Проект в доу мы за здоровый образ жизни

Обновлено: 05.07.2024

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

  1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

II. Актуальность проекта.

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.

Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Задачи, направленные на педколлектив:

  • Овладение здоровьесберегающими технологиями;
  • Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Задачи, направленные на воспитанников:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
  • Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
  • Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
  • Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
  1. Принципы реализации проекта

1. Доступность

  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация

  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4.Динамичность

  • интеграция образовательных областей (Приложение 1)

VI.Гипотеза:

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского сада, старшая медицинская сестра.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение соматических показателей здоровья
  2. Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей
  3. Сформированность гигиенической культуры
  4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
  5. Индивидуализация физического развития
  6. Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях
  7. Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.

VIII. Модель реализации проекта ( приложение 2)

IX. Этапы реализации проекта:

I этап - Информационно-подготовительный: (2012 – 2013г.)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проводимая работа:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

  • исследование состояния здоровья детей;
  • диагностика физической подготовленности дошкольников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:

  • новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
  • анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
  • подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

II этап - внедренческий: (2013 – 2014г.)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.

К основным характеристикам этой среды следует отнести:

  • морально-психологический климат
  • экологию и гигиену
  • современный дизайн
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха
  • современные здоровьесберегающие методики

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

  • динамизм (возможность изменения, преобразования);
  • открытость (связь с социумом);
  • гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);
  • саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Проводимая работа:

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

III этап- заключительный, оценочный (2014-2015 г)

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

  • исследование состояния здоровья детей за 3 года ;
  • мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;
  • мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;
  • проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

X. Результативность

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Методическое объединение:

Результаты:

  • спланирована система работы по физическому развитию детей;
  • с педагогами проведен анализ основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детского сада: определена система оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • проводился оперативный контроль по соблюдению культурно – гигиенических навыков и двигательного режима в группах;
  • педагогом-психологом детского сада проводилась консультативная работа с педагогами и родителями о сохранении эмоционального благополучия и психологического здоровья детей, развитии и формировании привычки к здоровому образу жизни;
  • педагоги использовали в работе разнообразные формы и методы формирования у детей и родителей привычки к ЗОЖ;
  • повысился уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование по тематике физического развития детей, оздоровительной работы с детьми и родителями.

Проблемы:

  • недостаточное использование новых форм сотрудничества семьи и детского сада в вопросам ЗОЖ.

Пути решения:

  • продолжать знакомить педагогов с новыми формами работы с семьей по формированию единого здоровьесберегающего пространства.
  • провести анализ программы и доп. литературы по проблеме;
  • дооборудовать уголки физкультуры и здоровья в группах д/с нетрадиционным физ. оборудованием с привлечением родителей;
  • продолжить отбор, обновление, систематизацию и оформление в группах картотек подвижных игр, спортивных развлечений, правил и моделей, схем ЗОЖ.

Деловая игра для воспитателей разных возрастных групп

(методика Дrums Alive)

Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада

Тематический контроль:

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Проведение непосредственно-образовательной деятельности в форме занятий по познавательному развитию дошкольников с тематикой ЗОЖ во всех группах детского сада:

Результаты:

  • повысился уровень знаний детей о ЗОЖ;
  • повысился интерес у детей к участию в спортивных мероприятиях

Проблема:

дети ДЧБ (длительно часто болеющие) не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные мероприятия.

Пути решения:

  • активизировать аналитическую и организационную работу по выявлению, коррекционной поддержке и психолого-медико-педагогическому сопровождению детей уже начиная с раннего возраста.
  • воспитателям спланировать работу по данному направлению с детьми ДЧБ;

Регулярно проводились оздоровительные е мероприятия:

  • дыхательная гимнастика после сна;
  • оздоровительные пешие прогулки и и оздоровительный бег;
  • закаливающие процедуры;

Акции здоровья в детском саду:

Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми старшего дошкольного возраста:

Физкультурные мероприятия для всех возрастных групп в соответствии с планированием инструктора по физической культуре и воспитателей.

Работа дополнительных образовательных услуг.

Таблица сравнительных данных общей физической подготовленности детей

Проект для старшей группы, в который входит ряд конспектов по здоровому образу жизни.

ВложениеРазмер
проект для детей старшей группы 42.77 КБ
prilozhenie_3.docx 42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Буряковская Галина Николаевна, Емельянова Наталья Петровна

в старшей группе

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье.

Тип проекта – оздоровительно – развивающий

Участники – дети, родители, воспитатели группы, медицинский работник, инструктор физической культуры.

По продолжительности – долгосрочный.

Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование представлений о здоровом образе жизни, расширение знаний о сохранении здоровья.

-Формировать у детей и родителей навыки здорового образа жизни.

- Заинтересовать детей в выборе поведения и поступков, приносящих пользу здоровью через беседы и игровую деятельность;

- Дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физкультуры.

- Воспитывать привычку к здоровому образу жизни у всех участников проекта

  • Представление о своем теле и организме;
  • Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма;
  • Появится умение у детей определять свое состояние и ощущение;
  • Сформируются навыки ведения здорового образа жизни

Сотрудничество с родителями

Этапы работы над проектом

Погружение в проект

Пополнение РППС (подбор методического (картотеки, плакаты) и дидактического, спортивного, игрового материалов, оборудования).

Совместно с родителями подбираем литературу, организует РППС

Вхождение в проблему, принятие задач.

Учатся самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Цель: Закрепление знаний детей о том, как устроено тело человека. Уточнение знаний детьми о важности разных органов чувств и частей тела человека, как поддерживать здоровье органов.

Задачи: Дать детям представления о том, что глаза, нос, язык, уши являются органами чувств человека; познакомить с их строением; привести к пониманию, что их необходимо беречь. Развитие и активизация словаря, памяти.

Материал: Четыре конверта с разрезными картинками; зеркала по количеству детей; предметы для игры и иллюстрации, ширма; рисунки и макеты глаза, нос, язык, уши.

В ходе занятия проводится гимнастика для глаз, дыхательная гимнастка.

1. - Ребята, доктора из страны "Здоровячков" просили познакомить вас с помощниками человека. Сегодня мы с вами будем играть, и узнавать, какие же у человека есть помощники. Такие помощники есть у каждого из вас. Кто они?

- Посмотрите, в коробочке лежат: (цветы). Да, это цветы, но как вы узнали, с помощью чего? ( ГЛАЗА )

Игра "Какой" (узнают предмет с открытыми и закрытыми глазами, описывают их). Как нужно заботиться о глазах?

- Ребята, видеть глазами, означает пользоваться зрением. Что мы можем благодаря зрению? (ответы детей)

- Конечно, благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года. Гимнастика для глаз.

Здесь за ширмой есть предметы. Угадайте, какие это предметы.

Что ещё помогает нам обследовать предметы? На столах у вас коробочки, угадайте, что в них, не заглядывая в них (нюхают). Но как вы узнали, с помощью чего? ( НОС ) Как нужно заботиться о нём? Дыхательная гимнастика.

- Ребята, мы с вами узнали, что помощниками человека являются: глаза, нос уши, язык.

Давайте посмотрим, как наши помощники устроены.

Игра "Полезно - вредно". Я буду спрашивать, а вы давать ответ, говоря: "Это вредно, или это полезно".

Итог. - Молодцы, ребята! Не забывайте, помните - наши помощники драгоценные для нас, и мы просто обязаны беречь их. Никто не позаботится о них лучше, чем вы сами. "Если их я сберегу, сам себе я помогу, я здоровье сберегу!"

Деятельность в режимных моментах:

Измерение роста и веса детей.

Гимнастика для глаз

Цель: формирование представлений о правилах личной гигиены, дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы и вирусы).

П.Р. Что такое здоровье?

Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п.

Опишите здорового человека. Какой он? (Ответы детей.) Когда мы здоровы, нам хочется читать, учиться, играть; у нас доброе приветливое настроение, нам просто хорошо. Давайте теперь подумаем, как чувствует себя заболевший человек . Вспомните, что чувствовали вы, когда болели. (Ответы детей.) Когда человек болен, ему ничего не хочется делать; у него плохое настроение; иногда он плачет. О чем думает больной человек? Что он хочет? (Ответы детей.) Конечно, больному хочется как можно скорее вылечиться. Для того чтобы вылечиться, нужно принимать горькие лекарства, делать уколы. Вспомните, как вас лечили ваши близкие или врач. (Ответы детей.)

Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в болезни своих детей. Всегда ли люди сами виноваты в том, что заболели? (Ответы детей.) Конечно, часто мы заболеваем из-за того, что не следим за своим здоровьем. Но это происходит не всегда. Ведь у человека, независимо от его поступков, могут заболеть сердце, желудок и другие органы. Впрочем, наиболее частых – простудных заболеваний мы с вами можем избежать. Что нужно делать для этого?

Дети отвечают на вопрос. Воспитатель побуждает детей задуматься о правильном выборе одежды и пищи, чистоте рук, ограничении контактов с простудившимися, занятиях физкультурой, режиме дня. Все вместе рассматривают соответствующие иллюстрации.

Воспитатель: Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату, сестре? (Ответы детей.) Конечно, вы можете принести что-то по просьбе взрослого, выполнить посильную помощь, почитать книжку младшему брату или сестренке. А самое главное – вы можете помочь создать тишину и покой дома – не шуметь, не требовать к себе лишнего внимания, не капризничать.

– Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

– Да-да-да! У них ангина,

Малярия и бронхит.

Приезжайте же скорее,

Добрый доктор Айболит!

– Вам, конечно, знакомы эти строки из сказки К. Чуковского? Бедные зверушки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней еще больше. Все их знает только доктор.

Но, к сожалению, не все микробы такие хорошие, есть и очень вредные, или болезнетворные. Попав в организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. От этих ядов и возникают инфекционные, или заразные, болезни.

– Как возбудители болезней попадают в наш организм? (Ответы детей.) Прежде всего, микробы могут попасть в воду, где они живут и размножаются. Поэтому всегда рекомендуется пить кипяченую воду, при кипячении микробы гибнут. Или следует пить воду, специально очищенную при помощи фильтров. Большинство инфекций, например вирус гриппа, передаются по воздуху. Вирусы находятся в капельках воды, выдыхаемых вместе с воздухом.

Деятельность в режимных моментах:

Цель: расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе.

П.Р. Полезная и вредная пища.

Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

Ход: Педагог предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе.

- Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.) Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить. А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.)

Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине.

Каша - вкусная еда

Это нам полезно? (да)

Лук зеленый иногда

Нам полезен дети? (да)

В луже грязная вода

Нам полезна иногда? (нет)

Щи отменная еда

Это нам полезно? (да)

Мухоморный суп всегда-

Это нам полезно? (нет)

Фрукты – просто красота!

Это нам полезно? (да)

Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки (нет)

Овощей растет гряда

Овощи полезны? (да)

Сок, компотик иногда

Нам полезны, дети? (да)

Съесть мешок большой конфет

Это вредно, дети? (да)

Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы ? (да)

Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные.

Деятельность в режимных моментах:

Беседа Таблетки растут на грядке

Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины , вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.

Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами.

Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес. Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год.

Цель: формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

Интегрированное П.Р. + Ф.Р. Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.

Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.

- Зачем мы занимаемся физкультурой? Какие физкультурные занятия нравятся вам больше всего?

Кто из вас хочет стать спортсменом? Что для этого нужно? Как вы думаете, легко ли стать спортсменом?

Как вы думаете, нужно ли заниматься физкультурой тому, кто собирается стать не спортсменом, а продавцом, поваром, водителем? Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым.

Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в детском саду: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы.

Деятельность в режимных моментех:

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

П/и в группе и на прогулке:

Цель: Воспитывать быстроту и ловкость

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве и скорости бега.

Ход игры: Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: Вокруг домика хожу

И в окошки я гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

Самостоятельная двигательная деятельность с атрибутами

Цель: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться

быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию

Деятельность в режимных моментах:

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физического развития детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.

Выделяется несколько компонентов здоровья :

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Занятия физкультурой, прогулки

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

Бережное отношение к окружающей среде, к природе

Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

Формирование понятия "не вреди себе сам"

Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Все родители хотят обеспечить своему ребенку наилучший старт в жизни, и большинство прекрасно понимают, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье - важные составляющие воспитания в семье. Воспитательные функции детского сада и семьи различны, но для гармоничного развития ребенка необходимо их взаимодействие, от качества которого зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и воспитание детей. Родители и педагоги - это те люди, которые помогают становлению личности каждого человека. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как родители относятся к детскому саду, а затем к школе, зависит и отношение к ней их детей. Современным, очень занятым родителям, порой не всегда удается много времени уделять своим детям. Это горько, но это факт. Из общения с родителями я пришла к выводу, что они хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы и таких родителей большинство. Нужно им помогать. Таким помощником могут стать совместные спортивные праздники. Они нацелены на укрепление семьи, вовлечение взрослых, педагогов совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит их плодотворное общение и единение. После завершения проекта мы надеемся, что дети и родители будут активнее принимать участие в спортивных мероприятиях ДОУ и в районных соревнованиях.

Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

В общей системе физического развития детей двигательная деятельность занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Эта проблема современной системы дошкольного образования, актуальная на сегодняшний день и волнующая педагогов. Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс таких мер получил название здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

В последние годы при организации учебно-воспитательного процесса большое внимание стала уделять здоровьесбережению воспитанников.

Новизна проекта

Одним из основных направлений в моей работе является охрана и укрепление здоровья детей.

Цель здоровьесберегающей технологии : обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Чтобы продуктивно применить на практике здоровьесберегающие технологии я в первую очередь постаралась грамотно обеспечить организацию предметно- пространственной среды ребенка в детском саду. Потому что весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью.

2. Содержание проекта

Цель и задачи проекта

Тип проекта : познавательно – долгосрочный.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители, физ. работник.

Продолжительность проекта : сентябрь 2018 - май 2019

Цель проекта : Привлечь родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания и использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для формирования основ здорового образа жизни.

v сформировать у детей и родителей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём;

v формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни; - привить потребность в здоровом образе жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии на практике;

v развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.

v подбор специальных игр, направленных на формирование здорового образа жизни, и ознакомление родителей с ними на практических занятиях и развлечениях совместно с детьми.

v заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

Дети педагоги родители

"1. Пробудить у детей интерес к своему здоровью.

2. Научить детей правильно использовать различного рода гимнастики на практике.

3. Расширить представления детей о значении здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

" "1. Приобретение педагогами нового опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий.

2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада.

3. Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

" "1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка.

2. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по ЗОЖ.

4. Участие в совместных мероприятиях по ЗОЖ.

Необходимое оборудование: картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик для глаз, релаксационных упражнений, оборудование для дыхательной гимнастики, предметы для использования зрительной гимнастики, физоборудование для двигательной активности детей.

3. Реализация проекта

Этапы проекта :

1. Этап – подготовительный (сентябрь 2018 г.)

2. Этап - основной (сентябрь 2018 – май 2019 г.)

3. Этап – итоговый (май 2019 г.)

Перспективный план по работе с родителями:

Совместная деятельность виды деятельности работа с родителями сроки проведения

(с использованием личного опыта детей).

" "Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки). "Подвижная игра:

" Утренняя гимнастика февраль 2019

"Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

" Ежедневная профилактическая работа:

- Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).

- Воздушное контрастное закаливание.

- Облегченная одежда в группе.

- Прогулки каждый день с подвижными играми.

- Хождение босиком до и после сна.

- Закаливание обширное умывание после сна.

- Фитонциды – лук, чеснок.

- Подвижные и спортивные игры со всей группой.

" в течение всего года

Прикреплённые файлы:

Педагог и дети в жёлтых футболках на стадионе

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта включены разнообразные формы работы, призванные сохранять и укреплять здоровье дошколят, то есть формировать правильную позицию относительно сути здорового образа жизни (ЗОЖ).

  • непосредственно образовательную деятельность (занятия);
  • внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных соревнований, в том числе и с участием родителей);
  • образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при выполнении зарядки и пр.).

Дети лёжа выполняют зарядку

Воспитание ЗОЖ красной линией проходит через все формы образовательной деятельности в ДОУ

Цели ЗОЖ в детском саду

Эти цели осуществляются через решение конкретных для групп разного возраста учебно-воспитательных задач образовательной деятельности по ЗОЖ, в частности на занятиях.

Таблица: задачи занятий по ЗОЖ в разных возрастных группах

Малыш вытирает носовым платком мягкую игрушку

Задачи воспитания привычки к ЗОЖ в разных возрастных группах последовательно реализуют цели этого образовательного вектора

Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ

Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:

Методы и приёмы проведения занятий по ЗОЖ

Образовательная задача решается посредством оптимального использования способов (приёмов) взаимодействия с детьми. Совокупность этих приёмов, объединённых средством воздействия на детей (через слово, через зрительный канал восприятия, через ведущую образовательную деятельность или посредством практического освоения мира), составляет метод работы с малышами.

Таблица: какие методы и приёмы могут использоваться на уроках по ЗОЖ

  • До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят … (душ);
  • У неё с утра дела: Чистит зубы добела. (Зубная щётка);
  • Резинка Акулинка пошла гулять по спинке, И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка).
  • Чтоб у вас здоровье было, Не забудь про пасту с мылом. С физкультурой подружись И работать не ленись. Я здоровье берегу — Тело в чистоте держу. Чтоб душа была здоровой, С физкультурой я дружу. Утром делаю зарядку, Зубы чищу я всегда. Приучаюсь по порядку Выполнять я все дела.
  • Эй, Андрей, ты не робей! Гол скорее ты забей!
  • Здоровое здоровье здорово иметь.
  • Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Фотогалерея: макеты лэпбуков по ЗОЖ

Классический пример лэпбука с карманами для разного рода материалов Если такой лэпбук сделать на твёрдой основе, то информацию можно размещать с обеих сторон машинки Оформление лэпбука должно быть красочным и оригинальным Лэпбук большого размера может включать все материалы зоны ЗОЖ в предметно-развивающей среде группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

5. Срок проекта: долгосрочный – Январь – май (5 (пять) месяцев. )

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ

«Под здоровьем нельзя разуметь одно

только наружное благосостояние тела,

а нужно понимать вообще

естественное гармоническое развитие организма

Николай Александрович Добролюбов

Проблема. В современном обществе, в эпоху ХХI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. И поэтому все понимают, что необходимо с дошкольного возраста научить ребенка самостоятельно заботится о своем здоровье.

Но все дети разные и именно поэтому необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать его, побудить желание заботится своем здоровье.

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как это сделать. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни , который он ведет , поэтому в детском саду нужно создать условия для формирования привычки к здорового образу жизни каждого ребенка, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным

Различные физкультурные мероприятия, занятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках, дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем;

Развить осознанное отношение к своему здоровью;

Совершенствовать процесс развития двигательных способностей и качеств знания и положительной самооценки;

Развивать навыки коммуникативного общения;

Осуществлять просвещение родителей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям.

Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП: Подготовительный

Определение уровня знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни.

Определение темы проекта, постановка цели и задач.

Изучение методической литературы по данной теме.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Выбор форм работы с детьми и родителями

Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Здоровьесберегающая образовательная среда

включает в себя следующие компоненты:

Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.

Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Совершенствование системы физического воспитания.

Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

Широкое использование программ образования в сфере здоровья.

Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.

Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.

Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.

Проведение мониторинга здоровья.

II ЭТАП: Основной (практический)

Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Планирование работы с детьми над проектом

Формы работы с детьми и родителями

Время проведения

Беседы с детьми о здоровом образе жизни

Научить ребёнка заботится о своём здоровье

Корригирующие физкультурные занятия

Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха.

Физкультурно – музыкальный праздник

Формирование чувства гордости за воинов - защитников

Значение спортивных игр и развлечений для нормального физического развития ребёнка.

Подвижные игры, считалки, физкультминутки, динамические паузы, заклички, дыхательная гимнастика.

Способствовать всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию.

Статьи в родительский уголок (Закаливающие процедуры, осанка, плоскостопие).

Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье

Занятие с детьми

Познакомить детей со строением тела человека, с физическими возможностями организма, вызвать интерес к дальнейшему познанию.

Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.

Фоторепортаж, детские рисунки о здоровом образе жизни

Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни.

Приобщение родителей к формированию интереса детей к оздоровлению собственного организма.

Читайте также: