Проект устное народное творчество в доу
Обновлено: 07.07.2024
В ходе проекта дети познакомились с народными промыслами, песнями, плясками, сказками, колыбельными, росписями. Для реализации проекта были привлечены родители, которые помогли с подготовкой к Осенней ярмарке, готовили дома с детьми каши, сшили лоскутные одеяла для кукол.
Содержимое публикации
Познавательно – творческий проект
Лебедева С.П., воспитатель,
Перепелкина Л.А., воспитатель,
Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, познакомить с народными ценностями.
Считаем, что решить данную проблему, поможет инновационная технология проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Реализация данного проекта направлена на развитие познавательных способностей детей, ознакомление дошкольников с народным промыслом России, обычаями, традициями, трудом русского народа, народным творчеством, а также художественно - творческих способностей детей.
Проблема: старшие дошкольники не знают традиций народной культуры.
Тип проекта: среднесрочный, познавательно – творческий.
Участниками проекта являются воспитатели, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта: формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
1. Познакомить детей с историей возникновения народного промысла (гжель, хохлома, городецкая и др.).
2. Познакомить с инструментами народного оркестра, движениями народного танца и музыкальными народными играми.
3 .Формировать у детей эмоционально-чувственное, осознанное восприятие образов устного народного творчества(потешки, заклички, пословицы, колыбельные песни и т.д.).
4.Воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
5.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Предполагаемые результаты:
у детей сформируется представление о народных промыслах, традициях и обрядах, танцах;
будут использовать в игровой деятельности устное народное творчество (потешки, заклички, народные игры, пословицы, колыбельные песни);
будут знать, чем отличаются различные виды росписи (гжель, хохлома, городецкая и др.);
дети расскажут о традициях, творчестве русского народа своим сверстникам, знакомым.
Продукт проекта:
На основном этапепознакомили детей с многообразием народных промыслов: игрушками, посудой, которую лепили мастера из глины, вырезали из дерева.
Рассказали детям о музыкальных инструментах, которые помогали людям в труде, являлись музыкальным сопровождением народных праздников, а для детей звуковыми игрушками. Игры на народных музыкальных инструментах способствовали развить чувство ритма, музыкальный слух, а при исполнении народных танцев передать характер и настроение музыки.
В подготовке атрибутов и костюмов к русскому народному празднику оказали большую помощь родители.
Практическая значимость проекта: в данном направлении повысилось качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.
Родители: осознали важность воспитания патриотических чувств к национальному художественному наследию своего народа.
9. Цель проекта Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
10. Задачи *приобщение детей к истокам русской народной культуры;
*развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников; *воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
11. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект Понять, чем уникальна культура, обычаи, традиции русского народа.
12. Предполагаемый результат
Родители *Обогащение знаний детей о национальной культуре русского народа.
*Раскрытие творческих способностей
*Уважение и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям
Актуальность проекта
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей среднего дошкольного возраста.
Реализация проекта :
1. Начальный этап.
Подбор художественной литературы;
Сформировать проблемные вопросы;
-Как бы мы жили без творчества?
-Зачем человеку необходимо творчество?
-Какую пользу человеку приносит творчество?
2. Технологический этап.
-Взаимодействие с родителями
(папки-передвижки, консультации, привлечение родителей к сбору информации о народном творчестве)
3. Заключительный этап
-Оформление выставки детских работ.
Приложение к проекту.
Письмо к родителям
Тема нашей недели(26.01.2015 – 30.01.2015)
Центр грамотности и письма
Чтение потешек, прибауток, закличек;
По улоньке скачет,
Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?
Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов по теме.
1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, в том числе и народной культурой края, в котором мы живем, а также и с культурой других народов.
2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь местных (хохломской, городецкой) Необходимо помнить, что отбор фольклорно-этнографического материала должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр. ; во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.
Центр математики
- Работа с карточками;
- Выполнить штриховку, сосчитать игрушки;
- Украсить матрешку геометрическими фигурами;
- Расположить неваляшек по высоте – от самого высокого до самого низкого и наоборот.
В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:
1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.
2. Игры, направленные на развитие воображения.
3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.
4. Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.
Центр науки и естествознания
- Знакомство детей с тряпичной куклой.
-Знакомство с народными игрушками, росписями, играми, танцами.
Центр сюжетно – ролевой игры
Центр воды и песка
- Целевые прогулки по территории детского сада;
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время
-В какой стране ты живешь?
- Какие подвижные игры ты знаешь?
- Какие сказки, песенки ты знаешь?
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Разработчик: Тутарова Е. В.
первой квалификационной категории
г. Талица, 2011-2015
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;
оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;
оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
К. Д.Ушинский
Тип проекта: индивидуально - групповой;
По доминирующей в проекте деятельности: творческо - поисковый;
По содержанию : социально - педагогический.
Участники проекта : дети, воспитатели групп, родители;
По времени проведения : долгосрочный;
По характеру контактов : в рамках ДОУ.
Актуальность
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога - это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Ведь дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Участники моего проекта являются дети 3-6 лет, воспитатели и родители. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней
Концептуальность
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Гипотеза проекта
В ходе работы над данным проектом, я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Цель проекта
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Определить уровень развития речевого умения детей;
Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей;
Приобщение детей к культуре своего народа;
Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка;
Развитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта
Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
Рассмотреть значение устного народного творчества в формировании личности и развития творческой активности у детей;
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность;
Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Словесные: беседы, рассказ;
Игровые: дидактические и подвижные игры;
Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.
Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические, подвижные и сюжетно - ролевые игры, свободно - самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
Оптимальность и эффективность средств
Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:
· проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
· проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций;
· специальные игровые задания;
· консультативная работа с воспитателями и родителями;
· свободно - самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.
Совместная деятельность
Практика показывает, что ДОУ и семьи является важным фактором решения общей задачи – формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество детского сада и семьи влияет на формирование коммуникативных умений в целом. С родителями регулярно проводятся мероприятий по повышению психолого - педагогической культуры. Совместные досуговые мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, конкурсы и выставки.
Данный проект реализовался в 3 этапа.
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы и наглядно - делового оформления по устному народному творчеству;
2) собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Результативность
При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно - эстетического цикла.
Разработчик : Тутарова Е.В. воспитатель
1 квалификационной категории
г.Талица 2011 - 2015
Обогатился социальный быт дошкольников, расширился их кругозор; изготовлены книжки - малышки; В группе есть аудио и видеокассеты со сказками; проводятся викторины; конкурсы и выставки детских рисунков; открытые мероприятия и праздники; анкетирование; беседы; индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; привлекались родители к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам; неоднократно организовывала совместные выставки работ; регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
Проделанная работа дала следующие результаты:
У детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие. Сформировались знания о культуре русского народа.
Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, народных сказок. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Диагностика
результатов деятельности по данному проекту показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Наблюдается улучшение уровня развития речи детей, соответствия уровня развития возрастным нормам наблюдается у 86% детей группы.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка , его речи.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.
Опыт моей работы был представлен на открытых занятиях, мастер - классах, круглых столах, праздниках и развлечениях для педагогов ДОУ и города.
4. Гавриш Н . Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.
5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
6 . Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. Москва, 2010год- С.119-127.
9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31.
10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.
11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
12. Николаева С . О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С.42-46.
14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.124-127.
15 . Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.
17. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская , Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М .: Просвещение, 1985. – 238
18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.
20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. – М., 1948., стр.298
21. Ушинский К.Д . Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.
22. Халикова Р . Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17
Автор: Ризельян Ирина Петровна
Населенный пункт: г.Инта, Республика Коми
Автор: Жабко Тамара Валентиновна
Населенный пункт: г.Инта, Республика Коми
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением, народными традициями, обычаями;
Развивающие:
Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, умение обыгрывать потешки, народные игрушки; выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, побуждать к повторению фольклорных текстов;
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, уважение к его традициям.
Для родителей:
Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Повышать активность и интерес родителей к изучению и уважению русской национальной культуры.
Актуальность темы:
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
Ожидаемый результат проекта:
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение знаний о традициях и культуре русского народа.
Повышение интереса к народному творчеству, желание рисовать и лепить народную игрушку, слушать сказки, учить и обыгрывать песни, потешки, народные игрушки, умение играть в народные игры.
Воспитание любви к Родине.
Методы и приемы реализации проекта
Методы проекта:
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками;
Словесные: чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов, разговор, беседы, отгадывание загадок о предметах быта;
Наглядные: рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей.
Приёмы:
- чтение художественной литературы,
Проект реализуется по нескольким направлениям:
- Взаимодействие с родителями.
- Совместная деятельность с детьми.
- Образовательная деятельность.
Классификация проекта:
Итог проектной деятельности
13 – 17 декабря 2020 г.
1 этап подготовительный
Совместная деятельность
Развивающая среда
сроки
Работа с родителями
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу по данной теме для чтения детям.
Разработать план реализации проекта.
Подобрать иллюстративный материал.
Подобрать сказки, потешки, загадки; подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения. Подготовить материал для изобразительной деятельности.
Пополнить предметно-развивающую среду предметами народного промысла, альбомами с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей, матрёшками. Поместить в библиотечке подборку русских народных сказок, потешек, песенок, загадок. Подобрать настольно-печатные игры, пазлы по сказкам, разрезные картинки, раскраски.
В течение проекта
Познакомить родителей с проектом. Обсудить цель и задачи проекта.
Раскрыть перед ними перспективу работы над проектом.
Провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
2 этап практический.
Познавательное развитие
Цель: знакомить детей с русским народным творчеством.
Цель: познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.
Загадывание и отгадывание загадок про матрёшку и ложку.
Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.
Рассматривание предметов декоративно -прикладного творчества.
Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества .
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.
Читайте также: