Проект устное народное творчество в доу

Обновлено: 07.07.2024

В ходе проекта дети познакомились с народными промыслами, песнями, плясками, сказками, колыбельными, росписями. Для реализации проекта были привлечены родители, которые помогли с подготовкой к Осенней ярмарке, готовили дома с детьми каши, сшили лоскутные одеяла для кукол.

Содержимое публикации

Познавательно – творческий проект

Лебедева С.П., воспитатель,

Перепелкина Л.А., воспитатель,

Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, познакомить с народными ценностями.

Считаем, что решить данную проблему, поможет инновационная технология проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Реализация данного проекта направлена на развитие познавательных способностей детей, ознакомление дошкольников с народным промыслом России, обычаями, традициями, трудом русского народа, народным творчеством, а также художественно - творческих способностей детей.

Проблема: старшие дошкольники не знают традиций народной культуры.

Тип проекта: среднесрочный, познавательно – творческий.

Участниками проекта являются воспитатели, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель проекта: формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

1. Познакомить детей с историей возникновения народного промысла (гжель, хохлома, городецкая и др.).
2. Познакомить с инструментами народного оркестра, движениями народного танца и музыкальными народными играми.

3 .Формировать у детей эмоционально-чувственное, осознанное восприятие образов устного народного творчества(потешки, заклички, пословицы, колыбельные песни и т.д.).

4.Воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

5.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Предполагаемые результаты:

у детей сформируется представление о народных промыслах, традициях и обрядах, танцах;

будут использовать в игровой деятельности устное народное творчество (потешки, заклички, народные игры, пословицы, колыбельные песни);

будут знать, чем отличаются различные виды росписи (гжель, хохлома, городецкая и др.);

дети расскажут о традициях, творчестве русского народа своим сверстникам, знакомым.

Продукт проекта:

На основном этапепознакомили детей с многообразием народных промыслов: игрушками, посудой, которую лепили мастера из глины, вырезали из дерева.

Рассказали детям о музыкальных инструментах, которые помогали людям в труде, являлись музыкальным сопровождением народных праздников, а для детей звуковыми игрушками. Игры на народных музыкальных инструментах способствовали развить чувство ритма, музыкальный слух, а при исполнении народных танцев передать характер и настроение музыки.

В подготовке атрибутов и костюмов к русскому народному празднику оказали большую помощь родители.

Практическая значимость проекта: в данном направлении повысилось качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.

Родители: осознали важность воспитания патриотических чувств к национальному художественному наследию своего народа.

9. Цель проекта Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

10. Задачи *приобщение детей к истокам русской народной культуры;

*развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников; *воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

11. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект Понять, чем уникальна культура, обычаи, традиции русского народа.

12. Предполагаемый результат

Родители *Обогащение знаний детей о национальной культуре русского народа.

*Раскрытие творческих способностей

*Уважение и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям

Актуальность проекта

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей среднего дошкольного возраста.

Реализация проекта :

1. Начальный этап.

Подбор художественной литературы;

Сформировать проблемные вопросы;

-Как бы мы жили без творчества?

-Зачем человеку необходимо творчество?

-Какую пользу человеку приносит творчество?

2. Технологический этап.

-Взаимодействие с родителями

(папки-передвижки, консультации, привлечение родителей к сбору информации о народном творчестве)

3. Заключительный этап

-Оформление выставки детских работ.

Приложение к проекту.

Письмо к родителям

Тема нашей недели(26.01.2015 – 30.01.2015)

Центр грамотности и письма

Чтение потешек, прибауток, закличек;

По улоньке скачет,

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?

Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов по теме.

1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, в том числе и народной культурой края, в котором мы живем, а также и с культурой других народов.

2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь местных (хохломской, городецкой) Необходимо помнить, что отбор фольклорно-этнографического материала должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр. ; во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.

Центр математики

- Работа с карточками;

- Выполнить штриховку, сосчитать игрушки;

- Украсить матрешку геометрическими фигурами;

- Расположить неваляшек по высоте – от самого высокого до самого низкого и наоборот.

В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:

1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.

2. Игры, направленные на развитие воображения.

3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.

4. Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.

Центр науки и естествознания

- Знакомство детей с тряпичной куклой.

-Знакомство с народными игрушками, росписями, играми, танцами.

Центр сюжетно – ролевой игры

Центр воды и песка

- Целевые прогулки по территории детского сада;

Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время

-В какой стране ты живешь?

- Какие подвижные игры ты знаешь?

- Какие сказки, песенки ты знаешь?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_2ca2e8f8.jpg

Разработчик: Тутарова Е. В.

первой квалификационной категории

г. Талица, 2011-2015

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

К. Д.Ушинский

Тип проекта: индивидуально - групповой;

По доминирующей в проекте деятельности: творческо - поисковый;

По содержанию : социально - педагогический.

Участники проекта : дети, воспитатели групп, родители;

По времени проведения : долгосрочный;

По характеру контактов : в рамках ДОУ.

Актуальность

Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога - это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Ведь дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Участники моего проекта являются дети 3-6 лет, воспитатели и родители. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней

hello_html_219279a1.jpg

Концептуальность

Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

hello_html_m3c5fb3f5.jpg
hello_html_m2ea811e3.jpg

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Гипотеза проекта

В ходе работы над данным проектом, я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Цель проекта

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Определить уровень развития речевого умения детей;

Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей;

Приобщение детей к культуре своего народа;

Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка;

Развитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта

Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

Рассмотреть значение устного народного творчества в формировании личности и развития творческой активности у детей;

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность;

Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Словесные: беседы, рассказ;

Игровые: дидактические и подвижные игры;

Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.

Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические, подвижные и сюжетно - ролевые игры, свободно - самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

Оптимальность и эффективность средств

Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

· проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

· проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций;

· специальные игровые задания;

· консультативная работа с воспитателями и родителями;

· свободно - самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.

hello_html_60319dc0.jpg
hello_html_m6cdd1a9c.jpg

Совместная деятельность

Практика показывает, что ДОУ и семьи является важным фактором решения общей задачи – формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество детского сада и семьи влияет на формирование коммуникативных умений в целом. С родителями регулярно проводятся мероприятий по повышению психолого - педагогической культуры. Совместные досуговые мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, конкурсы и выставки.

Данный проект реализовался в 3 этапа.

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы и наглядно - делового оформления по устному народному творчеству;

2) собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Результативность

При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

hello_html_2513b3d7.jpg

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно - эстетического цикла.

hello_html_m7e44c2d9.jpg
hello_html_14dda8d4.jpg

hello_html_m6766beec.jpg

hello_html_m509afcc1.jpg
hello_html_79cd2a96.jpg

Разработчик : Тутарова Е.В. воспитатель

1 квалификационной категории

г.Талица 2011 - 2015

Обогатился социальный быт дошкольников, расширился их кругозор; изготовлены книжки - малышки; В группе есть аудио и видеокассеты со сказками; проводятся викторины; конкурсы и выставки детских рисунков; открытые мероприятия и праздники; анкетирование; беседы; индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; привлекались родители к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам; неоднократно организовывала совместные выставки работ; регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

Проделанная работа дала следующие результаты:

У детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие. Сформировались знания о культуре русского народа.

Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре

hello_html_m2a65870d.jpg

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, народных сказок. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

hello_html_m276f46fc.jpg
hello_html_m12241806.jpg

hello_html_maee9ea6.jpg

hello_html_m3facdcf7.jpg

Диагностика

результатов деятельности по данному проекту показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Наблюдается улучшение уровня развития речи детей, соответствия уровня развития возрастным нормам наблюдается у 86% детей группы.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка , его речи.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

Опыт моей работы был представлен на открытых занятиях, мастер - классах, круглых столах, праздниках и развлечениях для педагогов ДОУ и города.

4. Гавриш Н . Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6 . Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. Москва, 2010год- С.119-127.

9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.

11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.

12. Николаева С . О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С.42-46.

14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.124-127.

15 . Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.

17. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская , Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М .: Просвещение, 1985. – 238

18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.

20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. – М., 1948., стр.298

21. Ушинский К.Д . Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.

22. Халикова Р . Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17

Автор: Ризельян Ирина Петровна

Населенный пункт: г.Инта, Республика Коми

Автор: Жабко Тамара Валентиновна

Населенный пункт: г.Инта, Республика Коми

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением, народными традициями, обычаями;

Развивающие:

Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, умение обыгрывать потешки, народные игрушки; выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, побуждать к повторению фольклорных текстов;

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, уважение к его традициям.

Для родителей:

Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Повышать активность и интерес родителей к изучению и уважению русской национальной культуры.

Актуальность темы:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Ожидаемый результат проекта:

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение знаний о традициях и культуре русского народа.

Повышение интереса к народному творчеству, желание рисовать и лепить народную игрушку, слушать сказки, учить и обыгрывать песни, потешки, народные игрушки, умение играть в народные игры.

Воспитание любви к Родине.

Методы и приемы реализации проекта

Методы проекта:

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками;

Словесные: чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов, разговор, беседы, отгадывание загадок о предметах быта;

Наглядные: рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей.

Приёмы:

- чтение художественной литературы,

Проект реализуется по нескольким направлениям:

  • Взаимодействие с родителями.
  • Совместная деятельность с детьми.
  • Образовательная деятельность.

Классификация проекта:

Итог проектной деятельности

13 – 17 декабря 2020 г.

1 этап подготовительный

Совместная деятельность

Развивающая среда

сроки

Работа с родителями

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу по данной теме для чтения детям.

Разработать план реализации проекта.

Подобрать иллюстративный материал.

Подобрать сказки, потешки, загадки; подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения. Подготовить материал для изобразительной деятельности.

Пополнить предметно-развивающую среду предметами народного промысла, альбомами с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей, матрёшками. Поместить в библиотечке подборку русских народных сказок, потешек, песенок, загадок. Подобрать настольно-печатные игры, пазлы по сказкам, разрезные картинки, раскраски.

В течение проекта

Познакомить родителей с проектом. Обсудить цель и задачи проекта.

Раскрыть перед ними перспективу работы над проектом.

Провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

2 этап практический.

Познавательное развитие

Цель: знакомить детей с русским народным творчеством.

Цель: познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.

Загадывание и отгадывание загадок про матрёшку и ложку.

Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.

Рассматривание предметов декоративно -прикладного творчества.

Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества .

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.

Читайте также: