Проект творческая мастерская в доу

Обновлено: 07.07.2024

Проект в старшей группе

Подготовила и провела: Кузнецова Е.А.

Вид проекта: краткосрочный с 16- 22 января.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность: Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий.

1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.

3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.

4.Формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Работа с родителями:

— Принести картонные трубочки.

— Сделать солёное тесто для занятия.

Дежурство в уголке природы: рыхление почвы комнатных растений.

Мозаика из солёного теста.

Объёмные краски своими руками.

Поделки из картонных трубочек.

Конструктор из кружков бумаги.

Рисование манной крупой

Спортивная игра бадминтон.

Конструктор из кружков бумаги.

Замечательная идея и очень простая. Можно строить удивительные конструкции. И простые и очень сложные. Такой конструктор можно взять с собой в дорогу или предложить ребенку поиграть в кафе.

  • клей ПВА,
  • пена для бритья,
  • краситель.

Просто нужно смешать в равных частях клей и пену. Останется добавить краситель (подойдёт как порошковый, так и жидкий) и добиться равномерного окрашивания. В результате получаются лёгкие воздушные краски нежнейших оттенков. После высыхания картина станет насыщеннее и сохранит объём!

Поделки из картонных трубочек.

Для того, чтобы придумать с ребенком новую игрушку или сделать несложную поделку много не надо. Достаточно обычно немного времени и фантазии. Огромный простор для творчества- это поделки из картонных рулонов. Малыш может сделать целый зоопарк или гоночную машинку. Большое преимущество таких занятий – легкость и быстрота. Ребенок не успеет устать от занятий и сможет быстро увидеть результат своей работы.

Мозаика из солёного теста.

Рецепт солёного теста традиционный, а вот применение- необычное!

Тесто: 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 стакана муки.

Делим тесто на кусочки и добавляем к каждому пищевой краситель. Хорошо вымешиваем до однородного цвета. Затем раскатываем каждый кусочек в нетолстый пласт. Пласты делим на небольшие кусочки геометрические формы ( круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д.) и запекаем их в духовке. Время запекания- 30 мин на маленьком огне. Материал для выкладывания ярких и оригинальных мозаик готов!

Творческая мастерская

Творческо-познавательный проект для детей 5-7 лет, их родителей и педагогов.

Цель проекта (взрослая):

создать благоприятные условия для развития познавательного интереса и творческого потенциала дошкольников.

: содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, обогащению чувственного опыта детей; создать условия для свободного экспериментирования с различными материалами и инструментами; закрепить и обогатить представления детей о свойствах соли; развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные навыки, самостоятельность; содействовать активному участию родителей в совместной с детьми деятельности.

Цель проекта (детская):

узнать о новых возможностях использования знакомых материалов.

. Получить ответы на вопросы: Как сделать соль цветной? Где её можно использовать? Как приготовить солёное тесто? Чем его можно окрасить? Как это сделать? Как изготовить цветные мелки?

Сроки реализации проекта

Подготовительный этап

. Содержание работы представлено постановкой проблемы, определением целей и задач проекта, разработкой планирования деятельности детей и взрослых, изучением методической литературы, подбором необходимого для творчества материала. С помощью родителей был собран следующий материал: соль белая поваренная, морская и цветная для ванн; гипс, гуашь, мелки пастельные, акварель, бумага, ткань, рамки, трубочки, баночки пластиковые, формочки детские, воронки, палочки, кисточки, клей ПВА.

Основной этап

. На этом этапе в рамках проекта была организована совместная деятельность детей и взрослых и самостоятельная творческая деятельность детей. Исследовательская деятельность детей представлена

  • окрашиванием разных видов соли гуашью, акварелью, растолчёнными мелками; выяснением, чем окрашивать легче, удобнее, интереснее, быстрее;
  • пополнением коллекции разноцветной соли в центре изодеятельности;
  • использованием окрашенной соли в нетрадиционных техниках продуктивной деятельности при выполнении картин из цветной соли, наполнении слоями цветной соли прозрачных баночек, бутылочек, вазочек;
  • поиском детьми оптимального соотношения компонентов солёного теста, из которого можно изготавливать поделки;
  • изготовлением солёного теста и использованием его в продуктивной деятельности;
  • окрашиванием солёного теста в разные цвета;
  • приготовлением гипсового раствора и окрашиванием его;
  • заливкой окрашенного гипсового раствора в формочки;
  • разработкой и оформлением схем-алгоритмов для изготовления солёного теста и гипсовых мелков;
  • рисованием на асфальте гипсовыми мелками;
  • сравнением свойств изготовленных и покупных мелков для рисования.

Обучающие задачи:

расширять представления о свойствах соли.

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, навыки экспериментирования, внимание, мышление, умение делать выводы.

Воспитательные задачи:

продолжать формировать умение договариваться и совместно выполнять задания.

Ход образовательной деятельности

Дошкольникам сообщают, что сегодня повара перепутали баночки, в которых хранятся сыпучие продукты. Они не могут найти один продукт, и переживают, что без него обед будет невкусным. Педагог предлагает детям помочь поварам.

Чтобы узнать, что же все ищут, дошкольникам предлагают отгадать загадки: что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёк, в каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает (сахар); отдельно я не так вкусна, зато красива, солона и в пище каждому нужна (соль). Дети отгадывают загадки, и догадываются, что повара ищут баночку с солью.

Педагог предлагает узнать, в какой из двух баночек соль, а в какой сахар. Дошкольники пробуют содержимое на вкус, на ощупь, нюхают и определяют соль. Они рассказывают, чем отличаются соль и сахар, и чем эти продукты схожи. Чтобы больше не перепутать баночки, педагог предлагает наклеить на них картинки.

Детям сообщают, что соль не только помогает сделать вкуснее нашу еду, ею можно рисовать. Им предлагают надеть фартуки, пройти в лабораторию и провести эксперимент по окрашиванию соли в разные цвета. После выполнения зрительной гимнастики внимание дошкольников обращают на емкости с разной солью – крупной, мелкой, с солью для ванн. Затем предлагают выбрать гуашь, акварель или цветные мелки и окрасить соль.

Пока соль подсыхает, педагог предлагает детям ответить на вопросы: Какую соль окрашивать легче? После окрашивания какими материалами она выглядит ярче или, наоборот, бледнее? Чем быстрее получилось окрасить соль? Детям демонстрируют, как можно использовать разноцветную соль, предлагают насыпать её разными слоями в вазочку, а потом выбрать и раскрасить солью картинку. В конце занятия детские работы помещаем на выставку.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ — КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДОУ.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)

  1. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
  2. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, повышение их компетенции.
  3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
  4. Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.

Задачи:

  1. Способствовать сплочению детско-родительского коллектива и коллектива педагогов.
  2. Развитие творческих способностей детей и родителей.
  3. Развитие эмоциональной сферы у детей.

Таким образом, творческая мастерская-как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной творческой деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей, родителей и педагогов.

Автор: Сердитова Анна Степановна

Организация: МБДОУ > с. Летка

Населенный пункт: Республика Коми, Прилузский район, село Летка

Автор: Сердитова Светлана Степановна

Организация: МБДОУ > с. Летка

Населенный пункт: Республика Коми, Прилузский район, село Летка

(Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством)

Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители (законные представители).

Длительность проекта: учебный год (сентябрь – май)

Актуальность проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), принятый в 2014 году, был направлен на индивидуальное развитие и социализацию детей, а также создание условий для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей [2].

Цель проекта:

Развитие у детей и родителей познавательного интереса к народному творчеству. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей мелкую моторику рук, навыки совместной деятельности в процессе осуществления творческих замыслов.
  2. Работать в сотрудничестве с семьями своих воспитанников, помогая в развитии индивидуальных художественно - творческих способностей каждого ребенка.
  3. Вызвать интерес детей и родителей к истокам народного творчества, воспитывая уважение к работе народных умельцев –мастеров, кукольников.
  4. Формировать умение видеть красоту и самобытность игрушек: русской матрешки (неваляшки), дымковских игрушек, кукол - оберегов и игрушек-погремушек. Познакомить детей с историей их возникновения.
  5. Дополнить предметно – развивающую среду группы (центра по изо деятельности) и на участке (лепка снежных фигур по дымковским мотивам).

Методы проекта: наглядные; словесные; практические;

Использованные формы работы:

НОД (Непосредственно образовательная деятельность)

1.Ознакомление и рассматривание произведений народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с иллюстрациями и книгами.

2. Знакомство с народными игрушками:

СОД (Совместная образовательная деятельность) и самостоятельная деятельность с детьми в режимных моментах:

- Чтение художественной литературы: русских народных потешек и песенок, заучивание стихов, загадывание загадок в вечернее время.

- Рассматривание альбомов, иллюстраций в вечернее время с изображением народных игрушек (матрешек, коми игрушек-погремушек, дымковских игрушек);

- Выставка детских рисунков, поделок в приемной.

- Рисование песком, цветным песком, крупой в сенсорном ящике.

Создание развивающей среды:

  • Пополнить игровые уголки игрушками: мишка, курочки, матрешки-вкладыши, погремушки, неваляшки, музыкальные шумовые.

- Пополнение уголка по изобразительной деятельности дымковскими плоскостными деревянными фигурами, глиняными фигурами.

- Изготовление родителями сенсорного ящика для рисования.

- Создание развивающей среды на участке: постройка дымковских фигур из снега.

- Изготовление родителями кукол для пальчикового театра.

Результаты проекта:

2.Дополнение предметно – развивающей среды в группе и на участке.

Благодаря совместной работе с родителями в обогащении и организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством, уровень творческих способностей детей значительно вырос. Улучшилась мелкая моторика рук, дети стали лучше лепить, рисовать, работать с трафаретами, раскрасками. Причем раскрашивали не только плоскостные фигуры, но и объемные, которые лепили сами. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, поддерживали своих детей, радовались вместе с ними результатам и успехам детской деятельности, с согласия родителей детские работы отправляли на конкурсы различного уровня. Работа по взаимодействию с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Она редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпения. И нам это удалось, т. к. и педагоги, и родители стремились к поставленной цели.

С давних пор педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное, через творчество своих земляков, умение замечать прекрасное, детям легче понять, получить первоначальное эстетическое воспитание.

У каждого ребенка свой мир с только его правилами поведения, только с его своими чувствами, потому что каждый ребенок индивидуален. И мы должны постараться сделать богаче и разнообразнее жизненные впечатления детей, чтобы их воображение стало ярче, а тяга к искусству со временем стала осмысленнее.

Развитие творчества детей осуществляется в детском саду различными путями: в процессе художественно-продуктивной и театрализованной деятельности, в процессе игровой и экспериментальной деятельности. Развивать творческие способности детей без участия родителей невозможно. Семья является уникальным и пока единственным социальным институтом воспитания детей, одной из функций которой является формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов.

Большинство форм работы направлены на привлечение родителей к активному и многократному участию в работе с детьми. Принцип равенства позиций опирается на тот факт, что дети оказывают несомненное воздействие на родителей. Как показывает практика, самые интересные и творческие работы получаются именно у тех родителей и детей, которые осуществляют удовлетворение потребностей ребенка, учитывают возможности ребенка, и реализуют интересы ребенка. Постепенно позиция родителей в дошкольном учреждении с пассивного участника меняется на позицию активного участника воспитательно-образвовательного процесса.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке? Каким образом этого добиться?

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)

2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.

3. Развивает эмоциональную сферу детей:

• учит радоваться удачам других;

• радости при дарении поделок, выполненных своими руками;

4. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Новизна проекта : разработана система работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, учитывающая специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Практическая значимость: разработан и внедрен в практику работы перспективный план работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе детского сада, разработаны конспекты НОД, консультации, рекомендации, буклеты.

Ведущие цель и задачи взаимодействия детского сада с семьё й:

Цель: способствовать оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников через развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1. Способствовать установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

3. Способствовать формированию художественного вкуса;

4. Активизировать и обогащать опыт родителей и детей различными приемами и методами работы с художественными материалами;

5. Обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе

Гипотеза: При реализации инновационной формы сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.

Срок реализации проекта – долгосрочный (2020 – 2021 учебный год)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, бабушки, дедушки.

Основные формы реализации проекта :

- участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;

- совместные занятия родителей с детьми;

Первый этап — подготовительный (оформление наглядной информации, работа с детьми, родителями и педагогами).

Второй этап — организационно-практический (определение форм работы с родителями в группе, планирование этапов работы на год по взаимодействии с родителями, анализ, обработка материалов по проекту)

Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы).

- максимальное раскрытие каждого ребенка как неповторимой индивидуальности;

- продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;

- реализация образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей, родителей и педагогов.

2. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2013;

3. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. 555 идей вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2012;

4. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации/ под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2012.

Технологии взаимодействия с родителями

по художественно-эстетическому развитию

детей в старшем дошкольном возрасте

Вовлечение родителей в единое пространство художественно-эстетического развития детей в детском саду строится по двум направлениям:

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ через совместную работу по обмену опытом.

Для реализации первого направления, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, мной будут использоваться следующие формы работы:

- Наглядная пропаганда – использование таких средств наглядной пропаганды: буклеты, памятки, информация на сайте-страничке ДОУ, консультации;

- Информационно-практические формы работы с родителями: конференции, родительские собрания.

Для реализации второго направления будут практиковаться нетрадиционные формы работы с родителями, в том числе интерактивные:

- акции - комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять проблему, определить отношение к ней и свою позицию в ее решении;

- мастер-классы для родителей - это передача действующей технологии, способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающий передачу родительского опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

- фотовыставки, конкурсы, творческие мастерские.

Оценка эффективности образовательной деятельности с детьми и родителями по художественно-эстетическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

К критериям эффективности работы с родителями, согласно О. Л. Зверевой, относятся:

- проявление интереса родителей к содержанию разных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);

- возникновение дискуссий по инициативе родителей;

- привлечение опыта родителей;

- появление размышлений о правильности методов, признании своих ошибок;

- повышение активности родителей при участии в мероприятиях, анализ педагогических ситуаций.

Определение эффективности взаимодействия детского сада и семьи проводится с помощью анкетирования.

Перспективный план работы с родителями

«Копилка творческих идей –

в подготовительной к школе группе № 8

Время проведения Форма организации, тема Цель проведения

Сентябрь Анкетирование родителей

по художественно-эстетическому развитию дошкольников Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.

Декабрь Изготовление и роспись имбирных новогодних пряников Способствовать формированию глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности при знакомстве с историей происхождения пряника, изготовлении и росписи имбирного пряника.

Способствовать раскрытию секретов использования бросового материала для изготовления различных форм; действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности.

Май Пасхальные пряники Способствовать развитию интереса у детей и родителей к такому виду народного творчества и декоративно-прикладного искусства, как лепка из солёного теста; формированию практических навыков по украшению изделия из слоеного теста.

Анкета для родителей

по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Цель: Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.

Прошу ответить на предоставленные вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко, изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса нашей группы.

1. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка?

2. Какие виды детской продуктивной деятельности, больше всего интересны Вашему ребенку? Вы считаете обязательным для посещения в дошкольном возрасте : рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование. ?

3. Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?

5. Как обычно ведет себя ребенок, когда замечает что-нибудь красивое?

6. В чем проявляется стремление Вашего ребенка к красоте?

7. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например, что такое искусство, пейзаж, скульптура и т. д)

8. Просит ли Ваш ребенок купить новые краски, карандаши, пластилин, фломастеры?

9. Когда Ваш ребенок приносит работы из детского сада, кому он стремится их показать, в чем проявляется его желание или не желание, показывать свою работу?

10. Занимаетесь ли Вы какой-либо художественной деятельностью, ремеслом?

11. Привлекаете ли Вы вашего ребенка к Вашей деятельности, в какой форме? 12. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?

13. Готовы ли Вы принимать участие в каких – нибудь мероприятиях, организованных в детском саду в направлении художественно-эстетического развития детей (совместное с детьми, изготовление костюмов, рисунков в творческих конкурсах? Каких?

14. Сформулируйте пожелания к педагогам ДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей?

Справка-анализ по анкетированию родителей

В анкетировании приняли участие 20 родителей, родителям предлагалось ответить на 14 вопросов.

Выводы: В результате анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие.

66,7% родителей знают, что это такое.

13,3% родителей затрудняются ответить на данный вопрос.

Поучаствовать в мероприятиях ДОУ по художественно-эстетической деятельности, готовы 53%, остальные затрудняются ответить.

100% родителей высказали пожелание узнать больше нового и познавательного по художественно – продуктивной деятельности и обозначили интересующие их вопросы.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что, в основном, многие родители осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие.

Анкетирование помогло определиться с формами просветительской работы по данному вопросу: мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в дошкольном недостаточно разработана проблема организации деятельности детей в познании окружающего мира – исследования и экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для всестороннего развития дошкольников.

Ребёнку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. Вместо того, чтобы создать условия самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат. Ребенок вынужден получать готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое пассивное восприятие сведений об окружающем мире не даёт возможность развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.

Актуальность проекта.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Организация проектной деятельности с дошкольниками, посредством культурных практик один из видов которых, является познавательно-исследовательская деятельность детей, с помощью которой они познают окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель проекта.

Организация культурных практик старших дошкольников стимулирующих

проявление любознательности, готовности к экспериментированию, способности комбинировать знания, полученные из разных источников.

Задачи проекта:

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с

элементарными знаниями из различных областей наук;

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа;

- привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

Тип проекта: познавательно –исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (одна неделя).

Прогнозируемый результат.

Организация культурных практик старших дошкольников в экспериментальной деятельности вызовет у детей интерес к исследованию природы, окружающего мира, разовьёт мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

У детей будет развиваться наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;

В речи детей произойдет обогащение словарного запаса различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы. Совершенствуется умение детей задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;

Взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми участниками проекта будет стимулировать появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль;

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки;

- природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей;

- бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;

- технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди;

- разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная;

- красители: акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля;

- контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

- клеенчатые передники, полотенца.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие

Организация деятельности в рамках проекта.

Подготовительный этап:

- формулирование проблемы и цели проекта;

- изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта;

- составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта;

- подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности;

- подбор картинок и иллюстраций, схем;

- подбор презентаций для просмотра;

- знакомство детей и родителей с целями проекта и привлечение их к активному участию в нем.

Основной этап:

- проведение с детьми бесед о различных свойствах материалов, природных явлениях;

- проведение опытов, дидактических игр, подвижных игр;

- чтение художественной литературы, прослушивание занимательных историй;

- просмотр презентаций, мультфильмов;

- составление схем проведения опытов;

- рисование рисунков по теме проекта;

- консультация родителей по теме: «Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности детей.

Заключительный этап:

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п.свободные детской деятельности.

Ситуативная беседа:

Труд – протереть кубики, протереть листья цветов, посыпать дорожки песком

Познавательное развитие

Культурные практики

Интеграция культурных практик:

- к.п. познания мира и самопознания,

- к.п. свободные детской деятельности

Речевое развитие

Культурные практики

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п формирования поведения и отношения,

-к.п.свободные детской деятельности,

Загадки о зимних явлениях в природе: про лёд, снег, иней, мороз, град, ветер.

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п. свободные детской деятельности,

Вырезание снежинок из бумаги.

Рисование по желанию на основе наблюдений.

Физическое развитие.

Культурные практики

Интеграция культурных практик:

-к.п. здорового образа жизни,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п.свободные детской деятельности

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Культурные практики

Интеграция культурных практик:

- к.п. познания мира и самопознания,

- -к.п. формирования поведения и отношения,

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность.

Дома с детьми рассказать, где и как магниты помогают людям.

Распределение деятельности по центрам активности:

Результаты реализации проекта (итог)

В ходе проекта дети с интересом включились в исследовательскую деятельность; познакомились со свойствами разных видов предметов через опыты; научились делать выводы, решать проблемные задачи, делать обобщения.

Дети стали активнее проявлять инициативу, самостоятельность, умение сотрудничать с другими. Почувствовали потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.

Обогатилась речь детей различными терминами, совершенствовалось умение грамматически правильно задавать вопросы и строить свои ответы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь.

В ходе проекта проводилось консультирование родителей, вовлечение их в совместную экспериментальную деятельность с детьми.

Перечень литературы

(или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программ, рекомендаций, пособий, обеспечивающих реализацию проекта, Интернет-ресурсы:

1. Дыбина О.В.Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). Москва 2001г.

4. Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002.

6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3 7 лет [Текст]. М.: Мозайка-Синтез, 2008. 128 с.

Приложение к проекту:

3. Логические задачи.

Приложение 1.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Вот несколько советов для родителей по развитию посково – исследовательской активности детей:

Чего нельзя и что нужно делать?

Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

Приложение 2.

Описание опытов.

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материал: бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Если ребенок задаст такой вопрос, можно дать ему готовый ответ – сообщить, что так бабочка пытается обмануть своих врагов, спрятаться от них. А можно убедить его в этом по-другому, поиграв. Поиграет взрослый с ребенком и лишь потом спросит: как он думает, почему же бабочка похожа на цветок?

Для игры необходимы: тонкий картон, плоскость которого разделена на 2 части – одна белая, другая цветочная, как цветочный луг; бабочка на магните; магнит.

Приложение 3.

Логические задачи.

1. Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов

- Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)

- Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)

- Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).

- Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)

- Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).

- Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)

- Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки? (в почве есть воздух, т.к. там живут черви, кроты, жуки, а они дышат)

- Что будет с почвой, если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой)

- Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает все железное).

2. Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе.

(по материалам произведений детской художественной литературы).

Стекло

Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось, с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.

Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?

Бусинки

На даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?

Кораблики

Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!

Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?

В какое время года они бывают? Почему?

Белые мухи.

Читайте также: