Проект шестого школьного дня по здоровому образу жизни

Обновлено: 07.07.2024

Шестой день недели — суббота — является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Особое внимание уделяется проведению в субботу физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Проект шестого школьного дня "9 шагов на пути к здоровью"

Проект шестого школьного дня

Актуальность

Задача обеспечения эффективной занятости учащихся в субботний день в настоящее время является неотъемлемой cоставляющей учебно-воспитательного процесса школы. Менее развитая по сравнению с городом инфраструктура села ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся и обуславливает специфику воспитательной работы сельской школы в шестой школьный день.

В настоящее время далеко не все дети и взрослые умеют правильно, а главное полезно организовать своё свободное время. Компьютеры, телевизоры, игровые клубы во многом заменили живое общение, активный отдых. Мы считаем необходимым создать условия для расширения сферы интересов наших детей, научить их отдыхать интересно, разнообразно, полезно.

Ключевым моментом является обеспечение четкой организации свободного времени детей и подростков – вовлечение всех учащихся в физкультурно-оздоровительную, трудовую и культурно-досуговую деятельность, занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных объединениях по интересам, обеспечение в полном объеме функционирования компьютерных классов и спортивной базы учреждения образования.

В основу воспитательной работы школы положены гражданское и патриотическое, духовно-нравственное и правовое воспитание; развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления; формирование здорового образа жизни учащейся молодежи; воспитательная работа с использованием информационно-коммуникационных технологий; совершенствование системы взаимодействия учреждений образования с семьей, трудовое воспитание, работа учреждений образования в шестой школьный день и др.

Деятельность педагогического коллектива в организации шестого школьного дня должна удовлетворять разносторонние запросы учащихся и их родителей.

Организация шестого школьного дня воспринимается педагогическим коллективом как сложный комплексный процесс, затрагивающий всех участников образовательного процесса, т.к. его эффективность напрямую зависит от коллегиального подхода в построении модели деятельности, выработке индивидуальной, специфической формулы субботнего дня.

Организованная таким образом деятельность в субботний день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Необходимо стремится к тому, чтобы в шестой день недели обучающиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья школьников, их интеллектуального развития, гражданского становления, а также получили положительный эмоциональный заряд. Работа школы в шестой день также может дать положительный эффект по профилактике преступлений и правонарушений.

Цель:

формирование единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на создание соответствующих условий для становления гражданина и патриота, ответственного семьянина, конкурентоспособной личности, способной к принятию осмысленных решений, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, содействующей развитию и процветанию Республики Беларусь; формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью как к личной и общественной ценности.

Задачи:

- воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения.

- содействие в приобретении знаний, развитии умений и навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, нравственного, безопасного и ответственного поведения.

- создание условий для развития инициативы каждого ребенка, формирования и проявления лидерских качеств обучающихся.

повышение эффективности трудового воспитания подростков, внедрению новых подходов к его организации.

- обеспечение действенной социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи

- организация работы ученического самоуправления, детских и молодежных социально значимых инициатив, использование потенциала молодежных и детских общественных организаций.

- создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

Основные направления воспитательной работы шестой школьный день:

- гражданско-патриотическое и духовно-нравственное, правовое воспитание;

- развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления;

- подготовка к труду и выбору профессии;

- профилактика противоправных действий учащихся;

- социально-педагогическое и психологическое просвещение;

- физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое;

- работа с родителями.

Функции проекта:

образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательном процессе)

информационная (предполагает передачу педагогом подростку максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить)

ориентационная (способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации подростка в свободное время)

коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения подростка со сверстниками и взрослыми в свободное время)

социальной адаптации (обеспечивает механизмами и способами вхождения подростка в сложную обстановку нестабильного общества)

комплексно-коррекционная (обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого подростка в той или иной деятельности и в общем развитии)

релаксационная (реализует право подростка на отдых и развлечения)

Участники проекта:

- учащиеся 1-11 классов;

- педагогический коллектив Эйсмонтовского филиала Берестовицкой ДШИ;

- музыкальный руководитель Эйсмонтовского центрального дома культуры.

Механизм реализации проекта:

Этапы

Предполагаемые результаты

Организационный

2. Анализ и подбор методической литературы по данной проблеме.

3. Организация сотрудничества родителей и школы

4.Создание условий для совершенствования форм и методов внеклассной деятельности педагогов и учащихся школы.

Основной

(сентябрь 2021-май 2022)

1. Организация работы по направлениям проекта.

2. Активное участие представителей родительской общественности в мероприятиях, реализуемых в рамках проекта шестого школьного дня

3. Участие в районных конкурсах согласно плану отдела образования, спорта и туризма Берестовиц-кого райисполкома на 2021, 2022 годы

4. Контроль за проведением мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта

Заключительный

2.Обобщение опыта, по результатам реализации проекта

Критерии и показатели успешности реализации проекта:

Состояние здоровья учащихся

Укрепление физического и морального здоровья детей. Высокая работоспособность, низкая утомляемость, отсутствие тревожности

Максимальное вовлечение в организованную деятельность детей, в том числе требующих особой педагогического внимания

Проявление личности воспитанников

Уровень сплоченности коллектива

Каждый воспитанник занимает достойное место в коллективе, участвует во всех формах групповой деятельности

Удовлетворённость учащихся, учителей, родителей

Совместное участие в делах

Посещение учащимися мероприятий в рамках реализации проекта

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Условием успешной реализации проекта являются следующие ресурсы:

кадровые: подготовка педагогических кадров для работы по проекту;

методические: разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по проекту; издание сценарных разработок, методических рекомендаций;

организационные: координация работы по проекту; организация ключевых дел в рамках проекта;

материальные: обеспечение финансовой поддержки.

Ожидаемые результаты

- максимальная занятость учащихся в шестой школьный день;

- организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности;

- повышение активности участия родителей в воспитательных мероприятиях в шестой школьный день;

- активизация деятельности детских и молодежных объединений и организаций;

- совершенствование работы органов самоуправления;

- повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте представлена система работы по здоровьесбережению, формированию навыков здорового образа жизни, реализуемая в шестой школьный день.

Проект адресован заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам – организаторам, руководителям физического воспитания.

Пояснительная записка

Информационно-педагогическая карта проекта

Основные направления работы по проекту (блоки – блоги)

Этапы реализации проекта

Перспективный план реализации проекта

Список используемой литературы


Пояснительная записка

«Здоровье – это состояние полного физического,

духовного и социального благополучия,

а не только отсутствие болезней

В последние годы всё более актуальной становится проблема здоровья подрастающего поколения, как показывают многочисленные независимые исследования, наши дети испытывают острый дефицит двигательной активности, который в конечном итоге выливается в целый букет заболеваний. Исходя из этого, целью работы по проекту является создание прочной основы для воспитания здорового человека, сильной, гармонично развитой личности; расширение двигательных возможностей; компенсация дефицита двигательной активности детей.

С другой стороны не все школьники и их родители имеют правильное представление о здоровом образе жизни. Причинами ухудшения здоровья являются нарушение режима дня, неправильное питание, недостаточное количество физических нагрузок, перегруженность учебной деятельностью. Наряду с проблемами здоровья можно выделить психологические проблемы, такие как отсутствие понимания с родителями, учителями, неумение взаимодействовать с одноклассниками.

На решение этих вопросов направлен наш проект, на внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что образовательный процесс осуществляется.


Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!

Аннотация проекта.

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

Франсуа Волетер.

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.


1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

- коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

- здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.

1. Описание проекта.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

1.3. Актуальность проекта.

1.4. Цель проекта.

1.5.Задачи проекта.

1.6. Прогнозируемые результаты.

1.7. План реализации проекта.

1.8. Реализация проекта.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹

По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.

Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.

¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.

1.3. Актуальность проекта.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.


Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:


• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.


На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Проект шестого школьного дня

Одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день. Не все дети и взрослые умеют правильно, а главное полезно организовать своё свободное время. Поэтому деятельность педагогического коллектива в шестой школьный день направлена на помощь родителям в организации досуга детей, на привлечение учащихся и взрослых к социально значимой, общественно-полезной деятельности. Необходимо создать условия для расширения сферы интересов наших детей, научить их отдыхать интересно, разнообразно, полезно, проводить мероприятия, направленные на становление и укрепление физического, психического, морального здоровья. При организации шестого школьного дня мы уделяем особое внимание вовлечению в социально значимую деятельность учащихся, состоящих на различных видах учета.

Педагогический коллектив школы считает, что поможет нам в этом сатира и юмор. Посредством сатиры и юмора мы вскрываем проблемы и мотивируем учащихся, педагогов, родителей, жителей нашего города к их решению.

· Цель проекта – помощь родителям в правильной организации досуга детей, организация совместной занятости детей и взрослых в шестой школьный день , мотивация учащихся на социально значимую деятельность с использованием средств сатиры и юмора.

· организовать совместную деятельность родителей и детей в шестой школьный день;

· формировать навыки здорового образа жизни;

· мотивировать учащихся на социально значимую деятельность ;

· привлечь учащихся, требующих повышенного педагогического внимания, к проведению мероприятий в шестой школьный день;

· сплотить детский посредством развития системы самоуправления.


I. Основная идея проекта

В дом, где смеются, приходит счастье.

Идея нашего проекта заключается в том, что бы в выступлениях нашей команды КВН, агитбригад, публикациях в СМИ и социальных группах в сети Интернет показывать социально значимые проблемы, мотивировать всех участников образовательного проекта к их совместному решению.

Тематика суббот продумана таким образом, чтобы ребята имели возможность в течение месяца заниматься разнообразной деятельностью: участвовать в различных творческих, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, туристических мероприятиях, организовывать экскурсии, встречаться с интересными людьми, участвовать в исследовательской, поисковой работе (Приложение 4).

Каждую субботу школа осуществляет межведомственное взаимодействие, задействует ресурсы учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, общественных организаций.

Важнейшими направлениями работы в шестой школьный день является работа волонтерских, тимуровских отрядов и благотворительная деятельность. Благотворительность позиционируется как доступная, понятная, прозрачная и даже увлекательная деятельность по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Таким образом, в школе разработана и реализуется своя воспитательная модель шестого дня. Все мероприятия объединяют веселое, позитивное настроение, радость, юмор, смех, доброта.

Читайте также: