Как характеризуется в романе московский писательский мир главой которого является берлиоз кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман “Мастер и Маргарита” - вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Автор читал его фрагментами друзьям, но понимал, что опубликовать роман в условиях современной ему эпохи нереально. Лишь в 1966-1967 годах вдове писателя удалось убедить редакцию журнала “Москва” в необходимости публикации. Одной из причин нежелания властей публиковать роман Булгакова “Мастер и Маргарита” было нетрадиционное изображение литературного мира, людей культуры в советское время.
Одним из первых на страницах булгаковского романа появляется М. Берлиоз. По мнению Булгакова, этот персонаж играет особенно важную роль в мире зла. Подробно перечисляются его чины и звания: “председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого литературного журнала”. После разговора с Воландом с Берлиозом произошел несчастный случай, и он ушел из жизни, но не покинул страниц романа, потому что Берлиоз не просто одна из “мертвых душ”, он идеолог, вождь этих “душ”. Булгаков не отрицает того, что Берлиоз грамотный, умный человек, но не приемлет кандидатуры Берлиоза как “инженера человеческих душ”, привыкшего сидеть не за письменным столом, а за ресторанным столиком.
Символом мира писателей - лакировщиков действительности - явился МАССОЛИТ и “Грибоедов”. МАССОЛИТ- это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру - РАПП. Это литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам и синонимом такой организации литературного процесса, которая не оставляет места для какой-либо “самодеятельности”
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется “Домом Грибоедова”, потому что им якобы владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова, и в этом доме он читал ей отрывки из комедии “Горе от ума”. Главная достопримечательность “Грибоедова” - ресторан, которому дается нарочито восторженная характеристика. “Грибоедов” в романе -символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов. В МАССОЛИТе озабочены получением путевок, квартир, постоянными интригами, злобными разоблачениями, “перелыгянскими” дачами, всем, кроме искусства.
Но М. А. Булгаков, показывая мир писателей 20-30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу. В эти годы, как и во многие другие, были люди, не занимавшиеся получением квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера.
Среда писателей МАССОЛИТа отталкивает Мастера. Но она не просто отвратительна ему — именно эта писательская организация коренным образом изменила его судьбу. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: “Вы писатель?” Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: “Я — Мастер. ”. “Мастер”, потому что слово “писатель” на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.
Этот художественный мир в романе предается суду окончательному и бесповоротному. Наказанию подвергаются Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель - все они так или иначе связаны с культурной сферой.
Таким образом, М. А. Булгаков в своем романе “Мастер и Маргарита” показал разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой - истинные мастера, подлинные творческие работники. Не случайно автор романа изобразил мир “писателей”, используя гротеск и сатиру. Теперь понятно, почему власть, цензура запрещали булгаковскому роману выйти в свет, они увидели в нем правду, ужасающую правду, узнали в нем себя.

Конспект урока литературы в 10 классе

  1. Донести до учеников своеобразие композиции романа и философских прозрений Булгакова;
  2. способствовать воспитанию презрительного отношения к обывательщине и восприятию творческого начала;
  3. способствовать развитию логического, творческого мышления, умения анализировать прочитанное.

Вид урока: урок- творческая беседа.

Любите ли вы мечтать? Создаете ли вы в своих мечтах какие-то фантастические, известные только вам миры? Если да, то вам по пути с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, который в своем гениальном творческом воображении создал два не похожих друг на друга мира.

Вопрос: Что это за миры?

Это мир ершалаимский времен рождения, мессианского проповедничества и распятия Иисуса Христа и мир московский 30-х годов 20 века.

В соединении в одном романе повествования об этих двух мирах. Это роман в романе. И один мир отражается в мире другом, как в зеркале.

Дома вы должны были составить таблицу и ее заполнить:

Мир Москвы 30-х гг. 20в.

Мир Ершалаима нач. нашей эры.

1. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия).

1. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, — Понтий Пилат. Все шепчут про него, что он жестокое чудовище).

2. В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе.

2. В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность.

3. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т.д.

3. Наказание Иуды, наказание Пилата и тд.

Таблицу продолжают ученики, зачитывают возможные параллели и объясняют, почему решили, что эпизоды параллельны.

Таблицу можно оформить в виде индивидуальной карты на компьютере. Или предложить создать электронную книжку-энциклопедию, где на отдельных страницах будут отражаться все этапы анализа романа.

Вы зачитали таблицу, в которой отразили свое видение параллелей романа о дьяволе и романа о Иешуа Га-Ноцри. Но какой смысл вложил Булгаков, изображая два столь отстоящих друг от друга по времени мира?

Первый мир – московский. С изображения этого мира начинается роман.

Зачитывание исследовательского материала, подготовленного учениками

Вопрос: Какой персонаж в московском мире встречается читателю первым?

Вопрос: Какова судьба этого персонажа?

Вопрос: Как характеризуется в романе московский писательский мир, главой которого является Берлиоз?

Писатели, входящие в МАССОЛИТ, играют в романе неблаговидную роль: Лаврович, Латунский и др. уничтожают статьями, доносами Мастера и его роман. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они не лишены ни знаний, ни интеллекта, но все это служит собственному продвижению по карьерной лестнице.

Воланд в романе наказывает не только писателей, но и простых обывателей. Как именно, какими средствами автор изображает обывателей?

Изображению московских обывателей служит шарж, ирония, гротеск, фантастика (повторить по словарю, если не помнят ученики). Но основное средство – сатира.

Вопрос: Меняется ли характер и мировоззрение Ивана?

Вопрос: Какие еще герои изображаются сатирически и почему?

Вопрос:А как показана московская публика на сеансе черной магии?

Жадность и лицемерие управляют такими людьми.

Автор обнажает пороки времени с помощью сатиры и фантастики.

Второй мир – ершалаимский.

Два главных его представителя ершалаиского мира, ради которых и написан роман Мастера – Иешуа и Понтий Пилат.

Вопрос: Исследователи отмечают, что Иешуа Булгакова отличается от Иисуса Нового Завета. Каким предстает перед читателем Иешуа?

Зачитывание исследовательского материала

Вопрос: Каков Пилат до знакомства с Иешуа?

Зачитывание исследовательского материала

Бесстрашный воин и умный политик. (Пилат не только совершенно командует турмой, но и спасает окруженного германцами Марка Крысобоя).

Вопрос: Что думает о Пилате простой народ, как воспринимает его?

Вопрос: К какому выводу приходит Пилат, допросив Иешуа?

Вопрос: Что символизирует в данном случае эта птица?

Вопрос: За что наказан Пилат?

Вопрос: Что предпринимает Пилат, чтобы оправдаться за казнь невинного человека?

Вопрос: Получает ли Пилат прощение и из чьих рук?

Вопрос: Какую роль играет Каифа в решении казнить Иешуа с его мирной проповедью?

Каифа – первосвященник Синедриона, который и выносит приговор Иешуа. Пилат прямо говорит ему, что Синедрион укрывает мятежника, разбойника Вар-раввана, а Иешуа с его бродячей проповедью невиновен. Но Каифа боится влияния Иешуа на толпу, боится разоблачения собственных интересов.

Вопрос: Как ведут себя люди во время объявления приговора и во время казни Иешуа?

Вопрос: Связаны ли между собой эти миры и как?

История повторяется. Властьпридержащие посылают на смерть ни в чем не повинных людей, люди также рады любому чуду, от кого бы оно не исходило, среди людей есть предатели, скупердяи, доносчики, трусы, неверующие, любители денег…. Ершалаим дает начало московским событиям, то, что совершилось на витке истории 2000 лет назад, совершается только в другом исполнении в Москве 1930 года. Философия истории начала нашей эры заставляет размышлять человека современного.

Вопрос: Чему нас учит история московская и история встречи Пилата и Иешуа?

Учит совести, правде, человечности. Учит следовать своей совести, презирать трусость. Вспомните эпиграф, с которого мы начинали знакомство с Булгаковым: у каждого своя Муза и надо следовать ей. Булгаков доказал своей жизнью и своим смелым романом, что это не пустые слова.

Символом мира писателей стал МАССОЛИТ и “Дом Грибоедова”, главной достопримечательностью которого считался ресторан. Однако не только ресторан занимал всю площадь особняка, но и кабинеты с длинными нескончаемыми очередями писателей, которые, предварительно написав произведение необходимого объема, желали получить путевку в отпуск в то или иное место.

Особенно важно упомянуть такую фигуру, как Михаила Берлиоза, председателя МАССОЛИТа. Берлиоз, отличающийся грамотностью и умом, был бездумным атеистом, который отмахивался от всего сверхъестественного, в том числе и от Бога, и от самого Дьявола. Не смотря на свою высокую должность и привилегированное положение, Берлиоз никогда не был и не будет истинным деятелем искусства: его удел- бездумно писать в угоду власти, не стремясь найти и донести до простых людей истину человеческой природы, человеческого существования и мироздания.

Таким образом, литературный мир Москвы 20-30 годов был практически лишен действительно талантливых поэтов и писателей, их места преимущественно занимали люди, заинтересованные лишь в получении собственной выгоды минимальными усилиями, чья писанина была без души, без смысла. Единиц же, не просто талантливых, а гениальных писателей Москва не принимала: морально уничтожала, отнимая свободу творчества.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Продолжить работу по закреплению навыков анализа художественного текста, литературоведческих источников.

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • развитие аналитического мышления учащихся;
  • развитие проблемного мышления учащихся.
  • формирование чувства гордости за отечественную культуру 30-х годов ХХ века;
  • содействовать формированию умения общаться друг с другом при решении поставленной интеллектуальной задачи;
  • дать отрицательную оценку духовному конформизму, приспособленчеству;
  • формирования отношения к писательскому труду как к высочайшему служению, миссии.

Методы обучения: использование элементов проблемного метода обучения.

Используемые формы работы:

  • элементы лекции учителя;
  • фронтальная беседа;
  • заполнение буклета;
  • работа с теоретическим источником в парах над заданием поискового характера;

Дидактические материалы, ТСО:

  • компьютерная презентация “Литературный мир на страницах романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. (см. Приложение 1);
  • отрывки из статей “Булгаковской энциклопедии” (см. Приложение 2);
  • буклет (см. Приложение 3)

Добрый день. Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из самых загадочных произведений русской литературы 20 века – романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

“В белом плаще с кровавым подбоем
шаркающей кавалерийской походкой
ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана
в крытую коллонаду между двумя крыльями дворца
Ирода Великого
вышел прокуратор Иудеи
Понтий Пилат”.

Точное суждение о Новом Завете:
Иисуса Христа никогда не было на свете.
Так что некому было умирать и воскресать,
Не о ком было и Евангелие писать.

Вы услышали две цитаты из произведений эпохи 30-х годов. Откуда первая?

Совершенно верно, это начало романа Мастера о Понтии Пилате.

Может, кто-то назовет автора второй?

Это “Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна” - очень популярная в те годы поэма пролетарского поэта Демьяна Бедного.

Очень разные произведения.

И все же, что, по-вашему, может объединять их авторов? (Эпоха, тема произведений, а главное, что каждый из этих авторов считал себя настоящим писателем.)

К слову “писатель” у нас в стране особое отношение. Мы произносим его с уважением и даже пиететом.

Но вспомним тот эпизод из романа, когда Иван Бездомный впервые встретился с Мастером в психиатрической клинике:

“Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: Я – Мастер, он сделался суров”.

Почему же Мастер так негативно относится к слову “писатель”, сознательно отгораживая себя от него?

Как вы думаете, о кого мы будем обсуждать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

(Формулирование темы урока)

А главный вопрос, на который мы попробуем ответить в конце урока, сформулируем так: “Почему на вопрос Бездомного “Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает “Я – Мастер”.

Чтобы ответить на главный вопрос урока нам необходимо выполнить несколько заданий.

  • Вспомните, какая организация в романе непосредственно связана с литературным миром?

Рассмотрим, что же скрывается под этой внушительной аббревиатурой.

Работать вы сейчас будете в парах. Каждый ряд получает свое задание. 1 ряд попробует рассказать нам какие они, члены МАССОЛИТа.

  • Перечислите их.
  • Какой прием сатирического изображения использует Булгаков для их изображения? (Говорящие фамилии).
  • Попробуйте “расшифровать” некоторые из них, а также, используя раздаточный материал, рассказать нам о прототипах некоторых персонажей-литераторов.

Прежде чем дать задание второму ряду, напомню эпизод встречи двух друзей: красногубого великана Амвросия, обладателя заветного массолитовского билета, и худосочного Фоки, с завистью взиравшего на него.

  • Используя главу “Дело было в Грибоедове” расскажите нам, почему Фока так мечтал стать членом и МАССОЛИТа.

Третий ряд проведет анализ художественных особенностей произведений писателей-массолитовцев. Для этого вы заполните буклет, составив пособие (своеобразную шпаргалку для членов МАССОЛИТа), используя уже предложенный очерк, взятый из романа И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленок”, в котором отражена массовая стилистика произведений того времени. Итак,

  • Заполнив буклет, составьте словарь наиболее характерных слов и выражений, принятых в массовой литературе и публицистике того времени.

Время, отведенное на выполнение заданий – 10 минут.

(Ответы учащихся первого ряда).

Итак, фамилии героев подчеркивают узость их кругозора, скудость их внутреннего мира. Они зачастую и пишут-то о том, чего не знают. Кроме того, под МАССОЛИТом Булгаков подразумевал реальную писательскую организацию, РАПП, проповедующую командный тон в литературе. Кроме того, многие из персонажей имеют прототипов среди писателей и критиков того времени.

(Ответы учащихся второго ряда).

Итак, оказывается члены МАССОЛИТа пользовались множеством привилегий.

Обратимся к такому герою романа, как Берлиоз.

  • Чем, на ваш взгляд, он отличается от описанной литературной братии? (Умный, образованный человек, знающий пять языков, очень эрудированный.)
  • Почему Берлиоз согласился руководить этим сборищем писательских ничтожеств? (За конформизм, оказывается, хорошо платят.)
  • Почему же так страшно наказан Берлиоз в романе, являясь, несомненно, знаковой фигурой для писателя? (Берлиоз прекрасно осознает примитивность и ложность тезисов, внушаемых им. Его жизнь лишена нравственной опоры и духовного смысла, поэтому так страшен его конец: “Каждому будет дано по вере его”.)

В романе звучит фраза, сказанная о таланте Ф.М. Достоевского: “Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем”.

  • Каковы же особенности языка писателей-массолитовцев? (Ответы учащихся третьего ряда.)

Итак, излишняя пафосность, призывность, шаблонность мысли, заштампованность – вот, что отличает их стиль. Вот каково писательское окружение, которое оценивало роман Мастера.

  • Почему же эта среда отвергла его роман?
  • А как мы ответим на главный вопрос нашего урока: “Почему на вопрос Бездомного “Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает “Я – Мастер”?

(Мастер не хочет называть себя писателем, потому что литераторы в романе опошляют писательское звание, рассматривая свою мнимую причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить, не обременяя себя ни духовным трудом, ни счастьем и муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение).

Тогда естественно задать вопрос:

  • А какие черты, в понимании М.А. Булгакова, должны быть присущи истинному Мастеру?

(Талант, правдивость, а главное – внутренняя независимость от идеологических постулатов, свобода творчества)

Несомненно, главному герою романа, Мастеру, присущи все эти качества, но

  • Какова его судьба и судьба его произведения в романе?
  • Случайность это или закономерность?
  • В чем сходство судьбы Мастера и самого Булгакова? (Оба сумели сохранить, несмотря на все лишения и преграды, свободу творческого духа.)

А можно ли вообще, идя по пути приспособленчества, заигрывания с властью, сохранить, свободу творческого духа? Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Но судьбы таких советских писателей, далеко не лишенных таланта, как А.Фадеев, А.Толстой, в какой-то мере, М. Шолохов, показывают – за конформизм хорошо платят, но и самим приходится расплачиваться за него очень высокой ценой – своим талантом.

Не будем никого осуждать. Сложное время. Жестокая эпоха. И тем величественнее духовный подвиг тех писателей, которые сумели сохранить в себе эту творческую свободу несмотря ни на что. М.Булгаков, Б.Пастернак, А.А. Ахматова – все они достойно противостояли враждебному им времени.

Вот как об этом говорит в своем стихотворении “Гамлет” Б.Л. Пастернак, чья судьба была в чем-то сходна с судьбой Булгакова.

(Чтение стихотворения Б. Пастернака “Гамлет” учителем)

Стихотворение Б.Л. Пастернака и роман Булгакова объединяют размышления о взаимоотношениях человека и враждебного ему времени. Булгаков сумел противостоять ему. Но почему же его любимый герой, Мастер, так схожий с автором, в финале романа не заслуживает свет, а заслуживает покой? Вы попробуете ответить на этот вопрос в домашнем сочинении-миниатюре: “Почему Мастер не заслужил свет, а заслужил покой?”.

Читайте также: