Правописание дефиса 8 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Учитель русского языка

г. Рубцовск, 2015г.

- развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического

мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;

- обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;

- развитие умения работать в группе, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.

  1. Пояснение и запись темы, связь с предыдущим уроком, постановка задач урока (2 минуты).
  2. Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в 5-10 классах). Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 3 минуты. 1 ученик выполняет задание на доске. Таблица приготовлена на доске.

(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.

После выполнения задания каждый ученик получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки:

Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (5 минут).

3. Работая в группах , на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 0,5 балла (2 + 3 =5 минут).

Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:

  • Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?
  • Как определить написание сложного прилагательного?
  • Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?
  • Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?
  • Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.

- Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Байкал, вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.

За каждый правильный ответ прибавляйте к своей предыдущей оценке 0,5 балла.

С иноязычными элементами анти, авиа, био, гео, микро, мото, стерео,теле, фото и т. п.( мотокросс, фотосинтез; искл. контр-адмирал).

С соединительной гласное О или Е (землемер, ледокол).

Без соединительной гласной с глагольной первой частью на И (вертихвостка, сорвиголова).

Первая часть – в начальной форме (семядоля, времяисчисление, времяпрепровождение).

С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с соглас-ной, с первой частью ПОЛУ- (полчаса, полвека, полукеды).

Первая часть – числительное в родительном падеже (пятитомник).

Первая часть – приложение (старик крестьянин, волшебница зима).

Приложение – имя собственное (река Москва, улица Арбат).

Существительные с предлогом (с веток).

Состоящие из двух слов без соединительной гласной (диван-кровать).

С иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, штаб-, штабс-, унтер-, экс- (экс-чемпион).

Названия единиц измерения (киловатт-час).

Названия промежуточных сторон света (юго-восток).

Составные фамилии и географические названия (Нью-Йорк, Мамин-Сибиряк).

С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с гласной, с Л, с заглавной буквы (пол-окна, пол-лимона, пол-Москвы).

Образованные от сложных существительных (лесостепной).

Первая часть – числительное в родительном падеже (четырехэтажный).

Образованные из подчинительных словосочетаний (западноевропейский от Западная Европа).

Сочетания наречия и прилагательного (прямо противоположный)

Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-западный).

Образованные из сочинительных словосочетаний, т.е. тех, в которых слова равноправны (шахматно-шашечный от шахматы И шашки).

Обозначающие сложный цвет (ярко-синий).

Обозначающие качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий).

Оканчивающиеся на –УЮ с приставками В, НА, ЗА(вплотную, зачастую).

Образованные из предлога и местои-мения (вовсю), из предлога и наречия (доныне), из предлога В и существительного ПОЛ (вполсилы, искл. в пол-лица), сочетания предлогов с краткими прилагательными (наглухо), из предлога с существительным со значением простран-ства и времени (вниз, вглубь).

Образованные из предлога В и существительного, начинающегося на гласную (в обнимку), из сочетания предлога ПО и собирательного числительного (по двое).

Образованные из существительных на –АХ (на рысях, в сердцах).

Сочетание наречия и краткого прилагательного (широко известно).

Наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ, -И (по-доброму, по-дружески).

Наречия с приставкой В- (ВО-) и суффиксом –ЫХ (-ИХ) (во-первых, в-пятых).

Наречия, образованные путем повтора (чуть-чуть).

Синонимические пары (шито-крыто, подобру-поздорову).

В неопределенных и отрицательных местоимениях с приставками НЕ, НИ (некто, ничто).

Местоимения спредлогом (предо мной, сомной)

Неопределенные и отри-цательные местоимения с приставками, если между приставками НЕ, НИ или частицей КОЕ и место-имением есть предлог (кое у кого, не с кем).

Неопределенные местоимения, образованные с помощью частиц КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ ( кое-как, кто-нибудь).

Ряд производных предлогов (вследствие (=из-за), наподобие, наперекор, ввиду (=из-за), вместо, насчет (=О), несмотря на, невзирая на (со значением уступки).

ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД.

Ряд производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение (со значением времени), по причине, в целях, в отличие).

5. Закрепление знаний. Объяснительный диктант.

Под диктовку учеником на доске записываются словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы:

Еле-еле (наречие, повтор корня) справился , в продолжение (производный предлог) недели , выскочил из-за (предлог) угла , явился нежданно-негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс , золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал , плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).

За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.

Используя некоторые из этих словосочетаний, составьте и запишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным,

В продолжение недели известный ученый читал научно-популярный журнал, который был посвящен историко-литературному процессу в России, и еле-еле справился с одной из статей, написанной явно безграмотным человеком.

За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.

Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих.

В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Одинцова, с ее грациозно0величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.

Достоевский описывает комнату Сони, подчеркивая мерзость запустения: комод стоит как бы на грани небытия вблизи от ужасного острого угла, убегающего куда-то вглубь. Одним из самых сложных, неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра Первого.

Ни кто понастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от окружающих.

В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.

Достоевский описывает комнату Сони потчеркивая мерзость запустения комод стоит как-бы на грани не бытия в близи от ужасного острого угла убегающим кудато вглубь. Одним из самых сложных не однозначных образов в произведениях Пушкина посвещенные историко психологической теме, является образ Петра первого.

7. Подведение итогов урока. Беседа.

Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставите себе оценку. Шкала оценивания своей работы:

Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.

Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок (3 минуты).

8. Домашнее задание: подберите и запишите по 5 слов на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения. Графически обоснуйте выбор написания

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Цель урока : Продолжить формирование языковой компетенции

актуализировать знания учащихся о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов, принадлежащих к различным частям речи;

закрепить умение применять данные правила на письме;

Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся

Воспитывать интерес к русскому языку

Тип урока: повторительно-обобщающий

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Приветствие. Орг. момент.

Подготовка к восприятию материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в 5-8 классах).

Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 5 минут .

(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.

Учитель: Какие прилагательные, существительные называются сложными? (Прилагательные и существительные, имеющие два корня, называются сложными.)

Учитель: Как пишутся сложные прилагательные и существительные? (Слитно и через дефис.)

Учитель: Когда сложные прилагательные пишутся слитно? Приведите примеры.

Ученик: Прилагательные, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно. Слитно также пишутся прилагательные, первая часть которых- имя числительное и которые образовались от сложных существительных.

Например: железная дорога (железнодорожный), пять лет (пятилетний), синие глаза (синеглазый), водопроводный (водопровод)

Учитель: Какие прилагательные пишутся через дефис? Приведите примеры.

Ученик: Прилагательные, которые могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом И, обозначающие оттенок цвета, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис и прилагательные, являющиеся собственными наименованиями, а также начинающимися со слов восточно-, западно-, северно-, южно-, пишутся через дефис.

Например: немецкий и русский (немецко-русский), фабричный и заводской (фабрично-заводской), северо-запад (северо-западный), бело-розовый, тёмно-серый, Южно- Китайское, Петропавловск- Камчатский )

Учитель: А какие сложные существительные пишутся слитно? Приведите примеры.

Ученик: Все сложные существительные с соединительными гласными О и Е или без них, а также существительные с первой частью пол- перед согласными, частью полу- всегда пишутся слитно.

Например: Солнцепёк, баснописец, детсад, полдома, полтетради, полчаса, полувековой.

Учитель : Какие существительные пишутся через дефис?

Ученик: Сложные существительные, которые обозначают название промежуточных стран света, одно понятие, образованное из двух самостоятельных слов, а также существительные, имеющие в первой части пол- перед гласными, прописными и Л, пишутся через дефис.

Например: юго-восток, плащ-палатка, кафе-мороженое, пол-луковицы, пол-арбуза, пол-яблока, пол-озера, пол-улицы, пол- Корочи, пол-России.

Учитель: Приведите примеры местоимений, пишущихся через дефис. К какому разряду они относятся? (неопределённые).

Кто-либо, какой-нибудь, кем-то, кое - что.

Учитель: Как ещё могут писаться такие местоимения?

Ученик: Они могут писаться в три слова, если между местоимением и частями –то, -либо, - нибудь и –кое стоит предлог.

Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:

 Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?

 Как определить написание сложного прилагательного?

 Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?

 Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?

 Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.

Объяснительный диктант . Под диктовку учениками записываются словосочетания с кратким устным пояснением написания слов:

Через дефис

Имя существи-тельное

- С иноязычными элементами анти, авиа, био, гео, микро, мотто, стерео, теле, фото и т.п. ( мотокросс, фотосинтез; искл. контр-адмирал).

- с соединительной гласной О или Е (землемер, ледокол).

- без соединительной гласной с глагольной первой частью на И (вертихвостка, сорвиголова);

- Первая часть – в начальной форме (семядоля, времяисчисление, времяпрепровождение).

- С первой частью Пол - (половина), если второй корень начинается с согласной, с первой частью Полу - (полчаса, полвека, полукеды).

- Первая часть – числительное в родительном падеже (пятитомник).

- Первая часть – приложение ( старик крестьянин, волшебница зима).

- Приложение – имя собственное (река Москва, улица Арбат)

- Существи-тельное с предлогом (с веток)

- Состояние из двух слов без соединительной гласной (диван-кровать)

- С иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, штаб-штабс-, унтер-, экс- (экс-чемпион)

- Названия единиц измерения (киловатт-час)

- Название промежуточных сторон света (юго-восток)

- Составные фамилии и географические названия (Нью-Йорк, Мамин-Сибиряк)

- С первой частью Пол- (половина) , если второй корень начинается с гласной, с Л, с заглавной буквы (пол-окна, пол-лимона, пол-Москвы)

прилага-тельное

- Образованные от сложных существительных ( лесостепной)

- Первая часть – числительное в родительном падеже (четырехэтажный )

- Образованные из подчислительных словосочетаний ( западноевропейский от Западная Европа)

- Сочетания наречия и прилагательного (прямо противоположный)

- Образование от сложных сущест-вительных, которые пишутся через дефис (северо-западный )

- Образование из сочинительных словосочетаний, т.е. тех, в которых слова равноправ-ны ( шахматно-шашечный от шахматы и шашки)

- обозначающие сложный цвет ( ярко-синий)

- обозначающие качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий)

Через дефис

- оканчивающие на – УЮ с приставками В,НА, ЗА ( вплотную, зачастую )

- образованные из предлога и местоимения (вовсю), из предлога и наречия (доныне) , из предлога В и существительного ПОЛ ( вполсилы, искл. в пол-лица ), сочетания предлогов с кратким прилагательным ( наглухо ), из предлога с существительным со значением пространства и времени ( вниз, вглубь )

- Образованные из предлога В и существитель ного, начинающегося на гласную ( в обнимку ), из сочетания предлога По и собирательного числительного ( по двое ),

- образованные из существительных на АХ ( на рысях, в сердцах)

- сочетание наречия и кратко прилагательного ( широко известно )

- Наречия с приставкой ПО - и суффиксами – ОМУ, -ЕМУ, -И ( по-доброму, по-дружески )

- Наречия с приставкой В- (ВО-) и суффиксами – ЫХ (-ИХ) ( во-первых, в-пятых )

- Наречия, образованные путем повтора ( чуть-чуть )

- Синонимические пары ( шито-крыто, подобру-поздорову )

Местоимение

В неопределенных и отрицательных местоимениях с приставками НЕ, НИ ( некто, ничто )

- Местоимения с предлогом ( предо мной, со мной )

-Неопределенные и отрицательные местоимения с приставками, если между приставками НЕ, НИ или частичкой КОЕ и местоиме-нием есть предлог ( кое у кого, не с кем )

Неопределенные местоимения, образованные с помощью частиц КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ ( кое-что, кто-нибудь )

Ряд производных предлогов ( вследствие (+из-за), наподобие, наперекор, ввиду (=из-за), вместо, насчет (=О), несмотря на, невзирая на (со значением уступки )

ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД

Ряд производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение (со значением времени), по причине, в целях, в отличие)

Задание. Сначала отгадайте слова, затем к каждому из них подберите однокоренные наречия с дефисным написанием.

hello_html_64af459.jpg

2.Европа( по-европейски), работа (по- рабочему), спартанец ( по-спартански), утка (по-утиному).

Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих.

В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Одинцова, с ее грациозно-величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.

Достоевский описывает комнату Сони, подчеркивая мерзость запустения: комод стоит как бы на грани небытия вблизи от ужасного острого угла, убегающего куда-то вглубь. Одним из самых сложных, неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра Первого.

Никто понастоящему не верит в это, но все единогласно решали что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписывается в их круг в их размеренную жизнь В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от окружающих.

В комедии Грибоедова вотличие от внесценических второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.

Достоевский описывает комнату Сони потчеркивая мерзость запустения комод стоит как-бы на грани не бытия в близи от ужасного острого угла, убегающего кудато вглубь. Одним из самых сложных не однозначных образов в произведениях Пушкина посвященные историко психологической теме является образ Петра первого.

Итоги урока.

Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.

Домашнее задание

Дополнительный дидактический материал.

Задание1 . Напишите мини-сочинение (8 –10 предложений) определённого стиля и жанра, используя данные в скобках слова:

1 группа – миниатюру официально-делового стиля: распоряжение, объяснительную записку и пр. (ввиду, вследствие, в связи с, вовремя, сверх, несмотря на, невзирая на, насчёт, из-за, поэтому, впоследствии)

2 группа – фрагмент очерка или заметку на тему школьной жизни (в начале года, в течение, общественно-культурный, во всеуслышание, бок о бок, вместо, тоже, затем, навсегда)

3 группа – аннотацию к статье или книге (высокохудожественное, научно-популярный, во-первых, вплотную, причём, малоизвестный, также, в меру, по-новому и пр.).

Задание 2. Закрепление, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

1. В каком ряду написание всех слов зависит от контекста?

1) (на)встречу, (не)смотря, землетр(е,я)сение

2) (не)удача, (в)место, жаре(н,нн)ый

3) (ни)разу, то(же), прочита(н,нн)ый

4) (во)всю, (в)пустую, оди(н,нн)адцатилетний

2. В каком ряду сложные прилагательные пишутся через дефис?

1) (бледно)розовый, (северо)восточный

2) (водо)проводный, (ярко)красный

3) (быстро)растворимый, (русско)французский,

4) (приставочно)суффиксальный, (двух)этажный

3. В каком предложении ТО(ЖЕ) пишется слитно?

1) И завтра будет то(же), что вчера.

2) То(же) слово, да не так бы молвить.

3) Мы то(же) идём на премьеру спектакля.

4) Рассказ длинный и в то(же) время интересный.

4. В каком предложении ЧТО (БЫ) пишется слитно?

1) Что(бы) такое почитать – интересное, захватывающее?

2) Что(бы) поэт ни читал, его с волнением слушали.

3) Он никогда не писал такого, что(бы) могло быть скучным.

4) Нужно много читать, что(бы) быть образованным человеком

5. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

1) Что сделал бы в жизни Пришвин, если бы не стал писать?

2) Он вряд-ли открыл бы миллионам людей русскую природу.

3) Природа, несомненно, требует пристального глаза.

4) Секрет колдовства Пришвина – как раз в этой его зоркости.

6.В каком ряду все слова пишутся через дефис

а) мало(помалу), (по)весеннему тепло, чей(то);

б) (без)толку, строго(настрого), из(за);

в) где(либо), (пол)лимона, (с)разбегу;

г) (пол)круга, жар(птица), юго(западный).

7. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) жить (по)человечески, кто(нибудь), (по)особому распоряжению;

б) (по)секрету, черно(белый), (по)братски;

в) (в)третьих, сделать (по)другому, пол(тетради);

г) (ни)когда, идти (на)удачу, быть (на)чеку, разделить (по)ровну;

8. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) (пол) Новосибирска, школа(интернат), (по)немногу;

б) (не)много, нежданно(негаданно), (на)лету, (кому)то;

в) (на)глазок, (по’)трое, (под)силу, (без)устали;

г) (в)ручную, (в)прок, (кое)где, (на)миг.

9. Какое слово пишется слитно?

10.Какое слово пишется через дефис?

11.В каком варианте ответа написание слова слитное?

1) жаловаться (на)зло и несправедливость

2) взглянуть (на)верх

3) отдать сапоги (в)растяжку

4) (в)дали голубой

12.В каком варианте ответа написание слова раздельное?

1) виднелся (в)дали

2) доски распилили (на)двое

3) надеть (на)голову

4) (в)разрез с чужим мнением

13.В каком варианте ответа слово пишется через дефис?

1) выходили (по)двое

2) петь (по)птичьи

4) есть (до)отвала

14.Какое слово пишется раздельно?

1) (двадцати) (пяти)тысячный

15.Какое слово пишется раздельно?

16.В каком варианте ответа написание слова слитное?

1) он не пришел (от)того, что заболел

2) вслед за(тем) раздался выстрел

3) что (бы) такого придумать, чтобы развлечь больного

4) все утверждали то(же), что и я

17.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (юго)восток, (лево)бережный, (все)таки -

2) (светло)синий, (по)медвежьи, (пол)очка

3) (авиа)связь, как(либо), (русско)французский

4) (полу)остров, (во)первых, (высоко)качественный

18.В какой строке все слова пишутся слитно?

1) (экс)чемпион, (горно)спасательный, (по)легоньку

2) (радио)постановка, (средне)суточный, (пол)года

3) (плащ)палатка, (полу)легальный, (с)верху

4) (аэро)сани, (официально)деловой, (по)мимо

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.

1)Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее.

2)В двадцатилетнем возрасте на первую получку я поехал посмотреть на красавицу Москву. 3)Не помню, как прибывал поезд в столицу. 4)Помню, однако, как ранним весенним утром пошёл я на Красную площадь… 5)Невозможно представить себе эту площадь без храма Василия Блаженного.

6)Не могу не рассказать об удивительном факте, поразившем меня в то первое пребывание моё в столице.7) Я бы сам не поверил, если бы не услышал это от человека, всеми глубоко уважаемого.8) Им оказался не кто иной, как Пётр Дмитриевич Барановский – лучший реставратор памятников нашей старины.9)Перед войной его вызвали в одну высокую инстанцию и поручили сделать обмеры в связи со сносом собора.10) Реставратор в тот момент не мог ни говорить, ни осмыслить происходящее…11)В конце концов чья-то неизвестная ему мудрость остановила неисправимое действие: собор не сломали. (По В. Пескову)

В1. Из предложений 1 - 5 выпишите сложное (-ые) прилагательное (-ые).

В2. Из предложений 6 - 7 выпишите пример раздельного написания причастия с наречием.

В3. Из предложений 8 - 9 выпишите производный предлог, в состав которого входят непроизводный предлог и имя существительное.

В4. Из предложений 10 -11 выпишите пример написания через дефис местоименного слова.

В1 – двадцатилетнем; В2 – глубоко уважаемого; В3 - в связи ; В4 - чья-то;.

Данный конспект урока поможет доступно и понятно объяснить ученикам такую трудную тему как "Приложение".

ВложениеРазмер
Конспект урока по теме "Приложение" 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

( по учебнику для 8 кл .татар. сред. общеобразоват. шк ./ Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова,

Г.К.Хамзина, Н.А.Андромонова; Под ред. Л.З.Шакировой. – Казань: Магариф, 2007)

Цели: расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении;

развивать навыки монологической речи, навыки правописания приложений с определяемым словом, активизировать самостоятельную работу учеников;

воспитать любовь к русскому языку.

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа по карточкам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

II. Актуализация знаний

- какие члены предложения называются главными?

- какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- расскажите о дополнении.

- что вы знаете об определениях?

2) лингвистическая разминка

Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)

Откройте учебники (стр.97). В тетрадях запишите сегодняшнюю дату, тему.

Особым видом определения является приложение, выраженное существительным.

Например, Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. У нас есть утёс основное существительное, и мы прикладываем к нему дополнительную информацию – великан. Как бы несогласованное у нас в данном случае определение, но оно согласуется с данным словом в падеже. Какого утёса? Великана.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?

Во время паводка река Амур широко разлилась.

Особый вид приложений – это несогласованные приложения. Ими являются имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова – главные, а приложения при них – имена собственные.

Врач Иванова начала приём с раннего утра.

( Врач приложение, потому что говориться о профессии.)

Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники.

Программист Жданова получила срочное задание.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них – имена нарицательные.

Работа с таблицей

Пишется с дефисом

Пишется без дефиса

1. Нарицательные существительные +

+ нарицательные существительные: утёс-великан

2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река

Нарицательное существительное + собственные существительные:

IV. Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение 180 (устно).

Прочитайте предложения и укажите предложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)

Волга-матушка, Ока-кормилица, Цна-голубка – качество предмета;

строитель-бетонщик, солдат-сапёр – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Кабан – географическое название;

река Конго - географическое название.

3. Работа по карточкам.

Запишите предложения, подчеркните приложение.

Как мы подчёркиваем приложения?

(двумя волнистыми чертами)

4. Словарный диктант с комментированием

Запишите словосочетания. Объясните употребление или отсутствие дефиса.

V. Подведение итогов урока

- Что такое приложение?

- Какие признаки оно может обозначать? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п.)

- Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)

- Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Стр. 99, упр.182, стр. 101, контрольные вопросы, выучить правило

1. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 336с.

3. Сборник диктантов: 5-9 классы/ сост. В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2012. – 320с.

1. Формирование умения употреблять дефис в словах разных частей речи.

2. Закрепление навыка грамотного письма.

Оборудование, наглядность: карточки со словами для орфоэпического контроля.

Оформление записей на доске и в тетради.

I. Орфоэпический контроль.

II. Морфемная разминка.

Чтобы правильно писать слова с дефисом, надо уметь разбирать слово по составу и определять часть речи

Задание: укажите правильный разбор по составу:


Правильный вариант: 2, 3. Исправьте ошибки в разборе остальных слов:


III. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 25. Чтение с комментированием.

2. Одновременно на доске синтаксический разбор предложения.

IV. Закрепление изученного.

1. Упр. 27 выполнять карандашом.

2. Орфографический анализ. Запись словосочетаний на доске и в тетради, графическое обозначение: где-то высоко над не оттаявшей ещё землей; неопределённая опасность; чувствовал по-особенному; в течение часа доносился неразборчивый шёпот; тёмно-русая коса; кто-то говорит по-немецки; совершенно не задумываясь, неосторожно наступит; русско-французский словарь; подкрался по-кошачьи; показались вдали, как будто обдумывал втайне, ; побежать вдогонку; трудиться бок о бок.


3. Анализ омонимичных конструкций: измените словосочетание чувствовал по-особенному так, чтобы слово по- особенному писалось по-другому плану

Учитель: Какое словосочетание включает в себя слово, имеющее омоним - прилагательное с предлогом?

Впервые увидел: придумайте такое словосочетание, чтобы наречие стало прилагательным, писалось по-другому, раздельно: в первые дни.

В чём особенность конструкции в течение часа? (Это не словосочетание. а существительное с производным предлогом. Другое написание возможно, если существительное течение употреблено с предлогом в предложном падеже, например, в течении реки.)

4. Дать домашнее задание ЗСП-1 по аналогии с выполненным заданием, упр. 30 письменно.

V. Контроль усвоения.

Упр. 28 - выписать словосочетания, где в словах пропущены буквы или стоят скобки, обозначить морфемы.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, опорные схемы; таблицы.

ХОД УРОКА.

Связный рассказ об употреблении дефиса в различных частях речи. Привести собственные примеры на каждый случай употребления тире.

3. Актуализация опорных знаний по орфографии.

ЗСП-1. определить, на какие правила орфографии приведены примеры в задании; записать слова, раскрыть скобки и обосновать свой выбор графически.

4.Обобщение, систематизация и комплексное применение знаний. Работа по теме урока.

* УПР № 27. Объяснить употребление дефиса.

* Инд. Задание 1: На доске выполнить морфемный разбор трех глаголов прошедшего времени и двух деепричастий.

  • Инд. задание 2: Объяснить написание слов с орфограммой в корне. Записать их на доске.
  • УПР, № 28. Комментированное письмо.
  • Запишите под диктовку, объясните написание сложных существительных.

Велокросс, юго-запад, в штаб-квартире, норд-ост, автопробег, завод-автомат, унтер-офицер, экс-чемпион, стереокино, жар-птица, расположен на северо-востоке, учится в школе-интернате, отдалённый микрорайон, сорвал стоп-кран, неумелый радиолюбитель, открывшееся кафе-кондитерское, перестройка метеослужбы, отложенная аэрофотосъёмка, плетёное кресло-качалка, говорить по-французски, пригласить по-дружески, быть по-прежнему, во-первых, в-четвертых, где-нибудь, мало-помалу, долго-долго.

  1. Домашнее задание. Подобрать сои примеры на это правило.

ЗСП-1. Подготовиться к написанию своих примеров по памяти.

Читайте также: