Объясните как реализовывался принцип японский дух европейское значение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отличительной особенностью идеологии тэнноизма, приспособленной для массовой пропаганды, было использование национальной религии синто, фактически возведенной в ранг государственной н модифицированной таким образом, что почитание императора стало важнейшим элементом культа. Формируя сверху тэниоистскую идеологию и организуя ее внедрение в масштабе всей страны, официальные идеологи, опираясь на сложившиеся с давних пор представления и верования, искусно вплетали в систему тэнноизма глубоко укоренившиеся в национальной этико-политической мысли принципы конфуцианства, даосизма, буддийской философии.

Это особое отношение японцев к долгу отмечают многие японские исследователи. Так, профессор университета Риссэй Мидзусима Кэнъити утверждает, что понятие долга перед обществом у японца принципиально отлично от европейского, поскольку сознание долга вызывается не социально обусловленной обязанностью, а чувством признательности, благодарности как сугубо субъективным побуждением души [14, с. 196–197].

Религиозная мифология тэнноизма, приобретшая во многом черты социальной мифологии, ориентировалась на мифомышле-ние, вообще сопровождающее поведение человека, когда он переживает и реализует свою национальную принадлежность и когда переживает свою сопричастность ушедшим поколениям. В то же время воздействие этой мифологии многократно усиливалось в связи с длительным воздействием на мифомышление японцев религии синто. Традиционные мифы были трансформированы официальными идеологами так, чтобы они могли служить объединению японской нации для выполнения задач капиталистической модернизации страны.

Подчеркивание общности интересов всех японцев в сочетании с противопоставлением их всем другим нациям и народам как низшим, лишенным божественного благословения делало: тэнноизм исключительно действенной идеологией, позволяющей добиться максимального сплочения японской нации на основе синтеза обновленной традиционной религиозной идеологии я современного буржуазного национализма.

Религиозным ритуалам синто, особенно новым, специально с этой целью разработанным, был придан ярко выраженный политический характер, что превращало их в важный фактор общественной жизни всей японской нации, служивший для политической мобилизации масс в тех социокультурных рамках, которые были выгодны господствующим классам, и определявший обширный круг обязанностей подданных японской империи.

Все ритуалы государственного синто отправлялись в соответствии с их рангом в системе официально введенной иерархии. Естественно, венчали эту иерархию ритуалы, проводившиеся в храмах, непосредственно связанных с культом императора, Исэ, Мэйдзи, Касивара. Самым главным считался храм Исэ [38], посвященный богине Аматэрасу и сохранявший как святыню одну из трех регалий императорской власти — зеркало. Ритуал передачи этих регалий при восшествии на престол нового императора был главной церемонией государственного синто (подробно о церемониях, проводившихся в связи со вступлением на престол императора, см. [7, с. 123–124]).

Священникам (каниуси) в храмах государственного синто было запрещено вести пропаганду каких-либо религиозных догматов, их главной функцией было отправление ритуалов, призванных внушать пастве чувство благоговения и священного трепета перед величием власти. Но в основе этих церемоний лежали догматы тэнноизма, а они пропагандировались монопольно и централизованно самим государством.

Разгром японского милитаризма в 1945 г., последовавшие за ним демократические преобразования общества существенно подорвали основы тэнноизма.

Можно выделить три этапа в процессе возрождения тэнноизма после вступления в силу Конституции 1947 г.

Но главным направлением возрождения тэнноизма было движение за восстановление синто в качестве государственной ре-лиги и.

Поскольку синто всегда делало упор не на догматику, а на ритуальную сторону, то сохранение после поражения в войне многих обрядов синто, которые ранее служили распространению в массах культа императора, милитаристских, шовини-1 стических настроений, рассматривалось синтоистскими служителями как главная гарантия возможности начала деятельности по возрождению политической роли синтоизма.

В этой связи, поскольку император продолжал отправлять те же обряды, что и до отделения ритуалов императорского двора от государства, хотя юридически это и считалось его частным делом, большинством простых японцев император не переставал восприниматься как первосвященник национальной религии Японии. Поэтому и после его отречения от божественного происхождения оставались основания для культивирования почитания императора как фигуры, олицетворявшей традиционную духовную культуру, что позволило конституционному монарху Японии сохранить в трансформированном виде свое центральное место в системе националистической символики.

Под влиянием позиции правительства и официальной пропаганды все большее число японцев приходит к мысли, что они не обязаны без конца извиняться за развязанную много лет назад войну, и они обладают такими же правами, как и все другие народы, чтить память погибших. Такие настроения сказались. в частности, в том, что большая часть членов кабинета (16 из 20 министров) молилась 15 августа 1987 г. в храме Ясукуни, несмотря на то что сам премьер-министр отсутствовал на церемонии. Кроме того, около 200 депутатов парламента от правящей ЛДП посетило в этот день храм.

Не случайно именно Такэсита был одним из инициаторов °существления официальных паломничеств в храм Ясукуни. Правда, 15 августа 1988 г. Такэсита по тем же соображениям, что и Накасонэ в свое время, был вынужден отказаться от посещения молебнов в храме Ясукуни. Тем не менее многие министры его кабинета совершили паломничества в храм (в официальном качестве лишь министр почт и телекоммуникаций Накаяма Масаки). Коллективный визит в Ясукуни совершило так же около 200 членов ЛДП во главе с генеральным секретарем партии Абэ Синтаро.

1. Гейн М. Японский дневник. М., 1951.

2. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972.

3. Кошкин А. А. Реакционное наступление на историю. — Япония. 1984. М, 1985.

4. Латышев И. А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии. М., 1959.

5. Латышев И. А. Роль императора в системе господства правящих кругов Японии, — Правящие круги Японии: механизм господства. М., 1984.

6. Поспелов Б. В. Очерк философии и социологии современной Японии. М., 1974.

7. Светлов Г. Е. Путь богов (синто в истории Японии). М., 1985.

8. Сила-Новацкая Т. Г. К вопросу о возрождении тэнноизма в современной Японии — Япония. 1980. Ежегодник. М., 1981.

10. Буикг-но дзbдай. Охира сори-но сэйсаку кэнкюкай хококусё 1 (Эпоха культуры. Доклады Комиссии по изучению политических проблем при премьер-министре Охира. 1). Токио, 1980.

11. Кувахара Сигэо. Има, тэнносэй то Ясукуни мондай-о мэгуттэ (По поводу проблемы императорской системы и храма Ясукуни). — Тэнносэй то нихон сюкё (Императорская система и японская религия). Токио, 1985.

12 Мураками Сагэёси. Киндай тэнносэй-но сюке-тэки кино (Религиозные функции императорской системы нового времени). — Хогаку сэмина (Юридический семинар). Токио, 1977, № 1.

13. Миядзи Масахито. Хандока-нн окэру Ясукуни мондай-но ити (Место проблемы храма Ясукуни в процессе усиления реакции). — Сэнгоси то хандо ндэорогн (Послевоенная история и реакционная идеология). Токио, 1981.

14. Нихондзин-но сисо то кодо (Мышление и поведение японцев). Токио, 1973, с. 176–177.

15. Санди майнити.

16. Оэ Синобу. Ясукуни дзиндзя (Храм Ясукуни). Токио, 1984.

17. Содзо Коно. Дзингиси гайе (Очерки истории синто). Токио, 1927, с. 143.

21. Тайсё нити-нити симбун.

22. Тэнно то сэйдзи (Император и политика). Токио, 1973.

23. Уэсуги Синкити, Кокутай сика хацуе (Повышение значения кокутай). Токио, 1919.

24. Хаттори Унокити. Коси оеби косикё (Конфуций и конфуцианство). Токио, 1916.

25а. Хогаку сэмина (Юридический семинар). Токио, 1977, № 1.

26. Ябэ Сюити. Кэнкоку кинэмби (День основания государства). Токио, 1966.

27. Ямада Норио. Ясукуни дзиндзя (Храм Ясукуни). Токио, 1969.

28. Ballou R. О. Shinto. The Unconquered Enemy. N. Y., 1945.

29. См.: Chikafusa Kitabatake. A Chronicle of Gods and Sovereigns: Jinno: Sho-toki. N. Y., 1980.

30. The Japan Chronicle.

31. Kokutai-no Hongi. Cardinal Principles of the National Entity of Japan. Cambridge, 1949.

32 The Meiji Japan through Contemporary Sources. Vol. I, II, III. Tokyo, 1969.

33. Shigeyoshi M. Japanese Religion in the Modern Century. Tokyo, 1980.

34. Nihongi: Chronicles of Japan from the Earliest Times to A. D. 697. Vol. 1. L., 1986.

35. Ono S. Shinto. The Kami Way. Rutland, Vermont and Tokyo, 1976.

36. Picken D. B. St. Shinto: Japan’s Spiritual Roots. Tokyo, 1980.

На них великие люди сталкивались с различными трудностями, но не бросали своего дела.
Страна очень быстро развивалась и целью гравюр было поддержание морального духа собственных изобретателей.

14647205683_9bbc3070b1_o

Француз Бернар Палисси мечтал произвести хороший фарфор. Его жена и дети были очень расстроены, когда Бернар начал топить печь домашней мебелью. Но в конце концов у него все получилось.

14624052421_ed7de300b3_o

Англичанин Джон Хеккот хотел сделать машину, способную плести кружева. У него очень долго ничего не получалось и его жена была очень расстроена. Однако он все-таки смог решить эту задачу и порадовать свою супругу.

14440880097_be0e6344c4_o

Англичанин Джеймс Уатт хотел создать паровой двигатель. Он так много времени посвятил этому, что совсем расстроил свою тетю. Но Уатт добился своего

14624053361_b47fec9390_o

Англичанин Ричард Аркрайт хотел сделать прядильную машину. Он так долго занимался своей машиной, что его жена не выдержала и сломала ее. Аркрайт выгнал жену, но все-таки смог довести свой проект до конца и быстро разбогател.

14624052771_b0a7050b06_o

Собака опрокинула лампу на рукопись англичанина Томаса Карлейля, над которой тот работал много лет. Весь труд его жизни превратился в пепел. Карлейль пережил сильнейшую депрессию, но смог сделать свою книгу еще лучше.

14440583340_e71affa9b6_o

Свои рисунки и путевые заметки американский натуралист Джон Одюбон отдал родственникам на хранение. К несчастью его архив съели мыши. Одюбон не отчаялся и смог восстановить все за три года

КНИГИ 419909 АВТОРЫ 128418 СЕРИИ 43416 ЖАНРЫ 505 ГОРОДА 1145 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16508 ТЕГИ 337514 СТАТЬИ 620

трудной, длительной по времени и почти невыполнимой до второй половины XX в. Для крушения колониальной системы не создались международные условия и внутренние предпосылки.

Только кемалистская революция в Турции в 1918— 1923 гг. доделала, довершила то, что не решила младотурецкая революция 1906—1908 гг. В результате новой революции Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата, взяла за пример европейский путь капиталистического развития. Турция и Египет в последующем стали примером выхода на путь капиталистической модернизации стран с исламской культурой.

В Китае Синъхайская революция 1911—1912 гг. решила только одну важную задачу — свержение маньчжурской династии, но не проблему объединения Китая, без чего модернизация этой огромной страны была невозможна.

Всеобщая история - Новейшая история. Иллюстрация № 30

В 1920—1930-е гг. крупнейшие страны Востока — Япония, Китай и Индия шли разными путями, решали разные задачи. Однако для них и в целом для Азии и Африки, а также Латинской Америки стояла общая задача вырваться из зависимости, отсталости и стать на путь ускоренного развития.

Исторически модернизация — это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв.— на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.

Однако речь идет не о простом повторении и копировании западного опыта (хотя такие попытки имели место в истории), а о синтезе традиции и модернизации.

Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.

В большинстве стран Азии и Африки процесс ломки традиционных структур общества наступил в начале XX в. Об этом свидетельствуют революции или восстания в Турции, Иране, Мексике, Китае, Корее и др.

Среди стран Востока проблема модернизации была решена к началу XX в. только Японией. Этот процесс начался в 1868 г. с так называемой реставрации Мейдзи, удаления от власти феодальных клик и осуществления реформ по европейскому типу.

Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией.

Страна начала борьбу за колонии на материке и развязала по меньшей мере пять войн за 40 лет (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937—1945 гг.).

Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс приобрел своеобразную форму традиционного императорского режима и военно-регулируемого капитализма. Здесь дело не дошло до создания единственной партии и слияния ее с государственной властью, как это имело место в тоталитарных государствах Европы. Сплачивающими факторами, кроме авторитарного государства, явились синтоизм и национализм.

Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, преданность императору стали основой обеспечения единства нации вокруг императора.

Первая половина XX в. для Японии была временем осуществления экспансии на материк в качестве национальной цели.

Меморандум от 25 июля 1927 г. премьер-министра генерала Танака

Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные азиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права. Таков план, завещанный нам императором Мейдзи, и успех его имеет важное значение для существования нашей Японской империи.

Только после Второй мировой войны и спустя несколько десятилетий новый и качественно иной виток модернизации вывел Японию на уровень современных, демократических индустриальных стран. В целом на это ушло полтора столетия.

КИТАИ

Всю первую половину XX столетия Китай вел войны, но, в отличие от Японии, на своей территории.

Путь от традиционного Китая, каким он был в период боксерского восстания (под руководством общества Ихэтуань) в 1900 г., и до современного

КНИГИ 419909 АВТОРЫ 128418 СЕРИИ 43416 ЖАНРЫ 505 ГОРОДА 1145 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16508 ТЕГИ 337514 СТАТЬИ 620

Несколько дней пользователи Интернета гадали, что значат буквы V и Z на российской военной технике, которая участвует в спецоперации на Украине. Версии были разные - от правдивых до фантастических. Наконец Минoбороны РФ сделало официальное заявление по поводу загадочных буквенных символов и их значение оказалось совсем другим.

Тайна буквы Z раскрыта: Минoбороны объяснило значение загадочного символа на российской технике в Украине

ФОТО: TWITTER и instagram МИНОБОРОНЫ РФ /Коллаж "МК в Новосибирске"

За символом V зашифрована фраз "Сила в правде". Буква Z обозначает слова "За Победу" и "Задача будет выполнена". Фото с такими трактовками Министерствo обороны РФ разместило в своем Instagram-аккаунте.

Так что конспирологическая версия, объясняющая, что буквой Z на танках и другой технике российские военные пугают американцев опровергнута. Предполагалось, что, дескать, американцы отлично знают знак Зорро, мексиканского народного героя, боровшего против тирании, коррупции и американской оккупации родной земли и буква Z должна была внушить им соответствующие чувства.

Одной из распространённых трактовок в военных кругах в шутливой форме этого символа была также расшифровка "Заколебал Зеленский". Спецоперацию на Украине даже называли "Операция Z".

Также существовала и весьма прозаичная версия, что Z и V - это обозначения российской военной группировки - "Запад" и "Восток".

В пользу данной версии говорит тот факт, что часть российской военной техники на Украине сейчас отмечена и буквой V - Vostok. Однако и эта версия опровергнута.

Минoбороны объяснило значение обоих символов и ни одно из них не совпало с тем, что озвучивали пользователи Интернета.

Читайте также: