Проект школа родителей в доу

Обновлено: 06.07.2024

Школьный проект предполагает вовлечение родителей в школьную жизнь, знакомит с изучаемыми предметами, позволяет познакомиться с заданиями из ВПР, проявить свое творчество, креативность. При выполнении заданий проекта происходит сплочение классных коллективов, дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, учатся работать в команде.

Оценить 420 0

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Участники:Учителя, родители и учащиеся начальной школы.

Сроки:сентябрь 2017 г – май 2021 г

Постановка проблемы

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в ОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

В нашей школе прошёл опрос 87 родителей и 134 детей, который выявил, что наиболее предпочитаемым видом деятельности родителей вместе с детьми является просмотр телепередач взрослого содержания, даже не познавательных. Установленный факт констатирует дефицит познавательной информации для детей. Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание познавательной деятельности и развитию интеллектуальных способностей своего ребенка, по крайне мере, один – два раз в неделю, 28% – только в выходной день, 7% – ежедневно, 4% – во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности.

Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание образованию и развитию учебной мотивации у детей, являются:

- дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости – 51%,

- отсутствие специальных знаний, умений и навыков в педагогике – 32%;

- 23% родителей считают, что их ребенок и так достаточно получает информации в школе;

- 21% – указывают на недостаточный уровень своего развития и образования;

- 15% – признались в собственной инертности;

- 6% - родителей отметили, что не видят в этом смысла.

В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ОУ и семьи.

Выявилосьпротиворечиемежду желанием родителей иметь умного, образованного и развитого ребенка и дефицитом времени, отсутствием специальных знаний, умений и навыков для формирования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.

Цели проекта:

Создание психолого – педагогических условий для апробации и реализации эффективной модели взаимодействия родителей и ОУ по развитию интеллектуально-познавательных способностей и повышению мотивации к учебному процессу у обучающихся.

Организовать взаимодействие учитель – родители – учащиеся по формированию навыков учебной самостоятельности и развитию познавательной активности младших школьников через вовлечение семьи в образовательный процесс школьного учреждения и совместные мероприятия во внеурочной деятельности.

Спроектировать и апробировать эффективную модель взаимодействия родителей и ОУ по обучению умственных способностей и познавательной активности ребенка;

Сформировать компактный теоретический и практический базис по обучению родителей методам работы совместно с детьми по интеллектуальному развитию;

Создать в образовательном учреждении психолого-педагогические условия для стимуляции взаимодействия и благоприятных отношений родителей и детей в совместной учебной деятельности, для повышения качества обучения и интереса к образовательному процессу у младших школьников.

План реализации проекта:

I этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2017 г)

- Создать теоретический и практический базис по обучению родителей методам работы совместно с детьми по интеллектуальному развитию;

- Разработать совместные мероприятия с родителями и детьми по интеллектуальному развитию и совершенствованию умственно-познавательных способностей: интеллектуальные игры, развивающие конкурсы, викторины и т.д.

- Составить план проведения мероприятий по годам.

II этап – основной (декабрь 2017 – декабрь 2021 г)

- Создать эффективную модель взаимодействия родителей и ОУ по обучению умственных способностей и познавательной активности ребенка.

- Проведение открытых занятий для родителей.

- Проведение интеллектуальных игр совместно с родителями во внеурочное время.

III этап – заключительный (январь – май 2021 г)

- Подведение итогов за каждый учебный год (презентация, отчёт, результат, фотоотчёт, сборник сценариев, копилка мероприятий)

Ожидаемые результаты

Оформление фотоотчёта и выставок творческих работ с родителями по мероприятиям;

Выход на родительские собрания с целью награждения семей участников;

Организация рекламных и просветительских мероприятий;

Будет спроектирована и апробирована эффективная модель взаимодействия учитель – родители – учащиеся и ОУ по развитию интеллектуально-познавательных способностей и повышению мотивации к учебному процессу у обучающихся.

В перспективе представить результаты проекта для других ОУ и спроектировать взаимодействие родителей и ОУ по другим направления образовательной работы.

Вопросы воспитания детей раннего возраста - это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей. Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей.

Так, в нашем ДОУ сформировалась школа родителей. Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок - объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.

В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов: не все дети проявляют интерес к различным видам деятельности, не умеют конструктивно общаться со сверстниками.

Семья и детский сад живут в быстро меняющемся мире в силу чего родители и педагоги должны непрерывно повышать своё образование. Родители нуждаются не только в постоянном обновлении психолого-педагогических знаний, обусловленном развитием науки, но и в развитии способности устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей понять ребёнка. Сегодня ребёнок как никогда нуждается в образованных взрослых. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Поэтому мы считаем, что очень важно просвещать родителей и повышать их педагогическую компетентность.

Цель проекта:

Оказание консультативной помощи по опросам воспитания детей раннего возраста, преодоление психолого-педагогической компетентности молодых семей.

1. Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.

2. Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.

3. Создать условия для общения молодых семей по вопросам обмена опытом воспитания детей.

4. Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

Сроки проведения проекта:

Май 2018 – апрель 2019г.

План работы:

№ Форма работы Название Дата

2 Анкетирование родителей Анкетирование по вопросам адаптации ребенка к ДОУ Август - сентябрь

7 Анкетирование родителей Анкетирование по результатам проекта Апрель

Через одну – две недели пребывания ребенка в ДОУ родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты. Цель анкетирования заключалась в сборе данных об изменениях, происходящих с ребенком в ходе адаптации. Анкета полезна не только психологу и педагогам, но и родителям, т. к. она дает родителям возможность увидеть результат воспитания малыша, а так же, предлагает взрослому конкретные направления в развитии ребенка.

Завершающим этапом реализации проекта было проведено анкетирование для родителей по результатам проекта.

Необходимо отметить, что активное участие в проекте приняло 9 человек (8 мам и 1 папа). Именно такое количество родителей посещало встречи. Остальных родителей 1 младшей группы мы считаем пассивными участниками.

Результаты работы по проекту:

Более чем у 80% детей раннего возраста процесс адаптации прошел безболезненно.

Уровень компетентности родителей повысился в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.

Родители проявляют осознанное отношение к личностному развитию своих детей, увеличилось количество индивидуальных консультаций.

Родители активно участвуют в жизни группы.

Школа для родителей. Что надо знать при поступлении в школу. Часть 1 Успеваемость ученика начальной школы, качество усвоения им знаний во многом зависят от дошкольной подготовки. Почему один ребёнок хорошо.

Школа для родителей. Что надо знать при поступлении в школу. Часть 2 Окружающий мир: называть группы предметов одним словом, называть членов семьи, различать живую и неживую природу, вещи сделанные руками.

Школа для родителей. Что надо знать при поступлении в школу. Часть 3 Окружающий мир: называть и различать овощи и фрукты, обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи,.

Школа для родителей. Учим дни недели Запомнить все дни недели по порядку - для ребенка дошкольного возраста задача довольно сложная. Мало кто из детей 5-6 и даже 7 лет может.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель плана - программы: Организация обучения родителей основам детской психологии и педагогики, повышение ответственного родительства, престижа семейного образа жизни, семейных традиций и ценностей.

Предполагаемые результаты взаимодействия с родителями:

Для педагогов:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по вовлечению семьи в единое образовательное пространство дошкольной организации.
  2. Разработаны совместные с родителями образовательные и досуговые мероприятия.
  3. Разработан учебно-методический комплект по работе с родителями: сценарии родительских собраний, мастер-классов, консультации, презентации, папки-передвижки, буклеты и другой иллюстративный и информационный материал.
  4. Усовершенствованы методы и способы взаимодействия с родителями, направленные на развитие и образование детей.

Для родителей:

  1. Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам развития и образования детей.
  2. Приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании своего ребенка.
  3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
  4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
  5. Установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей.
  6. Уменьшилась эмоциональная и социальная дистанция между родителями и детьми.

Организация родительского клуба предполагает разработку структурно-функциональной модели взаимодействия с родителями, которая содержит 3 блока:

- организационно-аналитический блок;

В рамках практического блока осуществляется психологическое, педагогическое образование родителей, а также формируются знания в области оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста.

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей

в рамках родительского клуба

Организационно-аналитический блок

  1. Проведение диагностических мероприятий и анализ проблем родителей в воспитании своего ребенка.
  2. Определение приоритетных направлений в организации обучения родителей.
  3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.

Практический блок

  1. Разработка перспективного планирования по освоению родителями психолого-педагогических знаний и умений.
  2. Обеспечение постоянного роста психолого-педагогической культуры родителей посредством проведения консультаций, семинаров, мастер-классов и др. мероприятий.
  3. Закрепление на практике приобретённых знаний и умений родителей, необходимых для обучения, воспитания и развития своих детей.

Контрольно-оценочный блок

Проведение мониторинговых мероприятий по освоению родителями психолого-педагогических знаний и умений.

2. Анализ результатов обучения родителей.

3. Обобщение опыта работы родительского клуба.

Для реализации задач практического блока разработан план-программа.

План-программа

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

Педагогическое образование родителей

знаний и умений по оздоровлению и физическому развитию детей

Направления деятельности

Формы взаимодействия

Психологическое образование родителей

1. Проведение мониторинговых мероприятий по освоению родителями психологических знаний.

2. Анализ результатов обучения родителей.

Обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе детского сада и семьи в подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

1. Повышать уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей со зрительной патологией.

2. Оказывать методическую помощь в подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

3. Формировать уверенность родителей в своих воспитательных возможностях.

4. Способствовать формированию положительных взаимоотношений и активному взаимодействию детей, родителей и педагогов.

3. Способствовать активному взаимодействию родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения детей.

5. Индивидуальные беседы воспитателей, специалистов с родителями по результатам диагностики.

2. Познакомить родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и выразительное чтение стихотворений.

3.Способствовать формированию положительных взаимоотношений и активному взаимодействию детей, родителей и педагогов.

- Информация к размышлению:

узнать стихотворения по

4. Задания для совместного выполнения:

- Выучить стихотворение с помощью движений.

- Выучить стихотворение с помощью мнемотехники.

Октябрь 2014 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками. // Обруч №5 1998.

3. Большова Т. М. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. М.: Детство-Пресс, 2005.

4. Ворошилова Е. Как учить стихи. // Обруч, №1 1998.

5. Крупенчук О. И. Стихи для

Развития речи. СПб.: Литера, 2003.

6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004.

7. Чохонилидзе Т. Учим стихи по картинкам. // Обруч №3 2000.

2. Познакомить родителей с программными задачами старшего дошкольного возраста по грамоте, с методическими приемами обучения детей.

3. Дать практические рекомендации по проведению занятий дома.

4. Упражнять в звуковом анализе слов с определением гласных и согласных звуков. Учить детей называть слова с определенным звуковым составом.

2. Памятка для родителей

4. Приглашение родителей на занятия по грамоте с последующими консультациями в целях оказания помощи по овладению программным материалом.

Декабрь 2014 1. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика - синтез, 2012.

2. Гаврина С. Е. Играем в слова. – Ярославль, 1997.

3. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998.

4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Гном и Д, 2000.

5. Матвеева А. Н. Звуки и буквы. – М.: Рекорд, 1994.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Раскрыть особенности развития психических процессов в старшем дошкольном возрасте.

3. Познакомить с результатами диагностики психических процессов.

4. Познакомить родителей с методами и приемами развития познавательных способностей у детей.

5. Показать роль развивающих игр в развитии познавательных способностей.

- Информация к размышлению:

5. Индивидуальные беседы родителей с психологом.

Февраль 2015 1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. – СПб: РГКУ им. А. И. Герцена, 2001.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

5. Субботина Я. Ю. Игры для развития и обучения детей 5 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – М.: Академия Развития, 2006.

7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб: Валери-СПД, 2001.

2. Познакомить с задачами и приемами обучения детей рисованию, лепке, аппликации в дошкольном возрасте.

3. Вовлекать родителей в образовательный процесс.

4. Вовлечение родителей Никиты П., Владика К., Вани С. к участию в занятиях по изобразительной деятельности.

  1. 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
  2. 3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. №2 2004.
  3. 4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. 5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Показать результаты работы с детьми.

3. Способствовать развитию у родителей уверенности в своих воспитательных возможностях.

- Обмен мнениями о просмотренных занятиях.

5. Индивидуальные беседы педагогов с родителями по результатам диагностики.

2. Познакомить с задачами становления будущего школьника.

3. Дать практические советы и рекомендации по подготовке детей к школе.

6. Передвижная библиотека литературы по вопросам подготовки детей к школе.

2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. №8 2005.

3. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.А., Топоркова И.Г., Щербинина С. В. Готов ли ваш ребенок к школе? –

4. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. – С-Пб.: РГКУ им. Герцена, 2001.

5. Монина Г. Б. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. – М.: Сфера, 2008.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Подчеркнуть значимость психологической готовности родителей к школе.

3. Обучать продуктивным способам взаимодействия с ребенком.

готовность родителей к

«Как помочь ребенку стать

- Информация к размышлению:

Октябрь 2015 1. Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Гудкина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.

3. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. –

С-Пб.: РГКУ им. Герцена, 2001.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

6. Пасечник Л. В. Диагностика психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. – М.: Скрипторий 2003, 2009.

2.Обучить приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата.

3. Оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка.

3. Памятки для родителей:

- Информация к размышлению:

Рассматривание педагогических ситуаций.

5. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования родителями.

Декабрь 2015 1. Афонин И., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри. – СПб.: Питер Пресс, 1998.

2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2011.

6. Демирчоглян Г. Г. Школа здоровья глаз. – СПб.: Комплект, 1996.

7. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Никулина Т. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.

9. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: Сфера, 2012.

2. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.

3. Способствовать активному взаимодействию родителей и педагогов в процессе подготовки детей с нарушением зрения к школе.

2. Памятки для родителей:

5. Изготовление дидактического материала и пособий для развития мелкой моторики родителями.

Февраль 2016 1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2002.

2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. – М.: Росмэн, 2008.

5. Иванова Н. Н. Коррекция зрительно-двигательной моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения. // Дефектология. №4 1998.

6. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2002.

7. Свердюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе. – Киев: Радянска школа, 1984.

2. Познакомить родителей с задачами и приемами

обучения детей математике.

3. Обменяться семейным опытом по знакомству с часами.

4. Привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе.

- Информация к размышлению:

5. Приглашение родителей на занятия с последующими индивидуальными консультациями в целях оказания помощи в овладении программным материалом.

2. Касицина М. А. Дошкольная математика. – М.: Гном и Д, 2001.

3. Михайлова З.А. Математика – это интересно. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

7. Плаксина Л. И. Математика в детском саду: Методическое пособие для воспитателей специальных детских садов для детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1994.

8. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.

2. Показать успехи детей в овладении грамотой.

3. Способствовать взаимодействию детей и родителей с целью подготовки детей к школе.

  1. 4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

2. Памятки для родителей:

- Информация к размышлению:

(обмен семейным опытом).

4. Приглашение родителей

на занятия по грамоте.

Апрель 2016 1. Журова Л. Е. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школьная Пресса, 2002.

2. Как стать родителями читающего ребёнка. Сост. Н. Д. Васильева. – Ульяновск, 2012.

3. Лилина Т. Встречи с буквами. // Дошкольное воспитание. №10, 11 2001.

4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2004.

5. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: Каро, 2005.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Способствовать взаимодействию детей и родителей с целью подготовки детей к школе.

3. Развивать у родителей уверенность в своих воспитательных возможностях.

«Секреты обучения (мудрые мысли).

4. Индивидуальные беседы педагогов с родителями по результатам готовности детей к школьному обучению.

2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.А., Топоркова И.Г., Щербинина С. В. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Росмэн, 2005.

3. Никулина Т. В. и др. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. – С-Пб.: РГКУ им. Герцена, 2001.

4. Монина Г. Б. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. – М.: Сфера, 2008.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

В муниципальном детском саду № 4 “Светлячок” компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией города Азнакаево Республики Татарстан организована работа с родителями. Я, заведующая – Зарипова Лилия Закировна, хочу поделиться опытом работы с молодыми родителями нашего детского сада. Ведь именно молодые родители, в первую очередь, так нуждаются в советах по воспитанию своих детей.

Каждый педагог детского сада заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, неполноценен. Основной формой педагогического просвещения родителей в детском саду является родительское собрание, которое в детском саду проводится ежеквартально. Но, только встречаясь с родителями на собраниях, по утрам и вечерам во время приема и ухода детей домой, родителям недостаточно отводится времени воспитателями, для полноценных бесед по оказанию помощи в вопросах воспитания детей. Ведь большей части родителей так необходима квалифицированная помощь.

По этому поводу, в детском саду № 4 “Светлячок” была успешно организована работа Школы для молодых родителей, которая проводится один раз в квартал, помимо запланированных мероприятий с родителями. В ходе заседаний школы для молодых родителей, в спокойной обстановке обсуждались и освещались именно те темы, которые были предложены родителями. Особенно, они касались кризисных моментов периодов развития ребенка. На заседаниях Школы для молодых родителей приглашаются психологи отделения социальной помощи семье и детям, которая функционирует при управлении социальной защиты в г. Азнакаево, специалисты города из центральной районной больницы, специалисты, которые могут оказать помощь в воспитании детей, и с которыми родители хотели бы встретиться, и т.д.

В ходе работы Школы молодых родителей, коллектив детского сада представляет для родителей материалы в виде советов по воспитанию: проводятся беседы, анкетирования, тестирования, изготовляются буклеты, памятки для родителей, и т.д. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4) И, конечно же, в конце каждого заседания школы молодых родителей, проводится анализ проведенного заседания, анкетирование родителей, с целью изучения результата психолого-педагогической помощи родителям. Мы - выслушиваем мнение родителей, по поводу проведенного заседания, - предлагаем родителям написать анонимные высказывания по поводу темы проведенной беседы, для дальнейшего обсуждения. (Приложение 5)

Анализируя заинтересованность родителей к таким мероприятиям, можно сказать, что психолого-педагогическая помощь в решении проблем воспитания детей необходима не только молодым родителям, воспитывающим первого ребенка, но даже и тем, кто уже имеет двух или троих детей.

Отвечая на вопросы анкеты, н/р: “Что нового Вы узнали из этой беседы, в Школе для молодых родителей, на тему. ”, многие отвечают: “. много интересного и полезного, о том, что детям необходимо уделять больше внимания, о том, что только родители являются главным примером для своих детей”. Некоторые родители даже делают для себя вывод, что, воспитывая первого ребенка, упустили многое, и, постараются наверстать с помощью квалифицированных специалистов и своей любовью к детям.

Из всего этого, хочется сделать вывод, что такие мероприятия для родителей дают возможность понимать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести “психологические ценности”, которые будут с ним всю последующую жизнь.

Помимо работы с семьями детей, посещающих наш детский сад, мы работаем и с детьми, не посещающими детский сад, проживающих в микрорайоне детского сада. Периодически они приглашаются на развлечения и праздники, так же и в Школу молодых родителей. Так же наши родители приводят своих сестер, соседей и знакомых.

Материал для представления родителям на заседаниях Школы для молодых родителей мы берем из публикаций журнала “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Воспитатель”, “Дошкольное образование”, и т.д. Используем педагогическую литературу, направленную на воспитание детей дошкольного возраста, литературу по психологии, и т.д.

Теперь, я хочу представить вашему вниманию, несколько материалов, которые мы представляли на заседаниях школы молодых родителей. Материалы, которые я сейчас представлю, мы предлагаем родителям, которые впервые начинают посещать Школу для молодых родителей. Во-первых, конечно же, это адаптация ребенка к детскому саду.

“Малыш идет в детский сад”

Сегодня на законодательном уровне родителям предоставлена возможность до трех лет воспитывать малыша дома. Однако, когда ребенку исполняется 1 год, большинство мам начинают задумываться о выходе на работу.

Всем известно, что ребенка, впервые пришедшего в детский сад, в период адаптации подстерегает много трудностей. Это проявляется в истериках при разлуке с родителями, временной потере аппетита, отсутствии навыков опрятности и т.д., что несомненно влияет на социально-эмоциональное и познавательное развитие малыша, а также может привести к более серьезным проблемам. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них – это привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются к взрослому, любят решать вместе с ним предметные задачи, собирать конструктор.

И в отношениях с другими детьми группы новички ведут себя по-разному: одни сторонятся, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют с ними, делятся игрушками. Неумение общаться с другими детьми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеют у себя дома преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. С ними играют мало, при играх не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных. В детском саду, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко.

Как же помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Прежде всего, родителям нужно хорошо осознать, что без совместной работы с воспитателями здесь не обойтись. Папы и мамы новичка должны заранее предупредить воспитателя о его приходе. Воспитатели, в свою очередь, желая облегчить переход ребенка в новые условия жизни, а также и свою работу с группой детей, заранее знакомятся со своим будущим воспитанником: выясняют особенности его развития, домашний режим, способы кормления, отхода его ко сну, любимые занятия. Желательно, чтобы в первые дни малыш брал в группу свою любимую игрушку. В группе предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели - не более трех часов в день. Если в первые дни ребенку трудно расставаться с мамой, желательно ее присутствие в группе. Но если на это болезненно реагируют другие дети в группе, тогда разрешается ребенку носить с собой фотографию матери. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.

Как правило, все дети, впервые поступающие в детский сад, на 5-7 день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому воспитатели детского сада рекомендуют родителям сделать перерыв в посещении ребенком дошкольного учреждения с четвертого по десятый день. Лучше предупредить заболевание, так как прогнозировать его тяжесть и возможные отклонения достаточно трудно.

В период адаптации детей к детскому саду, родителям рекомендуется создать условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит его водить в гости в шумные компании, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребенка. Однако дети раннего возраста еще очень ранимы и восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды. У детей раннего возраста продолжается созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребенка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребенка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остается высокой.

В детском саду № 4 “Светлячок” предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели – не более трех часов в день. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.

Детский сад № 4 “Светлячок” работает под ведомством Отдела образования, для детей с туберкулезной интоксикацией. Наш детский сад посещают дети поствакцинные, виражные, тубинфицированные, в основном это дети, со II группой здоровья. В ДОУ укомплектовано 6 групп детей cо второй группы раннего возраста до подготовительной к школе группы.

  • 3-4 разовые прогулки;
  • 5-ти разовое питание;
  • питьевой режим, как в теплое время года, так и в холодное время (ежедневно в 10.00 часов – дети употребляют напиток или натуральный сок). По возможности 2 раза в неделю напиток или сок заменяем кумысом из кобылиного или козьего молока.
  • ежедневно поливитамины;
  • ежедневно в меню присутствуют салаты (самые разнообразные);
  • по вторникам и четвергам в меню включаем разнообразные фрукты;
  • по средам – русская кухня;
  • по пятницам – татарская кухня;
  • 1-2 раза в неделю в меню включаем мясные блюда на ужин;

Нормы питания детей в нашем ДОУ предусмотрены выше, чем в других детских садах города

Азнакаево Республики Татарстан, специально для детей с туберкулезной интоксикацией. У нас в детском саду применяется кумысолечение. Виражные дети, посещающие ДОУ получают химиопрофилактическое лечение тубазидом в течение 3-х месяцев под строгим наблюдением врача-фтизиатра и старшей медицинской сестры. И, очень важно, в период лечения таких детей, чтобы они получали полноценное питание. После лечения дети снимаются с учета. Но ежегодно все дети подвергаются манту.

Хочу еще представить тему для обсуждения с родителями, которая, обсуждалась на одном из заседаний Школы для молодых родителей и является очень актуальной для нынешних родителей, воспитывающих детей:

“Как общаться со своим ребенком”

Человек приобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего окружения способно привить культурные потребности и опыт их удовлетворения “человеческим образом”. Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием – образованием человека. Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они - “родители” привели его в этот мир - они и несут ответственность за то, каким он станет. И приходя в детский сад, родители, доверяют своего ребенка, надеясь на компетентность педагога. И вот перед педагогом – воспитателем детского сада встает задача создания благоприятного микроклимата для каждого ребенка. Труд воспитателя – нелегкое и кропотливое дело, каждый день не похож на другой, трудно предсказать, каким придет в группу малыш из дома. Но на своем отрезке воспитательного процесса придется развивать и дальше приобретенные уже положительные качества и постепенно затушевывать, избавлять ребенка от вредных привычек и черт характера.

Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения взрослых с детьми являются необходимыми:

Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей неосознанно использует его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз со взрослыми для эмоциональной подпитки. (Кстати, избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что взрослые используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и невроз. Очень важно знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт – это эффективный способ заполнить “эмоциональный резервуар” ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Пристальное внимание – жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается. Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.

Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что “наказание” и “дисциплина” суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Эмоциональное неприятие ребенка.

При неприятии все в ребенке вызывает у взрослого досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов, у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.

При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с “идеальными” в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.

Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к детскому саду.

При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрессивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демонстративные реакции по мере роста неуверенности в себе.

  1. Манипулирование детьми;
  2. Индивидуально-личностные особенности персонала;
  3. Межличностные отношения детей в группе;
  4. Враждебность окружающей среды;
  5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания;
  6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки;
  7. Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация;
  8. Неправильная организация;
  9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
  10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
  11. Неблагоприятные погодные условия;
  12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
  1. Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье;
  2. Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей;
  3. Отсутствие автономности;
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка;
  5. Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

  1. Трудность засыпания и беспокойный сон;
  2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
  4. Рассеянность, невнимательность;
  5. Беспокойство, непоседливость;
  6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  7. Проявление упрямства;
  8. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия);
  10. Игра с половыми органами;
  11. Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук;
  12. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения;
  13. Повышенная тревожность;
  14. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

В ходе заседаний Школы для молодых родителей в МДОУ № 4 “Светлячок” заведующая, старший воспитатель, специалисты детского сада, приглашенные специалисты из других заинтересованных организаций города Азнакаево Республики Татарстан, психолог отвечают на возникшие вопросы родителей, дают некоторые консультации, советы.

Читайте также: