Что такое хпд в доу

Обновлено: 06.07.2024

На протяжении многих лет детский сад был базовым учреждением города. Коллектив педагогов под руководством заведующей Пелевиной Инессы Степановны и методиста Мельниковой Тамары Петровны неоднократно участвовал в городских семинарах, принимал гостей из Чехословакии. В 1985 году педагоги успешно прошли министерскую проверку. В 1990 году в детском саду проводился областной семинар для методистов и инспекторов горрайоно области.

С 1990 года по 1994 год коллективом детского сада руководила Отличник народного образования Мельникова Тамара Петровна. Под ее руководством качественно изменилась предметно-развивающая среда групп, коллектив успешно продолжал педагогическую деятельность, рос профессиональный уровень педагогов. В результате проведенной аттестации педагогам детского сада Гавриловой С.В., ВальковойЛ.Н., Валиковой Е.Н., Хариной О.Ю., Колесовой Н.М., Зверевой С.В. была присвоена 1 квалификационная категория

С 1994 года по 2002 год руководство детским садом приняла Маслова Светлана Владимировна. Коллектив педагогов успешно продолжал свою трудовую деятельность, бережно сохраняя сложившиеся ранее традиции.

В 1996 году педагогами детского сада был проведен творческий отчет для руководителей дошкольных общеобразовательных учреждений города.

В 1990 году творческая группа детского сада разработала первую программу развития ДОУ.

В 2000 году коллектив детского сада успешно прошел аттестацию ДОУ, в результате которой ему был присвоен статус "Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с физкультурно-оздоровительным и нравственно-эстетическим приоритетным направлением развития воспитанников".

С 2003 года коллективом дошкольного образовательного учреждения руководит заведующая 1 квалификационной категории Айметова Фаина Александровна.

К этому времени в детском саду сформировался профессиональный коллектив единомышленников, неоднократно участвовавший в открытых мероприятиях округа.

В 2009 году

Результатом творческой активности педагогов в 2003 году явились следующие достижения:

- 3 место в окружном смотре - конкурсе

- Призовое место в окружном конкурсе инновационных проектов и методических разработок в ДОУ.

Педагоги и дети детского сада являются активными участниками окружных, а впоследствии и районных мероприятий:

2007 г. Лауреаты районного смотра-конкурса предметно-развивающей

среды

2008г третье место в областном конкурсе инновационных проектов и

2008г Призеры районного конкурса спортивных площадок.

2009г. второе место в областном конкурсе инновационных проектов

2014г.третье место во Всероссийском конкурсе работ "Дары осени"

2015г.второе место во Всероссийском конкурсе "Талантоха" в номинации "Рисунок"

2015г.первое место во Всероссийском конкурсе "Человек и природа"

На базе детского сада неоднократно проводились методические мероприятия на уровне Вязниковского района:

2004г. Методическое объединение воспитателей 2 младших групп

2005г. Методическое объединение воспитателей 1 младших групп

Методическое объединение воспитателей подготовительных групп

2006г. Методическое объединение воспитателей средних групп

Методическое объединение инструкторов по ФИЗО

2007г. Методическое объединение воспитателей средних групп

Методическое объединение старших воспитателей

2008г. Методическое объединение воспитателей 2 младших групп

Методическое объединение специалистов по ХПД

2009г. Методическое объединение воспитателей 2 младших групп

2010г. Методическое объединение инструкторов по ФИЗО

2011г. Методическое объединение инструкторов по ФИЗО

2011г. Методическое объединение воспитателей подготовительных групп

2011г. Методическое объединение воспитателей средних групп

2012г. Методическое объединение воспитателей подготовительных групп

2013г. методическое объединение воспитателей групп раннего возраста

2013г. методическое объединение музыкальных руководителей

2013г. методическое объединение специалистов по ХПД

2014г.методическое объединение воспитателей 2 младших групп

2014г.методическое объединение воспитателей средних групп Вязниковского района

2015г.методическое объединение воспитателей старших групп

Состав коллектива детского сада долгие годы остается неизменным на 85 %.

В настоящее время коллектив детского сада продолжает работу по повышению качества образования в детском саду.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

упражнять Костю и Машу в составлении целого изображения из частей.

НОД.

  1. Музыка (физическая культура, здоровье, безопасность, труд, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы) Цель: учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, подбирать инструмент, соответствующий характеру музыки
  2. Художественное творчество (познание, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, безопасность, социализация, труд,)

Прогулка: карточка № 10

СПД. Опытно-экспериментальная деятельность, труд, безопасность. Ознакомление со свойствами глины, песка; составление коллекции - дать представление о полезных ископаемых

СДД. Социализация, труд, коммуникация, безопасность. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей - развивать творчество, инициативу.

Прогулка. Карточка № 11

Оформление с детьми генеалогического дерева

ВТОРНИК

Работа с родителями

СДД.Коммуникация. Рассматривание семейных реликвий и придумывание о них сказочных историй - проиллюстрировать и сделать книгу или фильм

СГД.Социализация. Ситуативный разговор о правилах поведения в общественных местах. (Азбука этикета) – закреплять правила поведения.

СИД. Коммуникация. Марсель, Вова – рассказы о своей семье – развивать речевую активность, употреблении прилагательных

НОД

I. Познание (сенсорика, ФЭМП) (коммуникация, социализация, труд, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество)

Цель:познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки.

II. Безопасность (Познание, коммуникация, музыка, физическая культура, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд, здоровье )

Безопасность на природе.

Цель: познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес.

Прогулка. Карточка № 13

Прогулка. Карточка № 14

СРЕДА

Работа с родителями

СДД.Коммуникация, социализация, познание. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности – умение находить занятие по интересам

СИД.С Катей, Леней, Женей закрепить названия комнатных растений.

НОД

I. Познание (формирование целостной картины мира) (коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка)

Цель:дать представление о нравственном поведении в отноше­ниях между взрослыми и детьми, знать членов семьи и ближайщих родственников.

II. Музыка (здоровье, безопасность, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы)

Цель: развивать творческую фантазию, воображение, обогащать музыкальные впечатления детей, развивать чувство ритма.

Прогулка. Карточка № 15

СИД.Дидактическая игры на цвет с Артуром и Сергеем -способствовать умению детей различать основные цвета и их оттенки

СПД.Ситуативный разговор о поведении в общественных местах, в частности, как вести себя в семье - учить детей делать простейшие выводы, понимать, что в семье все заботятся друг о друге

СДДРабота в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра – развивать творчество

Закрепить знания детей о свойствах песка и камня.

Прогулка. Карточка № 16

ЧЕВЕРГ

Работа с родителями

СДД.Экспериментирование с ветром (вертушка) – побуждать детей проводить эксперименты

НОД

I. Познание(конструирование и познавательно- исследовательская деятельность)(коммуникация, социализация, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы)

Цель: продолжать развивать умение детей строить перекрытия, отражать в постройках представления о знакомых предметах.

II. Коммуникация (развитие речи) (Познание, социализация, художественное творчество

Цель:побуждатьдетей называть членов своей семьи.

Понимать роль взрослыхдетей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные.

Прогулка. Карточка № 17

СИД. С Ваней, Дашей закрепить состав числа 5 из двух меньших (с осенними листьями)

СДДПродуктивная деятельность . Изготовление построек для членов семьи – способствовать развитию у детей чувства ответственности за членов его семьи.

Прогулка. Карточка № 18

ПЯТНИЦА

Работа с родителями

СДД.Труд, бекзопасность.Работа по уходу за растениями – самостоятельно определять какие растения нуждаются в поливе перед выходными днями.

СГД.Коммуникация,познание. Ситуативный разговор о том, где и кем работают родители – закрепить знания детей о профессиях родителей, вызвать интерес к ним

развитие форм проявления различных эмоций (сердитый воробей, добрый воробей, воробей папа, мама), раскрепощение участников

СИД. Социализация, коммуникация.Разговор с Данилой Максимом о культуре поведения во время приема пищи – воспитание культурно-гигиенических навыков.

НОД

I. Чтение художественной литературы (познание, коммуникация, социализация)

Цель: прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты при помощи моделей; помочь увидеть за словом образ и предать его в разговоре, рисунке и движении.

II. Физическая культура (здоровье, безопасность, музыка, коммуникация)

Цель:Вырабатывать умение двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве,развивать координацию при выполнении основных движений

Прогулка. Карточка № 19

СИД.Коммуникация, социализация. Ситуативный разговор о честности с Марселем, Кариной – воспитание у детей нравственны качеств: честность, умение держать слово и т.д.

СПД.Познание, безопасность, труд, художественное творчество. Экспериментирование с водой. Работа по уходу за растениями (рыхление) Игровое упражнение

Познакомить детей с некоторыми предметами – помощниками в домашнем труде - воспитывать

уважение к повседневному труду родителей

Прогулка. Карточка № 20

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Примерный календарный план группы компенсирующей направленности на одну неделю

Здесь представлен примерный календарный план группы компенсирующей направленности на одну неделю, все последующие недели составляются аналогично.

Примерный календарный план работы

Примерный календарный план работы.


Примерный календарный план фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ТНР.

На каждой неделе проводятся занятия по развитию навыка словообразования, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. В плане так же указаны темы занятий и изложена последова.


Примерный календарный план группы компенсирующей направленности на одну неделю

Здесь представлен примерный календарный план группы компенсирующей направленности на одну неделю, все последующие недели составляются аналогично.


примерный календарный план на сентябрь по работе с детьми в компенсирующей группе

Представляю Вашему вниманию примерный план работы с детьми( календарный), который может варьироваться, но который применим в группе компенсирующей направленности для детей 4-7 лет.


примерный календарный план на ноябрь по работе с детьми в компенсирующей группе

Возможно, пригодится примерное планирование в группе компенсирующей направленности для детей 4-7 лет.

Примерный календарный план воспитательной работы на год (Младшая группа)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Суть личностно ориентированной модели дошкольного образования - обучение и воспитание личности с максимальной возможной индивидуализацией, созданием условий для саморазвития и самообучения. Это такой тип обучения и воспитания, который основывается на диалоге, моделировании ситуаций выбора, свободного обмена мнениями, авансировании успеха.

Содержание личностно ориентированной модели дошкольного образования много-компонентный. Он должен включать не только знания, умения и навыки, но и способы практической деятельности, творческий опыт ребенка.

Качество образования при личностно ориентированной ее системе должна быть такой, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта дошкольного образования).

Стратегия современной личностно ориентированной дошкольного образования - опережающее развитие личности каждого ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

Обучение и воспитание в условиях личностно ориентированной педагогической системы должно быть гуманным, эффективным, без авторитаризма и постоянных наставлений, направленное на развитие познавательной активности ребенка.

Широкое внедрение личностно ориентированной модели дошкольного образования в жизнь тормозится из-за инерции педагогов, что связано с длительным опытом применения более легкой в управлении детским коллективом авторитарной модели, традиционных способов организации обучения.

Реализуемость личностно-ориентированного подхода к детям:

использование дифференцированных заданий;

работа в группах, парах;

активизация каждого ребенка;

свобода выбора материалов; объединение детей в группы;

предоставление возможности для самореализации;

наличие дидактических материалов для каждого ребенка.

Инновационные виды занятий:

- комплексное - состоит из нескольких взаимосвязанных между собой частей, которые подчиняются единой цели, дополняют друг друга, составляют единое целое;

- комбинированное - состоит из нескольких частей, почти не связанные между собой;

- тематическое - подчиняется определенной теме и одной цели;

- интегрированное - стержнем является тема - образ, который раскрывается через различные виды деятельности детей, стимулирует их познавательную деятельность.

Типы занятий: индивидуальные (1 - 4 ребенка), индивидуально - групповые (до 8 детей), групповые (до 15 детей).

Приоритеты сегодня следует предоставлять таким формы работы с дошкольниками: общению с детьми (довольно эффективное общение в кругу), наблюдению, чтению и обсуждению произведений художественной литературы, решению проблемных задач и ситуаций, творческой игре, самостоятельной игровой деятельности, практической деятельности дошкольников, исследовательско-поисковой деятельности.

Доминирующая роль принадлежит групповым или фронтальным формам работы (занятия) с детьми, а индивидуальным - позволяют реализовать индивидуализированную программу развития ребенка, что опережает возрастной уровень или же имеет более низкие возрастные показатели развития.

Требования к конспекту НООД в ДОУ:

Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

Указать тип, вид занятия.

Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи

(с учетом не паспортному, а психологическому возрасту).

Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.

Обязательная игровая форма проведения занятия.

Четкая мотивация занятия.

Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.

Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, педидей, методологии ТРИЗ; отказаться в детском саду от занятий-уроков, как в школе.

Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.

Отказаться от чрезмерной опеки детей.

Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.

Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.

Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.

Наличие индивидуального развивающего материала.

Правильное расположение детей - залог успеха(лентой полукругом , в кругу, за столами ).

Заботиться о активную речевую деятельность каждого ребенка.

Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.

Учить детей находить разновариантное решения поставленных задач, активное использование методологии ТРИЗ, открытых вопросов.

Ограничения в речи воспитателя антипедагогичных выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, спишь на занятии и др.

Обеспечить гигиенические, педагогические, психологические, эстетические условия для проведения занятия, охрану жизни и здоровья детей.

Уровни проведения НООД:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

• выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

• умение прогнозировать свою деятельность;

• умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

• самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

• логика мышления, умение доказать свою точку зрения;

• гибкость, нестандартность мысли;

• скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

• возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

• поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

Нетрадиционные варианты НООД и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Требования к НООД в детском саду.

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности детей

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Метод моделирования и конструирования.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

• Эмоциональная насыщенность окружения.

• Мотивирование детской деятельности.

• Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее).

• Проблемные ситуации и задачи.

• Неясные знания (догадки).

Чем отличаются комплексные и интегрированные занятия?

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - восстановление, восполнение, объе­динение в целое каких-либо частей.

комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - понятие, означающее состояние свя­занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Читайте также: