Проект школа родителей в доу
Обновлено: 06.07.2024
Школьный проект предполагает вовлечение родителей в школьную жизнь, знакомит с изучаемыми предметами, позволяет познакомиться с заданиями из ВПР, проявить свое творчество, креативность. При выполнении заданий проекта происходит сплочение классных коллективов, дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, учатся работать в команде.
Оценить 420 0
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Участники:Учителя, родители и учащиеся начальной школы.
Сроки:сентябрь 2017 г – май 2021 г
Постановка проблемы
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в ОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
В нашей школе прошёл опрос 87 родителей и 134 детей, который выявил, что наиболее предпочитаемым видом деятельности родителей вместе с детьми является просмотр телепередач взрослого содержания, даже не познавательных. Установленный факт констатирует дефицит познавательной информации для детей. Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание познавательной деятельности и развитию интеллектуальных способностей своего ребенка, по крайне мере, один – два раз в неделю, 28% – только в выходной день, 7% – ежедневно, 4% – во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности.
Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание образованию и развитию учебной мотивации у детей, являются:
- дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости – 51%,
- отсутствие специальных знаний, умений и навыков в педагогике – 32%;
- 23% родителей считают, что их ребенок и так достаточно получает информации в школе;
- 21% – указывают на недостаточный уровень своего развития и образования;
- 15% – признались в собственной инертности;
- 6% - родителей отметили, что не видят в этом смысла.
В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ОУ и семьи.
Выявилосьпротиворечиемежду желанием родителей иметь умного, образованного и развитого ребенка и дефицитом времени, отсутствием специальных знаний, умений и навыков для формирования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Цели проекта:
Создание психолого – педагогических условий для апробации и реализации эффективной модели взаимодействия родителей и ОУ по развитию интеллектуально-познавательных способностей и повышению мотивации к учебному процессу у обучающихся.
Организовать взаимодействие учитель – родители – учащиеся по формированию навыков учебной самостоятельности и развитию познавательной активности младших школьников через вовлечение семьи в образовательный процесс школьного учреждения и совместные мероприятия во внеурочной деятельности.
Спроектировать и апробировать эффективную модель взаимодействия родителей и ОУ по обучению умственных способностей и познавательной активности ребенка;
Сформировать компактный теоретический и практический базис по обучению родителей методам работы совместно с детьми по интеллектуальному развитию;
Создать в образовательном учреждении психолого-педагогические условия для стимуляции взаимодействия и благоприятных отношений родителей и детей в совместной учебной деятельности, для повышения качества обучения и интереса к образовательному процессу у младших школьников.
План реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2017 г)
- Создать теоретический и практический базис по обучению родителей методам работы совместно с детьми по интеллектуальному развитию;
- Разработать совместные мероприятия с родителями и детьми по интеллектуальному развитию и совершенствованию умственно-познавательных способностей: интеллектуальные игры, развивающие конкурсы, викторины и т.д.
- Составить план проведения мероприятий по годам.
II этап – основной (декабрь 2017 – декабрь 2021 г)
- Создать эффективную модель взаимодействия родителей и ОУ по обучению умственных способностей и познавательной активности ребенка.
- Проведение открытых занятий для родителей.
- Проведение интеллектуальных игр совместно с родителями во внеурочное время.
III этап – заключительный (январь – май 2021 г)
- Подведение итогов за каждый учебный год (презентация, отчёт, результат, фотоотчёт, сборник сценариев, копилка мероприятий)
Ожидаемые результаты
Оформление фотоотчёта и выставок творческих работ с родителями по мероприятиям;
Выход на родительские собрания с целью награждения семей участников;
Организация рекламных и просветительских мероприятий;
Будет спроектирована и апробирована эффективная модель взаимодействия учитель – родители – учащиеся и ОУ по развитию интеллектуально-познавательных способностей и повышению мотивации к учебному процессу у обучающихся.
В перспективе представить результаты проекта для других ОУ и спроектировать взаимодействие родителей и ОУ по другим направления образовательной работы.
Вопросы воспитания детей раннего возраста - это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей. Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей.
Так, в нашем ДОУ сформировалась школа родителей. Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок - объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов: не все дети проявляют интерес к различным видам деятельности, не умеют конструктивно общаться со сверстниками.
Семья и детский сад живут в быстро меняющемся мире в силу чего родители и педагоги должны непрерывно повышать своё образование. Родители нуждаются не только в постоянном обновлении психолого-педагогических знаний, обусловленном развитием науки, но и в развитии способности устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей понять ребёнка. Сегодня ребёнок как никогда нуждается в образованных взрослых. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Поэтому мы считаем, что очень важно просвещать родителей и повышать их педагогическую компетентность.
Цель проекта:
Оказание консультативной помощи по опросам воспитания детей раннего возраста, преодоление психолого-педагогической компетентности молодых семей.
1. Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.
2. Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.
3. Создать условия для общения молодых семей по вопросам обмена опытом воспитания детей.
4. Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Сроки проведения проекта:
Май 2018 – апрель 2019г.
План работы:
№ Форма работы Название Дата
2 Анкетирование родителей Анкетирование по вопросам адаптации ребенка к ДОУ Август - сентябрь
7 Анкетирование родителей Анкетирование по результатам проекта Апрель
Через одну – две недели пребывания ребенка в ДОУ родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты. Цель анкетирования заключалась в сборе данных об изменениях, происходящих с ребенком в ходе адаптации. Анкета полезна не только психологу и педагогам, но и родителям, т. к. она дает родителям возможность увидеть результат воспитания малыша, а так же, предлагает взрослому конкретные направления в развитии ребенка.
Завершающим этапом реализации проекта было проведено анкетирование для родителей по результатам проекта.
Необходимо отметить, что активное участие в проекте приняло 9 человек (8 мам и 1 папа). Именно такое количество родителей посещало встречи. Остальных родителей 1 младшей группы мы считаем пассивными участниками.
Результаты работы по проекту:
Более чем у 80% детей раннего возраста процесс адаптации прошел безболезненно.
Уровень компетентности родителей повысился в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
Родители проявляют осознанное отношение к личностному развитию своих детей, увеличилось количество индивидуальных консультаций.
Родители активно участвуют в жизни группы.
Школа для родителей. Что надо знать при поступлении в школу. Часть 1 Успеваемость ученика начальной школы, качество усвоения им знаний во многом зависят от дошкольной подготовки. Почему один ребёнок хорошо.
Школа для родителей. Что надо знать при поступлении в школу. Часть 2 Окружающий мир: называть группы предметов одним словом, называть членов семьи, различать живую и неживую природу, вещи сделанные руками.
Школа для родителей. Что надо знать при поступлении в школу. Часть 3 Окружающий мир: называть и различать овощи и фрукты, обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи,.
Школа для родителей. Учим дни недели Запомнить все дни недели по порядку - для ребенка дошкольного возраста задача довольно сложная. Мало кто из детей 5-6 и даже 7 лет может.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель плана - программы: Организация обучения родителей основам детской психологии и педагогики, повышение ответственного родительства, престижа семейного образа жизни, семейных традиций и ценностей.
Предполагаемые результаты взаимодействия с родителями:
Для педагогов:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по вовлечению семьи в единое образовательное пространство дошкольной организации.
- Разработаны совместные с родителями образовательные и досуговые мероприятия.
- Разработан учебно-методический комплект по работе с родителями: сценарии родительских собраний, мастер-классов, консультации, презентации, папки-передвижки, буклеты и другой иллюстративный и информационный материал.
- Усовершенствованы методы и способы взаимодействия с родителями, направленные на развитие и образование детей.
Для родителей:
- Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам развития и образования детей.
- Приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании своего ребенка.
- Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
- Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
- Установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей.
- Уменьшилась эмоциональная и социальная дистанция между родителями и детьми.
Организация родительского клуба предполагает разработку структурно-функциональной модели взаимодействия с родителями, которая содержит 3 блока:
- организационно-аналитический блок;
В рамках практического блока осуществляется психологическое, педагогическое образование родителей, а также формируются знания в области оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей
в рамках родительского клуба
Организационно-аналитический блок
- Проведение диагностических мероприятий и анализ проблем родителей в воспитании своего ребенка.
- Определение приоритетных направлений в организации обучения родителей.
- Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.
Практический блок
- Разработка перспективного планирования по освоению родителями психолого-педагогических знаний и умений.
- Обеспечение постоянного роста психолого-педагогической культуры родителей посредством проведения консультаций, семинаров, мастер-классов и др. мероприятий.
- Закрепление на практике приобретённых знаний и умений родителей, необходимых для обучения, воспитания и развития своих детей.
Контрольно-оценочный блок
Проведение мониторинговых мероприятий по освоению родителями психолого-педагогических знаний и умений.
2. Анализ результатов обучения родителей.
3. Обобщение опыта работы родительского клуба.
Для реализации задач практического блока разработан план-программа.
План-программа
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
Педагогическое образование родителей
знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей
Направления деятельности
Формы взаимодействия
Психологическое образование родителей
1. Проведение мониторинговых мероприятий по освоению родителями психологических знаний.
2. Анализ результатов обучения родителей.
Обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе детского сада и семьи в подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.
1. Повышать уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей со зрительной патологией.
2. Оказывать методическую помощь в подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.
3. Формировать уверенность родителей в своих воспитательных возможностях.
4. Способствовать формированию положительных взаимоотношений и активному взаимодействию детей, родителей и педагогов.
3. Способствовать активному взаимодействию родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения детей.
5. Индивидуальные беседы воспитателей, специалистов с родителями по результатам диагностики.
2. Познакомить родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и выразительное чтение стихотворений.
3.Способствовать формированию положительных взаимоотношений и активному взаимодействию детей, родителей и педагогов.
- Информация к размышлению:
узнать стихотворения по
4. Задания для совместного выполнения:
- Выучить стихотворение с помощью движений.
- Выучить стихотворение с помощью мнемотехники.
2. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками. // Обруч №5 1998.
3. Большова Т. М. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. М.: Детство-Пресс, 2005.
4. Ворошилова Е. Как учить стихи. // Обруч, №1 1998.
5. Крупенчук О. И. Стихи для
Развития речи. СПб.: Литера, 2003.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004.
7. Чохонилидзе Т. Учим стихи по картинкам. // Обруч №3 2000.
2. Познакомить родителей с программными задачами старшего дошкольного возраста по грамоте, с методическими приемами обучения детей.
3. Дать практические рекомендации по проведению занятий дома.
4. Упражнять в звуковом анализе слов с определением гласных и согласных звуков. Учить детей называть слова с определенным звуковым составом.
2. Памятка для родителей
4. Приглашение родителей на занятия по грамоте с последующими консультациями в целях оказания помощи по овладению программным материалом.
2. Гаврина С. Е. Играем в слова. – Ярославль, 1997.
3. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998.
4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Гном и Д, 2000.
5. Матвеева А. Н. Звуки и буквы. – М.: Рекорд, 1994.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Раскрыть особенности развития психических процессов в старшем дошкольном возрасте.
3. Познакомить с результатами диагностики психических процессов.
4. Познакомить родителей с методами и приемами развития познавательных способностей у детей.
5. Показать роль развивающих игр в развитии познавательных способностей.
- Информация к размышлению:
5. Индивидуальные беседы родителей с психологом.
2. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. – СПб: РГКУ им. А. И. Герцена, 2001.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
5. Субботина Я. Ю. Игры для развития и обучения детей 5 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – М.: Академия Развития, 2006.
7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб: Валери-СПД, 2001.
2. Познакомить с задачами и приемами обучения детей рисованию, лепке, аппликации в дошкольном возрасте.
3. Вовлекать родителей в образовательный процесс.
4. Вовлечение родителей Никиты П., Владика К., Вани С. к участию в занятиях по изобразительной деятельности.
- 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
- 3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. №2 2004.
- 4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- 5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Показать результаты работы с детьми.
3. Способствовать развитию у родителей уверенности в своих воспитательных возможностях.
- Обмен мнениями о просмотренных занятиях.
5. Индивидуальные беседы педагогов с родителями по результатам диагностики.
2. Познакомить с задачами становления будущего школьника.
3. Дать практические советы и рекомендации по подготовке детей к школе.
6. Передвижная библиотека литературы по вопросам подготовки детей к школе.
2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. №8 2005.
3. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.А., Топоркова И.Г., Щербинина С. В. Готов ли ваш ребенок к школе? –
4. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. – С-Пб.: РГКУ им. Герцена, 2001.
5. Монина Г. Б. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. – М.: Сфера, 2008.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Подчеркнуть значимость психологической готовности родителей к школе.
3. Обучать продуктивным способам взаимодействия с ребенком.
готовность родителей к
«Как помочь ребенку стать
- Информация к размышлению:
2. Гудкина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.
3. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. –
С-Пб.: РГКУ им. Герцена, 2001.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
6. Пасечник Л. В. Диагностика психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. – М.: Скрипторий 2003, 2009.
2.Обучить приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата.
3. Оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка.
3. Памятки для родителей:
- Информация к размышлению:
Рассматривание педагогических ситуаций.
5. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования родителями.
2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2011.
6. Демирчоглян Г. Г. Школа здоровья глаз. – СПб.: Комплект, 1996.
7. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Никулина Т. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
9. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: Сфера, 2012.
2. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
3. Способствовать активному взаимодействию родителей и педагогов в процессе подготовки детей с нарушением зрения к школе.
2. Памятки для родителей:
5. Изготовление дидактического материала и пособий для развития мелкой моторики родителями.
2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. – М.: Росмэн, 2008.
5. Иванова Н. Н. Коррекция зрительно-двигательной моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения. // Дефектология. №4 1998.
6. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2002.
7. Свердюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе. – Киев: Радянска школа, 1984.
2. Познакомить родителей с задачами и приемами
обучения детей математике.
3. Обменяться семейным опытом по знакомству с часами.
4. Привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе.
- Информация к размышлению:
5. Приглашение родителей на занятия с последующими индивидуальными консультациями в целях оказания помощи в овладении программным материалом.
2. Касицина М. А. Дошкольная математика. – М.: Гном и Д, 2001.
3. Михайлова З.А. Математика – это интересно. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
7. Плаксина Л. И. Математика в детском саду: Методическое пособие для воспитателей специальных детских садов для детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1994.
8. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
2. Показать успехи детей в овладении грамотой.
3. Способствовать взаимодействию детей и родителей с целью подготовки детей к школе.
- 4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
2. Памятки для родителей:
- Информация к размышлению:
(обмен семейным опытом).
4. Приглашение родителей
на занятия по грамоте.
2. Как стать родителями читающего ребёнка. Сост. Н. Д. Васильева. – Ульяновск, 2012.
3. Лилина Т. Встречи с буквами. // Дошкольное воспитание. №10, 11 2001.
4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2004.
5. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: Каро, 2005.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Способствовать взаимодействию детей и родителей с целью подготовки детей к школе.
3. Развивать у родителей уверенность в своих воспитательных возможностях.
«Секреты обучения (мудрые мысли).
4. Индивидуальные беседы педагогов с родителями по результатам готовности детей к школьному обучению.
2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.А., Топоркова И.Г., Щербинина С. В. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Росмэн, 2005.
3. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. – С-Пб.: РГКУ им. Герцена, 2001.
4. Монина Г. Б. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. – М.: Сфера, 2008.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
В муниципальном детском саду № 4 “Светлячок” компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией города Азнакаево Республики Татарстан организована работа с родителями. Я, заведующая – Зарипова Лилия Закировна, хочу поделиться опытом работы с молодыми родителями нашего детского сада. Ведь именно молодые родители, в первую очередь, так нуждаются в советах по воспитанию своих детей.
Каждый педагог детского сада заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, неполноценен. Основной формой педагогического просвещения родителей в детском саду является родительское собрание, которое в детском саду проводится ежеквартально. Но, только встречаясь с родителями на собраниях, по утрам и вечерам во время приема и ухода детей домой, родителям недостаточно отводится времени воспитателями, для полноценных бесед по оказанию помощи в вопросах воспитания детей. Ведь большей части родителей так необходима квалифицированная помощь.
По этому поводу, в детском саду № 4 “Светлячок” была успешно организована работа Школы для молодых родителей, которая проводится один раз в квартал, помимо запланированных мероприятий с родителями. В ходе заседаний школы для молодых родителей, в спокойной обстановке обсуждались и освещались именно те темы, которые были предложены родителями. Особенно, они касались кризисных моментов периодов развития ребенка. На заседаниях Школы для молодых родителей приглашаются психологи отделения социальной помощи семье и детям, которая функционирует при управлении социальной защиты в г. Азнакаево, специалисты города из центральной районной больницы, специалисты, которые могут оказать помощь в воспитании детей, и с которыми родители хотели бы встретиться, и т.д.
В ходе работы Школы молодых родителей, коллектив детского сада представляет для родителей материалы в виде советов по воспитанию: проводятся беседы, анкетирования, тестирования, изготовляются буклеты, памятки для родителей, и т.д. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4) И, конечно же, в конце каждого заседания школы молодых родителей, проводится анализ проведенного заседания, анкетирование родителей, с целью изучения результата психолого-педагогической помощи родителям. Мы - выслушиваем мнение родителей, по поводу проведенного заседания, - предлагаем родителям написать анонимные высказывания по поводу темы проведенной беседы, для дальнейшего обсуждения. (Приложение 5)
Анализируя заинтересованность родителей к таким мероприятиям, можно сказать, что психолого-педагогическая помощь в решении проблем воспитания детей необходима не только молодым родителям, воспитывающим первого ребенка, но даже и тем, кто уже имеет двух или троих детей.
Отвечая на вопросы анкеты, н/р: “Что нового Вы узнали из этой беседы, в Школе для молодых родителей, на тему. ”, многие отвечают: “. много интересного и полезного, о том, что детям необходимо уделять больше внимания, о том, что только родители являются главным примером для своих детей”. Некоторые родители даже делают для себя вывод, что, воспитывая первого ребенка, упустили многое, и, постараются наверстать с помощью квалифицированных специалистов и своей любовью к детям.
Из всего этого, хочется сделать вывод, что такие мероприятия для родителей дают возможность понимать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести “психологические ценности”, которые будут с ним всю последующую жизнь.
Помимо работы с семьями детей, посещающих наш детский сад, мы работаем и с детьми, не посещающими детский сад, проживающих в микрорайоне детского сада. Периодически они приглашаются на развлечения и праздники, так же и в Школу молодых родителей. Так же наши родители приводят своих сестер, соседей и знакомых.
Материал для представления родителям на заседаниях Школы для молодых родителей мы берем из публикаций журнала “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Воспитатель”, “Дошкольное образование”, и т.д. Используем педагогическую литературу, направленную на воспитание детей дошкольного возраста, литературу по психологии, и т.д.
Теперь, я хочу представить вашему вниманию, несколько материалов, которые мы представляли на заседаниях школы молодых родителей. Материалы, которые я сейчас представлю, мы предлагаем родителям, которые впервые начинают посещать Школу для молодых родителей. Во-первых, конечно же, это адаптация ребенка к детскому саду.
“Малыш идет в детский сад”
Сегодня на законодательном уровне родителям предоставлена возможность до трех лет воспитывать малыша дома. Однако, когда ребенку исполняется 1 год, большинство мам начинают задумываться о выходе на работу.
Всем известно, что ребенка, впервые пришедшего в детский сад, в период адаптации подстерегает много трудностей. Это проявляется в истериках при разлуке с родителями, временной потере аппетита, отсутствии навыков опрятности и т.д., что несомненно влияет на социально-эмоциональное и познавательное развитие малыша, а также может привести к более серьезным проблемам. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них – это привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются к взрослому, любят решать вместе с ним предметные задачи, собирать конструктор.
И в отношениях с другими детьми группы новички ведут себя по-разному: одни сторонятся, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют с ними, делятся игрушками. Неумение общаться с другими детьми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеют у себя дома преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. С ними играют мало, при играх не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных. В детском саду, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Как же помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Прежде всего, родителям нужно хорошо осознать, что без совместной работы с воспитателями здесь не обойтись. Папы и мамы новичка должны заранее предупредить воспитателя о его приходе. Воспитатели, в свою очередь, желая облегчить переход ребенка в новые условия жизни, а также и свою работу с группой детей, заранее знакомятся со своим будущим воспитанником: выясняют особенности его развития, домашний режим, способы кормления, отхода его ко сну, любимые занятия. Желательно, чтобы в первые дни малыш брал в группу свою любимую игрушку. В группе предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели - не более трех часов в день. Если в первые дни ребенку трудно расставаться с мамой, желательно ее присутствие в группе. Но если на это болезненно реагируют другие дети в группе, тогда разрешается ребенку носить с собой фотографию матери. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.
Как правило, все дети, впервые поступающие в детский сад, на 5-7 день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому воспитатели детского сада рекомендуют родителям сделать перерыв в посещении ребенком дошкольного учреждения с четвертого по десятый день. Лучше предупредить заболевание, так как прогнозировать его тяжесть и возможные отклонения достаточно трудно.
В период адаптации детей к детскому саду, родителям рекомендуется создать условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит его водить в гости в шумные компании, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему.
В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребенка. Однако дети раннего возраста еще очень ранимы и восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды. У детей раннего возраста продолжается созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребенка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребенка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остается высокой.
В детском саду № 4 “Светлячок” предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели – не более трех часов в день. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.
Детский сад № 4 “Светлячок” работает под ведомством Отдела образования, для детей с туберкулезной интоксикацией. Наш детский сад посещают дети поствакцинные, виражные, тубинфицированные, в основном это дети, со II группой здоровья. В ДОУ укомплектовано 6 групп детей cо второй группы раннего возраста до подготовительной к школе группы.
- 3-4 разовые прогулки;
- 5-ти разовое питание;
- питьевой режим, как в теплое время года, так и в холодное время (ежедневно в 10.00 часов – дети употребляют напиток или натуральный сок). По возможности 2 раза в неделю напиток или сок заменяем кумысом из кобылиного или козьего молока.
- ежедневно поливитамины;
- ежедневно в меню присутствуют салаты (самые разнообразные);
- по вторникам и четвергам в меню включаем разнообразные фрукты;
- по средам – русская кухня;
- по пятницам – татарская кухня;
- 1-2 раза в неделю в меню включаем мясные блюда на ужин;
Нормы питания детей в нашем ДОУ предусмотрены выше, чем в других детских садах города
Азнакаево Республики Татарстан, специально для детей с туберкулезной интоксикацией. У нас в детском саду применяется кумысолечение. Виражные дети, посещающие ДОУ получают химиопрофилактическое лечение тубазидом в течение 3-х месяцев под строгим наблюдением врача-фтизиатра и старшей медицинской сестры. И, очень важно, в период лечения таких детей, чтобы они получали полноценное питание. После лечения дети снимаются с учета. Но ежегодно все дети подвергаются манту.
Хочу еще представить тему для обсуждения с родителями, которая, обсуждалась на одном из заседаний Школы для молодых родителей и является очень актуальной для нынешних родителей, воспитывающих детей:
“Как общаться со своим ребенком”
Человек приобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего окружения способно привить культурные потребности и опыт их удовлетворения “человеческим образом”. Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием – образованием человека. Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они - “родители” привели его в этот мир - они и несут ответственность за то, каким он станет. И приходя в детский сад, родители, доверяют своего ребенка, надеясь на компетентность педагога. И вот перед педагогом – воспитателем детского сада встает задача создания благоприятного микроклимата для каждого ребенка. Труд воспитателя – нелегкое и кропотливое дело, каждый день не похож на другой, трудно предсказать, каким придет в группу малыш из дома. Но на своем отрезке воспитательного процесса придется развивать и дальше приобретенные уже положительные качества и постепенно затушевывать, избавлять ребенка от вредных привычек и черт характера.
Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения взрослых с детьми являются необходимыми:
Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей неосознанно использует его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз со взрослыми для эмоциональной подпитки. (Кстати, избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что взрослые используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и невроз. Очень важно знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.
Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт – это эффективный способ заполнить “эмоциональный резервуар” ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.
Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
Пристальное внимание – жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается. Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.
Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что “наказание” и “дисциплина” суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.
Эмоциональное неприятие ребенка.
При неприятии все в ребенке вызывает у взрослого досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов, у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.
При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с “идеальными” в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.
Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к детскому саду.
При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрессивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демонстративные реакции по мере роста неуверенности в себе.
- Манипулирование детьми;
- Индивидуально-личностные особенности персонала;
- Межличностные отношения детей в группе;
- Враждебность окружающей среды;
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания;
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки;
- Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация;
- Неправильная организация;
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
- Неблагоприятные погодные условия;
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
- Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье;
- Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей;
- Отсутствие автономности;
- Индивидуально-личностные особенности ребенка;
- Патология физического развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
- Трудность засыпания и беспокойный сон;
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
- Рассеянность, невнимательность;
- Беспокойство, непоседливость;
- Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- Проявление упрямства;
- Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия);
- Игра с половыми органами;
- Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук;
- Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения;
- Повышенная тревожность;
- Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.
В ходе заседаний Школы для молодых родителей в МДОУ № 4 “Светлячок” заведующая, старший воспитатель, специалисты детского сада, приглашенные специалисты из других заинтересованных организаций города Азнакаево Республики Татарстан, психолог отвечают на возникшие вопросы родителей, дают некоторые консультации, советы.
Читайте также:
- Скейпинг что это своими словами кратко
- Характерен ли динамический стереотип для животных кратко
- Полат е с метод проектов в современной школе
- Перспективный план по обж в младшей группе в доу
- Какие требования предъявляют к речевой информации кратко