Проект социальное партнерство в школе

Обновлено: 30.06.2024

Проект предлагает модель взаимодействия школы с социальным окружением с целью объединения ресурсов и усилий социума в воспитании и образовании детей в условиях закрытого микрорайона.

Оценить 1290 0

«Социальное партнерство

составитель

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года провозгласила необходимым условием для формирования инновационной экономики необходимость модернизации системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. При этом важнейшим направлением модернизации российского образования является преодоление замкнутости данной отрасли, переход образовательных учреждений в социально открытые образовательные системы, деятельность которых направлена на решение актуальных экономических, социальных и культурных проблем.

Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров.

Современное образовательное учреждение находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться.

Чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из "закрытой", достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать "открытой системой".

Главной целью взаимодействия школы с окружающим социумом является объединение ресурсов и усилий социума в воспитании и образовании детей в условиях закрытого микрорайона, что включает в себя:

работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

с семьями учащихся.

Для того чтобы организовать социальное партнерство, администрации школы необходимо:

разработать целеполагание на взаимодействие с социальными партнерами не только администрации школы, но и всего педагогического коллектива;

овладеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;

спроектировать возможные результаты партнерства для развития школы и повышения качества ее образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления школьника) и пути их получения в имеющихся условиях социума.

Цель проекта: выявить и использовать возможности социума микрорайона и города для стратегического развития школы и повышения качества образования.

Выявить круг социальных партнеров для школы и установить с ними сетевое взаимодействие .

Совместными усилиями школы и социальных партнеров создать разновозрастные досуговые центры, клубы, студии, сообщества с целью развития коммуникативных способностей, готовности к сотрудничеству и самореализации субъектов воспитательного образовательного процесса.

Стимулировать развитие активной гражданской позиции субъектов образовательного процесса, сопричастности к судьбе микрорайона, малой родины через совместные общие дела и акции.

Механизмы взаимодействия:

- коллективные творческие дела;

-проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);

-социально значимые акции.

Сроки и этапы реализации проекта.

Январь 2014 – декабрь 2015

Первый этап – подготовительный

Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа:

сформировать группы педагогов, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта

проанализировать объекты социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

установить контакты с организациями и учреждениями микрорайона, города;

определить направления взаимодействия, разработать программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

Второй этап – практический.

Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.

Задачи данного этапа:

разработать и апробировать технологии взаимодействия школы с сообществом микрорайона в целях организации сотрудничества.

скорректировать программу развития школы в соответствии с целями и задачами проекта

И последний – заключительный этап.

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

проведение анализа проделанной работы;

определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Социальный партнер

Мероприятия

ответственный

Подготовительный этап

Изучение литературы по управлению учреждением, повышению его эффективности, конкурентоспособности.

Директор школы, творческая группа

Совершенствование нормативно-правовой базы по работе с социальными партнёрами.

Практический этап

январь 2014 - май 2015

Создание преемственности в организации образовательной системы школы и садика

Заключение договора с МБДОУ №22

Определение направлений деятельности,

составление плана совместной деятельности;

Завуч школы, методист д\с

Проведение совместных педагогических советов и мастер-классов, круглых столов;

Педагоги школы, воспитатели ДОУ

Взаимопосещения занятий, праздников, концертов;

Педагоги школы, воспитатели ДОУ

Совместное проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий

Педагоги школы, воспитатели ДОУ

Филиал городской библиотеки.

формирование целостной социокультурной системы взаимодействия школы с учреждениями культуры

Проведение переговоров и заключение договора о сотрудничестве в сфере образования

Определение направлений работы. Составление программы сотрудничества

Методический совет, библиотекарь

Педагоги школы, библиотекарь

Организация и проведение совместных мероприятий, занятий, выставок рисунков, рукописной книги

Педагоги школы, библиотекарь

Объединить усилия школы с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса

Проведение переговоров и заключение договора о сотрудничестве в сфере образования

Определение направлений работы. Составление программы сотрудничества

Заместитель директора, педагоги ДДТ

Организация работы кружковой деятельности в вечернее время и выходные дни

Педагоги школы, воспитатели

Проведение совместных культурно-массовых и спортивных мероприятий

Педагоги школы, воспитатели

Открытие на базе клуба центров, объединений по интересам

Родительская общественность

Использование разнообразных форм работы с родителями, внедрение нетрадиционных форм.

Установление эффективных отношений с социальными партнёрами, с жителями микрорайона.

создание Совета Школы, организация его работы.

Директор школы, представители социальных партнеров, педагогические работники

Оформление наглядной информации о деятельности и событиях школы через сайт школы, оформление информационного стенда в фойе школы.

В течение всего периода

Проведение Дня открытых дверей для родителей

Внедрение активных форм дошкольного образования:

достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам,

привлечение дополнительных инвестиций в финансовую базу школы.

Налаживание партнерских отношений

Проведение совместных общественно-полезных акций:

Укрепление материально-технической базы школы

Заключительный этап

июнь –декабрь 2015

Проведение анализа проведенной работы

Педагогический коллектив, представители соц.партнеров

Определение дальнейших перспектив

Педагогический коллектив, представители соц.партнеров

Внесение изменений в программу развития школы

Предполагаемый результат:

Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого ученика.

Создание социокультурного комплекса в микрорайоне на основе объединения образовательных ресурсов создаст благоприятные возможности для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, её самоопределения в новых социально-экономических условиях.

Жизнеспособность проекта.

Школа в маленьком поселке под Оренбургом чувствует себя практически центром мира, благодаря взаимодействию с партнерами и участию в сотне проектов. Директор Наталья Подшивалова дает пошаговую инструкцию, как стать местной заводилой и помочь ученикам почувствовать свою ценность для сообщества.

Школа имеет большую историю. В 1907 году мы возникли как железнодорожное училище, в котором были начальные классы для детей железнодорожников. Наша организация всегда отличалась тем, что была передовая и свободная. И с этой долей свободы мы из железнодорожного ведомства в 2001 году пришли в муниципальную образовательную систему.

В том, что ты идёшь первым, есть плюсы и минусы. Если не получится, ты можешь сказать, что был первым и пока ещё ничего не знал и не умел. А с другой стороны, ты обладаешь определённой долей свободы, большей чем другие. Потому что до тебя ещё никто не шёл этим путём, и не знает как верно.

В то время мы ещё не очень хорошо понимали, что это такое. Нам сначала понравилось само название, а потом мы узнали, что это модель, которая популярна в мировом школьном сообществе.

Что такое социальное партнёрство на примере нашей школы?

Мы всегда говорили, что у нас, как у открытой школы, есть ближний и дальний круг взаимодействия. К ближнему кругу мы относили всех образовательных и социальных партнёров, которые находятся у нас в поселке и районе. А дальний начинается с города Оренбурга и дальше.

Мы разделили всех наших партнёров на две группы:

1. Образовательные. Организации, с которыми мы совместно занимаемся образовательной деятельностью. Сюда относятся вузы, колледжи, школы и организации допобразования.

Большинство людей это ценят, когда ты делаешь первый шаг.

Пример проекта. Видеоролик в обмен на велостоянку

  • Помочь в уборке территории,
  • сделать видеоролик,
  • провести концерт или новогодний утренник для детей работников завода.

В результате из нашего меню партнеры выбрали презентационный видеоролик для экономического форума. В ответ они спросили, что нужно нам в обмен. У нас была давняя мечта — оборудовать в школе велостоянку. В результате девятиклассник с папой, который работает на этом заводе инженером, разработали макет, а специалисты завода её сварили.

Наша школа имеет большой опыт развития добровольчества, разработки и реализации социальных проектов, успешного участия в грантовых конкурсах. И во всех этих направлениях очень важно партнерство. Во многих организациях развивается корпоративное волонтерство: когда сотрудники бесплатно работают в интересах благополучателей — местных жителей, своей и других организаций. Мы выстраиваем партнерские отношения и с ними. Часто они предлагают реализовать свои проекты у нас в школе или в партнерстве с нами.

В составе исполнители в возрасте от 55 до 80 лет. Они активно участвуют в районных и областных мероприятиях, ставят более 30 концертов в год.

В рамках проекта коллективы клуба обновили репертуар и пошили костюмы. Артисты выступали с концертами в сельских домах культуры и клубах. Создали сборник народных песен, который подарили школам и клубам посёлка.

Группа культурно-событийных волонтёров 6-7 классов нашей школы собрала и оформила календарь народных праздников и традиций, который использовали артисты для создания сценариев концертов.

В ходе проекта мы вместе с инициативной группой составляли планы, оформляли отчёты. Ансамбли принимали участие в наших благотворительных концертах. Пожилые люди становились участниками самых разных школьных событий. Наши ученики уже считают их членами нашей большой общешкольной команды.

Партнёрство продолжается. Есть совместные планы на лето 2020 года.

Как начать социальное партнёрство?

Шаг 1. Посмотреть, какие организации или интересные люди находятся рядом на территории. Использовать сведения о местах работы родителей и выпускников.

Шаг 2. Составить список потенциальных партнёров. Раздвигать границы. Не бояться мечтать.

Шаг 3. Взять лист бумаги. Подумать и выписать, что мы с классом, кружком, творческой группой детей или учителей можем предложить этим партнёрам. И что бы мы хотели попросить от них взамен.

Шаг 4. Написать письмо или записать видеообращение. Или вместе с ребятишками пойти в эту организацию на встречу с руководителем или сотрудниками, чтобы рассказать, что мы можем сделать для них и чего хотим от них. Предложить дружбу и партнерство.

— А давайте вместе проведём фестиваль или праздник.
— А давайте вместе выйдем что-то покрасим.
— А давайте вместе соберём мусор.
— А давайте вы будете окапывать деревья, а мы облагораживать территорию вокруг них.

И только потом можно будет рассмотреть долгосрочный потенциал парнерства. Проанализировать, как у нас это получается, что нам понравилось, будет ли сотрудничество полезным.

Обычно после события, проведенного с душой и творчески, у участников-партнеров остаётся радость от того, что всё удалось. Тогда неформальной обстановке удобно воспользоваться моментом и спросить:

— Ну что? Какое будет у нас следующее событие или дело? Что мы ещё сделаем интересного вместе?

И если этот диалог пойдёт, можно сесть и, например, на три месяца создать совместный план. Или на полгода. Стать друзьями с пользой для всех.

Долгосрочное партнёрство нужно заключать, когда связи уже точно устойчивы. Когда мы понимаем, что мы друг другу можем дать. Когда понимаем, что все от этого выигрывают.

С чего стоит начинать?

Я бы предложила небольшой проект. Если это будет класс и учитель, то пусть он возьмёт, например, какое-то одно событие, где подготовка займёт неделю, а само мероприятие продлится один-два часа.

Отобрали эксперименты, которые будут показывать, отрепетировали, придумали вопросы и способы вовлечь детей в игру. Продумали сопровождение: кто берет камеру, кто будет снимать, кто ведущий, кто будет помогать делать эксперименты.

Пошли в детский сад с учителем физики, договорилось, в какой группе будут проводить фестиваль. Предложили провести в подготовительной группе, потому что старшие дети смогут лучше понять эксперименты. Договорились о времени.

Что такое Школа — центр социума?

Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат № 18 среднего общего образования

hello_html_15ddc70.jpg

Козарезова Г. А., заместитель директора по воспитательной работе

Некрестова Т. М., учитель истории и обществознания

Митина Т. Г., воспитатель

г. Барабинск 2016

1. Краткая аннотация к проекту.

2. Актуальность реализованного проекта

3. Цели и задачи проекта

4. Ожидаемые результаты

5. Этапы реализации проекта

6. Показатели эффективности реализации проекта

Описание проекта

Авторы проекта:

Козарезова Галина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе высшей категории

Некрестова Татьяна Михайловна, учитель истории и обществознания высшей категории

Митина Татьяна Геннадьевна, воспитатель первой категории

Сроки реализации: сентябрь 2015- сентябрь 2016

Тип проекта: социальный

Идея создания проекта:

Социальное партнерство объявлено сегодня одним из главных направлений модернизации образования в России. В целях повышения эффективности воспитательного процесса и профориентационной работы в нашей школе-интернате организовано взаимодействие с учреждениями образовательной, культурной, правовой, профилактической направленности. Рассматривая социальное партнёрство как способ социализации личности учащихся, мы сотрудничаем не только железнодорожными предприятия Барабинского узла, но и с ДДТ, ДЮСШ, библиотеками, представителями МЧС, МВД.

Новизна проекта в том, что, организовывая социальное партнерство в условиях железнодорожной школы-интерната, мы хотим получить модель выпускника, обладающего такими качествами как коммуникабельность, толерантность, ответственность за принятие решений.

Актуальность

Учитывая специфику нашего образовательного учреждения (дети у нас находятся круглосуточно), социальное партнерство для нас – это сотрудничество в различных областях общественной деятельности: школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и сообщества ради достижения общественно - значимого результата. Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений. Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям. При этом подчеркивается, что основные цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями.

Цель проекта: социальное становление личности учащихся внутри единого воспитательного пространства, а также реализация на практике системы социального взаимодействия в условиях школы - интерната.

Задачи проекта:

Осуществить анализ психолого-педагогической литературы, теоретического и практического опыта по теме проекта.

Создать информационный банк данных социальных партнеров школы в социуме и систематизировать его.

Провести мониторинг использования имеющихся ресурсов социальных партнеров и апробировать на учащихся нашей школы опыт социального партнерства.

2. Календарный план реализации проекта

2.1. Этапы реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный

1. Формирование творческой группы.

2. Изучение сущности социального партнерства в педагогической, психолого-педагогической литературе.

3. Определение цели и задач, выявление особенности социального партнерства школы-интерната.

4. Разработка анкеты и проведение анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства в нашей школе; результаты анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства и обсуждение на педагогическом совете школы.

5. Разработка рекомендаций для классных руководителей по привлечению родителей учащихся, как потенциальных социальных партнеров.

6. Проведение проектировочного семинара, позволившего наметить основные направления деятельности администрации и педагогического коллектива в данном направлении.

2 этап. Исследовательский

1. Определение потенциально возможных социальных партнеров, сферы общих интересов.

2. Создание информационного банка данных социальных партнеров школы-интерната.

3. Изучение возможностей сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной деятельности школы-интерната, установление партнерских отношений с социальными партнерами.

4. Формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов с социальными партнерами.

5. Реализация социальных проектов и программ.

6. Использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательного учреждения.

7. Использование возможностей социального партнерства для стимулирования и поощрения учащихся и педагогов.

8. Развитие ресурсной базы, обеспечивающей реализацию данного проекта.

3 этап. Итоговый

1. Мониторинг проектной деятельности.

2. Оценка результативности и эффективности используемых механизмов

3. Соотнесение результатов внешней и внутренней оценки деятельности

образовательного учреждения и определение дальнейших направлений развития школы-интерната.

1. Обобщение и презентация результатов реализации проекта на уровне

Календарный план реализации проекта

3. Ожидаемые изменения в результате реализации проекта:

1. В результате проекта будут сформированы навыки самореализации выпускника школы.

2. Создан и систематизирован информационный банк данных потенциальных партнеров школы-интерната в социуме.

3. Разработана диагностика социального партнерства применительно к школе-интернату и модели взаимодействия образовательного учреждения с местным сообществом.

4. В результате совместной деятельности сфер образования, трудоустройства выпускники школы будут трудоустроены в летнее время, а также после завершения учёбы в ВУЗах.

3.1. Показатели эффективности реализации проекта

1.В результате реализации проекта повысится мотивация педагогов и родителей учащихся к эффективному взаимодействию всех предлагаемых структур по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса.

2.Повысится степень открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности.

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

При разработке программы развития мы столкнулись с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы мы учитывали, что нам необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

Цель программы развития: внедрение в образовательный процесс системы взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.

  1. Создать систему взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру, через организацию и реализацию педагогического проектирования.
  2. Выявить и реализовать в практике взаимодействия всех участников образовательного процесса организационно-методические условия, способствующие эффективному внедрению системы взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающей развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.
  3. Проанализировать и откорректировать деятельность всех участников образовательного процесса.
  • Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
  • Формирование четкой жизненной позиции;
  • Формирование социального интеллекта.

Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей школе обучается 426 учащихся, разной национальности, разного материального достатка. Кроме того, из них 90 учащихся являются воспитанниками детского дома, которые после окончания основного общего образования покидают школу.

Определений социального интеллекта несколько. Мы принимаем следующее определение: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

  • Повышению качества образования;
  • Обеспечению доступности качественного общего образования;
  • Повышению инвестиционной привлекательности сферы образования;
  • Формирование эффективного рынка образовательных услуг.
  • Снижение бедности и удвоение ВВП (школа может формировать активную позицию граждан на рынке труда);
  • Доступность жилья (учащиеся учатся планировать, выбирать программы ипотечного кредитования);
  • Увеличение продолжительности жизни (школа формирует представление о ценности здоровья);
  • Реформа власти (создают новые модели управления).

При создании институтов общественного участия в управлении мы учитываем, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций, определить образовательные идеи и подходы, позволяющие решать социально – экономические проблемы.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.

  • Исследовательская деятельность;
  • Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
  • Моделирование рыночных отношений;
  • Социально значимые (в том числе рекламные) акции.
  • Реализация непрерывности образования;
  • Совместная (коллективная) деятельность;
  • Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
  • Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.

Также значимыми социальными партнерами являются образовательные учреждения города, с которыми совместно реализуются педагогические идеи через семинары, творческие отчеты, ролевые игры, тренинги. Так, педагоги Дома детского творчества проводят на базе школы кружки, Дни открытых дверей.

Сотрудничество с телевидением позволяет школе быть конкурентоспособной и расширить круг социокультурного взаимодействия.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

  • Повышение качества образования;
  • Повышение уровня доступности качественного общего образования.

В результате совместной деятельности мы получим учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

Власть: общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику; граждан, способных проявлять гражданскую позицию.

Предприятия: работников, способных творчески относиться к своей деятельности.

Общественные организации: не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт.

Образовательные учреждения: черпать передовые педагогические идеи, осуществлять обмен опытом.

Бизнес: предприимчивых людей с продвинутым мышлением,

Родители: могут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования.

Читайте также: