Представь что тебе предстоит работать над проектом влияние шума на организм человека кратко

Обновлено: 01.06.2024

Актуальность темы исследования. С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Среди прочих факторов, влияющих на здоровье человека, шум – на втором месте после химического загрязнения воздуха. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ) представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека - утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Шум – такой же медленный убийца, как и химическое отравление.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из факторов окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Естественный природный шум (тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса легкий плеск воды) приятен человеку, успокаивает его, снимает стресс. Но естественный природный шум становится все более редким, заглушается транспортными и другими шумами, которые являются постоянной частью человеческой жизни, загрязнителем городской среды, становясь медленными убийцами физического и психического здоровья человека (утомляют, раздражают).

Шум – совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени.

  1. Дать физическую и гигиеническую характеристику шума.
  2. Изучить вредное влияние шума на человека.
  3. Провести практическое исследование по измерению уровня шума в жилом помещении.
  4. Провести анкетный опрос “Насколько посторонний шум мешает вам в жизни?”
  5. Разработать практические рекомендации по снижению воздействия шума на организм человека.

I. Физическая характеристика шума.

По физической сущности шум представляет собой волнообразно распространяющееся механическое колебательное движение частиц упругой среды, носящее, как правило, беспорядочный случайный характер. Источником его является любое колеблющееся тело. Еще древнегреческий ученый Аристотель верно объяснил природу звука, полагая, что звучащее тело создает поперечное сжатие и разрежение воздуха благодаря упругости которого эти чередующиеся воздействия передаются в пространство от слоя к слою. А возникающие упругие звуковые волны, достигая нашего уха, воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука.

II. Отрицательное влияние шумов на здоровье человека.

Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека – это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь, в то время как уровень шума в 150 дБ становится непереносимым человеческим слухом.

Первоначально наблюдаемые явления адаптации сопровождаются понижением слуховой чувствительности. Различают следующие формы специфического воздействия шума: шумовая травма, утомление слуха и профессиональная тугоухость.

Утомление слуха объясняется перераздражением нервных клеток и выражается ослаблением слуховой чувствительности к концу рабочего дня. При каждодневном повторении это может служить постепенным развитием его полной потери.

Растущий организм более чувствителен к влиянию шума, чем взрослый.

Постоянная травматизация слухового нерва в состоянии вызвать ослабление внутреннего активного торможения, обусловить возбуждение коры и подкорковых центров, способствовать нарушению динамики нервных процессов и развитию неврозов. При том, что изменения в центральной нервной системе возникают раньше, чем первые нарушения в самом слуховом анализаторе.

  1. Шумовая травма: утомление слуха и профессиональная тугоухость.
  2. Повреждение органов кровообращения: повышение артериального давления, боли в области сердца, аритмия, атеросклероз.
  3. Угнетение секреции желудка, понижение кислотности.
  4. Изменения со стороны эндокринного аппарата.
  5. Изменение со стороны органов зрения.
  6. Ослабление иммунобиологических сил организма.
  7. Рост общей заболеваемости.

Это позволяет ставить вопрос о шумовой болезни, т.к. внешние шумы негативно сказываются на поведении, успеваемости, общем психическом состоянии и снижении слуха у современных подростков (у 20 % слух притуплен в такой степени как у 85- летних стариков).

III. Практические основы борьбы с шумом.

  1. Измерение уровня шума, как внешнего, так и внутреннего в жилом помещении от различных источников.
  2. Проведение анкетного опроса о том, насколько современная молодежь подвержена воздействию шума.

Уровень шума в жилом помещении не должен превышать 55 дБ. Однако мы, исходя из данных по источникам шума, сможем с уверенностью сказать, что это далеко не так. Дополнительный шум создают: непроизводственные и производственные шумы, а в самом жилом помещении аппаратура и бытовая техника.

Вредное воздействие производственного шума известно давно. В профессиональной гигиене хорошо изучены физические характеристики производственного шума, влияние его на организм человека, разработаны меры профилактики. Изучение влияния городского шума представляет собой более сложную задачу из-за многочисленности источников и их чрезвычайного разнообразия. Исследования показали, что основными источниками городских шумов служат различные транспортные средства – автомобильный, железнодорожный, авиационный. Рост шумов находится в прямой зависимости от увеличения количества передвигающегося по улицам и площадям транспорта. Уже сейчас на главных магистралях крупны городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей.

В своей статье “Шум в большом городе” врач-гигиенист Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Любовь Карпович отмечает следующее: “В Минске насчитывается окало 600 улиц с интенсивностью движения от 200 до 3000 машин в час. Транспортный шум преобладает там над остальными источниками звука в течение 15-18 часов. Движение затихает лишь на короткий промежуток времени с 2.00 до 5.00. по данным мониторинга в 2005 гаду в контрольных точках улично-дорожной сети в 93 процентах случаев шум превышал предельно допустимые уровни на 1-16 дБ. Мониторинг шума от железнодорожного транспорта по основным направлениям движения поездов, выявил превышение предельно допустимых величин на 9-13 дБ”.

Для определения уровня шума на улицах города Полоцка также проводятся ежегодно контрольные замеры в 12 его точках. Согласно данным таблицы уровень шума на улицах нашего города не превышает допустимых норм.

Для удобства изучения влияния городского шума его подразделяют на транспортный, квартальный и квартирный (жилищно-бытовой). Транспортный шум непостоянный, колебания уровня его достигают 30-50 дБ. Спектр шума широкополосной, с преобладанием низких и средних частот. Квартальный шум чрезвычайно разнообразный. В течении суток он может изменяться и быть то постоянным, то непостоянным и даже прерывистым. Максимальный уровень квартального шума достигает в отдельных случаях 90-95дБ. Частотный спектр также значительно варьирует, причем преобладают средние и высокие частоты. Квартирный шум зависит обычно от строительной звукоизоляции квартир, бытовых привычек и поведения населения дома [5, 98].

Таким образом, как мы видим источник шума может находится не только на улице (транспорт, промышленные предприятия), но и внутри дома, например лифты, бойлеры, тепловые пункты, насосные установки на системах водоснабжения и центрального отопления, креме этого бытовой шум становится все более разнообразным за счет домашней техники (телевизоры, компьютеры, музыкальные центры и др.)

Нами были проведены замеры уровня шума издаваемого компьютером, телевизором, музыкальным центром в жилом доме.

Измерения проводились не менее, чем в трёх точках, равномерно распределённых по помещению, расположенных вблизи оборудования, являющегося источником шума, удалённых не менее, чем на 1 м от стен, и 1,5 м от окон помещения, на высоте 1,2–1,5 м от уровня пола. Шум от работающего компьютера равен 40 дБ, от телевизора – 70 дБ, от музыкального центра – 75-80 дБ. Тогда как допустимый уровень звука в жилом помещении, согласно Санитарным правилам, должен быть 55 дБ.

Кроме этого со специалистами санитарно-эпидемиологического учреждения “Линейный центр гигиены и эпидемиологии на станции Полоцк Белоруской железной дороги” нами были проведены замеры уровня шума в квартире гражданки Т., проживающей в г. Полоцке по улице Спортивной (общежитие). Гражданка Т. проживает на втором этаже пятиэтажного дома, жаловалась на повышенный шум не только днём, но и после 22.00, который мешает отдыху и нормальному сну. Источник – уличный шум, характер – непостоянный. Когда нами проводились замеры, как такового источника шума: громкая музыка – не было. Поэтому уровень максимального шума составил 28 дБ. НО, учитывая то, что в доме не проводился капитальный ремонт с использованием современных звукоизолирующих материалов, можно допустить, что данная жалоба является обоснованной. А как мы уже установили, уровень от музыкального центра при, как нам кажется, нормальном звуке составляет 75–80 дБ, а если усилить звук, то соответственно и уровень шума будет намного выше.

При проведении измерений шума желательно, чтобы уровни фонового шума были не менее, чем на 10 дБ ниже суммарного уровня измеряемого шума. Для проверки этого условия необходимо проведение измерений уровня шума при работающем и неработающем источнике шума.

Если разность между измеренными уровнями меньше 3 дБ, то проведение измерений в данных условиях недопустимо и измерение следует провести в другое времени, когда уровни фонового шума ниже (например, мы проводим замеры уровня шума, издаваемого движущим автотранспортом в доме, расположенном возле автотрассы, и, учитывая, что это час-пик, постоянно в доме работает лифт (в данном случае будет иметь месть фоновый шум).

Таким образом, мы видим, что шум сопровождает нас постоянно – мимо едут машины, фоном работают телевизор, музыкальный центр, радио, компьютер, холодильник и другое оборудование, а каково влияние шума на организм человека мы рассмотрели в предыдущей главе. Нами был проведен анкетный опрос о том, насколько современная молодежь подвержена воздействию шума, имеет ли место акустическое перенапряжение или нет.

Анкетирование проводилось среди людей молодого возраста 14–25 лет. Количество, принявших участие в анкетировании, составляет 23 человека.

- 87% молодых людей предпочитают тишине громкие звуки (например, тихой и спокойной музыке шумную и громкую).

- 43,4% опрошенных утверждают, что на их сон не влияют посторонние звуки.

- 69% опрошенных считают, что при подготовке домашнего задания необходима тишина, 13% пришли к мнению о том, что им не мешают громкие звуки при подготовке домашнего задания, 18% ответили, что им всё равно.

Как мы видим, основная масса молодых людей предпочитает тишине громкие звуки, любит, чтобы постоянно звучала музыка и главным образом громкая, ритмичная, Мы привыкли к шумным условиям жизни и, как мы видим из проведённого анкетирования, современные молодые люди практически не замечают шумовой нагрузки и не испытывают шумового дискомфорта. Но как показывают медицинские данные, 20 % юношей и девушек слух оказался притупленным в такой степени как 85-летних стариков.

С целью охраны здоровья от шума работающих нормируются параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в производственных помещениях и на территориях предприятий. При разработке технологических процессов, проектировании и изготовлении машин, производственных зданий и сооружений необходимо принимать все необходимые меры по снижению шума, воздействующего на человека, а именно разработка шумобезопасной техники, применение средств и методов коллективной и индивидуальной защиты. Для работающих в условиях повышенного шума необходимо проводить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими приказами Минздрава.

Чтобы не допустить передачу шума из шумных помещений в малошумные и за пределы здания или территории предприятия, необходимо планировать размещение шумных предприятий, с исключением проникновения шума в жилые районы населенных мест, удалять шумные цеха от нешумных, и от границы территории жилой застройки; организовывать зеленую зону вокруг шумных цехов (кустарник, густолиственные и хвойные деревья).

Зонирование (озеленение) селитесной (жилой) территории вдоль магистральных улиц, скоростных дорог, железных дорог, установка высоких ограждений отделяющих магистраль от жилых домов, свободная застройка жилых районов, эффективные глушители шума на автомашинах, запрещение звуковых сигналов и др. – все это мероприятия по борьбе с шумом.

Самое простое, что мы можем сделать для себя, для того, чтобы избежать шумовых атак дома – это включать телевизор, радио, музыкальный центр, компьютер и др. только тогда, когда нам это действительно нужно, а не все вместе. Ведь нам только кажется, что когда играет музыка, работает телевизор, компьютер никого вреда от этого нет, наоборот шумно, весело, не скучно и мы настолько привыкаем ко всему этому порой не можем уснуть от тишины. Многие любят засыпать под громкую музыку, считая это нормой, а ведь шум мешает нормальному отдыху восстановлению сил, нарушает сон. Систематические недосыпания ведут к тяжелым нервным расстройствам, поэтому защите сна от всякого рода раздражителей должно уделяться большое внимание.

В ходе теоретического изучения шума и его влияние на организм человека нами были определены основные понятия: что такое шум (звук), физическая характеристика, классификация шумов, определены уровни шумов. Кроме этого нами было изучено постоянное воздействие шума на организм человека и те последствия, к которым приводит постоянное воздействие интенсивных звуковых раздражений.

Данная исследовательская работа была бы неполной, если бы нами не были проведены практические замеры шума.которые проводились с привлечением специалистов санитарно-эпидемического учреждения “Линейный центр гигиены и эпидемиологии на станции Полоцк Белорусской железной дороги” и использованием их прибора – шумомер “Октава 110А”. По результатам проведённых замеров можно сделать вывод о том, что мы ежедневно сталкиваемся с акустическим перенапряжением, даже у себя в доме, если неразумно использовать всю имеющуюся аппаратуру.

В результате нами были разработаны рекомендации по снижению вредного воздействия шума на организм человека:

- это включать телевизор, радио, музыкальный центр, компьютер и др. только тогда, когда нам это действительно нужно, а не все вместе. Ведь нам только кажется, что когда играет музыка, работает телевизор, компьютер никакого вреда от этого нет, наоборот шумно, весело, не скучно и мы настолько привыкаем ко всему этому, что порой не можем уснуть от тишины.

- уделять внимание защите сна от всякого рода раздражителей. Многие любят засыпать под громкую музыку, считая это нормой, а ведь шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. Систематические недосыпания ведут к тяжелым нервным расстройствам.

- сокращать время контакта с шумом;

- нахождение после шумного помещения некоторое время в тихом с целью восстановления функции слуха;

- чаще бывать на природе, т.к тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку.


Сегодня весьма актуальна проблема влияния шума на здоровье человека. Среди наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является звуковой шум. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, а гигиеническая проблема борьбы с шумом является на сегодня наиболее актуальной.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

2.1. Теоретическая часть. Шум с физической точки зрения …………………..3

2.2. Влияние шума на организм человека ……………………………………. 4

2.3. Мероприятия по защите от шума……………………………………………7

3.1. Памятка для учащихся……………………………………………………. 12

Проблема: Сегодня весьма актуальна проблема влияния шума на здоровье человека. Среди наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является звуковой шум. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, а гигиеническая проблема борьбы с шумом является на сегодня наиболее актуальной.

Звуковой шум воспринимается как неприятные, нежелательные звуки, мешающие нормально работать, получать нужную информацию, отдыхать. Шум ведет к снижению работоспособности, остроты слуха, функциональных возможностей коры головного мозга, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Шум действует на человека возбуждающе, вызывает выделение в кровь большого количества гормонов, вызывающих чувство страха, опасности, агрессии, обостряет хронические заболевания.

Моя работа над данным проектом вызвана желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, и как можно сохранить слух. В процессе исследования мы провели опрос учащихся о влиянии шума на их состояние здоровья и работоспособность. Данная работа призвана, привлечь внимание ребят к решению проблемы шумового загрязнения городов, охраны окружающей среды и сохранения своего здоровья и окружающих.

Цель работы: изучить влияние шума и звука на здоровье человека.

Объект исследования: шум как звуковое явление.

Предмет исследования: воздействие шума и звука на организм человека.

Ожидаемый результат: опираясь на фактический материал, показать важность охраны окружающей среды.

Гипотеза: обратить пристальное внимание на проблему защиты здоровья человека от шума. Учащиеся нашей школы могут обезопасить себя от вредного влияния шума и повысить работоспособность на уроках, если:

Методы: теоретический анализ научной литературы, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретическая часть. Шум с физической точки зрения.

Следовательно, чтобы вызвать ощущение звука, необходимо выполнить три условия:

  1. источник колебаний;
  2. среда должна быть упругой;
  3. мощность звуковой волны должна вызвать ощущение звука.

Звуки, которые мы ежедневно слышим, очень разнообразны. Они делятся на музыкальные звуки и шумы. К первым относятся пение, звучание натянутых струн скрипки, гитары или виолончели, духовых или других музыкальных инструментов, свист и т. п. Шумы возникают во время грозы, создаются работающими двигателями, шелестящей листвой. С помощью органов речи люди могут воссоздавать музыкальные звуки и шумы. Шум отличается от музыкального тона тем, что у него нет определённой частоты колебаний, а значит – определённой высоты звука.

Шум - это хаотическая смесь многих звуковых колебаний разных частот и амплитуд. Шум – сложное физическое явление: он образуется вследствие наложения колебаний различных частот, то есть состоит из звуков разной высоты. Он является одной из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды, адаптация организмов к которому практически не возможна. Источниками шумов являются все виды транспорта, промышленные объекты, громкоговорящие устройства, лифты, телевизоры, радиоприёмники, музыкальные инструменты, собрания людей и отдельные лица. Чрезмерный шум влияет на человека подобно яду, который в организме медленно накапливается.

Влияние шума на организм человека

Уровень шума, его сила (интенсивность) измеряется в децибелах (дБ). Интенсивность всех звуков диапазона слухового восприятия выражают в относительных единицах от 0 до 130 дБ (болевого порога). Измеряют шум специальной аппаратурой - шумомерами. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:

  • шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;
  • шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;
  • шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление;
  • шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие:

• для сна, отдыха- 30-40 дБ;

• для умственного труда- 40-50 дБ;

• для лабораторных исследований, работы с ЭВМ - 50-60 дБ;

• для производственных цехов, гаражей, магазинов - 50-70 дБ.

Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия (в дБ). Приложение №1

Воздействие шума проявляется:

  • На слуховой аппарат человека;
  • На нервную систему человека;
  • На сердечно - сосудистую систему.
  • Раздражительным, нервным, слабым, забывчивым;
  • Тревожным, испуганным, плохо видит, ухудшается интеллектуальная деятельность;
  • Быстро утомляемым.
  • Приобретает: гипертоническую болезнь, бессонницу, неправильный обмен веществ, снижается порог чувствительности нервных, на репродуктивную функцию человека.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие:

  • нарушение сна
  • сердечно-сосудистые и нервные расстройства
  • чувство усталости
  • повышенная утомляемость
  • понижение настроения
  • понижается способность к учебе
  • понижается производительность труда
  • снижается слух
  • 120-130 дБ – болевое ощущение, акустическая травма
  • 186 дБ – разрыв барабанных перепонок
  • 196 дБ – повреждение легочной ткани

Медицинские исследования свидетельствуют, что у лиц, имеющих шумные профессии, желудочные заболевания (гастриты, язвы) возникают в 4 раза чаще, чем у других. Среди них также намного больше глухих. От продолжительного сильного шума производительность у людей умственного труда снижается на 60%, физического-на 30%.

Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает через 1-2 года, при средних - через 5 – 10 лет. Снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами, восстановление не происходит, временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный. Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько поврежденными, что не восстанавливаются.

Можно выделить следующие последствия влияния шумов на человека:

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание.

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

Мероприятия по защите от шума

Сегодня современные технологии позволяют снизить неблагоприятное влияние громкого звука и шума на организм человека. В квартире можно установить звукоизоляцию и стеклопакеты, используя беруши можно спокойно спать, не раздражаясь от посторонних звуков. Шумопоглощающие наушники помогут сосредоточиться во время работы или чтения книги.

Борьба с шумом состоит в создании шумозащитных экранов, поглощающих фильтров, бесшумных механизмов, в изменении технологии производства и динамики транспортных потоков. Даже озеленение территории снижает уличный шум на 25%. Хорошие звукоизоляционные материалы: вата, ворсистые ковры, стены из пенобетона или пористой сухой штукатурки.

При этом стоит знать, что полная тишина действует на человека не менее угнетающе, поэтому ограждать себя от шума следует в меру. Главное - постоянно наблюдать за своим самочувствием и стараться слушать приятные звуки: любимую музыку, мелодию моря и дождя. Стоит оценить уровень шума вокруг и подумать, как от него оградиться.

Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81% больше времени. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

По общепринятым стандартам: Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь - 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный. Такой шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций. Громкий шум (59 - 65 дБ) превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции. Интенсивный шум (65 -75 дБ) заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции. Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах.

Работая над проектом, я провела опрос среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование среди учеников 7-10 классов нашей школы. В опросе участвовали 192 ученика. Приложение №2

Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников.

1. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень 103-54%;

3) не знаю, не обращаю внимания 41-21%.

2. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает 65-34%;

3) не знаю, не обращаю внимания 49-25%.

3. Сколько учащихся должно быть в классе. Чтобы на уроках не было шумно?

1) 10-15 человек 65-34%;

3) 20-25 человек 49-25%.

4. Какое направление в музыке вы предпочитаете?

  1. Рок 27-14%;
  2. Рэп 34-18%;
  3. Поп 21-11%
  4. Классическая музыка 24-13%
  5. Я меломан 86-44%.

5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

6.Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?

  1. Динамики 27-14%;
  2. Наушники 83-43%;
  3. когда как 82-43%

7.Раздражает ли вас посторонний шум?

  1. Да 51-27%;
  2. Нет 16-8%
  3. Иногда 125-65%.

8. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

9. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

  1. Да 83-43%;
  2. Нет 30-16%;
  3. Иногда 79-41%.

10. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

11. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

  1. Да 121-63%;
  2. Нет 29-15%;
  3. Иногда 42-22%.

12. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?

Проанализировав ответы, я сделала следующие выводы:

  1. Шум на уроках и переменах оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает.
  2. Количество обучающихся в классе главная причина шума на уроке.
  3. Большинство учеников слушают музыку во время выполнения домашнего задания, отдавая предпочтение тяжелой музыке. Качество умственной работы снижается.
  4. Школьники предпочитают слушать музыку через наушники, музыка раздражает барабанные перепонки и оказывает вредное действие на здоровье учеников.
  5. Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние. Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека.
  6. Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители и не всегда может проснуться под звук будильника.
  7. Учащихся не задумывается о том, то увеличение шума может привести к тяжелым последствиям и является важной проблемой.

В ходе работы над проектом мною были изучены свойства и особенности шума. Было рассмотрено физическое понятие шума. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас. Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем современного общества. Поэтому я решила продолжить свое исследование в направлении изучения уровня шума на уроках и переменах, в разных классах и на разных этажах, а также влияние громкой музыки на трудоспособность, активность, концентрацию внимания и результативность работы.

Мною сделаны следующие выводы:

  1. Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 дБ может привести к частичной или полной потере слуха, также могут произойти патологические изменения в сердечно-сосудистой и нервной системе. Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ.
  2. Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны.
  3. Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.
  4. Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках физики, биологии, музыки, основах безопасности жизнедеятельности, во внеурочной деятельности. А также в просветительской работе и здоровьесберегающих технологиях (выпуск бюллетеней, выставки рисунков, плакатов).

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Влияние звуков и шумов на организм человека


Учащийся 11 класса проводит индивидуальное исследование и создает учебный проект по ОБЖ на тему "Влияние звуков и шумов на организм человека" с целью, выяснить, как влияет шум на организм человека. Для этого автор проекта изучил характеристики звука и шума, а также рассмотрел справочную литературу по теме работы.

Подробнее о работе:


В процессе написания индивидуальной исследовательской работы по ОБЖ на тему "Влияние звуков и шумов на организм человека" ученик 11 класса школы познакомился с устройством шумомера, выявил влияние шума на отдельные органы человека и организма в целом, провел социологический опрос и проанализировал полученные результаты, экспериментально определил уровень шума возле своего дома.

Детский исследовательский проект о звуках и шуме содержит определение понятий "шум", "звук", "школьный шум". В рамках проекта были рассмотрены основные уровни восприятия шума человеком и последствия шума для организма человека. Учащийся описал, какие имеются основные методы борьбы с шумом, и дал рекомендации школьникам по сохранению слуха.

Оглавление

Введение


Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.

Более 100 лет назад, немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения городской среды были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остроактуальными только в последние десятилетия.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека.

За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.

Борьба с шумом, является комплексной проблемой. В статье 12 – закона “об охране атмосферного воздуха” принятого в 1980г. отмечается, что “в целях борьбы с производственными и иными шумами должны в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов, улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов, организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов”.

Нам кажется, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья человека, окружающих его условий.

Существует огромное количество различных источников звука и шума. Чувствительность нашего уха очень велика – диапазон интенсивностей от порога слышимости до порога осязания огромен. Мерой чувствительности органов слуха к восприятию звуковых волн данной интенсивности является уровень интенсивности.

Установлены определенные нормы уровня интенсивности звука для помещений, в том числе и для школ. Распространенный круг вопросов по теме позволяет не только соотнести нормы уровня интенсивности звука с практическими, но и предположить возможные способы по приближению к нормативному уровню интенсивности звука.

Поэтому мы решили изучить более, глубоко эту проблему. В этом и заключается ее актуальность.

Объект исследования: Шум.

Предмет исследования: Действие шумов на организм человека.

Гипотеза: Человек, как любой живой организм на земле находится в многообразном мире звуков. Очевидно, что звуки разной частоты оказывают разное влияние человека. Но наибольший вред на здоровье оказывает шум!

Цель исследования: Выяснить, как влияет шум на организм человека.

  1. Изучить характеристики звука и шума.
  2. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
  3. Познакомиться с устройством шумомера.
  4. Выявить влияние шума на отдельные органы человека и организма в целом.
  5. Провести социологический опрос и проанализировать полученные результаты.
  6. Экспериментально определить уровень шума возле своего дома.
  • Работа с источниками информации.
  • Сопоставление фактов и статистических данных.
  • Анкетирование.
  • Сравнительный анализ.
  • Практическая работа по определению уровня шума рядом со своим домом.
  • Наблюдение.

Понятие звука и шума


Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, спеша по делам в общественном транспорте, смотря вечером телевизор или слушая музыку, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот. И это оздействие, даже если мы не придаем ему значения, не остается безразличным для нашего организма.

Так что же собой представляет звук? В научной литературе дается понятие звука как колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е. в среднем от 16 до 20000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду).

В воздухе при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330 м/с, в морской воде – около 1500 м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000 м/с. Упругие волны с частотой меньше 16 Гц называют инфразвуком, а волны, частота которых превышает 20000 Гц,- ультразвуком.

Звук может распространяться в газообразной и жидкой среде только в виде продольных волн, а в твердых телах помимо продольных волн возникают также и поперечные волны

Беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков носит название шума. Иными словами, шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Одни и те же звуки животные и человек воспринимают с разной частотой.

К шуму относятся длительные или кратковременные звуки, которые представляют собой сочетание множества различных тонов, частота, форма, интенсивность и продолжительность действия которых беспорядочно меняются. Шум, содержащий все частоты в широком диапазоне спектра примерно одинаковой интенсивности, называется белым шумом. Источники шума в городе чрезвычайно разнообразны, но основной из них — транспорт, который вызывает 60 — 80% всех шумов.

Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность - уровень звукового давления, измеряемый в децибелах. Были проанализированы разные источники звуков и шума и составлены таблицы.

Источники шума могут быть как производственные, так и не производственные.

Классификация шумов

Шумы можно разделить на следующие группы:

  • По спектру шумы подразделяются на стационарные и нестационарные.

По характеру спектра шумы подразделяют на:
широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена изучению шума и воздействию его на организм человека.

Проектно – исследовательская работа

Выполнила учащаяся 9 А класса

Ф.И.О._Романова Алина Евгеньевна

Руководитель: Монаенкова Зоя Алексеевна

Введение 3

I. Основная часть 4

1.1.Общая характеристика шума. 4

1.2. Источники шума. Шумовое загрязнение. 4

1.3. Влияние шума на организм человека. 5

1.4. Защита от шума 7

II. Экспериментальная часть 8

2.1. Социологический опрос. 8

2.2. Опыт на определение остроты слуха. 8

Заключение 10

Литература 11

Приложения 12

В последнее время в связи с ростом производства, использованием новых источников энергии, развитием автотранспорта, возрастает влияние физических факторов на здоровье людей. Серьёзным фактором, ухудшающим жизненную среду, является шум. Шум уникален как загрязнитель. Шум понижает качество жизни, нанося значительный вред здоровью.

В условиях производства шум вызывается работой технологического оборудования, на улицах города - порождается транспортом и коммунально-бытовыми источниками.
Наряду с внешним шумом, приникающим в жилище и другие места постоянного пребывания людей, возрастающее значение приобретают внутридомовые источники шума. Существенными источниками шума в жилых домах служат различные механические и электрические приборы, а также само поведение людей. В совокупности все эти источники создают постоянный звуковой (шумовой) фон, сопровождающий людей, как во время работы, так и во внерабочее время. Люди все время вынуждены невольно реагировать на сменяющие друг друга события той звуковой среды, в которой они обитают.

Некоторые люди не могут работать в условиях абсолютной тишины, отсутствие звуков угнетает. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Шумовое загрязнение вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, заболевания сердца, нарушения нервной системы и др.

Данная работа посвящена изучению шума и воздействию его на организм человека.

Актуальность исследовательской работы определяется необходимостью своевременной объективной оценки состояния акустической среды обитания человека по критерию шумового загрязнения.

Цель работы: Исследовать источники акустических загрязнений окружающей среды, их влияние на организм человека, изучить способы их устранения.

Основные задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал о влиянии шума на человека.

2. Исследовать действие шума на здоровье человека.

3. Оценить степень шумового загрязнения в разных территориях поселка.

4. Предложить способы защиты от шума, сформулировать рекомендации по снижению шума.

Методы исследования:

1. Работа с источниками информации.

2. Изучение и обобщение.

3. Анализ и синтез.

4. Опрос (Анкетирование).

Предмет исследования - зависимость здоровья жителей города Липецка от акустических загрязнений окружающей среды.

Объекты исследования — шумовой режим Липецка и составляющих его территорий, внутрижилищная акустическая среда домов.

I. Основная часть 1.1.Общая характеристика шума.

Кажется, совсем не нужно пояснять, что такое звук. Это то, что мы слышим. Это и нежная мелодия скрипки, и тревожный звон колокола, и грохот водопада, и слова, произносимые человеком… всё это звуки, и поэтому мы их слышим. Но само физическое явление – звук – существует на Земле помимо человека. С точки зрения физики, звук – это возникновение и распространение колебаний в каком-либо веществе, будь то воздух, жидкость или твердое тело. Источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. Это тело приводит в движение окружающий воздух, в котором начинают распространяться упругие продольные волны. Когда эти волны достигают уха, они заставляют колебаться барабанную перепонку, и мы ощущаем звук.

К шумам относят звуки любого рода, воспринимаемые человеком, как неприятные, мешающие и даже вызывающие болезненные ощущения.

Не следует думать, что раньше шумов не было, и они не мешали людям. Так, уже в Древнем Риме жители жаловались на шум колесниц по ночам, которые не давали им спать и одним из указов Юлия Цезаря было запрещение движение экипажей по ночному Риму (50 г. до н.э.).

Сегодня шум — один из важнейших факторов вредного влияния на окружающую среду и человека и опасен не менее чем загрязнение атмосферы и гидросферы.

Но в восприятии нами звуковых колебаний есть ещё и психологический аспект. Мы с удовольствием слушаем песню, игру пианиста или скрипача, играющий в отдалении духовой оркестр. Все эти звуки мы называем музыкой. Но редко встречаются люди, которым приятны визг, скрежет или грохот.

При оценке воздействия шума большое значение имеют время суток, сила и продолжительность действия, тип звука и регулярность его воздействия.

1.2. Источники шума. Шумовое загрязнение.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Как уже отмечалось, шум — это побочные продукты цивилизованного мира и как всякий побочный продукт может иметь опасные последствия.

Шумовое загрязнение среды относится к категории чисто экологических факторов, поскольку оказывает непосредственное и исключительное воздействие на живые организмы. Основным и повсеместным источником шума является наземный (автомобильный и железнодорожный) транспорт, хотя и другие источники, такие как воздушный транспорт, промышленные предприятия, строительные машины и механизмы, вносят свой вклад в создание шумового поля. Уровень шума, создаваемый отдельными источниками, может значительно превышать санитарный уровень.

К основным источникам шума в повседневной жизни относится движение транспортных средств. Особенно сильный уличный шум производят рельсовый транспорт, грузовые автомобили и автобусы, троллейбусы, но и легковой транспорт вносит свою лепту в уличный шум.

В жилых зданиях, квартирах шум возникает за счет работающих бытовых приборов: стиральные машины, пылесосы, холодильники, телевизоры, музыкальные центры и т. д. Кроме того, вклад в создание шумов вносят звуки шагов, хлопанье дверей, передвижение мебели, разговоры, пение, шумы в водопроводных трубах и лифтов и т. д.

Диаграмма. Шумовое загрязнение (Приложение №1)

На диаграмме представлены источники шума в окружающей человека среде по справочным данным независимой экологической экспертизы, проводимой в 2003 году компанией ECO STANDARD.

Таблица. Интенсивность шума различных источников (Приложение №2)

1.3. Влияние шума на организм человека.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что в зависимости от уровня и длительности шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека. Некоторые люди считают, что к шуму можно привыкнуть, но это далеко не так. В общем случае шум небезразличен для организма человека и может вызывать различные психические реакции, отключение вегетативной нервной системы, регулирующей функции внутренних органов, сердечнососудистой системы и обмен веществ, повреждения слуха, а при высоких уровнях громкости вызывает болезненные ощущения.

В повседневной жизни повреждения слуха могут вызываться слишком громкой музыкой, выстрелами в тире и т. д. Следует отметить, что такие источники шума, как аэродромы, оживленные магистрали редко вызывают потери слуха у людей, которые находятся вблизи этих объектов незначительное время.

Реакция организма на шум зависит от многих факторов. Причиной различного восприятия шума могут оказаться возраст, пол, состояние здоровья, характер деятельности человека. При этом решающее значение играют уровень шума и фактор времени. Степень раздражающего воздействия зависит и от того, насколько шум превышает привычный окружающий фон, какова заключенная в нем информация. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Организм человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, т.к. в основе лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

Очень сильный шум (свыше 110 дБ) может стать причиной, так называемого шумового опьянения – агрессивного, возбужденного состояния, а впоследствии привести и к потере слуха.

И это – только дома. Прогулка же по большому городу нередко заканчивается головной болью – так действует на нас разнообразный шум. Не сравнить с тишиной у реки, когда слышно лишь журчание воды, шелест листьев.

Схема. Влияние шума на организм человека (Приложение №3).

1.4. Защита от шума

Борьба с шумами ведется не первый год: выносят за черту города железные дороги и скоростные автострады, запрещают пользоваться звуковыми сигналами, отводят в сторону от жилых районов маршруты самолетов.

Борьба с уличным шумом ведется путем замены трамвайного транспорта троллейбусным и автобусным, ограничения пользования звуковыми сигналами и т.п.

Основные методы борьбы с шумом:

1. Звукопоглощение (применение материалов из минерального войлока, стекловаты, поролона и т.д.).

2. Звукоизоляция. Звукоизолирующие конструкции изготавливаются из плотного материала (металл, дерево, пластмасса).

3. Установка глушителей шума.

4. Рациональное размещение цехов и оборудования, имеющих интенсивные источники шума.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Влияние звука и шума на организм человека

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа №14"

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа №14"


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема: Сегодня весьма актуальна проблема влияния шума на здоровье человека. Среди наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является звуковой шум. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, а гигиеническая проблема борьбы с шумом является на сегодня наиболее актуальной.

Актуальность.

Звуковой шум воспринимается как неприятные, нежелательные звуки, мешающие нормально работать, получать нужную информацию, отдыхать. Шум ведет к снижению работоспособности, остроты слуха, функциональных возможностей коры головного мозга, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Шум действует на человека возбуждающе, вызывает выделение в кровь большого количества гормонов, вызывающих чувство страха, опасности, агрессии, обостряет хронические заболевания.

Моя работа над данным проектом вызвана желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, и как можно сохранить слух. В процессе исследования мы провели опрос учащихся о влиянии шума на их состояние здоровья и работоспособность. Данная работа призвана, привлечь внимание ребят к решению проблемы шумового загрязнения городов, охраны окружающей среды и сохранения своего здоровья и окружающих.

Цель работы: изучить влияние шума и звука на здоровье человека.

Объект исследования: шум как звуковое явление.

Предмет исследования: воздействие шума и звука на организм человека.

Задачи:

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

Выяснить влияние шума и звука на здоровье человека.

Провести опрос и проанализировать полученные результаты.

Ожидаемый результат: опираясь на фактический материал, показать важность охраны окружающей среды.

Гипотеза: обратить пристальное внимание на проблему защиты здоровья человека от шума. Учащиеся нашей школы могут обезопасить себя от вредного влияния шума и повысить работоспособность на уроках, если:

получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;

внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.

Методы: теоретический анализ научной литературы, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретическая часть.Шум с физической точки зрения.

Следовательно, чтобы вызвать ощущение звука, необходимо выполнить три условия:

среда должна быть упругой;

мощность звуковой волны должна вызвать ощущение звука.

Звуки, которые мы ежедневно слышим, очень разнообразны. Они делятся на музыкальные звуки и шумы. К первым относятся пение, звучание натянутых струн скрипки, гитары или виолончели, духовых или других музыкальных инструментов, свист и т. п. Шумы возникают во время грозы, создаются работающими двигателями, шелестящей листвой. С помощью органов речи люди могут воссоздавать музыкальные звуки и шумы. Шум отличается от музыкального тона тем, что у него нет определённой частоты колебаний, а значит – определённой высоты звука.

Шум - это хаотическая смесь многих звуковых колебаний разных частот и амплитуд. Шум – сложное физическое явление: он образуется вследствие наложения колебаний различных частот, то есть состоит из звуков разной высоты. Он является одной из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды, адаптация организмов к которому практически не возможна. Источниками шумов являются все виды транспорта, промышленные объекты, громкоговорящие устройства, лифты, телевизоры, радиоприёмники, музыкальные инструменты, собрания людей и отдельные лица. Чрезмерный шум влияет на человека подобно яду, который в организме медленно накапливается.

Влияние шума на организм человека

Уровень шума, его сила (интенсивность) измеряется в децибелах (дБ). Интенсивность всех звуков диапазона слухового восприятия выражают в относительных единицах от 0 до 130 дБ (болевого порога). Измеряют шум специальной аппаратурой - шумомерами. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:

шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;

шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;

шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление;

шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие:

• для сна, отдыха- 30-40 дБ;

• для умственного труда- 40-50 дБ;

• для лабораторных исследований, работы с ЭВМ - 50-60 дБ;

• для производственных цехов, гаражей, магазинов - 50-70 дБ.

Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия (в дБ).Приложение №1

Воздействие шума проявляется:

На слуховой аппарат человека;

На нервную систему человека;

На сердечно - сосудистую систему.

Человек становится:

Раздражительным, нервным, слабым, забывчивым;

Тревожным, испуганным, плохо видит, ухудшается интеллектуальная деятельность;

Приобретает: гипертоническую болезнь, бессонницу, неправильный обмен веществ, снижается порог чувствительности нервных, на репродуктивную функцию человека.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие:

сердечно-сосудистые и нервные расстройства

понижается способность к учебе

понижается производительность труда

120-130 дБ – болевое ощущение, акустическая травма

186 дБ – разрыв барабанных перепонок

196 дБ – повреждение легочной ткани

Медицинские исследования свидетельствуют, что у лиц, имеющих шумные профессии, желудочные заболевания (гастриты, язвы) возникают в 4 раза чаще, чем у других. Среди них также намного больше глухих. От продолжительного сильного шума производительность у людей умственного труда снижается на 60%, физического-на 30%.

Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает через 1-2 года, при средних - через 5 – 10 лет. Снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами, восстановление не происходит, временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный. Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько поврежденными, что не восстанавливаются.

Можно выделить следующие последствия влияния шумов на человека:

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание.

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

Мероприятия по защите от шума

Сегодня современные технологии позволяют снизить неблагоприятное влияние громкого звука и шума на организм человека. В квартире можно установить звукоизоляцию и стеклопакеты, используя беруши можно спокойно спать, не раздражаясь от посторонних звуков. Шумопоглощающие наушники помогут сосредоточиться во время работы или чтения книги.

Борьба с шумом состоит в создании шумозащитных экранов, поглощающих фильтров, бесшумных механизмов, в изменении технологии производства и динамики транспортных потоков. Даже озеленение территории снижает уличный шум на 25%. Хорошие звукоизоляционные материалы: вата, ворсистые ковры, стены из пенобетона или пористой сухой штукатурки.

При этом стоит знать, что полная тишина действует на человека не менее угнетающе, поэтому ограждать себя от шума следует в меру. Главное - постоянно наблюдать за своим самочувствием и стараться слушать приятные звуки: любимую музыку, мелодию моря и дождя. Стоит оценить уровень шума вокруг и подумать, как от него оградиться.

Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81% больше времени. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

По общепринятым стандартам: Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь - 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный. Такой шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций. Громкий шум (59 - 65 дБ) превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции. Интенсивный шум (65 -75 дБ) заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции. Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах.

Работая над проектом, я провела опрос среди учеников нашей школы.

Анкетирование учащихся:

Мною было проведено анкетирование среди учеников 7-10 классов нашей школы. В опросе участвовали 192 ученика. Приложение №2

Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников.

1. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень 103-54%;

3) не знаю, не обращаю внимания 41-21%.

2. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает 65-34%;

3) не знаю, не обращаю внимания 49-25%.

3. Сколько учащихся должно быть в классе. Чтобы на уроках не было шумно?

1) 10-15 человек 65-34%;

3) 20-25 человек 49-25%.

4. Какое направление в музыке вы предпочитаете?

Классическая музыка 24-13%

5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

6.Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?

7.Раздражает ли вас посторонний шум?

8. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

9. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

10. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

11. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

12. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?

Проанализировав ответы, я сделала следующие выводы:

Шум на уроках и переменах оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает.

Количество обучающихся в классе главная причина шума на уроке.

Большинство учеников слушают музыку во время выполнения домашнего задания, отдавая предпочтение тяжелой музыке. Качество умственной работы снижается.

Школьники предпочитают слушать музыку через наушники, музыка раздражает барабанные перепонки и оказывает вредное действие на здоровье учеников.

Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние. Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека.

Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители и не всегда может проснуться под звук будильника.

Учащихся не задумывается о том, то увеличение шума может привести к тяжелым последствиям и является важной проблемой.

Заключение

В ходе работы над проектом мною были изучены свойства и особенности шума. Было рассмотрено физическое понятие шума. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас. Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем современного общества. Поэтому я решила продолжить свое исследование в направлении изучения уровня шума на уроках и переменах, в разных классах и на разных этажах, а также влияние громкой музыки на трудоспособность, активность, концентрацию внимания и результативность работы.

Мною сделаны следующие выводы:

Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 дБ может привести к частичной или полной потере слуха, также могут произойти патологические изменения в сердечно-сосудистой и нервной системе. Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ.

Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны.

Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.

Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

Результаты:

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках физики, биологии, музыки, основах безопасности жизнедеятельности, во внеурочной деятельности. А также в просветительской работе и здоровьесберегающих технологиях (выпуск бюллетеней, выставки рисунков, плакатов).

Планы на будущее

Изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений.

Измерить уровень шума в школе с помощью шумомера.

Проверить остроту слуха у обучающихся и учителей.

Литература

Читайте также: