Проект танцевальная аэробика детский сад для подготовишек

Обновлено: 06.07.2024

Аэробика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей.

Планируя свою деятельность, в детском саду организовала кружок “Аэробика”. Опираясь на программы “Детство” и “Са-Фи-Дансе” вышла на новый уровень - проектный. Разработала и успешно реализую проект “Аэробика в детском саду”, цели и задачи которого способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. Проект включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации, серию упражнений по игропластике и игроритмике. Упражнения с палками, мячами, скакалками, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц. Развивая координационные способности у детей, используя общеразвивающие упражнения с разнообразными предметами, так как они вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Все упражнения для занятий подбираю с учетом их корригирующего значения.

Использую индивидуально-дифференцированный подход при разучивании новых элементов, мотивирую детей на правильное выполнение движений, опираясь на личный пример и видеозаписи.

Собираю фонотеку с записями классической, современной и мультипликационной музыки. Это музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

Осуществляю подбор упражнений и заданий развивающего характера, наполняю занятия интересным и современным содержанием, грамотно подхожу к вопросам диагностирования физических умений и навыков детей, учитывая при этом анатомо-физиологические и психологические особенности воспитанников.

Общеразвивающие упражнения в работе со старшими дошкольниками на занятиях “Аэробикой” занимают значительное место в разделе “гимнастика”. Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития аномального ребенка с учетом его состояния здоровья и развития. Это упражнения общеразвивающие, корригирующие, простейшие, акробатические, прикладные. Выполняя их с определенной амплитудой, в заданном направлении, темпе, ритме, учу детей владеть своими движениями. Нагрузку регулирую характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма сочетаю гимнастические упражнения с дыхательными.

Основной акцент в своей педагогической деятельности делаю на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.

Работая по направлению развития координационных способностей старших дошкольников, использую системный подход к применению разнообразных форм, средств, методов физического воспитания, которые имеют единую целевую направленность.

Физические упражнения, проводимые и на учебно-игровых занятиях, и на занятиях кружка “Аэробика”, и в рамках индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, разделяю на:

а) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят упражнения, рекомендованные программой “Детство” (раздел “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”) и программой под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (раздел “Физическое воспитание”);

б) увеличивающие двигательный опыт. К ним относятся общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, обручами, лентами). Относительно простые и достаточно сложные, выполненные в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей в разные стороны они развивают интерес детей к двигательной деятельности, способствуют проявления детской самостоятельности;

в) общеразвивающие (элементы гимнастики, упражнения в беге, прыжках, метаниях, подвижные и спортивные игры с высокими требованиями к координации движений). Упражнения подбираются с уклоном на силу, быстроту, выносливость, ловкость, так как именно эти физические качества важны для детей, готовящихся к переходу в школу;

г) с преимущественной направленностью на отдельные психофизические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий, степени развиваемых мышечных усилий; улучшение сенсомоторных реакций, речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения (идеомоторных реакций).

Многие общеразвивающие упражнения провожу с предметами. Мои воспитанники очень любят выполнять их, используя гимнастические палки, стулья, мячи разных размеров, ленты. В упражнениях с предметами развиваю силу движений, равновесие (особенно ярко это проявляется при работе детей с веерами, верёвочками), быстроту реакции, глазомер, координационные способности (упражнения с мячами). Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие двигательных качеств и способностей, координацию. Активное действие с предметами в процессе упражнений содействует познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действия с предметами дают детям старшего дошкольного возраста возможность добиться отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы, например, скакалка, мяч, способствуют отчетливости этих восприятий.

Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, корректировки выполненного движения в соответствии с заданными образами. Использование палок, обручей и других пособий создает ощущение сопротивления. При этом физическое усилие становятся отчетливым, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать ощущения (резиновые, набивные мячи и др.).

Развитие координационных способностей в упражнениях с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие. Совершенствование координации движений пальцев важно для умственной деятельности ребенка. Это очень важно на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Таких упражнений с предметами может быть множество, но я подбираю их, составляя комплексы, направленные на развитие координации движений и формирование пространственных и временных ориентировок, силовых дифференцировок:

а) пространственные ориентировки – вправо, влево, вперед, назад, скрестно, одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей. Для себя отметила, что у детей дошкольного возраста лучше получается выполнять раздельные движения и одновременные;

б) временные – различаются по темпу (быстро, медленно), ритму, продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм возможно задавать счетом (раз-два; раз-пауза-два), музыкальной композицией. Старшие дошкольники с особым интересом выполняют упражнения со сменой ритма, при этом стараются передать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, и красоту движений;

Актуальность и новизна проекта. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с оздоровительной направленностью. Важную роль занимает аэробика. Она направлена на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей.

Объект исследования: оздоровительный и учебно-воспитательный процесс на основе тематики проекта.

Предмет исследования: технологии аэробики как форма здоровьесберегающей среды ДОУ.

Аэробика – это ритмическая гимнастика, которая сочетает в себе элементы классической аэробики и различных направлений танца.

Танцевальная аэробика – это комплекс упражнений, которые выполняются под музыкальное сопровождение. Это направление аэробики является не только одним из наиболее действенных, но еще и весьма интересным.

Направленность упражнений танцевальной аэробики :

• развитие творчества детей через музыкальное движение;

• увеличение объема двигательной активности детей в режиме дня;

• формирование навыков общения у детей в коллективной деятельности, командного духа, привычки к здоровому образу жизни;

• формирование у детей навыков деятельности в разновозрастной группе;

• определение места детей в группе посредством установления их амплуа, которое требует наличия специальных качеств;

• положительные эмоции от выступлений на публике.

Задачи проекта :

• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

• развитие и функциональное совершенствование органов дыхания кровообращения, сердечнососудистой, нервной систем организма,

совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости, выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.

• содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

• оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка;

• формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

• содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.

Этапы реализации проекта.

I этап (подготовительный) включает: постановку цели, изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по данному направлению, разработку содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта, организацию развивающей, познавательной и предметной среды для реализации проекта, подбор музыки для проведения занятий.

II этап (основной). На этом этапе осуществляется:

• разработка учебно–тематического плана реализации проекта по работе с детьми;

• организованная двигательная деятельность детей по реализации проекта

На III этапе (заключительный) проводится:

• Мониторинг достижения детьми планируемых результатов, формулировка выводов, планирование дальнейшей работы;

• Участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня;

• Размещение материалов проекта на образовательных сайтах

Ожидаемые результаты. В результате реализации проекта по внедрению аэробики в систему ритмики ДОУ, решится проблема поиска эффективных путей оздоровления и развития воспитанников, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.

Основными средствами занятий аэробикой являются :

- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности без предметов;

- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности с предметами (мяч, гимнастическая палка, обруч и др.)

Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.

Упражнения общей направленности включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения.

Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, танцевальную аэробику, игровой стретчинг.

Комплексы физических упражнений специальной направленности содействуют той функции или системе организма занимающихся, на которую они направлены. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и оздоровительной направленности.

В подготовительной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части занятия. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части занятия. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные оздоровительные задачи.

Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 7—10 минут от общего времени.

Основная часть занимает большую часть времени и длится 10 - 15 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой.

В работе могут быть использованы как комплексы общеразвивающих упражнений оздоровительной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединенные единым смысловым значением и решающие определенные задачи.

Структура основной части может изменяться в зависимости от:

- повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа,

- направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.)

- отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.).

Большая часть физической нагрузки приходится на основную часть занятия, поэтому очень важно грамотно ее распределять.

В заключительной части решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 5—7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации.

Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить инвентарь и оборудование, подбор музыкального материала и аппаратуру.

В композициях танцевальной аэробике можно использовать следующие базовые (основные) шаги аэробики, которые хорошо адаптируются к специфике проведения упражнений сидя на мяче:

• March — марш — шаги на месте, вперед, назад, по диагонали и пр.

• Step-touch — приставной шаг вправо, влево, вперед, назад, с поворотами.

• Knee-up — подъем согнутой ноги, колено вверх.

• Lunge — выпад вперед, в сторону.

• Kick — выброс ноги вперед разгибая, ногу вперед, выполнить мах.

• Jack (jampingjack) — прыжки ноги врозь-вместе, сидя на мяче.

• V-step—ходьба ноги врозь-вперед, ноги вместе -назад и другие.

Вывод. При правильном подходе занятия по аэробике могут дать хорошие результаты. а главное, они нравятся детям и их родителям.

Создание условий эмоционального комфорта – одна из важных задач педагога, развитие не только физических качеств ребенка, но и развитие самовыражения каждого ребенка.

Занимаясь аэробикой с детства, ребенок приобретает навык к правильному выполнению упражнений на все группы мышц, приобретает устойчивую привычку к систематическому выполнению физического упражнения, что в будущем сохранит его здоровье и приведет к здоровому образу жизни.

1. Анисимова Т. Г. ,Савинова Е. Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, Учитель 2009 г.

2. Безруких М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные проекта для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001г.

3. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий, 2004г.

4. Зимонина В. Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. Расту здоровым. М., Владос, 2004 г.

5. Каштанова Г. В. .Мамаева Е. Г., Лечебная физкультура и массаж М. ,Аркти,2007г.

6. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.

ЧП Лакоценин СС 2007г.

7. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж, учитель, 2005г.

8. Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009 №4.

10. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М. Гном и Д. ,2003г.

Детские велогонки Kids Race в Калининграде. Второй этап. Фотоотчет

Детские велогонки Kids Race в Калининграде. Второй этап. Фотоотчет Kids Race – это детские велогонки, в которых мальчики и девочки от 2 до 14 лет преодолевают установленные дистанции за наименьшее время,.

Степ-аэробика (фотоотчёт)

Степ-аэробика (фотоотчёт) Для того, чтобы повысить уровень физической подготовленности детей, укрепить здоровье и просто поднять интерес к физкультурным занятиям.

Рабочая программа для кружа по танцевальной аэробике "Звездочка" для детей старшего возраста.

ВложениеРазмер
Кружок по танцевальной аэробике в детском саду. 192 КБ

Предварительный просмотр:

по танцевальной аэробике

Каширская Ирина Васильевна

I. Пояснительная записка

Современная оздоровительная аэробика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.

Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а кружковая работа строится на сотрудничестве педагога и ребенка.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, т.к. этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Актуальность: В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. А также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к занятиям физической культуры. Одним из таких путей являются дополнительные занятия по оздоровительной аэробике.

Оздоровительная аэробика является сегодня лидером мирового спортивного движения, развивает двигательную подготовленность детей и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.

Практическая значимость программы по оздоровительной аэробике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Аэробика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей.

Дополнительные занятия по оздоровительной аэробике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Новизна заключается в том, что она включает новое направление в здоровьесберегающей технологии; оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

- формирование знаний об оздоровительной аэробике;

- совершенствование навыков базовых элементов оздоровительной аэробике;

- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной коордиационной сложностью;

- формирование навыков и умений в выполнении аэробики различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, правильной осанки и культурой движений;

- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;

- воспитание морально-волевых, эстетических качеств;

- формирование музыкально-двигательных навыков и умений.

Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре и отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовке детей дошкольного возраста.

Дети в процессе всего занятия регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.

Программа по оздоровительной аэробике основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Занятия аэробикой дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.

Реализация программы осуществляется через кружковую работу 1 раз в неделю, начиная со старшей группы.

Принципы создания программы

- учёт возрастных особенностей;

- адаптированность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

- итеграция программы в разные виды деятельности.

- учёт возрастных особенностей;

- учёт по половому различию;

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка.

Организационно-методические формы обучения и проведения занятий в кружке по оздоровительной аэробике включают приведённую ниже последовательность освоения материала:

  1. двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серий из этих движений);
  2. соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);
  3. комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);
  4. части комплекса (определённое количество комбинаций);
  5. комплекс упражнений оздоровительной аэробики.

Изучения базового движения осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.

Отличительные особенности программы по оздоровительной аэробике основаны на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Данная программа отличается от других программ тем, что занятия проходят по нескольким видам оздоровительной аэробики ( базовая аэробика, , танцевальная аэробика, стретчинг, силовая аэробика ).

Основная форма организации – кружок, занятия в физкультурном зале и на физкультурной площадке.

Подгрупповая форма обучения по 12-15 детей.

Длительность занятия 30минут.

Режим занятия –2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты: совершенствование физической подготовленности детей, здоровый и безопасный образ жизни; выразительность исполнения движений под музыку; точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических этюдах; освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений.

II. Содержание программы

Психолого – педагогические основы

Аэробика – система гимнастических, танцевальных и других ритмичных упражнений, выполняемых под музыку.

Из истории. Слово "аэробика" применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге "Аэробика", изданной в 1963 году. Термин "аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц.
Из физиологии. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин "аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире. Для нормальной работы всех систем организма необходим прежде всего оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Йоги говорят, что пока человек гибок - он молод. Действительно гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья человека.
Занятия аэробикой комплексно воздействуют на организм: они укрепляют все мышечные группы, развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, тренируют общую и силовую выносливость организма, укрепляют сердечно- сосудистую, дыхательную системы, активизируют иммунные силы организма, совершенствуют координацию движений и чувство ритма, позволяют снизить избыточный вес, улучшают настроение, дают заряд бодрости. Любая физическая активность благоприятно влияет на организм человека в целом и на отдельные его системы. При выполнении физических упражнений активизируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, усиливается обмен веществ. Во время мышечной деятельности усиливаются импульсы из рецепторов, участвующих в движении (зрительного, слухового и тактильного), одновременно с этим возбуждается двигательная зона коры головного мозга. Под влиянием мышечной активности повышается деятельность желез внутренней секреции, прежде всего надпочечников. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают артериальное давление, одновременно расширяя артерии головного мозга. Гормоны коркового слоя надпочечников повышают сопротивляемость организма и оказывают противовоспалительное действие. Во время мышечной работы улучшаются обменные процессы в тканях и процессы регенерации клеток. Мышечное сокращение служит в качестве своеобразного насоса, выжимающего кровь из вен по направлению к сердцу. Увеличению притока венозной крови к сердцу, кроме того, способствуют усиленные дыхательные движения, возникающие при мышечной деятельности. Другой экстракардиальный фактор воздействия физических упражнений на периферическое кровообращение может быть кратко охарактеризован как мобилизация резервных возможностей сосудистой системы - перераспределения крови в виде уменьшения ее депонированной и увеличения циркулирующей массы, расширения капиллярного русла за счет открытия ранее не функционировавших капилляров, ускорение артериального кровотока. Физические упражнения способствуют повышению притока крови к венечным артериям. В миокарде, как и в скелетной мускулатуре, возрастает число функционирующих капилляров, активизируются обменные процессы, увеличиваются поглощение и утилизация кислорода, с чем и связано повышение сократительной функции миокарда. Довольно трудно определить энергетическую стоимость аэробики из-за того, что интенсивность движений самая разная. В общем виде занятие аэробикой состоит из следующих основных фаз :

Если строго придерживаться всех четырех фаз в занятиях аэробикой, то никаких серьезных травм не может случиться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы:

Программа направлена на физическое развитие ребёнка и помогает сохранить и укрепить здоровье, оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, совершенствовать деятельность физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, кровообращения, воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении, развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной является степ-аэробика.

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.

Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также логоритмические упражнения. Оптимальное сочетание, которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.

Цели и задачи программы:

Цель: развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством степ-аэробики.

Формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.

Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.).

Укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему.

Воспитывать морально-волевые качества: уверенность, выдержку, сосредоточенность, внимание.

Улучшать музыкальную и двигательную память детей.

Расширять двигательный опыт детей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

Показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см. Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей. Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при

неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой

Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 — 95 ударов в минуту.

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем — 1100—1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25.

Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.

Прежде чем приступить к работе с детьми необходимо познакомится с простыми, но важными правилами:

1. Выполнять шаги в центр степ - платформы;

2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

3. Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать от степ - платформы больше, чем на длину ступни;

4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

5. Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;

6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения – по 32 часа каждый год.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей от 6 -7 лет.

Режим занятий:

Проводится во второй половине дня

Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.

Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно с медицинской сестрой.

Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.

Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание детьми новых движений, основанных на использовании их двигательного опыта.

Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается детьми при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

1.2 Целевые ориентиры

Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты.

- укрепилось здоровье детей;

- у них сформировалось устойчивое равновесие, улучшилась координация движений;

- повысились физические качества;

- сформировался устойчивый интерес к занятиям степ-аэробикой.

Планируемый результат:

1) Ребенок должен знать:

- что такое степ-аэробика

- правила безопасного поведения при выполнении упражнений с использованием спортивных снарядов, при выполнении гимнастических упражнений, при взаимодействии с другими детьми

- большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений

- упражнения, способствующие поддержанию правильной осанки и расслаблению позвоночника

2. Должен уметь:

- изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения

- точно и правильно выполнять упражнения, состоящие из разнонарпавленных движений для рук и ног, сложные циклические виды движений

- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций

- выразительно исполнять движения под музыку

- находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки

- выполнять танцевальные шаги и базовые шаги степ-аэробики

- согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении упражнений в парах, в подгруппах

- передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми

II. Содержательный раздел программы

2.1 Содержание занятия

Комплексы упражнений рассчитаны на детей 6 – 7 лет. Один комплекс степ-аэробики выполняется детьми в течение 2 недель, некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.

Занятия проводятся в спортивном зале.

По структуре занятия с использованием степ-платформ схожи с классическим занятием:

1-я часть, разминка: входят различные виды ходьбы и бега, танцевальная ритмика;

2-я часть, основная: базовые шаги степ-аэробики в сочетании с упражнениями плечевого пояса и на другие группы мышц, силовые и гимнастические упражнения с использованием степа, подвижные игры на степах;

Читайте также: