Какие задачи в воспитании ребенка должна по вашему мнению решать школа

Обновлено: 04.07.2024

Школьное воспитание: понятие, возможности, проблемы

Школьное воспитание – целенаправленный процесс, организованный педагогами школы, направленный на нравственное становление личности каждого учащегося.

На сегодняшний день школа обладает следующими воспитательными возможностями:

  1. Установленная шкала нравственных ценностей.
  2. Возможности становления и развития личности ребенка в процессе общения с педагогами и сверстниками.
  3. Возможность осуществления рефлексии собственного поведения в различных ситуациях (на уроке, во время перемены и т.д.).
  4. Большое количество условий создания эффективной воспитательно-образовательной среды, направленной на полноценное развитие личности ребенка (кружки, секции, лаборатории и т.д.).
  5. Возможность организации воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы он учитывал возможности и потребности ребенка, был основан на соблюдении его прав и свобод.
  6. Организация воспитательно-образовательного процесса на принципах взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.
  7. Возможности влияния на воспитательную среду семьи, организация помощи родителям по вопросам воспитания детей.

Однако помимо перечисленных возможностей, современная школа сталкивается с рядом ограничений и проблем, которые препятствуют эффективной организации воспитательного процесса:

  • Сложная ситуация в стране, оказывающая негативное влияние на морально-нравственные принципы и ценности у подрастающего поколения.
  • Стандартные схемы воспитания в настоящее время не актуальны, не приносят желаемого результата, так как они не оказывают должного влияния на современных детей. Наблюдается процесс отчуждения детей от школы.
  • Современные дети больше ориентируются на западные стандарты и ценности, что вызывает затруднения у педагогов в поисках подходов к ним, так как они не владеют необходимыми знаниями.
  • Достаточно часто отрицательное влияние на установление моральных принципов и норм оказывает телевидение, компьютерные игры, интернет. У детей происходит смещение интересов, зачастую школьным мероприятиям они предпочитают просмотр программ, общение в интернете и т.д.
  • Бюрократизм, который зачастую ориентирован на количество проведенных в школе мероприятий, нежели на их качество и влияние на воспитание учащихся.
  • Необходимость введения нового поколения классных руководителей, которые будут заниматься исключительно ведением класса. Учитель-предметник настолько занят работой, бюрократизмом, что зачастую ему некогда полноценно осуществлять эффективное классное руководство.
  • Слабое финансирование школы, которое отрицательно сказывается на возможности внедрения инноваций, реализации воспитательных программ и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, школьное воспитание это очень сложный и деликатный процесс, который требует нетрадиционного подхода к организации и реализации, с целью создания таких условий, которые бы позволили воспитать полноценного члена современного общества.

Задачи воспитания школьников

Задачи школьного воспитания зависят от вида воспитания.

Умственное воспитание – организованный педагогом целенаправленный процесс по усвоению знаний, накопленных человечеством и сохраненных в произведениях искусства (книгах, картинах, музыке и т.д.).

Задачи умственного воспитания:

  • формирование у детей общей картины мира, вооружение их необходимыми знаниями в области науки, природы, техники и т.д.;
  • развитие умений и навыков умственной деятельности: сравнение, наблюдение, понимание, запоминание и т.п.;
  • формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, стремления к самообразованию;
  • развитие познавательных потребностей, способностей и интересов;
  • формирование мотивов и стимулов к получению знаний.

Физическое воспитание – организованный педагогом процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи физического воспитания:

  • развитие двигательных умений и навыков, необходимых для полноценной жизнедеятельности;
  • формирование стремления к ЗОЖ и ежедневным занятиям физической культурой;
  • укрепление здоровья ребенка различными способами: физические упражнения, личная гигиена, закаливание;
  • формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме дня и т.д.

Трудовое воспитание – специально организованный процесс, направленный на сознательное отношение к труду, формированию трудовых навыков, осознание труда как важной жизненной потребности.

Задачи трудового воспитания:

  • воспитание уважительного отношения к труду, продуктам трудовой деятельности;
  • воспитание трудовых навыков, добросовестного отношения к выполняемой трудовой деятельности;
  • формирование умений и навыков работать как самостоятельно, так и в коллективе (паре);
  • воспитание дисциплинированности, целеустремленности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный педагогический процесс по формированию моральных качеств личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование необходимых представлений о нравственных качествах воспитанной личности;
  • воспитание нравственных чувств, норм, привычек и компетенций;
  • формирование гуманизма, патриотизма, толерантности и межнациональной терпимости.

Эстетическое воспитание – организованный процесс, направленный на формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности.

Задачи эстетического воспитания:

  • формирование умения находить прекрасное в произведениях искусствах, природе, обыденном, отношениях людей и т.д.;
  • формирование умения чувствовать и понимать прекрасное;
  • вооружение необходимыми знаниями в области эстетики и искусства;
  • воспитания стремления создавать прекрасное посредством собственных творческих способностей.

В практике воспитания в школе все эти составные части так тесно переплетены, взаимосвязаны, что расчленить их не представляется возможным. Нельзя сначала решать задачи умственного или физического воспитания, а затем переходить к трудовому и эстетическому воспитанию. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

Нормальный учитель всегда вместе со знаниями по предмету передаст ребёнку часть своей души, свои ценности, взгляд на мир и многое то что не могут или просто не успевают дать родители, особенно необезображенные интеллектом или любовью к своим чадам. Это конечно не входит в обязанность учителя, но входит в обязанность нравственного человека, если конечно он себя таковым считает.

помогать советом, консультацией психолога, прививать дисциплину, давать знания- должна, а вот решать что то за родителей не имеет права

Никакие. Цель школы - дать ребёнку знания. И ничего больше. Воспитанием должны заниматься родители, поскольку воспитание - это не набор шаблонов поведения, а передача ребёнку системы ценностей, принятой в его семье. Школа по определению не может и не должна воспитывать. А родители, всерьёз думающие о том, что государство в какой-то форме должно хотя бы частично участвовать в воспитании их ребёнка - пустые люди, которым нечего дать своим детям, поскольку своей системы ценностей не имеют.

Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение (дать знания о мире, научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания школы был социально адаптирован, т.е. смог найти своё место в жизни, проявить свои способности и возможности).Семья – ячейка школьного коллектива. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности, её социализации.

ВложениеРазмер
vystup.docx 30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на родительском собрании

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка

Мазитова И.И. – учитель

с. Петровский завод, 2014г.

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка

«Школа и семья-два важнейших образовательных

института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой”

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье - писал В.А.Сухомлинский. Вчитываясь в высказывание Василия Александровича Сухомлинского, невольно думаешь о том, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. От согласованности их действий всегда зависит эффективность всего образовательного и воспитательного процесса, а успех сотрудничества с родителями во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива и наличие обратной связи с родительской общественностью. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача школы и классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении просвещения.

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который владеет основами возрастной и социальной психологии, педагогики, любящий их детей такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на угнетении личности ребенка. Любовь основывается на знании его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет (это есть зона ближайшего развития ребенка). Высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной работы в нашей школе - союз учителя, родителей и ребенка. Именно важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок - это не только объект, но и субъект воспитания.

Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:

- изучение семей обучающихся;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;

- привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.

Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит, и он тоже должен очень кого-то любить. Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него защита от невзгод. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы.

Сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений. Со своей стороны, мы стараемся, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение (дать знания о мире, научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания школы был социально адаптирован, т.е. смог найти своё место в жизни, проявить свои способности и возможности). Может ли школа одна без участия родителей выполнять эту функцию?

Семья – ячейка школьного коллектива. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности, её социализации.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Наш педагогический коллектив считает, что важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Вся атмосфера взаимодействия, общения учителя с родителями должна показать, что учитель нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Исходя из этого, главные направления деятельности нашего образовательного учреждения по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на обучающихся мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и в семье как единый процесс, чтобы все участники образовательного процесса стали партнёрами, единомышленниками.

Начать таким образом организованную деятельность решили с привлечения родителей к работе в органах государственно – общественного управления в образовательном учреждении. На сегодняшний день в школе работает Попечительский Совет школы, в который входят по одному родителю от каждого класса, администрация школы, представители общественности. Результатом его деятельности становится не только создание новой структуры управления школой, но и успешное сотрудничество всех участников образовательного процесса, их гражданская активность в управлении школой и ответственность за конечный результат образования.

Мы ставим своей целью через деятельность Попечительского Совета информировать, настраивать и мотивировать родителей и общественность на участие в управлении школой. На заседаниях Совета обсуждаются вопросы качества образования, проблемы улучшения материально-технической базы, проблемы безопасности обучающихся, о расширении сети образовательных услуг, о прогнозе на будущее и т.д. В результате вырабатываются совместные предложения, вместе выработанные технологии.

Педагогический коллектив школы, стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системе, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей, ищет и находит эффективные формы партнерских взаимодействий с семьей. Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

Педагоги нашей школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Организуя взаимодействие с родителями, мы используем различные виды совместной деятельности:

  • образовательно-просветительскую;
  • хозяйственно-трудовую;
  • организационную;
  • досуговую;
  • профориентационную.

Мы считаем, что школа должна помочь родительской общественности, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. В нашем образовательном учреждении эта работа ведётся через родительские собрания, лекции, беседы, конференции для родителей. Большое внимание на них уделяется расширению эмоциональных контактов родителей с детьми, развитию коммуникативной грамотности взрослых, культуры отношений родителей, детей, педагогов. Положительный итог проведения таких встреч проявился в активных предложениях родителей о том, как расширить взаимодействие, в снижении конфликтных ситуаций между семьёй и школой. Таким образом, сотрудничество между семьёй и школой становится успешным.

Постепенно в нашем образовательном учреждении разрабатывается план психолого-педагогического просвещения родителей. На педагогических лекториях и тематических родительских собраниях родителей знакомят с методами развития и воспитания детей, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений, правовым взаимодействием детей, родителей и школы.

В Сармановской гимназии нашего района организована психологическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение ребёнка на протяжении всего обучения, а родители могут получить полезные советы или индивидуальные консультации у педагога-психолога, логопеда. Работу организовывают через посещение семей, анкетирование, ненавязчивые программы выхода каждой отдельной семьи или ребёнка, попавших в сложную ситуацию появляется возможность помощи, поддержки. Педагогический коллектив стремится сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Участники образовательного процесса уверены, что в основе любого общения с родительской общественностью должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности.

Конечно, не всего мы достигли и не все задачи решили, но добились самого главного: вы – родители доверяете педагогам, школе, и вместе с Вами мы строим единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и самим быть счастливыми и успешными от общения.

Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя. Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются. Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками. При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Они также обращают внимание на те 15% родителей, которые затруднились с ответом. Такие семьи, по всей видимости, не могут четко определить свои приоритеты, сделать выбор между следованием духовным ценностям и прагматикой, позволяющей человеку легко преуспеть.

Наставничество учителя ограничивается обучением

Респонденты-учителя по-разному оценили воспитательную компоненту в школе. Часть педагогов считает, что воспитание в школе активно набирает вес, поскольку в силу проблем во взаимоотношениях детей учителю чаще приходится корректировать их поведение.

Впрочем, в большинстве случаев педагоги отмечают, что воспитание отошло на второй план, поскольку изменился сам подход к образовательному процессу. Школа сегодня – это учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Это определяет работу педагогов, которые прежде всего обучают и лишь во вторую очередь – воспитывают, пояснили исследователи.

Лучше всего воспитывают экскурсии

Воспитательная работа в учебном заведении включает общешкольные традиционные мероприятия (праздники, встречи с ветеранами и пр.), тематические классные часы и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения учащихся. Как бы то ни было, и у родителей, и у учителей в рейтинге школьных воспитательных акций лидируют познавательные мероприятия – экскурсии. 78% родителей считают, что экскурсии максимально способствуют воспитанию.

В рейтинге мероприятий, наиболее запомнившихся родителям и их детям, также лидируют экскурсии и походы в театры и музеи (40,4%). Среди наименее запомнившихся родителям мероприятий – дни рождения, дни самоуправления, интеллектуальные соревнования и классные часы. Показательно, что около четверти родителей вообще не ответили на этот вопрос. Они либо не смогли вспомнить ничего примечательного, либо просто не интересуются этой стороной школьной жизни, считают авторы доклада.

Положительную оценку нравственному воспитанию в школе поставили 40% родителей. Средне оценили работу педагогов 15%. Плохую отметку поставили воспитанию в школе 8%. И, наконец, более трети родителей (36,8%) затруднились с оценкой. Такой неопределенный ответ, по мнению Аржаных и Новиковой, может быть связан с тем, что родители плохо знают, что делает школа в области воспитания детей. Вероятен и другой вариант: родители просто не готовы афишировать свое реальное отношение к работе педагогов в школе, где учится их ребенок.

Как совершенствовать воспитательную работу?

Для того, чтобы школа могла давать детям более основательное воспитание, по мнению учителей, необходимо прежде всего выделить педагогу больше времени на такую работу. Причем в идеале ее значимость должна быть сопоставима со значимостью обучения как такового. Другие названные педагогами меры – повышение статуса учителя в обществе и набор в школу кадров, основной работой которых было бы воспитание. Следовало бы также вернуть урезанные учебные часы по литературе, истории и русскому языку.


Школа не может избежать воспроса воспитания детей просто потому, что дети находятся в школе по полдня на протяжении десяти лет. И те люди, которые проводят с ребёнком каждый день, так или иначе влияют на формирование личности ребёнка. Анна Побережная рассуждает о воспитательной функции школы и подмечает изменения, которые происходят со школой.

Многие обвиняют в том, что я перекладываю воспитательную функцию ребёнка со школы на учителей. Нет, я так не считаю. Я считаю, что напрямую школа не должна заниматься воспитанием, то есть не нужно никаких нравоучений, нотаций и прямого участия в жизни ребёнка, как это делают родители. Действительно, именно родители несут на себе основную функцию по воспитанию. И это правильно, но ребёнок начиная с семилетнего возраста проводит пять дней в неделю по 6-7 часов в школе на протяжении 10 лет своей жизни.

Школа для ребёнка становится вторым домом, а учителя — основными наставниками. Учителя — первые после родителей. Именно поэтому я думаю, что участие учителей в жизни ребёнка немаловажно. Оно оказывает огромное влияние на формирование личностных качеств наших детей. Учителя косвенно, как бы некоторые из них этого и не хотели, но принимают участие в жизни и воспитании детей.

И для меня важно, как люди, которые так много времени проводят с моим ребёнком, относятся к нему. Как они себя ведут, общаются с ним. О чём они говорят с детьми помимо учебного материала, каков их тон общения

В идеале, конечно, по моему мнению, учитель должен любить детей. Педагогика как призвание. Призвание не просто дать знания и научить каким-то навыкам и умениям, а призвание формировать личность. Призвание влиять на судьбы людей — формировать в душе подрастающего человека потребность познавать этот мир, делать его лучше, творить и сеять вокруг себя доброе и нужное людям.

Воспитательный процесс прежде всего строится на личном примере. Если учитель сам человек интеллигентный, цельный, умеющий справляться с трудностями жизни, умеющий быть добрым, когда очень хочется быть злым, умеющий сочувствовать и сопереживать, то он прямым или косвенным образом оказывает сильное влияние на формирование основных и важных качеств детей, которых он учит.

Учитель своим примером показывает, как ребёнок должен поступать в той или иной ситуации. Он своим поведением формирует и поведенческие реакции у ребёнка

Конечно, сегодня в школе почти не бывает походов, как в былые времена, когда учителя у костра могли вести задушевные беседы с детьми и петь песни. Есть регламентированная внеурочная деятельность, на которой вместо приятного и интересного времяпрепровождения, дети обычно либо знакомятся с новым предметом, который у них будет в новом году, либо готовятся к ОГЭ или ЕГЭ.

На днях в школе моей старшей дочери (об этой ситуации в её школе я писала здесь) было проведено родительское собрание. Многие учителя пришли и выступили перед нами. Были подняты вопросы успеваемости, огромных нагрузок в 8 классе и предстоящих экзаменах в 9 классе.

Надо сказать, что со многими учителями я познакомилась впервые. И я была рада этому знакомству. Было видно, что учителя сильно стараются, действительно, имеют желание помочь нашим детям получить хорошее образование. Им непросто, особенно сейчас, когда наши дети находятся в пубертатном периоде. Но я увидела искреннее желание учителей вместе с родителями преодолеть эти трудности, чему, действительно, была рада.

Начало диалога положено. Я думаю, что общественное мнение тоже влияет на взгляды современной школы.

Я увидела, что школа становится более открытой, она готова вести диалог, находить совместные с родителями решения

Я вижу, как буквально за один учебный год, произошли существенные изменения. Школа вдруг из закрытой системы превращается в ту, которая встала на путь изменений и совершенствования.

Читайте также: