Чем отличается мониторинг от диагностики в доу по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления." — Транскрипт:

1 Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.

2 Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления.

3 Ключевые понятия- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4 Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно- воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

5 Виды педагогического мониторинга: - дидактический - воспитательный - социально-психологический -управленческий

6 Таким образом, педагогический мониторинг является формой организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.

7 ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА: Выявление уровня базовой подготовки учащихся. Анализ пробелов в подготовке учащихся. Выявление типичных затруднений в усвоении конкретного содержания. Оценка степени готовности образовательных учреждений к аттестации.

8 ЗАДАЧА МОНИТОРИНГА: Выявление педагогической эффективности работы школы.

9 НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА : - диагностика уровня обученности; - диагностика здоровья детей; - анализ обеспечения образовательного процесса.

10 Ожидаемые результаты: Результаты позволяют создать информационную базу данных, о состоянии уровня обученности, причины неуспеваемости, выявить проблемы в преподавании, способы методической помощи школам.

12 Суть диагностики: отслеживание качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики.

13 Цель диагностики: - оптимизировать процесс индивидуального обучения; - определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования; - свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.

14 Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения

15 функции: - аналитическую - собственно-диагностическую - оценочную - коррекционную - ориентационную - информационную

16 ПРИМЕР: Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития ( по П.И. Третьякову) Цель: определить перспективу в обучении школьников.

17 ПРИМЕР: Диагностика определения уровня обученности( по П.И. Третьякову) Цель: выявит владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности.

18 ПРИМЕР: Диагностика определения уровня усвоения системы знаний ( по Г.А. Русских) Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме. Спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.

19 ПРИМЕР: Диагностика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи. ( по Г.А. Русских) Цель: определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации.

20 Коррекционная работа по результатам диагностик. Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг представляет собой систему игр и упражнений.

21 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Суть диагностики: - отслеживание качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики, - анализ собранной информации с целью определения удач или неудач в развитии. Суть мониторинга: - оценка поставленной цели образования и реализованной программы при сопоставлении образовательного стандарта и учебной программы в систематической и регулярной процедуре сбора данных.

22 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Цель диагностики: - оптимизировать процесс индивидуального обучения, - определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, - свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения. Цель мониторинга: - выявление уровня базовой подготовки учащихся, - анализ пробелов в подготовке учащихся, - выявление типичных затруднений в усвоении конкретного содержания.

23 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Задача диагностики: выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Задача мониторинга: выявление педагогической эффективности работы школы.

24 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Ожидаемые результаты: - устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и класса в целом, - определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения. Ожидаемые результаты: - создание информационной базы данных о состоянии уровня обученности, - определить причины неуспеваемости, - выявить проблемы в преподавании, - определить способы методической помощи.

25 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Направления диагностики: - аналитические, - оценочные (качественные и количественные), - коррекционные, - ориентационные (профилактика негативных последствий ), - информационные (постоянное информирование учащихся о позитивных результатах диагностики) Направления мониторинга : - учебные обеспечения образовательного процесса по всем предметам Федерального цикла, - управленческие (процесс непрерывного слежения за характером взаимодействия, - здоровье сберегающие.

26 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Для достижения целей необходимо : - сконструировать комплекс диагностик с учетом принципов, - разработать план проведения диагностик, - разработать аналитические таблицы( в соответствии с ключами по видам диагностик), - спроектировать программу коррекции деятельности обучающихся ( по результатам диагностик разработать коррекционные программы). Для достижения целей необходимо: - определить состав инструментария для мониторинга, - разработать инструментарий для проверки, - разработать анкеты, - разработать план проведения мониторинга, - разработать технологию.

27 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Показатели: - качественные, - количественные, - единичные, - интегральные. Показатели: - для отчетности, - для сравнения, - по объектам оценки, - по возможностям их использования, - разработка системы универсальных показателей, характеризующих состояние ситуации.

Каждый специалист скажет, что успешному решению проблемы должен предшествовать тщательный анализ ситуации. Без точного диагноза невозможно вылечить человека, отремонтировать автомобиль, спасти предприятие от банкротства. Для обозначения данного процесса используются такие понятия, как диагностика и мониторинг. Попробуем разобраться в значении данных терминов и понять, какой вариант предпочтительнее в той или иной ситуации.

Определение

Мониторинг – длящийся процесс наблюдения за объектом, который включает в себя периодическое снятие интересующих параметров, их регистрацию, хранение и анализ. Комплекс мероприятий всегда растянут во времени и позволяет изучить свойства объекта в динамике, понять направления его развития, выявить скрытые проблемы.

Диагностика – поверхностное или полное изучение состояния объекта, предполагающее активное взаимодействие с ним. Главная цель – выявление неисправностей и неполадок, влияющих на корректную работу системы с их последующим устранением.

Сравнение

Таким образом, главное различие между категориями кроется в принципах взаимодействия с изучаемым объектом. Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения потенциально безопасен для объекта, а второй может навредить. Диагностика призвана выявить те недостатки (неполадки, поломки), которые лежат на поверхности. Допустим, в ходе технического осмотра сразу становится понятно, почему у автомобиля неисправны тормоза.


Мониторинг позволяет глубже проникнуть в проблему и понять природу её появления. Изучая тормозной путь и различные условия торможения, можно понять, почему автомобиль при полностью исправной системе ведёт себя по-разному. Диагностика непродолжительна во времени, а мониторинг много времени не отнимает. Оба метода изучения важны для различных сфер человеческой деятельности и являются взаимодополняемыми.

Начиная обзор нормативно-правовых актов, остановимся на формулировках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования (далее ФГОС ДО).

Мы выделяем наиболее важные, на наш взгляд, положения.

«П. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции

особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

«3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития

детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

…4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе организации, или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой (*на основании данной фразы можно сделать вывод о необходимости описания в Образовательной программе ДОУ порядка осуществления педагогической диагностики). При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона).

Отметим, что условия определены ФГОС ДО следующие: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые. В данном контексте, мы считаем, речь идет по большей части о психолого-педагогических условиях, в том числе:

«1…формирование и поддержка положительной самооценки (детей,

уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

До введения ФГОС ДО педагогическая диагностика использовалась как способ выявления знаний, умений и навыков ребенка, то есть для оценивания ребенка по тем или иным критериям. Однако стандарт определяет, что специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому и мониторинг должен быть особенный, направленный на диагностирование развития, а не отбор детей. В силу этого, целесообразно четко определить механизмы реализации такого

мониторинга.

Что подразумевает мониторинг индивидуального развития детей?

Изучая педагогическую литературу, члены творческой группы пытались ответить на ряд вопросов, первый из которых – в чем разница между педагогическим мониторингом и педагогической диагностикой? В педагогической литературе представлены разные точки зрения по данному вопросу.

В публикациях мониторинг чаще упоминается как управленческий инструмент - система мониторинга качества образования (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева, О. А. Сафонова, Н. П. Тропникова, Н Калинина, Л. Егорова).

Широко используется следующее понятие:

Мониторингом в науке называется длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

В педагогической литературе 2015-2016 года выпуска уже используется понятие

(Ю. А. Афонькина)

М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А.

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития. Мониторинг отражает особенности течения процесса (в данном случае -педагогического) т. е. контроль процесса. Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки (в динамике).

Диагностика - раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (т. е. контроль результата) констатация показателей на момент обследования.

Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, рассматривая эти понятия отмечают, что они имеют много общего в таких аспектах как функции, принципы, этапы, методы.

Однако есть и существенные отличия: мониторинг больше ориентирован на нормы и стандарты, его существенный признак – растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. По мнению авторов, педагогическая диагностика, соотносится с мониторингом как часть и целое, являясь методом педагогического мониторинга.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста : для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов

детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка,

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка,

• личностных особенностей ребенка,

• поведенческих проявлений ребенка,

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками,

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

• Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Оценка должна быть комплексной (разные источники информации, но не интегральной (отсутствие некоторого общего балла, оценивающего развитие ребенка, или усвоение им программы)

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. (Поэтому важно, чтобы диагностические карты имелись на каждого ребенка, целостно представляя процесс его развития в различных сферах) Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

• Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике); в безопасности для испытуемого применяемых методик; в доступности для педагога диагностических процедур и методов; во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

• Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный : он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Порядок осуществления мониторинга индивидуального развития детей

может быть определен локальным нормативным актом ДОУ. (Приложение №1)

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Игра в современном дошкольном образовании

Игра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Неделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет

Неделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Видео В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим "Самоанализом результатов использования новых образовательных.

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № . . (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Читайте также: