Проект в доу мир камней
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Родионова Татьяна Ивановна
Населенный пункт: город Красный Луч
ТИП ПРОЕКТА: познавательно- исследовательский, творческий.
УЧАСТНИКИ: дети старшего дошкольного возраста
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели
АКТУАЛЬНОСТЬ:
С самого рождения детей окружают различные предметы и явления природы. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность и являются объектами наблюдений, игр. Это обстоятельство делает возможным организовывать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы, понять их сущность, свойства, использование ее человеком. Дошкольников особенно привлекали разные камни, их разнообразие, формы, цвет, структура. Иногда , особенно мальчишки, позволяли бросаться камнями, что могло повлечь опасность их жизни и здоровью. Поэтому возникла идея удовлетворить познавательный интерес детей, развить у них способность к исследованиям и устранить привычку опасного обращения с камнями.
ЦЕЛЬ:
Образовательная: Способствовать интересу детей к окружающему миру. Учить детей проводить простейшие опыты, анализировать, обобщать результаты, находить закономерности в природе. Познакомить со свойствами камня и применением его человеком. Закрепить понятие неживой природы. Развивающая: Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность и мышление.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Земли. Предотвратить плохую привычку бросаться камнями.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- Подготовительный
- Выбор темы проекта.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор дидактических игр, видеоматериала, иллюстраций, литературных произведений
- Создание мотивации к осуществлению проекта.
- Камешек (оживленный), который дети бросали и пинали ногой во время прогулки, попадает в группу. Он хочет подружиться с детьми и рассказать о себе все тайны.
II. Информационный
- Ознакомление с историей происхождения камней, использование камня древними людьми.
- Просмотр познавательных мультфильмов о природных богатствах земли.
- Рассматривание камней и изделий из камней, собранных детьми и их родителями.
- Заучивание пословиц о камнях.
- Составление предложений о драгоценных камнях.
III. Репродуктивный
- Опыты и эксперименты с камнями о свойствах камня.
- выложи дорожку из красных , синих камешек;
- определи какая из дорожек длиннее?
- составь число из 2-х меньших (из камешек разного цвета).
- Выкладывание узоров из камней на световом столике.
IY. Обобщающий - Итоговое интегрированное занятие.
- Организация выставки коллекций камней.
- Выставка для родителей рисунков и поделок из камней.
VI. Результаты: Организация образовательной деятельности методом проектов позволила увлечь детей темой и достичь дидактической цели. Тема изучения камней для детей была доступной и интересной. Совокупностью приемов, продуктивным действием детей во время всего периода проекта позволило добиться реальных результатов.
Элементы новизны позволили сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Знания о свойствах камней, их значение в жизни человека позволили добиться того, что дети перестали пинать и бросать камни, а обратили его в игровой материал.
Список литературы
1.Молодушкина И.В., Дикань Н.И. и др. Метод проектов в деятельности ДОУ. Х.: группа Основа, 2010. – С.203.
2.Буракова Ю.Д. Проектные технологии в ДОУ. Х.: группа Основа, 2009. – С.203.
3. Нечипорук Н.И., Томей О.П. Развивающие игры для дошкольников. Х.: группа Основа, 2007. – С.192.
4. Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду. Творчечский центр Сфера. Москва, 2006. – С. 154.
5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005. – С.80.
ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о физических свойствах камней, их значении и использовании человеком. Побуждать, на основе практических действий, делать самостоятельные выводы. Развивать навыки экспериментально-исследовательской деятельности, любознательность, мышление, эстетический вкус. Воспитывать и поощрять самостоятельность, аккуратность, волевые качества.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель по плану-карте группы предлагает детям найти сюрприз.
Дети находят шкатулку с оживленным камешком.
Воспитатель: - Кто ты? Как тебя зовут? (молчит)
- Ребята, как вы его назвали? (ответы детей)
- Как вы думаете, откуда он взялся? (предлагаемый ответ: с гор)
- Какие горы вы знаете?
- Почему он к нам пришел?
Воспитатель: - Наверное, он хочет, чтобы мы разгадали его тайны.
- Все тайны камня мы будем фиксировать символами в алгоритм (Приложение 1).
Воспитатель: - Какого цвета могут быть камни? (разноцветные)
- Какую форму имеют камни? (разнообразную)
- Какая поверхность у камней? (гладкая, колючая, шероховатая)
- Приложите камешек к щеке, а теперь брусочек дерева.
- Какие они? (камень – холодный, дерево – нет)
- Сожмите камень в руках, попробуйте разломать. А теперь дерево. Что можно о них сказать? (они твёрдые). А что твёрже? Давайте проверим. (пробуют забить гвоздь в камень, затем в дерево.)
- Положите на одну ладонь камешек, а на другую – деревянный брусок. Что тяжелее? Теперь проверим с помощью весов.
- Бросьте в стакан с водой камешек. Что произошло? (утонул). Теперь бросьте – деревянный брусочек. (не тонет)
- Я поднесу камешек к пламени свечи. (не горит)
- Теперь деревянный брусок поднесу. Что вы видите? (дым)
- Значит дерево – горит.
- Окуните край камешка в воду. Что произошло с цветом? (изменился, как хамелеон)
Воспитатель: - Вот сколько мы смогли узнать о камне. Кто может, глядя на алгоритм, рассказать о свойствах камня? (рассказы детей)
- Что необыкновенного вы увидели через лупу? (блестит)
- Что это может быть? (металл)
Рассказ воспитателя, как из таких камней добывают металл.
Воспитатель: - Ребята, а камни еще могут умирать, разрушаться.
- Посмотрите на эти камешки, потрите его, что сыпется? (песок)
- Как вы думаете, почему на берегу моря много песка?
- Откуда он взялся? (вода разрушает камни)
- Да, ребята, и ветер, и дождь, и снег разрушают камни. Так может царство гор превратиться в царство песка – пустыню.
Пальчиковая гимнастика:
Наши руки не для скуки
Всё умеют наши руки,
На прощанье помахать
Могут в танце громко хлопать
Могут камешки потрогать
Могут шить и вышивать
И на дудочке играть.
Могут гвозди забивать,
И картины рисовать.
Солнце село, детвора,
Нашим детям спать пора.
Воспитатель: - С давних времён человеку помогал камень в быту. Они жили в каменных пещерах, еду готовили на камнях, орудия труда у них были из камня. (дети рассматривают рисунки, приложение 2)
Воспитатель: - А где сейчас человек использует камень? (ответы детей)
Дети рассматривают изделия из камня: вазу, домик, статуэтки.
Воспитатель: Даже животные используют камни. Расскажу вам, что случилось с Галкой, которая хотела пить, но не могла достать до дна кувшина и она придумала. Как вы думаете, что придумала Галка, чтобы напиться? (предложения детей, опыт: в стакан с водой бросать камешки до тех пор, пока вода не поднимется до нужной высоты)
Воспитатель: - Ребята, Галка хочет у вас спросить:
- Можно иметь каменный мяч, лодку, стул, цветок ? (ответы и обоснование детей)
ФИЗМИНУТКА: Ярко светится рубин красным пламенем рябин
Янтарь золотистый – он жёлто-лучистый,
Как небесная слеза – голубая бирюза.
Тёмной зеленью манит горный камень малахит,
Синевой морской налит чудо – камень лазурит
Фиолетово - цветист тайный камень аметист.
- Формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о разнообразии камней, умению обследовать их и называть свойства.
- Формированию умения выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.
- Расширению знаний детей о роли камней в жизни человека, знакомству с некоторыми камнями, которые люди использовали для своих целей с древних времён.
- Воспитанию бережного осознанного отношения к неживой природе.
- Развитию эмоциональной отзывчивости, любознательности, интересу к разнообразным природным ресурсам, экологической культуре дошкольников.
- Индивидуальному самовыражению, развитию креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
- Формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Воспитанию заботливого, бережного отношения к природе.
Цель: развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности с коллекцией камней.
- Способствовать расширению и углублению представлений о неживой природе.
- Формировать представления детей о разнообразии камней, их свойствах, особенностях, учить классифицировать по различным признакам.
- Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
- Обогащать игровой опыт каждого ребенка через разнообразные упражнения с камнями.
- Расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней.
- Развивать и обогащать словарный запас, связную речь детей.
- Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику рук.
- Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, формировать эстетичный вкус.
Эти задачи реализуются через:
- разные виды регламентированной деятельности;
- совместную образовательную деятельность;
- самостоятельную деятельность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи активизации интереса, формирование навыков и умений детей в разнообразной деятельности на основе такой формы работы как коллекционирование.
Новизна программы состоит в том, что данная программа включает дошкольников в активную познавательную и творческую деятельность, в частности, исследовательскую и художественную через интеграцию образовательных областей, так как коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять интересы детей. Процесс коллекционирования не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Программа нацеливает на совместную деятельность и тесное сотрудничество с родителями.
Ценность программы заключается в том, что дошкольники получают возможность погрузиться в тему в разных видах и формах образовательной деятельности.
Актуальность основывается на интересе, потребностях детей и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует организации исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
В дошкольном возрасте формируется познавательная активность, исследовательский интерес и творческие способности, закладываются основы личностной культуры человека. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.
Планируемые результаты обучения в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Знать основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении.
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога.
- Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
- Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
- Быть любознательными, готовыми к сотрудничеству.
- Любить природу, осознавать ответственность человека перед ней.
- Ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека.
- Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли.
- Стремиться заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.
- Принимать активное участие в выставках, презентациях.
- Развивать активное эмоционально-познавательное отношение к миру.
- Оформлять результаты своей деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
Освоение программного материала рассчитано на два учебных года:
- 1 год – старшая группа (5-6 лет);
- 2 год – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Совместная работа педагога и воспитанников организуется еженедельно, включает в себя различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, изобразительную.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе образовательной деятельности, применение знаний на практике.
Критерии эффективности детской исследовательской деятельности:
1. Соответствие целей и согласованность действий педагогов, родителей и детей.
2. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников педагогами в саду, родителями дома.
3. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
6. Оценка деятельности ребенка. Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребенка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Перспективное планирование работы по познавательно – исследовательской деятельности
1 этап – старшая группа (5 – 6 лет)
Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, развивать речь, мелкую моторику рук, развивать тактильные ощущения, внимание, память, заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.
Загадывание загадок о камне.
Консультация для родителей «Труд в природе: Предложить выложить из камней солнечные часы.
дать детям представление о том, что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими; познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности;
развивать мышление, память, фантазию, обогащать словарь; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.
Пополнение коллекции камен;
Содействовать формированию интереса к неживой природе.
Пополнение коллекции камней.
Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Выкладывание узоров разными видами камней.
Пополнение коллекции камней.
Поддерживать интерес к экспериментированию – закреплять умение обследовать камни, проводить опыты.
Развивать творчество, связную речь, память, мышление, внимание.
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
ОД с элементами
Учить классифицировать камни по различным признакам (вес, температура, плавучесть), нацелить на поисковую и творческую деятельность.
Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Рассматривание камней через лупу.
Выкладывание различных узоров из цветной гальки.
Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры).
Рисование на камнях.
Плакат с цветами, маленькие бабочки, камушки, краски, кисточки, веселая музыка.
Знакомить детей с углем, как природным богатством страны, его происхождением, значением для человека, с разными способами добычи угля (подземном и открытом, о механизмах, которые используются при добыче угля).
Расширять представление о труде шахтёров, уважительном отношении к людям труда.
Развивать инициативность, самостоятельность в поисково-познавательной деятельности.
Активизировать словарь (шахта, шахтер, экскаватор, добыча).
Составление панно и коллажа из камней.
Учить детей проявлять фантазию, творчество при композиции из камней.
Вовлекать родителей в совместную деятельность по оформлению детских работ для выставки.
Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).
Перспективное планирование работы по познавательно – исследовательской деятельности
2 этап – подготовительная группа (6 – 7лет)
Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами.
Развивать мотивацию к познавательной деятельности, учить детей способам обследования предметов.
Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.
Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук:
Уточнять, обобщить и расширить знания детей о драгоценных камнях и минералах.
Развивать мыслительные способности, умение фантазировать, обобщать.
Поддерживать интерес и любознательность.
Продолжать обогащать словарь детей. Совершенствовать диалогическую речь, развивать умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Прививать любовь и интерес к богатству природы, гордость за Родину.
Соленое тесто и тесьма для бус.
Плакаты с названиями камней.
Пополнение коллекции камней.
Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами.
Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов.
Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.
Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.
Игры с камешками Марблс.
Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь. Активизировать словарь: аметист, сапфир, мрамор, малахит, яшма, гранит, агат. Выполнять задуманное до конца.
Игры с камешками Марблс.
Конструирование – выложить горный ландшафт.
Создание макета горы.
Познакомить с новым видом аппликации – декупаж.
Чтение пословиц и поговорок о камнях.
Выкладывание контурных рисунков камешками.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Гусакова Анна Викторовна
МАДОУ "Детский сад № 6 г.Балаково Саратовской области
воспитатель
Исследовательский проект "Удивительный мир камней"
Авторы: Барабанова О.Н., Гусакова А.В.
Целеполагание: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны.
На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост.
Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Вид проекта: исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях
─ развивать познавательный интерес детей в процессе разных видов деятельности с коллекцией камней.
─ развивать логическое мышление;
─ умение делать выводы по результатам исследований;
─ развивать мелкую моторику;
— развивать творческие способности детей;
─ способствовать расширению и углублению представлений о неживой природе.
─ формировать представления детей о разнообразии камней, их свойствах, особенностях, учить классифицировать по различным признакам.
─ расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней.
Проблема: дети в песок играли вдруг они там камень откопали…..
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Научить различать и уметь называть их особенности камней;
Научить работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом;
Грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.);
- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
• Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр с камнями
Роль родителей в реализации проекта:
• Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка в группе
Этапы работы над проектом:
1. Определение цели и задачи проекта
2. Подбор материала
3. Рассматривание рисунков, фотографий про камни
4. Просмотр видеоматериала
5. Знакомство с литературными произведениями: стихами, загадками о камнях и т. д.
6. Изготовление дидактических игр про камни
Основной этап работы:
• Обыгрывание дидактических и подвижных игр
• Решение игровых ситуаций
• Викторины про камни
Данная работа ведётся через:
− организованную деятельность детей в детском саду – непосредственно- образовательная деятельность, беседы, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, развлечения, дидактические игры, подвижные игры
− совместную деятельность детей и их родителей – изготовление поделок, совместные рисунки.
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер и телевизор, очень важно помочь ему увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.
: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; формирование стойкого познавательного интереса детей к процессу экспериментирования.
Обучающие задачи
: знакомить с различными свойствами камней; учить делать выводы на основе проведённых опытов.
Коррекционно-развивающие задачи
: участвовать в посильной практической деятельности; способствовать развитию и обогащению сенсорных ощущений детей с нарушением зрения; активизировать сохранные анализаторы.
Воспитательные задачи
: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Участники проекта
: воспитатели, родители, сотрудники детского сада дети старшего дошкольного возраста.
Продолжительность проекта
Основные формы реализации проекта
: занятия, игры с камушками, экскурсии, наблюдения, работа с родителями, чтение художественной литературы, роспись по камушкам, экспериментирование.
Продукт проектной деятельности
Материалы и оборудование
: коллекции природных и искусственных камней; шкатулка с украшениями из поделочных камней (бусы из малахита, граната, агата) и письмо от гномов; иллюстрации построек из камня, памятников, фонтанов и; камни и исследовательские таблицы для каждого ребёнка, мисочка с водой, лупы, монетки, гвоздики, дольки лимона, цветные карандаши.
Подготовительный этап
Проводятся прогулки, на которых дети собирают разные камни для коллекции. В последствии данная коллекция пополняется искусственными камнями. На данном этапе также проводятся различные игры с камушками, изучается литература осуществляется подбор материалов для выполнения экспериментальных работ. Педагогами оформляется информационный уголок для родителей: консультации, рекомендации по теме.
Идея основного этапа
Поскольку гномы считаются хранителями подземных сокровищ, к детям приходит гном со шкатулкой и письмом от своих братьев – гномов. В письме гномы отмечают, что у каждого камешка есть своя история, свои интересные свойства. Гномы предлагают детям найти свой камень и узнать его секрет.
После проделанной работы, дети приступают к экспериментированию. У всех детей разные камушки. Результаты исследований заносят в специально разработанную таблицу. Ниже предлагаем описание опытов, предложенных детям.
Дети рассматривают камни через лупу и отмечают на листочке, какого цвета их камень, делают зарисовку цветными карандашами.
Предлагаем участникам эксперимента потрогать камни. Определить, какой он на ощупь – гладкий или шершавый? Результат отмечается в таблице.
Самые твердые камни дети царапают небольшим гвоздём, если и в этом случае на них не останется следа, значит это самые твёрдые камни.
Заключительный этап
Проводя опыты, дети увидели, что камни бывают разного размера, цвета, формы, поверхности, состава, а также они бывают мягкие и твёрдые. А это значит, что у каждого камешка есть свой секрет.
В ходе экспериментальной деятельности было отмечено повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей, развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности к камням, укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Камни. Презентация к уроку по окружающему миру. — презентация
Кремень часто встречается в природе. Сам он бывает разного цвета – коричневого, жёлтого, серого и даже чёрного. Попадаются камни с рисунком. Кремень выглядит так, как будто натёрт воском. Этот камень довольно легко раскалывается на острые обломки. Поэтому первобытные люди делали из него свои орудия труда и охоты – рубила, скребки, ножи, наконечники стрел и копий. С помощью кремня высекали искры для разжигания огня.
Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Он не тонет в воде. Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенной пузырьками газа. Значит пемза – окаменевшая лавовая пена. Многие могут познакомиться с ней в ванной комнате – кусочки этого камня используют для ухода за кожей.
Песчаник – камень, состоящий из сцементированных зёрен песка. Нередко его используют в качестве строительного материала.
Каменная соль – это та соль, которую мы добавляем в пищу. Но только соль на нашем столе размолота в порошок, а в природных подземных месторождениях она залегает в виде камня. Кристаллы каменной соли очень красивые. Многочисленные кристаллики легко обнаружить и в пачке столовой соли грубого помола. Рассматривая эти кристаллики, представьте себе подземный город – дворец, где всё-всё сделано из каменной соли. Такой удивительный подземный музей есть в Польше.
Торф узнать не трудно: в нём хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, образующее торф, — торфяной мох (сфагнум). Кроме него, в торфяные залежи попадают и другие растения. Торф, образовавшийся давным – давно, со временем слёживался, уплотнялся и постепенно превратился в бурый уголь. В нём уже незаметны остатки отдельных растений. Но этот уголь не очень плотный и не блестит. Он пачкает наши руки бурым угольным порошком.
Коралл — камень, созданный живыми существами. Это скелет морских животных. Бывают белые, оранжевые, розовые, красные и чёрные кораллы. Они используются для изготовления украшений.
Анкетирование одноклассников
Цель анкетирования: изучение значимости исследовательской деятельности для школьников.
В ходе работы было проведено анкетирование. Было опрошено 20 одноклассников: 1. Знаете ли вы что такое кристалл? 19/1 (Да/Нет)
2. Хотели бы вы больше узнать о кристаллах? 17/3 (Да/Нет)
3. Как вы думаете можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях? 15/5 (Да/Нет)
4. Будите ли вы выращивать кристаллы дома, если узнаете, как это делать? 19/1 (Да/Нет)
Вывод: тема исследовательской работы является интересной. Все опрошенные будут выращивать кристаллы, если узнают, как это делать.
Заключение
Таким образом, в результате проведенной мною работы, я научилась выращивать кристаллы в домашних условиях. Также я могу сказать о том, что выращивание кристаллов не сложная работа, но очень интересная. И любой человек у себя дома, сам может вырастить кристаллы.
Цель моей исследовательской работы достигнута, гипотеза подтвердилась – кристаллы можно выращивать в домашних условиях, причем с минимальными затратами. Своё исследование мне хотелось бы продолжить. Поэтому я планирую продолжать свои эксперименты с новыми веществами, и создать коллекцию кристаллов. Уверена, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.
Список литературы
Интересные факты о кристаллах
Природа продолжает преподносить нам сюрпризы, создавая все новые чудеса. Совсем недавно, в 2000 году, в мексиканской пустыне была открыта необычная пещера, где находятся самые большие природные кристаллы. На глубине 300 метров, в рабочей шахте, шахтеры обнаружили пустоты, в которых их взору открылись огромные кристаллы гипса.
Пещера с этими кристаллами известна как Пещера Кристаллов-Гигантов. Попасть в пещеру без специального обмундирования и оборудования невозможно без риска для жизни. Температура воздуха там составляет около 50°C, а влажность – практически 100%! Даже в специальном костюме находиться в этих пещерах можно не очень долго – около часа.
Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
- Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
- Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
- Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
- Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Материалы и оборудование:
мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка).
(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.
— Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3). Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?
— Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4). В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5). — Для чего ещё служит камень человеку?
— Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10). Как вы думаете, почему?
Дети: камень очень прочный.
Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11).
Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.
Раздается стук в дверь
(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку).
Дети: высказывают предположения.
(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования).
Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.
Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.
— Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.
— Блестит камень или нет?
— Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.
— А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?
— Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.
— Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.
(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?
Читайте также: