Проект в доу по фгос в младшей группе по фэмп

Обновлено: 06.07.2024

Образовате льные обл асти, охваченн ые проектн ой деятельностью:

Участники : дети вт орой младш ей группы, п едагоги, р одители.

Путь, ко то рый пр оходит ребенок в своем развити и в дошкольные годы,

огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю

человек. Те изменения, кот орые происходят в развитии у ма ребенка -

Повышение качества образовани я невозможно без разработки и

внедрения современны х педагогических технологий, но вы х моделей учебно й

деятельности. Для этого необходима целенаправле нная ра бота по

формированию и нтеллектуальн о - развивающей с реды.

Основным условием р азвития личности детей является наличие

привлекатель ных видов деятельности, пре доставление возможн ости

проявлять инициат иву, внимание и уважение со стороны взрослы х к

каждому ребенку и взаимо отношениям детей, подли нное сотрудничеств о

Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельно е

значение, что является приоритетн ой задачей, т.к. обеспечивает по л учение

первичных знан ий и п редставлени й об ок ружающем и является ос новой

четырех лет. Дети младшей группы занимаются самыми важными для их

возраста в идами де ятельности – игрой, конструированием, изобразительной

Большое внимание уделяется реше нию зада ч сенсорн ого р азвития, т.к. в

ходе организ уемой деятельн ости малыши, играя в дидактически е игры,

незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предм етов,

Отбор задач осуществл ён исходя из современных требований к обучению

- придания обуч ению развивающ его и восп итывающег о характера;

- интегрированн ый подход к соде ржанию и организации педагогического

Проект направлен на развитие математических сп особност ей, что

сп особствует д альнейшему р азвитию д етей в детск ом саду.

Цель проект а : Выявить эффективные способы формирования элементарны х

математически х представле ний у детей 2 младшей гр уппы.

1.Формировать э лемента рные математи ческие п редставления у детей.

2.Создать максим ально благо приятные условия для ра ннего выявления и

развития инте ресов, скл онностей и с пособносте й ребенка.

3.Отобрать наи более э ффективные приемы и мето ды активи зации

познавательно й деятель ности на занят иях с детьми вт орой младше й группы.

4.Систематизи ровать подо бранный мате риал для исп ользования на занятиях

в виде практическ ого матери ала и реком ендаций по их ис пользованию.

* принцип наглядно сти : использова ние нагля дного мате риала;

* принцип с истемн ости и последовательнос ти – обучение ведется «от

* принцип до ступно сти – м атериал деется в д оступной для детей форме

* принцип научнос ти - вся непосредственная деятельность ведется с опорой

на учебную литературу, опыт педагогов, проверенны е временем методы и

* дифференциро ванный и индивидуальн ый подход – педагог внимательн о

следит за успех ами кажд ого ребенка , подбирает б олее удо бную систему

подачи материала практически й занятий, опираясь на возрастные и

индивидуальн ые особен ности развит ия каждого ребенка;

*принцип интеграции – развитие осуществляется при организац ии всех

видов детской деятельност и: игровой, коммуникативной, познавательно –

исследователь ской, пр одукт ивной, чтение х удожестве нной литературы,

ориентирован ы не только на п роцесс форми рования отдельн ых

математически х представлени й и понятий у детей, но и на развитие

умственных возмо жностей и способн остей, чувство уве ренности в своих

знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудн остей,

Использование данного пр оекта будет способствовать обогащению и

расширению знаний детей и пониманию родителями важности

обязательног о проведения совместной работы семьи и детског о сада по

1. Обоснование а ктуальност и темы, мот ивация ее выб ора;

проекта (индиви дуаль ные беседы, в г руппе в Конт акте)

2. Составление тема тического пла ниров ания мероприят ий

- Наличие у участников проекта четкого предст авления о необходим ости

внесения своего вкл ада в вос питательно – образовател ьный процесс.

2. Основн ой организационн о - практически й (первая неделя п роекта)

Цель : деятельность в соответ ствии с те матическим пла нированием.

- развивать желан ие у детей познавать ч то - то новое и инте ресное,

- приучать детей пользоваться иг ровым матер иалом самост оятельно,

- воспитывать дружеские отношения при совместной со све рстниками

- Наличие темат ического плана ме роприятий направлен ных на ФЭМП.

- Улучшение показателей диагностик и уровн я развития математиче ских

- Повышение п ривлекательн ости для дет ей процесса ФЭМ П.

- Повышение педаг огического ма стерств а педагогов по пробл еме.

геометрически х фигур и п редметов из окружающего пространства.

- чтение стихов про цифры, геометричес кие фигуры из серии «Занимательная

- объявление в р одитель ском уголке о начале реал изации пр оекта в груп пе;

- индивидуаль ные консультации по вы бору и изгот овлению д идактичес ких

- повысить компете нтность педагогов и род ителей в област и ФЭМП,

- обобщение изученного мате риала в от крытом показе НОД

- Оформление вы ставки детск их работ в группе детского сада,

дидактическ ими играми и наглядным и пособиям и для детей (игры, альбом

- пополнение картотеки игр, стихов, загадок, п ознавате льных сказок п о

- у воспитанников повысил ась сформи рованность умений:

- группировать предмет ы по цвету, размер у, форме (отбирать все кр асн ые,

- составлять при п омощи взр ослого групп ы из однор одных предмет ов,

- правильно определ ять количествен ное соотнош ение двух груп п предметов;

- различать круг, ква драт, тре угольник, р омб, прям оугольник,

- понимать смы сл обозначений: вв ерху – внизу, впереди – сзади, слева –

- испытали рад ость совмест ного взаимо действия со св оими детьми при

изготовлении д идактичес ких игр и раз учивании сти хов по математ ике;

- повысилась пе дагогическая к ультура взрослых по теме проект ной

- повысился инте рес род ителей к педаг огическом у процесс у в ДОУ;

- работа по п роекту способств овала созд анию в группе п оложительн ого

1.Громова О.Е. «Форми рование элементарных математических

2.Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., В.П.Новиков а В.П. Математика для

3.Калинченко А.В. Методические п одходы к орган изации и прове дению

4.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математическ ого развития дете й

6.Первые шаги. Материалы мо сковского городск ого конкурса «Перв ые

7. Приказ Министерства образован ия и науки Р оссийской Федерации

(Минобрнаук и Ро ссии) от 23 ноября 2009 г. N 655. "Об утверждении и

введении в действи е федеральны х государственн ых требов аний к структуре

Актуальность проекта:
В младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности. Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Проблема:
У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Новизна проекта:
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта:
Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи проекта:
Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста.
Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста.
Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности.
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению по данной теме.
Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.
Учить детей замечать массу предмета (легкий – тяжёлый).
Знакомить со следующими основными свойствами предметов:
с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный),
с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник),
с величиной (большой и маленький).

Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало).
Способствовать сенсорному развитию в процессе обследования предметов (обвести контур пальцем, наложение и приложение одного предмета к другому для определения равенства или разницы свойств).
Формировать умения:
Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же).
Группировать однородные предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина).

Принципы реализации проекта:
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей).
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры).
Элемент новизны (внесение новых атрибутов).
Наглядность.
Систематичность и последовательность.
Развивающий характер обучения.
Сознательность и активность в усвоении.

Методы и приёмы:
Организационные.
Мотивирующие.
Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности,
указание, пояснение, объяснение, разъяснение).
Игровые.
Наглядные.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).

Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационный и раздаточный материал.
Предметно-развивающая среда.
Художественная и методическая литература.

1 этап. Подготовительный.
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
Изучение методической литературы.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.

Совместная деятельность с родителями

Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Первый этап июнь-август 2016 год Организационный
Создание условий для проектной деятельности с детьми, разработка перспективных планов.

Второй этап в течение 2016/2017 учебного года Практический
Апробация тематического планирования и отбор наработанного материала по организации деятельности.

Третий этап май 2017 Результативный
Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала, определение задач на будущее.

Вся работы выстраивается с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС. Проведено анкетирование родителей (приложение №1), с целью определения уровня знаний детей, выявления запросов родителей.
Составлен перспективный план на год, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разрабатываются и формируются картотеки компьютерных авторских развивающих игр, согласно тематики проекта.
Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов: картотеки, конспекты и др. расположен внутри закрытых полок.

При планировании воспитательно-образовательного процесса мы используем следующие формы, методы и приемы:
• сюрпризные моменты,
• игровые образы,
• игровые ситуации,
• чтение художественной литературы,
• рассматривание предметов, картин,
• беседы,
• развивающие дидактические и компьютерные игры.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы будем использовать в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединим их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Нашей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями, педагогами. А также определены перспективы дальнейшей работы.
1. Обобщение результатов, описание опыта работы.
2. Выступление перед коллегами и родителями.
3. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.

Цель проекта: развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

Формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.

Формирование приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развитие самостоятельности познания, поощрение проявления творческой инициативы.

Развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Сроки проведения проекта: 1 неделя (последняя неделя мая)

Актуальность:

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знания постигаются детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Проект является хорошей возможностью подвести детей к открытию закономерных связей и отношений окружающего мира.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей первоначального интереса к познанию. Развитие у детей внимания, памяти, речи, мыслительных операций, трудолюбия, аккуратности, доброжелательности, самостоятельности, активности и творческих способностей.

Этапы проекта:

Деятельность педагога: постановка цели, формулировка задач, продумывание заключительного этапа проекта.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Презентация проекта перед педагогами.

Деятельность по осуществлению проекта:

Настольные игры:

Дидактические игры по данной тематике:

Цель: Развитие у детей умения подбирать слова, противоположные по смыслу

Цель: Закреплять названия геометрических фигур; учить соотносить объемное и плоскостное изображение геометрических фигур.

Цель: Развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста. Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина).

Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Цель: Научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Подвижные игры:

Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: Все детки берутся за ручки и становятся близко друг к другу. И говорят слова:

Да не лопайся. (вместе со словами все потихоньку отходят назад и получается большой круг)

Взрослый говорит - Лопнул пузырь.

Все вместе говорят "Ш-ш-ш-ш" и сдувают пузырь (опять маленький круг)

Цель: Закреплять представления детей о последовательности частей суток, учить действовать по сигналу воспитателя.

Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.

Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

Пальчиковые игры

Раз, два, тир, четыре, пять!

Пошли пальчики гулять. (Перебираем пальчики, начиная с мизинца).

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё поел

Потому и растолстел.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку

Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую)

Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали (хлопаем в ладоши)

Чайки жили у причала,

Их река волной качала.

Раз, два, три, четыре, пять —

Помоги их сосчитать!

Загадки о геометрических фигурах

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я? (круг)

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я? (треугольник)

Что похоже на открытку,

На конверт и на платок?

Что сравнить скажите можно

С одеялом и ковром?

Какая это фигура? (прямоугольник)

Не овал я и не круг, треугольнику не друг,

Прямоугольнику я брат.

И зовут меня.. (квадрат)

Стихи о цифрах

Эта цифра — единица.
Тонкий носик, будто спица,
Вниз повесила. Грустна,
Ведь она всего одна.

По воде скользит едва,

Словно лебедь, цифра два.

Шею выгнула дугой,

Гонит волны за собой.

Два крючочка, посмотри,

Получилась цифра три.

Но на эти два крючка

Не насадишь червячка.

Вилку как-то уронили,

Один зубчик отломили.

Вилка эта в целом мире

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Непосредственно

образовательная деятельность (по расписанию)

Понедельник

2. 9.45 – 10..00 Физкультура

Наблюдение за птицами.

Работа с родителями:

Консультация по теме «Как обучать

Мелкая моторика: пальчиковая

1. 9.20-9.35 Мир Музыки

Наблюдение за облаками.

Индивидуальная работа: Определи, кто выше: Дима или Вика.

Изобразительная деятельность: раскрась по образцу

Настольные игры с блоками Дьенеша

Отгадывание загадок о геометрических фигурах

2. 16.00 – 16.15 Мир Музыки

Индивидуальная работа: Скажи, что находится впереди тебя, сзади тебя, справа от тебя и слева от тебя?

Просмотр мультфильма «Козленок,

Дидактическая игра «Подбери по

Работа с палочками Кюизенера.

Работа с родителями: консультация

для родителей по теме

«Игры дома для развития

Подвижная игра «Найди свой

2. 9.45 – 10.00 Физкультура

Наблюдение за трудом дворника.

Индивидуальная работа: Посмотри вокруг и найди парные предметы.

Игровые упражнения со счетными

по морю к острову

2. 9.45 – 10.00 Физкультура игровая

Наблюдение за транспортом.

Индивидуальная работа: Определи, какая из этих дорожек длиннее, а какая короче; какая шире, а какая уже.

Работа с родителями: выучить дома с детьми любое стихотворение о цифрах от 1 до 5

Читайте также: