Проект в детском саду экологические сказки

Обновлено: 30.06.2024

Авторы: Ефремова Елена Сергеевна, Сантимирова Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Экологические сказки"
Раздел: дошкольное образование

Педагогический проект

Авторы проекта: воспитатель Ефремова Е.С.

воспитатель Сантимирова А.Ю.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Сроки реализации: ноябрь-апрель.

Аннотация проекта: Сказка сопровождает ребенка все его детство и имеет

огромное значение для его развития. Также, огромную роль в экологическом

переживаний, склонность детей к воображению, фантазии.

знания всегда должны нести

нравственный потенциал, затрагивать душу

ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем. Поэтому

примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до

проникнуться данной проблемой, то и у детей будут воспитываться интерес и

Автор: Семенова Людмила Вениаминовна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Солнечный

В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы.

Нехватка общения детей с природой, оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место занимаем мы, педагоги.

Это привело к тому, что, начиная с детского сада, дети знают, что лес — это древесина, а древесина – это бумага, материал для строительства.

Лес - это большой шкаф в виде одежды из меха.

Лес - это кладовая продуктов (мясо, грибы, ягоды, орехи).

Ребенок думает, что птицы нужны только для того, чтобы уничтожать насекомых, ему невдомек, что можно летним вечером, сидя под деревом в лесу, наслаждаться прохладой и прекрасными трелями заливающегося соловья.

Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет.

Именно в дошкольном детстве, через добрую, поучительную сказку закладывается позитивное, бережное отношение к природе.

Оценить 908 0

ВЫПОЛНИЛ:ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

БРАНТОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

г. Сыктывкар

Экологические сказки, как средство эмоционального познания природы.

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего вза­мен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бу­маги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоисти­ческий потребительский навык очень хорошо усвоился.

1.1. Введение и актуальность проекта

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: речь односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Развитие речи дошкольника возможно только в тесной связи со взрослым. Следует отметить, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

В настоящее время значительно ухудшилось состояние связной речи детей. Пересказ им доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

В современном мире особенно важен вопрос развития речи дошкольника: книгу ребенку заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса. Слушая взрослых, просматривая телепередачи дети знакомятся с новыми словами, выражениями: обогащают свой язык. Чтение же и рассказывание - одна из главных задач обогащения словаря ребенка.

Дошкольный возраст – это активный период развития ребенка. Ребенок подрастает и, кроме любви, ласки и внимания взрослых, ему нужны новые знания об окружающем мире. Приобретение их способствует обогащению словарного запаса ребёнка, развитию речи и логического мышления, формированию яркой, цветной картины мира, расширению кругозора и проявлению фантазии. Эти знания ему дают русские народные сказки. Мы же хотим рассмотреть влияние на речь ребёнка экологических сказок.

Экологическая сказка имеет существенное значение для умственного и речевого развития детей дошкольного возраста. Через знакомство с героями экологических сказок ребенок упражняется в решении многих интеллектуальных задач: учится рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивая свою речь. Экологическая сказка позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей правильному видению природы. Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и могут инсценировать некоторые из них. Сказочные образы долго живут в сознании детей. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности в экологическом воспитании и коррекции речи. Об этом нам говорят исследования Н.А. Рыжовой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, Б. Бегак, Н. Токмаковой. Экологические сказки о природе интересны дошкольникам. В образной словесной форме они показывают детям сущность явлений, подготавливают научное миропонимание, учат беречь, любить и охранять окружающую природу, формируют мышление, развивают кругозор и речь.

Яркие образы сказочных героев эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Дети, с которыми проводятся постоянные занятия с использованием экологических сказок, со временем правильно и самостоятельно подбирают сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам, правильно воспринимают и понимают художественную информацию. Они могут излагать свои высказывания в логической последовательности, точно передавать художественный замысел произведения, умеют правильно строить простые и сложные предложения, в своей речи. Прослеживается связь экологической сказки с приобретенным опытом, знаниями, развивается воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. Использование сказки также способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Наряду с быстрым ростом словаря идет практическое овладение грамматическим строем родного языка. Тексты экологических сказок расширяют словарный запас, помогают правильно оформлять диалоги, влияют на развитие связной речи. Речь детей старшего дошкольного возраста становится эмоциональной, образной, красивой. Дети вырабатывают умение правильно задавать вопросы взрослым и своим ровесникам, что является показателем успешного речевого развития дошкольников.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сочинения и драматизации экологических сказок.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические основы и практику образовательных учреждений по развитию связной речи с использованием экологической сказки.
  2. Разработать и реализовать план мероприятий по развитию связной речи с использованием экологических сказок
  3. Способствовать развитию связной речи, у воспитанников старшей группы используя пособие В. Воскобовича.

1 этап – подготовительный (01.09.2020 – 31.09.2020)

2 этап – основной (01.10.2020 – 30.04.2021)

3 этап – заключительный (01.05.2021 - 31.05.2021)

1 этап – подготовительный:

- создание рабочей группы;

- информирование участников образовательного процесса о реализации проекта;

- анализ теоретических источников по теме проекта;

- знакомство с методическими разработками и опытом других организаций на федеральном, региональном уровне по теме проекта;

- разработкой перспективного плана по теме проекта;

2 – этап основной:

- проведение цикла мероприятий по перспективному плану работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста;

- разработка методических пособий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

3 этап – заключительный:

- заключительный мониторинг развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием экологических сказок у воспитанников старшего дошкольного возраста;

- создание картотеки методических пособий по развитию связной речи с использованием экологических сказок старших дошкольников;

- обобщение полученного материала;

- анализ эффективности реализации проекта;

- оформление отчета о реализации проекта, продуктов проекта.

1.5. Ожидаемые результаты проекта

1. Проанализированы теоретические основы и практика развития связной речи с использованием экологических сказок старших дошкольников в образовательных учреждениях

2. Разработан и реализован перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием экологических сказок.

3. Повысился уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста

4. Родители вовлечены в совместную деятельность - родители – дети – педагоги.

1.6. Краткий анализ теоретических источников по проблеме проекта

Особая роль в создании системы первоначального обучения языку принадлежит К. Д. Ушинскому. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

1.7. Формы внедрения результатов проекта в практику

- трансляция положительного опыта через выступления на конференциях;

- проведения семинаров, открытых занятий, мастер-классов на базе ДОО;

- представление методических материалов, разработанных в рамках проекта;

- обмен опытом по теме проекта с образовательными учреждениями;

- обобщения опыта педагогов;

- наглядная демонстрация популяризация опыта - организация тематической выставки, оформления стендов и др.

1.8. Описание возможных рисков и мер по их устранению

Возможным риском может стать недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков педагогов и родителей в развитие связной речи с использованием экологических сказок, недостаточное количество дидактического и методического материала.

Меры по устранению возможных рисков заключаются в организации методического сопровождения инновационной работы педагогов (педсовет, консультации, семинары и др.), осуществляемого на основе:

- диагностики затруднений педагогов, опыта их работы в данном направлении;

- обогащение развивающей среды дидактическими материалами и пособиями.

Меры по устранению возможных рисков в организации работы с родителями воспитанников заключается в повышении их компетенции в области развития связной речи, у детей дошкольного возраста используя экологические сказки на родительских собраниях, в беседах, консультациях и др.

2. Описание результатов, полученных в ходе реализации проекта

- создана рабочая группа;

- информированы участники образовательного процесса о реализации проекта;

- проанализированы теоретические источники по теме проекта;

- изучены методические разработки и опыт других организаций на различном уровне по теме проекта;

- составлен перспективный план по теме проекта;

- проведены родительские собрания;

- разработаны сценарии мероприятий, подобраны игры, наглядный материал.

Читайте также: