Проект в доу мир камней

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Родионова Татьяна Ивановна

Населенный пункт: город Красный Луч

ТИП ПРОЕКТА: познавательно- исследовательский, творческий.

УЧАСТНИКИ: дети старшего дошкольного возраста

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели

АКТУАЛЬНОСТЬ:

С самого рождения детей окружают различные предметы и явления природы. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность и являются объектами наблюдений, игр. Это обстоятельство делает возможным организовывать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы, понять их сущность, свойства, использование ее человеком. Дошкольников особенно привлекали разные камни, их разнообразие, формы, цвет, структура. Иногда , особенно мальчишки, позволяли бросаться камнями, что могло повлечь опасность их жизни и здоровью. Поэтому возникла идея удовлетворить познавательный интерес детей, развить у них способность к исследованиям и устранить привычку опасного обращения с камнями.

ЦЕЛЬ:

Образовательная: Способствовать интересу детей к окружающему миру. Учить детей проводить простейшие опыты, анализировать, обобщать результаты, находить закономерности в природе. Познакомить со свойствами камня и применением его человеком. Закрепить понятие неживой природы. Развивающая: Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность и мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Земли. Предотвратить плохую привычку бросаться камнями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Подготовительный
  1. Выбор темы проекта.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Подбор дидактических игр, видеоматериала, иллюстраций, литературных произведений
  4. Создание мотивации к осуществлению проекта.

- Камешек (оживленный), который дети бросали и пинали ногой во время прогулки, попадает в группу. Он хочет подружиться с детьми и рассказать о себе все тайны.

II. Информационный

- Ознакомление с историей происхождения камней, использование камня древними людьми.

- Просмотр познавательных мультфильмов о природных богатствах земли.

- Рассматривание камней и изделий из камней, собранных детьми и их родителями.

- Заучивание пословиц о камнях.

- Составление предложений о драгоценных камнях.

III. Репродуктивный

- Опыты и эксперименты с камнями о свойствах камня.

- выложи дорожку из красных , синих камешек;

- определи какая из дорожек длиннее?

- составь число из 2-х меньших (из камешек разного цвета).

- Выкладывание узоров из камней на световом столике.

IY. Обобщающий - Итоговое интегрированное занятие.

- Организация выставки коллекций камней.

- Выставка для родителей рисунков и поделок из камней.

VI. Результаты: Организация образовательной деятельности методом проектов позволила увлечь детей темой и достичь дидактической цели. Тема изучения камней для детей была доступной и интересной. Совокупностью приемов, продуктивным действием детей во время всего периода проекта позволило добиться реальных результатов.

Элементы новизны позволили сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Знания о свойствах камней, их значение в жизни человека позволили добиться того, что дети перестали пинать и бросать камни, а обратили его в игровой материал.

Список литературы

1.Молодушкина И.В., Дикань Н.И. и др. Метод проектов в деятельности ДОУ. Х.: группа Основа, 2010. – С.203.

2.Буракова Ю.Д. Проектные технологии в ДОУ. Х.: группа Основа, 2009. – С.203.

3. Нечипорук Н.И., Томей О.П. Развивающие игры для дошкольников. Х.: группа Основа, 2007. – С.192.

4. Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду. Творчечский центр Сфера. Москва, 2006. – С. 154.

5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005. – С.80.

ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о физических свойствах камней, их значении и использовании человеком. Побуждать, на основе практических действий, делать самостоятельные выводы. Развивать навыки экспериментально-исследовательской деятельности, любознательность, мышление, эстетический вкус. Воспитывать и поощрять самостоятельность, аккуратность, волевые качества.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель по плану-карте группы предлагает детям найти сюрприз.

Дети находят шкатулку с оживленным камешком.

Воспитатель: - Кто ты? Как тебя зовут? (молчит)

- Ребята, как вы его назвали? (ответы детей)

- Как вы думаете, откуда он взялся? (предлагаемый ответ: с гор)

- Какие горы вы знаете?

- Почему он к нам пришел?

Воспитатель: - Наверное, он хочет, чтобы мы разгадали его тайны.

- Все тайны камня мы будем фиксировать символами в алгоритм (Приложение 1).

Воспитатель: - Какого цвета могут быть камни? (разноцветные)

- Какую форму имеют камни? (разнообразную)

- Какая поверхность у камней? (гладкая, колючая, шероховатая)

- Приложите камешек к щеке, а теперь брусочек дерева.

- Какие они? (камень – холодный, дерево – нет)

- Сожмите камень в руках, попробуйте разломать. А теперь дерево. Что можно о них сказать? (они твёрдые). А что твёрже? Давайте проверим. (пробуют забить гвоздь в камень, затем в дерево.)

- Положите на одну ладонь камешек, а на другую – деревянный брусок. Что тяжелее? Теперь проверим с помощью весов.

- Бросьте в стакан с водой камешек. Что произошло? (утонул). Теперь бросьте – деревянный брусочек. (не тонет)

- Я поднесу камешек к пламени свечи. (не горит)

  • Теперь деревянный брусок поднесу. Что вы видите? (дым)

- Значит дерево – горит.

- Окуните край камешка в воду. Что произошло с цветом? (изменился, как хамелеон)

Воспитатель: - Вот сколько мы смогли узнать о камне. Кто может, глядя на алгоритм, рассказать о свойствах камня? (рассказы детей)

- Что необыкновенного вы увидели через лупу? (блестит)

- Что это может быть? (металл)

Рассказ воспитателя, как из таких камней добывают металл.

Воспитатель: - Ребята, а камни еще могут умирать, разрушаться.

- Посмотрите на эти камешки, потрите его, что сыпется? (песок)

- Как вы думаете, почему на берегу моря много песка?

- Откуда он взялся? (вода разрушает камни)

- Да, ребята, и ветер, и дождь, и снег разрушают камни. Так может царство гор превратиться в царство песка – пустыню.

Пальчиковая гимнастика:

Наши руки не для скуки

Всё умеют наши руки,

На прощанье помахать

Могут в танце громко хлопать

Могут камешки потрогать

Могут шить и вышивать

И на дудочке играть.

Могут гвозди забивать,

И картины рисовать.

Солнце село, детвора,

Нашим детям спать пора.

Воспитатель: - С давних времён человеку помогал камень в быту. Они жили в каменных пещерах, еду готовили на камнях, орудия труда у них были из камня. (дети рассматривают рисунки, приложение 2)

Воспитатель: - А где сейчас человек использует камень? (ответы детей)

Дети рассматривают изделия из камня: вазу, домик, статуэтки.

Воспитатель: Даже животные используют камни. Расскажу вам, что случилось с Галкой, которая хотела пить, но не могла достать до дна кувшина и она придумала. Как вы думаете, что придумала Галка, чтобы напиться? (предложения детей, опыт: в стакан с водой бросать камешки до тех пор, пока вода не поднимется до нужной высоты)

Воспитатель: - Ребята, Галка хочет у вас спросить:

- Можно иметь каменный мяч, лодку, стул, цветок ? (ответы и обоснование детей)

ФИЗМИНУТКА: Ярко светится рубин красным пламенем рябин

Янтарь золотистый – он жёлто-лучистый,

Как небесная слеза – голубая бирюза.

Тёмной зеленью манит горный камень малахит,

Синевой морской налит чудо – камень лазурит

Фиолетово - цветист тайный камень аметист.

  • Формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о разнообразии камней, умению обследовать их и называть свойства.
  • Формированию умения выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.
  • Расширению знаний детей о роли камней в жизни человека, знакомству с некоторыми камнями, которые люди использовали для своих целей с древних времён.
  • Воспитанию бережного осознанного отношения к неживой природе.
  • Развитию эмоциональной отзывчивости, любознательности, интересу к разнообразным природным ресурсам, экологической культуре дошкольников.
  • Индивидуальному самовыражению, развитию креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Воспитанию заботливого, бережного отношения к природе.

Цель: развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности с коллекцией камней.

  • Способствовать расширению и углублению представлений о неживой природе.
  • Формировать представления детей о разнообразии камней, их свойствах, особенностях, учить классифицировать по различным признакам.
  • Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
  • Обогащать игровой опыт каждого ребенка через разнообразные упражнения с камнями.
  • Расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней.
  • Развивать и обогащать словарный запас, связную речь детей.
  • Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику рук.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, формировать эстетичный вкус.

Эти задачи реализуются через:

  • разные виды регламентированной деятельности;
  • совместную образовательную деятельность;
  • самостоятельную деятельность.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи активизации интереса, формирование навыков и умений детей в разнообразной деятельности на основе такой формы работы как коллекционирование.

Новизна программы состоит в том, что данная программа включает дошкольников в активную познавательную и творческую деятельность, в частности, исследовательскую и художественную через интеграцию образовательных областей, так как коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять интересы детей. Процесс коллекционирования не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Программа нацеливает на совместную деятельность и тесное сотрудничество с родителями.

Ценность программы заключается в том, что дошкольники получают возможность погрузиться в тему в разных видах и формах образовательной деятельности.

Актуальность основывается на интересе, потребностях детей и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует организации исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

В дошкольном возрасте формируется познавательная активность, исследовательский интерес и творческие способности, закладываются основы личностной культуры человека. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Планируемые результаты обучения в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми:

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Знать основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении.
  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога.
  • Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
  • Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
  • Быть любознательными, готовыми к сотрудничеству.
  • Любить природу, осознавать ответственность человека перед ней.
  • Ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека.
  • Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли.
  • Стремиться заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.
  • Принимать активное участие в выставках, презентациях.
  • Развивать активное эмоционально-познавательное отношение к миру.
  • Оформлять результаты своей деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.

Освоение программного материала рассчитано на два учебных года:

  • 1 год – старшая группа (5-6 лет);
  • 2 год – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).

Совместная работа педагога и воспитанников организуется еженедельно, включает в себя различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, изобразительную.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе образовательной деятельности, применение знаний на практике.

Критерии эффективности детской исследовательской деятельности:

1. Соответствие целей и согласованность действий педагогов, родителей и детей.

2. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников педагогами в саду, родителями дома.

3. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

6. Оценка деятельности ребенка. Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребенка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Перспективное планирование работы по познавательно – исследовательской деятельности

1 этап – старшая группа (5 – 6 лет)

Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, развивать речь, мелкую моторику рук, развивать тактильные ощущения, внимание, память, заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.

Загадывание загадок о камне.

Консультация для родителей «Труд в природе: Предложить выложить из камней солнечные часы.

дать детям представление о том, что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими; познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности;

развивать мышление, память, фантазию, обогащать словарь; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.

Пополнение коллекции камен;

Содействовать формированию интереса к неживой природе.

Пополнение коллекции камней.

Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Выкладывание узоров разными видами камней.

Пополнение коллекции камней.

Поддерживать интерес к экспериментированию – закреплять умение обследовать камни, проводить опыты.

Развивать творчество, связную речь, память, мышление, внимание.

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

ОД с элементами

Учить классифицировать камни по различным признакам (вес, температура, плавучесть), нацелить на поисковую и творческую деятельность.

Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Рассматривание камней через лупу.

Выкладывание различных узоров из цветной гальки.

Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры).

Рисование на камнях.

Плакат с цветами, маленькие бабочки, камушки, краски, кисточки, веселая музыка.

Знакомить детей с углем, как природным богатством страны, его происхождением, значением для человека, с разными способами добычи угля (подземном и открытом, о механизмах, которые используются при добыче угля).

Расширять представление о труде шахтёров, уважительном отношении к людям труда.

Развивать инициативность, самостоятельность в поисково-познавательной деятельности.

Активизировать словарь (шахта, шахтер, экскаватор, добыча).

Составление панно и коллажа из камней.

Учить детей проявлять фантазию, творчество при композиции из камней.

Вовлекать родителей в совместную деятельность по оформлению детских работ для выставки.

Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).

Перспективное планирование работы по познавательно – исследовательской деятельности

2 этап – подготовительная группа (6 – 7лет)

Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами.

Развивать мотивацию к познавательной деятельности, учить детей способам обследования предметов.

Учить делать элементарные выводы и умозаключения.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.

Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.

Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук:

Уточнять, обобщить и расширить знания детей о драгоценных камнях и минералах.

Развивать мыслительные способности, умение фантазировать, обобщать.

Поддерживать интерес и любознательность.

Продолжать обогащать словарь детей. Совершенствовать диалогическую речь, развивать умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Прививать любовь и интерес к богатству природы, гордость за Родину.

Соленое тесто и тесьма для бус.

Плакаты с названиями камней.

Пополнение коллекции камней.

Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами.

Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов.

Учить делать элементарные выводы и умозаключения.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.

Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.

Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.

Игры с камешками Марблс.

Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь. Активизировать словарь: аметист, сапфир, мрамор, малахит, яшма, гранит, агат. Выполнять задуманное до конца.

Игры с камешками Марблс.

Конструирование – выложить горный ландшафт.

Создание макета горы.

Познакомить с новым видом аппликации – декупаж.

Чтение пословиц и поговорок о камнях.

Выкладывание контурных рисунков камешками.

Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Гусакова Анна Викторовна
МАДОУ "Детский сад № 6 г.Балаково Саратовской области
воспитатель


Исследовательский проект "Удивительный мир камней"

Авторы: Барабанова О.Н., Гусакова А.В.

Целеполагание: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны.

На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост.

Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях

─ развивать познавательный интерес детей в процессе разных видов деятельности с коллекцией камней.

─ развивать логическое мышление;

─ умение делать выводы по результатам исследований;

─ развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

─ способствовать расширению и углублению представлений о неживой природе.

─ формировать представления детей о разнообразии камней, их свойствах, особенностях, учить классифицировать по различным признакам.

─ расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней.

Проблема: дети в песок играли вдруг они там камень откопали…..

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Научить различать и уметь называть их особенности камней;

Научить работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом;

Грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.);

- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада

Работа воспитателя при подготовке к проекту:

• Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр с камнями

Роль родителей в реализации проекта:

• Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка в группе

Этапы работы над проектом:

1. Определение цели и задачи проекта

2. Подбор материала

3. Рассматривание рисунков, фотографий про камни

4. Просмотр видеоматериала

5. Знакомство с литературными произведениями: стихами, загадками о камнях и т. д.

6. Изготовление дидактических игр про камни

Основной этап работы:

• Обыгрывание дидактических и подвижных игр

• Решение игровых ситуаций

• Викторины про камни

Данная работа ведётся через:

− организованную деятельность детей в детском саду – непосредственно- образовательная деятельность, беседы, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, развлечения, дидактические игры, подвижные игры

− совместную деятельность детей и их родителей – изготовление поделок, совместные рисунки.

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер и телевизор, очень важно помочь ему увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Ознакомление дошкольников с неживой природой

: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; формирование стойкого познавательного интереса детей к процессу экспериментирования.

Обучающие задачи

: знакомить с различными свойствами камней; учить делать выводы на основе проведённых опытов.

Коррекционно-развивающие задачи

: участвовать в посильной практической деятельности; способствовать развитию и обогащению сенсорных ощущений детей с нарушением зрения; активизировать сохранные анализаторы.

Воспитательные задачи

: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Участники проекта

: воспитатели, родители, сотрудники детского сада дети старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта

Основные формы реализации проекта

: занятия, игры с камушками, экскурсии, наблюдения, работа с родителями, чтение художественной литературы, роспись по камушкам, экспериментирование.

Продукт проектной деятельности

Материалы и оборудование

: коллекции природных и искусственных камней; шкатулка с украшениями из поделочных камней (бусы из малахита, граната, агата) и письмо от гномов; иллюстрации построек из камня, памятников, фонтанов и; камни и исследовательские таблицы для каждого ребёнка, мисочка с водой, лупы, монетки, гвоздики, дольки лимона, цветные карандаши.

Подготовительный этап

Проводятся прогулки, на которых дети собирают разные камни для коллекции. В последствии данная коллекция пополняется искусственными камнями. На данном этапе также проводятся различные игры с камушками, изучается литература осуществляется подбор материалов для выполнения экспериментальных работ. Педагогами оформляется информационный уголок для родителей: консультации, рекомендации по теме.

Идея основного этапа

Поскольку гномы считаются хранителями подземных сокровищ, к детям приходит гном со шкатулкой и письмом от своих братьев – гномов. В письме гномы отмечают, что у каждого камешка есть своя история, свои интересные свойства. Гномы предлагают детям найти свой камень и узнать его секрет.

После проделанной работы, дети приступают к экспериментированию. У всех детей разные камушки. Результаты исследований заносят в специально разработанную таблицу. Ниже предлагаем описание опытов, предложенных детям.

Дети рассматривают камни через лупу и отмечают на листочке, какого цвета их камень, делают зарисовку цветными карандашами.

Предлагаем участникам эксперимента потрогать камни. Определить, какой он на ощупь – гладкий или шершавый? Результат отмечается в таблице.

Самые твердые камни дети царапают небольшим гвоздём, если и в этом случае на них не останется следа, значит это самые твёрдые камни.

Заключительный этап

Проводя опыты, дети увидели, что камни бывают разного размера, цвета, формы, поверхности, состава, а также они бывают мягкие и твёрдые. А это значит, что у каждого камешка есть свой секрет.

В ходе экспериментальной деятельности было отмечено повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей, развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности к камням, укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Камни. Презентация к уроку по окружающему миру. — презентация


Кремень часто встречается в природе. Сам он бывает разного цвета – коричневого, жёлтого, серого и даже чёрного. Попадаются камни с рисунком. Кремень выглядит так, как будто натёрт воском. Этот камень довольно легко раскалывается на острые обломки. Поэтому первобытные люди делали из него свои орудия труда и охоты – рубила, скребки, ножи, наконечники стрел и копий. С помощью кремня высекали искры для разжигания огня.

Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Он не тонет в воде. Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенной пузырьками газа. Значит пемза – окаменевшая лавовая пена. Многие могут познакомиться с ней в ванной комнате – кусочки этого камня используют для ухода за кожей.

Песчаник – камень, состоящий из сцементированных зёрен песка. Нередко его используют в качестве строительного материала.

Каменная соль – это та соль, которую мы добавляем в пищу. Но только соль на нашем столе размолота в порошок, а в природных подземных месторождениях она залегает в виде камня. Кристаллы каменной соли очень красивые. Многочисленные кристаллики легко обнаружить и в пачке столовой соли грубого помола. Рассматривая эти кристаллики, представьте себе подземный город – дворец, где всё-всё сделано из каменной соли. Такой удивительный подземный музей есть в Польше.

Торф узнать не трудно: в нём хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, образующее торф, — торфяной мох (сфагнум). Кроме него, в торфяные залежи попадают и другие растения. Торф, образовавшийся давным – давно, со временем слёживался, уплотнялся и постепенно превратился в бурый уголь. В нём уже незаметны остатки отдельных растений. Но этот уголь не очень плотный и не блестит. Он пачкает наши руки бурым угольным порошком.

Коралл — камень, созданный живыми существами. Это скелет морских животных. Бывают белые, оранжевые, розовые, красные и чёрные кораллы. Они используются для изготовления украшений.

Анкетирование одноклассников

Цель анкетирования: изучение значимости исследовательской деятельности для школьников.

В ходе работы было проведено анкетирование. Было опрошено 20 одноклассников: 1. Знаете ли вы что такое кристалл? 19/1 (Да/Нет)

2. Хотели бы вы больше узнать о кристаллах? 17/3 (Да/Нет)

3. Как вы думаете можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях? 15/5 (Да/Нет)

4. Будите ли вы выращивать кристаллы дома, если узнаете, как это делать? 19/1 (Да/Нет)

Вывод: тема исследовательской работы является интересной. Все опрошенные будут выращивать кристаллы, если узнают, как это делать.

Заключение

Таким образом, в результате проведенной мною работы, я научилась выращивать кристаллы в домашних условиях. Также я могу сказать о том, что выращивание кристаллов не сложная работа, но очень интересная. И любой человек у себя дома, сам может вырастить кристаллы.

Цель моей исследовательской работы достигнута, гипотеза подтвердилась – кристаллы можно выращивать в домашних условиях, причем с минимальными затратами. Своё исследование мне хотелось бы продолжить. Поэтому я планирую продолжать свои эксперименты с новыми веществами, и создать коллекцию кристаллов. Уверена, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.

Список литературы

Интересные факты о кристаллах

Природа продолжает преподносить нам сюрпризы, создавая все новые чудеса. Совсем недавно, в 2000 году, в мексиканской пустыне была открыта необычная пещера, где находятся самые большие природные кристаллы. На глубине 300 метров, в рабочей шахте, шахтеры обнаружили пустоты, в которых их взору открылись огромные кристаллы гипса.

Пещера с этими кристаллами известна как Пещера Кристаллов-Гигантов. Попасть в пещеру без специального обмундирования и оборудования невозможно без риска для жизни. Температура воздуха там составляет около 50°C, а влажность – практически 100%! Даже в специальном костюме находиться в этих пещерах можно не очень долго – около часа.

Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  • Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка).

(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.

— Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3). Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

— Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4). В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5). — Для чего ещё служит камень человеку?

— Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10). Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11).

Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.

Раздается стук в дверь

(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку).

Дети: высказывают предположения.

(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования).

Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.

Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.

— Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

— Блестит камень или нет?

— Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

— А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

— Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

— Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?

Читайте также: