Проект секреты бабушкиного сундука в доу

Обновлено: 07.07.2024

2.1. Цель проекта: Познакомить с предметом мебели наших предков – сундуком.
2.2.Задачи:
Для детей:
Образовательные: узнать, что такое сундук, какое значение имел сундук в жизни русской женщины.
Выяснить назначение сундука.
Выяснить содержимое сундука
Рассмотреть элементы росписи сундука.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к истории и культуре России, к ее быту.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
- Обогащение словарного запаса.
На протяжении всего проекта я старалась обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к истории и традициям русской культуры.
- Поддерживать интерес к своей национальной культуре.
- Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

Оценить 1164 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

в старшей группе на тему:

Выполнила воспитатель Ионцева Н.В.

3. Предполагаемый результат

4.Этапы реализации проекта

7.Список используемой литературы.

1.Паспорт проекта

Вид проекта: групповой.

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители

Типпроекта: познавательный.

Сроки реализации проекта: февраль 2019

2.Программа проекта

2.1.Цель проекта: Познакомить с предметом мебели наших предков – сундуком.

2.2.Задачи:

Для детей:

Образовательные: узнать, что такое сундук, какое значение имел сундук в жизни русской женщины.

Выяснить назначение сундука.

Выяснить содержимое сундука

Рассмотреть элементы росписи сундука.

Развивающие:

- Развивать интерес детей к истории и культуре России, к ее быту.

- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

- Обогащение словарного запаса.

На протяжении всего проекта я старалась обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к истории и традициям русской культуры.

- Поддерживать интерес к своей национальной культуре.

- Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

Для родителей:

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

- Способствовать установлению партнерских отношений и дружеских связей родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Для воспитателей:

- Собрать материал о сундуке, как о предмете народного творчества.

-Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач.

- Проведение тематических занятий, бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр;

- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

- Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материала по теме.

Роль родителей:

- помощь в поисковой работе по подбору необходимого материала;

- изготовление (совместно с детьми) макета сундука.

3. Предполагаемый результат

Предполагаемые результаты для детей:

- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

- дети получат знания об истории возникновения сундука и его видах;

- развитие познавательного интереса, воображения;

-умение видеть красоту изделий, прививать уважительное отношение к изделиям сделанным своими руками, к обычаям и традициям;

- закрепление знаний детей о народных, обычаях и традициях. - познакомятся со стихами, легендами, приметами о сундуке

Предполагаемые результаты для воспитателей:

- появится тесный контакт с родителями воспитанников;

- повысится статус группы;

- пополнится предметно - развивающая среда;

Предполагаемые результаты для родителей:

- родители станут активными помощниками в жизни группы;

- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

4.Этапы реализации проекта

1этап. Подготовительный:

1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2. Подбор произведений, пословиц, разработка презентаций.

3.Привлечение родителей к сбору информации.

4.Разработка плана по реализации проекта.

5.Обогащение развивающей среды.

6.Диагностика знаний детей

7. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей

2. этап. Реализация проекта:

1.Проведение с детьми:

знакомство с народными приметами и традициями.

2. Проведение консультаций для родителей и педагогов.

3.Организация выставок детского творчества.

3 этап. Заключительный.

Диагностика полученных знаний.

Анализ полученных данных.

5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Познакомить с бытом крестьян на Руси

Познакомить детей с понятием сундук

Рассказать о разных видах сундуков

Расширять знания детей о сундуках и о том, что хранилось в них

Д/и игра «Что хранит бабушкин сундук?

Продолжать закреплять знания детей о назначении сундука. Развитие речи.

Прививать интерес к творчеству, закрепить понятия о сундуках

Продолжать знакомить детей с наиболее распространенным на Руси видами сундуков - подголовник с плоской откидной крышкой и теремок с выпуклой.

Рисование сундука подголовника

Развитие творческих способностей, закрепление понятия подголовник

Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?

Прививать интерес к творчеству, закрепить понятия о сундуках

Развитие творческих способностей

Закрепить знания детей о том, что хранилось в сундуках. Развитие речи.

Познакомить с народными приметами и традициями

Закрепить знания о внешнем виде сундука

Конспект НОД по хохломской росписи «Сундук-Ковчег

- продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы

Развитие творческих способностей

Открою бабушкин сундук . Галина Шенина.

Прививать интерес к творчеству, закрепить знания о том, что хранится в сундуке

Загадки: Что же могло скрываться в сундуке?

Учить отгадывать загадки, закрепить знания о вещах, которые хранятся в сундуках, развитие речи

Закрепление знаний о сундуке

выставка поделок и рисунков детей и родителей

Привлечь родителей к совместному с детьми творчеству

6. Результат проекта:

Продукт проекта:

Анализ достижения целей и полученных результатов.

Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:

- У детей появился интерес к быту и традициям русского народа, расширились представления о русском быте.

- Расширились знания о назначении сундука, его содержимом.

- Создана развивающая среда: подобранны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)

- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

7.Список используемой литературы.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990.

А.П.Рогов. Мир русской души.- М.: Терра – Книжный клуб, 2002

Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010

Интернет-ресурсы

Виды сундуков.

Дорожный сундук

Небольшие по размеру и металлические изделия получили название сундучок, или ковчежец.

Ковчег— небольшой сундучок, ящик из серебра или дерева, обитый кожей. Более распространенным названием было ларец или ларчик. В нем обычно хранили драгоценности и украшения, в том числе и религиозные святыни.

Шкатула — ящик, обтянутый кожей или тканью, железом. Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное н аименование шкатулка.

Теремок

Приметы и поверья.

• Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.

• Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет.

• Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.

народные традиции.

• При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.

У одного вождя по имени Нди было три сына. Однажды, заболев, он созвал своих сыновей и сказал им:

— Я умираю. У меня есть три сундука. В них всё моё богатство. Возьмите себе каждый по сундуку, кто какой хочет. Только не открывайте их, покуда я не умру.

Так они и сделали. Каждый взял себе по сундуку. Вот отец умер, сыновья похоронили его, а потом каждый открыл свой сундук.

У первого сундук оказался полон золота. У второго в сундуке оказались куски разного дерева. А у третьего в сундуке была земля, тоже разная, но кроме неё ничего.

Тогда второй и третий братья сказали:

— Нет, так нехорошо, несправедливо. Надо разделить содержание всех сундуков поровну на всех. Пусть первый отдаст нам каждому по трети своего золота, а мы отдадим по трети своих дров и своей земли.

Но первый ответил им:

— Нет, я так не хочу. Надо исполнять волю отца. Если б кому-то из вас достался сундук с золотом, он бы тоже не стал делиться. Всё дело случая. Но так завещал покойный отец.

Второй и третий братья собрали жителей деревни, всех мудрых людей, рассказали им о своём споре и попросили рассудить. И люди сказали:

— Ваш покойный отец так распорядился, мы ничего изменить не можем. Вождь был умный человек, он наверняка всё хорошо обдумал и знал, что делает.

Тогда братья обратились к властителю всей страны. Но и тот ничем не сумел им помочь.

Тут один старик посоветовал:

— Пойдите к человеку, которого зовут Кабаку. Если кто-то и может помочь вам, так это он.

Братья узнали дорогу и отправились в путь После долгих поисков они увидели дерево, под которым совсем молодой юноша играл с детьми. Братья спросили его, не знает ли он, где найти Кабаку.

— Я Кабаку, — ответил он. — Зачем я вам нужен?

— Мы хотим спросить у вас совета, — сказали они и поведали ему о своём споре.

— Вы спорите из-за наследства, — сказал Кабаку. — Один из вас получил сундук с чистым золотом. Другому достался сундук, в котором собраны все породы древесины, какая только растёт в наших лесах. Третий получил сундук с землёй всей страны. Ваш отец решил, что каждый будет владеть тем, что ему достанется. Двое из вас недовольны и предпочитают золото.

Но я не могу оспорить последнего желания вашего отца. Он был очень мудр. Мне кажется, вы двое тоже можете быть довольны. Ведь один из вас получил во владение все породы деревьев, какие только есть в стране. Это значит, что он имеет права на все леса и деревья. Каждый, кто захочет срубить дерево, обязан платить ему пошлину. Другой получил все разновидности земли. Он имеет на неё права. Если кто-то захочет рыть колодец, выкопать ловушку для крыс или отломить кусок термитника на корм курам, он должен платить за это пошлину обладателю третьего сундука. Надеюсь, теперь, когда вы это поняли, вы все довольны?

— Если хочешь обрабатывать землю — плати мне пошлину.

В другой раз первый брат послал рабов нарубить дров в лесу. Едва они принялись за дело, явился второй брат и сказал:

— Если твои рабы хотят рубить дрова — плати мне пошлину.

Понял первый брат, что ничего со своим золотом сделать не сможет, и разделил его с остальными.

Загадки:Что же могло скрываться в сундуке?

Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Мы на пляж шагаем с мамой,
Я, как груздь, надел панаму.
А на маме, как цветок, -
Яркий ситцевый (платок).

Хранится в сундуке старенький, но очень бережно сложенный платок. Возможно, это свадебный подарок прадедушки. Прабабушка его одевала только на большие праздники. Это же память. Вот так он в сундуке и окажется.


Есть в сундуке и рубаха – косоворотка. «Её мама для папы вышивала. Это свадебный подарок жениху. Вышивки – это обереги, они охраняли от злых духов и сглаза голову, руки и сердце Петра.

Два вышитых конца:

- Помылься хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (Полотенце)

Топили, колотили,
Трепали, мяли, ткали
И на стол постлали. (Скатерть)

- продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы , разнообразием форм, размеров и назначении;

- закреплять знания о колорите, элементах росписи , учить составлять композицию узора на выкройке-шаблоне, выделяя центр, края поделки, используя технологическую карту росписи ;

- воспитывать интерес к народному искусству, уважение к мастерам народного промысла.

Оборудование и материалы :

- иллюстрации изделий Хохломского промысла ;

Ход ООД

Воспитатель : - У меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно сказать комплимент.

Дети дарят друг другу комплименты.

- А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?

- А теперь закрасьте все белой краской. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым? (Ответы детей) .

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (Ответы детей)

- Правильно, в музее.

- Вы посещали наш музей?

- Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

- Сегодня мне передали письмо, оно адресовано всем вам. Хотите посмотреть, что в этом письме?

«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для выставки не хватает экспонатов. (Что такое экспонат) Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеемся, вы сможете его собрать.

Воспитатель : Мы собрали детали картинки, и у нас получилась Сундук , а как именно этот вид сундука называется .

- Для чего они нужны? (ответы детей)

Воспитатель : - Теперь вы знаете, какие бывают Сундуки , из какого материала их изготавливают.

- К сожалению, у нас нет нужных материалов, но зато у нас есть бумажная выкройка Сундук -Ковчег ! И еще у нас есть желание помочь музею, а это значит, что мы справимся с заданием.

Воспитатель : Ребята а какие виды росписи вы знаете (Ответы детей)

Давайте вспомним росписи художников из Хохломы . На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья рябины. Они похожи и не похожи на настоящие. Каждый художник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе. Посмотрите, какие яблочки и листья в узоре на схеме (обратить внимание на расположение : яблок в группе – по трое, узкие листья попарно.

Дети рассматривают технологическую карту, определяют последовательность выполнения росписи .

Самостоятельная работа детей. В ходе работы педагог смотрит, поправляет, советует, напоминает о схемах и аккуратности.

Мы с предметами играем,

Части в слове мы считаем,

Сколько в слове частей, подскажи!

(Дети называют предмет хохломской росписи и вместе отстукивают количество слогов с проговариванием)

Слова : ПЛОШКА, СОЛОНКА, БОЧОНОК, ТОЛКУШКА, БЛЮДО, ЩЕЧКА, ЛОЖКА, ЧАШКА

Воспитатель : Расписывая свои Сундуки -Ковчеги , вы старались, вложили в работу свою любовь. И ваши Ковчеги стали прекрасными и сказочными.

Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?

«Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,

Гвоздикой, тмином, имбирем. А уж диковинок-то в нем!

Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,

Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.

Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.

Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань!

А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек,

Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.

Тут в уголке - конфеты, сладости, для внуков милых много радости,

Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.

Открою бабушкин сундук . Галина Шенина.

В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука –
Истории семьи строка.

«Туфельки, шляпки с вуалью,

бисером шитый кисет,

Куклы тряпичные, старый корсет…

В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух.
Защекочет в горле запах нафталина
И необъяснимый от вещей старинных.
Как-то я решила перебрать старьё,
Может что-то ценное? Нет, одно рваньё.
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Среди видового многообразия народной культуры особое место занимает детская игрушка: она вводит ребенка в мир материальной и духовной культуры общества, осуществляя его связь с окружающим миром.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность игрушек, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению игрушек своими руками.

Формы взаимодействия с родителями

Включение родителей в проектную деятельность помогает детям понять, что история их предков неразрывно связана с историей прошлого нашей страны.

Формы взаимодействия с родителями:

- семейные прогулки в музей;

- изучение семейных архивов и подготовка информационной справки по их материалам (краткий рассказ ребенка об объекте и его ценности).

Цель и задачи организации проекта

Участники проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта

Дети Приобщение к истории, культуре и традициям народа в процессе духовно-нравственного воспитания • формировать знания о разнообразии и назначении игрушек;

• обогатить знания дошкольников об истории возникновения игрушек;

• развивать познавательную активность, любознательность, интерес детей к игрушкам наших бабушек и дедушек;

• формировать ценностное отношение к истории и культуре Родины;

• Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой изобразительной, речевой деятельности.

Педагоги (воспитатели, специалисты ДОУ) Создание условий для приобщения детей к традициям и обычаям русского народа. • Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации об игрушках отражающие историю, культуру и традиции наших бабушек и дедушек;

• Создать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую вхождению ребенка в жизнь нашихбабушек и дедушек;

• Подобрать ситуации, способствующие повышению интереса детей к прошлому.

Родители Способствовать активному вовлечению родителей в деятельность ДОУ, просвещению родителей в вопросах воспитания у детей любви к истории жизни наших предков.

• Дать методические рекомендации о том, как рассказывать детям об истории жизни наших бабушек и дедушек, как не перегружать ребенка впечатлениями.

Участники проекта : педагоги дошкольного образовательного учреждения: воспитатели средней группы; дети и их родители.

Срок реализации: февраль 2016 год

Основание проекта

Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Образовательная область познавательное развитие:

- рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество);

- чтение познавательных сказок;

- беседы о декоративно-прикладных промыслах (гжель, хохлома, Каргополь);

- рассматривание изделий (Гжель, Хохлома, Каргополь и др.);

Образовательная область речевое развитие:

-драматизация сказок по выбору детей;

-отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;

-разучивание потешек, закличек, дразнилок;

Образовательная область художественно-эстетическое развитие:

- рассматривание элементов народных росписей;

Образовательная область социально-коммуникативное развитие: сюжетно - ролевая игра "В гостях у бабушки".

Условия реализации проекта

Внутренняя среда (специально организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ и в группе) :

• словесное искусство (художественная литература, фольклор);

• изобразительное (тряпичные куклы и их изображение).

Внешняя среда (социальные институты, предполагающие участие их работников в образовательной деятельности дошкольников) :

• краеведческий музей (русская изба)

• библиотека (художественная литература, фольклор).

• Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. М., ЦГЛ, 2005.

• Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. – М. : ТЦ Сфера,2003.

• Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артёмова. - М. : Просвещение, 1992.

• Князева О. А. ,. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, Санкт – Петербург, 1998

• Проектная деятельность в детском саду :организация проектирования, конспекты проектов / авт. -сост. Т. В. Гулидова. - Волгоград, 2014

Формы реализации проекта

Образовательный проект реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы:

• утренние сборы в группе детского сада, позволяющие организовать введение детей в проблему изучения истории и культуры наших бабушек и дедушек на основе их интересов и потребностей; либо сделать выводы по наблюдениям, фотоматериалам, собранным на протяжении какого-то определенного времени;

• экскурсии реальные – с целью изучения какого-либо объекта; взаимодействие с музейным педагогом на экспозиции краеведческого музея.

Этапы реализации проекта

№ этапа Название блока Сроки

I Подготовительный этап 1 неделя февраля

• Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет-ресурсы;

• подготовка материала для творчества (ткань, нитки, тесьма, ленты).

II Основной этап (реализация проекта) 2-3 неделя февраля

2.1 рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество.);

- чтение познавательных сказок;

- беседы о декоративно-прикладных промыслах;

- рассматривание изделий, (Гжель, Хохлома, Каргополь и др.);

-драматизация сказок по выбору детей;

-отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;

-разучивание потешек, закличек, дразнилок;

- рассматривание элементов народных росписей;

-сюжетно - ролевая игра "В гостях у бабушки".

III Заключительный этап 4 неделя февраля

- дети получат знания об истории возникновения, разнообразии игрушек;

-дети узнают, в какие игрушки играли много лет назад, из чего их делали ;

-дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме;

- осуществляют проектную деятельность вместе с взрослыми коллективно;

- проявляют интерес к истории жизни нашихбабушек и дедушек;

Родители, в том числе старшее поколение (бабушки и дедушки) :

- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с историей их прошлого;

- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, предметы быта для мини-музея ДОУ, наглядно-демонстрационный материал);

- принимают участие в выставках, экскурсиях;

- создают дома условия для духовно-нравственного воспитания и личностного развития детей.

Педагоги (воспитатель и специалисты) :

-появится тесный контакт с родителями воспитанников;

-повысится статус группы;

- пополнится предметно - развивающая среда;

-разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Прикреплённые файлы:

Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, др. социальные институты.

Целью проекта является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры как страны, так и региона.

Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.

Примечание 2: данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ, был дважды опробован с детьми средней группы (июнь 2012 г), с детьми старшей группы (декабрь 2013).

Задачи.

1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

2. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.

3. Приобщить детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи. от пляски, сказки и музыки до театра.

4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.

6.продолжать формировать привычку к здоровому питанию через знакомство с некоторыми принципами русской народной кухни.

Актуальность проекта.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Методическое обеспечение.

Пособия для детей.

Итог проекта:

- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках.

Совместная деятельность детей и взрослых

Познание

- подвижные (гуси-лебеди, эхо, совушка, лиса в курятнике, коршун и наседка);

- хороводные (хороводная-огородная, у рябинушки, как у наших у ворот, тетера шла и др)4

  • проведение праздников (Осенины, Катерина-санница, наум -грамотник, Святки, Масленица);
  • Организация развлечений в соответствии с народным календарем (А у нас — капустник!, Колядки, Емельян-перезимник, игры-посиделки);
  • Ситуативные разговоры на прогулке с учетом интересов детей;

2. крупным строителем;

3. в уголке экспериментирования;

4. в творческой мастерской;

Чтение художественной литературы

Сказки

- «Пузырь, соломинка и лапоть;

Рассказы

Стихотворения

Отгадывание загадок о природе, животных, растениях.

Рисование

- опыты с красками;

- Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т.д.);

- рассматривание элементов народных росписей;

- Создаем необычные краски (из угля, желтков, крахмала).

Главная Поздравления 8 Марта

Разработчик проекта: Романович М.А., воспитатель высшей категории. пгт. Яшкино 2016

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта: с 1 декабря 2015г. по 31 января 2016г.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы-оберега. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
  2. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;
  3. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;
  4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;
  5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Предполагаемые результаты для детей

  • повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников
  • повысится статус группы
  • пополнится предметно — развивающая среда
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

  • родители станут активными помощниками в жизни группы
  • отношения родителей и детей станут более близкими

Этапы работы над проектом

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
  3. Разработка плана по реализации проекта.

Работа с родителями

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

План реализации проекта

Образовательные области программы

Виды деятельности:

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

Вместе с детьми мы выяснили, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают

интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней

Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.

Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них — это тряпичные куклы-обереги, и они у нас получились. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов.

Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.

Читайте также: