Как сделать школу современной

Обновлено: 05.07.2024

Электронный документооборот

Несмотря на то, что даже в российских органах власти системы электронного документооборота (ЭДО) работают далеко не в полную силу, под влиянием пандемии всё чаще звучат разговоры о подключении школ к Межведомственной системе ЭДО, позволяющей подписывать документы в онлайне и обмениваться ими. Для школ это означает в первую очередь снижение нагрузки на учителей и завучей, которые сейчас вынуждены заниматься бумажной работой, не относящейся к учебному процессу. Должны повыситься скорость обработки документов и удобство дистанционного и мобильного доступа к ним. Преимущества электронного документооборота уже признают 74% руководителей школ.

Внутри школы важной частью ЭДО является электронный журнал/дневник: в нём хранятся персональные данные учащихся и сотрудников школы, расписание уроков, данные о занятости кабинетов и домашних заданиях. С помощью электронного журнала проводятся сбор и автоматизированный анализ данных о посещаемости и успеваемости детей для руководства школы и родителей, муниципалитета, региона.

Электронный журнал и дневник автоматизируют внутренний документооборот в школе, а педагог выставляет оценки, отмечает пропуски, видит посещаемость — общую и по четвертям, получает данные по качеству обучения, успеваемости, расписывает домашние задания. Причем итоги учебного года можно сразу подвести для всех классов, которые ведет учитель. Доступ к электронному журналу в онлайн-режиме имеют также родители, что упрощает контроль за обучением ребенка, и сами дети.

Получается качественная связь между педагогом и родителем, благодаря которой можно получить доступ к максимально полной и корректной информации. Правда, всё же как минимум на первых порах возникают сложности с ведением отчетности, заполнением тем, подготовкой расписания, выдачей домашних заданий.

Электронный документооборот значительно упрощает жизнь родителей и структурирует активность детей. Запись на развивающие кружки, дополнительные занятия, контроль посещаемости школы и оплата питания: технологии делают всё это доступным в один клик.

Система государственных закупок и онлайн-бухгалтерия

Если рассматривать диджитализацию всей школы и введение ЭДО, нельзя игнорировать и автоматизацию бухгалтерии и финансов. Большинство школ в мире принадлежат муниципалитетам и финансируются из их бюджета. Самое продвинутое решение для мониторинга и оптимизации закупок — это электронные торговые площадки. Чтобы сделать финансы школы прозрачными для учредителей, внедряют онлайн-бухгалтерию. Специальный софт помогает вести учет входящих и исходящих документов, формировать и отправлять отчетность в налоговую в электронном виде. Это, опять же, должно частично снять с педагогического состава нагрузку, которая и не должна была на него ложиться.

Система аналитики

Сегодня в одном школьном классе может быть до 35 человек, при этом в параллели в среднем от 3-4 до 5-6 классов. В результате во всей средней школе может быть около 2,3 тыс. человек. При таких цифрах нет шансов, что образовательный план каждого ребенка, его успеваемость и индивидуальные склонности к предметам сможет проанализировать учитель. На одного педагога в России сейчас приходится в среднем 17 детей.

Но что не может сделать человек, сделает машина: аналитические системы сегодня — необходимое условие для повышения качества преподавания. В большей степени их применяют в высшем образовании, однако у них огромный потенциал и в школах. Благодаря системам аналитики можно определить уровень вовлеченности детей в учебный процесс, оценить успеваемость каждого, увидеть, кому нужна помощь педагога, у кого есть риск, например, не сдать экзамены. При этом выводы делаются не на основе оценок, а, например, по тому, сколько времени ученик выполняет домашнее задание, что ему дается легче, а с чем он не справляется. Тщательно настроенная аналитика — важнейший инструмент для директоров и сотрудников на руководящих позициях в системе образования. Она позволяет делать точные прогнозы образовательных результатов и превентивно влиять на них для повышения успеваемости, а также отслеживать риски выгорания учеников и педагогов.

Старшеклассники могут получить доступ к этим данным, чтобы сравнивать себя со сверстниками и иметь мотивацию улучшать свои успехи. В младших классах результаты аналитики нужны в первую очередь педагогам и родителям.

Облачные хранилища и сервисы для совместного редактирования документов

Google Drive, Google Docs, Dropbox, Microsoft Teams, Microsoft Office 365 и другие подобные сервисы выполняют две задачи: становятся хранилищем и позволяют организовать совместную работу с документами, предоставляя права доступа отдельным пользователям или группам. В облачном хранилище можно сформировать единую базу контента для всей школы и иметь возможность работать с ней в любое время.

На локальных серверах держать все материалы зачастую неудобно из-за ограничений объема допустимого места, поэтому педагогу лучше освоить облачные сервисы. Вдобавок к ним можно дать доступ другим учителям, родителям, детям, работать с этими материалами с любого устройства, что упрощает процесс образовательной деятельности. Работа с облачными сервисами в основном ведется через браузер или приложение. Для документов (тексты, таблицы, презентации) самым удобным вариантом остается Google Drive, предоставляющий 15 ГБ пространства.

LMS с базами контента и конструктором

Learning management system, или платформы для дистанционного обучения, сегодня становятся необходимостью не только на удаленке, но и внутри школы. В первую очередь, потому что это огромная база материалов: видеолекций, курсов, презентаций, учебников, к которым ученики и педагоги получают доступ в любое время. База контента помогает рационально использовать учебное время и не тратить его на лишние действия. Педагоги часто говорят о проблеме нехватки качественного ресурса для выдачи заданий — некоторые даже вынуждены проверять письменные работы, присланные в виде фото в WhatsApp. Это тяжелый труд для учителя, кроме того, упражнения из бумажных сборников и учебников давно выложены на сайтах ГДЗ (готовых домашних заданий). А создание новых заданий индивидуально каждому ученику требует огромных временных затрат и высокой компетенции.

Наличие видеоконтента в LMS выручает в ситуации, когда педагог по какой-то причине не может провести урок. Также на онлайн-платформе можно реализовать технологию обучения через кейсы: дети получают набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций и работают самостоятельно. Задача педагога — отслеживать результаты, консультировать и направлять ученика в нужную сторону. Методика отлично подходит в первую очередь для смешанного образования. Она помогает научить детей самостоятельности, что наиболее ценно для школьников 9-11 классов: это хорошая подготовка к высшему образованию. В первую волну 57% учащихся самостоятельно разбирали материал и после отправляли педагогу домашнее задание.

Также LMS позволяет контролировать успеваемость обучающихся, получать любую информацию о них, подгружать собственные материалы, выстраивать индивидуальную учебную программу для ребенка. Педагог может видеть, например, как часто ученик заходил на платформу (открывал задание), какие ошибки совершал в тестах, может создавать виртуальные классы, онлайн-курсы.

Коммуникационные системы

Общение между всеми участниками образовательного процесса осуществляется по двум каналам: системы видеоконференцсвязи и чаты или социальная сеть. Чаты в большей степени требуются для обсуждения вопросов между родителями и педагогами, учениками и учителями или для общения педагогов внутри школы, реже — для отправки домашних заданий (как резервный канал). Важно выбрать один чат, чтобы информация не терялась в нескольких приложениях. Для удобства чат можно встроить в общую школьную платформу как часть приложения для смартфона.

Необходимость проводить видеоуроки обусловила новые требования к платформам для конференц-связи. Варианты, в которых возможно одновременное подключение не более 25 участников, больше не подходят — современные классы часто укомплектованы по максимуму, а это 30–35 человек. Находиться в конференц-комнате одновременно они не могут. Поэтому педагогам необходимо выбирать аналоги, которые могут присоединить большее количество участников: Skype с возможностью подключить 250 человек, TrueConf — до 1 000, Zoom с лимитом до 100 участников на базовом тарифе и до 1000 при расширенном корпоративном плане.

Проектное обучение

Под этим термином понимают модель обучения, ориентированную на учеников и имеющую тесную связь с практической стороной мира — прикладную сторону науки. Для образовательной системы проектное обучение значимо в первую очередь тем, что демонстрирует реальную ценность полученных знаний и возможность их использования на практике.

Проектная деятельность охватывает почти всю школьную программу и мотивирует детей самостоятельно изучать школьную программу для того, чтобы решать глобальные и местные проблемы.

Некоторые системы, такие как MEL Science, используют в том числе VR/AR-системы, которые позволяют дать детям больше практических знаний в таких областях, как химия, физика, биология, а также служат отличным подспорьем и для изучения культурных дисциплин.

VR/AR-системы

Виртуальная и дополненная реальность — это не только про игры, но и про расширенный образовательный опыт. VR- или AR-контент становится таким же инструментом, как бумажный учебник. Сюда относятся, например, видео в формате 360º, благодаря которым в ходе урока географии можно практически в прямом смысле оказаться на вершине Эвереста или увидеть изнутри подводный мир Тихого океана. VR-технологии служат отличным подспорьем и для изучения культурных дисциплин — с их помощью можно, к примеру, посетить музей через приложение The VR Museum of Fine Art.

При использовании AR и VR закрывается потребность школьников в практической реализации навыков. На интернет-порталах есть целые виртуальные лаборатории, где можно проводить химические опыты без вреда для интерьера квартиры или собственного здоровья.

1. Создать пространство для свободного общения

Дарья Абрамова, 29 лет, учитель английского языка — проект по созданию коворкинга, Малая Дубна:

Школьных классов и даже зон отдыха недостаточно, чтобы и детям, и учителям было комфортно находиться в школе. Поэтому мы с коллегами задумались о свободном пространстве, где все могли бы общаться в расслабленной обстановке. Школе не хватало неформальности, глотка свежего воздуха: ученики привыкли, что им вещают, а они внимают. Специальная зона с лекторием изменила эту систему.

С появлением общих зон дети стали более открыто общаться, не стесняются попросить помощи у старших, дружат с ними, задают вопросы по учёбе. Бывают классные уголки, а это — уголок целой школы.


Несколько раз в месяц к нам приходят спортсмены, врачи, менеджеры крупных компаний, волонтёры общественных организаций. Специалисты рассказывают о себе, о работе, а дети задают им вопросы. Плюс мы приглашаем родителей проводить мастер-классы: ребята уже научились делать скворечники, мастерить цветы из фоамирана (декоративный пенистый материал для рукоделия), лепить из глины. Приходят поделиться знаниями и выпускники — рассказывают о студенчестве, подготовке к экзаменам.

В итоге формируется сообщество. Пообщаться приходят родители, выпускники, просто друзья и родственники учеников. Мы живём в сельской местности, школа теперь — центр социума.

Сначала мы изучали чужой опыт. Чтобы отличить жизнеспособную идею от фантазии, нужно интересоваться, что же происходит в образовании. А когда заполняешь заявку на конкурс, всегда стоит посмотреть на проекты победителей прошлых лет.

В команде мы сразу разделили обязанности, но все прислушивались друг к другу, и обязательно — к детям. Очень важно было узнать, чего они хотят, чтобы не было отстранённости, когда ребята не понимают, для кого это делают. Проект ради проекта работать не будет.

2. Создать сообщество выпускников


Самым крупным проектом выпускников стала программа пополнения фонда целевого капитала. У нас маленькая школа с очень строгим отбором, и родители возмещают фактические затраты на обучение своих детей. Не все к такому готовы. Чтобы больше семей могли позволить себе недешёвое образование, на средства, полученные от инвестиции целевого капитала, в 2020 году выпускники запустят программу грантов.

3. Дать ученикам выбор (и возможность заработать)

Мы предлагаем ученикам попробовать одну или несколько из 56 разных профессий — от дизайнера или маркетолога до оператора фрезерного станка. Дети выполняют реальные заказы и получают за них честную оплату. Начинается всё с того, что к нам приходит заказчик с заданием — нарисовать и распечатать визитки, отлить наградные кубки, сделать деревянные игрушки и так далее. Ребята выбирают задачу по душе, собирают команду и приступают к работе.

Мы учим детей управляться с инструментами, на которых работают настоящие специалисты. В специальном классе, который появился благодаря грантовой поддержке, установлены фрезерные станки, 3D-принтеры, станки для лазерной резки.

Наша задача — чтобы ребята из села смогли избавиться от ярлыка, который на них навесили: вовсе не обязательно становиться аграриями, трактористами, доярками

Это сложно. У местных часто нет мотивации. Рядом нет большого города, дети даже не понимали, какие у них есть перспективы, чем можно в жизни заняться.


Зато уже в конце прошлого года наших детей позвали учиться в МЭИ, когда они выиграли соревнования по робототехнике. В команде было три человека: программист, инженер, пилот. Ребята создали с нуля робота, и он обошёл даже те модели, которые стоили в десять раз больше. Теперь их ждут в Москве.

Большое Исаково сегодня — элитный посёлок. Оказалось, что достаточно одной школы, которая станет центром социума. Цена земли выросла раза в четыре. Местные бабушки радуются: они теперь миллионерши.

Сейчас мы работаем только с компаниями в Калининградской области, но планируем расширить производство, чтобы ребята смогли брать заказы из других регионов. Отправлять отсюда продукцию достаточно дорого, но можно разработать макет в школе, договориться с заводом в регионе заказчика, чтобы он изготовил детали по нашим чертежам. Я рассказываю детям о таких возможностях, чтобы они понимали — границ в глобальном мире нет.

4. Позволить старшеклассникам быть учителями

Мы хотели дать школьникам возможность попробовать себя в роли учителей и почувствовать драйв от работы с детьми. Чтобы ребята, которые до этого даже не рассматривали профессию учителя, задумались о ней и кто-то в итоге захотел бы вернуться туда, где ему впервые понравилось учить и учиться.


Всего подали заявки 60 учеников. Понятно, что не все они станут педагогами или пойдут учиться на этот профиль. Например, один мальчик сомневался, хочет он быть учителем или программистом. После работы с детьми понял: преподавать здорово, но программирование ему интереснее. Это тоже полезный опыт — избежать ошибок при выборе профессии. Но после целого года в роли учителей 20 человек убедились, что хотят заниматься этим и дальше, — теперь планируют учиться в педагогическом

Во время проекта ребята продолжали учиться в своих школах, а после занятий приходили к нам. Кураторы помогали им оформлять идеи в полноценные курсы для детей с первого по седьмой классы. Учителям самим было чему поучиться: ребята лучше понимали, как заинтересовать других детей, увлечь их материалом.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок ходил в школу с удовольствием: просыпался самостоятельно по утрам, выполнял уроки быстро и сразу. Кажется, что это утопия. Но на самом деле, это может стать реальностью, если в школе созданы необходимые условия, чтобы мотивировать школьника.

Директор школы Wunderpark International School Виктория Руденко

Билингвальная (двуязычная) система обучения

Свободное владение английским языком — это возможность получить высшее образование за рубежом, построить успешную карьеру, беспрепятственно путешествовать в любую страну мира.

Помимо практического значения, билингвальная система обладает и важным социокультурным значением. Школьники-билингвы имеют более высокий интеллектуальный уровень. Уже через несколько лет они владеют иностранным языком как родным, одинаково хорошо общаются и думают и на русском, и английском. Это позволяет легко интегрироваться как в русскоязычную, так и в англоязычную культурную среду, воспринимать и глубоко понимать их ценности.

Система сообщества

Сообщества не просто дают учащимся старших и младших классов возможность совместного общения. Они объединяют их общей целью и успехами.

Эти сообщества могут иметь свои цвета и отличительные знаки, легенды, традиции. Согласитесь, звучит интересно?

А еще дети могут зарабатывать поинты и мериты (система поощрений) за активное участие в школьной жизни, соблюдение правил и традиций учебного заведения, образовательные успехи и многое другое.

Зарабатывая знаки отличия, каждый вносит свой вклад в копилку своего сообщества. И по итогам года группа, набравшая наибольшее число очков, награждается интересным совместным мероприятием.

Такой подход стимулирует детей активно участвовать в культурной и общественной жизни школы, выполнять творческие задания и, конечно же, хорошо учиться.

Дети получают на дом только часть заданий. Большую часть они выполняют в школе

Домашние задания — настоящая проблема не только для учеников, но и для их родителей. Особенно тяжело приходится учащимся старших классов, когда у мам и пап недостаточно знаний, чтобы помочь ребенку, и нет возможности обратиться к репетитору. В среднем школьники тратят на домашнюю работу от 2 до 4 часов в день, из-за чего у них нет времени на хобби и полноценный отдых.

Удобно, когда дети делают задания в школе самостоятельно. Если кто-то что-то не понял, он может обратиться к однокласснику, который разбирается в материале, или к учителю. Педагог в таком случае быстро получает обратную связь, как ребенок усвоил материал.

А еще это способ формирования самостоятельности, организованности, ответственности.

Для самоподготовки важно выделить четко ограниченное время после уроков. Однако ряд заданий целесообразно оставлять для домашней работы, например просмотр учебных видео, чтение, творческие работы и т.д.

Эффективная система воспитания

Все без исключения дети нарушают дисциплину. И очень важно не просто пресечь неправильное поведение, а выработать в ребенке желание вести себя хорошо. Для этого дать ему время обдумать свой поступок, понять его причины.

Это даст школьнику понять, что плохое поведение опускает его на ступень ниже — к нему относятся как к ребенку, разговаривают как с маленьким. Чтобы вернуть достойное отношение преподавателя, учащийся должен снова вести себя согласно правилам и договоренностям..

Хороших результатов можно достичь, если ученик осмысляет свое поведение письменно, например, отвечает на ряд вопросов:

Что я при этом чувствовал?

Что я могу сделать, чтобы этого больше не повторялось?

Так ребенок научится сдерживать свои порывы, контролировать себя и вовремя останавливаться.

Развитая школьная инфраструктура

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому она должна решать вопросы не только обучения, но и здоровья, социальной адаптации, культурного развития и профессионального ориентирования. С этой точки зрения идеальное учебное заведение — это мини-город, в котором присутствуют не только учебные классы, но и спортивные и игровые комплексы, а также возможность для занятий наукой, творчеством, конструированием и т.д.

В современных реалиях реализовать это в каждой школе невозможно, но каждый классный руководитель в силах устраивать регулярные экскурсии, походы в парки развлечений и игровые зоны и т.д.

Очень важно уделять внимание двигательной активности и сенсорной интеграции, ведь от них зависят моторные навыки и познавательная активность детей.

shest-sposobov-sdelat-shkolu-luchshe

Сделать классы меньше

Мечта многих учителей (кроме, может быть, учителей иностранных языков) успешно реализуется во многих школах мира. Индивидуальный подход, хорошая дисциплина и мотивация к учебе остаются лишь мечтами, когда приходится вести урок для 30-35 человек.

Сокращение числа учеников в классе до 20 позволит не беспокоиться лишний раз о том, хватит ли новому классу парт и стульев, да и успокоить такое количество детей куда проще. Так эффективнее можно выстроить индивидуальную работу с учеником, лучше оценить его способности и понять его стремления, и, исходя из этого, повышать его мотивацию.

Современное оборудование

Платить учителям больше

Нет, профессия педагога – это не только призвание! Это краеугольный камень общественной и государственной системы, и оплата должна быть соответствующей данным функциям.

Исключение здесь можно сделать лишь для школ, использующих особые инновационные методики преподавания.

Ограничить количество домашних работ

Домашняя работа, безусловно, нужна. А вкупе с ее ежедневной проверкой она просто необходима для младших школьников. Но нужно серьезно ограничить время, отводимое для ее выполнения – дети, хорошо отдохнувшие дома, станут более внимательными учениками в классе. Поэтому учительскому сообществу стоит регулировать внутри себя количество и качество выдаваемых ученикам домашних работ, чтобы соблюсти временные нормы, установленные Минобрнауки России.

Правильная профориентация

Читайте также: