Проект шахматы в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования. Во время открытия 17 международного шахматного турнира имени Анатолия Карпова, проходившего в поселке городского типа Пойковском, Наталья Комарова сделала заявление о том, что наш округ переходит на всеобщее шахматное образование.

В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую – Интеллект.

Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.

Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 70% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

Аннотация проекта

Проект предназначен руководителям, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической работы и планирования по шахматному образованию, включающей создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, организацию различных видов детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.

Материал проекта по организации шахматной деятельности, является одним из основных аспектов интеллектуального развития. Показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития воспитанников средствами шахматной деятельности, при реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Особенностью представленного материала является его системность при организации работы по шахматной деятельности в детском саду (ближайшее социальное окружение), ресурсное обеспечение педагогического процесса, материально-техническое оснащение, связь с социумом.

Материал ориентирован на развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе шахматной деятельности.

Основными направлениями проекта являются: создание психолого-педагогических условий для успешной популяризации шахмат среди детей дошкольного возраста и родителей, обеспечение единства образовательного пространства на территории округа, овладение дошкольника азами шахматной игры; формирование предпосылок для осознанного отношения дошкольника к такому виду спорта как шахматы.

Проект предназначен руководителям, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической работы и планирования по шахматному образованию, включающей создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, организацию различных видов детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.

разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности.

  • Обеспечить подготовку педагогов к внедрению интеллектуальных игр шахматной направленности в образовательную деятельность, организовать активные формы обмена педагогическим опытом;
  • обеспечить методическое сопровождение использования интеллектуальных игр по шахматной деятельности в ДОУ, трансляцию и тиражирование инновационного опыта, обеспечить проведение мониторинга эффективности проекта;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по использованию интеллектуальных игр шахматной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
  • разнообразить формы и средства популяризации интеллектуальных игр, сопряженных с шахматным образованием, в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Сроки реализации проекта

1 этап – проектировочный (2014 -2015 учебный год)

С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Шахматы – интереснейшая игра с древнейшей историей, популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей и детей во всех уголках планеты. Учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в развитии, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

ВложениеРазмер
proekt_korolevstvo_shahmat.docx 80.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 г. Санкт - Петербург

1. Титульный лист… 1стр.

3. Паспорт проектной работы…3-4стр.

4. Введение… 5стр.

5. Основная часть…6 стр.

Теоретический раздел…6 – 9стр.

5.1. История возникновения шахмат

5.2. Шахматная доска и фигуры

Практический раздел … 10 стр.

6. Результат … 11 стр.

7. Заключение… 12стр.

8. Литература и интернет – источники… 13стр.

9. Приложение № 1… 14-15 стр.

10. Приложение № 2… 16-18 стр.

11.Приложение № 3…19 стр.

12. Приложение № 4… 20 стр.

13. Приложение № 5… 22 стр.

14. Приложение № 6…2 4 стр.

Паспорт проектной работы

Руководитель проекта: Крюкова Е.С.

Участники проекта: дети старшей группы детского сада, воспитатели.

Длительность проекта: октябрь 2018 - апрель 2019 г.

Цель : Познакомить детей старшей группы с игрой в шахматы.

  1. Узнать из книг историю игры в шахматы.
  2. Создать условия для развития шахматного образования детей дошкольного возраста и популяризация шахмат среди детей старшей группы.
  3. Познакомить со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей.

4. Познакомить ребят с шахматной доской и фигурами.

5. Вызвать желание научиться играть в шахматы.

6. Рассказать правила игры.

7. Ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста ( 5 – 6 лет ).

8. Выработать у детей навык постоянного принятия решения.

9. Развить интерес и любовь к игре у детей.

1. Воспитанники должны знать названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) .

2. Знать шахматные термины: белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь.

План работы над проектом

Подготовительный ( 1 день )

На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, составили план работы и обеспечили ребят шахматной доской и фигурами.

Организационный ( 20 дней )

Мы изучали информацию о истории игры в шахматы и шахматных фигурах.

Подготовили для шахматного уголка книги о шахматах.

Основной (4 дня одновременно с предыдущим этапом)

На основном этапе работы мы знакомились с шахматной доской и фигурами, с некоторыми шахматными терминами

Рисовали и раскрашивали шахматные фигуры.

Играли в дидактические игры про шахматы.

Знакомились с загадками про шахматы.

Итоговый этап (1 день)

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка.

Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Шахматы – интереснейшая игра с древнейшей историей, популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей и детей во всех уголках планеты. Учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в развитии, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Проблема поиска эффективных методов развития интеллекта очень актуальна в наше время. Идея использования игры в шахматы при формировании интеллектуальных способностей у детей успешно реализуется во многих странах мира.

Поэтому цель нашей работы – познакомить детей старшей группы с игрой в шахматы, вызвать желание научиться играть.

В ходе работы дети узнают историю возникновения игры в шахматы, знакомятся с шахматной доской и фигурами.

Важным достижением проекта можно считать возросший у детей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру.

Основной этап (Теоретический)

История возникновения игры в шахматы

О том времени возникновения игры в шахматы до сих пор разгораются споры, но большинство учёных сошлись во мнении, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.

Существует несколько вариантов легенд о появлении шахмат.

Первая легенда гласит, что один умный крестьянин пришёл к королю и рассказал о чудесной игре.

Игра очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое : положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтоб с каждым разом количество зерен увеличивалось вдвое. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали делать подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете.

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился и объяснил все досконально об игре в шахматы. В награду король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину.

Согласно второй легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных.

В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

Как мы видим, в данных легендах различаются лишь лица, научившие властителя игре в шахматы, всё остальное же остаётся практически неизменным.

К 11 веку шахматы стали известны всем странам Европы. В 15 веке появились первые шахматные клубы, а в 19 веке начали проводиться международные турниры.

Первым чемпионом мира по шахматам стал Вильгельм Стейниц.

Знаменитыми шахматистами стали наши соотечественники : Александра Алёхин, Юрий Авербах, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров.

Шахматная доска и фигуры

Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 попеременно белых и чёрных квадратов. Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикальными, горизонтальными и диагональными.

Вертикальные ряды полей-клеток обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, а горизонтальные ряды - цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Соответственно каждое поле обозначается сочетанием этих букв и цифр.

Доска располагается так, чтобы у каждого партнёра справа было белое игровое поле.

Правая сторона доски (от играющего белыми фигурами) называется королевским флангом, левая — ферзевым.

В шахматах существует 6 разных фигур : король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Ферзь и ладья считаются тяжёлыми фигурами, конь и слон лёгкими. Всего в шахматах два набора фигур – белые и чёрные. В каждом наборе по 16 фигур : 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Король – самая важная фигура на поле. Невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит и к проигрышу. Ходит король только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.

Ладья в индийской игре - это боевая колесница. Она изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси фигуру стали называть ладьёй, потому что изображением птицы Рух украшали нос древнерусского судна - ладьи. Ходит ладья на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Фигура обычно имеет вид круглой крепостной башни.

Слоном в древних шахматах была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

В России раньше эту фигуру тоже принято было называть "офицер". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом, а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера) .

Ходит слон на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, напоминая собой одежду священника.

Пешка. Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат". Ходит пешка на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй - пешки.

Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так :

Белые фигуры - Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.

Черные фигуры - Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.

Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный - на черном.

Ходом называют перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. Ход на поле, занятое фигурой противника, означает ее взятие, и она должна быть немедленно снята с доски. Первым делает ход партнер, у которого белые фигуры.

Затем, игра не закончится, ходы делают поочередно. Цвет фигур партнеров в любительских партиях определяется жребием. Ход считается сделанным, когда играющий, переместив на свободное поле фигуру, отнял от нее руку.

Следующая сказка, которую мы прочитали была Шахматная сказка

После того как дети познакомились с фигурами, мы послушали замечательные стихотворения про шахматы

Выучив названия всех фигур, мы приступили к знакомству с шахматной доской, на которой чередуются поля белого и чёрного цветов. Мы узнали, что ходить фигуры могут по горизонтали (слева направо, по вертикали (сверху вниз) и по диагонали (наискосок) . Также мы научились правильно расставлять шахматные фигуры на доске.

Мы ознакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.

Цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша главнейшая цель – прививать интерес к мудрой игре.

Важным достижением проекта можно считать возросший у детей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту интеллектуальную игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.

Используемая литература и интернет источники

Скажите детям, что больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Попросите детей запомнить расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета.

Во втором ряду выстраиваем пешки. Затем попросите убрать войска в коробочку и по сигналу самим расставить их, кто быстрее.

Если хочешь умным стать —
Надо ум тренировать!
Во всем мире в шахматы играют,
Гимнастикой ума их называют.

Шахматная доска и расстановка фигур.

Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Лишь дебют закончит ловко
Может сделать рокировку.
А без войска остаётся,
То врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт,
Лично всем отпор даёт.
16

Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов .

Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!

Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.

А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.


Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.

Рокировку делай смело:
Шаг, ещё один шажок
Короля уводим в бок.
А теперь ладьёй шагаем,
Короля так прикрываем,
Чтобы он спокоен был –
Домик штабом послужил.

Шах и мат не путай брат.
Знает каждый – стар и млад:
Если спасся падишах-
Это будет только шах.
Если ж королю не скрыться,
Перекрыты все границы,
Значит это точно мат.
А противник будет рад!

Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,
А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)

Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)

Если ты играешь ловко,
Знай, как делать … (рокировку)

Королю ещё не крах,
Если ты заметишь … (шах)

Коли ходишь наугад,
Можешь сделать только … (пат)

Нет пути теперь назад!
Я уверен – это … (мат)

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. ( шахматы )

Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами - просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг- друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевсто на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие чёрвствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками.

Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть - исполнилось предсказание старой колдуньи - прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.

Давным-давно, 1,500 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран - Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско : и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.

Никто не пожалеет о времени, отданного шахматам, ибо они помогут в любой профессии…

Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.

Наш детский сад вот уже 6 лет сотрудничает с Центром внешкольной работы Талнаха, представителем которого является педагог дополнительного образования Зайкина Виктория Леонидовна. Она учит наших детей азам шахматной премудрости, ведет их к маленьким победам, учит не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу совместную образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.

Цель проекта:

Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.

Задачи проекта:

Образовательные:

познакомить детей с историей игры в шахматы;

совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;

сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

развивать навыки общения и коммуникативной культуры;

создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;

формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;

формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);

сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Срок реализации проекта: сентябрь 2016г. - апрель 2018г.

Содержание этапа

Организационно-диагностический

Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта

Определение ресурсного обеспечения реализации проекта

Проведение вводного тестирования

Практический

Работа над образовательным, творческим проектом

Оформление результатов реализации проекта

Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов

Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Программно-методическое

План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.).

Материально-

техническое

Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реа­лизуется по следующим основным направлениям:

Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.

Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В 2016-2017 учебном году:

первый этап:

сменная выставка творческих работ по шахматной тематике (работы из пластилина, бумаги, теста и др.);

оформление настенного логотипа шахматного кружка и шахматных фигур;

В 2017-2018 учебном году:

развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада;

чтение детской художественной литературы о шахматах;

детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов;

выставка по итогам иллюстрирования;

участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах;

второй этап:

сменная выставка творческих работ по шахматной тематике в разной технике;

изготовление отдельных напольных шахматных фигур для развивающих занятий.

Оформление результатов проекта и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада в апреле - мае 2018 года.

Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.

ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ

развитие познавательной деятельности;

развитие представлений о предметном окружении;

расширение кругозора детей.

развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;

пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;

развитие свободного общения с детьми и взрослыми.

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

развитие игровой деятельности.

Чтение художественной литературы:

ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на шахматную тематику;

разучивание стихов, загадок о шахматных фигурах;

инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок о шахматах.

учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительность.

сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

создание условий для формирования правильной осанки.

развитие музыкально-художественной деятельности (разучивание песен к шахматному развлечению).

воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей;

Проект

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы (6-7 лет), родители.

Время проведения проекта: 1 год

Проблема: П опуляризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Цель проекта : Познакомить детей в игровой форме с историей шахмат. Научить детей играть в шахматы.

Задачи проекта: Р асширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность воспитанников. Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическую память и мышление, развивать наблюдательность и внимание.

Воспитывать у воспитанников настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах; стойкий характер; развивать коммуникативные качества. Побуждать уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап.

Вводный

Сбор информации о шахматах, изучение книг и энциклопедий

2 этап. Подготовительный

Изучение литературы по теме.

Подготовка консультация для родителей.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал.

Высказывают свои мысли, идеи.

3 этап.

Выполнение проекта.

Знакомство в игровой форме с историей шахмат и Шахматным королевством.

Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами, начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие шахматных фигур. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка.

Знакомство с правилом взятия на проходе.

Знакомство с королем и его особая роль.

Знакомство с понятиями шах, мат, пат. Ничья. Варианты ничьей.

Знакомство ценностью шахматных фигур.

Знакомство с рокировкой. Шахматная нотация.

Нападение и защита.

Мать ферзем одинокому королю.

Мат ладьей одинокому королю.

Как начинать партию?

Тактические приемы. Вилка. Двойной удар. Связка.

Знакомство в игровой форме с историей шахмат и Шахматным королевством.

Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами, начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие шахматных фигур. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка.

Знакомство с правилом взятия на проходе.

Знакомство с королем и его особая роль.

Знакомство с понятиями шах, мат, пат. Ничья. Варианты ничьей.

Знакомство ценностью шахматных фигур.

Знакомство с рокировкой.

Решение шахматно-тематических задач.

4 этап.

Результаты

Проведение шахматного праздника.

Турнир между детьми.

5 этап.

Постановка задач для будущих проектов.

Актуальность

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир. Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

Учебно-методическое

Малыши играют в шахматы / В.Г.Гришин - М. Просвещение 1991.

Тайны шахматного королевства / О.В.Закотина, Е.В.Половина – Ростов-на-Дону: Легион 2016.

Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.

Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.

Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Необходимые условия реализации проекта (что нужно чтобы проект реализовался)

Интерес детей и родителей;

Наличие шахматного инвентаря и наглядных шахматных пособий.

Продукт детской деятельности:

Овладение детьми игрой шахматы.

Проведение шахматной эстафеты.

Ожидаемые результаты

Дети: Улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;

расширить кругозор, путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения;

приблизиться к историческому наследию достижений спортсменов своей Родины;

повысить интерес к игре в шахматы, которая помогает стать более уверенными в себе, целеустремленными;

развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;

Родители: Улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов; повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; приобщать своих детей к занятиям спортом.

Педагоги: Повысить интерес организации проектной деятельности; создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей в дошкольном учреждении; повысить компетентность сотрудников образовательного учреждения в вопросах игры в шахматы.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы организации

Знакомство с в игровой форме с историей шахмат и Шахматным королевством.

Разгадывание кроссворда о шахматных фигурах.

Восприятие художественной литературы

Знакомство с энциклопедическими статьями на соответствующую тематику.

Разучивание стихов про шахматные фигуры.

Музыкальная

Прослушивание музыки и песен про шахматы и шахматные фигуры.

Выполнение движений, на напольной шахматной доске, шахматных фигур под музыку.

Рисование шахматной доски и шахматных фигур.

Вырезание шахматных фигур.

Лепка из пластилина шахматных фигур.

Читайте также: