Проект в доу деревья и кустарники

Обновлено: 06.07.2024

Расширять знания детей о растительном мире. Формировать интерес к красоте окружающего мира. Воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.

Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.
Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.
Учить фиксировать наблюдения с помощью рисунков.
Обогащать словарь детей, развивать связную речь.

Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями весной, почему появляются листочки; что будет, если веточку поставить в воду.

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников. Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ, проведения досугов.

Рассматривание веток тополя, ивы, березы, ели
Образовательная область: познание
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Предложить поставить их в воду, отмечать на ветках каких деревьев почки распустятся раньше. Помочь сделать вывод о том, что для растений необходимы тепло, свет, вода.

Наблюдение за трудом взрослых.

Образовательная область: труд
Место проведения: Территория учреждения
Задачи: Предложить детям понаблюдать за трудом взрослых. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников, охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной.

Наблюдение за трудом взрослых.
Образовательная область: труд
Место проведения: Территория учреждения
Задачи: Предложить детям понаблюдать, как взрослые белят нижние части стволов деревьев, обсудить, для чего выполняется эта работа.

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Образовательная область: познание
Место проведения: Участок
Задачи: Знакомство с третьей победой весны над зимой – весной лесной.

Образовательная область: Познание
Место проведения: Лесопарк
Задачи: Закрепить знания детей о состоянии лиственных и хвойных деревьях весной; воспитывать потребность в общении с природой, развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром.

Образовательная область: Коммуникация, чтение художественной литературы
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Упражнять в умении придумывать сказки, развивать творческое воображение. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного речевого творчества

Чтение стихотворений, рассказов, сказок о деревьях, кустарниках
Образовательная область: чтение художественной литературы
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения
Воспитывать любовь к природе.

Образовательная область: Чтение художественной литературы.
Место проведения: музыкальный зал.
Задачи: Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову, развивать артистические способности, воспитывать любовь к природе.

Образовательная область: Социализация, музыка, чтение художественной литературы.
Место проведения: Музыкальный зал
Задачи: Учить детей инсценировать художественное произведение с использованием музыки, формировать умение передавать характеры героев сказки, воспитывать эмоциональный отклик на музыку, интонационную выразительность речи, развивать артистические способности.

Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: Микрорайон, где живут воспитанники
Задачи: Расширять представления о растительном мире города, развивать умение видеть красоту созданного изображения, формировать умение эстетически оценивать, высказывать суждения, обосновывать свое мнение. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного творчества.

Образовательная область: Труд
Место проведения: Территория учреждения
Задачи: Воспитывать осознанное, бережное отношения к природе, показать значимость действий каждого человека в ее сохранении; вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своем городе.

Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Побуждать детей к созданию альбома. Стимулировать творческое самовыражение детей в процессе реализации проекта. Воспитывать художественное восприятие окружающей природы.

Образовательная область: Художественное творчество
Место проведения: Групповая комната
Задачи: Побуждать детей к созданию макета. Стимулировать творческое самовыражение детей в процессе реализации проекта. Воспитывать художественное восприятие окружающей природы. Развивать воображение, чувство композиции.

Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.

Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.

Научить детей узнавать и различать деревья и кустарники ближайшего окружения по внешним признакам;

Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;

Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;

Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;

Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;

Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;

Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;

Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.

В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.

Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.

Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.

Суть проекта :

Не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям;

Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей;

Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно-нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы-обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Повышение уровня экологической грамотности детей;

Формирование осознанной потребности в общении с природой;

Создание экологически-развивающей среды на участке детского сада;

Создание художественно-эстетической среды;

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

1 Этап - подготовительный:

Постановка целей и задач;

Определение направлений, объектов и методов исследования;

Выбор материала и оборудования.

Развитие ребёнка как личности (эмоциональное, эстетическое, сенсорное развитие);

Охрана и укрепление здоровья детей;

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы исследования: знакомство с произведениями художественной литературы, живописи, музыки, наблюдения во время прогулок, исследовательская деятельность, рисование, аппликация, игры, беседы, сочинение сказок.

2 этап - исследовательский:

Заинтересовать детей поставленной проблемой;

Дать представления о деревьях и кустарниках;

Выяснить отношение детей к ним.

1. Какие деревья вы знаете?

2. Как вы считаете, деревья и кустарники живые или нет? Почему?

3. Какие кустарники вы знаете?

4. Чем они отличаются от других растений?

5. Какие деревья и кустарники растут на территории детского сада?

6. Какие деревья и кустарники вы видели в лесу?

7. Как вы думаете где им лучше — в городе или в лесу? Почему?

8. Помогали ли вам когда-нибудь деревья, кустарники? А вы им?

Игровая деятельность: Д/И

- Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (берёза);

- Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (клён);

- Какое дерево сравнивают с казаком, богатырём? (дуб);

- С какого дерева пчелы собирают мёд летом? (липа);

- Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (ель, сосна).

У какого растения есть ствол? (дерево);

Какие растения растут низко? (трава);

На чем растут листочки у деревьев и кустов? (на веточках);

Какую часть растения любят пчелы и бабочки? (цветок);

Как называются растения, которые имеют целебные свойства? (лекарственные растения).

3 Этап Заключительный:

Проведение анализа и обобщение

Закрепление знаний детей;

Дети научились различать объекты живой и неживой природы;

Узнали много нового и интересного о деревьях и кустарниках;

У детей появилась осознанная потребность в общении с природой и желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Развитие у детей познавательной активности, творческих и коммуникативных навыков;

Дети научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

Узнали о значении воздуха, солнца, осадков, почвы в жизни деревьев и кустарников;

Овладение детьми навыками безопасного поведения в природе, а также понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.

Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.

Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.

ВложениеРазмер
proekt_derevya_i_kustarniki_dokument_microsoft_word.docx 26.43 КБ
fotootchet_1_proekta_derevya_i_kusty_dokument_microsoft_word_-_kopiya.docx 1.54 МБ
fotootchet_2_proekta_derevya_i_kusty_dokument_microsoft_word.docx 2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

Подготовительная к школе группа

Подготовила и провела: воспитатель Милованова Т. Н.

Нижегородская обл., г. Урень, 2019-2020 уч. г.

В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.

Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно -практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.

Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.

Тип проекта по доминирующей деятельности – информационно-исследовательский, творческий.

Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.

Тип проекта по характеру координации – открытая координация.

Тип проекта по количеству участников – коллективный.

Тип проекта по продолжительности – долгосрочный (в течении года)

Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.

Виды детской деятельности: познавательная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, чтение произведений художественной литературы, художественное творчество, совместная деятельность детей и взрослых.

Цель проекта : Формирование понимания экологической значимости деревьев и кустарников в природе и жизни человека.

Расширение и систематизация знаний детей о деревьях и кустарника, их строении, местах произрастания, характерных особенностях, место в экологической системе природы.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к деревьям и кустарникам, как неотъемлемой части экологической системы. Способствовать активизации роли родителей в экологическом воспитании детей.

Развивающие: Развивать умения получать информацию разными способами и из разных источников. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать мышление, коммуникативные навыки, память, творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас.

1 этап проекта – выявление проблемы

Во время прогулок дети видят выпирающие корни деревьев, спрашивают о них. Им любопытно. Почему желтеют и падают листья. Они удивляются появлению сережек на березе зимой и набуханию почек весной. Вопросы беседы на прогулке:

- Почему деревья живые?

- Почему деревья зимой без листьев?

- Почему листья желтеют?

- Чем питаются деревья и кустарники?

- Почему елка остается зеленой?

- Для чего для чего нужны деревья и кустарники?

Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о деревьях и кустах; подбор художественной и энциклопедической литературы, подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности).

Составление перспективного плана проекта.

3 этап – разработка проекта.

Вид образовательной деятельности

Настольно – печатные игры:

Просмотр видеоматериалов: Шишкина школа. Шишкин лес.

-Природоведение. Стебли растений, стволы деревьев.

Исследовательская и речевая деятельность

- «В наше городе срубили одно дерево, несколько деревьев и кустарников, лес окружающий город ….)

Наблюдения в экологическом уголке :

-Осенний букет из веток рябины, калины, с ягодами

-Весенние изменения веток березы, тополя, американского клена.

Наблюдения в природе:

Знакомство с художественной литературой

- Аппликация из осенних листьев.

- Сбор осенних листьев для поделок и для коллекции.

- Сбор семян для коллекции.

- Утепление деревьев и кустов снегом.

- Использование физкультминуток и пальчиковых игр по теме (картотека)

Работа с родителями

Продукт проектной деятельности

- Коллекция семян деревьев и кустов

  1. этап Реализация проекта по перспективному плану.

5 этап Диагностика результатов: Вопросы беседы на прогулке:

- Почему деревья живые?

- Почему деревья зимой без листьев?

- Почему листья желтеют?

- Чем питаются деревья и кустарники?

- Почему елка остается зеленой?

- Для чего для чего нужны деревья и кустарники?

Цель: Закреплять особенности роста деревьев и кустарников в разное время года и строения, характерные особенности времен года. Развивать общую и мелкую моторику, внимание, скорость реакции на условное слово.

Ход игры : Воспитатель описывает время года и изменения происходящие с деревом или кустом. Дети воспроизводят слова взрослого в виде жестов и движений. Игру можно повторять 2-3 раза.

- Проросло семечко липовое. Выросло деревце тонкое.

- Весна. Набухли почки.

- Лето. Деревья оделись в зеленые кроны.

- Подул легкий ветерок.

- Подул сильный ветер.

- Осень. Листья пожелтели с веток опадают.

- Зима. Деревья уснули до весны.

Дети сидят на корточках. Руки сложены в жесте молитвы. По мере слов поднимаются на ноги, вытягивая руки в разные стороны по несколько раз.

Кисти рук сложились в кулочки.

Кулачки разжались в жест щепотка.

Жест щепотка раскрывается. Превращаясь в открытую ладошку с растопыренными пальцами.

Круговые движения прямыми руками.

Легкие покачивания руками.

Наклоны туловищем в стороны.

Наклоны вперед почти до земли.

Кисти рук сжимаются в кулаки.

Дети изображают кружащие листья, бегая и кружась, приседая.

Дети приседают изображая сон.

Цель: соотносить движение со словами, употреблять формы повелительного наклонения глагола.

Ход игры . Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет груша. Все ходят вокруг груши и поют (декламируют):

Мы посадим грушу –

Пускай наша груша

Вырастай ты, груша,

Вот такой вышины,

Вырастай ты, груша,

Вот такой ширины,

Вырастай ты, груша,

Вырастай в добрый час!

Покружись для нас!

Все ласкать будем.

От нашей Галинки

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №38

Практический проект

Дети и педагоги коррекционной группы №9

Вощетинская Оксана Петровна

Титова Анна Васильевна

г.Апшеронск 2021 г

Коллектив создан 1 февраля 2021 года.

Руководители: Вощетинская Оксана Петровна

Титова Анна Васильевна

Участники коллектива группа №9.

1. Айрапетян Давид

3. Галустян Лена

4. Дворникова Настя

5. Игнатов Максимилиан

6. Каракчиев Шамиль

7. Каракчиев Даниль

8. Каракчиев Ринат

9. Каракчиева Ирада

10. Пеньковский Максим

11. Прошутинский Андрей

12. Рабоченко Артем

13. Симонян Кирилл

16. Чеботкеева Софья

17. Фещенко Леша

18. Шестаков Рома


Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Нас окружает мир растений, но мы, не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете. Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой, жестокое отношение детей к природе - в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к тому, что мы обратились к этой теме, в частности решили определить экологическое состояние территории вокруг детского сада.

В ходе реализации проекта уделялось внимание развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведению.

Цель нашей работы : оценка экологического состояния тарритории детского сада. Вовлечение детей в практическую деятельность по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, для решения экологических проблем.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

1. Определить виды и количество древесных зеленых насаждений

2. Определить обеспеченности кислородом детей и взрослых растениями на территории детского сада.

3. Определить оздоровительную роль растений (очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, выделение фитонцидов, увлажнение воздуха, источники прохлады в жару, ветровой режим).

4. Сделать вывод о степени озеленения территории детского сада.

5. Участвовать в озеленени территории детского сада.

Гипотеза : Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на экологическое состояние участка детского сада.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём определяются понятие экологического состояния участка детского сада, его роли для природы и человека.

Практическая значимость Формирование у детей экологического, нравственного и личностного отношения к природе, к труду человека. Формирование умения и опыта решения экологических проблем, их особенности для региона. Формирование у будущего поколения осознанно-правильного отношения к природе и труду человека.

Актуальность : Почему это важно для авторов? В процессе мониторинга дети получают экологическое воспитание - неотъемлемую часть образовательного процесса, который способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственному воспитанию и становлению ребенка, как личности. Они овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Зелёные насаждения на участке детского сада очищают воздух, воспитывают в детях эстетические чувства, любовь к родной природе.

Объект исследования : территория МБДОУ детский сад №38

Предмет : древесные растения

Методы и приёмы :

• наглядные (наблюдения, рассматривание картин)

• словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц),

• практические (экскурсии, проведение исследования, высадка саженцев)

Глава 1. Значение зеленых насаждений .

Велико и многообразно значение зеленых насаждений. Они играют значительную роль в формировании окружающей человека среды, так как обладают свойствами улучшать санитарно-гигиеническую обстановку. Велика роль зелёных насаждений в создании и поддержании благоприятного для человека климата (ослабляют скорость ветра, зимнюю стужу, летний зной, задерживают снег, закрепляют овраги и склоны, защищают почву от разрушения, поддерживают полноводья рек), регулируют тепловой режим, испаряя воду, очищают воздух от загрязнений выхлопными газами, увлажняют воздух, задерживают пыль, снимают шумовую нагрузку, уничтожают болезнетворные бактерии, что имеет огромное оздоровительное значение. Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется в способности выделять фитонциды. Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные. Кроме этого зелёные насаждения являются источником пищи для организмов, проживающих на участке. Создание насаждений - это не только средство улучшения санитарно-гигиенических условий жизни в отдельных населенных пунктах, но и один из основных методов коренного преобразования природных условий целых районов. Видное место насаждения занимают в благоустройстве участков детского сада, так как даже небольшой правильно спланированный участок создаёт вид ландшафта, влияет на самочувствие человека, очищает воздух, развивает в детях чувство красоты.

Таким образом, растительность может быть использована для самых различных целей. Благодаря большому планировочному и санитарно-гигиеническому значению зеленые насаждения являются одним из основных слагаемых, образующих комплекс участка детского сада.

Роль растений в жизни человека очень велика. Кроме этого зелёные насаждения выделяют в атмосферу 400 млрд.т. кислорода, так необходимого нам для дыхания.

В последние десятилетия из-за урбанизации городов усилилось санитарно-гигиеническое значение древесно-кустарниковой растительности. Она очищает воздух от вредных газов и дыма, снижает количества пыли в воздухе, губительно действует на болезнетворные бактерии, влияющие на здоровье человека.

Велико также значение древесно-кустарниковой растительности, как психофизиологического фактора. Особенно благотворное влияние оказывают на наш организм зеленые насаждения после напряженной работы, помогая восстановить утраченные силы. В общении с природой быстро снимается нервное возбуждение, нормализуется кровяное давление.

Растения, как и другие организмы, подвергаются воздействию различных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляют загрязнение окружающей среды вредными веществами: например, некоторые предприятия и транспорт выбрасывают в атмосферу газы и вредные вещества которые вызывают заболевание и гибель растений: листья теряют зеленую окраску и опадают, отмирают корни и многие растения погибают. Повседневное загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая, в конечном счете, здоровью человека.

Мы живем в г.Апшеронске, где нет крупных производств завод, нет транспортных магистралей, поэтому отсутствуют негативные факторы, действующие на людей и растительность.

Поэтому зелёные насаждения – главный компонент не только участка детского сада, но и всей биосферы. Наша задача не только заботиться об окружающей природе, но и помогать ей, охранять её.

Глава 2. Практическое исследование

На протяжении всей работы с детьми был проведен ряд мероприятий, который позволил систематизировать и расширить имеющиеся теоретические представления о деревьях (особенности строения, произрастания); сформировал познавательный интерес, осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира; усвоению детьми трудовых навыков и умений; гармонично формировал разные виды отношения детей к природе (природоохранные, гуманные, эстетические, познавательные)

1. Беседы с детьми :

2. Ознакомление детей с художественной литературой :

5. Экскурсия :

Рассматривание деревьев на участке.

6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность :

7. Непосредственно образовательная деятельность :

Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.

8. Дидактические игры :

9 . Экспериментирование:

10 . Исследовательская деятельность:

11 . Работа с родителями:

12 . Результативно-аналитический этап (итоговый)

Посадка саженца дерева, продолжение наблюдений за ростом и развитием дерева

Всю практическую работу мы вместе с детьми разбили на несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

- поставили цель и задачи;

- подготовили материал и оборудование (планшет, карандаши, резинки, фломастеры, бумагу);

- обошли территорию детского сада, познакомились с объектом исследования:

- составили план-карту объекта исследования.

2. Проведение исследования.

- вместе с детьми нарисовали план-карту территории детского сада, разделили его на участки;

- на план-карту нанесли объекты –деревья и кустарники;

- каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присвоили порядковый номер.

3. Обработка материалов обследования.

- на основании рабочих карт отдельных участков, составили общую карта зеленых насаждений.

Из проведенных детьми исследований мы пришли к следующим результатам.

Территория МБДОУ №38 расположена в г Апшеронске невдалеке от автомобильной дороги с небольшим движением. Уровень шума на территории низкий. На обследуемой территории растут дикорастущие травянистые растения (15 – 20 видов), имеется декоративно – цветочный отдел – (видовой состав цветов 10 -16 видов), огород, около центрального входа 4 клумбы. Мы измерили расстояние между деревьями и кустарниками, оно составляет от 0,5 до 1,5 метров, расстояние между кустарниками и зданием 5 метров. Подсчитали количество деревьев и кустарников на территории детского сада, оно составляет – 73 взрослых деревьев, 44 молодых деревьев, 7 взрослых деревьев хвойных пород, 32 саженцы хвойных пород и 31 куст (березы, липы, клены, дуб, яблони, черешни, сирень, ели и сосны).

Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек или 6 детей. У нас взрослых деревьев 80 и молодых 76. Значит они обеспечивают кислородом 240 взрослых человек или 480 детей (расчет идет только для взрослых деревьев). В нашем детском саду в течении дня находится в среднем 240 детей и 34 взрослых человека, поэтому с уверенностью можно сказать, что все обитатели детского сада обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями на территории детского сада

Мы провели мониторинг участка для определения экологического состояния атмосферы, почвы и всей территории. Для этого исследовали лишайники на деревьях участка, т.к. они являются индикаторами чистоты воздуха по их расположению и состоянию можно судить о благополучии атмосферы.

Оздоровительная роль растений (Очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, бактерий, и как увлажнителей воздуха).

Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды. Фитонциды - это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные.

Летучие фитонциды - это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.

Таким образом, фитонциды создают невосприимчивость, или, как говорят, природный иммунитет растений к различным видам заболеваний.

На нашей территории есть виды деревьев, которые находятся в списке 500 известных растений, которые обладают фитонцидными свойствами (липа, можжевельник, рябина, сирень сосна, ель, береза).

Увлажнение воздуха . Растения повышают и влажность воздуха. Зеленые насаждения в целом испаряют 20 - 30% атмосферных осадков, выпавших на занимаемую территорию. Одно взрослое дерево испаряет до 0,2 тонн влаги за вегетационный период. Значит 80 деревьев нашего участка испаряют за сезон 16 тонны воды. (80* 0,2 = 16 т). Деревья - источник прохлады в жару. Так же деревья задерживают ветер, это можно судить по группе №2, пред которой растут деревья. В ветренную погоду в этой группе температура воздуха выше. Наличие деревьев и кустарников на территории детского сада благотворно влияет и на детей и на взрослых.

Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод: степень озеленения территории МБДОУ детский сад№38 почти соответствует данным Всемирной организации здравоохранения, роль зеленых насаждений для детей нашего детского сада значительна. Деревья и кустарники участка поглощают углекислый газ и выделяют кислород, полностью обеспечивая все население детского сада; поглощают пыль, выделяют фитонциды, увеличивают влажность воздуха, задерживают ветер, сохраняя тепло в группах. Следовательно, исследовав экологическое состояние участка, мы поняли, что на его территории благоприятная экологическая обстановка.

На основе проведённых исследований и изучения методической литературы по экологическому воспитанию дети пополнили свои знания о том, насколько важно, чтобы экологическая обстановка была благоприятной, что в целом положительно влияет не только на весь природный комплекс (его экологическое состояние), но и оказывает оздоровительное значение для человека.

Исследование экологического состояния территории детского сада показало, что степень озеленения достаточная, что позволяет комфортно проводить на нём природоохранную, исследовательскую работу, воспитывая у детей интерес и любовь к родной природе, применять на практике теоретические знания, а также привлекать детей к общественно-полезному труду.

В целях обновления древесного фонда взрослыми и детьми нашей группы было высажено: 1 саженец ясеня. 4 саженца сирени. 1 саженец самшита.

Таким образом, гипотеза исследования достигнута, задачи решены.

дети получают экологическое воспитание - неотъемлемую часть образовательного процесса, который способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственному воспитанию и становлению ребенка, как личности. Они овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Зелёные насаждения на участке детского сада очищают воздух, воспитывают в детях эстетические чувства, любовь к родной природе.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №38

Практический проект

Дети и педагоги коррекционной группы №9

Вощетинская Оксана Петровна

Титова Анна Васильевна

г.Апшеронск 2021 г

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Нас окружает мир растений, но мы, не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете. Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой, жестокое отношение детей к природе - в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к тому, что мы обратились к этой теме, в частности решили определить экологическое состояние территории вокруг детского сада.

В ходе реализации проекта уделялось внимание развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведению.

Цель нашей работы: оценка экологического состояния тарритории детского сада. Вовлечение детей в практическую деятельность по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, для решения экологических проблем.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

1. Определить виды и количество древесных зеленых насаждений

2. Определить обеспеченности кислородом детей и взрослых растениями на территории детского сада.

3. Определить оздоровительную роль растений (очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, выделение фитонцидов, увлажнение воздуха, источники прохлады в жару, ветровой режим).

4. Сделать вывод о степени озеленения территории детского сада.

5. Участвовать в озеленени территории детского сада.

Гипотеза: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на экологическое состояние участка детского сада.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём определяются понятие экологического состояния участка детского сада, его роли для природы и человека.

Практическая значимость Формирование у детей экологического, нравственного и личностного отношения к природе, к труду человека. Формирование умения и опыта решения экологических проблем, их особенности для региона. Формирование у будущего поколения осознанно-правильного отношения к природе и труду человека.

Актуальность: Почему это важно для авторов? В процессе мониторинга дети получают экологическое воспитание - неотъемлемую часть образовательного процесса, который способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственному воспитанию и становлению ребенка, как личности. Они овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Зелёные насаждения на участке детского сада очищают воздух, воспитывают в детях эстетические чувства, любовь к родной природе.

Объект исследования: территория МБДОУ детский сад №38

Предмет: древесные растения

Методы и приёмы:

•наглядные (наблюдения, рассматривание картин)

•словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц),

•практические (экскурсии, проведение исследования, высадка саженцев)

Глава 1. Значение зеленых насаждений.

Велико и многообразно значение зеленых насаждений. Они играют значительную роль в формировании окружающей человека среды, так как обладают свойствами улучшать санитарно-гигиеническую обстановку. Велика роль зелёных насаждений в создании и поддержании благоприятного для человека климата (ослабляют скорость ветра, зимнюю стужу, летний зной, задерживают снег, закрепляют овраги и склоны, защищают почву от разрушения, поддерживают полноводья рек), регулируют тепловой режим, испаряя воду, очищают воздух от загрязнений выхлопными газами, увлажняют воздух, задерживают пыль, снимают шумовую нагрузку, уничтожают болезнетворные бактерии, что имеет огромное оздоровительное значение. Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется в способности выделять фитонциды. Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные. Кроме этого зелёные насаждения являются источником пищи для организмов, проживающих на участке. Создание насаждений - это не только средство улучшения санитарно-гигиенических условий жизни в отдельных населенных пунктах, но и один из основных методов коренного преобразования природных условий целых районов. Видное место насаждения занимают в благоустройстве участков детского сада, так как даже небольшой правильно спланированный участок создаёт вид ландшафта, влияет на самочувствие человека, очищает воздух, развивает в детях чувство красоты.

Таким образом, растительность может быть использована для самых различных целей. Благодаря большому планировочному и санитарно-гигиеническому значению зеленые насаждения являются одним из основных слагаемых, образующих комплекс участка детского сада.

Роль растений в жизни человека очень велика. Кроме этого зелёные насаждения выделяют в атмосферу 400 млрд.т. кислорода, так необходимого нам для дыхания.

В последние десятилетия из-за урбанизации городов усилилось санитарно-гигиеническое значение древесно-кустарниковой растительности. Она очищает воздух от вредных газов и дыма, снижает количества пыли в воздухе, губительно действует на болезнетворные бактерии, влияющие на здоровье человека.

Велико также значение древесно-кустарниковой растительности, как психофизиологического фактора. Особенно благотворное влияние оказывают на наш организм зеленые насаждения после напряженной работы, помогая восстановить утраченные силы. В общении с природой быстро снимается нервное возбуждение, нормализуется кровяное давление.

Растения, как и другие организмы, подвергаются воздействию различных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляют загрязнение окружающей среды вредными веществами: например, некоторые предприятия и транспорт выбрасывают в атмосферу газы и вредные вещества которые вызывают заболевание и гибель растений: листья теряют зеленую окраску и опадают, отмирают корни и многие растения погибают. Повседневное загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая, в конечном счете, здоровью человека.

Мы живем в г.Апшеронске, где нет крупных производств завод, нет транспортных магистралей, поэтому отсутствуют негативные факторы, действующие на людей и растительность.

Поэтому зелёные насаждения – главный компонент не только участка детского сада, но и всей биосферы. Наша задача не только заботиться об окружающей природе, но и помогать ей, охранять её.

Глава 2. Практическое исследование

На протяжении всей работы с детьми был проведен ряд мероприятий, который позволил систематизировать и расширить имеющиеся теоретические представления о деревьях (особенности строения, произрастания); сформировал познавательный интерес, осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира; усвоению детьми трудовых навыков и умений; гармонично формировал разные виды отношения детей к природе (природоохранные, гуманные, эстетические, познавательные)

1. Беседы с детьми:

2. Ознакомление детей с художественной литературой:

5. Экскурсия:

Рассматривание деревьев на участке.

6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

7. Непосредственно образовательная деятельность:

Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.

8. Дидактические игры:

9.Экспериментирование:

10.Исследовательская деятельность:

11.Работа с родителями:

12.Результативно-аналитический этап (итоговый)

Посадка саженца дерева, продолжение наблюдений за ростом и развитием дерева

Всю практическую работу мы вместе с детьми разбили на несколько этапов.

- поставили цель и задачи;

- подготовили материал и оборудование (планшет, карандаши, резинки, фломастеры, бумагу);

- обошли территорию детского сада, познакомились с объектом исследования:

- составили план-карту объекта исследования.

2. Проведение исследования.

- вместе с детьми нарисовали план-карту территории детского сада, разделили его на участки;

- на план-карту нанесли объекты –деревья и кустарники;

- каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присвоили порядковый номер.

3. Обработка материалов обследования.

- на основании рабочих карт отдельных участков, составили общую карта зеленых насаждений.

Из проведенных детьми исследований мы пришли к следующим результатам.

Территория МБДОУ №38 расположена в г Апшеронске невдалеке от автомобильной дороги с небольшим движением. Уровень шума на территории низкий. На обследуемой территории растут дикорастущие травянистые растения (15 – 20 видов), имеется декоративно – цветочный отдел – (видовой состав цветов 10 -16 видов), огород, около центрального входа 4 клумбы. Мы измерили расстояние между деревьями и кустарниками, оно составляет от 0,5 до 1,5 метров, расстояние между кустарниками и зданием 5 метров. Подсчитали количество деревьев и кустарников на территории детского сада, оно составляет – 73 взрослых деревьев, 44 молодых деревьев, 7 взрослых деревьев хвойных пород, 32 саженцы хвойных пород и 31 куст (березы, липы, клены, дуб, яблони, черешни, сирень, ели и сосны).

Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек или 6 детей. У нас взрослых деревьев 80 и молодых 76. Значит они обеспечивают кислородом 240 взрослых человек или 480 детей (расчет идет только для взрослых деревьев). В нашем детском саду в течении дня находится в среднем 240 детей и 34 взрослых человека, поэтому с уверенностью можно сказать, что все обитатели детского сада обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями на территории детского сада

Мы провели мониторинг участка для определенияэкологическогосостояния атмосферы, почвы и всей территории. Для этого исследовали лишайники на деревьях участка, т.к. они являются индикаторами чистоты воздуха по их расположению и состоянию можно судить о благополучии атмосферы.

Оздоровительная роль растений (Очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, бактерий, и как увлажнителей воздуха).

Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды. Фитонциды - это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные.

Летучие фитонциды - это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.

Таким образом, фитонциды создают невосприимчивость, или, как говорят, природный иммунитет растений к различным видам заболеваний.

На нашей территории есть виды деревьев, которые находятся в списке 500 известных растений, которые обладают фитонцидными свойствами (липа, можжевельник, рябина, сирень сосна, ель, береза).

Увлажнение воздуха. Растения повышают и влажность воздуха. Зеленые насаждения в целом испаряют 20 - 30% атмосферных осадков, выпавших на занимаемую территорию. Одно взрослое дерево испаряет до 0,2 тонн влаги за вегетационный период. Значит 80 деревьев нашего участка испаряют за сезон 16 тонны воды. (80* 0,2 = 16 т). Деревья - источник прохлады в жару. Так же деревья задерживают ветер, это можно судить по группе №2, пред которой растут деревья. В ветренную погоду в этой группе температура воздуха выше. Наличие деревьев и кустарников на территории детского сада благотворно влияет и на детей и на взрослых.

Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод: степень озеленения территории МБДОУ детский сад№38 почти соответствует данным Всемирной организации здравоохранения, роль зеленых насаждений для детей нашего детского сада значительна. Деревья и кустарники участка поглощают углекислый газ и выделяют кислород, полностью обеспечивая все население детского сада; поглощают пыль, выделяют фитонциды, увеличивают влажность воздуха, задерживают ветер, сохраняя тепло в группах. Следовательно, исследовав экологическое состояние участка, мы поняли, что на его территории благоприятная экологическая обстановка.

На основе проведённых исследований и изучения методической литературы по экологическому воспитанию дети пополнили свои знания о том, насколько важно, чтобы экологическая обстановка была благоприятной, что в целом положительно влияет не только на весь природный комплекс (его экологическое состояние), но и оказывает оздоровительное значение для человека.

Исследование экологического состояния территории детского сада показало, что степень озеленения достаточная, что позволяет комфортно проводить на нём природоохранную, исследовательскую работу, воспитывая у детей интерес и любовь к родной природе, применять на практике теоретические знания, а также привлекать детей к общественно-полезному труду.

В целях обновления древесного фонда взрослыми и детьми нашей группы было высажено: 1 саженец ясеня. 4 саженца сирени. 1 саженец самшита.

Читайте также: