагрузками и свободным временем ребёнка. У многих родителей появляется большой соблазн записать малыша ещё и в пару кружков или на секцию. Но делать этого не стоит. Да, очень хочется, чтобы дети росли всесторонне развитыми, но важно также, чтобы они оставались здоровыми, весёлыми, непосредственными, как это и свойственно детям.

Вырабатывая план действий на первый год обучения в школе, родителям стоит помнить про все три основные компонента адаптации.

Облегчить физиологическую адаптацию можно, если:

  • продумать и чётко прописать режим дня первоклассника;
  • укладывать его спать и звать за стол в одно и то же время;
  • гулять не менее 2,5 часа в день (в первом классе не задают уроков, и этим надо пользоваться!);
  • чередовать виды деятельности: после занятий – подвижные игры;
  • в школу давать ребёнку перекус (сок, фрукт, йогурт), это поможет поддержать силы, если он устал к концу дня;
  • не оставлять на продлёнке – отдых дома куда полноценнее;
  • по возможности не отменять дневной сон.

Облегчить социальную адаптацию возможно, если:

  • научить ребёнка правилам общения с другими учениками в классе;
  • обратить его внимание на то, как важно быть вежливым;
  • обучать ребёнка самостоятельности: пусть он учится сам собирать портфель, убирать за собой игрушки, выполнять задания (например, поделки к празднику);
  • отказаться от идеи критиковать учителя при ребёнке – это подрывает авторитет учителя.

Психологическая адаптация пройдёт легче, если:

  • привлекать ребёнка к процессу покупки тетрадок и книжек, организации рабочего места и т.п.;
  • старайтесь объяснять всё, что непонятно: задания, ситуации;
  • поддерживая малыша своей уверенностью в том, что у него всё получится, направлять на достижение хороших результатов;
  • обеспечить ему благоприятную психологическую обстановку в семье, надёжный тыл (а для этого родителям не нужно ссориться или резко менять устои семьи).

Любовью и заботой можно смягчить любые дискомфортные проявления адаптации. Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые трудные дни и недели в школе.


Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу.

Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник.

В поддерживании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. укрепляет учебную мотивацию ребенка.

Школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства.

Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы.

У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день. Если ребенок не спит днем, можно совершать прогулку после школы в середине дня.

В школе двигательная активность ребенка ограниченна. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.


Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

· Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

· Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности ;

- подготовить обувь, одежду.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

· К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

· С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм : “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.”

Читайте также: