Проект в доу городецкая роспись

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ТЕМУ:

Автор проекта: Бабичева Татьяна Викторовна,

воспитатель

Курск, 2016-2017 учебный год

Содержание проекта

Актуальность.

Одной из главных задач, стоящих перед современным обществом - духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема для многонациональной России. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера городецкой росписи умело составляют орнаменты.

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющий творческий потенциал личности.

Цель: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи образовательные:

Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи декоративно-прикладного искусства.

Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - городецкая роспись. Сформировать навыки рисования элементов городецкой росписи.

Учить видеть красоту и своеобразие городецкой росписи; оригинально составлять узоры по мотивам этой росписи; наблюдать за живой природой.

Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Задачи развивающие:

Развивать познавательную активность детей; чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Задачи воспитательные:

Формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России.

Воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к народным промыслам; любознательность.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

По продолжительности: среднесрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы №7 компенсирующей направленности, родители, воспитатель Бабичева Т.В.

Сроки проведения: 19.09.2016 – 10.02.17 гг.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов городецкой росписи. Экспериментируют с цветом.

Умеют составлять узоры по мотивам этой росписи.

ПЛАН РАБОТЫ

Подготови-тельный

1.Формирование проблемы, цели проекта, знакомство родителей с темой проекта.

2.Подбор методической и художественной литературы для обеспечения проекта.

Вид проекта: творческий, информационный, культурно-ценностный, образовательный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Длительность проекта: краткосрочный - 2 недели.

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь непонятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером.

Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети среднего (элементы росписи) и старшего дошкольного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.

Задачи для воспитателей:

- Организация предметной среды.

- Подбор методического материала для проекта.

- Организация материально-технического обеспечения.

- Выбор участников проекта.

- Знакомство участников проекта с городецкой росписью.

Задачи для детей:

- Научиться видеть красоту городецких узоров.

- Узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.

- Испытывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

- Исполнение элементов городецкой росписи на готовых шаблонах.

- Экскурсия на выставку изделий из Городца.

- Рассматривание городецких узоров.

- Рисование элементов городецких узоров.

Совместные задачи для педагогов, родителей, детей:

- Оформление совместных выставок работ детей и родителей;

Проект совершенствует и развивает изобразительные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника, используя различные элементы городецкой росписи.

Использование инновационной педагогической технологии метода проектов в изобразительной деятельности. Совместная и согласованная деятельность всех участников проекта способствует повышению воспитательного эффекта и эмоционального тонуса всего процесса деятельности.

  1. Дети ознакомятся с историей происхождения городецкой росписи.
  2. С помощью опытнической и исследовательской работы научатся смешивать краски, получая нужный оттенок.
  3. Увидят образцы городецкой росписи.
  4. Узнают об основных элементах росписи и об основных ее этапах.
  5. Научатся рисовать элементы и составлять композиции городецкой росписи.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала.
  2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) .
  3. Заключительный: подводятся итоги.

1. Постановка проблемы.

2. Подбор методической литературы по теме.

3. Подбор иллюстраций по теме городецкая роспись.

4. Подбор консультаций для родителей по теме.

3. Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение.

4. Проведение совместного занимательного дела по теме.

7. Создание альбома с образцами элементов городецкой росписи.

1. Подведение итогов.

2. Отчет о проделанной работе в виде презентации.

3. Выступление на родительском собрании.

4. Интегрированное занятие.

1. База образцов росписей.

2. Методические пособия для воспитателя

3. Консультация для родителей.

4. Готовые работы проекта.

5. Презентации по теме проекта для родителей и для детей.

6. Альбом с элементами городецкой росписи.

Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В ходе реализации проекта мы познакомили детей с видами росписей, научились совместно с детьми и родителями элементам росписи, узнали много нового и интересного. В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имел прогрессивный характер и позволил не только способствовать развитию творческой личности ребенка, развитию его фантазии и потенциала, но и дал толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки"".

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО.


Книжечка для детей. Серия узоры по клеточкам "Узоры и орнаменты в русском народном костюме"

Долгое время работаю по теме "Русский народный костюм" , поражает красота и неожиданность рисунков ,узоров на костюмах русского народа .Изучая историю происхождения вышивания орнамента на традиционном.


Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")

Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа.


Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".

-развивать художественно-творческие способности и эстетический вкус;

-формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства.

Механизм реализации проекта

В. А. Сухомлинский

1 этап - подготовительный:

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Выстраивание единого педагогического процесса: подбор материала для работы с детьми, консультации для родителей, направленные на развитие творческих способностей у детей, совместные мероприятия ДОУ и родителей.

2. этап – основной:

Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей старшей группы.

Реализация мероприятий, способствующих формированию патриотических чувств у детей.

3. этап – заключительный:

Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. Презентация проекта.

Фото – отчёт по проекту.

Формы работы с дошкольниками:

• беседы о городецком промысле, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

• рассматривание элементов росписи;

• рисование основных элементов городецкой росписи в порядке усложнения;

• непосредственная образовательная деятельность;

• познавательные рассказы воспитателя;

• просмотр фильма и презентации о городецком промысле;

• раскрашивание плоскостных силуэтов: досочек, овалов, кругов, квадратов;

• рассматривание иллюстраций и городецких изделий;

• роспись доски городецким узором.

Взаимодействие с родителями:

• подбор литературы, фильма о народном промысле "Городец";

• иллюстраций городецких изделий;

• изготовление плоскостных силуэтов для росписи;

• проведение выставки народных мастеров по мотивам городецкой росписи.

• расписанные досочки для выставки народных мастеров.

• консультации для родителей.

Календарный план реализации проекта: с 1 декабря 2017г. по 28 февраля 2018г.

Ресурсное обеспечение проекта:

• информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

• материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

• кадровое (педагоги ДОУ, родители).

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности городецкой росписи: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре, этапы росписи (замалевок, теневка, оживка) и т. п. ;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Декабрь

-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;

-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

-Просмотр презентации о городецком промысле;

Январь

Февраль

-Выставка работ детей.

Список используемой литературы:

http://maam.ru/"Маам. ру "- сайт для воспитателей детского сада.

http://nsportal.ru/«НСпортал. ру "- сайт для воспитателей детского сада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у детей дошколного возраста основ духовно -нравственной культуры.

М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вид: групповой, познавательно – информационный, практико –исследовательский, среднесрочный.

Возрастная группа: подготовительная группа №8.

Состав участников: дети, воспитатель и родители группы.

Разработчики:

Воспитатель I квалификационной категории Лаврова Н.В.

Срок реализации: 29.04.2021г. - 31.05.2021г.

г. Таганрог 2021г.

Цели проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. В процессе ознакомления с Городецкой росписью развивать художественный вкус у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта.

Проблема развития художественного вкуса дошкольников актуальна в аспекте современных условий. Дети дошкольного возраста часто подражают тому, что видят вокруг себя. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в стремлении к лже - красоте в быту и поведении. Такое восприятие действительности может привести к искаженному пониманию ребенком реальных духовных ценностей.

Эффективным средством развития художественного вкуса является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности.

Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

Городецкое искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Постановка проблемы:

Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи декоративно-прикладного искусства.

Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - городецкая роспись. Сформировать навыки рисования элементов городецкой росписи.

Учить видеть красоту и своеобразие городецкой росписи; оригинально составлять узоры по мотивам этой росписи; наблюдать за живой природой.

Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Развивать познавательную активность детей; чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России.

Воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к народным промыслам; любознательность.

Ожидаемые результаты:

Дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов городецкой росписи. Экспериментируют с цветом. Умеют составлять узоры по мотивам этой росписи.

Этапы проекта:

I. Подготовительный:

-определение проблемы, цели, задачи проекта;

-изучение методической литературы;

-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры картотеки: дидактических игр, пальчиковых игр);

-составление плана проектной деятельности.

II. Основной

- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Задачи: Развивать умение собирать узор по образцу и без образца. Развивать внимание, память, тактильные ощущения. Поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр, использовать предметы-заместители. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Задачи: продолжать развивать речь, как средство общения; формировать умение внимательно слушать стихотворение; формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать интерес к произведениям.

Разучивание пословиц и поговорок о городецкой росписи.

Составление описательного рассказа по картине.

Задачи: Расширять знания детей о городецкой росписи. Уточнить знания о узорах и цветовой гамме городецкой росписи.

Наблюдение на прогулке: за небом, солнцем, ветром, цветами сравнивать с узорами городецкой росписи . Закреплять умение устанавливать простейшие связи: узоры, листья, цветы, птицы.

Задачи: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к эстафетам, к активному здоровому образу жизни. Совершенствовать основные движения: бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.

Задачи: Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. Вызывать желание слушать музыку, выполнять движения в такт музыки. Развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности.

III. Презентация проекта

Итоги проекта:

Физкультурная минутка.

Городецкие мотивы.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце.

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сколько радости для глаз.

Может быть и среди нас.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Городец, да, Городец,

Кто оттуда - молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят.

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Сказка о Городце.

Сказка о славном городе Городце , знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше.
Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил мастер Данила. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. () . И была у него невеста Любаша ,такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. И захотели Данила и Любаша превратить жизнь своего города в сказку: раскрасили дома, посуду, и создали вид письма - Городецкую роспись.
Работали мастер и его невеста радостно и весело, поэтому изделия у них получались светлые, согревали душу людям, веселили их. Поработав, любили отдохнуть.Песни пели да хороводы водили со своими подружками и друзьями.
Прослышала об умельце Даниле Баба Яга, захотела научиться у него ремеслу и пришла к нему в мастерскую.
Баба Яга: Здравствуй, Данила-мастер.
Данила: Здравствуй, бабушка.
Баба Яга: Хочу твоему ремеслу научиться!
Данила: Чтоб с деревом работа получалась, надо, чтоб оно тебя слушалось.
Баба Яга: А как этого добиться?
Данила: Если душа у тебя добрая, то и изделие хорошим будет. Доброта-то, она в дерево вкладывается. А у тебя , Баба Яга, душа не добрая, не получиться у тебя ничего.: Рассердилась Баба Яга, решила похитить мастера, чтобы люди не узнали этой росписи. Сунула свой волшебный гребень в волосы Данилы , заколдовала и увела в дремучий лес.
: Стала Любаша искать своего жениха- нет его нигде. Догадалась, что с Данилой случилась беда, но как помочь, как выручить мастера? А у Данилы был конь вороной, быстрый, как ветер, хозяина своего за сто верст чуял. Села на она на коня и умчалась за тридевять земель. Не удалось Бабе Яге узнать секрет мастера Данилы, отобрать у народа –городецкую роспись.
Отыскал конь своего хозяина, помог Любаше найти Данилу. И поспешили жених с невестой в свой город Городец.). Обрадовались жители, что вернулись их знаменитые мастер Данила с невестой Любашей, и устроили гулянье.А коню вороному - особый почет и слава! Стал чудо-конь символом городецких художников.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Дидактическая игра для детей 5 – 7 лет для ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством.

Цель: закрепить знаний детей о городецкой росписи, активизировать в речи детей названия элементов росписи (бутоны, розаны, купавки и т.д.), способствовать запоминанию порядка выполнения узора, развивать творчество, композиционные умения, чувство ритма при составлении узора.

В комплект игры входит: иллюстрации изделий городецкой росписи, трафареты городецких изделий из бумаги (доски, блюда, сундучки, туески, ложки и т.д.), бумажные элементы городецкой росписи (цветы, листочки, птицы) красного, зеленого, черного, белого цветов.

Количество участников: от одного до пяти человек.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с образцами изделий. Просит детей назвать элементы росписи.

Педагог предлагает детям, используя части элементов, выложить на трафарете один из элементов росписи (бутон, розан, птица). Предлагает детям назвать составленный элемент.

Педагог предлагает детям составить на трафарете композицию по предложенному образцу.

Педагог предлагает детям придумать и составить на трафарете композицию с использованием элементов городецкой росписи.

Игра проводится в парах: педагог совместно с ребенком или два ребенка друг с другом. Одновременно могут играть две - три пары. Один игрок назначается сочинителем, другой игрок назначается художником. Сочинитель называет элемент и говорит, где он будет располагаться, художник выкладывает элемент на трафарете. Задача сочинителя точно называть элементы, не вмешиваться в процесс выкладывания элементов, задача художника как можно точнее выполнять указания художника. После выполнения работы игроки могут поменяться ролями.

Вариант 1. Играет один ребенок. Украшает любой выбранный предмет мебели.

Вариант 2. Играют несколько детей. Совместно украшают один предмет мебели.

Вариант 3. Игра – соревнования. Дети одновременно украшают одинаковые предметы мебели (напрмер, столы, или детские стульчики, скамеечки, полки). Выигрывает тот, кто рационально использует максимальное количество элементов.

Цель: познакомить детей с старинным русским городом, знаменитым на весь мир своими художественными промыслам. И этот старинный город находится на реке Волге, Городец.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец.

Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.

Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия?

Правильно! Все вещи сделаны из дерева.

Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные?

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь?

Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

А дальше сказку придумаем вместе….

Дети придумывают продолжение.

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Развивать устойчивость внимания, наглядно-образное мышление Воспитание интереса к народному промыслу

Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.

Это городецкая роспись.

Городецкая роспись, как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость.

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке.

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок.

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины.

В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Существует несколько видов композиций

2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица.

Давайте рассмотрим этапы росписи розана.

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.


В ученическом проекте по технологии на тему "Городецкая роспись" представлена историческая справка о городецком ремесле, дается характеристика этого вида прикладного искусства, а также предлагается авторская разработка кухонной дощечки, украшенной городецкой росписью.

Подробнее о проекте:


В готовой детской творческой работе по технологии "Городецкая роспись" рассмотрены теоретические сведения о городецких ремеслах, изучена история о происхождении городецкой росписи и областях ее применения, а также изучено состояние и развитие этого ремесла в условиях современного мира. Данный проект расширяет кругозор школьников и позволяет им лучше познакомится с культурой России.

Оглавление

Введение
1. История городецкой росписи.
2. Технологическая карта.
3. Экономический расчет.
4. Экологическое обоснование.
Реклама
Заключение
Список используемой литературы
Фото изделия

Введение


В современном мире мало кто знает о культуре России , не многим известны истории происхождения различных видов росписей с какими они сталкиваются на уроках ИЗО в школе. Так же не всегда можно увидеть достоверные изображения той или иной техники т.к. в большинстве случаев все это стилизуется под современное общество .

Цель: создать собственные изделия в этой технике.

Нарастающая тенденция угасания нравственно-эстетического и культурного потенциала народных художественных промыслов. Потребность государства и общества в сохранении народных художественных промыслов.

Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Народные художественные промыслы являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве - это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие преемственную культуру молодому поколению.

Существует много видов росписей , например : мезенская, петряковская , гжельская и т.д. Я выбрала городецкую т.к. в школьной программе мы проходим эту технику и для меня это более доступный вариант.

История городецкой росписи


Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку.

Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Почему же роспись назвали городецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках".

Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Создается эта резьба топором и долотом.

Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей.

Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Читайте также: