Проект русская матрешка в доу

Обновлено: 06.07.2024

Актуальность
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.


Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования её.

Тип проекта:
по методу: информационно - познавательный, творческий;
по составу: детско-взрослый;
по форме организации: групповой, индивидуальный, фронтальный;
по характеру контактов: внутри групповой;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие направлено на формирование интересов детей, любознательности, развитие воображения, творческой активности. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря; развитие связной, диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой. Художественно – эстетическое развитие реализуется через восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие детей предполагает применение подвижных игр по теме проекта
Участники: дети их родители, воспитатели
По продолжительности: краткосрочный, 3 недели.
Цели: Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография.
3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

I этап – Постановка проблемы
Внести в группу Семёновскую Матрёшку. Выяснить, знают ли дети, как называется эта игрушка? Откуда она взялась? Предложить детям узнать больше об этой игрушке.
• Формулировка цели и определение задач.
• Подбор материалов по теме проекта.
• Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.
• Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов.
• Изучение методической литературы, сбор информации.
• Составление плана основного этапа проекта.
II этап – Реализация проекта.
III этап – Демонстрация продуктов проекта.

Подготовили : Попова Олеся Юрьевна; Спиридонова Мария Викторовна.

ВложениеРазмер
proekt_ruskaya_matryoshka_starshaya_gruppa.doc 277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

для детей старшего дошкольного возраста

р.п Сосновка 2017 г.

Тип проекта: познавательно – творческий

Вид проекта : групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с ноября по февраль,

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, , родители воспитанников.

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.

Задачи проектной деятельности:

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография,.
  3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

Дети буду иметь знания и умения:

  1. Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
  2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
  3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
  4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
  5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
  6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
  7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
  8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Гипотеза проекта : если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)

Формы реализации проекта :

  • непосредственно – образовательная деятельность
  • прогулки
  • наблюдения
  • чтение художественной литературы
  • совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
  • художественная деятельность
  • рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
  • самостоятельная игровая деятельность детей
  • трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

Стратегия осуществления проектной деятельности : Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

1.Определение темы проекта

2.Формулировка цели и определение задач

3.Подбор материалов по теме проекта

4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.

5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

6.Изучение методической литературы, сбор информации.

7.Составление плана основного этапа проекта

II этап – основной

1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2.Познакомить детей с историей матрёшки.

3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

III – этап заключительный

1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

Содержание проектной деятельности.

Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (н-р, дерево для народных игрушек - матрешек и др.)

2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки.

3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

II. Наблюдение (на прогулке):

1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки).

2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру.

3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе.

3. За играми детей на прогулке.

1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя.

2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега , песка и др.).

2. Учить строить матрешку из песка, используя для украшения кусочки ткани, цветные ленты, бросовый материал..

3.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности.

III. Игровая деятельность

(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)

1. Нарисуй на песке ( матрешку.

2. Мы – веселые матрешки

3. Раз – матрешка, два – матрешка…

4. Добрось мяч до матрешки

1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки.

2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус.

3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.

1.Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.

2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно.

1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.

1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.

2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова.

2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.

2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых (мастеров, народных умельцев, художников, продавцов, покупателей и др.)

3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.

4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам.

IV. Непосредственно – образовательная деятельность

1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве.

2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.

3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.

4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.

1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси.

2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.

4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.

1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников.

1. Расширять кругозор о видах матрешки, использовании различных материалов при изготовлении, использовании матрешки в жизни человека.

2. Развивать мышление, познавательный интерес, диалогическую речь, коммуникативные способности, воображение.

3. Воспитывать доброжелательность, целеустремленность, ответственность, уважение к сверстникам и взрослым.

2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки).

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

V. Ознакомление с художественной литературой.

Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.

3. Развивать память, мышление, речь.

4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.)

3. Учить выкладывать узор.

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками.

5. Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.

VII. Трудовая деятельность:

1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)

2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.

3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой.

4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников.

VIII. Взаимодействие с родителями:

1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.

3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.

4. Создать эмоциональный настрой.

Итог работы над проектом:

В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Проект "Русская Матрешка" для детей старшей группы

данные проект - это целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русс.


Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки – русской матрешки. Создание праздничного настроения у детей.

Формирование представлений детей о русской культуре и воспита.

Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры.



Проект "Русская матрёшка" для детей старшего дошкольного возраста

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание сво.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект методической разработки развлечения

развитию детей 5-6 лет

(старшая группа)

Рычихина Ж.В-воспитатель.

Основное содержание проекта…………………………………………………..7

Ожидаемые результаты реализации проекта………………………………….11

« Современная теория художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная, структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества [ 7,11 ] .

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Система художественно – эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника.

Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Возраст с рождения до семи лет – период приобщения ребёнка к изучению окружающего мира и период его начальной социализации. В дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей.

Таким образом, большую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы - материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования [ 2,102 ] .

Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса. Сущность художественно -эстетического воспитания включает в себя несколько основных положений. Во- первых, художественно – эстетическое воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного. Во- вторых – формирование у ребенка способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Важная задача художественно эстетического воспитания – формирование художественного вкуса. И уже на основе него развивается способность к самостоятельному творчеству в детском саду. Ведь главное в художественно эстетическом воспитании – развитие таких качеств и способностей, которые позволят личности стать, творцом эстетических ценностей, получая удовольствие от них и красоты окружающей действительности. В ФГОС ДО подчеркивается значимость, обращения внимания на всестороннее развитие каждого ребенка, построение индивидуальной траектории развития, которая может быть реализованная в художественно – эстетическом развитии.

Постановка проблемы: определить эффективные методы формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о декоративно – прикладном творчестве русского народа, путем художественно – эстетического развития.

Актуальность проекта: у современных детей не сформированы представления о народных игрушках и способах их создания.

Новизна проекта состоит в использовании для росписи бросового материала (пластиковых бутылок различной принадлежности).

Задачи проекта:

3. Развитие у детей изобразительных умений и навыков.

4. Формирование у родителей готовности к организации совместной деятельности с детьми и педагогами.

5. Систематизация знаний педагогов о декоративно – прикладном искусстве русского народа.

Целевая группа проекта: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: 15.06.2017 – 15.07.2017.

.Этапы реализации проекта:

2. Основной - реализация содержание проекта – работа с детьми, работа с родителями, оснащение развивающей среды, рекомендации родителям - 3 недели 18.06.17-10.07.17.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

2 этап. Основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

Продуктивная деятельность

Музыкально-художественная деятельность

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

2. Дидактические игры:

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

1. Оформление методических пособий для педагогов.

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Читайте также: