Проект русская печь в доу

Обновлено: 05.07.2024

Русская печка всему дому кормилица. Автор Светлана Горячева. Занятие по развитию речи для детей от 5 до 8 лет.

Похожие презентации

Презентация на тему: " Русская печка всему дому кормилица. Автор Светлана Горячева. Занятие по развитию речи для детей от 5 до 8 лет." — Транскрипт:

1 Русская печка всему дому кормилица. Автор Светлана Горячева. Занятие по развитию речи для детей от 5 до 8 лет.

3 Хозяин и хозяйка в избе.

4 Рисунок русской печи.

5 Фотография русской печи в избе.

Каминопечь из кирпича

6 Устройство русской печи.

7 Шесток печи долгое время остаётся тёплым.

9 Хозяйка ухватом достаёт чугунок с кашей из печи.

11 Хозяйка достаёт пироги из печи.

15 По щучьему велению.

21 Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь. Слайд 6, 7. Воспитатель: Дети, отгадайте загадки. Загадывание загадок. Чего из избы не вытащишь? (печь) Зимой нет теплей, а летом нет холодней. (печь) Шуба в избе, а рукав на улице. (печь и труба) Без чего печь не затопить? (без дров) В чём варили кашу, щи в русской печи? (в чугунке) Слайд 8. Чем вытаскивали горячий чугунок из печи? (ухватом) Слайд 9.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Новизна проекта состоит в том, что дошкольники будут знать и будут дальше продолжать изучать культуру своих предков.

Гипотеза: Уровень познавательного интереса и творческих способностей повысится у детей старшего дошкольного возраста в результате знакомства с культурными традициями русского народа.

Цель проекта :

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, посредством знакомства с русской печкой.

1. Знакомить детей с предметами русского быта, с русской печью.

2. Изучить внешнее и внутреннее строение печи, печную утварь.

3. Расширять кругозор детей посредством организации социального партнерства выставок, экскурсий, встреч с интересными людьми.

4. Продолжать знакомить детей с образом русской печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.

5. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Тип проекта :

творческий, познавательный

Проект- долгосрочный (Январь-май 2019г.)

Участники проекта :

дети старшей группы, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.

2. Этапы реализации проекта :

Подготовительный – январь 2019г.

Основной – февраль – апрель2019г.

Заключительный – май 2019 год.

Содержание проекта :

Подготовительный (январь 2019г.)

1. Создание совместного плана работы с детьми

2. Подбор наглядного и методического материала

3. Подбор научно-популярной и художественной литературы

Основной (Февраль – апрель 2019г.)

Решаемые задачи Деятельность участников Сроки

Обучать правильному подбору

цветовых сочетаний, развивать и укреплять навыки рисования,

развивать художественный вкус,

создавать эмоциональную атмосферы.

В самостоятельной деятельности дети рисовали и раскрашивали эпизоды из разных сказок про печку.

Познакомить с особенностями профессии, рассказывать о разных печах, их устройстве, предназначении. Встреча с профессиональным печником.

Воспитывать у дошкольников интерес к мультфильмам, побуждать детей к активному обсуждению сюжета и пересказу, формировать эмоциональную отзывчивость на мультипликационный

Побуждать детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

Формировать психические процессы и способности детей.

Итоговый (Май 2019г.)

1. Диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Анкетирование родителей

3. Оформление выставки поделок

5. Анализ результатов деятельности

Работа с родителями:

Сбор информации и фотографий для проекта,

Создание альбомов и фотоальбомов,

Создание поделок для проекта.

Материально – технические обеспечения: Компьютер, бумага, краски, кисти, баночки для воды, карандаши, цветные мелки, пластилин, телевизор, аудиозаписи, колонки для звуковоспроизведения, иллюстрации.

Кадровое обеспечение: 1. Кадровые ресурсы: педагоги дополнительного образования, воспитатели группы.

Техническое оснащение занятий: Музыкальный центр, компьютер, телевизор.

Результаты реализации проекта :

Повышение интереса детей к народным истокам и традициям нашего народа.

Работа над проектом помогла расширить кругозор детей о русской избе, изучить внешнее и внутреннее строение печи, печную утварь.

Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства. Возможность проявить свою самостоятельность, творчество.

Создание альбомов и фотоальбомов, поделок о печке. Приобщение дошкольников к истокам традиционной культуры, понимание народных игр, фольклора, обычаев, традиций.

Продукт проекта :

По результатам реализации проекта можно сделать вывод : были пополнены знания детей о культуре и быте предков. Ребята смогли прикоснуться к наследию прошлого русского народа.

Ребята узнали, что, русская печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни русского человека. Без неё жизнь людей в прошлом была невозможна. Мы познакомились с устройством русской печи, узнали, какой должна быть настоящая русская печь, расширили свои знания об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.

Печь – сердце и душа дома, основа – крестьянского быта. Без русской печи жизнь людей в прошлом была невозможна.

Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше. Печь уходит в прошлое, и поэтому ради сохранения русской культуры мы должны знакомить дошкольников с историей русской печи.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

Список использованных источников

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Название проекта

Возраст детей

Участники проекта

заведующая библиотекой п. Скреблово, родители

Тип проекта

Длительность проекта

проект средней продолжительности:

Цели проекта:

- приобщение детей к истокам русской культуры и быта через формирование представления о русской печи;

- развитие познавательных интересов и творческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- Собрать информацию о роли, месте и назначении русской печи в крестьянском быту.

- Формировать знания детей об устройстве русской печи.

- Обогатить словарь детей новыми словами.

- Развивать творческие способности у детей.

- Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки).

- Повысить интерес родителей воспитанников к участию в мероприятиях вместе с детьми.

Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте.

Задачи:

  • Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
  • Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
  • Совершенствовать умение лепить из теста.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.

Ход образовательной деятельности

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Люди свойские, простые. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите.

Ребята, а знаете, куда вы попали? Вы попали в старину, в далекое прошлое, попали ко мне в дом. А дом мой - изба называется. Я хозяйка этой избы, проходите, заходите гости дорогие. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах?

А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?

Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему так ласково люди обращались к печке?

Хозяйка. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. Вы запомнили, как к печке люди обращались? Давайте повторим такие красивые слова о печке все вместе.

Светло от печи и тепло.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Без печи хата не хата.

Печка - наше солнышко.

Печь нам мать родная.

Хозяйка.

А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?

Хозяйка.

Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.

(Показывает иллюстрации из сказок, дети отгадывают сказки.)

Хозяйка. А вы, знаете, в чем в старину кашу варили? (В чугунке.) А чугунок брали ухватом, чтоб руки не обжечь. А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (Деревянными.)

А из чего эти ложки сделаны? (Из дерева.)

Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем.

Хозяйка. Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.

Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:

«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)

С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?

Ответы детей: с хлебом.

А какой вы любите хлеб?

Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?

Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?

Ответы детей: из магазина.

Хозяйка. А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу.

Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:

« Посадили в землю зёрнышко…(надавливают кончиками пальцев)

Осенью пошёл дождь…(легко барабанят пальцами)

Потом зимой выпал снег…(медленно надавливают ладонями)

Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)

А затем приехал трактор и всё вспахал…(аккуратно тормошат)

И зёрнышко стало расти, расти, расти….(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)

(Когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют.)

Раньше зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.

(Показывает букет из колосков.)

Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Посмотрите, какая мука? Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Когда тесто замешано, его скалкой раскатывали. Затем тесто в печь ставили и пекли. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.

Хлеб всему голова.

Без хлеба нет обеда.

А хотите что-нибудь постряпать из теста? Тогда садитесь за столы, сейчас мы будем стряпать пирожки. Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Пирожки тогда получаться пышными, душистыми, вкусными.

Дети катают шар.

Расплющивают в лепешку.

В серединку кладут ягодку чернослива.

Прищипывают края пирожка.

Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока наши пироги пекутся, мы с вами отгадаем загадки.

Загадки.

  1. Если работает она, не будет голодная семья. (Печка.)
  2. Книзу узок, вверх широк, не кастрюля… (Чугунок.)
  3. Кашу из печи тащит, чугунок очень рад, что его схватил…(Ухват).
  4. Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой,

Ждёт лошадка у ворот, открывай пошире рот. (Ложка.)

Хозяйка. Ой, чувствуете, ребята, как вкусно пахнет? Это же наши пироги пекутся, и чтобы они быстрее испеклись, споём для наших гостей песенку.

Испечём мы пироги сладкие такие,

Испечём мы пироги гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

УУУУУУУУ-х.
Испечём вам пирожки…

Испечём вам колобки…

Хозяйка. Ну-ка посмотрю пироги. Ой, да какие пышные да румяные. Вам в корзинку положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете. Вы Хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.

Приходите ещё в гости.

Читайте также: