План анализа урока по русскому языку 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока, формы и методы работы, дидактические принципы

При постановке целей урока, выборе форм и методов его проведения, отборе содержания нами были учтены следующие факторы.

Б. В первом полугодии учащиеся знакомились с приложениями как разновидностью определений, а также изучали условия дефисного и раздельного написания приложений.

Г. В результате работы на уроке у учащихся должно быть начато формирование умения обособлять приложения в тексте; формирование этого умения будет продолжено на следующем уроке. Работа над темой урока способствует созданию базы для изучения курса русского языка в 9 классе; тема входит в число вопросов, знание которых проверяется при проведении итоговой аттестации в 9 классе (ГИА).

Д. Материал имеет высокую степень трудности для изучения; рассмотрение темы опирается на уже сформированные умения выделять приложения в составе предложения, осуществлять синтаксический анализ предложения, в том числе и в сложных случаях.

Е. Для учащихся привычна работа с теорией с помощью составления таблиц в специальной тетради; привычно проведение лингвистической разминки в начале урока.

Ж. На уроке необходимо оценить работу не менее шести человек, у которых недостаточно оценок для выставления итогового балла за четверть.

Таким образом, были поставлены следующие цели урока.

Обучающие: 1) восстановить в памяти учащихся понятие приложения; 2) познакомить учащихся с условиями обособления приложений; 3) формировать умение обособлять приложения на письме.

Воспитательные: 1) воспитывать аккуратность, точность; 2) воспитывать внимательное отношение к речи; 3) воспитывать интерес к языку.

Развивающие: 1) развивать логическое мышление, память, внимание; 2) развивать лингвистическую интуицию.

Поставленные цели урока в основном были достигнуты. Мы восстановили в памяти школьников понятие приложения, вспомнили условия дефисного написания приложений, познакомили учащихся с условиями обособления приложений и начали формировать умения обособлять приложения в тексте. Однако мы недостаточно внимания уделили особенностям семантики приложений и выделению приложений со значением уступки, что проявилось в ошибках учащихся на следующем уроке (смешение несогласованных определений и приложений; затруднение при выделении приложений с дополнительным обстоятельственным значением уступки).

В качестве основной формы работы на уроке мы выбрали фронтальную; в конце урока учащиеся работают индивидуально с последующей проверкой результатов. Такое сочетание форм работы представляется наиболее целесообразным. В первой части урока, в ходе объяснения сложного материала и первичного закрепления знаний, учитель непосредственно взаимодействует с классом, сразу реагируя на все возникающие вопросы и затруднения. В конце урока учащимся даётся возможность самостоятельно применить на практике полученные сведения.

Эти же причины обусловливают выбор основных методов, использованных на уроке: слово учителя, анализ языкового материала и самостоятельная работа учащихся.

На уроке были реализованы следующие дидактические принципы.

Общедидактические

Б. Учет принципа единства группового и индивидуального обучения проявился в их сочетании на уроке. Обращение к групповой или индивидуальной форме определялось этапом урока и характером рассматриваемого на этом этапе материала (см.).

Г. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых был реализован за счёт смены видов деятельности на уроке (письменная фронтальная работа; устная фронтальная работа; индивидуальная работа), строгой логики рассмотрения материала и записи результатов работы в виде таблицы (класс является физико-математическим).

Д. Принцип доступности обучения при достаточном уровне трудности был реализован при выборе способа изложения материала (в виде таблице), подборе примеров и упражнений, наиболее ярко иллюстрирующих рассматриваемое условия ообосления приложений .

Е. Принцип наглядности обучения был реализован за счёт обращения к средствам образно-знаковой наглядности (таблица).

Ж. Принцип продуктивности и надёжности обучения соблюдался благодаря подведёнию учащихся к самостоятельному формулированию условий обособления определений на основе анализа примеров; выполнению упражнений, позволяющих неоднократно повторить разные условии обособления.

Принципы обучения русскому языку

А. Принцип последовательного наращения темпов в обучении языку соблюдался за счёт преемственного обучения (см. общедидактические принципы, п. А).

Б. Принципы внимания к выразительности речи, сравнения устной речи с письменной должны были соблюдаться за счёт выразительного чтения предложений, внимания к интонированию обособленных частей (однако на уроке это практически не было осуществлено).

В. Принцип тренировки органов речи и пишущей руки соблюдался за счёт сочетания на уроке устной и письменной работы.

Г. Принцип внимания к языковому материалу осуществлялся за счёт использования средств зрительной наглядности, использования в качестве материала для наблюдения отрывков из художественной литературы, публицистических произведений.

Принципы обучения синтаксису

А. Грамматический принцип был реализован за счёт сопоставления приложений и определений других типов.

Б. Логический (смысловой) принцип был реализован при выделении из предложений приложений и определяемых слов, выявлении приложений с добавочными обстоятельственными значениями и т.д.

В. Интонационный принцип должен был быть реализован за счёт рассмотрения способов выделения приложений в устной речи.

На уроке были использованы внутрипредметные связи с морфологией (обращалось внимание на совпадение падежа определяемого существительного и приложения); должны были быть использованы связи с лексикологией (определение значений слов китель и кортик), фонетикой (внимание к средствам интонационного выделения обособленных приложений), орфографией (орфографический разбор слов двести восемьдесят седьмом). Межпредметные связи с математикой, историей, биологией, литературой осуществлялись за счёт подбора соответствующих примеров.

Структура урока

Структура урока определялась его целями и логикой изучения материала. Урок состоял из трёх основных частей: лингвистическая разминка, объяснение нового материала, применение полученных знаний на практике. Эти части соответствовали основным психологическим этапам усвоения материала: психологическая подготовка к изучению новой темы, изучение новой темы, обобщение и закрепление материала.

При проведении урока удалось выдержать первоначальную структуру. Логика была соблюдена, этапы урока вытекали один из другого, в том числе за счёт наличия необходимых связок. Урок был проведён в достаточно быстром темпе, что связано как с необходимостью охватить большой объем материала, так и с психологическими особенностями учителя и привычкой класса к быстрой работе.

Содержание урока

Содержание урока в первую очередь определялось требованиями программы, при этом логика рассмотрения материала в учебнике была несколько изменена нами при составлении таблицы. Мы старались выдержать необходимый научный уровень, оперируя терминологией (приложения, интонационное выделение, обособление и др.) и подбирая примеры, не являющиеся элементарными для анализа. С другой стороны, мы стремились сделать изложение материала доступным для восьмиклассников, используя для этого, в том числе, средства наглядности.

Нами сразу было обозначено ключевое понятие данного урока (приложение) и определено его значение.

К числу достоинств в содержании урока, на наш взгляд, относится строго структурированное изложение материала в виде таблицы, подбор дидактического материала, имеющего познавательную и воспитательную ценность.

Кроме того, в содержании урока можно выделить ряд недостатков. Во-первых, составленная таблица была перегружена примерами (достаточно было бы одного на каждый случай). Во-вторых, подобранных примера и упражнениях практически не встретились случаи обособления приложений с добавочным обстоятельственным значением. На следующем уроке выяснилось, что эти случаи вызывают у школьников затруднения. В-третьих, работа велась с разрозненными предложениями. Возможно, урок был бы более интересным и познавательным, если бы изложение материала строилось на языковом материале одной тематики.

Методика проведение урока. Методическая культура учителя

С нашей точки зрения, урок соответствовал основным требованиям к знаниям учителя-предметника по данной теме и к методической грамотности педагога. Мы смогли показать школьникам основные условия обособления приложений. Логика урока была выстроена с учётом основных психологических закономерностей восприятия нового материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; урок состоял из четко выделенных логических этапов, соединённых связками. Нами были продуманы методы работы на каждом из этапов, соответствующие его задачам и содержанию.

Речь учителя в основном была грамотной, однако иногда в ней встречались оговорки, неправильные синтаксические конструкции.

По нашему мнению, урок прошёл в доброжелательной атмосфере, как и все уроки в данном классе. Нам удалось установить контакт с учащимися. Это способствовало вежливое, уважительное обращение с детьми, использование слов спасибо, пожалуйста, похвалы ученикам. На уроке поддерживался высокий уровень дисциплины.

В то же время мы можем выделить целый ряд недостатков в проведении урока.

Во-первых, мы не продумали форму работы над спецификой семантики приложений.

Во-вторых, затянулась лингвистическая разминка, поэтому на изучение нового материал осталось меньше времени, чем было запланировано. В результате учащиеся не успели до конца выполнить письменное упражнение.

В-третьих, мы не заметили ошибку в записях Ульяны на доске (громадо-город вместо громада-город)

В-четвертых, мы не продумали оформление таблицы на доске. В результате она получилась разбросанной. Кроме того, записи в этой таблице были сделаны неаккуратное, местами неразборчиво.

В-пятых, мы не обратились к запланированной словарной и орфографической работе из-за недостатка времени.

В-шестых, мы практически не обратили внимание учащихся на необходимость выразительного чтения предложений, не рассматривали средства интонационного выделения приложений.

В-седьмых, темп нашей речи иногда был слишком быстрым.

Выводы

Можно сказать, что цели, поставленные на уроке, большей частью были достигнуты. Мы познакомили учащихся с основными условиями обособления приложений, начали формировать умение обособлять предложения в тексте. Новые сведения мы включали в общую систему сведений об обособлении определение и о приложении как разновидности определения. Изложение новой темы велось на хорошем дидактическом материале, позволяющем осуществить межпредметные связи. В построении урока, выборе форм и методов работы были учтены основные дидактические принципы. Содержание урока опиралось на требования программы. Урок прошел в доброжелательной обстановке.

В то же время в уроке может быть выявлен ряд недостатков, связанных как с его содержанием, так и с методикой проведения. В дальнейшей работе необходимо обращать особенное внимание на следующие моменты.

  1. Подбор примеров и заданий в упражнениях, позволяющих организовать работу над всеми рассматриваемыми условиями обособления, выделения и т. д. изучаемых языковых явлений.
  2. Аккуратное и чёткое оформление записей на доске.
  3. Рассмотрение не только структурной, но и семантической специфики изучаемых единиц языка (например, отличие значения, выражаемого приложениями, от значения, выражаемого согласованными и несогласованными определениями).
  4. Тщательное соблюдение количества, отведенного на каждый этап урока.
  5. Поддержание постоянного, не очень быстрого темпа речи.
  6. Обращение внимания учащихся на выразительное чтение примеров и на интонационные особенности изучаемых синтаксических конструкций.
  7. Более пристальное внимание к записям учащихся на доске.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Анализ урока русского языка в соответствии с современными требованиями.

ВложениеРазмер
shema_konspekta_uroka_otkrytiya_novyh_znaniy_avtosokhranennyy.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа урока

Предмет русский язык

Тема урока : Главные члены предложения

ТСО: компьютер, проектор. экран

I. Организационный момент

Цели занятия, его план были предложены для формулировки учащимся. Цели конкретны и понятны для данной возрастной категории.

Формулируют цели и задачи урока, называют личностно значимые.

Соответствует ФГОС 2-го поколения: системно-деятельностный подход.

Доброжелательная психологическая атмосфера, хороший настрой на учебную деятельность.

II. Актуализация знаний

Теоретический материал для повторения по теме урока организован в вопросно – ответной форме.

Формулируют вопросы и задают их друг другу.

Учащиеся показали хорошие знания теоретического материала, умения грамотно формулировать вопросы, исправлять ошибки друг друга.

III. Проверка домашнего задания

В ходе письма, слова для которого диктуют учащиеся, выясняют значение некоторых слов.

Хорошо организована словарно-орфографическая работа, направленная на постоянную корректировку грамотности учащихся.

IV. Обобщение изученного

2.Работа с текстом. Формулирует задание.

Составляют предложения, объясняя изученную пунктограмму.

Списывание текста с экрана и самостоятельное выполнение задания с последующей самопроверкой.

Совместное создание текста-описания картины.

Выполняют мини-тест, сдают работы учителю.

Показывают прочные знания по теме.

Схемы предложений на экране, что даёт возможность учащимся грамотно построить предложения.

Для проверки работы- ответы учеников. Учитель стимулирует учебную активность учеников.

Текст соответствует теме урока, задания для обобщения изученного материала сформулированы грамотно, с учётом перспективы комплексного анализа текста при подготовке к ГИА.

Для самопроверки – текст на слайде.

Развитие речи учащихся- в системе работы учителя.

V.Итог урока Отвечают на вопросы учителя.

В вопросно-ответной форме.

Нет рефлексии – возвращения к заявленным самими учащимися личностно значимым целям урока.

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  3. Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

  1. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
  2. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

Считаю, что главный этап урока – это

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

  1. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
  1. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  1. Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Примерная схема анализа урока иностранного языка

Схема для разбора урока по иностранному языку.


Схема анализа урока иностранного языка

Данная схема может быть полезна любому учителю иностранного языка для того чтобы учитываать различные аспекты урока, что является одним из главных условий профессии. Несмотря на разнообразие испо.

Схема анализа урока

Данная схема анализа урока позволяет экспертам оценить посещенные уроки комбинированного типа, обобщения и систематизации материала, а также провести учителю самоанализ.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.


Схема анализа урока иностранного языка


Схема анализа урока

Схема анализа урока.


Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО

Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО (Стандарты второго поколения).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ урока русского языка

Учитель:
Дата проведения:

Тип урока : формирование умений, навыков.

Цель посещения: Организация работы по развитию связной речи

Сроки проведения соответствуют КТП.

Выбор типа урока оптимален, т.к. позволил выполнить полностью все запланированные учителем задания урока.

Методы преобладают традиционные с элементами современных: репродуктивный, словесные, наглядные, частично-поисковые, использование ИКТ, здоровьесберегающие, критического мышления.

Задания носят сравнительно – сопоставительный характер, на основе которого делантся самостоятельный вывод. Учитель организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. Содержание учебного материала адекватно теме , содержательной и развивающей целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией

В ходе урока постоянно контролировалась самостоятельная работа, выбор методов контроля разнообразен: самоконтроль, взаимоконтроль, коллективная проверка. Тема очень сложная, поэтому выбор преобладающих заданий с коллективной работой уместен, что позволило вовлечь в работу каждого ученика, добиться от них позитивных результатов.

Дети активны. Работают с интересом, за счёт проведения заданий игрового характера(на смекалку) прошла эмоциональная разгрузка.

В ходе урока решались коммуникативные задачи урока на каждом этапе урока в виде:

• учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

• контроль, коррекция, оценка действий учащихся ;

• формирование умени я с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные с одержание учебного материала и содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение ) , который не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата .

ВЫВОДЫ: Учитель владеет методикой организации и проведения работы по развитию связной речи: специальные задания языкового характера как итоговое устное сочинение на языковую тему в конце урока, что позволило определить уровень усвоения учебного материала на достаточном уровне. В ходе выполнения практических работ по образованию, продолжению текста все учащиеся показали достаточный уровень знаний теории и практические навыки. Сложности возникали при определении причастий и отглагольных прилагательных. При объяснении написания данных форм учащиеся строили логически завершённые высказывания, каждый случай отличия правописания комментировался.

Рекомендации: продолжить работу по развитию связной речи учащихся, реализовывать коммуникативно – деятельностный подход на каждом уроке.

- анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.

Воспитательная : в оспитывать уважительное отношение к языку.

Развивающая : формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.

Предметные: знать изучаемые материал, уметь применять правила на практике

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Методы : репродуктивный, поисковый, диалоговый, самостоятельная работа.

Форма обучения: урок-путешествие, самостоятельная работа

Формы организации педагогической деятельности : индивидуальная, фронтальная, парная.

Технологии : коммуникативного обучения, личностно-ориентированная, игровая.

Оборудование: мультимедиа-презентация, карточки, схемы.

Самоанализ урока.

Данный урок по типу является уроком обобщения и систематизации предметных ЗУНов.

В связи с этим верно были определены учащимся тема и цели урока. Кроме осознания необходимости повторения материала ( в начале уроке) для создания мотивации, пробуждения интереса форма урока организована как урок-путешествие. При подготовке материалов использовались в основном интернет-ресурсы.

Использовались методы : репродуктивный, поисковый, диалоговый, самостоятельная работа.

Формы организации педагогической деятельности были индивидуальная, фронтальная, парная.

Использовались технологии : коммуникативного обучения, личностно-ориентированная, игровая.

Анализ результативности урока.

На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении членов предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа по схемам, самостоятельная работа, тесты).

На уроке была организована работа по развитию таких видов мышления, как образное путем п огружения в языковую среду ( при анализе четверостишия на этапе открытия темы), так и научное (при решении учебных ситуаций, аргументировании соственного мнения).

Для развития метапредметных планируемых результатов были созданы следующие условия или ситуации:

б) для познавательных навыков – создание частично проблемных ситуаций, решение учебных задач, где учащийся должен проявить и применить ЗУН (устные, письменные задания)

в) для коммуникативных навыков – постановка вопросов, требующих аргументированного ответа учащегося, работа в паре (обсуждение пунктограмм)

4. Положительному психо-физическому настрою способствовала сама форма урока (путешествие), словесное поощрение учащихся, воспитательный момент на уроке о роли речи, слова в жизни человека, как необходимом условии нравственного развития личности. При этом была создана почва для формирования таких общечеловеческих ценностей, как добро, человечность, взаимопомощь.

Читайте также: